Они так же послали в Иерусалим большую сумму серебряных денег и просили священников, чтобы те принесли Богу жертву, удовлетворяя за преступления погибших. Очевидно, они были уверены, что молитвы и жертвы могут помочь умершим. И агиограф соглашается с действием иудеев: «Это святая и здоровая мысль молиться за умерших, чтобы они были освобождены от грехов» 940 . «... если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» 941 . Из слов Христа «понимаем, что многие грехи могут быть прощены в этом мире и многие – на том свете» 942 . Если кто трудится во имя Христа, но не работает хорошо, его труд, говорит Апостол Павел, «сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня», т.е. как при пожаре все погибает, и сам еле спасает свою жизнь 943 . Отцы Западной Церкви под фразой «как бы из огня» понимали огонь в чистилище, где души грешников должны страдать известное время. Если ты не будешь соблюдать установленную Богом заповедь о любви к ближнему, Божественный Судия бросит тебя в тюрьму, и «истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» 944 . Отцы Церкви под тюрьмой усматривали чистилище. Но поистине солидное доказательство существования чистилища идет от отцов Церкви и особенно от того, что о вышеприведенных библейских текстах говорили отцы Западной Церкви, например, св. Августин часто упоминает огонь, который на том свете исправляет и очищает. Некоторым «некое время нужно страдать после смерти2 за грехи, допущенные в этом мире 945 . ... Божия святость может разрешить вход на небеса только святым душам. Божие правосудие просит, чтобы неперенесенное наказание за грехи было бы перенесено, но вместе с тем запрещает Богу отправить в ад тех, кто связаны с Ним узами любви. Следовательно, должна быть одна переходная стадия, которая производит необходимое очищение. И по отношению к людям, так много из них нам кажутся не вполне хорошими, не вполне плохими, и природному уму нетрудно представить чистилище, рассуждая об их посмертном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Примечательно и то, как Иисус говорил о будущем распятии Петра. Он сказал, что апостол прострет руки, а не поднимет их над головой 939 . Вот слова Иисуса: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» ( Ин.21:18–19 , курсив автора) 940 . Прочитав этот отрывок вслух, Спросите: Как в свете сказанного в Ин.21:18–19 человек может быть распят на вертикальном столбе с распростертыми руками? Сказанное в Мф.27:37 также свидетельствует в пользу распятия на кресте, а не на столбе: «...и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: „Сей есть Иисус, Царь Иудейский " » (курсив автора). Если бы Иисуса казнили на столбе, этот текст звучал бы «...над руками Его...». Но в Библии мы читаем «...над головою Его...», откуда следует, что речь идет о распятии на кресте. Спросите: Если Иисус был распят на столбе, почему в Мф.27:37 упоминается надпись, повешенная над Его головой, а не над Его руками? Идолопоклонство ли носить нательный крестик? Свидетели Иеговы утверждают, что ношение нательных крестиков – это форма идолопоклонства. В подтверждение своих слов они ссылаются на такие библейские отрывки, как 1Кор.10:14 и Исх.20:4–5 . Давайте рассмотрим эти отрывки и порассуждаем при помощи Писания. Рассуждая при помощи Писания 1Кор.10:14 – Является ли ношение крестика идолопоклонством? Учение Сторожевой башни. 1Кор.10:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «А потому, возлюбленные, убегайте от идолопоклонства». Опираясь на подобные отрывки, Общество Сторожевой Башни отвергает любую форму идолопоклонства. Они говорят, что первая Церковь боролась с идолопоклонством столь же решительно 941 . На основании 1Кор.10:14 Свидетели Иеговы утверждают, что носить крест и почитать его как символ христианства нельзя, потому что это идолопоклонство 942 . Книга Reasoning from the Scriptures спрашивает: «Что бы вы почувствовали, если бы вашего лучшего друга казнили по ложному обвинению? Вы что, сделали бы себе копию орудия казни? Вы хранили бы ее как драгоценность или вышвырнули прочь?» 943 Сама мысль о почитании креста абсурдна, говорят Свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Рождением Его мы возродились, Крещением Его омылись, ранами Его исцелились, Воскресением Его восстали, Вознесением Его прославились. А что Он [Христос] должен был прийти, чтобы уврачевать болезни наши, пророк твой говорит: «Ранами Его мы исцелились» 939 . И в другом месте: «И грехи наши на Себе понесет и будет ходатаем за преступников» 940 , и еще: «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Свой претерпел. Род Его кто изъяснит? 941 Господь воинств – имя Его» 942 . Об этом говорит также и Иаков, от которого, как ты хвалишься, ведешь свой род, когда он, благословляя своего сына Иуду, сказал, обращаясь как бы к самому Христу, Сыну Божию: «Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда. Из семени, сын мой, взошел ты. Возлегши, уснул ты, как лев, как скимен льва. Кто пробудит его? Прекрасны очи его паче вина, и белы зубы его паче молока. Кто, говорит, пробудит его?» 943 . И хотя Он сам сказал: «Имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее» 944 , однако апостол Павел говорит: «Кто не поверит, что Бог воскресил Его из мертвых, тот не спасется " ». 945 Несмотря на то, что мы говорили и то, и другое, однако несчастный никак не склонился к вере 946 . Так как иудей хранил молчание и король видел, что до его сердца не доходят эти речи, король обратился ко мне, чтобы получить благословение и уехать. При этом он сказал: «Скажу тебе, епископ, слова Иакова, сказанные им ангелу, который говорил с ним: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» 947 . С этими словами он приказал подать мне воды для омовения рук. После омовения я сотворил молитву, взял хлеб и, возблагодарив Бога, вкусил его сам и предложил королю. Отпив глоток вина, я попрощался и ушел. Король же сел на коня и вместе с супругой, дочерью и всем своим семейством возвратился в Париж. 6. В то время близ города Ниццы жил затворник Госпиций 948 , отличавшийся большим воздержанием. Он перетянул нагое тело железными цепями, сверху надел власяницу и ел только хлеб и немного фиников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Семья — малая Церковь      Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28). В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт. ) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся. Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви. Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6). 17 мая 2017 г. Рейтинг: 7 Голосов: 942 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103549.html

Служанка, названная в тексте гл. V, 2 «маленькой девочкой», – вероятно лет десяти, или двенадцати, так как она хорошо запомнила, что при ней говорилось на родине, – однажды сказала госпоже своей, жене военачальника Неемана: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии; то он снял бы с него проказу его». Узнав через жену о словах девочки, Нееман пересказал о том царю Сирии Дамасской, но по-видимому ни он, ни сама девочка не знали имени пророка, который по всей Палестине известен был кажется под титулом «человек Божий». Царь Сирии 940 , привязанный к своему талантливому военачальнику и умному царедворцу, немедленно отпускает его в Палестину и прибавляет, что он сам напишет письмо к царю Израильскому. В той части письма, которая записана в 4 Ц. V, 6, находились следующие слова: «вместе с письмом сим, вот я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его». «Эти слова навели ужас на язычника Иорама, он забыл о культе Иеговы, весьма мало заботился о том, есть ли в стране пророки Господни и конечно не знал, где находится пророк Елисей 941 . В VIII главе Иорам подробно расспрашивает прокаженного Гиезия, потому что он видел сам исцеление Неемана и слышал из уст Елисея (гл. VII) пророчество об освобождении от осады города Самарии и видел его очами своими. Но в то время, получив письмо Венадада, он раздирает одежды свои и восклицает: «разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня». Елисей по-видимому в это время живет в самом городе Самарии. «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (ст. 8). Посылая сказать эти слова Иораму, Елисей укоряет царя, – правда снявшего статую Ваала (4 Ц. III, 2), но делавшего неугодное в очах Господа их, так как он кланялся золотому тельцу по примеру Иеровоама. По-видимому царь Сирийский, начертывая свое письмо, не мог думать, чтобы царь Израиля не знал о великом чудотворце, живущем среди народа его, и не чтил его. Можете быть даже, в языческом уме своем он был уверен, что творивший чудеса человек должен был быть в полном повиновении у царя и делать чудеса по его приказанию. Поэтому конечно Венадад не мог знать (как он не знал ничего о будущности своей династии 942 , что пророки в царствии Израильском – как Илия и Елисей – были посланы Господом Богом не для того, чтобы быть помощниками и советниками царям обреченной гибели династии, а противодействовать тому злу, которое они делали, и поддержать в народе верования в Единаго Бога Творца мира. Мы знаем, как цари со своей стороны относились враждебно к верным рабам Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Соответствие Пролога и Эпилога подтверждается элементами нумерической композиции (вообще очень характерной для этого Евангелия 941 ). Пролог состоит из 496 слогов: возможно, это связано с тем, что 496 – число треугольника 942 , совершенное 943 , а кроме того, представляет собой числовое значение греческого слова monogenes («единородный» – слово, используемое в 1:17, 18) 944 . Нам эти соображения могут показаться странными; однако в новозаветные времена люди придавали огромное значение некоторым видам чисел, в особенности треугольным и совершенным числам 945 , а также привыкли к мысли, что любое слово имеет собственное числовое значение – легко вычисляемое, ибо все буквы греческого алфавита служили также и цифрами. Однако для наших нынешних целей число 496 важно тем, что оно связывает воедино Пролог и Эпилог Евангелия. В Прологе 496 слогов – в Эпилоге (намного более пространном) 496 слов. Такое соотношение слогов Пролога и слов Эпилога вполне оправданно: Пролог – поэтическая композиция, в которой естественно обращать внимание на количество слогов, Эпилог – прозаическое повествование. Дальнейшее подтверждение гипотезы о нумерической композиции можно найти в том, что обе части заключения (20:30–31 и 21:24–25), обрамляющие Эпилог, состоят из 43 слов 946 . Это указывает на то, что их следует рассматривать вместе, параллельно друг другу. Теперь проведем подробное сравнение этих двух частей заключения. Вот их тексты: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его : (20:30–31). Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг : (21:24–25). Две части заключения параллельны, но не повторяют друг друга. В каждом случае, где они параллельны, вторая часть продвигается на шаг дальше первой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Сын Человеческий у Даниила не убогий земной странник, а величественное явление с неба. Он с облаками небесными, о которых справедливо думать, что это ангельские воинства. В окружении облаков небесных Он шел – как величествен этот образ! Если в ужас были повержены ученики, когда увидели, как сын Человеческий шел по водам, то каково будет, когда Он будет идти по небу?! Как триумфатор, Он дошел до Ветхого днями, до восседающего на небесном престоле. А дальше? – похоже, что остановился, и уже тогда подведен был к Нему. Не небесные ли архистратиги подводили Его, Победителя?.. И тогда, у престола Всевышнего, Ему дана власть, и слава, и царство. С того момента все народы, племена и языки служили Ему, с того момента владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Таков Сын Человеческий в пророческих видениях Даниила. Сын Человеческий – это Тот, Которому надлежит прийти. Так думали еще иудеи, и свидетельства об этом рассыпаны по обширной раввинистической литературе. Так, рабби Саадия Гаон (882–942 гг. по Р.Х.) говорит о Сыне Человеческом: «Что касается прихода с облаками, это касается сонма ангелов Небесных; и в этом – величие, которым Создатель наделит Мессию» с. 168; «Микраот Гедолот» и «Сангедрин», 98а]. Раши прямо говорит о Сыне Человеческом – «это Мессия-царь». Святые отцы церкви и толкователи Писания все однозначно относили видение Сына Человеческого ко Христу Иисусу, тем более, что Он Сам многократно именовал Себя именно таким образом. Даниилово видение святые отцы чаще относили ко второму пришествию Христову, однако иногда находили в нем материал и для своих христологических богословских суждений. Явление во славе Сына Человеческого О явлении Сына Человеческого во славе говорил Сам Христос. Это будет явление на суд. Иисус говорит Нафанаилу: Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Ученикам Своим говорит Иисус: Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Своим последователям ученикам, оставившим всё в этом мире, Иисус говорит: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых ( Мф. 19:28 ). И, наконец, на суде перед Каиафой Иисус говорит: Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных ( Мф. 26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хранитесие, как закон для себя и для сынов ваших навеки»: 935 «Заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Аарона и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ними»: 936 См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 51, 679—680, 693. Вопрос о душе животных сложен: например, святой Иоанн Кронштадтский в одном месте говорит, что «душа, в смысле особого, самостоятельного существа... есть организм умственной жизни, такой жизни не дано животным, а потому и нет никакого основания полагать, чтобы у животных могла быть душа»; в другом же положительно утверждает, что «у всех животных есть душа, как цемент, связующий тот прах, из которого создано животное», и что «душа животных при разлучении с телом испаряется, как пар, ибо она не скреплена высшим, могущественным цементом духа, коего у животных нет» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот . Начало и конец нашего земного мира. С. 294, 375]. У Екклесиаста же сказано: «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»: 937 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 294. 938 Этот и следующий тропари в последовании среды первыя седмицы меняются местами. 939 В Последовании великого ангельского образа, при надевании великого парамана. 940 В Символе веры, член 12. 941 В Символе веры, член 11. 942 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 351; см. также с. 192. 943 См. комментарий к предыдущему тропарю. 944 Как пишет святитель Григорий Палама, «знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному»: «всё, что не от Бога, не имеет бытия», поэтому внешнюю мудрость, «отпавшую от надлежащей цели богопознания, справедливее назвать не мудростью, а падением мудрости или обессмысленной мудростью», — «она ищет истин века сего, не зная и не желая знать предвечного Бога» [ Григорий Палама, святитель .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Успен.-Сумский-Чернетчинский, I, 552. Успен.-Сученская, Волог. г., II, 942. Успен.-Сяндемская, Олон. г., II, 1215. Успен.-Тихвинский, Новгор. г., I, 485. Успен.-Тихонова, Калуж. г., II, 1221. Успен.-Тобольский, I, 585. Успен.-Трифонов-Вятский, II, 1223. Успен.-Трифонов-Чусовский, Перм. г., II, 1224. Успен.-Тульский, II, 1303. Успен.-Тюменский, II, 832. Успен.-Усманский, I, 536. Успен.-Уфимский, II, 1307. Успен.-Учемская-Кассианова, Яросл. г., II, 861. Успен.-Федосеева, Волог. г., II, 942. Успен.-Феофил., С.-Петер. г., II, 1335. Успен.-Флорищева, Влад. г., II, 1338. Успен.-Цыганешск., Бесс. г., II, 1351. Успен.-Чердынский, II, 1300. Успен.-Чонский, Могил. г., I, 573. Успен.-Шалацкая, Новг. г., II, 1358. Успен.-Шаровкин или Шаров, Калуж. г., I, 576. Устьвымская-Арх., Волог. г., II, 1330. Усть-Киренск.-Троиц., Иркут. г., I, 525. Усть-Кольский-Троиц., II, 1284. Усть-Медведицкий-Преображ.-Спасский, Донск., I, 395. Усть-Недумская, Волог. г., II, 1331. Усть-Нерлинский-Покров., Влад. г., II, 1072. Усть-Павлов.-Рязанский, II, 1285. Усть-Сарапульский, Вят. г., II, 1201. Усть-Узский, Пск. г., II, 779. Устьшехонск.-Троиц.-Крохин., II, 1332. на Устье Борисоглеб.-Ростов., II, 675. Устюженский-Ильин.-Воскрес., II, 828. Устюжская-Филипп.-Знамен.-Сученская, II, 1337. Устюжский-Архангель., II, 623. Устюжский-Иоанно-Предт. или Иванов., II, 840. Устюжский-Преображ.-Спасс., II, 1095. Уфимский-Успен., II, 1307. Уфимский-Христорожд., I, 561. Учемская-Кассианова-Успен., Яросл. г., II, 861. Училищный-Покров.-Москов., II, 1076. Училищный-Покров.-Харьков., I, 381. Училищный – Спасо-Авраамиев-Смоленский, II, 1154. Училищный-Спасский или Заиконоспасский-Московский, II, 802. на Ушне Борисоглебский – Муромский, II, 676. Ф Федосеева-Успен., Волог. г., II, 942. Феодоров. – Богород. – Городецкий- Радиловский, Нижег. г., I, 62. Феодоров.-Владимирский, II, 1333. Феодоров.-Казанский, I, 555. Феодоров.-Переяславский, II, 1334. Феофилова, С.-Петер. г., II, 1335. Ферапонтов.-Успен., Калуж. г., II, 1310. Ферапонтов, Костр. г., II, 1336.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Означенные выписи имеют для раскольников то же значение, какое имеют для православных метрические выписи о их рождении (опред. Прав. Сената 17 марта 1887 г. 2151). 937 . Метрические выписи о рождении выдаются или самому лицу, рождение которого записано в книге, или родителям его, опекунам или попечителям; посторонние, для: получения метрической выписи о чьём-либо рождении, должны: быть уполномочены законной от того лица доверенностью. 938 . Выписи из метрических книг выдаются и по требованиям присутственных мест и должностных лиц. 939 . Вторичная выпись из метрических книг о рождении выдаётся только в случае утраты или истребления, первой. 940 . Жалобы на неправильные действия должностных лиц, как по ведению метрических книг, так и по выдаче из них выписей, приносятся: на исправников и их помощников, на полицмейстеров или их помощников – губернскому правлению, на участковых приставов в городе С.-Петербурге и на полицмейстеров или их помощников в прочих градоначальствах – градоначальнику, на участковых приставов в городе Москве – Московскому обер-полицмейстеру, на Московского обер-полицмейстера – Московскому генерал-губернатору», а на губернские правления и градоначальников – первому департаменту Правительствующего Сената, с соблюдением при том общеустановленного для жалоб на полицейские места, порядка. II. О метрической записи браков раскольников. 941 . Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить о том письменно или словесно полицейское, или волостное управление постоянного своего места пребывания, с означением имени, прозвания и состояния обоих супругов. 942 . По такому уведомлению (ст. 941) полицейское или волостное управление составляет особое каждый раз объявление и выставляет оное в течение семи дней, на видном вместе, при дверях управления. 943 . Все имеющие сведения о препятствиях к записи объявленного брака в метрическую книгу обязаны дать знать о том полицейскому или волостному начальству на письме или на словах. 944 . По истечении семи дней с того дня, когда объявление было выставлено, полицейское или волостное управление выдаёт лицу, заявившему желание записать свой брак в метрическую книгу, свидетельство о том, что установленное выше статьёй 942 объявление было сделано, а равно о том, не было ли с чьей-либо стороны заявлено о каком-либо препятствии к означенной записи, и если такое заявление было сделано, то в чём именно оно состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010