Пс.16:12 .  они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных. К числу этих попыток, помимо открытого преследования, относятся и скрытые, тайные выслеживания и подстерегания Давида, приравнивающие врагов Давида к хищным животным, выслеживающим свою добычу. Пс.16:13 .  Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим, «Воскресни, ... предупреди и низложи«, – восстань Господи, на мою защиту, предупреди нападения врагов и тем помешай их успеху надо мною. Пс.16:14 .  от людей – рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим. Господи, спаси «от людей мира, которых удел в этой жизни», т. е. враги Давида преследуют его не из высших побуждений, а земных и житейских интересов, все они привязаны и стремятся к временным и личным выгодам, их удел – земля даже тогда, когда Ты «наполняешь их чрево» сокровищ Твоих, когда они и так полны богатства и довольства. Этих благ у них столько, что они как сами пользуются ими, так, и после себя оставят большое количество их своим потомкам. Таким образом, все содержание стиха представляет молитву Давида к Богу о том, чтобы Он спас его и его приверженцев от врагов, хотя бы последние были многочисленны и обладали силой и богатством, чего лишен Давид в настоящее время. Пс.16:15 .  А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим. Преследование Саула и вынужденное бегство Давида лишают последнего возможности безбоязненно и открыто посещать скинию ( «взирать на лице Твое»). Невозможность для Давида посещать богослужение была большим и тяжелым для него, как человека благочестивого, лишением; в спасении от врагов он получит возможность удовлетворить своим религиозным запросам «насыщаться образом» Божиим, быть и молиться при скинии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.26:5 .  ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. «Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего» – там, во внутренних покоях, где Господь постоянно присутствует. Сравнение взято из обычая хранить сокровища в особо скрытых и безопасных местах. – «Вознес бы меня на скалу» – униженное положение заменил прочным и непоколебимым существованием, как бы поставил на скалу, недоступную и несокрушимую. Пс.26:6–8 . Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. Форма диалога. Бог как бы говорит в сердце Давида: «ищите лица Моего», т. е. стремитесь ближе быть ко Мне, так как только в Боге истина и сила. Пс.26:10 .  ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. «Отец мой и мать моя оставили меня». Родственники Давида уклонялись от сношений с ним, так как Давид преследовался Саулом, как противник величества, как враг царя, и близость к нему даже со стороны родных Давида могла быть истолкована подозрительным Саулом как содействие ему в его мнимом восстании на царя. Пс.26:11 .  Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; Давид молит Бога помочь ему быть чистым в своих делах, и как бы ни тяжело было его настоящее положение, не допустить даже по нужде совершить какое-либо преступление и нарушить Его Закон. Это для Давида нужно «ради его врагов», чтобы не дать последним возможности обвинить его в чем-либо. Пс.26:13 .  Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. «Земля живых». Давид верует, что Господь защитит его и не допустит до гибели, до шеола, куда нисходят все умершие, напротив – он будет жить и вращаться среди живых людей. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.88:40 .  пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; «Поверг на землю венец» – сбросил корону с головы потомка Давида. Образ Ровоама, который должен был смириться пред фараоном Сусакимом. Пс.88:45 .  отнял у него блеск и престол его поверг на землю; Пс.88:46 .  сократил дни юности его и покрыл его стыдом. «Отнял... блеск» – блеск самостоятельного, независимого царствования. – «Сократил дни юности» – уменьшил, уничтожил дни беспечальной и беспечной жизни. Мы указывали, что Ровоама спасло покаяние пред Богом, т. е. искреннее и строгое осуждение своего прежнего неосмотрительного, беззаботного и нечестивого поведения. Время беспечной юности сократилось. Пс.88:48 .  Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Пс.88:49 .  Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? При недостаточной ясности учения о загробном существовании, преимущественное внимание древнего еврея сосредоточивалось на благоустроении земной жизни. Бедствия и испытания, переживаемые человеком на земле, усиливают тяжесть его кратковременного существования, поэтому писатель молит Господа избавить от настоящих бедствий нашествия Сусакима, не сокрушать их жизни насланием страданий и преждевременной насильственной смерти: каждый из живущих и так не минует шеола. Пс.88:51 .  Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; «Носить... поругание... от... народов в недре» – глубоко болеть за потерю престижа, значения своей родины, своего царства в глазах соседних языческих царств и народов. Эта скорбь писателя – скорбь истинного патриота, страдающего как за каждого из своих соплеменников (см. 48–49 ст.), так и за весь народ. Пс.88:53 .  Благословен Господь вовек! Аминь, аминь. Литургическая прибавка, заканчивающая третий сборник Псалтири. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.10:22 .  Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит. Притч.10:23 .  Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Притч.10:24 .  Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. Притч.10:25 .  Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании. Соответственно неодинаковой настроенности безумного нечестивого и мудрого – праведного (ст. 23), неодинаковы и внешняя судьба того и другого: у праведника все спорится, все ему дается без труда, забот и тревоги, так как на жизни и делах его почивает благословение Божие (ст. 22, сн. Пс 126.2 сл.), всякое желание его исполняется (ст. 24б); напротив, удел нечестивого – вечный страх за свое благополучие (ст. 24а, сн. Ис 66.4 ; Иов 3.25 ), а конец его – внезапная и полная гибель, при полной непоколебимости праведника (ст. 25; сн. Притч 1.27 ; Иов 1.19 ). Притч.10:26 .  Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. В этом стихе высказана, особняком здесь стоящая, мысль о вреде лености (ср. Притч 6.6 сл.; Притч 12.27, 19.24 ). Притч.10:27 .  Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч.10:28 .  Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет. Притч.10:29 .  Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. Притч.10:30 .  Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Повторяются не раз высказанные мысли о различном до противоположности жребии праведных и нечестивых (ср. Притч 3.2, 9.11 ; сн. Иов 8.13 ; Пс 109.6 ). Притч.10:31 .  Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Притч.10:32 .  Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное. Об устах праведного и нечестивого и плодах их. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.30:26 .  горные мыши – народ слабый, но ставят домы свои на скале; Притч.30:27 .  у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; Притч.30:28 .  паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Мысль о внутренней ценности предметов, по видимости, малых, здесь развивается исключительно в сравнениях из мира животных и насекомых, на примере которых показывается необходимость и польза мудрости, энергии, стройной субординации и настойчивости в достижении целей. В ст. 28 еврейское слово семамит, переданное в русск. синод. «паук», традицией еврейской, подтверждаемой и данными археологии, понималось: «ящерица» (см. у проф. А. А. Олесницкого . Ветхозаветный храм, с. 854), LXX: καλαβτης, Vulg.: Stellio). Притч.30:29 .  Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: Притч.30:30 .  лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; Притч.30:31 .  конь и козел, [предводитель стада,] и царь среди народа своего. Только в конце этого трехстишия высказывается мысль о важности и значении царской власти для благоустройства общества, – мысль в ст. 30 и 31а высказанная лишь образно. А связь с предыдущим отделом (ст. 24–28) такова: если и при отсутствии власти частная инициатива мудрости, энергии, сплоченности может давать благоприятные результаты, то при наличии твердой царской власти польза всего этого чрезвычайно возрастает. Притч.30:32 .  Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; Притч.30:33 .  потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. Увещание к восстановлению нарушенного мира представляет развитие Притч 15.18 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.1:15 .  Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. В этом стихе объясняется причина безрезультатности человеческой деятельности. Последняя не в состоянии изменить существующий порядок, исправить все недостатки и несовершенства во внешней природе и в природе человека, пересоздать ту и другую. Еккл.1:16 .  Говорил я с сердцем мо­им так: вот, я воз­величил­ся и при­обрел мудрости больше всех, которые были пре­жде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. Если все дела и стремления человеческие ничтожны и безрезультатны, как дым, как погоня за ветром, вследствие неустранимых недостатков и несовершенств мира, то, само собою, понятно, что исследование их мудростью и самая мудрость не могут дать нравственного удовлетворения человеку. Под выражением «больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом» некоторые толкователи разумеют не царей, так как до Соломона был лишь один царь в Иерусалиме – Давид, а, вообще, израильтян. Однако, предлог «над» (al) заключает в себе понятие господства и может указывать, следовательно, лишь на царей иерусалимских. Екклезиаст приписывает себе обладание мудростью, как религиозным и нравственно-практическим познанием, и, вообще, знанием, как теоретическим, научным постижением вещей. Еккл.1:17 .  И пред­ал я сердце мое тому, чтобы по­знать мудрость и по­знать безумие и глупость: узнал, что и это – томле­ние духа; Еккл.1:18 .  потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает по­знания, умножает скорбь. Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости и знания оказалось такой же суетой, такой же погоней за ветром, как и всё в человеческой жизни. Оно не только не доставило ему счастья, но, напротив, увеличило его страдания, показав всю призрачность человеческих надежд, всю безрезультатность человеческих стремлений, обнажив ничтожество всего земного. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Екклезиаста. 656-700 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Храм Соломонов. Фрагмент древней карты Иерусалима Тирский царь Хирам прислал Давиду в подарок много кедровых брусьев и искусных архитекторов и строителей, которые построили в Иерусалиме царский дворец. Соломон расширил Иерусалим на север, окружив стеной гору Мория. Главным событием его 40-летнего царствования стало возведение Храма (около 960 г.), который с прилегающими к нему зданиями и двором занимал площадь в 9 гектаров. Господь благословил и освятил его. «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8: 10–11). При Давиде и Соломоне Израиль переживал самый цветущий период. После них царство уже никогда не приближалось к такому могуществу и размерам. После смерти Соломона страну постигло тяжкое испытание. Царство разделилось. Десять колен отпали и образовали на севере самостоятельное государство – Израильское царство. При сыне Соломона Ровоаме Иерусалим постигло первое бедствие: египетский царь Сусаким овладел Иерусалимом и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского. Причиной этого бедствия было идолопоклонство, в которое впали иудеи: «И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14: 23). Это тяжкое преступление против Бога становится хроническим грехом не только Иерусалима, но и всего Израиля. Из 19 царей разделенного Иудейского государства только Аса, Иосафат, Езекия и Иосия боролись с этим злом. Особенно оскверненным местом оказалась долина сынов Енномовых, огибающая город с юга. Здесь был Тофет – место, где евреи-идолопоклонники сжигали своих детей, принося в жертву Молоху (см.: 4 Цар. 23: 10). Благочестивый Иосия не только уничтожил это мерзкое занятие, но в целях попрания его устроил там городскую свалку, где гнили трупы падших животных. А чтобы из-за гниения не распространялась зараза, там постоянно горел огонь. Господь Иисус Христос взял эту ветхозаветную реалию в качестве образа ада: «Где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9: 44). Слово «геенна» образовано от еврейского названия долины – Ге-Хинном. За пять дней пребывания в Иерусалиме мы часто проезжали над ней. Невидно никаких поселений. Она напоминает не только о мрачном прошлом, но и вызывает чувство отвращения ко всякому отступничеству в вере.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Глава 3. Злоба Аманова на Иудеев а) Возвышение Амана и униженное поклонение перед этим царедворцем, заповеданное царем Артаксерксом (ст. 1–2). б) Независимость Мардохея, не покланявшегося перед Аманом, и решимость разгневанного временщика истребить всех Иудеев в государстве (ст. 3–6). в) Избрание Аманом цо жребию 12-го месяца (Адара) для повсеместного избиения Иудеев, оклеветание их перед царем, испрошение указа о поголовном их истреблении и обещание внести за это в казну 10,000 талантов серебра (ст. 7–11). г) Содержание этого указа, рассылка его по всем городам и смятение, произведенное им в Сузах (ст. 12–15). Ст. 1. После сего возвеличил царь... Амана... Вугеянина... В Вульгате слово „Вугеянин” (не находящееся в еврейском подлиннике) переводится, через перемену литер, словом «Агагеянин», т. е. – происходящий из племени Агага и, следовательно, Амаликитянин 956 . Между тем, ниже, Аман называется «Македонянином» 957 . Полагают, что Аман только по месту рождения был Македонянин, ибо отец его, Амадаф, Амаликитянин родом, основал свое местопребывание в Македонии. Другие же полагают, что Македонянином называется Аман, в общем смысле иностранца и врага Персов, а Вугеянином (проис. от Агага) – в смысле врага Иудеев 958 . Ст. 2. И все ...кланялись и падали ниц пред Аманом, ибо так приказал царь. А Мардохей не кланялся и не падал ниц... „Сей поступок Мардохея, если не достоин особенной похвалы, то, по крайней мере, не может быть осуждаем. Если Конон, сохраняя характер свободного человека, не хотел явиться к персидскому царю, дабы уклониться от обыкновенного ему поклонения 959 ; то не имел ли права Мардохей, по чувствованию справедливости и благочестия, отказать в поклонении не царю, коего сан всегда имел в себе нечто священное, но властолюбивому гражданину?» 960 Ст. 4. ... ибо он (Мардохей) сообщил им (служащим при царе), что он Иудеянин… Т. е., что он принадлежит к тому народу, которому воспрещено божеские почести оказывать пред людьми. Ст. 7. …(И сделал Аман совет) в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса, и бросали пур, т. е. жребий, пред лицем Амана изо дня в день, из месяца в месяц, (чтобы в один день погубить народ Мардохеев, и пал жребий) на двенадцатый месяц, т. е на месяц Адар... Нельзя не видеть благодетельной руки Провидения над Иудеями в том обстоятельстве, что суеверный Аман, не иначе как по жребию рассудил определить день, благоприятный для задуманного им истребления Иудеев, и, что этот жребий на целый год отдалил опасность от народа Божия. В этот продолжительный промежуток и сама опасность была устранена, и замыслы Амана обратились на его же голову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

23) Гиезия принять от него вместо одного просимого им таланта серебра – два таланта, кроме двух дорогих одежд. Вес серебра был настолько значителен, что потребовалось двое слуг, чтобы нести его за Гиезием (ст. 23) 960 . Серебро было в мешках и вероятно в слитках, наперед вывешенных, причем мы заметим, (по указанию Библ. Слов. Смита и Роулинсона в Speaker " " s Comment, и в Геродоте его издания), что еврейское слово кикар, означающее талант, означает круг, или шар, и вероятно серебро отливалось в эту форму; или же понятие шара представляло уму полноту главной единицы веса, т.е. целый талант. Слуги несут серебро за Гиезием, но он не допускает их дойти до самого города Самарии, а останавливает их у холма (ст. 24), который по-видимому скрывал путь, по которому шел Нееман, для лица, смотрящего из города Самарии. Здесь по-видимому был дом Гиезия, так как он, «прийдя к холму», «взял (серебро) из рук их и спрятал дома. И отпустил людей и они ушли» (id.). Окончив это дело, он поспешил возвратиться к пророку, надеясь, что отсутствие его не будет замечено. Но, «когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий? И сказал он: никуда не ходил раб твой». И сказал Елисей: «Разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился на встречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий, или крупный скот, и рабов, или рабынь»? Гиезий, под влиянием страсти своей к наживе, и не понимая, как глубоко он оскорбил пророка и как тяжко согрешил пред Господом, подкапывая и ослабляя по наущению врага человеческого, – которого он сделался орудием, – веру Неемана в Господа, что могло иметь последствием ослабление его усердия к проповеди о чудесах Господних, явленных на нем, и замедлить среди Сирийцев распространению верования в единого Бога и в ложность их идолов. Конечно промысл Божий не зависит от козней врага и от преступлений человеческих, – но между тем орудия зла должны были быть наказаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

960.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 961. Алфавитный патерик. 962.  Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44). 963.  Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6. 3). 964.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39). 965. Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 1, 5). 966. Алфавитный патерик. 967. Алфавитный патерик 968.  Для чистых все чисто (Тит. 1. 15). 969. Алфавитный патерик. 970. Слово 89. 971. Притч. 25. 8. 972. Алфавитный патерик. 973. Житие преподобного Василия Нового, мытарство осуждения. Четьи-Минеи, 26 марта. 974. Патерик Алфавитный. 975. Пароход этот именуется «Валаам». С открытия судоходства на Ладожском озере до осеннего бурного времени пароход дважды в неделю ходит в Валаамский монастырь, отправляясь каждый раз из Шлиссельбурга. 976. Остров Валаам от ближайшего берега в двадцати пяти верстах, от финляндского города Сердоболя в сорока, от Коневского монастыря в восьмидесяти; в окружности имеет около тридцати верст; принадлежит к Санкт-Петербургской епархии, а по гражданскому распределению к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. 977. Рукописное житие святого Авраамия Ростовского и Словарь Российских святых. 978. Словарь Российских святых. 979. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря. Может быть, архивы Финляндии доставят со временем сведения более определительные и подробные для истории Валаама, нежели какие доставляются источниками, ныне известными. 980. Пребывание на Валааме преподобных Арсения, Савватия и Александра — достоверные факты, сохраненные в их жизнеописаниях. В жизнеописании преподобного Свирского, написанном учеником его Илларионом, сказано с достаточною подробностию и великою похвалою о подвижничестве Валаамских иноков, а в житии преподобного Арсения что в монастыре было многочисленное братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010