Голубинский. 1. 1 (2–е изд.). С. 743; «Память». Там же. С. 238–247. Шахматов. Разыскания. С. 34–40, 437 и след.; Никольский. Материалы (1906). С. 225, 228, 230–233; Серебрянский. Древнерусские княжеские жития (1915). С. 48–51. 66 Для ориентировки можно рекомендовать: Smдhlin Karl. Geschichte RuЯlands. 1 (1923). S. 66–134; Goetz L. Staat und Kirche in AlmruЯland, 988–1240 (1908); кроме того: Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands (1925). 2. Гл. 14. 67 Любавский М. Образование основной государственной территории великорусской народности. Заселение и объединение центра (1929); Пресняков А. Образование великорусского государства (1918); Любавский М. Возвышение Москвы, в: Москва в прошлом и настоящем. 1 (1912). 68 См. новые работы Д. Разовского: 1. Печенеги, тюрки и берендеи на Руси и в Угрии, в: Seminarium Kondakovianum. 7 (1935); 2. Половцы. Там же. 7–10 (1935–1938). 69 1–я Новгородская лет., под 6732 (1224) г. 70 См. упомянутые выше работы Любавского и Преснякова. 71 «Более чем из 100 монастырей, приведенных в известность до конца XIII в., — пишет В. Ключевский, — таких пустынек не насчитаем и десятка, да и из тех большинство приходится именно на XIII в. Зато с XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнивались с новыми городскими (42 и 42); в XV в. превзошли их более чем вдвое (57 и 27), в XVI в. — в 1,5 раза (51 и 35). Таким образом, в эти 3 века построено было в пределах Московской Руси, сколько известно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря» (Kljutschewskij. Geschichte RuЯlands. 2. S. 259). 72 Выходцами из бояр или служилых людей были Сергий Радонежский († 1392); Кирилл Белозерский († 1427); Ферапонт Белозерский († 1426); Павел Обнорский († 1429); Григорий Пельшемский († 1441); Иаков Железноборский († 1442); Евфросин Псковский († 1481); Пафнутий Боровский († 1478) — из обращенной татарской семьи; Макарий Калязинский († 1483); Нил Сорский († 1508); Иосиф Волоцкий или Волоколамский († 1515); Иннокентий Охлебинин (ок. 1481), называемый также Комельским; Кирилл Новоезерский († 1532); Корнилий Комельский († 1537); Арсений Комельский († 1550); Даниил Переяславский († 1540); Стефан Комельский († 1542); Савва Вишерский († 1460); Ферапонт Можайский († 1426); из княжеской семьи: Игнатий Вологодский († 1523). Из купцов или посадских людей: Димитрий Прилуцкий († 1392); Дионисий Глушицкий († 1437); Александр Свирский († 1533); Арсений Коневский († 1447); Герасим Болдинский († 1551); Елеазар Анзерский († 1656). Из зажиточных крестьянских семей: Александр Ошевенский († 1479); Антоний Сийский († 1556). Из семьи священника: Евфимий Новгородский († 1458). 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в " Повести временных лет " , – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами " . Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу.

http://sobory.ru/article/?object=14098

Колокольный звон пройдет по всей стране, начиная от Дальнего Востока, по ходу солнца на запад 13 июля. ПРАВМИР. 28 июля во всех храмах и монашеских обителях Русской Православной Церкви пройдет акция «Слава Тебе, Боже!», приуроченная ко Дню Крещения Руси. Колокольный звон пройдет волной по всей стране, начиная от Дальнего Востока, по ходу солнца на запад, сообщает портал «Приходы». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла праздничный благовест начнется в полдень по местному времени и будет звучать в течение пятнадцати минут. Впервые в праздник Крещения Руси волна колокольного звона в храмах всех епархий Русской Церкви была организована в 2012 году. К фестивалю колокольного звона «Слава Тебе, Боже!» присоединились больше 100 городов из разных стран, в том числе России, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана. Суть акции — в единении православных христиан из разных стран в молитве ко Господу. Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь — святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками. Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/den-kreshheniya-rusi-t...

Иоасаф, епископ Угровский (в Галиции) О преосвященном Иоасафе известно, что монашеский подвиг он проходил в Святогорском Успенском Знаменском монастыре в селе Зимне близ Владимир-Волынского. С 1223 по 1230 годы он упоминается епископом Владимиро-Волынским. Когда в 1229 году в Новгороде выбирали владыку, он был предложен как один из трех кандидатов на архиепископию, но жребий пал не на него. В 1229 году на Владимиро-Волынской кафедре упоминается епископ Василий, а владыка Иоасаф был поставлен князем галицким Даниилом на вновь созданную кафедру в городе Угровеске; как пишет летописец: «Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа...» В 1240 году после смерти митрополита Киевского Иосифа он принял на себя управление митрополией. Но так как он эту власть присвоил без согласия князей, то был лишен и своей епископской кафедры. По выражению летописи, «скочи на стол митрополичь и за то свержен бысть стола своего», а епископия переведена из Угровеска в Холм, основанный уже после нашествия монголов. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1397. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1037. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 26, 37. Новгородская летопись. – Т. 1. – С. 45. Летопись по Ипатьевскому списку/Издано Археографической комиссией. – 2-е изд. – СПб., 1908. – С. 163. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 767. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 546. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 294. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 399, 498, 499, 664, 667; т. 3. – С. 16, 413. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Пер. 2. – С. 112. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке X-XI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-XX вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482). В XVIII – нач. ХХ вв. и 1993-1996 гг. Китаевская пустынь являлась скитом Киево-Печерской Лавры, здесь трудились и были погребены многие подвижники (см. ниже). В 1924-1933 гг. Китаево стало организационным центром для монашеской братии, поэтапно вытесняемой советской властью из Лавры и рассеянной по разным лаврским угодьям (см. ниже). После закрытия обители, ее территорией владел Институт плодово-ягодного хозяйства. В 1965 г. Китаево обрело статус памятника археологии, в 1980-х гг. была предпринята попытка организации здесь археологического заповедника. Церковное возрождение пустыни началось с праздничного богослужения в день Св. Троицы 1990 г. в храме прп. Серафима Саровского. С 1991 г. регулярные богослужения совершались в храме Св. Троицы, который до 2009 г. был приходским. С 1993 г. возрождение монашеской жизни на территории обители вел назначенный из числа насельников Лавры архимандрит Пафнутий (Россоха), принявший в схиме имя Феофил (†1996) в честь прп. Феофила Киевского; для совершения богослужений по монастырскому уставу были отведены храмы свв. 12-ти Апостолов и прп. Серафима Саровского, а также пещерная церковь. В 1996 г. обитель преобразована из скита в самостоятельный монастырь. В 2001 г. братией и прихожанами пустыни была разоблачена сделка администрации техникума пчеловодства, работавшего на территории обители с советских лет, по сдаче одного из корпусов в субаренду законспирированной секте «тамплиеров»; признанный нерентабельным, техникум был закрыт, а часть занимаемых им помещений возвращена монастырю (однако властными структурами до сих пор не предоставлено достойное альтернативное жилье семьям, расквартированным в жилом фонде бывшего комбината). Описание [ править править код ] Основная усадьба [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

  Вопреки «Исторической справке» не является фактом основание Киевской митрополии в 862(3) году. Некоторые нотиции (списки митрополий и епархий Константинопольского Патриархата) времен царствования императора Льва VI Мудрого (886-912 гг.) содержат на одном из последних мест (61-м) митрополию Русскую. Присутствует она, однако, не во всех списках. Митрополии в нотициях занимают положение по времени основания, что позволяет считать Русскую митрополию времен Льва Мудрого недавно основанной. После Льва Мудрого эта митрополия не существовала. Неизвестно, где находилась кафедра митрополии, какие иерархи ее возглавляли. Киев, как место кафедры митрополитов Русских, - всего лишь догадка. Не является бесспорным фактом и то, что княживший в Киеве Аскольд являлся когда-либо великим князем. Новая митрополия на Руси основана после Крещения Руси в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире. Возможно митрополит имел пребывание в Киеве. Первое свидетельство о том, что в Киеве был свой архиерей, принадлежит германскому хронисту Титмару Мерзебургскому. Он рассказывает о том, как в 1018 году бывший великий князь Киевский Святополк I и его тесть Болеслав Польский заняли Киев и «в соборе святой Софии, который в предыдущем году по несчастному случаю сгорел, прибывших (Болеслава и Святополка) с почестями, с мощами святых и с прочим всевозможным благолепием встретил архиепископ этого города».   Судьба Киевской митрополии после нашествия Батыя Разгром Киева в 1240 году в результате нашествия Батыя привел к упадку этого города, который лишился прежнего значения. Поэтому митрополиты Киевские стали пребывать в других городах митрополии. Причины, по которым митрополиты стали жить во Владимире, а затем в Москве. Первый митрополит, Киевский и всея Руси после нашествия Батыя уроженец Галицкой Руси Кирилл, рукоположенный в Никее , много путешествовал по своей митрополии, часто бывал в Северо-восточной Руси. Его преемник митрополит святой Максим (грек по национальности) обосновался во Владимире-на-Клязьме, продолжая титуловаться митрополитом Киевским и всея Руси. Следующим митрополитом стал святой Петр (уроженец Галицкой Руси), также выбравший местом своего пребывания Владимир-на-Клязьме. Он скончался в Москве, где, по его завещанию, и был погребен. Его преемник митрополит Феогност (присланный из Константинополя грек), посетив Киев, прибыл в Москву и там поселился. Лишь следующий митрополит святой Алексий, поставленный Константинополе, являлся уроженцем Москвы. В Москве проживали и митрополиты Киевские святители Киприан (болгарин) и Фотий (грек), присланные из Византии. Следует подчеркнуть, что все митрополиты, пребывавшие во Владимире и в Москве, продолжали титуловаться митрополитами Киевскими и всея Руси, посещали Киев, имели в Киеве своих наместников. Все митрополиты Киевские и всея Руси отстаивали единство своей митрополии, добиться разделения которой неоднократно пытались великие князья Литовские, объединившие под своей властью Западную Русь, в том числе и Киев.

http://bogoslov.ru/article/4060465

После этого с дружиной возвращается в Киев, взяв с собой церковную утварь и священников. А в 988 г. он крестит свою киевскую столицу. «Повесть временных лет» под 6496 г. от сотворения мира так описывала это событие: «Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым». Первым каменным храмом на Русской земле стала знаменитая Десятинная церковь в честь Пресвятой Богородицы, возведенная князем Владимиром между 989м и 996 г. Князь выделил на ее возведение и поддержание десятую часть своих доходов – десятину, откуда и произошло название. Это был трехнефный крестовокупольный храм, позднее, при князе Ярославе в 1039 г. обнесенный с трёх сторон галереями. Храм был богато украшен многоцветными мозаиками и фресками. Десятинная церковь скоро стала княжеской усыпальницей, где нашла упокоение византийская царевна Анна, умершая в 1011 г., а затем и сам Владимир в 1015 г. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1240 г., во время Батыева нашествия, Десятинная церковь стала последним рубежом защиты для многих киевлян, по преданию, рухнув под их огромной тяжестью. В XVII в., при проведении на этой территории раскопок, был обнаружен саркофаг князя Владимира, а его честная глава была захоронена в княжеском храме Спаса на Берестове, лишь позднее перенесенная в Киево-Печерскую лавру. В начале XIX в. на этом месте возводится новый Десятинный храм, затем снесенный безбожными большевиками в 1928 г. Многие сохранившиеся древнерусские храмы донесли до нас непревзойденную красоту своего времени. Ведь Киев современники уже во времена Ярослава Мудрого стали считать соперником Константинополя, «блестящим украшением». В княжение этого выдающегося деятеля Киевской Руси, которая стала одной из крупнейших держав в Европе, были построены сотни храмов, возникли первые монастыри, появились школы, во множестве осуществлялись переводы греческих книг на церковно-славянский язык. Был выбран, безучастия константинопольского патриарха, свой первый русский митрополит Илларион. Православие стало играть огромную роль на бескрайних просторах Восточной Европы, объединяя славянские племена и служа просвещению народа. Объединительная роль православия способствовала позднее историческому присоединению Украины к России, на протяжении веков сплотившая единую церковь и бескорыстно служащая национальным интересам братских народов. Поэтому сегодняшние попытки создания автокефальной украинской церкви ведут к национальной изолированности и разрыву традиционных культурных связей. А единство церкви является одной из величайших ценностей, завещанных и переданных нам нашими мудрыми предками.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Парламентский комитет выступил против восстановления Десятинной церкви в Киеве Киев, 19 апреля 2005 г. Комитет Верховной рады по вопросам культуры и духовности выступает против восстановления Десятинной церкви в Киеве. Об этом в интервью агентству УНИАН сообщил представитель комитета Николай Жулинский. В парламентском комитете считают, что любые раскопки не дадут достаточного количества знаний для полноценного воссоздания Десятинной церкви, передает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. Археологи неоднократно работали здесь, и вряд ли новые раскопки смогут дать точные сведения относительно характера внутренней росписи, места расположения и количества куполов, башен, опорных столбов и мраморных колонн с капителями. Напомним, что идею восстановления Десятинной церкви предложил президент Украины Виктор Ющенко. Отстроенную Десятинную церковь планируется открыть через два года. По информации директора института Укрпроектреставрация Анатолия Антонюка, это будет " не восстановление храма, а новое строительство " , поскольку нет точных описаний старой церкви. Однако при этом будут использованы мотивы византийской архитектуры, применяться старые материалы, те технологии, которые и тогда использовались " , – сообщил он. При этом остатки старой Десятинной церкви планируется сохранить. Проектировщики дадут возможность ученым законсервировать остатки храма для изучения и их экспозиции. Десятинная церковь – первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена русскими и византийскими мастерами в 988-996 гг. во славу Рождества Богородицы в княжество Владимира, который выделил на ее строительство и содержание десятую часть княжеских доходов – десятину (отсюда и название). В церкви были похоронены князь Владимир Святославич, его жена – византийская царевна Анна, также сюда был перенесен из Вышгорода прах княгини Ольги. В 1240 г. монголо-татары хана Батыя, захватив Киев, разрушили Десятинную церковь, при этом погибли многие киевляне, которые находились внутри церкви. В 1758 г. церковь была отстроена. В начале 1930-х годов Десятинная церковь была уничтожена в связи с планами советской власти построить в этом районе правительственный квартал. 19 апреля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13298.html

58 Андрей Александрович Городецкий (?–1304 гг.), третий сын Александра Невского, великий князь владимирский с 1294 по 1304 гг. 59 Титул великого князя наследовался старейшим в роде. После смерти Андрея Александровича старейшим в роде оказывался его двоюродный брат Михаил Ярославич. 60 Этот обычай установился с 1240-х годов, со времени завоевания Руси Батыем. «Сии путешествия, – пишет Карамзин, – были ужасны: надлежало проститься с отечеством на долгое время, терпеть голод и жажду, отдыхать на снегу или на земле, раскалённой лучами солнца; везде голая печальная степь, лишённая убранства и тени лесов, усеянная костями несчастных странников; вместо городов и селений представлялись взору одни кладбища народов кочующих... Что ожидало князей российских в Татарии? Уничижение и горесть». – Карамзин, т. IV, стлб. 22. 61 Юрий (Георгий) Данилович (1270е–1325 гг.), князь московский с 1303 по 1325 гг. и великий князь владимирский с 1317 по 1322 гг. Старший сын князя Даниила Александровича, двоюродный племянник Михаила Ярославича. Много лет соперничал с Михаилом Тверским в борьбе за титул великого князя владимирского. Прямой виновник гибели Михаила Ярославича. Убит в Орде в 1325 г. сыном Михаила Ярославича Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. 62 Максим, митрополит киевский и всея Руси с 1283 по 1305 гг., по происхождению грек. Митрополия Киевская и всея Руси установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль; в 1035 г. возвращена в Киев; в 1299 г. перенесена во Владимир и, наконец, в 1325 г. в Москву. Со времени св. Петра (митрополит с 1308 по 1326 гг.) киевские митрополиты жили в Москве или в Киеве. 64 Имеются в виду восемь лет, которые прошли от начала великого княжения Михаила Ярославича в 1305 г. до смерти прежнего хана Тохты. 66 В соответствии с предсказанием пророка Иеремии (VII – начало VI вв. до Р. X.) за грехи иудейского народа вавилонский царь Навуходоносор II (правил с 605 по 562 гг. до Р.Х.) в 587 г. до Р. X. разрушил Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. – Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Псалтирь, 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

JI3AK – Летопись занятий постоянной Историко-археографической комиссии Императорской Академии наук. СПб. Литвина, Успенский 2010 – Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: штрихи к портрету Климента Смолятича//Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Траектории традиции: Главы из истории династии и церкви на Руси конца XI – начала XIII века. М., 2010. Лосева 2001 – Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. Лосева 2009 – Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII – первой трети XV веков. М., 2009. Лурье 1999 – Лурье В. М. Святой Кирилл перед мощами святого Климента//Общото и специфичного в балканските народи до края на XIX век. Сборник в чест на 70-годишнината на проф. В. Тъпкова – Заимова. София, 1999. Макарий 1–2 – Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1: История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви. М., 1994 (комментированное переизд. издания 1868 г.); Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988–1240). М., 1995 (комментированное переизд. 2-го изд. в 1868 г. томов 1–3). Медынцева 1991 – Медынцева А. А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси//Советская археология. М., 1991. Милютенко 2006 – Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. Михеев 2011 – Михеев С. М Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011 (Славяно-германские исследования. Т. 6). Молдован 1984 – Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984. Морозов 1915 – Морозов Ф. Антиминс 1149 (6657) года//ЗОРСА. Т. 11, 1915. Мочульский 1887 – Мочульскии В. Историко – литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мурьянов 1991 – Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. Мурьянов 2003 – Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М., 2003. Назаренко 1993 – Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков: Текст, перевод, комментарий. М., 1993 (ДИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010