ибн Джами (Джумей) († 29.05.966, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (с 964). Единственным источником сведений об И. является арабо-христ. хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). Во время Патриаршества И. обострились межконфессиональные отношения на Ближ. Востоке. В 1-й пол. X в. завершился распад Аббасидского халифата, Палестина вошла в состав владений Ихшидидов (935-969), тюркской династии, правившей в Египте. Политический кризис мусульм. мира усилил антихрист. настроения, неоднократные погромы церквей (в 923, 937, 940) имели место в Сиро-Египетском регионе, в т. ч. в Иерусалиме. Межконфессиональную напряженность усугубляли успешная экспансия Византии в Вост. Средиземноморье, потеря арабами в 60-х гг. X в. Крита, Кипра и Киликии и переселение в Сирию мусульм. беженцев с утраченных территорий. Известия о победах византийцев спровоцировали новые погромы христ. церквей в Фустате в 960 и 961 гг. В такой обстановке правитель Иерусалима Мухаммад ибн Исмаил ас-Синаджи обложил Иерусалимскую Церковь тяжелыми поборами. И. сначала выплачивал требуемые суммы, потом поехал в Египет к правителю гос-ва эмиру Кафуру и через чиновников-христиан просил его разобраться в ситуации. Кафур отдал соответствующее указание наместнику Сирии аль-Хасану ибн Абдалле, а тот - ас-Синаджи. Однако градоначальник продолжал притеснять христиан и незадолго до Пятидесятницы 966 г. потребовал чрезмерных денежных выплат. Патриарх, надеясь на заступничество высших лиц гос-ва, отказался платить и отправился с жалобой в Рамлу, где тогда находился наместник Сирии. Оттуда И. вернулся в Иерусалим вместе с военачальником Текином, к-рого наместник откомандировал для защиты христиан от посягательств администрации города. Ас-Синаджи воспринял происходящее как прямой вызов и покушение на свои властные полномочия. Он собрал «толпу родичей, приверженцев и всякого сброда» и потребовал, чтобы патриарх явился к нему. И., видимо не вполне осознавая серьезность ситуации, пошел на обострение конфликта: он отказался встретиться с ас-Синаджи, велел своим людям запереть ворота храма Гроба Господня и быть готовыми к нападению. Градоначальник арестовал Текина и снова призвал патриарха, обещая ему неприкосновенность. И. не ответил на это приглашение. Тогда 28 мая толпа, возможно возглавляемая гулямами ас-Синаджи, подожгла двери в храм Гроба Господня и ворвалась в него. Церковь была разграблена, из-за пожара обрушились купол ротонды Воскресения и крыша базилики (храм был восстановлен христианами в несколько этапов в посл. трети X - нач. XI в.). Тогда же подверглась разграблению и разрушению ц. Пресв. Богородицы на Сионе. В нападениях на церкви наряду с мусульманами участвовали евреи. Именно они на следующий день обнаружили патриарха, прятавшегося в цистерне для масла в кладовой храма Гроба Господня, убили его, а тело сожгли во дворе храма, привязав к одной из колонн.

http://pravenc.ru/text/469642.html

Имя следующего ишхнели встречается в источниках спустя век: в фресковой хроникальной надписи на южной стене северного придела храма говорится об ишхнели Василии (Басили). Грузинский церковный историк прав. Евфимий Такаишвили датировал надпись 954-955 гг. ( Такаишвили. 1952. С. 32). Первая часть надписи представляет собой синодик еп. Василия, 2-я - запись о назначении новых епископов. Надпись начинается словами: «В короникон 187 (917 г.- Авт.), месяца сентября 7-го, с помощью Христа и благодатью Святой Кафолической Церкви, по приказу Адарнесе, царя картвелов (Адарнасе III Куропалат; 881/889-923.- Авт.), был определен епископом (Ишханским.- Авт.) блаженный отец наш Басили, и он, послужив этому святому храму 19 лет благой деятельностью и с полной верой, предал душу свою Господу, месяца декабря 26-го, в день пятницы (936 г.- Авт.). Христос, упокой его душу, аминь» ( Такаишвили. 1952. С. 30). Это наиболее полные и точные сведения о груз. епископе, известные в груз. средневек. эпиграфике. Далее в тексте надписи сообщается о назначении ишхнели еп. Стефана (Стефане): сыновья Адарнасе II, царь картвелов Давид II Магистр (923-937), Ашот IV Куропалат (царь в 945-954), Баграт I Магистр (царь в 937-945) и Сумбат I Антипатрик (царь в 954-958) вместо почившего еп. Василия направили Стефана в Трапезунд, где его «в воскресный день 1 марта благословил Греческий патриарх, Богоугодный, досточтимый Василий». По мнению Такаишвили, это произошло через год после кончины еп. Василия - в 937 г. Продолжение текста утрачено, поэтому невозможно достоверно выяснить, почему епископ был послан в Трапезунд, а не в Мцхету к католикосу Картли. На основании концовки надписи «...поскольку в то время Картлийский [католикос]...» Такаишвили полагает, что «должно быть, в то время прежнего католикоса Картли уже не было в живых, а новый еще не был избран». К-польский патриарх с именем Василий в этот период неизвестен. По мнению ученого, составитель надписи по незнанию или для вящей славы назвал так Трапезундского архиерея. Связь с Трапезундом отдельных архиереев Юж. Грузии прослеживается и в более позднее средневековье. В документе отмечено, что для назначения нового епископа требовалось согласие всех 4 братьев Багратиони, правивших разными регионами Тао-Кларджети. Ученые трактуют это как прямое указание на то, что они сообща управляли страной ( Такаишвили. 1952. С. 30-32).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

При следующем игумене Трифоне (между 1435–1448 годами) самые крупные вклады были получены от князя Верейского Михаила Андреевича (сына князя Андрея Дмитриевича), от которого(?) поступила слободка Рукинская с лесами и с пожнями 917 , «земля Феофилатовская, да Костина деревня Бирилова Аристовская», находившаяся на Белоозере, у Федосьина городка 918 . пустошь Шуклинская 919 , пожни Рукинские 920 , «по Выксе по реце лесы по болото от Иванчевского» (или Ивачевского) 921 и «поженка Сосновка на реке Шексне» 922 . Брат Михаила Андреевича Можайский князь Иван Андреевич (в 1435–6943 году) придал к Островскому езу, принадлежавшему монастырю, «оба берега по конец езу лес» 923 . Роман Иванович (боярин, село которого по словам Пахомия Логофета отказался принять преп. Кирилл?) «дал слободку Васильевскую и с лесы и с пожнями» (у Порозобицы 924 ). Старец «Геронтий Линяк» по своей духовной отказал пожню Церковскую (по другим спискам: «Церковную») подле озера «к реце к Мондоме, да другую пожню за рекою Мондомою на Кустовской стороне, да две пожни верх Мондомы, одна пожня на сей стороне реки, а другая за рекою пожня» 925 . Чернец Арсений Никитин сын Андреева (Кормилицына?), «поговоря с своею братьею с Оленком да с Гридкою дал деревню в Кистме» (или «Кистеме») «с лесы и с пожнями» 926 . Иван Лопатин пожертвовал в Карголоме бережную землю 927 . Захарьины дети (вероятно, также при игумене Трифоне) дали деревню «Пружининскую да Кореневскую пустошь». 928 Понарья Бибишкина, Александрова жена, по духовной своего мужа, дала деревню «Горънюю» (или «Нагорную») в Карголоме «по своем муже по Александре куды их топор и соха и коса ходила со всеми угодьи» 929 . Дьяк великого князя Иван Поповка дал в Дмитрове в Чепринском селе (возле Куралгина) 11 деревень, которые он (было) дал зятю своему Данилу Башмаку 930 . Кассиан Бирилев дал деревню Аристовскую «со всем что к ней потягло, куды топор и соха и коса ходила» 931 (вероятно, у Федосьина Городка). Куплены были следующие земли: пожня на «Мъчюроме» (или «на Нямчюроме», «на Мчюроме» и т. п.) на Шексне, у Манака Митяева, за полтину 932 , пожни «Уломскые, что тянули к Вазереницам» (по другим спискам, «к Заозерницам») за 4 рубля новгородских «у игумена у Мартемьяна» 933 , наволок Неволин подле Волочка, у Тери у Каплина, «за 3 рубли» 934 ; Кореневская пустошь (у речки Меленки) и «пожня к той деревне (sic) «в княж наволоце (или «на Волоце») на усть Мелевские речки» – у Манака Окулова за 2 рубля новгородских 935 ; пожня «на усть Марьевы» – у Окула Языкова (или Зыкова) за рубль 936 ; пожня (по реке Шексне) – у Панкрата у Кабачина сына, за полтину 937 ; наволок «против св. Николы за Шохсною» «межи Никольского лугу и Игуменово монастырского» – у Дмитрея Васильевича, за 6 рублей 938 . Всех земельных приобретений при игумене Трифоне было сделано по 22-м крепостям. Были приобретены: 2 слободки, 16 деревень, 9 пожень, 2 наволока и 2 землицы. На покупку истрачено 17 рублей новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Борьба с торговлей людьми стала одной из основных сфер деятельности М. После избрания на патриарший престол Зап. Грузии он объездил почти все епархии и приходы не только в Имерети, но и в Гурии и Мегрелии. Сохранились грамоты и указы М., касающиеся наказания и отлучения от Церкви за работорговлю. Так, в 1776 г. М. проклял и отлучил от Церкви кн. К. Чичуа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 909-910, 922; Пурцеладзе. 1881. С. 151), в 1777 г.- кн. М. Лордкипанидзе (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 60) и др. В окружном послании от 1777 г. М. предписывал запрещать в служении священников, предающихся обжорству или пьянству либо не способных «совершать обедню и крещение в совершенстве»; держать церкви в чистоте; отлучать от Церкви и лишать погребения гадальщиков и тех, кто пользуются их услугами, и т. д. (Окружное послание//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 46-47). Известно также его послание пастве Гурии 13//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 62). Кроме того, М. добился от местных князей (мтаваров) возврата присвоенных ими в период ослабления централизованной власти церковных поместий (пастбищ, виноградников, лесов, пахотных земель) и крепостных. В 1776 г., сразу же после избрания на патриарший престол, М. получил от царя Соломона I грамоту «Книга слова» (Пиробис цигни), в которой царь обещал положить конец раздаче церковных имений царским князьям и чиновникам и восстановить на возвращенных Церкви землях «законную», т. е. церковную, власть (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 50-51). Трудами М. были возобновлены мн. храмы, восстановлены Джуматская и в 1777 г.- Хиноцминдская епархии. Однако ввиду того, что Хиноцминда находилась в это время во власти осман, М. временно перенес епархиальную кафедру в церковь в с. Гамочинебули (Там же. С. 62). М. много жертвовал Церкви: даровал крестьян Баграта храму в Кутаиси с установлением с них ежегодной ренты (ПГП. 1970. Т. 3. С. 937-938), крестьян храму вмч. Георгия мон-ря Гелати с присвоением храму полного иммунитета и т. д. (Там же. С. 923). По просьбе М. князь Гурии Георгий V Гуриели (1755-1758; 1765-1771; 1776-1788) передал в дар «Бичвинтской Богородице», т. е. патриаршему кафедральному собору в Бичвинте (ныне Пицунда) земли в с. Акети с крепостными (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 69).

http://pravenc.ru/text/2561632.html

На Лотарингию претендовал и западнофранк. кор. Людовик IV, однако после того как в 940 г. войска О. вторглись во Францию и Бургундию, государям пришлось примириться друг с другом. Позднее герм. король выступил арбитром в конфликте Людовика IV с Гуго Великим, маркизом Нейстрии (922-956) и герцогом франков (936-956). С обоими участниками конфликта О. был связан родственными отношениями: его сестра Герберга, овдовев, вышла замуж за кор. Людовика IV, а др. сестра, Гедвига, была супругой герц. Гуго Великого. В 946 г., когда возобновилось вооруженное противостояние кор. Людовика IV и герц. Гуго Великого, О. вместе с королем Бургундии Конрадом I Тихим (937-993) поддержал Людовика IV. Их войска разгромили армию герц. Гуго Великого. К нач. 50-х гг. X в. О. упрочил свою власть в Восточнофранкском королевстве; во главе всех герцогств, входивших в него, стояли представители Саксонской династии. В 947 г. О. примирился с мятежным братом Генрихом и поставил его герцогом Баварии. Генрих проявил себя хорошим правителем, в 949-950 гг. он успешно противостоял набегам венгров. В 949 г. умер герцог Швабии Герман, и Швабское герцогство получил сын О.- Людольф, женатый на единственной дочери герц. Германа. Восстановление политической стабильности в германских владениях и успех в противостоянии правителям Западнофранкского королевства способствовали появлению у О. новых политических амбиций, связанных с господством над итальянскими землями и обретением имп. титула. В начале правления германский король предпочитал не вмешиваться в итальянскую политику. Когда в 941 г. маркграф Беренгар Иврейский (923/4-964, король Италии с 950) из-за конфликта с Гуго (Уго) Арльским, королем Италии (926-945), бежал в Восточнофранкское королевство и обратился за помощью к О., тот не оказал маркграфу военной поддержки. В 945 г. Беренгар вернулся в Сев. Италию, одержал верх в конфликте и стал фактическим правителем Италии при юном сыне Гуго, кор. Лотаре II (945-950), а после его смерти (подозревали, что Лотарь II был отравлен) - королем (как Беренгар II) совместно со своим сыном Адальбертом.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Из др. источников известно, что М. подтвердил грамоту своего предшественника Стефана VIII (IX) в пользу аббатства св. Маврикия в Магдебурге, основанного имп. Оттоном I . Также понтифик утвердил имущественные права и привилегии жен. мон-ря Шильдеше (ныне в черте г. Билефельд, Вестфалия), основанного в 939 г. и находившегося под покровительством Оттона I. В послании папы Агапита II Вильгельму, архиеп. Майнцскому ( Jaff é . RPR. N 2815), упоминается, что М. назначил его предшественника архиеп. Фридриха (937-954) папским викарием и представителем (missus) в Галлии и Германии и предоставил ему право созывать Соборы и налагать церковные прещения. Фактически речь шла о подтверждении привилегии, полученной Фридрихом от папы Льва VII (936-939), согласно к-рой архиепископы Майнца унаследовали свои исключительные полномочия от св. Бонифация , «апостола Германии». М. распространил юрисдикцию архиеп. Фридриха на Галлию, под которой, вероятно, следует понимать Лотарингию, находившуюся под контролем короля Германии. В Житии св. Ульриха (Удальриха), еп. Аугсбургского (923-973) (BHL, N 8359-8360), упоминается о паломничестве святого в Рим и о его встрече с М. Когда в Риме стало известно о кончине еп. Адальберона (887-909), родственника Ульриха, понтифик предложил святому занять Аугсбургскую кафедру, но тот отказался. Тогда М. предсказал, что Ульрих станет епископом, когда Аугсбургское еп-ство будет «лежать в руинах». По мнению автора Жития, пресв. Герхарда, предсказание папы сбылось, когда территория диоцеза была разорена венграми. В житийном повествовании содержится ряд анахронизмов. Ульрих трижды посещал Рим; его встреча с М., состоявшаяся якобы во время его 1-го путешествия, соотнесена с кончиной еп. Адальберона, но в то время М. еще не занимал Папский престол. Т. о., сведения о предсказании понтифика следует признать легендарными, хотя Ульрих мог встречаться с М. По свидетельству Герхарда, в 965 г. Ульрих вновь отправился в Рим, где его с честью принял принцепс Альберик. Но Альберик скончался в 954 г., поэтому 2-е путешествие Ульриха могло состояться ранее, возможно в понтификат М.

http://pravenc.ru/text/2562054.html

При 3-м настоятеле, Георгии, в О. подвизались возобновитель груз. монашества прп. Григорий Хандзтийский (Ханцтели) и его ученики (ок. 780). О. в Тао-Кларджети того времени был единственным «обстроенным монастырем» с малой ц. св. Иоанна Предтечи. Монахи О. принимали деятельное участие в основании обителей Кларджетской пуст. Хандзта , Берта, Мидзнадзори , Цкаростави и др., к-рые считались «крыльями» () О. В VIII-IX вв. О., как и другие монастыри Кларджетской пуст., подчинялся архимандриту 12 кларджетских монастырей прп. Григорию Хандзтийскому, к-рый выделял О. как основанный раньше других. Из диалога о еретиках между прп. Григорием и прп. Макарием Опизели , помещенного в Житии прп. Григория, известно, что монахи О. занимались прозелитизмом «неверных». Возможно, речь идет об армянах-монофизитах, переселявшихся в юж. провинции Грузии из-за притеснений со стороны арабов ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 81, 87, 91, 115, 136, 144-146; Он же. 1963. С. 253, 257, 282, 303, 312-313). План кафоликона мон-ря Опиза План кафоликона мон-ря Опиза Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и О., считались царскими и пользовались особым покровительством правящего дома Багратиони (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Груз. док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33). На известном 3-фигурном рельефе с юж. фасада кафоликона О. (в XIX в. перевезен в Тифлис, ныне в Национальном музее Грузии) изображены Христос на троне, Ашот (справа) и Давид (слева). Большинство исследователей (прав. Евфимий Такаишвили , Н. Аладашвили, В. Беридзе, Д. Хоштария) идентифицируют их со св. Ашотом I Великим (809-826/9), основоположником груз. царской династии Багратиони, и царем-пророком Давидом, от к-рого, согласно легенде, происходили груз. Багратиони ( Такаишвили. 1905. С. 56-59; Хоштария. 2005. С. 89). По мнению Н. Шошиашвили и В. Джобадзе, на рельефе изображены Ашот IV Куропалат († 954) и его брат царь картвелов Давид II (923-937) (КГН. 1980. Т. 1. С. 285-287; Джобадзе. 2007. С. 28-30). Сыновья Ашота I цари Баграт I Куропалат (826-876), Адарнасе I († 867/9) и Гуарам Мампали ( 882; похоронен в О.) вносили щедрые пожертвования в О., особенно Гуарам, восстановивший кафоликон О. и обеспечивший мон-рь обширными землями. Однако из-за того, что дарительная грамота Гуарама не была подтверждена последующими царями и архиереями, владения О. оспаривались, и между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV решал спор о границах между О. и мон-рем Мидзнадзори. Этот документ позволяет определить территории, принадлежавшие О. в то время ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 108; Он же. 1963. С. 275; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 260; То же//Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 142; ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Груз. док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Georgius Xiphilinus, 887–90. Joannes Camaterus, 889–94. Judicum civilium decretum, 893–96. Philotheus, 895–900. Incertorum Patriarcharum, 899–910. Series episcoporum Byzantiæ, 909–24. Officia majoris ecclesia, 923–26. III. Aliorum episcoporum el sanctorum patrum: Adrianus, papa, 925–30. Basilius Achridenus, 929–35, 1119–20. Nicetas Heracleensis, 935–8. Demetrius Chomatenus, 937–60, 1125–30. Joannes Citri, 959–86. Elias Cretensis, 985–98. Nicephorus Chartophylax, in tomo 100. Nicephorus Thessalonicae, 997–1010. Joannes Zonaras, 1011–32. Theodorus Balsamon, 1031–94, 1161–1224. Petrus Chartularius, 1093–8. Demetrius Syncellus, 1097–1120. Nicetas Mitylenæeus, 1121–24. Theodorus Critopulus, 1129–32. Mandata varia, 1131–60. Matthæus, monachus, 1225–98. Michael Chumnus, 1297–1300. CXX (1864 et 1880). Anonymus, vita S. Nili Junioris, 9–166. Theodorus Iconiensis, 165–72. Leo presbyter, 173–78. Joannes, presbyter, 177–80. Leo Grammaticus, 179–80. Epiphanius, monachus, 179–286. Symeon junior, theologus, 287–710. Scholasticus anonymus, 709–12. Nicetas Nicænus, 713–720; Michael Cerularius, 719–820. Samonas Gazæus, 819–32. Leo Achridanus, 833–44. Nicetas Pectoratus, 843–1040. Humbertus, cardinalis, 1021–38. Joannes Mauropus Euchaita, 1039–1200, 1297–8. Joannes Xiphilinus, 1201–92. Joannes С P. diaconus, 1291–96. CXXI-II (1864 et 1894, CXXI). Georgius Cedrenus (adds, 132, 1357–1362). CXXII (1864 et 1889). Joannes Scylitza, 367–476. Michael Psellus, 477–1186. Anonymus de antiquitatibus CP, 1187–1358. CXXIII-VI (1864 et 1883: CXXII, 1881: CXXIV, 1902: CXXVI. Theophylactus. CXXVII . Nicephorus Bryennius, 9–216. Constantinus Manasses, 215–472. Nicolaus CP. Grammaticus, 471–74. Lucas Cryptoferratensis, 473–28. Anonymus in S. Bartholomaeum, 499–512. Nicon Raithensis, 511–16, 525–32. Anastasius, 517–32. Nicetas Serronius, 531–44, 1177–1480. Jacobus, monachus, 543–700. Philippus Solitarius, 701–902. Job, monachus, 903–8. Petrus Chrysolanus, 909–20. Alexis I Comnenus, 921–84, Irene Augusta, 985–1128.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Этот тип изображения на саркофагах проходит во многих других памятниках древней скульптуры. Таков он на золотой таблетке (V-VI вв.) оттоманского музея в Константинополе, и на эчмиадзинском переплете та же композиция, те же костюмы волхвов. На дверях церкви Сабины в Риме Богоматерь сидит на возвышении, вроде солеи, с шестью ступеньками, с Младенцем на руках. Перед Ним волхвы в туниках и фригийских шапках 923 . Автор специального рассуждения об этом памятнике называет его иконографическим дополнением саркофагов 924 , тесно связанным с ними характером стиля и композиций. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре; в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон 925 , бляшка ватиканской библиотеки 926 (Иисус Христос и Богоматерь – без нимбов; Младенец – обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста 927 ), ларец флорентинский 928 (в левой руке Иисуса Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867 г. 929 , ларец из собрания Солтыкова 930 , оклад миланского Евангелия (см. рис. 28), бронзовые медали – ватиканская 931 (над главой Иисуса Христа четырехконечный крест) и Пасквалини 932 , плита латеранского музея 933 , ларец венецианский XI в. (из Константинополя) 934 . В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли 935 , на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел – путеводитель волхвов, за Богоматерью – женщина-служанка 936 , в скульптуре венецианского собора Св. Марка 937 ; на фляжках для иерусалимского елея в Монце (+ υλογα Κυρου τν γων Χριστο τπων) 938 : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем – Еммануилом ( μμανυηλ μεθ’ μν); по левую сторону – волхвы с ангелом, по правую – пастыри с ангелом; вверху над Богоматерью – лучезарная звезда, внизу – стадо. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Марии Великой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Надпись имела декоративную функцию и являлась элементом убранства храма. Ее текст состоит из 2 частей: 1-я - адоративная и восславляет царя Георгия I; во 2-й, обширной части сообщается, что архиеп. Антоний (I) возобновил юж. портал храма (не сохр.) при жизни царя Георгия I. Надпись содержит ценные исторические сведения, в ней упомянут отец Георгия I царь Баграт III (полный текст, палеографическую копию, фотоснимок см.: Такаишвили. 1952. С. 27. Табл. 9, 10; Закарая. 1990. С. 26, 31. Табл. 31, 32; Djobadze. 1992. Р. 211-213). Надпись 1032 г. была высечена на юж. стене храма. Она начинается в одну строку на левой пяте навершия 2-го юж. окна, обрамляет окно и, распадаясь на 10 строк, заканчивается на правой части стены. В тексте указано, что архиеп. Антоний (I) «для возвеличивания Баграта куропалата» (царь Баграт IV) и «рукою» зодчего Иване Морчаис-дзе «обновил и завершил святой храм Божий» ( Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На юж. стене под карнизом сохранились фрагменты надписи, где упоминается о пожертвовании некоего Георгия за царя Баграта IV «в отпущение грехов наших». Надпись была снята С. Саргисяном (не изд.). Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Наиболее ранняя надпись в И.- фресковая строительная, исполненная на юж. стене сев. придела асомтаврули в 27 строк (8 последних утрачены). Такаишвили датировал ее 954-955 гг. Надпись была скопирована в 1917 г. худож. М. Чиаурели. В ней сказано, что 7 сент. 917 г. (187 г. короникона) по приказу царя картвелов Адарнасе III Куропалата некий Василий (Басили) был хиротонисан во епископа Ишханского и, «прослужив этому святому храму 19 лет», скончался 26 дек. 936 г. Новый кандидат в ишхнели - Стефан (Стефане) - по приказу груз. царей Давида II Магистра (923-937), Ашота IV Куропалата (царь в 945-954), Баграта I Магистра (царь в 937-945) и Сумбата I Антипатрика (царь в 954-958) был отправлен в Трапезунд, где 1 марта 937 г. хиротонисан (Там же. С. 30-32). Церковь Пресв.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010