955. Зелинский В. Приходящие в Церковь. С. 27. 956. Святитель Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 632. 957. Архимандрит Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 3//Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. M., 2005. С. 235. 958. Архимандрит Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 35//Нестеров С. В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. M., 2005. С. 370. 959. Патриарх Алексий. Войдите в радость Господа своего. С. 59. 960. «Для него (Кураева) — Церковь, это сообщество интеллектуалов. Я даже читал в его брошюрке, что надо бы ко Причастию не допускать тех, кто не знает что вообще происходит на Литургии. Каково? Да я вообще — в первый раз подошёл пьяным! Иеромонах только и выдохнул — " О Господи! " , но причастил!» (Сергей Гришин. Сообщение от 29 мая 2006, форум «Верность» 961. Почти смешно, что титул архиепископа Кесарии Каппадокийской (то есть кафедры святителя Василия Великого) носит ныне… румынский патриарх. 962. Святитель Григорий Богослов. О себе самом и о епископах//Церковь и время. M., 2003. (22). С. 135. 963. «Как известно, во второй главе послания к Галатам находится описание ссоры апостолов Петра и Павла из-за того, что первый требовал соблюдения иудейского закона между прочим и от уверовавших язычников. Павел уличил старшего апостола в лицемерии, так как и сам Петр часто не соблюдал этого закона. Поставленный в необходимость толковать данное место и в то же время желая придать менее соблазнительный вид всему происшествию, Иероним объяснил спор апостолов заранее условленной и затем нарочно разыгранной сценой в поучение язычников и иудеев. Согласие апостолов было спасено, но зато пострадала искренность их поступков. Нравственно более чуткий Августин тотчас заметил всю неуместность подобного объяснения и написал Иерониму чистосердечно и мягко свое возражение. Письмо, к несчастию, не дошло по назначению, между тем списки с него быстро распространились по многим местам и попали, наконец, кружным путем в руки самого Иеронима. Это заставило последнего предполагать, что Августин делает нападение на него без предупреждения, и он только после нескольких разъяснительных и извиняющихся посланий Августина внутренне примирился с ним (хотя в спорном вопросе продолжал настаивать на своей точке зрения)» (ДиесперовА. Блаженный Иероним и его век. M., 2002. С. 77–78).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

4. Учение св. отцов о познании Божественных свойств чрез имена Божии. Несовершенство этого познания, свидетельствующее, что имена Божии – человеческие действия К такому же выводу мы придем и в том случае, если при свете святоотеческого учения будем иметь в виду плод процесса образования имен Божиих, т.е. – самые же имена, как познание о Боге 954 , и притом ограниченное и несовершенное. Конечно, говоря о познании Бога, мы имеем в виду не Божественное существо, которое, как мы видели выше, познать нельзя, а различные действия Божии, что то же – разнообразные, по словам св. Григория Нисского , деятельности превысшей Силы» 955 или Божественные свойства, в них проявляемые, которые и познаются в тех или иных именах Божиих 956 . Итак, не имея возможности обладать познанием о существе Божием, мы можем иметь чрез те же имена Божии познание о Божественных свойствах. Но тот же св. Григорий Нисский , имея в виду слова Божественного Псалмопевца: великолепию, славе, святыне Его несть конца 957 , говорит, что свойства Божии бесконечны 958 . По словам сего св. отца Церкви: «Одно из свойств божеской жизни то, что она есть без причины, это выражается речением нерожденный ; другое свойство этой жизни то, что она беспредельна и бесконечна, – это обозначает слово нетленный ; так что предмет есть безначальный и бесконечный, что выше всякого имени и понятия» 959 . Из этих святоотеческих слов видно, что хотя мы и можем иметь познание о Боге со стороны Его Божественных свойств, однако это познание является несовершенным, поскольку эти свойства бесконечны и даже выше всякого имени и понятия. Чтобы показать насколько наше познание о Божественных свойствах является ограниченным, св. Григорий Нисский приводит слова Ап. Павла из послания к Римлянам: О глубина богатства и премудрости разума Божия! Яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его 960 . Так сказал великий Апостол, имея в виду домостроительственную деятельность Господа, в которой проявлены были Божественные свойства всемогущества и благости по отношению к язычникам с одной стороны, и свойства правосудия и строгости по отношению к евреям с другой, чтобы по непослушанию последних помиловать язычников, а потом и сами они – евреи были помилованы 961 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

951 . Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов с Апокалипсисом: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. – М.: Тип. «Соврем, изв.», 1876. Кн. 1: Деяния св. Апостолов. – 1876. – IV, 649 с. То же. – М.: Унив. тип., 1886. – 602 с. 952 . Толковый Апостол. Деяния и Послания Апостолов: На славянском и русском наречии: С предисловием и подробными объяснительными примечаниями епископа Михаила. – Киев: Киево-Печерская Лавра, 1890–1897. Кн. 1: Деяния Апостолов. – 1897. – 602 с. .-.   Кн. 2: Соборные Послания св. Апостолов. – 1890. – 464 с. Тоже.– Киев, 1905. Перевод 953 . Введение в Новозаветные книги Священного Писания. Соч. Г. Герике/Пер. с нем. под ред. архим. Михаила. – М., 1869. Литература о жизни и деятельности 954 . Горский-Платонов П.И. О трудах архимандрита Михаила. – М., 1873. 955 . О Толковом Евангелии архимандрита Михаила: Библиографическое известие. – М.: Синод, тип., 1870. – 2.1 с. – В конце текста инициалы: А.Н. 956 . Рождественский В.Г. Введение в Новозаветные книги Священного Писания/Перевод с нем. под ред. архим. Михаила: Рец.//Христиан, чтение. – 1870. – Авг. – С. 335–360. Михайлов Александр Васильевич (1859–1927 ) Александр Васильевич Михайлов родился 10 марта 1859 года в Санкт-Петербурге. В 1880 году окончил Холмскую гимназию, а в 1884 году – историко-филологический факультет Московского университета, где занимался под руководством Н.С. Тихонравова. В 1889–1892 годах, находясь в заграничной командировке, Александр Васильевич слушал лекции И.В. Ягича в Венском и Берлинском университетах, а также изучал славянские рукописи в книгохранилищах Вены, Мюнхена, Парижа, Рима, Неаполя, Флоренции. По возвращении продолжил исследования в древлехранилищах Москвы и Петербурга с целью изучения Библейских рукописей. В 1895 году он читал лекции по русскому языку в Варшавском университете. В 1904 году А.В. Михайлов защитил магистерскую диссертацию «К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях», а в 1913 году – докторскую диссертацию «Опыт изучения Книги Бытия. Паремийная редакция» и был назначен ординарным профессором Петербургского университета. В 1914 году Александр Васильевич вышел в отставку и поселился в Москве. Читал лекции в Московском университете, Костромском и Смоленском педагогических институтах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Βεντιας, 1862; Αθναι, 1986 r . Σ. 106), и в рус­ской до­ре­фор­мен­ной тра­ди­ции (ср.: Слу­жеб­ник. М., 1623. Л. 197−198; Устав цер­ков­ный. М., 1641. Л. 956). По­со­бия и ру­ко­вод­ства по Ли­тур­ги­ке и Бо­го­слу­жеб­но­му Уста­ву так­же осо­бо ого­ва­ри­ва­ют вли­ва­ние в по­тир ви­на, со­еди­нен­но­го с во­дой (Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. К., 1913. М., 1993 р . С. 919; На­столь­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля. М.: Изд. Моск. Пат­ри­ар­хии, 1992 2 . Т. 1. С. 277; Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1907 7 ; М.: Из­да­тель­ский Со­вет РПЦ, 2008 р . С. 462; Иоанн (Мас­лов), схи­ар­хим. Лек­ции по Ли­тур­ги­ке. М., 2002. С. 228; Авер­кий (Та­у­шев), ар­хи­еп. Ли­тур­ги­ка. Джор­дан­вилль, 2000. С. 374). Со­еди­не­ние ви­на и во­ды ис­поль­зу­ет­ся в дан­ном слу­чае по ана­ло­гии с пол­ной Ли­тур­ги­ей – с це­лью боль­ше­го со­от­вет­ствия свя­щен­но­дей­ствий Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров про­ско­ми­дий­но­му чи­ну Ли­тур­гии свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го или свт. Иоан­на Зла­то­уста. 12 Про­ким­ны про­из­но­сят­ся чте­цом, чи­та­ю­щим па­ри­мии. 13 В неко­то­рых ме­стах в со­еди­не­нии с этим об­ря­дом со­хра­ня­ет­ся древ­не­хри­сти­ан­ский обы­чай вне­се­ния ве­чер­не­го све­тиль­ни­ка в мо­лит­вен­ное со­бра­ние. Иерей свя­ты­ми вра­та­ми из­но­сит из ал­та­ря вы­нос­ной под­свещ­ник, сто­яв­ший пе­ред жерт­вен­ни­ком, и остав­ля­ет его на со­лее. 14 См.: Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 465. 15 По Ир­мо­ло­ги­о­ну пер­вое и ко­неч­ное «Да ис­пра­вит­ся…» и все сти­хи по­ет сам слу­жа­щий иерей, стоя пред пре­сто­лом и со­вер­шая каж­де­ние. Од­на­ко обыч­но пе­ние «Да ис­пра­вит­ся…» со­вер­ша­ет­ся на се­ре­дине хра­ма, за ам­во­ном, тре­мя пев­ца­ми. 16 См.: Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. К., 1913. М., 1993 р . С. 923. Су­ще­ству­ет так­же тра­ди­ция, со­глас­но ко­то­рой со­слу­жа­щие пред­сто­я­те­лю иереи во вре­мя пе­ния Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя… ста­но­вят­ся на ко­ле­ни.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

И уже потом, на третьей песне канона читается молитва “Владыко, Боже, святый и человеколюбивый”. После шестой песни канона читалась молитва “Благих сокровище...” и после девятой – молитва “Боже, Боже наш, умная и словесныя поставивый силы...”. Молитв “Благодарим Тя, Господи Боже, спасений наших...” и “Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа...” (Там же, стр.163) в этом памятнике нет вовсе. Зато памятник имеет особую молитву отпуста, которая не встречается в других евхологионах. Вот она: “Творче всех, Господи, восставивый от упокоения ночного и к славословию утвердивый и укрепивый, приклони ухо Твое и услыши нас, не помяни немощей наших предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих, умири жизнь нашу, благоприятну сотвори молитву нашу, и Царствия Твоего всех нас сподоби, сый благословен во веки веков. Аминь” (Дмитриевский. Евхологиа, стр.164) . Другие памятники отсутствующие в упомянутом выше Патмосском евхологионе молитвы (“Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа...” и “Господи Боже наш, сонное уныние...”) указывают читать после 7 и 8 песен канона, т.е. после каждой песни по молитве (Кекелидзе. Лит. груз. пам., стр.146 и 166) . Установить в настоящее время полный состав утренних молитв и точное место из в чине древне-песненной утрени невозможно, во-первых, потому что разные памятники указывают разное их количество. Выше я отметил, что Патмосский евхологион No.105 не имеет двух молитв из состава тех, которые даны в Синайском евхологионе 1153 г., зато имеет особую молитву отпуста, неизвестную другим памятникам. Пропуск молитв в Патмосском евхологионе не составляет исключения. Илитарий Синайской же библиотеки X века No.956 содержит всего 6 молитв, соответствующих 1, 2, 6, 10, 11 и 12 утренним молитвам современного служебника. При этом любопытно, что третья по порядку молитва этого сокращенного состава их “Благодарим Тя, Господи Боже, спасений наших” тут же в памятнике надписана как “молитва утренняя шестая” (Дмитриевский. Евхологиа, стр.18) . Из-за отсутствия в некоторых евхологионах отдельных молитв получается путаница в их нумерации; в некоторых евхологионах, например, нынешняя девятая молитва не нумерована.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Еще неблагоразумный шаг со стороны легатов – и им оставалось только удалиться из Константинополя. Они позволили себе торжественно проклясть патриарха и его мнимые заблуждения и, по совету императора, должны были поскорее покинуть Константинополь. Патриарх решительно объявил себя против легатов, потребовал их на собор для объяснения их поведения. Народ вполне разделял антипатии патриарха к делу, затеянному императором. При таком положении вещей императору ничего не оставалось делать, как смириться и раскаяться в своем поведении 79 . Боязнь явиться врагом греческой церкви в глазах народа побуждает его вполне уступить воле патриарха. Патриарх на соборе осудил притязательных легатов, а император прислал ему послание, в котором высказал свою солидарность с патриархом в воззрениях на дело легатов 80 . Так в настоящем случае церковь победоносно вышла из борьбы с императорским произволом, который ради политических целей готов был жертвовать правами и интересами церкви. Равно и при других случаях нарушения церковных законов власть имеющими лицами не остаются в рассматриваемое время без должного обличения и вразумления со стороны церкви. Вот какой случай был с императором Никифором Фокою (963–969. Этот император вступил во второй брак с вдовою императрицею Феофаниею; за второй брак по церковным правилам полагалось церковное покаяние; патриарх Полиевкт (956–970 г.) увещевал его выполнить требуемое церковными правилами и, когда император не послушался, запретил ему вход в алтарь. Император жестоко гневался на патриарха, но бессильно. Притом же патриарх узнал, что Никифор находился с супругою в духовном родстве и, в силу церковных канонов, предложил ему на выбор или развестись с женою, или же быть отлученным от церкви. Никифор выбрал последнее. Но в видах своего оправдания собрал собор из находящихся в Константинополе епископов. Епископы действительно нашли средство, хотя и призрачное, оправдать Никифора. Они объявили, что закон о духовном родстве, как препятствие к вступлению в брак, издан Константином Копронимом, иконоборцем, а потому не заслуживает внимания церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Приготовление к Деяниям: диакон: «Возстаните на молитву»; свящ.: «Мир всем»; «И духови твоему»; молитвы такие же, как на коптской литургии после соборных посланий и после Деяний, и две другие общего содержания; возглас: «Деяния служителей сего проповедания, отец наших апостол, чистых и исполненных благодати, избранных и праведных, преизбыточествующих благодатию Св. Духа. Молитвы и благословения их да сохранят всех нас христиан во веки веков, аминь»; после чтения — перифраз Деян. 6, 7 (об умножении верующих) и: «Свят (3) Бог Отец Вседержитель, Свят (3) Сын Единородный, живое Слово Отчее, Свят (3) Дух Св. вездесущий» (Еп. Порфирий. Вероуч., богосл… коптов, 125–127. Богослужение абиссинов, 56–59). 941. Missale rom., I, 2, 20. 942. В житии (сост. в XII b.), прп. Иоанна Дамаскина и Космы. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1897, IV, 336. Карабинов И. Постная Триодь, 84. 943. Описана F. Conybear " ом, Rituale armenorum. Par., 1905, 507. 944.  Агнесе Льюис, которою и издан: Lewis A. A Palestinian Syriac lectionary, 1897. 945.  Карабинов И. К истории Иерусалимского устава//Хр. Чт. 1912, март, 360–382; апрель, 483–494. 946. Описание их: Иванов А Греч. рукоп. Апостол, принадл. Предтечевской церкви в г. Керчи. Греч. рукоп. Евангелие, наход. в библ. Таврическ. сем. Отт. из «Зап. Имп. Русск. Археол. Общ.». СПб., 1886, I. 947.  Глубоковский Н. Греч. рукоп. Евангелистарий из собр. проф. И. Е. Троицкого. СПб., 1897//Прил. к Хр. Чт. 1896–1898 г., 15, 39–40. 948.  Scrivener F. A Plain Introduce to the Criticism of the N. T. Lond, 1894, 1, 349. 949. Остромирово Евангелие 1056–1057 г., хран. в Имп. Публ. б. Фотот. изд. СПб., 1883. 950. Одним из главных побуждений для Лютера удержать прежнюю систему было отсутствие хороших комментариев (пособий для проповедника) на другие отделы Нового Завета ( Luther. Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdienstes, 1526 г. Alt. Kirchenjahr, 147). 951.  Иероним. Ер. ad Ager. 952.  Григорий Турский. De vitis patrum, с 17. 953.  Hefele. Conciliengeschichte. III, 15. 954. Толедск. Соб. IV, пр. 17. 955.  Карл Великий. Epist. ad lectores Homiliarii// Migne. Patrol. s. lat. 95, 1160. 956.  Alt. Kirchenjahr, 148. 957.  Thalhotfer. Handb. d. katolisch. Liturgik. II, 68; I, 39. 958.  Alt. Das Kirchenjahr, 136–140. 959. Missale rom., 238. Еп. Порфирий. Вероучение, богослужение коптов, 144; ср. Богосл. абиссин, 67. Петровский. Апост. лит. вост. ц., прил. 76. 960.  Swainson. The Greek Liturgies, 40, 196, 290. 961.  Goar. Εχολγιον, 93, 151. Прот. Орлов. Лит. Василия Великого, 214. 962. ερατικν, 110. 963. Missale romanum, h. 309. Goar. Εχολγιον, 126. 964.  Migne. Patrol. s. lat. 85, 119, 120, 476. 965.  Петровский А. Апост. лит. вост. ц., прил. 80–81.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII в. именовалась: Бывший Андреевский монастырь (в смысле – упраздненный). В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «Богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 г. по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. Поздний по времени юго-западный корпус богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 г. В храмах обители, находившихся в ведении богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод – Андреевской и Живодерной. До 1917 г. при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 г. по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова. В 1918 г. богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак. В 1923 г. по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта. В 1925 г. «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х г.г. Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX в. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 г. в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. С 1967 по 1971 г.г., в соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС, в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Известно, что Фотий был избран на патриаршество в звании мирянина-протоасикрита как «прославленный в благочестии и многом знании». Извещенный о состоявшемся избрании на соборе 26 ноября 857 г., Фотий в течение трех недель отклонял от себя эту честь и наконец, уступая «единодушию и просьбе всей Константинопольской церкви», принял избрание. И вот 20 декабря 857 г. он был пострижен в монахи, 21 декабря посвящен в анагноста (чтеца), 22 – в иподиакона, или аколуфа, 23 – в диакона, 24 – в сан пресвитера и наконец 25 декабря, в субботу, в праздник Рождества Христова, был хиротонисан в епископа и возведен на патриарший престол ( νθρονισμς). 541 Когда между Константинополем и Римом произошло церковное столкновение, то в вину Фотию было поставлено и то, что он занял патриарший престол прямо из мирян, без предварительного приготовления к епископскому достоинству. Стремясь к церковному миру и к прекращению соблазнов, Фотий на Соборе 861 г., которым сам руководил, и предложил узаконить правило о том, чтобы миряне и простые монахи возводились в епископское, а равно и патриаршее достоинство после предварительного прохождения всех степеней священства и пребывания в каждой из них в течение положенного законом времени. А это время 25-м правилом Халкидонского собора определено в отношении к епископству в три месяца – «разве неизбежная нужда заставит продлить время». 542 Представленные правила и имели руководящее значение для Византийской церкви нашей эпохи, как и видно из Номоканона патриарха Фотия 543 и Синтагмы Матфея Властаря . 544 Но практика хиротонии патриархов то совпадала с этим принципом, то по обстоятельствам времени и фактическим потребностям Церкви отклонялась от него. Вот немногие исторические иллюстрации к этой стороне вопроса. Патриарх Стефан скончался 15 июля 928 г., а его преемник монах Трифон было хиротонисан лишь в декабре (14) того же года. 545 Патриарх Феофилакт умер 27 февраля 956 г., а инок Полиевкт, занявший потом престол, был хиротонисан 3 апреля того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Беседуя с нею об истинах веры и судьбах Церкви Христовой, добрый наставник, может быть, не раз переносил мысли своей духовной питомицы в знаменитый Царьград, где существовало тогда христианство во всем своем величии и блеске, не раз рассказывал ей, как великолепны там храмы Божий, как торжественно в них богослужение, особенно в минуты священнодействий самого патриарха, какое обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всякой христианской святыни. Подобные беседы естественно и незаметно могли возбудить в душе Ольги благочестивое желание узреть все это собственными очами, желание – потом воспитать мало-помалу в твердое намерение и, наконец, соделать такою потребностию сердца, которой противиться уже невозможно, несмотря ни на какие препятствия. Так и ныне: добрые христиане, при всей дряхлости своих лет, презирая все трудности странствования, предпринимают благочестивые путешествия в самые отдаленные места, драгоценные сердцу их по христианской святыне; по такому же влечению путешествовала в Царьград и престарелая Ольга – еще язычница, но уже оглашенная христианством и глубоко убежденная в его божественности и спасительности. Третье, гораздо более важное, разногласие касается времени, когда крестилась наша великая княгиня: в каком году, при каком императоре и патриархе. У древних наших писателей было об этом весьма много мнений: одни относили крещение ее ко времени императора Иоанна Цимисхия и патриарха Фотия, другие – ко времени того же императора и патриарха Скомодрена, третьи – ко времени императора Константина Багрянородного и патриарха Феофилакта, четвертые – ко времени того же императора и патриарха Полиевкта, указывая, впрочем, почти единодушно на 955 г. Не менее мнений об этом и у писателей новейших, которые, хотя согласно допускают, что крещение Ольги случилось в царствование императора Константина Багрянородного, не соглашаются, однако ж, касательно имени патриарха, совершившего над нею святое таинство, называя его одни Феофилактом, другие Полиевктом, и касательно года события, указывая то на 946, то на 955, то на 956, то на 957.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010