687. Библиографическая заметка о статье г. Рункевича, Преосвященный Нижегородский Питирим в его переписке с Петром Великим (с документа Государственного Архива). А. Добросердов. 1908, III, 11, 487–490. 688. Dr. L. К. Goetz, Staat und Kirche in Altrussland. Kiever Periode (988–1240). Berlin, 1908. – А.И. Покровский. 1909, I, 2, 336–343. 689. Проф. Н.Ф. Каптерев, Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович. Том I. Сергиев Посад, 1909. – Г. Юберсбергер. Перевел из «Zeitschrift für osteuropäische Geschi- (Продолжение следует). Отчет о состоянии Московской Духовной Академии в 1911–1912 учебном году//Богословский вестник 1912. Т. 2. 10. С. 1–60 (5-я пагин.) —1— А. Состав Академии 1. а) Состав почетных членов К началу отчетного года почетными членами Московской Духовной Академии состояли 30 лиц: 14 духовных и 16 светских. – В течении года вновь избраны Советом в звание почетных членов и утверждены в этом звании Святейшим Синодом: а) Высокопреосвященный Иннокентий, Экзарх Грузии, Архиепископ Карталинский и Кахетинский, Член Святейшего Синода, – во уважение к его просвещенной Архипастырской деятельности, учено-литургическим и проповедническим трудам; б) Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский, Член Святейшего Синода, – во уважение к его просвещенной Архипастырской и миссионерской деятельности, плодотворному служению на пользу духовного образования и учено-богословским трудам; в) сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии, Действительный Статский Советник, Александр Дмитриевич Беляев, – во уважение к его тридцатипятилетней профессорской деятельности в Академии и к ученым трудам в области православной дог- —2— матики и апологетики; г) сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии, Действительный Статский Советник, Николай Александрович Заозерский, – во уважение к его свыше-тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и к ученым трудам в области православного церковного права, и д) сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии, Действительный Статский Советник, Митрофан Дмитриевич Муретов, – во уважение к его свыше-тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и к ученым трудам в области толкования Священного Писания и в переводе святоотеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Владимир I Святославич (в крещении Василий) (ок. 956–1015), великий князь Киевский, в 988 г. ввел на Руси христианство как государственную религию, почитался с 1240 г. (?), канонизирован в 1635 г., память 15 июля – с. 22, 24; кат. 9, 64, 98, 151 Геннадий (ум. 1505), святитель, архиепископ Новгородский, боролся с ересью жидовствующих, память 4 декабря – кат. 5, 14 Даниил Переславский (1460–1540), преподобный, основатель Данилова Троицкого монастыря, причислен к лику святых в 1652 г., память 7 апреля – с. 32 Димитрий Прилуцкий (упоминается в 1391), преподобный, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, канонизирован до 1542 г., память 11 февраля – с. 32 Димитрий Угличский (1582–1591), князь-мученик, последний сын царя Ивана Грозного, канонизирован в 1606 г., память 15 мая – с. 15, 38, 47, 48, 51, 67, 69; кат. 79, 105, 121, 122, 173 Дионисий Радонежский (ум. 1633), преподобный, с 1610 г. архимандрит Троице-Сергиева монастыря, один из авторов окружных грамот, призывающих на борьбу с польско-литовскими интервентами, местно чтится 12 мая – с. 54 Дионисий Суздальский (ум. 1385), святитель, архиепископ Суздальский, местно чтится 26 июня – кат. 108 Евдокия Дмитриевна (ум. 1407), дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 г. – жена московского великого князя Дмитрия Донского, в иночестве Евфросиния, преподобная, местно чтится 7 июля – с. 46 Евфимий Суздальский (ум. 1404), преподобный, архимандрит Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, мощи открыты в 1507 г., память 1 апреля и 4 июня – кат. 10 (?) Евфимий II Новгородский (ум. 1458), святитель, архиепископ Новгородский, канонизирован в 1559 г., память 11 марта – с. 55, 56, 58, 65; кат. 3, 6, 7 Евфросиния Суздальская (ум. ок. 1250 г.), преподобная, княжна Феодулия Суздальская, дочь Михаила Всеволодовича, святого князя Черниговского, местно чтится 25 сентября – с. 31, 32, 83, 98, 151 Ермоген (Гермоген) (ум. 1613), святитель, патриарх всея Руси (1606–1612), память 12 мая – кат. 97 Зосима Соловецкий (ум. 1478), преподобный, основатель и игумен Соловецкого монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 апреля – с. 16, 39, 40, 41, 63, 72; кат. 29, 35, 36, 58, 103, 108, 133, 144, 151, 157

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1664 . Мавродинов Н. Византийская архитектура. – София, 1955. 1665 . Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в Историю Русской Церкви. – СПб., 1846. – 332 с. (М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – 408 с.) 1666 . Макарий (Булгаков) . История русской Церкви. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – Кн. 2. История русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константитнопольского патриархата (988–1240). – 703 с. 1667 . Максимович Л. Buзahmujcka npobuhцujcka управа у доба Палеолога. – Београд, 1973. 1668 . Максимович Л. Корни и пути возникновения городского патрициата в Византии//ВВ. – 1991. – Т 52. – С. 27–34. 1669 . Малахов С. Н. Иоанн Киннам и социальные низы Византии XII в.//АДСВ: Вопросы социального и политического развития. – Свердловск: УрГУ, 1988. – С. 88–100. 1670 . Маликов В. М. Новый вариант дверного замка XIII-XIV вв. [в Херсонесе]//Сообщения Херсонесского музея. – 1961. – Вып. 2. – С. 62–67. 1671 . Малингуди Я. Русско-византийские договора Х в. в свете дипломатики//ВВ. – 1997. – Т 57 (82). 1672 . Малингуди Я. Русско-византийские связи в Х в. с точки зрения дипломатики//ВВ. – 1995. – Т 56 (81). 1673 . Малингудис Ф. Славяно-греческий симбиоз в Византии в свете топонимии//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 44–52. 1674 . Манандян Я. А. О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древнейших времен (V в. до н. э. – XV в. н. э.). 2-е изд., перераб. и доп. – Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1954. – 347 с. (см. рец.: Саркисян Г. Х.//ВДИ. – 1957. – 4. – С. 142–146). 1675 . Мананадян Я. А. Римско-византийские хлебные меры и основанные на них индексы хлебных цен//ВВ. – 1949. – Т 2. – С. 60–73. 1676 . Мартынов В. Об истоках русского церковного пения//ЖМП. – 1986. – 10. – С. 70–74. 1677 . Марченко А. Н., Нюркаева А. З. Этика труда по Книге Эпарха//Античность и средневековье Европы. – Пермь, 1994. – С. 175–182.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1237 г. Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1197 г. Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя. До 1197 г. Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. До 1237 г. Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. До 1238 г. Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1238 г. Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1186 г. Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла. Основные события русской церковной и государственной истории (978–1240) 2066 978–1015 Св. равноап. блгв. кн. киевский Владимир Святославич 987–989 Крещение св. равноап. блгв. кн. киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского имп. Василия II 989 Русское войско, посланное кн. Владимиром, обеспечивает победу имп. Василию II над узурпатором Вардой Фокой 988 Крещение Руси 996 Освящение церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве до 997 г. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и ряда епископий (Белгородской, Новгородской, Полоцкой, возможно, Черниговской, Переяславской, Вольшской) 2067 1005 /1006 Учреждение Туровской епископий 2068 1007 (?) Перенесение мощей св. равноап. кнг. Ольги в Десятинную церковь 1015–1019 Борьба за киевский стол между Святополком и Ярославом Владимировичами; взятие Киева польским войском Болеслава I, союзника Святополка (1018)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Археологи, ведущие раскопки Десятиной церкви в Киеве, склоняются признать останки, обнаруженные в 1939 г., мощами св. княгини Ольги 08.11.2007 Десятинная церковь , где завершаются сегодня археологические раскопки — первый каменный храм Киевской Руси. Она была построена русскими и византийскими мастерами в 988—996 годах в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир выделил ей десятую часть своих доходов — отсюда и название. Иконы, сосуды, кресты были привезены из Корсуня (Херсонес). Десятинную церковь сожгли во время татаро-монгольского нашествия в 1240 году. Затем ее несколько раз отстраивали (в 1635,1758 и 1848 годах), пока окончательно не уничтожили в 30-х годах прошлого века. " В X веке Десятинная церковь была одной из самых больших в христианском мире, - рассказывает Олег Иоаннисян, доктор исторических наук, специалист по древнерусской архитектуре. - Ее длина составляла 44 метра, ширина - 30. Она была не намного меньше, чем, например, сохранившийся собор Св. Софии в Стамбуле (Константинополе). Это еще раз свидетельствует о том, что Киев в ту пору превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его был только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей. Интересными находками этого сезона,- сообщил ученый, - стали не только роскошный перстень, который сейчас реставрируют, кольца и монеты, но и, кроме того, две плинфы (кирпича) времен строительства храма с нацарапанными на них буквами " c " и " Н " - получившими статус самой древней рукописной славянской надписи из когда-либо найденных на территории Киева. Еще в 1939 году экспедиция ленинградского ученого Михаила Каргера обнаружила тайники. В тайниках лежали останки людей, в том числе женский скелет с золотыми украшениями. Сегодня мы близки к тому, чтобы подтвердить - это захоронение княгини Ольги . " Интернет-издание ХайВей/Седмица.Ru Редакция текста от: 08.11.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3970.html

Но если для подобной цели учреждено тогда у нас на известном пространстве более епархий, нежели сколько требовалось, то могли ли не учредить их для цели более важной и существенной: для того, чтобы не оставить целой какой-либо страны, только что просвещенной верою, без верховного пастыря? Потому естественно согласиться с преданием, что если не во дни Владимира, то во дни Ярослава основаны были и в Руси Червонной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них наши летописи не сообщают . Правда, все сказанное нами не более, как одни догадки, но догадки, не чуждые оснований, и то, по крайней мере, достоверно, что не в шести только, прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас вначале епископы. Что касается, наконец, собственно до лиц наших первых иерархов, то сведения об них самые скудные. Из митрополитов Михаил священноначальствовал в Русской Церкви четыре года, хотя при нем она только что устроялась (988–992); Леонтий — шестнадцать лет (992–1008); Иоанн — двадцать восемь (1008–1035); Феопемпт — около пятнадцати (1035–1049) . Первый был родом сирианин, а по другим — грек, отличался мудростию и высоким благочестием; второй — грек и также пастырь образованный и мудрый, как показывает его сочинение, написанное по-гречески; о третьем и четвертом ничего не известно из летописей, хотя и выдаются они обыкновенно за греков . Михаил и Леонтий присланы были к нам, судя по современности, от Константинопольского патриарха Николая Хрисоверга; Иоанн — от патриарха Сергия; Феопемпт — от патриарха Алексия Студита. Из числа епископов наших того времени немногие известны даже по имени. Новгородские известны оба: Иоаким Корсунянин (992–1030) и Лука Жидята (1035–1059) ; из Ростовских — только два: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при святом Владимире и вскоре оставивший свою паству; из Черниговских — только один: Неофит (992); из Владимирских на Волыни — также один: Стефан (992) и из Белгородских — один: Никита (992) . Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах, присланных к нам при святом Владимире, в так называемой Иоакимовской летописи замечено, будто они были из славян болгарских — дело очень возможное! Прислать к нам таких епископов для первоначального насаждения веры требовало христианское благоразумие; найти для этого способных людей между болгарами было нетрудно, потому что в Болгарии значительно процветали уже тогда и христианская вера, и христианское просвещение. Но признать за достоверное сказание летописи сомнительной не можем. Ростовский епископ Иларион избран был из цареградского клира и вскоре возвратился в Царьград, следовательно, по всей вероятности, был грек. Новгородский Лука Жидята — вот первый русский, удостоившийся святительского сана по воле великого князя Ярослава!

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Как смотреть на такое показание? Есть мнение, будто Фотий принимается в настоящем случае как лицо типическое: Фотий был первым и самым жарким защитником православия Церкви против нововведений христианского Запада и, в то же время, удержал в православии юную Церковь Болгарскую, вытеснив из Болгарии епископов папы. А потому имя Фотия в IX, X и XI вв. сделалось на Востоке, и особенно между славянами, как бы нарицательным для означения того духовенства, которое строго последовало Фотию в деле веры. И, значит, когда летописи наши говорят, что святой Владимир принял первого митрополита для России от патриарха Фотия, они выражают этим только то, что наш князь принял из Греции митрополита православного от такого патриарха или из среды того духовенства, которые твердо держались мыслей Фотия, знаменитого защитника православия, и продолжали сопротивляться всем незаконным нововведениям Римской Церкви . Но это мнение совершенно произвольно. При самом поверхностном чтении рассказа наших летописей, особенно Никоновой, о прибытии к нам первых митрополитов от патриарха Фотия, легко убедиться, что имя Фотия они принимают не как имя нарицательное, а как имя собственное . И, если бы точно летописцы наши принимали это имя за нарицательное, если бы, употребляя его, они хотели только сказать, что первые митрополиты прибыли к нам от патриарха православного, в таком случае им надлежало бы не Михаила только или Леонтия, но и всех последующих митрополитов наших считать присланными от того же патриарха Фотия, чему, однако ж, видим противное . Притом мысль о прибытии к нам при святом Владимире первого митрополита от патриарха Фотия встречается, по нашим памятникам, не в XI и даже не в XII в., когда, по изложенному предположению, имя этого патриарха считалось на Востоке как бы нарицательным для православных пастырей, а в первый раз к концу XIII в. и потом уже в XV и XVI столетиях. Нет, сознаемся, что имя Фотия внесено здесь в наши летописи по одной ошибке, без всякого намерения. И ошибка эта самым незаметным образом могла произойти от того, что кто-нибудь смешал по неосмотрительности два крещения россиян: первое, бывшее во дни Аскольда и Дира (866), когда точно прислан был к нам епископ, а может быть, и архиепископ или митрополит от Константинопольского патриарха Фотия , и другое крещение, последовавшее при Владимире (988), когда также прислан к нам митрополит от Константинопольского патриарха, только не Фотия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Для появления титула «архиепископ» были, видимо, каждый раз особые причины (Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв.: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 190–191). Эта ситуация привела в свое время таких авторитетных исследователей, как А. А. Шахматов (Разыскания о древнейших русских летописных сводах. М., 1908. С. 414 и др.) и М. Д. Приселков (Очерки по церковно-политической истории. С. 82–87; он же. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940. С. 26–29) к гипотезе, что митрополия в Киеве была учреждена лишь ок. 1037–1039 гг., с чем и связано заложение каменного кафедрального собора св. Софии в 1037 г. Эта идея прочно укоренилась в последующей историографии, вплоть до самой новейшей. Но источниковедческое изучение вопроса приводит к заключению, весьма близкому к точке зрения владыки Макария: Киевская митрополия была основана при св. Владимире не позднее 997 г. См. прежде всего: Müller L. Das Problem des hierarchischen Status; Poppe A. The Original Status of the Old Russian Church//Acta Poloniae Historica. 1979. T. 39. P. 5–45 (перепечатано в кн.: Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. 3); см. также коммент. Данные о первых Киевских митрополитах Михаиле и Леонте, на которые опирается митр. Макарий, представляются все-таки слишком взаимопротиворечивыми, чтобы быть окончательными. На основании той же суммы данных, что и у высокопреосв. Макария, Е. Е. Голубинский, например, признавал первым митрополитом Киевским Леонта (История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1902. Т. 1(1). С. 276–282), но главнейший аргумент в пользу этой гипотезы оказался также шатким (см. коммент. Последние исследования на эту тему предлагают еще одно новое решение вопроса, согласно которому первым митрополитом, поставленным из Константинополя в Киев ок. 988 г., был Феофилакт, переведенный на Русь императором Василием II из митрополии в Севастии (провинция Армения Вторая) (Poppe A. The Political Background to the Baptism of Rus’: Byzantine-Russian Relations between 986–89//Dumbarton Oaks Papers.

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

Владимира (Иоанна) Васильковича (1269-1288). Кн. Владимир основал мон-рь св. Апостолов под Владимиром-Волынским, а также др. «монастыря многи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 921), сведения о к-рых не сохранились. Материальное обеспечение В.-В. е., как и др. епархий Руси того времени, должно было основываться на княжеской десятине, но конкретных сведений о ней (какие существуют, напр., применительно к Новгородской и Смоленской епархиям ) нет. Сохранилось лишь позднее (в грамоте 1443 г.) упоминание о пожаловании земельной волости владимир-волынскому кафедральному собору галицко-волынским кн. Романом Мстиславичем († 1205) (АрхЮЗР. 1883. Ч. 1. Т. 6. 3). С 1-й пол. XIII в. (первое упоминание под 1240) источникам известно о существовании во В.-В. е. такого церковного учреждения как соборный клирос при кафедральной церкви, действовавшего и в др. епископальных центрах Руси. Ист.: Успенский сб. XII-XIII вв./Изд. подгот. О. А. Князевская и др. М., 1971. С. 96, прав. стб.; Darrouzès. Notitiae. P. 367.764, N 13. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 30-32; Андрияшев А. М. Очерк истории Волынской земли до кон. XIV ст. К., 1887. С. 64-65; Иванов П. А. Ист. судьбы Волынской земли с древнейших времен до кон. XIV в. Од., 1895; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 670; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2. С. 375-377; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси XI-XII вв. СПб., 1913. С. 155-156 (переизд.: СПб., 2003. С. 90-92); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968. S. 175-179; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 464-465. Примеч. 12; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 39-42, 52-54, 127, 211. А. В. Назаренко XIV - нач. XVII в. В 1-й пол. XIV в. Владимиро-Волынские епископы поддерживали традиц. связи с переместившейся из Киева в Сев.-Вост. Русь митрополичьей кафедрой, за исключением кратких периодов существования Галицкой митрополии в нач.

http://pravenc.ru/text/159136.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010