В десятом веке это - богословие св. Симеона Нового Богослова (949 - 1022), жизнь которого описал его ученик Никита Стифат. От него дошли до нас гимны, письма, аскетические и богословские трактаты. Это, конечно, очень специфически-монашеское богословие, посвященное целиком описанию озарений, мистических созерцаний, того «причащения Божественного Света», которое от начала составляет цель монашеской аскезы. «Находясь в состоянии озарения, подвижник горит, как огонь, и просвещается Св. Духом и еще отселе - из настоящей жизни провидит таинство своего обожения»... - «Благодать является со всякой тишиной и радостью и этот свет есть предначало Света вечного, сияние и лице вечного блаженства... Ум погружается в него, просветляется, делается сам светом и безраздельно соединяется с Самим Источником света»... Но это богословие отрешения и одинокого восхождения к Богу, оказывается даже в плане церковной жизни важнее, влиятельнее, чем богословие «официальное». В этих «духоносных» старцах обретает Церковь тот полюс свободы от мира, свободы оценки всего в мире, которого ей так не хватает в ее тесном браке с Империей. Потому что это богословие от опыта, не от книги, и в нем христианство оживает именно в своем «практическом» значении, как борьба за настоящего человека. Характерно столкновение преп. Симеона с Константинопольскими патриаршими чиновниками по вопросу о почитании им своего учителя и наставника преп. Симеона Благоговейного: это столкновение духовной свободы с «консисторским» духом, не терпящим ничего выходящего из рутины официальной церковной жизни. Одинокий отшельник оказывается гоним, в ссылке, в притеснениях. Но, в конечном итоге, побеждает он, а не «консистория». В нем церковное сознание узнает настоящего свидетеля своей веры, своих упований. Меньше чем через сто лет после его смерти преп. Симеона чтит вся Восточная Церковь. Сюда и сходятся все те нити «умозрительного» богословия, которым от ранних «Отцов Пустыни» живет восточное монашество, и Афон в поздне-византийскую эпоху оказывается средоточием напряженной богословской жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/436726/

Theodore of Mopsuestia, c. 350–428 Honoratus of Arles, fl. 425, d. 429/430 John Cassian, c. 360–432 Fastidius, c. Fourth-fifth centuries Hesychius of Jerusalem, fl. 412–450 Eucherius of Lyins, fl. 420–449 Valerian of Cimiez, fl. C. 422–439 Sixtus III of Rome (pope), regn. 432–440 Cyril of Alexandria, 375–444; fl. 412–444 Pseudo-Victor of Antioch, fifth century Ammonius, c. fifth century Peter Chrysologus, c. 405–450 Leo the Great of Rome (pope), regn. 440–461 Theodoret of Cyr. 393–466; fl. 447–466 Basil of Selucia, fl. 440–468 Salvian the Presbyter of Marseilles, c. 400-c. 480 Hilary of Arles, c. 401–449 Euthymius (Palestine), 377–473 Diadochus of Photice. c. 400–474 Gennadius of Constantinople, d. 471; fl. 458–471 Pseudo-Dionysius the Areopagite, c. 482-c. 532; fl c. 500 Symmachus of Rome (pope), regn. 498–514 Jacob of Sarug, 451–521 Philoxenus of Mabbug, c. 440–523 Fulgentius of Ruspe, c. 467–532 Severus of Antioch, c. 465–538 Caesarius of Arles, 470–542 Dorotheus of Gaza, fl. c. 525 Cyril of Scythopolis, b. 525; fl. c. 550 Paschasius of Dumium, c. 515-c. 580 Leander, c. 545-c. 600 Oecumenius, sixth century Gregory the Great (pope), 540–604; regn. 590–604 Isidore of Seville, c. 560–636 Sahdona (Marryrius), fl. 635–640 Braulio of Saragossa, c. 585–651 Maximus the Confessor, c. 580–662 Isaac of Nineveh, d.c. 700 Bede the Venerable, 673–735 John of Damascus, c. 645-c. 749 Isho’dad of Merv, fl. c. 850 Symeon the New Theologian, c. 949–1022 Theophylact of Ohrid, c. 1050-c. 1108 1 5 Biographical Sketches & Short Descriptions f Select Anonymous Works This listing is cumulative, including all the authors and works cited in this series to date. Alexander of Alexandria (fl. 312–328). Bishop of Alexandria and predecessor of Athanasius, upon whom he asserted considerable theological influence during the rise of Arianism. Alexander excommunicated Arius, whom he had appointed to the parish of Baucalis, in 319. His teaching regarding the eternal generation and divine substantial union of the Son with the Father was eventually confirmed at the Council of Nicea (325).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov i Nikita Stifat. Istorija teksta oglasimelэnych slov., in: Vest. Ekzarchata 37 (1961) 41–47; franz. in: Akten 11. Intern. Byz.-Kongr. 1958 (München 1960) 273–277. Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov (949–1022). Paris 1980. 354 S. Prepodobnyj Simeon Novyj Bogoslov i ego otnošenie к social’no – politieskoj dejstvitel " nosti svoego vremeni, in: Vest. Ekzarchata 38/39 (1961) 121–126. Problema poznavaemosti Boga: sušnost ‘ i energija u sv. Vasilija Velikogo, in: Vest. Ekzarchata 61 (1968) 48–54. Quelques mots supplémentaires sur les stigmates, in: Vest. Ekzarchata 44 (1963) 203–205. Quelques particularités liturgiques chez les Grecs et chez les Russes et leur signification, in: Liturgie de l’église particulaire et liturgie de l’église universelle, 22 e Semaine d " Etudes liturgiques, Saint-Serge 1975 ( Rom 1976 ) 221–229. Réunion de la Sous-Commission Théologique anglicano-orthodoxe, Roumanie, in: Vest. Ekzarchata 85/88 (1974) 43–53. Saint Syméon le Nouveau Théologien à travers les âges (XI e – XX e siècle), in: Vest. Ekzarchata 101/104 (1979) 27–32. Saint Syméon le Nouveau Théologien, higoumène et réformateur spirituel, in: Gregorios Palamas 39 (1956) 29–33, 192–201. Sess’ja Mepravoslavnoj komissi po dialogu s anglikanami, in: MP 1972, 4, 55–58. Simplicity of the Divine Nature and the Distinctions in God, according to St. Gregory of Nyssa, in: St. Vladimir " s Theol. Quarterly 21 (1977) 76–104; franz. in: Vest. Ekzar­chata 91/92 (1975) 133–158. Simvolieskie teksty v Pravoslavnoj Cerkvi, in: Bogosl. Trudy 4 (1968) 5–36. Spasitel " noe delo Christa na Kreste i v Voskresenii, in: MP 1973, 2, 64–69; Cerkovnyj Vestnik (Warschau 1974) 11, 3–16. La spiritualité orthodoxe, in: Vest. Ekzarchata 53 (1966) 14–29. Syméon le Nouveau Théologien (Symeon Junior Theologus): Catéchèses (griech. u. franz.), Tomes 1–3, Paris 1963, 1964, 1965. 496 S., 404 S., 392 S. (Hg.). Les Textes symboliques dans l " Eglise orthodoxe, in: Vest. Ekzarchata 48 (1964) 197–217; 49 (1965) 10–23; 50 (1965) 71–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Важнейшее место в сложных взаимоотношениях иконы с созерцателем, с Божественным миром занимают теория и художественная практика света и цвета, в которых заключена система смыслов византийской культуры периода ее расцвета и средневековой русской культуры. Иконы по сей день поражают нас своими тонкими и прекрасными минеральными красками. Псевдо-Дионисий Ареопагит, святитель Афанасий Великий (ок. 295–373), святитель Василий Великий (329/330–379), святитель Григорий Нисский (ок. 335 – после 394), святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) и святитель Григорий Палама выработали теорию цвета, сочетающую художественные эффекты и веру. Мы писали выше, что одним из способов уловить архетип, не руководствуясь рассудком, было созерцание подобных ему форм красоты, в которых архетип проявляется. Для византийских Отцов одной из характеристик невыразимой, неописуемой красоты архетипа был свет. Свет управлял шкалой духовного совершенства. Применялись два метода измерения: аллегорический и символический. При оперировании первым свет проявлялся через цвет. Так, в Византии расценивали фиолетовый, рисовавшийся редкой в те времена краской, как царственный и небесный цвет; голубой – как цвет непознанных сфер; белый – как цвет чистоты, святости, жизни и небесного света (на иконах белый, создававшийся свинцовыми белилами, – цвет Божественного мира); для приближения образа ада использовался черный цвет, напоминающий о смерти; красный в символической игре метафор был цветом жизни, но и огня. Красный цвет также обозначал символические смыслы Христа, спасение через Его кровь. Изложенное выше – простой код, поддающийся легкой расшифровке. Святитель Григорий Палама основал этическую и эстетическую теорию, представляющую собой духовное упражнение для внутренней созерцательной жизни, осуществляемое в безмолвии. По мысли святителя Григория, теоретика квиетизма, или исихазма, наивысшего развития духовная жизнь достигает при озарении Идея о свете, отражающем уровень созерцания, приближает нас к пониманию иконы как символа. Согласно неоплатоническим воззрениям византийских богословов, земной свет – это эманация света архетипа. По мнению преподобного Симеона Нового Богослова (ок. 949–1022), есть два типа света и два его источника:

http://bogoslov.ru/article/1569473

20. Прп. Макарий Египетский (см. Макарий Великий ). «150 глав» (ΡΝ κεφλαια. ИАБ, 4. 568. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 699-751; 1960. Τ. 3. Σ. 171-234). Впервые изданы П. Пуссеном в составе 7 слов как слова 2-7: «О совершенстве», «О молитве», «О терпении», «О возвышении ума», «О любви» и «О свободе ума» (Thesaurus Asceticus, sive Syntagma Opusculorum. P., 1684. P. 18 sq.). «150 глав» принадлежат обширному корпусу сочинений, автором к-рых в визант. традиции считался прп. Макарий Великий, что в наст. время подвергается сомнению ( Прп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания/Изд.: А. Г. Дунаев. М., 2002. С. 12-158; таблица соответствий «150 глав» др. сочинениям «макариевского корпуса»: Там же. С. 914-917). В рус. «Д.» вместо «150 глав» помещены выдержки из духовных бесед, приписываемых прп. Макарию Великому (Наставления св. Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед//Добротолюбие. Т. 1. С. 155-276). 21. Прп. Симеон Новый Богослов. «Главы практические и богословские» (Κεφλαια πρακτικ κα θεολογικ ρμε - указание количества глав (145) в заголовке ошибочно, их действительное число в тексте греч. «Д.» - 153. ИАБ, 6. 22-23. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 755-782. 1960. Τ. 3. Σ. 237-270; PG. 120. Col. 604-688; SC. 51 bis. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 7-60 - 184 главы). «Главы...» составлены из сочинений 2 авторов. Главы 1-118 извлечены из 225 богословских, умозрительных и практических глав прп. Симеона ( Sym. N. Theol. Cap. theol.), 119-152 - из «Подвижнического слова» Симеона Студита , его духовника ( Symeon Le Studite. Discours Ascetique. P., 2001. (SC; 460)), 153-я - из Жития Симеона (главы 31-30), составленного его учеником Никитой Стифатом ( Hausherr I. , Horn G. Un grand mystique byzantin: Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949-1022) par Nicétas Stéphatos//OrChr. 1928. Т. 12. P. 1-228; Koutsas Symeon, archim. Νικτα το Στηθτου Βος κα πολιτεα το ν γοις πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου Εσαγωγ, κεμενο, μετφραση, σχλια. Νεα Σμυρνη, 1994). В новогреч. переводе, изданном Д. Загореем (Το σου... Συμεν... τ ερισκμενα... Venetiis, 1790), было помещено большее число глав (181), нек-рые из них свт. Феофан присовокупил к переведенным главам из греч. «Д.». При этом свой перевод с древнегреч. он сличал с новогреч. переводом (Добротолюбие. Т. 5. С. 39. Примеч.; таблица соответствия глав: ИАБ, 6. 23).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Безусловно, такая позиция была свойственна не только отдельным мистикам или отшельникам, более других причастным духовному индивидуализму мессалиан. Самый видный деятель общежительного монашества VIII-IX вв. прп. Феодор Студит дважды разрывал общение с патриархами, противясь их снисходительному отношению (или икономии) к бывшим иконоборцам и царским прихотям.    Но если византийское христианство не позволяло епископам монополизировать духовное и вероучительное руководство Церковью, это вовсе не означало, что такая монополия принадлежала монахам-харизматикам. Есть множество примеров, когда видные деятели монашества осуждались за ереси или за то, что сегодня назвали бы «харизматической недисциплинированностью». И главная цель, которую преследовал своими аскетическими сочинениями свт. Василий, заключалась в том, чтобы сделать каждого христианина, в особенности же аскета и подвижника, ответственным за свое учение и поведение перед всем телом Церкви.    История Византийской церкви убедительно показывает, что границы между еретическим мессалианством и православным монашеством не всегда были отчетливо видны. То и другое проявляли себя как народные движения, особенно популярные среди неученого люда, и формы этого проявления различались подчас с трудом. Похоже, что в поздневизантийский период некоторые мессалиане умышленно проникали в монашескую среду, чтобы беспрепятственно проповедовать свои воззрения. Хронист XI в. Анна Комнина упоминает о придворном священнике во Влахерне, который оказался мессалианином. С другой стороны, очевидно, что осторожный и тщательно взвешенный подход свт. Василия к теме духовного руководства не разделяли некоторые писатели мистического направления, в частности, носитель истинно пророческого духа, величайший мистик византийского Средневековья прп. Симеон Новый Богослов (949—1022). Буквальный смысл многих его текстов сводится к тому, что дар сакраментального священства зависит от личной святости соискателя и что священник, не сподобившийся боговидения и просвещения Духом Святым, — попросту самозванец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

48. Septuaginta/Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes edidit Alfred Rahlfs. Stuttgart, 1979. [­Septuaginta] 49. Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses/Ed. B. Krivochéine, J. Paramelle, SC 104 (1964), 113 (1965). [­Syméon. Catéchèses] 50. Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes/Ed. J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand, SC 156 (1969), 174 (1971), 196 (1973). [­Syméon. Hymnes] 51. Syméon le Nouveau Théologien. Traités éthiques/Ed. J. Darrouzés, SC 129 (1967). [­Syméon. Traités éthiques] 52 . Tertullianus. Traité du baptême, SC 35. [­Tertullianus. Traité du baptême] ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Бобринский Борис , протопресвитер. Лекция по догматическому богословию, прочитанная в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте 22 февраля 1993 года//Богословский сборник. Выпуск I. M.: ПСТБИ, 1997. [­Бобринский. Лекция по догматическому богословию] 2 . Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды 1952 – 1983 гг. Нижний Новгород: Изд-во братства св. Александра Невского, 1996. [­Василий, архиепископ. Богословские труды] 3. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Нижний Новгород: Изд-во братства св. князя Александра Невского, 1996. [­Василий, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов ] 4. Василий (Кривошеий), архиепископ. Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому //Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 91–91, 1975. [­Василий (Кривошеий). Простота] 5. Гатри Д. Введение в Новый Завет /Пер. с англ., предисл. Н. А. Александренко. Одесса: Богомыслие, 1996. [­Гатри. Введение в Новый Завет ] 6. Глубоковский Н. H. Благовестив христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. София, 1935. [­Глубоковский. Благовестие христианской свободы] 7. Дронов Михаил , протоиерей. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века//Альфа и Омега. 1998. 4 (18). [­Дронов. Экзистенция и опыт] 8. Елеонский Ф. Учение Оригена о Божестве Сына Божия и Духа Святого и об отношении их к Отцу. СПб., 1879. [­Елеонский. Учение Оригена ]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Иоанна Кассиана и преп. Венедикта, собранные Епископом Феофаном. М., 1892). По инициативе Ч. Ипэна, получившего благословение на перевод Д. во время посещения Афонских монастырей в 2005 г., всего за три года из 5 томов греческого первые четыре тома были полностью переведены. Первый и второй тома (по 1050 страниц каждый) были изданы тиражем 1000 экземпляров (Philokalia. T. 1, 2. Kottayam, 2006, 2007) с параллельным английским переводом Пальмера и бесплатно распространялись.  Переводчики, Свами Сидхинатха Ананда, П. Дэви и М. Куриан (Swami Sidhinatha Ananda, Prof. Dr. Prameela Devi, Mr. M Kurian), опирались на греческий оригинал, а также на английский и русский переводы Д. Презентация первого тома состоялась в  Коттаяме  8 декабря 2006 г. под председательством митр. Смоленского и Калининградского Кирилла. Никита Стифат (XI в.): «Три сотницы практических, естественных и гностических глав». Tria centuria. PG 120, 852–1009 (Venetiis, 1782. Σ. 785–851; θναι, 1957–1963. T. 3. Σ. 273–355; Рус. пер. 2 М., 1900. Т. 5. С. 82–161, наибольшим сокращениям подверглась третья сотница). Эта рукопись (как и все остальные рукописи святителя Феофана) не имеет научной аббревиатуры. Все ссылки с указанием на номера листов будут даны именно по ней. Письмо 1183 от 17.7.1888. Т. VII. С. 207. Помощь и участие Афонских отцов заключалось не только в облегчении издательского процесса, но и в поиске ими необходимых текстов («Достали старцы поучения св. Феодора Студита. У нас их известно только 90–95, а их всего около 400 ...». Письмо 1008 от 19.3.1887. Т. VI. С. 149–150). Труднодоступные восточные рукописи (напр. из монастырской библиотеки на о. Патмос), как правило, ему присылали монахи Пантелеимонова монастыря. Архиепископ Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон  Новый Богослов (949-1022). М., 1995. С. 5. Хоть и не в той мере, в какой планировалось им изначально. См. Van Paris M. La Filocalia nella versione russa di Teofane il Recluso//Amore del bello. Studi sulla Filocalia. Bose, 1991. P. 241–276. Письмо 1216 от 26.11.1890. «При посылке 5 т. Добротолюбия. Предел писательства

http://bogoslov.ru/article/1426302

Плотин. Эннеады ­­ Plotin. Enneades. Ed. E.Brehier. T.I-VI. Paris, 1924–1926. Порфирий. Жизнь Плотина ­­ Plotin. Enneades. T.I. Paris, 1924. P.l-31. Секст Эмпирик. Сочинения ­­ Sexti Empirici Opera. Ed. I.Mau. Vol.I-IV. Leipzig, 1958–1962. Сенека. Письма ­­ Lucii Annaei Senecae Ad Lucilium Epistulae morales. T.I-II. Oxford, 1965. Филон Александрийский. Сочинения ­­ Philonis Alexandrini Opera quae supersunt. Ed. L.Cohn, P.Wendland. Vol.I-VI. Berlin, 1896–1926. Фрагменты досократиков ­­ Die agmente der Vorsokra-tiker. Hrsg. von H.Diels, W.Kranz. Vol.I-H. Berlin, 1974. Фрагменты стоиков ­­ Stoicorum veterum agmenta. Hrsg. von I. von Arnim. Vol.I-IV. Leipzig, 1905–1924. Литература Асмус. Гимны ­­ Асмус В., диакон. Гимны преподобного Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Православной Церкви. Доклад на 3-й международной конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Ленинград, 1988. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Заметка ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Заметка к «Слову о памяти смерти» пр. Симеона Нового Богослова .– Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, Париж, 1953. Сс.92–99. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Симеон ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (9491022). Париж, 1980. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Симеон и Никита ­­ Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат . Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, Париж, 1961, Сс.41–47. Василий (Кривошеин) , иеромонах. Афон ­­ Василий (Кривошеин) , иеромонах. Афон в духовной жизни Правосла­вия.– Вестник Западно-Европейского Патриаршего Экзар­хата, Париж, 1952. Сс.5–23. Дмитриевский. Описание, I, 1 ­­ А.Дмитриевский. Описа­ние литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. T.I. 4.1: Τυπικ. Киев, 1895. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Жизнь и учение св. Григория ­­ Иларион (Алфеев) , иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова . М., 1998. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Мир Исаака Сирина ­­ Иларион (Алфеев) , иеромонах. Мир Исаака Сирина . М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Память празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября). Сергия (Быкова) — монахиня, долгие годы несущая послушание при церкви Спаса Преображения в селе Спас Волоколамского района. Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) — русский авиаконструктор. Сильвестр — протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана Грозного. Симанская Ольга Александровна — мать Патриарха Алексия. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Симанский Владимир Андреевич — камергер, отец Патриарха Алексия. Симанский Сережа — будущий Патриарх Алексий (см.) «о. Симеон» — псевдоним одного из сотрудников органов Госбезопасности, засланного в церковную среду. Симеон — афонский монах. Симеон Новый Богослов (949–1022) — преподобный, византийский богослов, мистик и поэт. О нем существует монография еп. Василия (Кривошеина): «Преподобный Симеон Новый Богослов» (Париж, 1980, переиздана в России в 1996 г.). Кандидатское сочинение Константина Нечаева, написанное в 1950–1951 гг., называлось «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова». Имело посвящение: «Посвящается блаженной памяти духовного отца и наставника — протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского». Симон Киринеянин, библ. Скворцов Василий — священник храма в честь Преображения Господня в Богородском, студент Богословского института первого набора. Скрябин Александр Николаевич (1871/72–1915) — русский композитор Скурат Константин Ефимович (род. в 1929 г.) — профессор Московских духовных школ, богослов. Скуратов Малюта (Скуратов–Бельский Григорий Лукьянович) (ск. в 1572 г.) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного, задушил митрополита Филиппа (1569). Славка — иподьякон Патриарха Алексия. Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. С 1943 г. ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»; в 1949 и. о. ректора МДА. Похоронен на Даниловском кладбище. Смолькова — одноклассница Кости Нечаева. Соколов Вонифатий Иванович (1879–1970) — протоиерей — служил в г. Козлове в 1934–1944 гг., с 1944 по 1958 г. — в храме Иоанна Воина на Якиманке, в 1958–1961 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010