Как из вышеприведенных слов святого Златоуста, так и из дальнейших его разсуждений совершенно ясно, что св. Апостол говорит здесь не о  «всякой»  власти, в смысле безразличия того, в чьих бы руках власть ни находилась, а о самом  институте власти,  как таковом – о том, что  самый институт власти установлен Богом  ради упорядочения жизни людей, что  государственная власть, по своей идее, есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, или безначалия,  грозящей нежелательными потрясениями и разрухой для человеческого общества. Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас Отец Церкви преп. Исидор Пелусиот . Указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает: «Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник  восхитит  сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что  попущено ему  изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. II, письмо 6-ое). Кажется, сказано вполне ясно. И отсюда должно быть понятно, что богоборческая советская власть, вполне подпадающая под понятие «злодея-беззаконника, восхитившаго сию власть», как власть не законная, а захватническая и насильническая и держащаяся кровавым террором, не может ни в коем случае почитаться «властью от Бога», которой надо повиноваться «не только из страха наказания, но и по совести»: ей, по выражению преп. Исидора, только « попущено  изблевать сие лукавство», но не больше. Можно ли, после всего вышесказанного, относить к советской власти заповедь св. Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 1–4 ), как делает это современная московская патриархия и все ее сторонники?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кроме этого народ очень пристально оценивает личность проповедника, призывающего к чистоте жизни; и горе, если проповедник вышел из мест, где проповедует. По этим причинам и проповедь, по аналогии с вином старым и новым, должна вливаться в мехи соответственно « ветхие» и « новые» (Мф. 9:17). То есть для нецерковной аудитории проповедник должен благовествовать по новым методам и принципам, сильно отличающимся от методов и принципов проповеди для воцерковленной паствы. В первом послании к Тимофею св. апостол Павел поучает своего ученика насчет вдовиц: « Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1Тим.5:4,8). Образ вдовицы, которая обязана оставшуюся жизнь во всем служить Богу, в том числе и на поприще воспитания своих потомков, может быть перенесен и на сферу пастырского служения. Семья вдовицы символизирует Церковь, вдовица – церковную иерархию, « дети или внучата», то есть младшие члены семьи, символизируют чад Церкви, принявших родство с ней или родившихся от нее через Таинство Крещения. И первая задача в воспитании чад, таким образом, четко оговаривается: почтение к Церкви и « воздаяние должного». Мысль завершается грозным напоминанием о том, что оставление заботы о « своих и особенно о домашних» равносильно отречению от веры и впадению в язычество. Таким образом, если дом не устроен изнутри – то есть внутри Церкви нет полного благополучия, то молчащие пастыри не достойны нести свое служение : « ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Ср. с текстом из «Пастыря» Ермы: « Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться…» (1 видение: III) .  Подтверждение этому можно увидеть в мысли протодиакона Андрея Кураева, который говорит о том, что реализация внутренней миссии должна быть приоритетной задачей в современной Русской Православной Церкви: « Мне кажется, что нам это дело (проповедь среди кавказских народов – прот. С.С.) сейчас не под силу. Нам бы, дай Бог, сначала своих вернуть. Апостол Павел пишет, что " кто не печется о домашних, тот хуже неверного " (1 Тим. 5:8). Напомню и 45-ое каноническое правило Карфагенского Собора: " Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами " . Сначала покажи себя в узком домашнем кругу, докажи, что у тебя есть пастырская забота, а потом иди на общественное служение. Перенеся это на межнациональные отношения, получим, что сначала надо свой народ вернуть к православной вере, а потом уже посмотрим, сможем ли мы проповедовать кому-то еще» .

http://bogoslov.ru/article/3390465

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» – сказал Господь ( Ин. 7:38 ), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа. «Если будете иметь веру и не усомнитесь..., если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» ( Матф. 21:21 ). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы – с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта – благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе,» т. 1, стр. 242). Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11:1 ), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: – на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры. Степень нашего знания о Боге Бог в Своем Существе непостижим. Бог «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видал и видеть не может,» – научает ап. Павел ( 1Тим. 6:16 ). Св. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных словах» наставляет: «Что такое Бог , сего объяснить не можем; благоразумно же исповедуем, что не имеем точного о Нем познания. В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении» (6-ое Огласит. сл.). Вот почему лишены догматической ценности разного рода широкие, разносторонние рассуждения и рассудочные изыскания на темы о внутренней жизни в Боге, а равно построения по аналогии с душевной жизнью человека. О «совопросниках» своего времени пишет св. Григорий Нисский , брат св. Василия Великого :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Лк.4:21 . И начáт глагóлати к ним, яко днéсь сбыстся писáние сиé во ýшию вáшею. (И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.) Днесь сбыстся Писание во ушию вашею (ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами), т. е. то, что предсказал пророк Исаия о Мессии и что сейчас было прочитано, это и творит Он, Иисус Христос. Со времени крещения Своего, когда Дух Святый исполнил Его и по человечеству Божественных даров, Он начал проповедывать Свое Евангелие Царствия людям, из которых бедные, уничиженные и нищие духом в особенности внимали Ему и делались Его учениками; начал исцелять сокрушенных сердцем в сознании их греховности; проповедывать плененным грехом освобождение от него и его последствий, лишь бы они каялись и веровали в спасительную жертву Христову; слепым духовно прозрение, т. е. разумение истины и закона, а равно и слепым телесно исцеление; измученных грехом и диаволом отпускать на свободу от сего состояния, вообще, устроять новое блаженное для истинно верующих и исполняющих закон Христов лето или время. Зач. 14-ое. Проповедь в Назаретской синагоге. (окончание). Читается в пяток 18-й недели по Пятидесятнице. Лк.4:22 . И вси свидетелствоваху емý, и дивляхуся о словесех благодáти, исходящих из ýст егó, и глагóлаху: не сéй ли éсть Сын Иóсифов? (И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?) Свидетельствоваху (засвидетельствовали) Ему (И. Хр.), т. е. соглашались, что Он верно истолковал слова пророка об ожидаемом Мессии Дивляхуся о словесех (дивились словам) благодати и пр., т. е. удивлялись. Его мудрости, сладости и силе Его речи (слич. Ин.7:46 ), – засвидетельствовали и дивились, но, как видно далее, не уверовали в Него, – не согласились с тем, что Он есть Самый Мессия. Им казалось странным признать за Мессию своего соотечественника, которого родителей, братьев и сестер они знали: не сей ли есть сын Иосифов? У еванг. Матфея и Марка прибавлено: откуда у Него такая премудрость и как такие чудеса совершаются Им? Не плотников-ли Он сын? Не Его ли мать Мария и братья, Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И соблазнялись о Нем. «Не извинительно, пишет св. Златоуст, блазнение назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей были знаменитые дети. Таковы были Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и придти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать. Но зависть лукава и часто противоречит сама себе: что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

На Тайной Вечере Христос непостижимым для человеческого ума и общей логики образом предвосхищает Предательство, Суд, Страсти, Голгофу и Жертву на Кресте. Он предвосхищает эти события, потому что уже готовы Его Пресвятое Тело и Его Святая Кровь для трапезы… «Ешьте тело Моё», – говорит он им, – «и пейте кровь Мою». Я «Закланный Агнец». Из этого следует, что Жертва уже совершена 513 . И продолжает совершаться на нашей собственной Божественной литургии. Тайная Вечеря случилась за день до наступления Еврейской Пасхи. В тот год Пасха выпала на пятницу, 13-ого числа месяца Нисана, евреи перенесли ее на субботу – 14-ое. Так они сделали и делают всегда. Поэтому Господь использовал квасной хлеб, а не опресноки. Это ясно из следующих отрывков: «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» 514 . То есть они не вошли в Преторию для того, чтобы не быть оскверненными языческим домом, но чтобы остаться чистыми и вкусить Пасху. О субботе, в которую началась Пасха, говорит Иоанн: «ибо та суббота была день великий» 515 . То есть это была не обычная суббота, но суббота Еврейской Пасхи, с кануна которой начиналось употребление опресноков. Итак, на Тайной Вечере использовался квасной хлеб, с закваской и солью. Неверно католики настаивают на употреблении опресноков. Ведь это был не канун Пасхи, а третий день до нее. Во время Тайной Вечери было указание на предателя Иуду: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» 516 . «Кто это? (спросили все) Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» 517 . И подал Иуде Искариоту. Согласно евангелисту Луке во время Вечери ученики начали спорить между собой: кто из них больший. И Господь учил их уничижению: «но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» 518 . Также Христос пророчествовал и о тройном отречении Петра: «не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» 519 . Согласно тому же евангелисту, Христос пророчествует Своим ученикам о будущих гонениях, которым они подвергнутся ради Него. И, наконец, евангелист Иоанн донес до нас то, что называется «Евангелием Завета». Оно начинается с Тайной Вечери, затем продолжается в Гефсиманском Саду и заканчивается Архиерейской молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10—11). Этими словами ангел дал понять им истинное значение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо радость будет всем людям, которые, конечно, примут Его за Спасителя, уверуют в Него. Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Не те ли это были пастухи, которые загоняли иногда свое стадо в пещеру, приютившую ныне Богоматерь и рожденного Ею Младенца? Но почему же ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям? Почему он не призвал и их к поклонению божественному Младенцу? Да потому, что эти слепые вожди слепых перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и, по своей исключительной иудейской горделивости, воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит им весь мир, а с такими извращенными понятиями они, конечно, не поверили бы и ангелу, что родившийся в пещере, при такой убогой обстановке, Младенец есть истинный Мессия-Христос. Пастухи не сомневались, что ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангелы славят Бога, пославшего в мир Спасителя; они радуются, что с принятием новой заповеди любви мир будет и на земле, и что к людям, которые подчинятся закону любви, будет Божие благоволение. Слава и мир! Слава на небе, мир на земле! Нам могут, однако, заметить: прошло двадцать столетий с тех пор, как ангелы возвестили наступление мира на земле, а люди все продолжают воевать, обагряя землю человеческой кровью; какой же это мир? Мир, возвещенный ангелами, нельзя понимать как немедленное прекращение всех войн и ссор, как одновременн ое замирение всех живущих на земле людей, как начавшийся уже мир всего мира. Сам Иисус Христос, говоря Своим ученикам —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все Его тайны; вот это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе; как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова: «плоть не пользует ничтоже» (Ин.6:63) сказаны не о Плоти Его, но о плотском слушании».     В гомилии 24-й на 1-ое Послание к коринфянам св. Иоанн Златоуст по поводу слов апостола Павла «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?» (1Кор.10:16) говорит: «Весьма верно и страшно он выразился, а смысл слов его следующий: находящееся в чаше есть то самое, что истекло из ребра Господа, того мы и причащаемся. Чашей благословения назвал ее потому, что мы, держа ее в руках, прославляем Его, удивляемся и изумляемся неизреченному дару, благословляя за то, что Он пролил ее для избавления нас от заблуждения и не только пролил, но и преподал ее всем нам. Итак, говорит, если ты желаешь крови, то обагряй не жертвенник идолов пролитием крови бессловесных, но Мой жертвенник Моей Кровью».     В беседе 9-й о покаянии св. Иоанн Златоуст говорит: «Не думай, что это хлеб, и не считай, что это вино, потому что они не выходят из человека, как прочие виды пищи. Нет, не рассуждай так. Но подобно тому, как воск, соприкасаясь с огнем, ничего из себя не теряет и ничего не получает, так точно думай и здесь, что Тайны срастворяются с сущностью тела. Поэтому, и приступая, не думайте, будто вы принимаете Божественное Тело от человека, а представляйте, что вы принимаете Божественное Тело как бы огонь из клещей самих Серафимов, которых видел Исаия, спасительную же Кровь станем принимать, как бы касаясь устами Божественного и пречистого ребра.» В толковании на 46-й псалом он говорит: «Вкушаем не манну, а принимаем Тело Господа, пьем не воду от камня, а Кровь от ребра Христова»; а в толковании на 123-й псалом говорит, что Христос «Плотию Своею питает тебя, Кровию Своей напояет тебя».     Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, «ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но реальность наша такая, так что все находятся в тяжелом состоянии. И в тоже время, если Господь нам посылает какие-то искушения - то надо, может быть, чаще вспоминать известные слова апостола: И верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор, 10-13) Чтоб преодолевать невезение - нам надо облечься во всеоружие Божье. Это тоже важно понять. Нам сказано, каким оружием надо защищаться: «Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможет угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6,11-17). На самом деле надо понять, что нет таких людей, у которых бесконечное везенье. Такого просто не бывает, потому что если мы под везеньем понимаем праведность, под невезеньем - грех, то реальность очень печальная. Все согрешили, все лишены славы Божией, нет праведного ни одного, гласит Послание к римлянам. В этой ситуации мы должны понять, что со стороны Бога нам предлагается помощь. Во - первых мы прочитали 1-ое Послание к Коринфянам, 10-13, что Бог не посылает испытание сверх сил, скажем так: не посылает невезение сверх сил. А с другой стороны нам предлагаются способы преодолевать эти греховные невезения, чтобы у нас был меч духовный, слово Божие, шлем спасения, чтобы щит веры у нас был, чтобы мы могли угасить все раскаленные стрелы лукавого, т.е. все люди пребывают в одинаковом состоянии. Поэтому сказать, что этим везет больше, чем другим это очень наивно. Иногда мы делим людей на благочестивых, неблагочестивых, и т.д.

http://radonezh.ru/text/kakova-missioner...

О Строителе Башни и о Царе, Готовящемся к Войне “Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее. Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: “Этот человек начал строить, и не мог окончить!” (Лк.14:28—33). Первая из этих притч говорит о необходимости правильно оценивать свои силы и возможности прежде, чем приняться за дело, которое мы собираемся совершить. По этому поводу преп. Иоанн Лествичник пишет: “Враги наши (демоны) часто нарочно для того подстрекают нас на дела, превышающие наши силы, чтобы мы, не получивши успеха в них, впали в уныние и оставили даже те дела, которые соразмерны нашим силам…“ (“Лествица” слово 26-ое). Во второй приведенной притче говорится о борьбе с трудностями и искушениями, которые неизбежно встречаются при совершении добрых дел. Здесь для успеха, кроме благоразумия, необходима и самоотверженность. Вот почему обе эти притчи связаны в Евангелии с учением о несении креста: (Лк. 14:27). Иногда жизненные обстоятельства могут оказаться такими сложными, что найти правильное решение бывает очень нелегко. В таком случае надо усиленно просить Бога о вразумлении. “Укажи мне путь, по которому мне идти… научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты — Бог мой”, — с такими и подобными просьбами часто св. Царь Давид обращался к Богу и получал вразумление. Чтобы укрепить нашу веру в то, что Бог слышит и исполняет наши просьбы, Господь Иисус Христос рассказал притчи О Друге, Просящем Хлеба и О Судье Неправедном. (Лк.11:5—8). (Лк.18:2—8). Великая убедительность этих притч о силе молитвы опирается на то, что если человек в полночь помог своему другу, обратившемуся к нему с делом маловажным и совершенно несвоевременным, то тем более Господь поможет нам. Подобным образом, и судья, хотя Бога не боялся и людей не стыдился, все же решил помочь вдове, чтобы она перестала ему докучать. Тем более бесконечно милосердный и всемогущий Бог даст просимое Своим детям, на Него надеющимся. Главное в молитве — это постоянство и терпение, хотя, когда необходимо, Господь моментально исполняет просьбу человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2613...

Образы этой притчи содержат распространенное в Б. уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Ср.: «…Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив… не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. Возвратитесь, дети-отступники…» ( Иер.3:12–14 ). Эта притча была ответом на ропот фарисеев и книжников: «Он принимает грешников и ест с ними» ( Лк.15:2 ). Чтобы сделать абсолютно ясным смысл притчи: блудный сын — грешник, возвращение его — покаяние, отец — всепрощающий Господь, Христос предпосылает ей две развернутые метафоры, тут же раскрывая их значение. Он сравнивает грешника с заблудшей овцой, которую, оставив стадо, ищет хозяин и радуется, найдя. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:7 ). Здесь же грешник уподоблен потерянной драхме, которую тщательно ищет потерявшая ее женщина, а найдя, приглашает всех порадоваться с ней. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:10 ). Бог/Господь БОГ/ГОСПОДЬ: БОГ ДАЛ, БОГ И ВЗЯЛ; БОГ ДАСТ ДЕНЬ, ДАСТ И ПИЩУ; ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО; СТРАХ БОЖИЙ, ГОСПОДЕНЬ Священное Писание, излагая историю духовного самосознания человека как историю Богопознания, будучи словом Божиим, обращенным к людям, раскрывает на всех уровнях текста идею Бога. Он явлен во всем постижимом человеком многообразии: как Сущий и Вечный, как Творец вселенной и человека, Животворящая сила, дарующая дыхание всякому существу, как грозный и справедливый Судья, как любящий Отец, как Мироустроитель и Охранитель мирового порядка, как Пастырь, заботящийся о Своих овцах, Целитель, избавляющий от недугов и немощей. Это многообразие породило в повседневной речи целый пласт лексики и фразеологии: Божественный (-ая, ое) (как высшая оценка чего-либо), божественно (в значении «превосходно»); ей-Богу, Боже мой, о Господи, ни Боже мой, слава Богу, упаси Боже (упаси тебя Бог), Бог с тобой, дай (-то) Бог, не дай Бог, Бог (его, ее) знает (ведает), не приведи Бог, побойся Бога, страх Божий (Господень), ради Бога, иди с Богом, Бог миловал, каждый Божий день (в значении постоянно), по-Божески, безбожно, (ну) с Богом (при начале какого-либо дела), клянусь Богом, Бог весть (что, как), не Бог весть (какой), как Бог на душу положит, Бог (Господь, Христос) с тобой;

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010