Тернистый путь современного пастыря церкви. – Об оживлении прихода. 3. Стр. 416–418. Серьезное недоразумение о нашем миссионерстве. По поводу статьи в 9 “Церк. Ведом.” “О миссии и ее постановке”. Н. Гринякин. 4. Стр. 419–426. Иисус Христос и социальный вопрос. Ст. Попеско. 4, 648–656; 8. Стр. 983–990. “Ученое монашество” и наша духовная школа. Н. Болховецкий. 5. Стр. 808–816. О “наслоениях” в богослужебном обиходе. И. С. 6. Стр. 990–992. На распутьи религиозной жизни. Диакон Г. Н. Корсун. – Открытое письмо сельского иерея к пастырям. Свящ. Ганчев. – Был ли в православной церкви святой с именем “Серафим”? Н. Серебрянский. – К вопросу о духовно-нравственном воспитании рабочего класса. С. Глебов. – К вопросу об участии духовенства в общественной жизни и духовном суде. Свящ. Р. И. 7–8. Стр. 1164–1182. Христос и революция. Поволжский. О богослужении на русском языке. 9. Стр. 1331–1342. Жалобы старообрядцев в “Миссион. Обозр.” на бесчинства своих “попов”. 10. Н. Гринякин. Стр. 1519–1526. Праздная затея (голос сельского священника о выборном начале для клириков). – Пастырское собрание Томского городского духовенства. 11. Стр. 1670–1677. Со скрижалей сердца. Pro domo sua. В. М. Скворцов. Стр. 427–432. К памяти о святителе Иосафе Горленке. Н. Гринякина. Стр. 1792–1794. В преддверии всероссийского церковного собора. 1. Периодическая печать о церковной реформе. И. В. Преображенский . 1. 1–6. 2. 7–24. 3. 25–30. 4. 31–48. 5. Стр. 65–80. Содержание (1908. 7–8) По общим вопросам православной веры и церковной жизни. Веротерпимость ли это? Н. Варжанский. 1. Стр. 3–11. О свободной воле. А. А. Берс. 1. Стр. 12–20. Определение Св. Синода о законопроектах, касающихся осуществления свободы совести. – Об устройстве в СПб. в феврале 1908 г. совещания по вопросам, касающихся второклассных школ. 1. Стр. 38–47. Задачи церковной живописи. Е. Поселянин. Стр. 161–169. Христианство и рационализм. Св. Н. Линчевский. 2. Стр. 170–175. Святость, единство и непреоборимость Церкви. П. Борисовский. 3. Стр. 313–329.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале 990-х гг. произошло и другое событие, которое резко ухудшило положение Руси. Эмир Хорезма Маммун Ибн Мухаммед освободился от власти Саманидов и стал независимым правителем. Очень скоро он помог хазарам вернуться в низовья Волги с условием принятия ими ислама . 684 Теперь возникла прямая угроза русским владениям на Нижнем Дону и на Таманском полуострове. Это был второй выход в Черное море: по Волге и через волок на Дон, а оттуда в Азовское море. О традиционной важности этого маршрута свидетельствует именование Дона «рекой славян», а Керченского пролива «Русской рекой» несколькими поколениями арабских географов. 685 Если бы хазарам с помощью Хорезма удалось вернуть Тмуторокань, то все выходы в Черное море оказались бы блокированы. В этой ситуации логично было полностью примириться с Византией, чтобы противостоять хазарам и мусульманам Хорезма. Очевидно, в середине 990-х гг. Владимир вернул Херсонес под власть Империи, хотя юридически, как уже говорилось, он никогда и не считался вышедшим из ее состава. В заключение следует сказать несколько слов о возможности связать с событиями X в. рассказ о походе новгородского князя Бравлина на Сурож (Судак) из Жития св. Стефана Сурожского. Впервые его отождествил с походом св. Владимира на Корсунь А.А. Куник. 686 Это предположение продолжают поддерживать некоторые современные исследователи, хотя его раскритиковал первый публикатор текста В. Г. Васильевский . 687 Епископ Стефан Сугдейский (Сурожский) был защитником иконопочитания во времена императора Льва III Исавра (717–740) и его сына Константина V Копронима (740–775), женатого на дочери хазарского кагана. Житие св. Стефана сохранилось в греческой краткой редакции и двух пространных: русской и армянской. 688 В русское житие были сделаны вставки из славянского перевода жития св. Иоанна Златоуста , написанного Георгием Александрийским. Заимствования были сделаны также из жития митрополита Петра Московского , сочинения митрополита Киприана. Следовательно, появление русской редакции можно датировать началом XV в. 689 Тем интереснее, что ряд эпизодов и подробностей, отсутствующих в кратком греческом житии, есть в пространном армянском, появившемся не позже 1240-х гг. Судя по различиям, переводы делались с разных видов пространного греческого жития, составленного в Сугдее. 690 До полного исследования армянского текста можно делать только предварительные выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он был учителем новгородских детей, один из которых и стал летописцем, оставившим запись о своем наставнике. 737 Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/990–1030/1031 гг. Новгородского епископа в 989/990 г. нужно было рукоположить, а Херсонский архиепископ не мог иметь суффраганов. Уже при патриархе Николае Мистике (901–907, 912–925) Херсонской архиепископии придавались миссионерские обязанности. 738 Если Анну действительно сопровождал митрополит Ефесский Феодор, то он мог рукоположить епископа для Новгорода. В таком случае Херсонский архиепископ мог действовать как миссийный в Южной Руси, а Иоаким, как его собрат, на севере. На первых порах такая ситуация должна была вполне устраивать св. Владимира, который пытался включить Корсунь в состав своих владений в качестве центра христианского просвещения Руси. Херсонес пришлось очень скоро вернуть, и стране теперь был нужен самостоятельный митрополит. Вероятнее всего, им стал после 995 г., но до 997 г., Феофилакт, бывший митрополит Севасты. Русские летописцы не интересовались реальной историей русской митрополии. Показательно, что единственно надежно засвидетельствованное имя, Феофилакт, вообще не упоминается. Устав Владимира, в котором цитируется грамота, данная Десятинной церкви, дошел до нас только в редакциях не старше конца XII в. 739 Первое крещение Руси, состоявшееся при патриархе Фотии, там ошибочно отождествлено с эпохой Владимира. Та же ошибка характерна и для греческого памятника, «Точного рассказа, как крестился русский народ» (написан, видимо, в XIV в., сохранился в двух рукописях XV в., см.: Гл. 4. 1, 4). 740 Эта точка зрения возобладала не сразу. В Проложном житии св. Ольги, написанном в последней четверти XII в., говорилось, что ее крестил именно патриарх Фотий. Ошибка редактора XII в., работавшего над текстом Устава Владимира, перешла в XIV-XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Смоленской земли 15.04.2013 1847 Время на чтение 11 минут «Владимир раздели землю сыном своим, и посажа их по градом, по княжением: ...Станислава, Святославля брата, в Смоленске». Тверская летопись По преданию крещение народов, проживавших по всей Смоленской земле, произошло в 1013 году при правлении князя Станислава Владимировича. В 1882 году в «Смоленском вестнике» и в 1883 году в «Смоленских епархиальных ведомостях» историк-краевед И. Красноперов опубликовал статью «Учреждение в Смоленске епископии (1137 г.)». В ней, на основании рукописи, хранившейся в фонде М.П. Погодина в Санкт-Петербургском отделении Императорской публичной библиотеки, он писал: « святой Владимир крести (л) всю землю смоленскую в 6521-е лето », т.е. в 1013 году . (1) Исторических документов, подтверждающих факт крещения всей Смоленской земли именно в 1013 году к настоящему времени не обнаружено. Но опираясь на предания и относя к этому времени управление Смоленской землей сыном святого Владимира князем Станиславом, как верным чадом своего отца, нельзя исключить, что в период его правления (989 (995-?) -1014 гг. -?) были приложены многие усилия для крещения всех народов, находившихся в подчинении Смоленску. 1013 год, как дату крещения всей Смоленской земли, приводит И.О. Осипов, автор статьи «Краткая история г. Смоленска и Смоленской губернии», в Приложении XIV, фрагмента книги без выходных данных, вероятно учебника истории для высших и других начальных училищ Смоленской губернии, вышедшего начале XX века. В главе «Христианство в Смоленске (990 г.)» он пишет: «В 988 г. положено было на Руси начало христианства Св. Владимиром. Из Киева христианство быстро стало распространяться и по другим областям и городам русским. В Смоленске христианство было введено при Владимире Св. в 990 г., а по всей Смоленской земле в 1013 г., когда кривичи приняли крещение от проповедников и священников, посланных Владимиром Св. по всей Русской земле и, значит, в Смоленскую область». Материал к учебнику, о христианстве в Смоленске, подготовлен И.О. Осиповым позже, чем опубликована статья И. Красноперова, и возможно, что он составлен не без ее влияния. (2)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЙ [лат. Caesarius] (469 или 470, Кабиллон, ныне Шалон-сюр-Сон, Франция - 27.08.542 или 543, Арелат, ныне Арль, там же), свт. (пам. зап. 27 авг.), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель. Жизнь Источники Главный источник сведений о жизни К.- его Житие (Vita Caesarii; BHL, N 1508, 1509; CPL, N 1018; PL. 67. Col. 1001-1042; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 433-501; Morin. 1942. P. 293-345; Vie de Césaire d " Arles/Ed. M.-J. Delage. P., 2010. P. 146-309. (SC; 536) (ссылки на внутреннее деление Жития приводятся по последнему изданию)), состоящее из 2 частей, или книг. Основная, 1-я кн., написана еп. Киприаном Телонским в соавторстве с епископами Фирмином и Вивенцием. В дополнительной, 2-й кн., составленной арелатскими клириками пресв. Мессианом и диак. Стефаном, повествуется о фактах из жизни К. и о его чудесах, не упомянутых в 1-й кн., а также о его последних днях, смерти и погребении. Житие написано по просьбе Кесарии Младшей, возможно племянницы К., настоятельницы основанного им жен. мон-ря Иоанна Предтечи (Vita Caesarii. I 1), и считается достоверным источником, поскольку было составлено близко знавшими К. людьми спустя небольшой промежуток времени после его смерти - предположительно через 5 или 6 лет ( Delage. 2010. P. 21; Klingshirn. 1992. P. 81). Дополнительными источниками сведений о К. являются документы Соборов, проходивших в Галлии под его руководством ( Morin. 1942. P. 36-89), а также его переписка с Римскими папами и другими епископами по различным вопросам (Ibid. P. 1-32). Юность и монашество Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) К. род. в аристократическом, но небогатом семействе галло-рим. происхождения (Vita Caesarii. I 3; Krusch B. Vita Caesarii//MGH.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

Николай, епископ Молдавский 881 Николай, епископ Тульский 881 Никольская Т, автор соч. 19, 20 Никольский А. С., проф.-прот. 455, 487, 496, 497 Никольский В., обн. протоиерей, делегат обновленческого собора 35 Никольский, обн. протоиерей Тульской епархиии 302 Никольский, священник, осуждённый по петроградскому процессу 251 Никон (Пурлевский), обн. архиепископ 309, 881–883 Никон (Утин), архимандрит 240, 1009 Никон, патриарх Московский и всея Руси 146, 172, 313 Никонор (Пономарев), обн. епископ 420 Нил (Ушаков), обн. епископ 504, 883–884 Нил Сорский 130 Нименский Алексей Григорьевич, обн. священник г. Новгорода, член ВЦУ 243, 271, 285, 304, 989–990 Ницше Фридрих, немецкий философ 143 Новиков (Айзенштейн) А. И., управляющий делами обновленческого Синода 35, 88, 105, 140, 283–285, 366, 990 Новицкий Юрий Петрович см. Юрий (Новицкий), мч. Нонна, жена Григория Богослова 453 Нумеров Николай Д., делопроизводитель ВЦС, секретарь канцелярии Патриарха Тихона 69, 215, 334 Овидий Публий Назон, римский поэт 139 Огнев Д. Ф., проф., осуждённый по петроградскому процессу 250, 251, 253 Одинцов М. И., историк 16, 25, 37, 46, 47, 50, 51, 55, 57 Окунев Як., авт. соч. 102, 109, 111 Олтажевский Григорий, протоирей 496 Ольга, дочь Введенского А. И. 52 Оптат Милевийский 117 Ореханов Георгий, священник 18, 19 Осецкий Александр Александрович, член Предсоборного Совещания, член Собора 1917–1918 гг. 186, 187, 1004–1005 Ослябя 545 Остроградский, академик 575 Остроумов 183 Очкуров Феодор, обн. протоиерей Ленинграда 522 Павел (Борисовский), архиепископ см. Павел (Борисовский), митрополит Павел (Борисовский), митрополит 42 Павел (Герасимов), обн. епископ 884 Павел (Гроздов или Грозов), обн. епископ 885 Павел (Громов), обн. архиепископ 885–886 Павел (Канатодис), архимандрит, представитель Александрийского патриарха 95, 418, 442, 443, 461 Павел (Краснорецкий), обн. епископ 886–887 Павел (Масленников), обн. архиепископ 499, 532, 887–888 Павел (Погорилко), обн. епископ 888–889 Павел (Раевский), обн. митрополит 153, 208, 209 295, 363, 366, 428, 454, 530, 889–890, 892

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

(36) Badts de Cugnac de Chantal, Saisseval de Coutant Guy. Le Petit Gotha. - Paris, 2002. - 990 p. – P. 797 (Бадт де Куньак Шанталь де, Сэссеваль Ги Кутант де. Маленькая Гота. - Париж, 2002. - 990 с. – С. 797) (37) Владимир Кириллович, Великий Князь, Леонида Георгиевна, Великая Княгиня. Россия в нашем сердце. – СПБ.: Лики России, 1995. – 160 с. – С. 61 Публикация: Закатов А.Н. Помощь великого князя Владимира Кирилловича соотечественникам из СССР, заключенным в нацистских лагерях//Духовные основы славянского мира. Великая Победа 1945 года. Материалы V Международного церковно-общественного и научно-просветительского Ирининского Форума. Москва, 31 октября 2019 г. Нижний Новгород, 3-5 ноября 2019 г. Могилев, 21 ноября 2019 г. Витебск, 22-23 ноября 2019 г./Под ред. С. Н. Бабурина, А. П. Миньяр-Белоручевой, С. А. Савёловой. – М.: Direct MEDIA , 2020. – 420 с. – С. 48-67. - ISBN 978-5-4499-1607-5; УДК 130.12:94(367):008 ББК 60.033.145+63.3(2)622-08 (1) Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Слово перед отпеванием великого князя Владимира Кирилловича (29 апреля 1992 года, Исаакиевский собор, Санкт-Петербург)//Журнал Московской патриархии, 1992, июнь (2) Закатов А.Н. За веру и Отечество. Российский императорский дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.//Практический журнал для учителя и администрации школы, 2010, 8, - С. 45-49; 9. – С. 46-50; 10. – С. 44-50; 11. – С. 38-43; 12. – С. 41-45; 2011. 1. – С. 31-37; 2. – С. 38-43 ; Закатов А.Н. Романовы в годы тяжких испытаний. Российский императорский дом и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.//Трибуна, 2011, 7-13 апреля; 14-20 апреля. - 13 (10357) и14 (10358) ; Закатов А.Н. Дом Романовых в годы Великой Отечественной войны//в книге: Бондаренко И.И., Климов Д.В. Великая Отечественная война. Иллюстрированная хроника. – Братислава: Европейская академия безопасности и конфликтологии, 2015. – 416 с.: илл. - С. 412-413 – ISBN 978-80-971785-1-2 ; Закатов А.Н. Дом Романовых и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. http://www.proza.ru/2011/04/20/722 ; Закатов А.Н. День Победы в Доме Романовых http://www.proza.ru/2015/03/09/1674

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/28/...

Во время папствования Uoahha XV кафедра реймская сделалась предметом нового спора, более важного, чем спор между Артальдом и Гугом. По смерти архиепископа Адальбера, в 989 году, Арнульф, незаконный сын одного из последних каролингских королей, просил Гуга Капета предоставить эту кафедру ему, обещая за это верно служить ему во всех отношениях. Новый король удовлетворил эту просьбу, главным образом с целью отвлечь Арнульфа от своего дяди Карла, герцога лорренского, наследника каролингской линии. Новый архиепископ, при своем посвящении дал клятву в верности Гугу, призывая на себя самые страшные проклятия в случае нарушения ее 3283 . В доказательство своей верности, он принял даже евхаристию, хотя некоторые из присутствовавшего духовенства протестовали против такого употребления таинства. Но когда оружие Карла, по-видимому, готово было увенчаться успехом, ворота Реймса были открыты ему, и его солдаты произвели в городе жестокие и святотатственные буйства. Архиепископ был увезен в качестве пленника и произнес торжественную анафему против грабителей, осквернивших его церковь ; однако же подозревали, что он находился в тайном соглашении со своим дядей, и подозрение это скоро нашло себе подтверждение в его открытом присоединении к Карлу в Лаоне. Но Лаон скоро передан был в руки Гуга его епископом Адалбером; король взял своего соперника в плен и заключил его в тюрьму в Орлеане, где Карл и умер через несколько месяцев, и в 990 г, в Сенлисе состоялся собор суффраганов Реймса, с целью расследования образа действия их архиепископа (990 г.). В Рим отправлены были письма как Гугом, так и епископами, с изложением изменничества Арнульфа, вместе с указанием на то бедственное состояние, которому подверглась его провинция, и с просьбой, как поступить с этим «вторым Иудой» 3284 . Но папа поддался влиянию одного сторонника Арнульфа, подарившего ему ценную лошадь и другие дары; причем посланные противоположной партии, не сделавшие никаких подарков ни Иоанну, ни Кресцентию, в течение трех дней стояли у дверей папского дворца, не получая позволения войти в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ромуальда, погибших от рук язычников в ходе миссии в Польше). Продолжалось развитие соборных школ в городах с ключевыми епископскими кафедрами (Кёльн, Трир, Магдебург, Майнц), а также мон-рей, особенно тех, к-рые были тесно связаны с родом Людольфингов (Эссен, Гандерсхайм и др.). Благодаря покровительству императора новый расцвет переживали и обители, знаменитые еще с каролингской эпохи, в т. ч. Райхенау и Санкт-Галлен. Триумф имп. Оттона III. Миниатюра из Евангелия Лиутхара. Ок. 990 г. (Aachen. Domschatr-kammer. 25. Fol. 16r) Триумф имп. Оттона III. Миниатюра из Евангелия Лиутхара. Ок. 990 г. (Aachen. Domschatr-kammer. 25. Fol. 16r) В Трире при архиеп. Эгберте работал скрипторий, в к-ром трудился выдающийся мастер книжной миниатюры, известный как мастер «Регистра» Григория. В скриптории мон-ря Райхенау для Трира были заказаны такие выдающиеся памятники оттоновской книжной иллюстрации, как Кодекс Эгберта и Псалтирь Эгберта. В ювелирных мастерских Трира в этот период было создано множество шедевров, в т. ч. один из самых знаменитых средневек. реликвариев - алтарь-реликварий, предназначенный для хранения ремешка сандалии ап. Андрея: инкрустированный дубовый ковчег, на крышке к-рого находится скульптура, изображающая фигуру апостола в сандалии; ее ремешок украшен драгоценными камнями. К числу др. произведений трирских мастерских оттоновской эпохи принадлежат реликварий для хранения частиц посоха ап. Петра и драгоценный переплет, сохранившийся как часть более позднего Золотого Кодекса Эхтернаха (сер. XI в.). Среди относящихся к эпохе О. произведений скриптория мон-ря Райхенау следует упомянуть Евангелие Лиутхара (ок. 1000, название дано по имени создателя манускрипта). В рукописи содержится знаменитая миниатюра, представляющая христомиметический образ императора (вероятно, именно О., а не его преемника) в античной тунике и пурпурном плаще, с державой в левой руке и - впервые в истории имп. иконографии - в мандорле , которую прежде использовали лишь при изображении Христа.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Psellos M. Chronographie ou histoire d " un siucle de Byzance (976–1077)/Texte йmablie et trad. par E. Renauld. Paris, 1926. T. 1. XIII. P. 9. Русский перевод: Пселл М. Хронография//Пер., ст. и примеч. Я. Н. Любарского. М., 1978. XIII. С. 10; Scylitze J. Synopsis historiarum//Corpus fontium historiae Byzantinae. 1973. V. 5. P. 338 (88–90); Leonis Diaconi Caloensis. Historiae libri decem. Bonnae. 1825. X. 6. P. 168 (19–22), 169 (7–13). Русский перевод: Лев Диакон. История/Пер. М. М. Кожиенко; Ст. М. Я. Сюзюмова. М., 1988. (X. 6). С. 87–88, 89–91. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, писателя XI столетия. М., 1864/Подгот. изд. Н. Эмина. Кн. III. Гл. 25–26. С. 179. Эта точка зрения является общераспространенной и приведена практически во всей литературе, написанной на тему крещения Руси при князе Владимире. Примером могут послужить работы О. М. Рапова в большом количестве вышедшие в 1987–1989 гг. По О. М. Рапову, взятие Корсуни (Херсона) произошло в 990 г. «Следовательно,— пишет он,— город был взят самое раннее в феврале-марте 990 г.» (Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII вв. М., 1988. С. 236). По мысли автора, крещение князя Владимира не связано с походом на Корсунь и произошло за два года до него. Это обосновывается следующим образом: «Его крещение в 988 г. в условиях, когда огромное большинство населения Руси исповедовало языческую религию, должно было держаться в глубокой тайне. Кто знал, как дальше повернутся события, выполнят ли византийские василевсы принятые на себя обязательства, не придется ли князю отказаться от христианства?.. Потому-то и возникли различные домыслы о месте крещения Владимира, поскольку немногие приближенные видели, как крестился князь в 988 г.» (Там же. С. 245). «И стало опасным дело его и был им озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги,— чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которыя были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел царь Василий приморскою областью и захватил все суда, которые были в руках Фоки» (барон Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхья Антиохийского. СПб., 1883. С. 23–24).

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010