На двух последних заседаниях собор издал 30 правил, т. е. на этих заседаниях издано было 28 правил, а 29-ое и 30-ое правила изложены были на четвертом заседании собора, а теперь лишь присоединены к остальным. В Кормчей, Книге правил, Пидалионе и Indreptarea — одинаковое число халкидонских правил. В западных канонических сборниках приводится только 27 правил этого собора. Последние два (29-ое и 30-ое) не приводятся, по всей вероятности, потому, что изданы не совсем определенно в форме правил; а 28-е не приводится потому, что против него протестовали на этом соборе Римские легаты, усматривая в нем усиление примата Римского епископа. Трулльский, Вселенский Пято-шестой Собор. Собор, известный под общим именем Трулльского, состоялся с целью дополнения правил пятого и шестого вселенских соборов, которые занимались исключительно догматическими вопросами, но не издали ни одного предписания относительно церковной дисциплины. Между тем была неотложная нужда в том, чтобы авторитетом вселенского собора были изданы такие правила, которые бы утвердили ослабленную вследствие еретических смут дисциплину; нужно было восстановить силу прежних соборов и новыми правилами водворить строгий порядок в Церкви. Так как отцы VI-ro Вселенского Собора разошлись тотчас после догматического определения этого собора, то потребовалось созвать их в другой раз, чтобы они издали необходимые правила и тем дополнили то, что не было сделано ранее. Собор, соответственно таковой своей задаче, и назван пято-шестым (Πενβεχτη, Quini-Sexta), а так как этот собор не что иное, как продолжение собора 681-го года и происходил в том самом отделении царских палат, где были заседания этого последнего собора, то и правила, им изданные, называются правилами Шестого Вселенского Собора Трулльского. По приглашению императора Юстиниана II-ro собрались отцы на собор в Константинополь в 691-м году. Время соборных заседаний падает на 1 сентября 691 г. по 31 августа 692 года. Было на нем 227 отцов; следовательно, 53-мя более, нежели в 681-м году. Лично присутствовали: патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский; представителями Римского папы были назначенные им легаты, в числе коих главный был Василий, архиепископ Гортинский. После приветствия императору собор сразу начал свои занятия и издал 102 правила. Правила эти приняты во все восточные канонические сборники. В Кормчей они составляют 18 главу; в Indreptarea они соединены в 98 правил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

84 69-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5—7. Москва, 1900, стр. 267—268. 87 Зонара. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89 Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж-Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84—85. 93 Иустин Мученик. 1-ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101-го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По-видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69-м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

Слова св. Игнатия Богоносца (на стр. 164–165) взяты со стр. 69 и 72 книги Катанского: совпадают переводы, греческие слова, курсивы. Перевод одинаково отступает от существующего русского перевода прот. П. Преображенского (См. 2 ИЗД. СПБ. 1895, стр. 304–305). Слова св. Иустина мученика (на стр. 165–166) взяты со стр. 79–80. Также вносятся поправки в перевод прот. П. Преображенского (Москва 1892, стр. 97–98 срвн.), совпада ют курсивы. Списаны не одни слова св. Иустина, а целая —690— полстраница и рассуждений самого Катанского (со стр. 80, 81, 82:83), которые воспроизводятся о. Малиновским даже с сохранением курсивов. Полторы страницы слов св. Иринея (стр. 166–167) тоже взято у Катанского (стр. 101–104), перевод которого значительно отличается от перевода прот. П. Преображенского (срвн. изд. 2, Москва 1900, стр. 409). Совпадают курсивы и греческие слова, в которые, впрочем, о. Малиновский вносит грубые опечатки, напр., μολογισε вм. μολγησε. Слова св. Иоанна Златоуста (на стр. 170–171) воспроизводятся, с небольшим изменением, по статье В. Я. Малахова – Пресуществление св. даров в таинстве евхаристии. Богословский Вестник. 1898, Т. 3, стр. 125–128. Отсюда же взяты (на стр. 172) слова св. Амвросия Медиоланского со множеством вставленных латинских изречений (Богословский Вестник, 1898, т. 3, стр. 129–130). Цитат, взятый в 3-ьем прим. на 129 стр., едва ли весь относится к приведенным словам. Примечание 2-ое перенесено (с ошибкой в латинском слове) с 130 стр. прим. 2-е. Слова блаж. Августина (на стр. 172–173) взяты со стр. 131. Только в первой строке на 173 стр. не на месте поставлена скобка, да в цитату (в прим. 2) добавлена опечатка. Выдержка из св. Григория Двоеслова (на стр. 173) приведена по той же статье, стр. 134, 133; из этой же статьи (стр. 133) пересказано и 4-ое примечание. Цитаты в 1-ое прим. на 174 стр набраны из догматики Макария (т. IV, стр. 199 прим. 504), и Сильвестра (т. IV. стр. 460 прим. 2 и стр. 461 прим. 1). Вторая половина 175 стр. составлена по статье Малахова (Богословский Вестник 1898, т. 3, стр. 122 прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VI Юстиниановская новелла переносит симфонию из сферы учения Церкви в сферу государственную, делая ее официальной теорией Византийского государства. С признанием двух властей она требует между ними некоего благосогласия, приносящего пользу человеческому роду. Но отношения между ними определяются не юридически, а симфоническим согласием, определяемым фактически согласно своеобразной природе таких двух разнородных факторов, как Церковь и государство, подобно тому, как устанавливаются отношения между телом и душой. После Юстиниана эта теория повторялась и в авторитетнейших церковных актах, и в государственном законодательстве. Среди первых особенно знаменательно послание Епископов Патриарху Тарасию, прочитанное в заседании VII Всел. Собора и занесенное в Деяния этого Собора в его русском Казанском издании (Деяния Вселенских Соборов, т. VII, 98 стр.). «Он воздвиг нам рог спасения ( Лук. 1, 69 ) и исправления в доме и богоприятном храме Единородного Сына Своего Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христе. Этот рог – вы, святейший, а также и занимающие по церковному установлению 2-ое место (в Церкви) боговенчанные и богоизбранные императоры наши и владыки вселенной. Священство есть освящение и укрепление царства, а царство сила и твердыня священства. Об этом один мудрый государь и блаженнейший из царей сказал: «Величайший дар дал Бог людям: Священство и царство; первое упорядочивает и заботится о небесном, а второе, посредством правовых норм, управляет земным. Ныне по истине средостение правды разрушено, согласие (симфония) одержало верх над разногласиями, разъединение уступило место единению и разномыслие изгладилось». Послание это отводит императору 2-ое место в Церкви; это нисколько не противоречит тому, что власть его в Церкви по существу своих проявлений ниже Епископской, но она пространственно шире, ибо каждый Епископ имеет власть только в Епархии, а в целой Церкви только, как член Собора; между тем власть императора, как стража Церкви, подобно Патриаршей, простирается на всю Поместную Церковь , но она остается властью стража и не делается интегральной частью церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Даже те статьи, которые он считает «переработанными», как напр. статья о патриархе Никоне не представляет ничего нового сравнительно со словарем митрополита Евгения; переработка коснулась только иного распределения материала, находящегося у митрополита Евгения. Действительная разница между трудом Strahl и словарем мптрополита Евгения – в системе расположения материала. Митрополит Евгений, как известно, держится алфавитного порядка, тогда как Strahl – хронологического, того же, который принят Филаретом архиепископом Черниговским в его «Обзоре русской духовной литературы». Это сочинение Strahl есть в библиотеке Московской духовной Академии. 10 1-е изд. Рига 1847 г. т. IV, стр. 113 – 114. 2-е изд. М. 1850 г. т. IV, стр. 154. 3-е изд. М. 1857 г. стр. 104. 4-е изд. Чернигов 1862 г. т IV, стр. 104. 12 12 августа 1845 г. Филарет писал А.В. Горскому: «Вчера получил, вчера и ныне читал статью вашу об училищах XVII столетия. Она – прекрасна. Пишите, пишите поболее таких статей... Она так богата новыми сведениями, почти что ни строка, то новость... Знаете ли что? He отыщете ли чего-нибудь в дополнение? Вы сами говорите, что там и здесь остается кое-что неясным, неизвестным. Дополнение напечатайте как дополнение. Было бы прекрасно. Поверьте, за каждую строку будут вам благодарны многие, как и я грешный. Вы, как кажется, думаете, что то и другое известно, то и другое уже знают; зачем говорить об известном? Напрасно. Сколько людей у нас с познаниями? Немного... Обочтешься на трех...» См. к творениям св.отцев» за 1885 г. кн. III, стр. 97 – 98. В остальных письмах ничего нет по нашему вопросу. Ibidem за 1883 г. кн. I; за 1884 г., кн. 2, за 1885 г., кн. 3 и 4. Пример своеобразного толкования Филаретом Черниговским свидетельства Олеария увлек некоторых лиц до того, что они стали считать Арсения Глухого природным греком. См. Игнатия Воронежского «Историю о расколах в церкви Российской» 1849 г. стр. 132. Филарет в своем «Обзоре русской духовной литературы» ничего не говорит о школе Арсения грека ни под словом Арсений грек, ни под словами Арсений Глухой, патриарх Филарет. См. Ученые записки II отделения Императорской Академии наук СПб. 1856 г., кн. III стр. 215, 217, 236 – 237. Харьков 1859 г. стр. 311 – 313, 308 – 309, 341 – 342. 4-ое изд. Тузова. СПб. 1884 г., стр. 219 – 221, 239 – 240. 13 Издание Воскресенского монастыря М. 1879 г. стр. 37 – 38. Цитата также Reisebeschreibung, издан. в Шлезвиге 1647 г. стр. 280. То же мнение высказано М. Чистяковым в статье для нашего времени значительно устаревшей «Деятельность православного духовенства в отношении к расколу» (Православное обозрение 1887 г. кн. V – VI стр. 245) и Н. А. Лебедевым автором плохого в научном отношении сочинения «Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 год». Изд. 2-ое, СПб. 1875 г. стр. 29 – 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

50. См. Отчет ея за 1890 г., стр. 167–177, 53 (второй выпуски Описания рукописей собрания П. Д. Богданова) и митр. Макария Историю раскола, примеч. 445-ое. Заглавие сказания в настоящей рукописи писано киноварью. Варианты из ркп. В. М. Ундолскаго 515, относительно коей собиратель замечаешь в своем Описании: “рукопись замечательная. Первая статья (т. е. настоящая) безмерно редка ”. (Л. 97). Грядем к сказанию осмыя тысящи 162 1 году с Никонова патриаршества от того 2 времени сей предивный страдалец противися 3 Никонову новопреданию и опасный хранитель святоотеческих древних (л. 97 об.) содержаний, священный архиерей и Божий человек Павел 4 Коломенский. Сей за имя Иисус Христово и за древлецерковное православие послан бысть в заточение в Олонецкой уезд в Палеостровский монастырь, идеже некое время пребысть; тамо свободно поучая народы и утверждая жити во святоотеческих предании и благочестии (л. 98) ревновати. Сей подражатель 5 во всем отцем святым и приходящих от Великороссийской церькви новокрещенных покрещевать 6 истинным крещением, заповедоваше новорукоположенных 7 Никона не примати иереов, но и заповедающе весма о сем 8 правильно, сказуя быти истинным християном хотящим правым еганьгельским (л. 98 об.) путем по нем вестися, не примати от таковых ни единыя тайны. О чем свидетельствуют вси священние мужи, якоже Соловецкия обители иноческого чина и священноиноцы, их же бо великий собор тоя святыя обители, иже последи вси от поволюбителей 9 страдальческою колесницею 10 в небесная села (л. 99) посланы быша; тако и прочие множайшии священно страдальцы и елико иноческого чина и мирского народа люди древнии 11 и прошение тако сицевое людское священному епископу Павлу. Некогда убо добри его 12 послушницы вопросиша сего святого мужа, предлагающе ему велит своя нужды во иерисействе, рекуще: о (л. 99 об.) преподобне священный наш страстотерпче святый и великоподвижный 13 отче! Аще твоя святыня от нас сирых в будущая преселится и угаснет на землю святая и безкровная жертва и священство до конца погибнет, кто нам возжет священства 14 светильник святыя Божия службы, понеже, священнейший наш отче, имеешь (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2) От Братства Св. Петра Митрополита – брошюра: «Двадцати пятилетие Братства и отчет по Братству за 1897 г.». 3) От Попечителя Кавказского Учебного Округа К.П. Яновского – 24-й выпуск «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». 4) От о. протоиерея И. Поспелова – его брошюра: «Разбор учения графа Л. Толстого о вере и правилах жизни человеческой». 5) От архим. Палладия – его брошюра: «Новооткрытые изречения преп. Антония Великого », в двух экз. 6) От доцента Академии И.В. Попова – его брошюра: «О самоубийстве» в трех экз. 7) От доцента Академии И.Д. Андреева – его брошюры: 1) «Св. Герман, патриарх Константинопольский» и 2) «Основные элементы государственного строя Византии в понимании русского ученого». 8) От священника Ф. Преображенского – его брошюры. 1) «Пред св. плащаницей» и 2) «Учение графа Л. Толстого о смысле жизни по суду христианства». 9) От священника Н.А. Воскресенского – его брошюра: Преп. Иоанн Рыльский, Чудотворец Болгарский», изд. 2-ое. 10) От А.А Третьякова – брошюры: 1) «Феофил, иеросхимонах Киево-Китаевской пустыни» и 2) «Письмо митрополита Филарета о живописи». 11) От студента II курса Академии Н. Нарского – «Толкование на Апокалипсис» – рукопись, в лист, нового письма на 137 листах. 12) От и.д. доцента Академии И.М. Громогласова – его брошюра: «Вселенское православие и раскол», 2 экз. Определили: Благодарить жертвователей. XIV. Представление библиотекаря Академии Николая Колосова —187— «На основании 53-го параграфа инструкции библиотекарю, имею честь представить отчет по библиотеке за 1897–98 учебный год. I. Пополнение библиотеки. В 1897–98 учебном году библиотека пополнилась 990 названиями книг в 1.234 томах. Из них 792 названия в 1.015 томах приобретены покупкой, а 198 названий в 219 томах поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академической журнал. Из пожертвований обращает на себя внимание пожертвование Начальника Японской Миссии Преосвященного Николая, приславшего в дар библиотеке 84 названия в 129 томах книг на японском языке, представляющих собою главным образом переводы с русского языка богослужебных, вероучительных, нравоучительных, апологетических и церковно-исторических книг, и духовные журналы, и отчасти оригинальным сочинения православных японцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спб. 309, стр. 457–460. Указание на содержание грамоты дано в V главе, стр. 170, примеч. 1. 570 Наход. в Государ. Архиве X, Кабинет II, 53, лл. 326–327. Напечатана полностью у Рункевича Архиереи Петровской эпохи. Изд. 1906 г. стр. 98 –100; сокращенно в Истории России Соловьева. Изд. вт. книги 3 стр. 1096. Содержание помещено выше, в главе VI, стр. 259–260. 571 Из невошедших в работу интересно письмо п. Адриана Арчиллу, князю имеретинскому от 21 авг. 1691 г. Патриарх приветствует Арчилла, его жену и детей, которых перебирает поименно; желает им избавиться от какой–то приключившейся скорби; просит известить об его пребывании. Архив Юго–Зап. России, т. V, CXCI, стр. 450. 576 Отпеч. в Памятниках древней письменности 1879 г. вып. III. Содерж. излагалось выше, в главе III, стр. 87–91. 580 Отпечат. в Описании Архива Александро–Невской Лавры, т. II, стр. 404–408 и приведена нами в главе VI, стр. 251–253. 582 Отпечатаны в книжке: Письма Импер. Петра Великого к брату Иоанну Алексеевич у и п. Адриану. Спб. 1788 г. Два письма из 7 – кроме того напечатаны в Вивлиофике XV ч., а письмо к Шеину изд. в книге: Поход Шеина к Азову. 585 Описание Славян. рукописей отд. п. С.–Петерб. Типограф. Сахарова 1839 г. стр. 27–28, 45 (Н. А. А. П. Адриан. Чтения Общ. Ист. и др. 1878 г. 8). 586 Напечатана в сочинении прот. Саввинского: Астраханская Епархия. Вып. п. Изд. 2–ое. Прилож. III, стр. 398–403. 587 «Писася в царствующем великом граде Москве в доме патриаршем мироздания ХХХ, рождества же Богочеловека Иисус Христа ХХХ, индиктиона Х, стр. 337 месяца марта». Рукоп. Солов. монаст. Сборник 871, л. 490–497. Хранится в Библиот. Казан. Духовной Академии (по Опис. рукоп. Сол. мон. ч. II, стр. 358, 615). В составлении завещания, еще в 1696 г., принимал участие делопроизв. п. Адриана, инок Карион Истомин. Москов. Синод, библ. 99 / 301 . л. 294–300. Черновые письма Кариона Истомина. Православ. Богослов. энциклопедия. Карион Истомин. 590 Напеч. во временнике Имп. Москов. Общества; в П. С. 3. т. 3, изд. 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 Изображая так райское блаженство, художник не заслуживает, кажется, упрека (Очерки памятников христианской иконографии, стр.324; ср. Толстого и Кондакова. Русския древности, вып. VI, СПб. 1899 г., стр. 62) в буквальном понимании библейского выражения: «Праведных души в руце Божии». Он только символически изобразил райское блаженство, посредством подобия, заимствуя его из Священного Писания . Иначе, не прибегая к подобиям, изобразить райское блаженство человек не в состоянии. 81 Все-таки его нельзя назвать «юным», как называют Толстой и Кондаков (Русские древности в памятниках искусства, вып. VI, стр. 62): борода Иакова чуть ли не длиннее бороды Авраама. 82 Народная поговорка: «Как у Бога (или: у Христа) за пазухой» (Пословицы русского народа. Сборник Даля. Изд. Общ. любит. ист. и древн. российских. М. 1862 г., стр. 79), – не стоят ли в связи с подобным представлением райского блаженства? Не принял ли народ Авраама за Саваова или Иисуса Христа? 90 Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Μ. 1865 г., стр. 17; ср. герои. Павла Краткое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Μ. 1790 года, стр. 10. 92 Московский Наблюдатель, журнал энциклопедический, ч. XIX, М. 1888 г. ст. Вечер в Симонове, примеч., стр. 92; Спасо-Андроников, стр. 43. 97 Архим. Варлаам. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре, М. 1859 г., стр. 11, 87–88; Саввантов П.И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря по описным книгам 1668 года. СПб. 1851г., стр. 2; Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь, т. 1, стр. 104. 98 «Эта подробность, – замечает Н. В. Покровский , – появляется в русских памятниках сравнительно в позднее время» (Сийский иконописный подлинник вып. III, стр. 140). Ф. И. Буслаев говорит: «На иконе Успения, перенесенной во второй половине XI в. в Киево-Печерский храм Успения греческими мастерами из Цареграда, жидовина с подробностями известного чуда – еще нет; потому что это чудо относится собственно к другому эпизоду события (?) и только в последствии было присовокуплено к этому иконописному сюжету». Но в той же самой статье Буслаева упоминается об изображении Успения в миниатюрах IX–X в., где «архангел Михаил отсекает руки у неверующего иудейского жреца» (Сборник на 1866 г. издан. Общ. древне-русск. искусства, стр. 103 и 76). Чудо с Аффонием представлено в изображениях Успения на саккосе митроп. Фотия, – + 1431 г., – (см. Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы, составленный архиеп. Сав­вою, изд. 4-ое, М. 1868 г., табл. IV), на храмовой иконе в Новгородском Софий­ском соборе, – «писана в XIV в. и возобновлена в 1706 г. и частию в 1899 г.» (Священник А. Конкордин. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. Стр. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Две церкви в Кириллове были построены на средства великого князя Василия Ивановича по случаю рождения у него сына. Известно, что великий князь, сильно желая иметь наследника престола, ради этого даже развелся с Соломониею после двадцатилетней супружеской жизни 91 и женился на Елене Глинской. Чрез два года после брака, когда надежды великого князя еще не оправдались, (в Филиппов пост 1528 года) он ездил на богомолье в Кириллов монастырь и вместе с великою княгиней прибыл сюда 17 декабря 1528 года 92 . Чрез несколько месяцев после путешествия 25 августа 1529 года у великого князя родился, наконец, сын, нареченный Иваном 93 . Тогда в конце того же года или начале следующего Василий Иванович велел поставить в Кириллове две церкви 94 . Одна во имя «Иоанна пророка и Предтечи, честного усекновения главы» 95 (т. е. во имя Ангела новорожденного Иоанна), с приделом пр. Кирилла 96 (к молитвам которого прибегал великий князь) была основана на «горе», т. е. на холме, где «крест чюдотворцов Кириллов и где чюдотворцова первая келья была» 97 . Другая была воздвигнута в самом монастыре (на западе от церкви Успения) и имела также два придела: главный – «во имя Архистратига Гавриила Собор», на память дня рождения самого Василия Ивановича; другой – во имя «царя Константина и матери его Елены» (во имя Ангела своей супруги). Работы по постройка обеих церквей продолжались около 3 лет и окончились уже по смерти великого князя, последовавшей в 1533 году 4 декабря 98 (или точнее на 4-ое число) 99 . Первую церковь во имя Иоанна Предтечи «почали делати» в лето 7039 – (1531) августа в 3 день в четверг в 2 часа дни а придел Кирилл Чюдотворец; а свершили ту церковь Иоанна Предтечю и придел Кирила чюдотворца лето 7042 (1534) августа в 8 день» 100 . Церковь во имя Архангела Гавриила «почали делати в лето 7039 (1531) августа 20 в неделю во второй час дни, а свершили ту церковь Архангела Гавриила лета 7042 (1534) августа... на память святого мученика Агафонила» 101 . Обе церкви были освящены чрез 4 месяца после; их окончания в один и тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010