князя; монах Иаков говорит, что эти события совершились на третьем году собственного крещения Владимира, след. в 989 г. или даже в 990. Итак, монах Иаков несогласно с летописью утверждает следующее: 1) Владимир лично, а с ним вместе вероятно и «чада» его и «весь дом» 13 приняли крещение в 987 г. до корсунского похода; 2) Корсунь была взята русскими на третьем году крещения св. князя, след. не раньше 989 г.; 3) В том же 989 г. или в 990, возвратившись из корсунского похода, Владимир приступил к крещению русской земли. Очень трудно, а пожалуй, и невозможно, согласить хронологию монаха Иакова с хронологией летописи касательно событий начала христианства в нашем отечестве. Пр. Макарий сделал попытку такого соглашения, но попытку, слабую и крайне неудовлетворительную. Так, желая примирить указание Иакова на число лет жизни Владимира в христианстве с данными летописи, преосв. Макарий выражается, что св. князь прожил после крещения около 28 лет 14 что, как мы знаем, неточно ни по отношению к летописи, ни по отношению к известию монаха Иакова. Впрочем, тот же почтенный историк в другом месте говорит, что Владимир княжил «еще 28 лет после своего крещения» 15 , которое таким образом будет падать на 987 г.; но такой вывод находится в прямом противоречии с летописной датой, принятой пр. Макарием. Желая устранить разногласие между летописью и монахом Иаковом касательно корсунского похода, преосв. историк русской церкви в примечаниях к открытой им «похвале князю Володимеру», против слов: «на третье лето (разумеется, крещения) Корсунь город взя» (Владимир), пишет: «у препод. летописца нет этого известия» 16 . Такое замечание возможно разве при том только предположении, что Корсунь в продолжение каких-нибудь двух-трех лет (в 988 г. по летописи, в 989–990 по Иакову) дважды была взята русскими, о чем пока ниоткуда не известно. Едва ли можно сомневаться, что и летопись и Иаков, рассказывая о корсунском походе св. Владимира, говорят об одном и том же событии, только относят его к разному времени Пр. Макарий сам признает это ясно и решительно, когда говорит о побуждениях, расположивших великого князя киевского идти с войском на Корсунь 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Соловьева, который под этим понимал «две проповеди для Новгорода: первую митрополита Михаила, вторую уже при митрополите Леоне, Иоакима Корсунянина» С. 172], здесь речь шла о том, что сначала прибывшие в Новгород миссионеры, заняв Торговую сторону («по нашим расчетам, это произошло 29 августа 990 г., в пятницу» С. 113]), смогли крестить лишь несколько сот человек, потом, когда Добрыня уже ниспроверг идолов, некоторых новгородцев уговорил креститься «новгородский посадник Воробей, сын Стоянов» («это второе крещение происходило два дня, 8 и 9 сентября 990 г.»), наконец, последних «некрещеных постепенно выявляли по отсутствию на шеях христианских крестов. Их массовое крещение состоялось 26 сентября 990 г.» С. 114]. Сведения Иоакимовской летописи, таким образом, не просто получали полное доверие историков, но служили основанием для посуточного расписания крещения Новгорода. Автор этих расчетов – О.М. Рапов – вскоре издал отдельную книгу, где продолжил обосновывать свою хронологию новгородского крещения. Работа О. М. Рапова была наполнена смелыми наблюдениями и выводами, но многие из них выглядели слишком категоричными, учитывая те допуски и предположения, которые лежали в их основе. Новгород предстает у О.М. Рапова «оплотом славянской языческой религии», откуда в IX – X вв. «велось наступление северных язычников на южно-русские земли». Авторская логика ведет к тому, что «войны между Севером и Югом, как правило, заканчивались свержением правителей Киева, утверждением в древней столице Руси нового князя – поборника язычества, уничтожением ростков христианства, уже начавших укореняться в Киевской земле» С. 255]. Более того, «жители Новгорода поддерживали весьма тесные отношения с язычниками Прибалтики и с помощью последних могли не только оказать серьезное сопротивление новой религиозной политике Владимира Святославича, но и сплотить вокруг себя всех недовольных для похода на столицу древнерусского государства с целью реставрации там прежних верований» С. 112]. Кстати, это довольно смелое заключение О.М.

http://bogoslov.ru/event/5694023

О том, что святой князь Владимир, обходя Русские земли в 990 году, мог посылать и в Смоленские земли епископа и священников для крещения всех народов, населявших их, можно судить по фрагменту Московского летописного свода. В начале летописи по Эрмитажному списку указывается: «В лето 6498 (990). Иде Володим ер в Суздальскую землю и постави град в свое имя Володимер ... и вси людие крести Руския, и наместници по всеи земли». Вероятно, в этот год начато крещение земель и вверх по Днепру от Киева, в том числе и Смоленска. (3) В книге священника Никифора Адриановича Мурзакевича «История города Смоленска» есть глава «О княжении в Смоленске Станислава Владимировича». Он пишет: «989. Станислав I, князь. Сей князь, прибыв в Смоленск, основал в нем княжеский престол и веру христианскую и по велению отца своего выбрал из княжения Смоленского людей честных и достаточных, выслал им на житье во вновь устроенные пограничные города при реках: Десне, Остру, Трубеже, Суле и Стругене. Он в правлении своем старался быть только исполнителем воли родителя своего. Когда св. Владимир проходил для усмирения Чуди, то и он с кривичами своими в помощь ходил. Станислава Владимировича по смерти родителя своего во временя братоубийства Святополкова, был ли Смоленским Владетелем, где и когда Скончался - все историки, описующие убиение Глебово, случившееся в предместии Смоленска, о нем умалчивают». В примечаниях к этой главе, указывается, что в рукописи, хранившейся в Смоленском губернском архиве, писалось: «990 г. Владимир Великий, путешествуя в Новгород, заехал в Смоленск с митрополитом Михаилом ...и просветил смольян с принадлежащим народом святым крещением». Здесь же, читаем: «Св. Владимир после крещения в Смоленске не был, а еже и был, проходя с войском для усмирения Чуди 997 году, то по смерти уже митрополита Михаила. Во всех летописях видно, что Михаил митрополит, получа позволение от Владимира 991 года с Добрынею и другими боярами, ездил по северным городам России для основания веры христианской ...Михаил же был ли в Смоленске, неизвестно, а известно из древнего летописца: Владимир, отправляя на княжение детей своих, отправил с ними священников, которым дано было повеление учить вере, крестить всех, строить церкви, а капища идолов и неблагопристойные обычая искоренять». (4)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сильвестр, епископ см. Сильвестр (Братановский), архиепископ 416 Симеон (Канарский), обн. архиепископ 284, 420, 956 Симон (Ивановский), архиепископ 593 Симон (Шлеев), единоверческий епископ, свмч. 203, 471 Симон, архиепископ Челябинский см. Симон (Ивановский), архиепископ Синезий, епископ 521 Синельников Леонид, обн. протоиерей, ключарь Воскресенского храма в Сокольниках 557–559, 577 Скворцов В. М., публицист 183 Скобелев Тимофей, обн. диакон 208, 209 Слободской В., обн. священник Рязанской епархии 242 Смелов Василий см. Василий (Смелов), обн. митрополит Смидович Петр Гермогенович, член ВЦИК 25 Смирнов А. П., протоиерей, отв. секретарь ред. ЖМП 597 Смирнов Д., обн. протоиерей 243 Смирнов Иван, осуждённый по петроградскому процессу 251 Смирнов Константин, проф.-прот. см. Константин (Смирнов), обн. епископ Смирнов Н И., проф. 496 Смирнов Феодор, осужденный по петроградскому процессу 251 Соболев А., обн. протоиерей Ярославской епархии 570 Соболев Алексий, протоиерей 576 Соболев Николай, протоиерей см. Николай (Соболев), обн. архиепископ Соколов А. В., обн. протоиерей г. Тулы 239 Соколов Василиий , прот., свмч. Соколов Иван Иванович , проф. 183 Соколов Л., проф. 509 Соколов С., осуждённый по петроградскому процессу 251 Соколовский Сергий, обн. протоиерей 88 Сокольский Василий, петроградский протоиерей 280 Соловьев Владимир Сергеевич, русский религиозный философ 19, 98, 315, 440 Соловьев Илья Владимирович, церковный историк 26, 31, 32, 34, 54, 64, 609 Софроний (Арефьев), обн. архиепископ 274, 275, 616, 716, 717, 894, 956–958 Софроний (Старков), епископ 958–959 Софроний (Яскевич, Яцкевич, Яськевич), обн. архиепископ 531, 959–960 Софроний, епископ см. Софроний (Арефьев), обн. архиепископ Союзов М. Ф., протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Сперанцев И. Н., обн. священник, член ПЕУ 237 Стадник (Стадников) Стефан Я., обн. псаломщик 70, 110, 212 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Генсек ЦК КПСС 11, 24, 46–48, 50, 52, 59–62, 571–573, 986, 992, 1018 Стеллецкий, проф. 386, 404

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

2. От Николая до Керуллария. – 1. Патриарха Николая Мистика (885–907, 912–925) том соединения (τμος νσεως), воспрещающий четвертый брак и составленный при императоре Романе Ликапене и Константине Багрянородном на соборе в 920 в присутствии легатов папы Иоанна X 1410 . Том этот ежегодно читался с амвона в июле месяце 1411 . Кроме того сохранилось определение о том, что патриаршие послания (πιστολαι) должны выдаваться просящим их бесплатно 1412 . 2. Дозволение Феофилакта (934–956) праздновать языческие Рождественские святки с переряживанием в личины на праздниках Рождества и Крещения в самой Софийской церкви, упоминаемое Вальсамоном на основании Скилицы 1413 . 3. Συνοδικ πρξις Палиевкта (956–970) о снятии отлучения с Иоанна Цимисхия упоминается Вальсамоном 1414 . 4. Том Сисиния (996–999) 21 февр. 997 (6) г., воспрещающий брать двум братьям двух двоюродных сестер, а также тетку и племянницу 1415 . В номоканоне Веста помещен другой том Сисиния, доселе еще неизданный 1416 . Кроме того, в рукописях существует κϑεσις καννων το αγιοττου πατριρχου Κονσταντινουπλεως Σισινου κα τν π ατν μητροπολιτν κα ρχιεπισκπων), Cod. Bodlej. 264. fol. 159) 1417 , и окружное послание восточным церквам об исхождении св. Духа (копия Фотия). (Моск. синод.) 1418 . 5. Сергия (999–1019) постановление от 1016 г., разрешающее давать в дар и передавать монастыри для кормления мирянам и отменяющее прежнее постановление о том Сисиния 1419 . 6. Алексея Студита (1025–1043): а) в номоканоне Веста помещены неизданные 1420 : a) послание к митрополиту Филиппийскому, 10 глав из его синодальных решений и синодальное постановление (ψφος) 1027 г. к Феофану Солунскому об обручении при похищении обрученной, сохранившееся также в Парижской рукописи (Cod. 1319. f. 518) 1421 ; b) синодальное определение о браке в 7 ст. кровного родства 1422 ; с) определение, признающее брак недействительным по причине малолетства 1423 ; d) определение от 1038 г. о браке без согласия родителя невесты 1424 ; e) κρσις συνοδικη от 1098 г. в рукописи (Cod. Rehdig. 215) 1425 ; f) синодальное определение о монастырях и различных предметах, касающихся митрополий и епископий от 1027 г. 1426 ; h) подобное же постановление от 1028 г. 1427 ; g) συνοδικον περ τς το κανονικου δσεως, о «ставленных пошлинах», упоминается в подобном же акте Николая Грамматика 1428 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

К прискорбию, деспотизм императоров в церковной жизни и неспособность патриархов к ограждению церкви от светской узурпации имели место и впоследствии. Так, один из ближайших преемников Льва VI Мудрого, император Роман I Лекапен хитростью сместив с престола почтенного патриарха Трифона, которого не в чем было даже обвинить, возвел на его место своего младшего сына 16-летнего Феофилакта. Довольно продолжительное патриаршество этого принца (933–956 г.) представляет собой эпопею «самого скандального свойства» 28 . Бесчинства его доходили до того, что он допускал в церкви танцы и неприличные песнопения. Но главной его страстью были лошади, которых он кормил фруктами, поил винами и вспрыскивал духами, прерывая иногда богослужение для посещения конюшни. И смерть постигла этого патриарха вследствие его падения с лошади, которую он проезжал. «Вот каких патриархов доставлял константинопольской церкви бесконтрольный выбор императорский», восклицает современный наш ученый, повествуя о Феофилакте 29 . Не трудно догадаться, какое значение имел такой патриарх в церковном управлении, если церковные должности продавались у него «чуть не с молотка» 30 , в то время как императорские указы ограничивали права духовных лиц на приобретение земельных владений 31 . Преемник Феофилакта, Полиевкт (956–970 г.г.), которого византийские историки называли «вторым Златоустом» 32 , если и совершенно не похож был на своего предшественника, все же далек был от идеала ревностного пастыря. Когда бывший аристократ и афонский подвижник Никифор Фока, волею событий вступивший на престол (в 963 г.), женился на преступной и развратной вдовствующей императриц Феофано, Полиевкт не допустил его переступить порог алтаря и подверг епитимии 33 . Впоследствии, когда император, бывший и хорошим полководцем, задумал причислить к лику св. мучеников своих сподвижников, на брани убиенных, патриарх (по 13 прав. св. Василия Великого ) опять решительно выступил против этой канонизации 34 . Но он не возражал против закона Никифора Фоки, которым запрещалось строить новые монастыри и наделять их недвижимой собственностью; голоса патриарха не было слышно даже тогда, когда некоторые неуступчивые епископы были обречены в ссылку 35 . Примирился Полиевкт и с распоряжением Никифора, чтобы кандидаты на епископские кафедры назначались не собором епископов и не патриархом, а лишь по воле императора, который и обязывал своих ставленников вносить в казну значительную сумму из их доходов 36 . До чего простиралось самовластие Никифора, видно еще и из того, что от него исходило указание, на каком языке должно совершаться богослужение в южной Италии 37 . Названный же патриарх помазал на царство и убийцу Никифора, Иоанна Цимисхия. Стараясь примирить с ним народ, патриарх говорил, что «как помазание при св. крещении очищает все грехи, так и помазание на царство уничтожило все грехи, совершенные Цимисхием до коронования, и в особенности – смертоубийство» 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010