988 Может быть, подобного рода жезлы имели значение в церемониале византийского двора и появлялись в руках приближенных императора или царедворцев, посланных им и исполняющих его повеления. 989 Также знаменитый врач древности, родился в 131-м году по Р. X. в Пергаме, умер около 200-го года, жил, преимущественно, в Риме. 993 Очень верную художественную оценку миниатюр рукописи Козмы Индоплова, равно как и византийской миниатюрной живописи, вообще, читатель найдет в сочинении профессора Кондакова: «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей», Одесса 1876. 995 Немало иллюстрированных манускриптов, также, вероятно, сгорело при пожаре Константинопольской библиотеки (730 г.), в котором, как известно, современники обвиняли императора Льва Исаврянина, истребителя икон. 996 Schnaase, Geschichte der bild. Kunste, dritter B-d; – Unger, Griechenland im Mittelalter und in der Neuzeit, in Ersch und Gruber allg. Enc. T. 25; – Emeric David, Histoire de la Peinture au moyen age; – Carriere, die Kunst im Zusammenhang der Culturentwickelung und die Ideale der MenBchheit; – Bayet, Recherches pour servir a l’histoire de la Peinture; – Gibbon, History of the decline and fall of the roman Empire; – Schlosser, Geschichte der bildersttirmenden Kaiser, Frankfurt a. M. 1812; – Paparrigopoulo Histoire de la Civilisation Hellenique, Paris 1876. 998 Образчик подобной живописи, изображающей в небольших размерах восхитительные декоративные мотивы, исполненные живыми, яркими красками, рельефно положенными на золотом грунте, напоминая эмаль, читатель может видеть в кодексе DXL XI-ro века венецианской библиотеки, заключающем в себе четыре евангелия на греческом языке. 999 Протестанты северных частей Европы, как, например, Шотландии, Швеции и Финляндии с большей исключительностью относятся к религиозному искусству, чем протестанты южной Германии, Швейцарии, Франции и т. д. В этом не трудно убедиться, посетив протестантские церкви тех и других стран. Протестанты юга допускают большее украшение внутренности своих храмов, чем протестанты севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

988 Реже мы находим у нашего отца и правильное представление об образе и подобии Божием. 989 У св. Амвросия мы встречаемся и с учением о совести, хотя тоже недостаточно выясненным и обрисованным. Часто именем совести св. отец называет внутренний, прирождённый человеку, нравственный закон, отождествляя его с законом, упоминаемым ап. Павлом в Рим. 2, 14 – 15 , 990 или, другими словами, с lex naturalis. «Вполне достаточный свидетель (в смысле критерий) добра и зла – совесть». 991 У Бога свидетелем является совесть, достаточно верная для этого даже в неверной груди. 992 «Совесть – это внутреннее око. Если совесть твоя чиста, чисто и тело твоё; если она темна, тогда и тело твоё, вследствие ночи твоей совести, темно». 993 «Что такое грех , – рассуждает миланский святитель в другом месте, – как не нарушение божественного закона и неисполнение небесных предписаний?» Предписания же эти мы воспринимаем не телесными ушами, но, по слову Божию, в нашей душе возрастают некоторые естественные представления того, что добро и что зло, к чему должно стремиться и чего избегать: в этих представлениях нам слышится голос Божий, и заповеди эти написаны не чернилами на каменных скрижалях, а духом Бога живого в наших сердцах. 994 «Есть люди, – говорит св. Амвросий в толковании на псалом 39, – которые по природе творят дела законные, как язычники, которые не слышат закона и сами себе суть закон, которые соблюдают узнанные ими заповеди Божии». 995 Этот внутренний закон, или совесть, св. Амвросий, вслед за Филоном, называет также «словом правым» (sermo rectus). 996 Но чаще св. епископ отличает совесть от прирождённого нравственного закона, отводя ей роль свидетельницы нравственного закона, или обличающей бесчестных, или защищающей невинность, 997 другими словами, выдвигая её в качестве непогрешимого судьи человеческих поступков, причём на первый план выступает её обличающий и наказывающий человека за содеянный грех характер. 998 «Какое наказание может быть тяжелее мучения совести? Может ли быть другой приговор таким же суровым, как свой собственный, которым каждый сам себя обвиняет и порицает за то, что он несправедливо нанёс обиду своему брату?» 999 Впрочем, в силу допущенного св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Средний образ жизни ( μοη, с. 29, р. 1004 D.) не имеет равночестия (σοτιμαν, ibid. p. 1005 А.) с описанным и уступает ему первенство (τ πρωτεα, ibid.), но, по некоторым существенным своим признакам он приближается к нему в большей мере, чем удаляется от третьего образа жизни. В среднем образе жизни аскеты усматривали много полезного (πολ τ χρσιμον, ibid. p. 1004 D.), находя его сообразным со временами и нуждой тела. Существенные признаки его: 1) некоторая, незначительная впрочем, стяжательность (κτημοσνη) или, лучше сказать, средняя нестяжательность (μση κτημοσνη), заботливость (φροντς) о приобретении материальных средств для поддержания телесной жизни. Но святые, проводившие подобную жизнь, заботились только о необходимом утешении тела, чтобы оно, оставленное без попечения, не разрушилось вопреки воле Создателя (ibid. р. 1005 А.), и занимались рукоделием настолько, насколько требовала неотложная телесная нужда; 2) часть времени, как видно из сказанного, посвящалась на телесные труды и попечение о теле. Этих двух признаков не имеет первый образ жизни; 3) но большая часть времени (τ δ πλον το καιρο) употреблялась ими на попечение о душе, – на молитву, чтение и преуспеяние в добрых делах (р. 1005 В.); они юношеской стопой (νεαρ τ χνι, с. 31. p. 1005 D.) идут за представителями высшего образа жизни. Третью, и притом низшую ступень занимают многовещественная жизнь ( πολλος ζω, ibid. с. 15, p. 989 А.), многостяжательная (πολυκτμων, с. 13, p. 985 С.), и многовещественные монахи (с. 31, р. 1005 D, 1008 А.: ο πολολοι). Этот именно образ жизни и порицается аскетическими писателями, так как он по прекрасному выражению Василия Великого , есть возвращение в Египет (ροι κατ πλτος. 8, с. 2, Μ. 1. с. p. 996 С.) или отречение монаха от принятых им на себя монашеских обязанностей. У представителей этого образа жизни, по свидетельству ревнителей строгого жития, а) есть только некоторые внешние признаки подвижничества: внешний образ (τ σχμα το μοναχο. Ефрем Сирин , Παραν. 16, p. 277; Нил Синайский , Ad Magn. с. 32, p. 1008 В.) и одно пустое имя (μνον ργν νομα. Ефрем Сирин , и Нил Синайский , 1. c.), не соответствующие делам;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Если же название какой-либо из этих страстей (τι τοτων) употребляется в Писании также и о Боге или о святых, то о Боге ради нас и потому, что Промысл, применяясь к нам, являет (свои) спасительные и благодетельные для нас пути (προϑους) 989 под видом наших страстей; о святых же потому, что они иначе и не могут выразить телесным языком (φωνς) свои духовные (νοερε) отношения и расположения к Богу, как через известные естеству страсти 990 . Схолии 1 . Когда и как страсти эти становятся хорошими? 2 . О том, что Писание образно представляет различные способы промышления о нас под видом известных нам страстей. 3 . О том, что этими именами обозначает Писание такое или иное (ποιν) отношение святых к Богу. Вопрос II Если есть виды (бытия), наполняющие мир, Творец создал в шесть дней, то – что же после этого «Отец делает»? Ибо сказал Господь: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» 991 Разве, впрочем, это говорит Он о сохранении однажды происшедших видов? —56— Ответ Бог, однажды 992 осуществивши (συμπληρσας), как знает Сам, первые основоначала (λγους) 993 [всего] происшедшего (τν γεγεντων) и общие сущности (τς καϑ’ λου οσας) 994 сущего, доселе ещё делает, не только сохраняя, (συντρησιν) их самих в бытии, но и созидая, выводя (προδον) и осуществляя в действительности (κατ’ νργειαν) заключённые в них в состоянии возможности (δυνμει) 995 отдельные существа (μρη) 996 , и сверх того, силою промысла —57— уподобляя отдельные существа (τν μερικν) общим видам (τ καϑ’ λου) 997 , до тех пор пока, через движение отдельных существ (τν μερικν) к благобытию 998 , не объединит их произвольное стремление с (присущим им) по естеству общим (γενικωτρφ) основоначалом (λγ) разумной сущности (и) не сделает их согласными друг с другом и с общим видом (τ λ) 999 , так чтобы отдельные существа не —58— имели произвольного (γνωμικν) 1000 различия по отношению к общему виду (τ καϑ’ λου) 1001 , но чтобы —59— единое и тожественное начало (λγος) созерцалось у всех, не будучи разлепляемо характером тех, о ком оно равно сказуется 1002 , и пока таким образом не покажет Он действенной обожающую всех (λων) благодать. Ради этой благодати ставши человеком, Бог и Слово говорит: Отец Мой доселе, делает, и Аз делаю 1003 , Отец ( μν) – благоволя, Сын – действуя, Дух Святой – существенно исполняя 1004 во всех (π πσιν) благоволение Отца и деятельность Сына, чтобы чрез всех и во всех явился Единый в Троице Бог, соответственно (восприимчивости) созерцаемый каждым из удостоившихся по благодати и всеми вместе, подобно тому как во всём теле и в каждом члене его без уменьшения пребывает по природе душа 1005 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Положены хвалитныя стихиры (главные из них – первыя 4), как таковые же стихиры почти всех двунадесятых праздников, на 4-й глас, глас легкой радости (но, конечно, самогласнаго напева), чем они соответствуют последним стихирам вечерни – стиховным; славник положен на частый для заключительных стихир – 6-й глас, а последняя стихира на «И ныне» на родственный этому последнему гласу (основной для него) – 2-й глас, глас очень редкий для заключительных стихир, чем Рождественская служба в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах 2 гл.), образуя этим свящ. круг бесконечности. Стихиры самогласны 4. Андрея Иерусалимского. Глас 4 Веселитесь 962 , праведные! Небеса, радуйтесь 963 ! Придите в движение 964 , горы – с рождением Христа! Дева сидит 965 , уподобляясь херувимам 966 , нося 967 у груди 968 воплощенное Божие – Слово. Пастухи дивятся 969 Рожденному; волхвы подносят дары Владыке 970 ; ангелы воспевая 971 говорят: непостижимый 972 Господь, слава Тебе. Богородица Дева, родившая Спасителя! Ты упразднила 973 первое 974 проклятие Евы, так как была 975 Матерью благоволения 976 Отца, носив у груди 977 воплощенное Слово Божие. Тайна (эта) не допускает 978 изследования 979 ; верою только все славим ее, восклицая 980 с Тобою 981 и говоря: неизреченный 982 Господь, слава Тебе. Придите, воспоем 983 Мать Спасителя, оказавшуюся 984 и после рождения девою: радуйся, одушевленный Город 985 Царя и Бога, поселившись 986 в котором Христос устроил 987 спасение миру. С Гавриилом воспоем 988 , с пастухами прославим, восклицая 989 : Богородица, умоляй 990 Воплощеннаго из Тебя, чтобы спастись нам. Отец благоволил 991 , Слово стало плотию 992 , и Дева родила вочеловечившагося Бога. Звезда указывает 993 , волхвы поклоняются, пастухи дивятся 994 и творение радуется 995 . Слава , глас 6. Германово Когда (наступило) время 996 Твоего пришествия 997 на землю, была первая перепись 998 вселенной; и Ты тогда восхотел 999 переписать 1000 имена людей, верующих Твоему рождеству; потому – то и был объявлен 1001 такой указ 1002 Кесарем; ибо безначальность 1003 вечнаго 1004 Твоего царства обновилась 1005 рождеством 1006 Твоим; посему и мы приносим Тебе (нечто) более 1007 имущественной 1008 подати 1009 – богатство 1010 православнаго 1011 богословия, как Богу и Спасителю душ наших.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

27:18 Ср. 25:15, 16. 972 а 27:21 Букв.: поле станет свободным. 973 б 27:21 Е вр. херем – «нечто посвященное, акт посвящения, заклятье» . Такое посвящение по обету было более торжественным актом, чем обычное приношение; по существу, это означало отдать что–то/кого–то Богу, т. е. всецело и безвозвратно посвятить Ему на служение (так здесь и в ст. 28) или предать заклятию для полного уничтожения. 974 27:29 Или: обреченный на уничтожение; см. примеч. к Втор 2:34. 975 1:8 Син. пер.: Нафанаил. 976 1:16 Или: князья. 977 1:51 Букв.: ( кто) чужой/ посторонний. 978 2:14 Т ак в друг. древн. рукописях, а также в Вульгате, ср. 1:14; масоретский текст: сын Реуэля. 979 2:17 Букв.: со своей руки — это служило ясным указанием на то, что каждому человеку было отведено свое особое место. 980 3:1 С м. примеч. «а» к Быт 2:4. 981 3:3 И ли: которых он посвятил на священническое служение; см. примеч. к Исх 32:29 . 982 3:4 Букв.: чуждый. 983 3:6 Букв.: приблизь колено Левия. – Здесь употреблен тот же евр. глагол карав «отдавать/преподносить в дар», что и в ст. 4, – по сути, игра слов. Теперь обряд поставления священников описан тем же самым словом – они отданы Богу. 984 3:38 Букв.: чужака. 985 3:40 Евр. глагол наса («брать») здесь употреблен в знач. «собрать, внести в перепись, зарегистрировать» имена. 986 3:41 Букв.: возьми. 987 3:47 Шекель — мера веса и стоимости, 11,5 г, гер — 0,6 г. 988 3:50 Т.е. около 16 кг. 989 4:5 Или (ближе к букв.): ковчег Свидетельства; см. примеч. к Исх 16:34. 990 4:6 Друг. возм. пер.: кожи животных морских – евр. неясен; то же в ст. 8, 10–12, 14, 25. 991 4:34 И ли: князья/ вожди общины. 992 5:2 И ли: проказой; евр. слово, используемое для разных кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена. 993 5:6 Друг. возм. пер.: причинит вред, как то свойственно людям. 994 5:7 См. примеч. к Лев 5:14. 995 5:8 Букв.: выкупающего, т. е. ближайшего родственника, считающего себя обязанным выступать поручителем и готового отдать долг. 996 5:9 Или: всякая часть ( жертвы, евр. терума), которую приносят, подняв ее и размахивая ею. Ниже в книге Числа это жертвенное приношение переводится выражениями «приношение/дар возносимый» или «особый дар/даяние». 997

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сюда нужно отнести постепенное углубление мысли при помощи целого ряда предложений, построенных по одной и той же синтаксической форме. Например, в похвале девству он одиннадцать раз употребляет оборот с ς, причем повторные обороты разделяются на три группы соответственно форме слов – 4†4†3 981 . Три раза повторяется оборот с μ ρα 982 . В похвале Анне пророчице двенадцать раз действительный залог сменяет средний 983 . В слове на Страстную Субботу пять раз повторяется оборот, начинающийся словами « ε ψιλς νθρωπος», семь раз оборот, начинающийся с πασαι (92 В ff) 984 . Подобно другим риторам своего времени, Амфилохий любит украшать свою речь редкими составными словами, например: καναγκαιοπαθς, ρθοβατεν 985 , μματον 986 , μο φιος 987 , δακτυλοδεικτεν 988 . В особенности он любит сложные слова, в состав которых входит παν: πνσοφος 989 , παμμαρος 990 , πανσεβσμιος 991 , πανμνητος 992 . К наиболее часто применяемым литературным приемам Амфилохия относится игра слов. Он употребляет в одном и том же предложении одинаковые слова, но в разном значении, слова созвучные, соответственные и т. д.: Παρθνος γρ φθαρτος ποκυσει... τν λχνον τν φθαρτον 993 , φθρτους κατασκευση δι τς μοιτητος τς πρς τν φθορν 994 , πτ τη... τν βδομδα... καλς βδοματσθη 995 , ζει... μυρζει... καπνζη 996 , κακος κακζετε 997 , πηγ τν πηγν εμενζουσα 998 . Но не только в изложении и в формальных чертах своего творчества Амфилохий позволяет видеть в себе ритора. И по содержанию его сочинения в целом обнаруживают в нем церковного оратора. Это становится ясным из самого разделения его сочинений на отдельные литературные виды. С этой последней точки зрения все его сочинения можно разделить на четыре категории: проповеди, богословские трактаты, дидактические стихотворения и письма. Из списка его сочинений видно, что большинство из них составляют беседы. Из всех сочинений Амфилохия можно указать только два трактата догматического содержания: « Λγος περ υο» и «De Spiritu Sancto». Из них первый – и по названию и по изложению, как показывает сохранившийся из него фрагмент 999 – скорее напоминает речь, чем догматический трактат. Что же касается второго, то это было, по всей вероятности, небольшое сочинение, которое можно было полностью прочесть блж. Иерониму. Его послания написаны также в ораторской форме, тоном проповедника. Сюда относятся: послание, составленное от лица собора, послание к Панхарию, послание к Селевку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества. Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «пост а ви» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон. Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные? Новые открытия Тем не менее, оказалось, что есть откуда. С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень. Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились. Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

http://pravoslavie.ru/56220.html

е. человеком. А человеком стало Единородное Слово Божие, не переставшее быть Богом, но и по воплощении сохраняющее то, чем прежде было“. В заключении проповедник внушает верующим держать в своем уме глаголы благоглаголивого апостола, чтобы благополучно перейти горькие потоки ересей и достигнуть безмятежной пристани истины. – pag. 985 – 989. 4-е и 5-е места в хронологическом порядке должны занять Эфесские проповеди под номерами 4– и 5-м. 4й надписывается: ’Еи " Е σψ λεχθισα προς N εστριον, νχα χατλθον ο πτ πρς τν ϒ αν М αραν, т.е. проповеди, произнесенная в Эфесе против Нестория, когда семь (епископов) перешли к Св. Марии“ (т. е. присоединились к собору, заседавшему в церкви «Св. Марии“); 5-й; λεχθεσα ν Е σψ συνξεων πιτελουμνων, χαθαιρθεντος N εστριου, «сказанные в Эфесе, когда оканчивались собрания по низложении Нестория”. В обеих этих беседах Несторий трактуется, как уже низложенный, изверженный из священного сана и лишенный общения церковного. Именно в 4-й беседе проповедник говорит (р. 993): «ты, ослепленный и обуреваемый манией злоязычия в сем деле, желающий себе самого лишить престола, изъял себя из списка братьев, не признав Того, Который даровал тебе жребий архиерейства... Ныне не павшего поражаю я, не носимого волнами токмо, поражаю дерзкую клевету беззаконных замыслов.. Посему Бог, о Котором ты ложно учил, Низложил тебя и вырвал корень твой из земли живых»... (pag. 996). В 5-й же беседе проповедник вообще говорит уже тоном победителя, игнорируя как бы заносчивость Нестория, не утешает только надеждой себя, что учение, им защищаемое, восторжествует, но постоянно подразумевает уже это торжество, как совершившееся, и потому только советует Несторию не упорствовать, а присоединиться к собору отцов (р. 1001): «прими домостроительство, почти верою таинство; не трудись над тем, что выше ума..., веруй вместе с нами“! Но из истории Эфесского собора известно, что осуждения Нестория было собственно два: первое произнесено было –22 июня, в так называемом 1-м заседании собора, второе – по прибытии папских послов, 11-го июля, в 3-м заседании окончательным судом и низложением Нестория всею Вселенскою Церковью было, конечно, низложение 11-го июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вопрос о награждении Иеромонаха Анатолия, состоящего ныне на службе в Сербской Скоплянской епархии, отложить до возвращения в Россию. 983 Случалось, что ходатайства о награждениях отклонялись по причине краткости междунаградного срока. 984 Иллюстрацией этого может служить решение, вынесенное 15(28) февраля на Отзыв Преосвященного Мелетия, епископа Забайкальского и Нерчинского, по вопросу о награждении протоиерея Константина Коронина палицей: В Виду недавнего награждения протоиерея Коронина золотым наперсным крестом, представление его о награждении палицею отложить до истечения междунаградного срока. О чем Преосвященному Мелетию, Епископу Забайкальскому и Нерчинскому, послать указ. 985 Нельзя не упомянуть о циркулярном указе Высшего Русского Церковного Управления за границей, от 30 декабря 1921 г. – 12 января 1922 г. за 143, предписывающем Управляющим русскими заграничными церквами и общинами и Управляющему военным и морским духовенством Русской армии: не представлять к награждению подведомственных священников и церковнослужителей ранее истечения 3 лет со времени получения им последней награды. 986 Духовенство награждалось правом ношения палицы, 987 саном протоиерея, 988 золотым наперсным крестом, 989 преподаванием благословения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей с выдачей грамоты. 990 Награждение от лица Архиерейского Синода также выражалось в преподании благословения Архиерейского Синода с выдачей установленной грамоты 991 или без выдачи таковой, 992 даровании права ношения палицы, 993 золотым наперсным крестом, 994 саном протоиерея, 995 монашествующих – саном игумена, 996 в преподании благословения Архиерейского Синода с выдачей Библии . 997 2(15) марта 1923 года было разрешено в качестве награды выдать из ризницы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Архимандричий крест Греческому Архимандриту Марку, за его безмездные пастырские труды по Елеонской Монашеской Женской Общине во время войны. 998 Миряне были удостаиваемы получения благословения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей с выдачей установленной грамоты 999 или получения благословения Архиерейского Синода с выдачей Библии . 1000 За что же награждали мирян? К примеру, «за особо усердную и полезную деятельность по устроению и украшению храма». 1001

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010