Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Г. И. Беневич Византийское богословие X-XII веков Св. Симеон Новый Богослов (Д С. Бирюков) Прп. Симеон Новый Богослов родился ок. 949 г. в Пафлагонии и скончался ок. 1022 г. 842 Прп. Симеон – влиятельнейший учитель подвижнической жизни своей эпохи и один из величайших мистических писателей Православной Церкви. Основным источником сведений о жизни прп. Симеона является его «Житие», написанное учеником Симеона Никитой Стифатом 843 ; о событиях жизни прп. Симеона упоминается и в его собственных различных сочинениях. Прп. Симеон происходил из знатной семьи. В возрасте 11-ти лет он был привезен отцом в Константинополь для обучения. Его дядя Василий занимал крупную должность при императорском дворе и хотел представить императору своего племянника, однако тот отказался. Исходя из того, 410 в 22 «Огласительном слове» Симеон, ведя речь о себе во время пребывания в Константинополе, использует имя «Георгий» 844 можно предположить, что это и было его мирским именем 845 . При покровительстве дяди он стал служителем при почивальне императора (спафарокубиларием), а затем и членом синклита. Еще в отрочестве прп. Симеон возжелал найти духовного наставника, могущего направлять его к совершенной жизни по Богу, однако от окружающих он слышал только то, что такого человека на земле не существует 846 . Однако отрок нашел наставника: когда после смерти дяди он попытался вступить в братство Студийского монастыря, то встретил там престарелого монаха Симеона, которого прозывали «благоговейным» 847 . Вернувшись в 976 г. в Пафлагонию, Симеон исполнял различные обязанности на государственной службе. Жизнь в миру подталкивала благочестивого молодого человека к духовной расслабленности и греховным помыслам 848 , однако он не порывал отношений со своим наставником. Когда Симеону было ок. 27-ми лет, он вернулся в Константинополь и поступил послушником в Студийский монастырь. Однако особенная привязанность Симеона к своему наставнику, прп. Симеону Благоговейному , вызвала недовольство братии и игумена монастыря, в котором традиционно придавалось большое значение личной власти игумена и соблюдению распорядка, и после требований, предъявленных Симеону, отказаться от того, чтобы его духовным руководителем был прп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Симеон Новый Богослов (949–1022) [греч] – преподобный, память 12 марта. Ученик Симеона Благоговейного, которого чтил всю свою  жизнь. Великий мистик христианского Востока, автор “Деятельных и богословских глав”, поэт. С.Н.Б. рожден в богатой и знатной семье. После окончания учебы в Константинополе, юноша был лично представлен императору и вошел в число царедворцев. Но С.Н.Б. привлекала иная карьера. Под влиянием духовных книг и бесед с престарелым монахом Студийского монастыря Симеона Благоговейного. С.Н.Б. вступил  на путь суровой аскезы, оставаясь в миру. Впоследствии С.Н.Б. рассказывал о том, какие искушения одолевали его, и как его аскеза прерывалась раскованным поведением тогда, когда Симеона Благоговейного не было рядом.  " Но любовь и вера ко святому старцу, – писал позднее С.Н.Б., –  осталась в моем несчастном сердце. И из–за нее, я думаю, Человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам " . С благословения старца Симеона Благоговейного С.Н.Б. стал послушником Студийского монастыря, а затем принял монашество. В 980 году С.Н.Б. был избран игуменом обители святого Маманта. Однако не все обитатели монастыря приняли аскетические нововведения С.Н.Б., в частности, празднование памяти Симеона Благоговейного. В конфликт настоятеля и монахов вмешались церковные власти, ради сохранения мира С.Н.Б. был удален из Константинополя в один из небольших храмов в пустынной местности, где позже возникла новая обитель. С.Н.Б. получил возможность много писать, здесь были созданы труды, известные как " Слова преподобного Симеона, Нового Богослова " , гимны. Основная мысль богословского учения С.Н.Б. сводится к утверждению возможности ощутить и воспринять Бога еще в этой жизни — обожения, достигаемого посредством покаяния и причащения Телу и Крови Христовой. Учение С.Н.Б. об Евхаристии (см. работы Илариона Алфеева и Василия Кривошеина) из того, что если за совершением таинства не следует явление Св. Духа, то вода при этом остается водой, а хлеб – хлебом; речь идет о состоянии человека, участвующего в таинстве. С.Н.Б. большое значение придавал слезам человека, как внешнему выражению внутреннего мистического опыта, и считал это выражение совершенно необходимым во время причастия. Это учение С.Н.Б. вызывало недоумение у некоторых из его современников. 

http://bogoslov.ru/person/3089571

Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила: сходства и различия в православной духовности Что объединяет двух святых, между которыми – три с половиной века? 12 декабря, 2015 Что объединяет двух святых, между которыми – три с половиной века? Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила – две выдающиеся фигуры средневековой Православной Церкви – жили в разное время, их разделяет три с половиной столетия, но обоих связывает всепоглощающая страсть к православной духовности, стремление узнать Бога как в этом, временном мире, так и в вечности. Их сходства и различия иллюстрируют взаимопроникновение двух византийских традиций: эллинизма и аскетизма. Аскетизм и культура Святой Симеон (949-1022) родился во время правления ученого императора Константина VII и умер за три года до кончины Василия II. Таким образом, он жил в то время, когда Византия увеличивала свою территорию, оттесняя мусульман в восточном Средиземноморье, и оказывала всё большее влияние на славянские народы. И, несмотря на тревожные подводные течения – проблема рабочей силы или рост центробежных тенденций, – святой Симеон и его современники возрастали если уж не в безопасном мире, то в том мире, в котором влияние Рима среди христиан было безоговорочным. Но наряду с этим существовал и другой аспект окружавшей святого Симеона жизни, который более всего влиял на него – христианская традиция, как она понималась в монашеской среде. Эта традиция не была пуританской, а была тесно связана с культурой Византии. Литература, живопись, богословие, духовность, церковные песнопения основывались на ее традиции, обеспечивая преемственность и одновременно являя творческую новизну. Это было особенно характерно в тот период, когда жили святой Симеон Новый Богослов и его друг и ученик Никита Стифат. В области литературы издавалось большое количество разнообразных светских произведений, труды по христианской метафизике и почти все виды богословской и религиозной литературы – полемика толкования, изложения доктрин христианского учения, жития святых, служебники, церковная поэзия и музыка.

http://pravmir.ru/simeon-novyiy-bogoslov...

Скачать epub pdf От переводчика Данная работа – попытка «зеркального» перевода творений св. Симеона Нового Богослова . Мною использовался принцип «евангельского» перевода свв.Кирилла и Мефодия и переводов богослужебных церковно-славянских текстов: при знании точных значений греческих слов, как правило, сохранение количества и, по возможности, порядка соответствующих слов русских, чтобы читатель слушал не пересказчика мыслей, но самого св.Симеона. Св. Симеон Новый Богослов (949–1022) родился в Галатии (Малая Азия) в знатной семье. В молодые годы он был взят в столицу Константинополь для продолжения учебы и поступления на службу ко двору. Но этот путь не увлек Симеона и, с некоторой задержкой, он принимает монашество. Еще будучи в миру, он знакомится со святым Симеоном Благоговейным , который и стал его наставником. В монастыре, отличившись строгостью в монашеском делании, Симеон вызвал неудовольствие у братии и был вынужден покинуть его. Перейдя в небольшой монастырь, расположенный неподалеку, он через три года становится игуменом. Проведя в этой должности двадцать пять лет, св.Симеон уходит на покой, и через семнадцать лет преставляется ко Господу, оставив после себя множество замечательных духовных произведений и почетное прозвание «Новый Богослов». Илья М.Носов Диалог схоластика с Симеоном Вопрос: Что было в мире прежде, чем миру быть? Ответ: Бог , мир сотворивший. Вопрос: Когда еще не было мира, как был Он в мире? Ответ: И прежде становления, в Боге всецело как бы будучи, был мир, и еще не приведенные люди в мир – словно уже рожденные Богом. Уже составил, ибо, Он в Себе все, и еще не созданное, хотя и не постигается оно нами. Вопрос: Итак, если, как ты говоришь, в мире был Бог прежде, чем миру быть от Него, чем стал Бог , когда мир этот привел? Неужели отделился Он от мира? Или и снова в мире Он есть? Ответ: Местом не отделился от Своих творений их сотворивший Бог . Куда, ибо, везде сый и вся Своя исполняяй Божество переместится? Природой же и сущностью, и ипостасью, и прочими свойствами, Всего Зиждитель лежит выше природы, и неизмеримо, и непостижимо Он отделился.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022) Гимнография Нравственно-аскетические труды Послания Сборники Слова Тесты Труды на иностранных языках преподобный Симеон Новый Богослов Византийский богослов, духовный поэт, составитель молитвословий; один из ярчайших представителей традиции исихазма. Детские и юношеские годы Святой Симеон Новый Богослов родился в состоятельной семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в местечке Галати, в 949 году. Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привёз его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на государственную императорскую службу. Дядя Симеона, Василий, занимавший важное место и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещался похлопотать за племянника и лично представить его государю. Однако строительство светской карьеры не было центром желаний самого Симеона. Пройдя курс обучение на уровне среднего образования, он даже не возжелал получить высшее, хотя такие возможности у него были. В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И Симеон стал искать святого человека, который бы наставил и направил его по нужному пути. У многих из окружения Симеона такое желание, при его положении и возможностях в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то ему говорил, что такого святого, которого он ищет, не существует, что он его ни за что не найдёт. Симеон же молился и взывал к Богу о помощи. Наконец, он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студийской обители. Его также звали Симеоном. Первое время Симеон продолжал жить гражданской жизнью, однако регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно возрастал возрастом духовным, приучался к молитвенному деланию. Однажды, во время ночного моления, он сподобился созерцания необыкновенного свечения. Внутренне он наполнился неописуемой радостью. Как считается, в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем Божественного света.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Братолюбивый нищий, неистовый ревнитель о славе Божией, мистик Огня и Света — все эти эпитеты характеризуют личность преподобного Симеона Нового Богослова. В этом году празднуется тысячелетие кончины святого отца: в честь этого события в Волоской богословской академии в Греции прошла международная конференция , посвященная его наследию; в ней приняли участие специалисты и профессора из разных стран христианского мира. Однако в русскоязычной среде столь значимая дата не получила, к сожалению, должного освещения. Общецерковная традиция указывает, что преподобный Симеон Новый Богослов скончался 12/25 марта 1022, однако поскольку память святого приходилась на Великий пост, Церковь перенесла празднование на 12/25 октября, к чему мы и приурочиваем настоящую публикацию. Святой Симеон Новый Богослов Святой Симеон Новый Богослов (949–1022) — представитель аскетико-мистической традиции византийского монашества, игумен Студийской обители, затем монастыря Святого Маманта в Константинополе, и в конце жизни — скита Преподобной Марии. В 27 лет, оставив путь госслужбы при дворе, удалился в монастырь в поисках духовного руководства, которое обрел у преподобного Симеона Благоговейного в Студийской обители . Церковная традиция наградила его титулом Богослов — наряду с апостолом и евангелистом Иоанном и святым Григорием, епископом Назианза. И это неслучайно: преподобный Симеон по глубине своей созерцательной жизни по праву стоит в одном ряду со своими предшественниками, и, однако, остается как бы в их тени. При жизни официальная церковная власть его теснила, притесняли его и братия обители Святого Маманта — одним словом, память о нем старательно стремились вытравить из соборного сознания Церкви. Даже его именование «Новый Богослов» поначалу носило иронично-отрицательный характер: его противники видели в богословии преподобного непонятное для устоявшихся форм византийского Православия дерзновение, граничащее с безумием. Он словно шел против течения, нарушая оформленный, формализованный уклад монастырской жизни, ставший привычным для многих поколений монахов Студийской обители. Образ жизни святого Симеона и его духовное руководство ставили слишком высокую планку для братии — казалось, он проповедует какие-то новые истины.

http://pravoslavie.ru/148911.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симеон Новый Богослов, прп. - житие Преподобный Симеон, Новый Богослов (9491022) , родился в местечке Галатее в Пафлагонии (Малая Азия) от богатых и знатных родителей Василия и Феофании. Одиннадцатилетним подростком прп. Симеон был отправлен в Константинополь для обучения светским наукам. Юноша обучался на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Тем не менее, по протекции родного дяди, занимавшего важное место при царском дворе, он был включен в число царедворцев. Перед молодым человеком открывалась блистательная карьера на государственном поприще. Однако под влиянием духовных книг юноша стремился встать на путь иночества. С большим трудом он нашел учителя. Им оказался пожилой монах Студийского монастыря прп. Симеон Благоговейный. Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь был в полном упадке. Прп. Симеон стал вести активную деятельность по налаживанию духовной жизни в обители и восстановлению полуразрушенного храма. В конце концов, монастырь св. Маманта превратился в цветущую обитель с множеством насельников, а молодой игумен постепенно приобрел известность в столице своими проповедями, как среди простых людей, так и среди византийской аристократии. Тем не менее, призывы прп. Симеона к духовной жизни оказались не по силам многим монахам обители. Дело дошло до открытого выступления некоторых насельников монастыря против своего настоятеля. Во время утренней проповеди они набросились на прп. Симеона, желая изгнать его из монастыря, а затем подали жалобу на своего игумена Константинопольскому Патриарху Сисинию I (995 – 998). Однако Патриарх, допросив прп. Симеона, встал на его сторону и велел изгнать бунтовщиков из монастыря. Прп. Симеон простил своих недругов и сумел уговорить Патриарха вернуть заблудшее стадо в лоно родной обители. В 1005 году прп. Симеон передал полномочия своему ученику монаху Арсению, желая пребывать в непрестанной молитве и созерцании. Но его ждали новые испытания.

http://pravicon.com/info-3384

Мир и монастырь в учении преподобного Симеона Нового Богослова Св. Симеон Новый Богослов Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022) жил в годы правления Василия II Болгаробойцы, когда территория Византийской империи была так велика, как не была потом никогда. Это было время расцвета всех сфер византийской жизни, в том числе и церковной, время процветания монастырей и высокого авторитета монашества . В восточно-христианской традиции уход в монастырь всегда был связан с отказом от мирских почестей и богатства, с как можно большим отстранением от всякого интереса к материальному . Уход в монастырь в идеале означал разрыв со всеми мирскими связями и умерщвление в себе человеческих привязанностей и земных устремлений. Но монастырский мир не был миром замкнутым в самом себе, отгороженным от всего, что находилось за пределами монастыря. Огромно было его влияние, и прежде всего духовное, на мирской мир . Византийские монахи не сторонились политической жизни империи, были советниками императоров. У монастырей были сельскохозяйственные угодья и ремесленные мастерские . Вся эта политическая, экономическая и учительская деятельность неминуемо разрушала монастырский идеал замкнутости: монахи должны были надолго покидать монастырь, странствовать, а миряне приходили в монастырь по делам или за советом . Оставление монахами монастыря и их участие в светской жизни (в частности, при дворе императоров), хотя и было формально запрещено или сильно ограничено канонами, стало достаточно распространенным явлением. В X–XI вв. важную роль играли принявшие монашеский чин, но далекие от монастырской жизни представители знати . Интересно проследить, как отразились в сочинениях преподобного Симеона Нового Богослова (в «Огласительных словах» , «Нравственных словах» , «Главах» и «Гимнах» ) и его «Житии» эти связи между монастырем и миром и, самое главное, каково отношение преподобного Симеона к подобным связям, а также вообще к миру и мирской жизни. Мир и отречение от мира Заметим, что почти все «Слова» преподобного Симеона Нового Богослова обращены к монахам и послушникам, и потому мы всюду встречаем крайне негативное отношение преподобного к миру вообще. То же самое можно сказать и о его гимнах. Мирская жизнь отрицается, ибо «мирская жизнь – препятствие» . Преподобный Симеон использует образ мирского человека, чтобы обрисовать заблуждающегося монаха, который подобен мирянину, имеющему семью и богатство:

http://pravoslavie.ru/3088.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Новый Богослов, преподобный (9491022 гг.) – возможно самый выдающийся мистик Православия, один из трёх Отцов, которых Церковь нарекла «богословами». Богослов, поэт, мистик. Родился в богатой знатной семье, в 11 лет Семеона отправили учиться в Константинополь. Благодяря протекции дяди Симеон молодым человеком становится чиновником при императорском доре. Но чтение духовных книг подтолкнула Симеона на путь иночества. Он находит себе духовного наставника — св. Симеона Благоговейного. Старшего Симеона отличало некоторое юродство (ходил голый, например) и полнейшая духовная свобода: младший Симеон приводит такие слова старшего: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу». Но только в возрасте двадцати семи лет прп. Симеон стал послушником Студийского монастыря. Его духовное подвижничество под руководством старца Симеона было настолько усердным, что вызвало недовольство братии и даже игумена монастыря. Прп. Симеон был вынужден перейти в соседнюю Ксирокеркскую обитель во имя святого мученика Маманта (Мамаса), где он и был пострижен в монашество. В 980 году прп. Симеон был рукоположен в священный сан и возведен в достоинство игумена обители патриархом Николаем II Хрисовергом. Монастырь находился в полном упадке. Благодаря Симеону Новому Богослову обитель расцвела, молодой игумен начал приобретать звестность среди народа и аристократии. Однако призывы Нового Богослова к активной духовной жизни нравились не всем: монахи открыто начали сопротивляться своему игумену. Сначала Патриарх авел порядок, Смеон простил братию. Однако, впоследствии Нового Богослова все-таки вышвурнули из его собственной обители. Симеон поселился при небольшом храме во имя святой Марины в пустынной местности, принадлежащей его ученику и почитателю Христофору Фагуре. Здесь Новый Богослов останется до своей кончины.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/sim...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010