Наверное, именно потому, что Византия была «грекоговорящей» и «грекодумающей», вопрос о греческой философии в ее отношении к христианству и оставался всегда актуальным для византийцев. Во всяком случае, монастырская мысль не уставала напоминать им об их обращении в веру, проповеданную еврейским Мессией, и об их превращении в «новый Иерусалим». 4. Христианская вера как личный опыт: Симеон Новый Богослов    У Макария и у Диадоха мы отметили отождествление самой христианской веры с осознанным опытом Бога. Симеон Новый Богослов (949—1022) будет пророком этого практического учения в Средневековой Византии. Ученик монаха-студита, «Новый Богослов» — это имя дали ему его позднейшие поклонники, чтобы поставить его в один ряд с евангелистом Иоанном и Григорием Назианзином, которых в византийской литературе принято было именовать «богословами», — начал свою иноческую жизнь как послушник Студийского монастыря. Но строгая регламентация жизни в большом монастыре явно оказалась чуждой нраву юного послушника, и он перебрался в небольшую обитель Св. Маманта, тоже в Константинополе, где вскоре был избран настоятелем и рукоположен в священника. Его начальствование в обители Св. Маманта длилось более двадцати пяти лет, но завершилось конфликтом, когда часть монахов его общины пожаловалась священноначалию на тяготы, которыми он обременяет своих иноков. Симеона сослали, потом реабилитировали, и последние свои годы он провел за сочинением духовных писаний, совершенно неповторимых по своей мистической самобытности, по своим поэтическим качествам и по своему влиянию на поздневизантийскую мысль. Его труды включают в себя «Катехизические беседы», обращенные к братии обители Св. Маманта, «Богословские и этические трактаты», пятьдесят восемь гимнов и ряд менее значительных произведений.    Симеона часто считают главнейшим представителем исихастской традиции в Византии, последователем Евагрия и Макария и предшественником Григория Паламы. Это мнение можно, однако, принять лишь с оговорками, поскольку Симеон никогда не упоминает «умной молитвы» или «молитвы Иисусовой» и не предлагает какого-либо ясного богословского различия между «сущностью» и «энергией» в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Симеон Новый Богослов, прп. Слова: в 2 ч./пер. с новогр. еп. Феофана. М.: Правило веры, 2006. Феофан Затворник, свт. О покаянии, исповеди, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М.: Сретенский монастырь, 2010. Литература Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Paris: YMCA, 1980. Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Московская Патриархия, 2013. Иустин (Попович), Челийский, прп. Собрание творений. Т. 3: Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. М.: Паломник, 2006. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж: YMCA, 1950. Лосский В. Н. Догматическое богословие//Богословские труды. 1972. 8. С. 131–183. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви//Богословские труды. 1972. 8. С. 9–128. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: Лучи Софии, 2007. Пантелеимон (Успенский), иером. О Гимнах преподобного Симеона Нового Богослова// Симеон Новый Богослов, прп. Божественные Гимны. М.: Правило веры, 2006. С. 629–675. Помазанский Михаил, протопресв. Духовный опыт христианских подвижников, по творениям преп. Симеона Нового Богослова//О жизни, о вере, о Церкви: сборник статей (1946–1976). Вып. 1: Жизнь в Церкви. Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. С. 83–107. Помазанский Михаил, протопресв. Жизнь в Церкви — жизнь в благодати: Преп. Симеон Новый Богослов и о. Иоанн Кронштадтский о Церкви и благодати//О жизни, о вере, о Церкви: сборник статей (1946–1976). Вып. 1: Жизнь в Церкви. Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Monastery, 1976. С. 108–130. Сидоров А. И. Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения Отцов Церкви//Христианское чтение. 2011. 1 (36). С. 139–144. Скурат К. Е. Сотериология святого Иринея Лионского//Богословские труды. 1971. 6. С. 47–78.   Симеон Новый Богослов, прп. Слово 6: 3// Симеон Новый Богослов, прп. Слова : в 2 ч./пер. с новогр. еп. Феофана. М., 2006. Ч. 1. С. 96.

http://bogoslov.ru/article/6172876

Прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной церкви в 1992 г. Память празднуется 11 (24) сентября (преставление) и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших). См. о преп. Силуане: Архимандрит Софроний. Сахаров. Старец Силуан; Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 490–491. СИЛУАН схимник – преподобный киево-печерский, живший в XIV в.; память 28 августа (10 сентября). СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ , св. (949–1022) – монах Студийского монастыря, мистик, игумен монастыря Св. Мамонта; византийский религиозный писатель и философ, учивший о самоуглублении и очищении души личности, внутренне уединившейся для религиозной жизни. Его творчество обстоятельно исследовал архиепископ Василий (Кривошеин) . См. его кн.: Симеон новый Богослов . Брюссель, 1988. СИМЕОН МЕТАФРАСТ (перелагатель), или ЛОГОФЕТ (ок. X в.), – византийский агиограф, автор «Менологиона» – собрания житий на каждый день, сгруппированных по месяцам. Он собрал сохранившееся агиографическое наследие и отредактировал его. Последующие составители житий брали с него пример и осуществляли свою редакцию. Память в Православной церкви 9 ноября. СИСОЙ , преп. († 429) – подвижник, уединившийся на той горе, где до него подвизался Антоний Великий . СИСОЙ Печерский, преп. (XII–XIII вв.) – православный монах-затворник, погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память в Русской православной церкви 28 сентября (11 октября), 24 октября (6 ноября) и во 2-е воскресенье Великого поста (собор Киево-Печерских отцов). СОКРАТ (ок. 469–399 до P. X.) – древнегреческий философ, взгляды которого сохранились в сочинениях его учеников: Ксенофонта и Платона; один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – т. н. сократического метода; центральная тема философии С. – нравственная жизнь (благо, мудрость, справедливость и т. д.). Цель философии – самопознание как путь к по­стижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Для последующих эпох С. стал воплощением идеала мудреца.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Después de la época iconoclasta florece una teología monástica y espiritual de gran relieve, cuya primera figura es san Simeón el Nuevo Teólogo (949–1022), que revive en la Iglesia bizantina medieval las ideas de los antiguos padres monásticos Macario de Egipto y Diádoco de Fótice, quienes identificaban la doctrina cristiana con una experiencia consciente de Dios. Discípulo de un monje estudita, Simeón el Piadoso, cuyo nombre adoptó, el título que recibió más tarde puede tener un doble significado: Simeón el Joven, con relación al maestro; o bien, Simeón, «el nuevo teólogo.» En todo caso, el apelativo «teólogo» significa que fue considerado en el mismo nivel de los otros dos «teólogos»: Juan Evangelista y Gregorio de Nazianzo. Higúmeno del monasterio de san Mamas en Constantinopla, Simeón es autor de una serie de escritos espirituales únicos por su originalidad mística, su calidad poética y la influencia que ejercieron en el pensamiento bizantino. Sus obras comprenden: Discursos catequéticos, dirigidos a sus monjes, Tratados teológicos y éticos (incluidos en parte en la Filocalía) e Himnos. Simeón se dirige a todos los hombres, también a los que viven en el mundo. Según él, todos pueden vivir la experiencia de la fe, una fe que es fundamentalmente la comunión personal con Dios y la visión de Dios; en esto su pensamiento coincide no sólo con los hesicastas, sino también con toda la tradición patrística. Y como todos los profetas, expresa la experiencia cristiana sin preocuparse verdaderamente de una precisión terminológica. Insiste en la deificación del cuerpo, gracias a la participación en el Cuerpo crístico, eucarístico, «fulgurante del fuego de la divinidad.» Para Simeón, el reino de Dios es una realidad accesible que no pertenece sólo a la vida futura y que, en este mundo, concierne no solamente al aspecto «intelectual» o «espiritual» del hombre, sino a su existencia entera. «La resurrección de todos, dice, se realiza por el Espíritu Santo. Y no hablo solamente de la resurrección final del cuerpo. Por su Espíritu, Cristo concede, ya ahora, el reino de los cielos.» Su insistencia profética sobre la fe cristiana como experiencia del Cristo vivo, suscitó no pocas resistencias. Al oponer la personalidad carismática del santo a la institución (canonizó en su comunidad a su maestro Simeón Estudita sin la sanción jerárquica necesaria), se vio obligado a abandonar su cargo y se retiró a la ribera asiática del Bósforo. Rehabilitado en vida, fue canonizado pocos años después de su muerte.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

    Благонравов М., протоиерей. Опыт методического пособия для законоучителей церковно-приход-ских школ. Ч. 1. Астрахань, 1907. (Обучение молитвам. С. 95—131. Преподавание учения о богослужении. С. 171—176).     Благонравов М., протоиерей. Примерные уроки и планы уроков по Закону Божию для законоучителей начальных школ. Ч. 5. Астрахань, 1907. (Уроки по обучению молитвам. С. 26—38. Уроки по учению о богослужении. С. 82—88).     Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь богомыслий. М., 1825. – 52 c.     Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру. (Личные воспоминания и встречи). Брюссель, 1971. – 48 с.     Булгаков С., протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1985. (...Богослужение в Православии. С. 277—296).     Булгаковский Д., священник. Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. – 40 c.     Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). ИМКА-ПРЕСС, 1980. (Молитва. С. 74—84).     Вениамин (Краснопевков), архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб., 1908.    (См.: Алфавитный свод – «Молебны или молебствия». «Молитва». С. 521—522).     Вениамин (Федченков), архиепископ (составитель). Небо на земле. Учение святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии, составленное по творениям его. Форествилль, Калифорния, 1978 (...Нужные молитвы. С. 882 и далее).     Викентий (Морарь), иеромонах. Учение епископа Игнатия (Брянчанинова) о молитве. (Курсовое сочинение). Загорск, 1981. – 147 с. Машинопись.     Вознесенский Н., протоиерей. Сокращенный Православный христианский катихизис. Харбин, 1938. (О молитве. О молитве Господней. С. 48—57). Вседневное беседование с Богом в утренние часы. (Пер. с немецкого). СПб., 1820. – 115 c.     Гавриил (Прискока), иеромонах. Учение епископа Феофана Затворника о молитве. (Курсовая работа). Загорск, 1983. – 211 с. Машинопись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«...внутренний человек еще бесплоден; потому что плод его начинается слезами. Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего, поставил ногу свою на стезю нового века и начал обонять воню чудного нового воздуха. И тогда начинает источать слезы, потому что приблизилось рождение духовного младенца. Общая всех матерь, благодать, вожделевает таинственно в душе на свет будущего века произвести Божественный образ. А когда наступит время рождения, тогда ум начинает возбуждаться чем-то тамошним, подобно дыханию, какое младенец привлекает в себя еще внутри членов, в которых обыкновенно питается. И поскольку не терпит того, что для него еще необычно, то начинает вдруг побуждать тело к воплю, смешанному со сладостию меда» 48 . Здесь мы слышим те же ноты, что уже звучали в «Лествице»; по выражению Иоанна Лествичника , «радость и ликование смешиваются с тем, что мы называет скорбью и печалью». Чрезвычайная важность слез очевидна, но так ли уж они необходимы? Считает ли святой Иоанн, что истинно каются и рождаются в «новую жизнь» только те, кто прошел через этот опыт плача? Святой Симеон Новый Богослов (949–1022), на которого сильно повлияло богословие слез, предложенное Иоанном, действительно близок к тому, чтобы ответить на этот вопрос положительно. Однако сам Иоанн Лествичник более сдержан. Он говорит о том, что следует иметь в виду разницу темпераментов: одни роняют слезы с огромным трудом, «словно большие капли крови», другим же это «вообще ничего не стоит»; но Бог смотрит не на внешнюю интенсивность плача, а на внутреннее борение в наших сердцах. Тот, кто сподобился благодатного дара слез, ни в коем случае не должен превозноситься над тем, кто этого дара не получил. «Видел я в некоторых плач, и видел других, которые плакали о том, что не имели плача» 49 , но та скорбь, которую они испытывают от отсутствия слез, может вполне заменить сам этот дар. Кажется, что позиция Иоанна Лествичника более подходит нам, чем точка зрения св. Симеона. Симеон Новый Богослов рассуждает с точки зрения пути слез, а Иоанн Лествичник говорит о даре слез. Для святого Симеона слезы – царская дорога, широкий и прямой путь, по которому должны идти все. Для святого Иоанна слезы – Божий дар, который дается лишь некоторым, тогда как другим Бог ниспосылает взамен другие дары. «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia)

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

162 .В комиссии по запросам.– Петербургский курьер, 13.03.1914 52). 163 .В поисках правды. По делу афонских имябожников. Пг., 1916. 164. В России (от корреспондентов).– Русское слово, 29.10.1913 249). 165.В Святейшем Синоде.– Биржевые ведомости, 12.03.1913 12 442). 166.В Святейшем Синоде. Биржевые ведомости, 28.07.1913 13 672). 167 . В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление. – Вечернее время, 16.05.1914 739). 168 . В Святейший Правительствующий Синод. Иноков афонских заявление. – Московские ведомости, 16.04.1914 87). 169 . В Синоде. – Новое время, 25.07.1913 13422). 170 . В Синоде. – Русские ведомости, 7.07.1913 156). 171 . В Синоде. -Русские ведомости, 18.08.1913 190). 172 . В Синоде.-Русские ведомости, 21.08.1913 192). 173.В Синоде. – Русские ведомости, 22.08.1913 193). 174. В Синоде. – Русские ведомости, 7.12.1913 282). 175 . В. К. Саблер – о событиях на Афоне. – Петербургская газета, 13.03.1914 176 . В. М. Русская Церковь в 1913 г. – Странник 1, 1914. С. 94–97. 177 . Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 178 . Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5-е, дополненное. Париж, 1989. С. 295–307. 179 . Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием. – Богословские труды 33. М., 1997. С. 165–205. ISO. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Воспоминания, Письма. Нижний Новгород, 1998. 181 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». – Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 32–38. 182 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980. 183 .Великий подвижник Горы Афонской схимонах Хаджи-Георгий и ученик его схимонах Парфений. Составил священник Георгий Ходоровский. Нижний Новгород, 1909. 184.Великое искушение. Московские ведомости, 26.07.1913

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После завершения христологических споров в течение VIII-XI веков (до разделения Церквей в 1054 году) прошел VII-oй (787 – II Никейский) Вселенский Собор и важный IV Константинопольский собор (879–880), монастырские писатели продолжали традиции аскетической литературы, в противодействии иконоборчеству уточняется понятие образа Божия, и делаются попытки богословского синтеза 1583 , хорошо разработанного к тому времени, но разрозненного святоотеческого учения. « Ориген , Псевдо-Дионисий и преп. Максим Исповедник , выйдя за рамки обычной полемики с еретиками, уже создали «системы» богословской мысли. «Система» преп. Иоанна Дамаскина совершенно иного рода. В ней нет ничего нового, в сущности, это учебное пособие, в качестве такового она и использовалась в Византии в средние века. «Источник знания», основной труд Дамаскина, включающий «Диалектику», «О ересях вкратце» и «Точное изложение православной веры», является, прежде всего, удобным, сжатым изложением святоотеческого богословия. Однако если его изучать в свете многочисленных мелких произведений (кратких догматических трактатов, проповедей и гимнографических текстов), то окажется, что оно представляет собой нечто большее, чем простое повторение чужих идей. Сопоставляя троичную терминологию каппадокийцев, халкидонскую христологию, уточнения, внесенные в нее в VI веке, термины и идеи Дионисия и преп. Максима, преп. Иоанн Дамаскин раскрывает их внутреннее согласие и с помощью дополнительных источников – таких, как, например, сочинения Псевдо-Кирилла о Троице – приходит к окончательному синтезу» 1584 . Еще один вариант систематизации накопленных святоотеческих представлений оставил нам Св. Патр. Фотий Константинопольский , который «не пытаясь, подобно св. Иоанну Дамаскину , построить законченную систему теологии, …по всему складу своих писаний и методу богословствования является все же синтезирующим умом» 1585 . Тем не менее, церковные писатели этого периода Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 – до 753) 1586 , Преп. Феодор Студит (759–826) 1587 , Св. Патр. Никифор Константинопольский (ок. 758–828) 1588 , Св. Патр. Фотий Константинопольский (ок. 820–891) 1589 , Преп. Филофей Синайский (начало IX в.) 1590 , Преп. Симеон, который «по справедливости заслужил прозвание Новый Богослов» 1591 (949–1022) 1592 и др. не оставили нам специальных трудов, посвященных антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В последнем значении – мистического состояния – аскетические писатели Православной Церкви часто употребляют выражение «Божественное озарение». Очень любит этот мистический термин пр. Максим Исповедник (580–662). Но с особенной силой и присущим ему писательским талантом описывает видение Света пр. Симеон Новый Богослов (949–1022), как в своих поучениях, так, еще более, в своих изумительных стихах. Можно даже сказать без преувеличения, что ни один из православных мистиков ни до, ни после пр. Симеона Нового Богослова не выразил с такой яркостью, откровенностью и подробностями испытываемые им видения Божественного Света, как это сделал он. С другой стороны, мысли о природе этого Божественного Света, об его несравнимости и отличности от всего тварного, об его несозданности встречаются (правда, в несистематическом виде и без богословского обоснования) у многих церковных писателей много раньше св. Григория Паламы . Не ставя себе задачи исчерпать в настоящей статье весь этот «доисихастский» период учения о несозданном Свете (это могло бы послужить предметом особого исследования, очень интересного и важного для понимания учения св. Григория Паламы ), ограничимся сейчас только немногими примерами. Еще пр. Макарий Египетский (IV век) пишет в своем шестом Слове, что «венцы и диадемы, которые получат христиане, не суть создания». Блаж. Феодорит в своей «Истории боголюбцев» описывает одного подвижника, «выглянувшего» в окно своей келлии и увидевшего «свет не светильничный или рукотворный, но богоданный и блистающий высшей благодатью». Оставляя многочисленные видения Света, о которых говорится в житиях святых (как, например, пр. Павла Латрского -X века), остановимся опять на пр. Симеоне Новом Богослове. В его творениях слово «несозданный» встречается особенно часто при описании явлений внутреннего озарения, и не в виде какого-нибудь теоретического рассуждения, но как непосредственное данное мистического опыта (понятно поэтому, почему Комбефис называет пр. Симеона Нового Богослова «fons omnis Palamis erroris»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Все обвинения в адрес русских иноков были полностью надуманы, судебный процесс являлся местью за приглашение советского консула и в значительной степени являлся инструментом политики эллинизации. Так афонский архимандрит Евгений написал Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Анастасию в ответ на запрос Владыки от 14 ноября 1947 г. о подробностях ареста и суда, что были осуждены именно «виновники» приглашения В.Д. Корманова, «устроившие ему трезвоны и обеды» 128 . Кроме того, монаху Василию (Кривошеину) , несомненно, припомнили то, что он несколько лет вел в Киноте напряженную борьбу против ограничительных мер греческого правительства, препятствовавших притоку на Афон послушников из славянских стран. Уже вскоре после суда в Салониках приговор к тюремному заключению был заменен поражением в гражданских правах. В дальнейшем греческие королевские власти заставили отца Василия покинуть не только Афон (при этом монах формально оставался в числе братии Свято-Пантелеимоновского монастыря), но в феврале 1951 г. и Грецию. Опять вступил он на землю Святой Горы только через 30 лет – в 1977 г., уже как архипастырь Русской Православной Церкви. Через несколько месяцев после этого события игумен Серафим с Афона в Пюхтицком Успенском женском монастыре так вспоминал о последнем приезде Владыки Василия на Святую Гору: «Дел у меня в монастыре, как говорится, непочатый край. С утра до вечера хожу, хлопочу. И Владыка Василий целыми днями за мной ходил и очень часто просил поисповедовать его, а я даже удивлялся этому. Видно, Святое место обострило духовное зрение человека, чувствовавшего приближение Вечности, и он старался очистить душу от всех нераскаянных грехов» 129 . Имея благословение братии своего монастыря на пребывание в Великобритании, о. Василий в феврале 1951 г. поселился в Оксфорде. Вскоре после отъезда из Греции – 21 мая о. Василий был рукоположен епископом Далматинским Иренеем во иеродиакона и 22 мая 1951 г. – во иеромонаха, а 25 января 1957 г. возведен в сан архимандрита. Он окормлял православных разных национальностей, проживавших в Оксфорде, активно продолжая научно-богословскую работу. Главным плодом пребывания о. Василия в Великобритании стала подготовка и издание двух работ: «Братолюбивый нищий. Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022)» и «Неистовый ревнитель. Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010