915. греч. «верою». 916. В.К. 33, 9. 917. прим. 147. 918. Р.Х. 107, 192. 919. прим. 508. 920. прим. 562. 921. Светилен в неделю жен-мироносиц. 922. νευφημω – ВВ. 61, 325. 923. Р.Х. 55, 11; др.-слав. «собор». 924. προκαταγγλλω – предвозвещать, слово только в Н.З. 925. Три священнейших предмета в ковчеге завета; главной святыне святого святых. 926. λατμητος (α – отрицание, λακς – лоскут, τμνω резать) у Климента Алекс. – необделанный в каменоломне. 927. Дан. 2, 34. Пророчество подле прообразов и изображающее новую сторону: бессеменное рождение подле высоких нравственных качеств. 928. Р.Б. 125. 929. λαμπαδηφρος – у класс. (Эсхила) – факелоносец. 930. прим. 171. 931. δοποιω – делать, строить, прокладывать дорогу. 932. прим. 170. 933. греч.: «в Духе». 934. πρχω – Р.Б. 102, 431. 935. νηπιθεν – от младенчества; неупотребит. форма; др. слав. «измлада». 936. μβιβξω – вводить, ос. на корабль, перен. – в понимание. 937. прим. 856. 938. прим. 826. 939. прим. 392. 940. Р.Б. 80, 276. 941. прим. 147. 942. греч " дом " . 943. прим. 346. 944. ποπληρω – на(ис)полнять, удовлетворять. 945. Р.Б. 85, 305. 946. Р.Б. 54, 126. 947. τρεφω – кормить, воспитывать. 948. Р.Б. 101, 440. 949. прим. 79. 950. др-сл. ; греч. дат. п. φ " от ς – который, сочтен за междометие. 951. προμνηστεω – вербовать, нанимать для кого, сватать. 952. прим. 850. 953. ξανογω – настежь открывать; поздн. сл. 954. πλη – ворота, большие двери (соб. створчатые; обыкн. и вообще дверь – θυρα). 955. Р.Б. 100, 415. 956. прим. 697. 957. Р.Б. 82, 290. 958. прим. 82. 959. прим. 101. 960. прим. 850. 961. Р.Б. 49, 68; др.-слав. «жилище». 962. Р.Б. 49, 67. 963. Ρ.Б. 56. 146. 964. прим. 277. 965. Вв. 60, 320. 966. прим. 309. 967. прим. 108. 968. прим. 730. 969. В лучших греч. рукописях здесь слово «завет», а не «скиния», как в принятом ныне греч. тексте, основывающемся в данном случае на позднейших (так наз. минускульных) кодексах. 970. Прош. вр., п. ч. по мысли апостола Ветхий Завет принадлежит прошлому, хотя бы установления его еще и соблюдались кем-либо.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

919 У Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. и именно на основании записи Соломониды Бартеневой (Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. Прим. 141). Но Бартенева говорит только, что отдает игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж ее купил у Сторожевского игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. прп. Иосиф Волоколамский признает «Каллиста, бывшаго Сторожевскаго игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом Сторожевским в 1495–1512 гг. 923 В настольной грамоте 1592 г. игумену Герману читаем: «преподобный отец Савва Сторожевский» (Акты юридические. 383). В грамоте апреля 28 1595 г.: «пре- подобнаго игумена Саввы Сторожевскаго монастыря строитель Нафанаил» (Акты исторические. Т. 1. 248). Келарь Симон в своем описании новых чудес прп. Сергия передает несколько случаев, в которых прп. Савва является действующим чудесно то один, то вместе с прп. Сергием (Симон (Азарьин). Сказания о чудесах или Книга о чудесах прп. Сергия). 926 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря//ЧОИДР, 1847. Кн. 7. Отд. 4. Письмо царя Иоанна Васильевича к Гурию архиеп. Казанскому см. в: Продолжение Древней российской вивлиофики. 1789. Ч. V. 930 Ркп. писание Гермогена о житии свв. Гурия и Варсонофия. Ркп. святцы: «прпп. отцы Иова и Нектарий, боляре, ученицы св. Гурия архиепископа, с ним же и мощи их обретены в лето 7104 (1595) месяца октября 4 день». 937 Пахомиево житие свт. Алексия с прибавлениями времени митр. Макария. Книга степенная. Ч. 1. Пролог 20 мая: «сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше». Снегирев И.М. Памятники московской древности; Русская старина в памятниках. Т. 3. 939 Обыск и донесение до нас не дошли, но дошла грамота митрополита к Геннадию от 15 февраля 1488 г. (Акты исторические. Т. 1. 286), где читаем: «писал еси к нам свои грамоты, к господину, сыну моему, к вел. князю, да и ко мне, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поруганья от священников и от диаконов и от дьяков и от простых людей, да и списки еси на тех еретиков прислал к нам, почему еси обыскивал, как они хулили Сына Божия и Пречистую Его Богоматерь и ругались св. иконам; а величают жидовскую веру, а нашу Православную Христианскую веру хулят». О том же в писании к Зосиме (Древняя российская вивлиофика. Ч. XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Борьба с торговлей людьми стала одной из основных сфер деятельности М. После избрания на патриарший престол Зап. Грузии он объездил почти все епархии и приходы не только в Имерети, но и в Гурии и Мегрелии. Сохранились грамоты и указы М., касающиеся наказания и отлучения от Церкви за работорговлю. Так, в 1776 г. М. проклял и отлучил от Церкви кн. К. Чичуа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 909-910, 922; Пурцеладзе. 1881. С. 151), в 1777 г.- кн. М. Лордкипанидзе (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 60) и др. В окружном послании от 1777 г. М. предписывал запрещать в служении священников, предающихся обжорству или пьянству либо не способных «совершать обедню и крещение в совершенстве»; держать церкви в чистоте; отлучать от Церкви и лишать погребения гадальщиков и тех, кто пользуются их услугами, и т. д. (Окружное послание//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 46-47). Известно также его послание пастве Гурии 13//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 62). Кроме того, М. добился от местных князей (мтаваров) возврата присвоенных ими в период ослабления централизованной власти церковных поместий (пастбищ, виноградников, лесов, пахотных земель) и крепостных. В 1776 г., сразу же после избрания на патриарший престол, М. получил от царя Соломона I грамоту «Книга слова» (Пиробис цигни), в которой царь обещал положить конец раздаче церковных имений царским князьям и чиновникам и восстановить на возвращенных Церкви землях «законную», т. е. церковную, власть (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 50-51). Трудами М. были возобновлены мн. храмы, восстановлены Джуматская и в 1777 г.- Хиноцминдская епархии. Однако ввиду того, что Хиноцминда находилась в это время во власти осман, М. временно перенес епархиальную кафедру в церковь в с. Гамочинебули (Там же. С. 62). М. много жертвовал Церкви: даровал крестьян Баграта храму в Кутаиси с установлением с них ежегодной ренты (ПГП. 1970. Т. 3. С. 937-938), крестьян храму вмч. Георгия мон-ря Гелати с присвоением храму полного иммунитета и т. д. (Там же. С. 923). По просьбе М. князь Гурии Георгий V Гуриели (1755-1758; 1765-1771; 1776-1788) передал в дар «Бичвинтской Богородице», т. е. патриаршему кафедральному собору в Бичвинте (ныне Пицунда) земли в с. Акети с крепостными (Церковные док-ты. 1921. Т. 2. С. 69).

http://pravenc.ru/text/2561632.html

При следующем игумене Трифоне (между 1435–1448 годами) самые крупные вклады были получены от князя Верейского Михаила Андреевича (сына князя Андрея Дмитриевича), от которого(?) поступила слободка Рукинская с лесами и с пожнями 917 , «земля Феофилатовская, да Костина деревня Бирилова Аристовская», находившаяся на Белоозере, у Федосьина городка 918 . пустошь Шуклинская 919 , пожни Рукинские 920 , «по Выксе по реце лесы по болото от Иванчевского» (или Ивачевского) 921 и «поженка Сосновка на реке Шексне» 922 . Брат Михаила Андреевича Можайский князь Иван Андреевич (в 1435–6943 году) придал к Островскому езу, принадлежавшему монастырю, «оба берега по конец езу лес» 923 . Роман Иванович (боярин, село которого по словам Пахомия Логофета отказался принять преп. Кирилл?) «дал слободку Васильевскую и с лесы и с пожнями» (у Порозобицы 924 ). Старец «Геронтий Линяк» по своей духовной отказал пожню Церковскую (по другим спискам: «Церковную») подле озера «к реце к Мондоме, да другую пожню за рекою Мондомою на Кустовской стороне, да две пожни верх Мондомы, одна пожня на сей стороне реки, а другая за рекою пожня» 925 . Чернец Арсений Никитин сын Андреева (Кормилицына?), «поговоря с своею братьею с Оленком да с Гридкою дал деревню в Кистме» (или «Кистеме») «с лесы и с пожнями» 926 . Иван Лопатин пожертвовал в Карголоме бережную землю 927 . Захарьины дети (вероятно, также при игумене Трифоне) дали деревню «Пружининскую да Кореневскую пустошь». 928 Понарья Бибишкина, Александрова жена, по духовной своего мужа, дала деревню «Горънюю» (или «Нагорную») в Карголоме «по своем муже по Александре куды их топор и соха и коса ходила со всеми угодьи» 929 . Дьяк великого князя Иван Поповка дал в Дмитрове в Чепринском селе (возле Куралгина) 11 деревень, которые он (было) дал зятю своему Данилу Башмаку 930 . Кассиан Бирилев дал деревню Аристовскую «со всем что к ней потягло, куды топор и соха и коса ходила» 931 (вероятно, у Федосьина Городка). Куплены были следующие земли: пожня на «Мъчюроме» (или «на Нямчюроме», «на Мчюроме» и т. п.) на Шексне, у Манака Митяева, за полтину 932 , пожни «Уломскые, что тянули к Вазереницам» (по другим спискам, «к Заозерницам») за 4 рубля новгородских «у игумена у Мартемьяна» 933 , наволок Неволин подле Волочка, у Тери у Каплина, «за 3 рубли» 934 ; Кореневская пустошь (у речки Меленки) и «пожня к той деревне (sic) «в княж наволоце (или «на Волоце») на усть Мелевские речки» – у Манака Окулова за 2 рубля новгородских 935 ; пожня «на усть Марьевы» – у Окула Языкова (или Зыкова) за рубль 936 ; пожня (по реке Шексне) – у Панкрата у Кабачина сына, за полтину 937 ; наволок «против св. Николы за Шохсною» «межи Никольского лугу и Игуменово монастырского» – у Дмитрея Васильевича, за 6 рублей 938 . Всех земельных приобретений при игумене Трифоне было сделано по 22-м крепостям. Были приобретены: 2 слободки, 16 деревень, 9 пожень, 2 наволока и 2 землицы. На покупку истрачено 17 рублей новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Georgius Xiphilinus, 887–90. Joannes Camaterus, 889–94. Judicum civilium decretum, 893–96. Philotheus, 895–900. Incertorum Patriarcharum, 899–910. Series episcoporum Byzantiæ, 909–24. Officia majoris ecclesia, 923–26. III. Aliorum episcoporum el sanctorum patrum: Adrianus, papa, 925–30. Basilius Achridenus, 929–35, 1119–20. Nicetas Heracleensis, 935–8. Demetrius Chomatenus, 937–60, 1125–30. Joannes Citri, 959–86. Elias Cretensis, 985–98. Nicephorus Chartophylax, in tomo 100. Nicephorus Thessalonicae, 997–1010. Joannes Zonaras, 1011–32. Theodorus Balsamon, 1031–94, 1161–1224. Petrus Chartularius, 1093–8. Demetrius Syncellus, 1097–1120. Nicetas Mitylenæeus, 1121–24. Theodorus Critopulus, 1129–32. Mandata varia, 1131–60. Matthæus, monachus, 1225–98. Michael Chumnus, 1297–1300. CXX (1864 et 1880). Anonymus, vita S. Nili Junioris, 9–166. Theodorus Iconiensis, 165–72. Leo presbyter, 173–78. Joannes, presbyter, 177–80. Leo Grammaticus, 179–80. Epiphanius, monachus, 179–286. Symeon junior, theologus, 287–710. Scholasticus anonymus, 709–12. Nicetas Nicænus, 713–720; Michael Cerularius, 719–820. Samonas Gazæus, 819–32. Leo Achridanus, 833–44. Nicetas Pectoratus, 843–1040. Humbertus, cardinalis, 1021–38. Joannes Mauropus Euchaita, 1039–1200, 1297–8. Joannes Xiphilinus, 1201–92. Joannes С P. diaconus, 1291–96. CXXI-II (1864 et 1894, CXXI). Georgius Cedrenus (adds, 132, 1357–1362). CXXII (1864 et 1889). Joannes Scylitza, 367–476. Michael Psellus, 477–1186. Anonymus de antiquitatibus CP, 1187–1358. CXXIII-VI (1864 et 1883: CXXII, 1881: CXXIV, 1902: CXXVI. Theophylactus. CXXVII . Nicephorus Bryennius, 9–216. Constantinus Manasses, 215–472. Nicolaus CP. Grammaticus, 471–74. Lucas Cryptoferratensis, 473–28. Anonymus in S. Bartholomaeum, 499–512. Nicon Raithensis, 511–16, 525–32. Anastasius, 517–32. Nicetas Serronius, 531–44, 1177–1480. Jacobus, monachus, 543–700. Philippus Solitarius, 701–902. Job, monachus, 903–8. Petrus Chrysolanus, 909–20. Alexis I Comnenus, 921–84, Irene Augusta, 985–1128.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

923 Замечательно это обстоятельство особенно потому, что от него, как увидим, Никон страдал во всё остальное время жизни постоянными головными болями. 926 Монастырь Ферапонтов упразднён в 1798 году, 27 апреля, и обращён в приходскую церковь . Но в числе зданий, оставшихся от этого монастыря, до ныне существуют каменные палаты, в которых жил Никон; в них стены расписаны изображениями пустынных жителей. См. посл. часть ист. росс. иерарх. Вероятно эти изображения сделаны уже впоследствии самим Никоном, когда возвратилась к нему милость царя. 928 Эти знаки благочестивого его смирения доныне хранятся над гробом святителя в Воскресенском монастыре. 930 Шушерин сохранил имена некоторых из них. Это были иеромонахи: Памва и Варлаам, впоследствии духовник Никона; клирики: Палладий, Маркелл и Мардарий; простые монахи: Виссарион и Флавиан и «ины мнози». 931 По свидетельству Шушерина, бояре многих из иноков Воскресенского монастыря подвергли суду, и затем заключению под стражу, и заточению в дальних монастырях. Многие из таких узников и жизнь свою окончили в темницах. Но и теперь в Ферапонтове монастыре весьма внимательно смотрели за приходившими к Никону, и многих, по подозрению, отсылали к суду. 933 Все эти надписи на кресте и сосудах, впоследствии времени, при царе Фёдоре Алексеевиче и патриархе Иоакиме, были сглажены. Вырезывать своё имя на келейных сосудах было и прежде в обычае у Никона. См. пам. моск. древн. стр. 201. 936 Так прощался с государем и антиохийский патриарх Макарий, при отправлении из Москвы в 1668 году. См. дворц. разр. т. III стр. 769–774. 937 Подпись: «Смиренный Никон, милостию Божию патриарх, засвидетельствуя страхом Божиим и подписал своею рукою». Наумов сделал приписку: «И я, Стефан Наумов, по приказу великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, его государя милость сказывал, и о смирении, и о благословении с упрошением молил и просил и к сему списку руку приложил». 939 Поминал он также и царевича Алексея Алексеевича, которого именем управлял некогда государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

920 Prestige G. L. 1969. P. 219–220. После Тертуллиана формула unius substantiae (букв. «единой сущности») использовалась многими латинскими богословами IV-V вв. как аналог греческого термина μοοσιος («единосущный»), хотя впоследствии она была вытеснена термином consubstantialis («единосущный»), который встречается в этом значении уже у Тертуллиана (Adv. Herm. 44), правда, не в отношении Лиц Троицы. (В тринитарное богословие его впервые ввел в середине IV века Марий Викторин, о чем речь пойдет ниже). Греческий термин μοοσιος в тринитарную теологию впервые был введен Оригеном (см. Origen. In Ep. ad Hebr.//PG 14, 1308D). См. также Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 327. 923 Spanneut. 1957. P. 300; Cantalamessa. 1962. P. 16; Kelly. 1968. P. 115; Braun. 1977. P. 148–150; 189; Морескини. 2011. С. 237. 924 См. Seneca. Ep. 102.6; Pomponius. Dig. 41.3.30; см. также Cantalamessa. 1962. P. 26–27; Braun. 1977. P. 149. 928 Apol. 21: nec separatur substantia, sed extenditur... a matrice non recessit sed excessit. Ср. Adv. Prax. 11; 12. 933 Adv. Prax. 26. Moingt. 1966–1969. T. 2. P. 356–367; Морескини. 2011. С. 238. Греческий эквивалент res substantiva – это πρ γμα φεστ ς («самобытная вещь»). Об этом термине см. Braun. 1977. P. 193; 195–196. 935 См. Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 323–325; Moingt. 1966–1969. T. 2. P. 313–316; 348–353; Морескини. 2011. С. 238. 937 De anima 32: Aliud est autem substantia, aliud natura substantiae. Siquidem substantia propria est rei cujusque, natura vero potest esse communis. Suscipe exemplum. Substantia est lapis, ferrum; duritia lapidis et ferri, natura substantiae est. Duritia communicat, substantia discordat. 941 Braun. 1977. P. 176; 193–194; Moingt. 1966–1969. T. 2. P. 368–377; Морескини. 2011. С. 235. Согласно Э. Эвансу, латинский термин substantia изначально (не ранее Квинтиллиана) появился в качестве кальки греческого термина π στασις, означавшего нечто реально существующее и тождественного термину οσα (см. Evans. 1948. P. 39). Как указывает Г. Вольфсон, термин substantia мог соответствовать обоим греческим терминам – как π στασις, так и οσα (Wolfson. 1956. Vol. 1. P. 325). Следует также иметь в виду, что во время Тертуллиана четкого различия между самими греческими терминами π στασις и οσα в христианской теологии еще не существовало. Хотя считается, что впервые такое различие ввел Ориген , учивший о «трех Ипостасях» ( τρες ποστσεις) в Боге (Origen. Com. Ioann. II 10.75; ср. Contra Cels. VIII 12), различия между οσα и π στασις не знал даже в середине IV века Афанасий Александрийский (см. Athan. Magn. Tom. ad Antioch. 5–6), и только Великим Каппадокийцам принадлежит заслуга окончательного разграничения этих двух терминов (см. Braun. 1977. P. 192; подробнее см. ниже в Главе III).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

После аль-Мутаваккиля христианам удалось отчасти восстановить свои позиции в государственном аппарате, однако это вызывало все большее негодование мусульманского простонародья. В конце IX в. и особенно в первой трети X в. отмечено множество случаев волнений и беспорядков на религиозной почве, разграблений и разрушений церквей. Особенно мощная волна христианских погромов прокатилась по Ближнему Востоку в 923–924 гг., когда были разрушены мелькитские церкви в Тиннисе, Аскалоне, Рамле, Кесарии и Дамаске; в 937 г. пострадали церкви Иерусалима, в 940 г. аскалонская церковь вновь была разрушена и так и осталась невосстановленной. 103 «Византийская реконкиста» К 30-м гг. X в. могущественный некогда халифат пришел в полный упадок и распался на ряд уделов. В Египте, Палестине и Южной Сирии последовательно правили тюркские династии Тулунидов (869–905 гг.) и Ихшидидов (935–969 гг.). Большая часть Северной Сирии и Верхней Месопотамии оказалась под властью арабской династии Хамданидов. Сам Багдад в 945 г. был захвачен Буидами, у халифов осталась лишь призрачная духовная власть. Одновременно Византия перешла в наступление на ослабленные и враждующие друг с другом мусульманские государства. В 926 г. пала Мелитена, в 942 г. ромеи, стоявшие под стенами Эдессы, принудили мусульман выдать им величайшую святыню города – Нерукотворный образ Христа. 104 Наибольших успехов «византийская реконкиста» достигла в 60-х гг. X в. под предводительством Никифора Фоки, который стремился придать походам ромеев характер «священной войны» с исламом и, как считали арабы, видел свое предназначение в том, чтобы освободить Св. Гроб и сокрушить Каабу. Никифор одержал ряд блестящих побед над мусульманами и вернул в состав империи Крит, Кипр, Киликию и некоторые области Северной Сирии. Хамданиды Халеба долгое время признавали себя вассалами Византии и выплачивали дань, от которой, как особо оговаривалось, были освобождены местные христиане. 105 Военные неудачи мусульман и наплыв беженцев из районов, завоеванных Византией, многократно усилили межконфессиональную напряженность на Ближнем Востоке: каждый триумф Никифора Фоки провоцировал погромы христиан в Египте, Палестине, Сирии. В 960 и 961 гг. мусульманская чернь жгла и грабила церкви Фустата, не отличая православных храмов от моно-физитских. 106

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При 3-м настоятеле, Георгии, в О. подвизались возобновитель груз. монашества прп. Григорий Хандзтийский (Ханцтели) и его ученики (ок. 780). О. в Тао-Кларджети того времени был единственным «обстроенным монастырем» с малой ц. св. Иоанна Предтечи. Монахи О. принимали деятельное участие в основании обителей Кларджетской пуст. Хандзта , Берта, Мидзнадзори , Цкаростави и др., к-рые считались «крыльями» () О. В VIII-IX вв. О., как и другие монастыри Кларджетской пуст., подчинялся архимандриту 12 кларджетских монастырей прп. Григорию Хандзтийскому, к-рый выделял О. как основанный раньше других. Из диалога о еретиках между прп. Григорием и прп. Макарием Опизели , помещенного в Житии прп. Григория, известно, что монахи О. занимались прозелитизмом «неверных». Возможно, речь идет об армянах-монофизитах, переселявшихся в юж. провинции Грузии из-за притеснений со стороны арабов ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 81, 87, 91, 115, 136, 144-146; Он же. 1963. С. 253, 257, 282, 303, 312-313). План кафоликона мон-ря Опиза План кафоликона мон-ря Опиза Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и О., считались царскими и пользовались особым покровительством правящего дома Багратиони (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Груз. док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33). На известном 3-фигурном рельефе с юж. фасада кафоликона О. (в XIX в. перевезен в Тифлис, ныне в Национальном музее Грузии) изображены Христос на троне, Ашот (справа) и Давид (слева). Большинство исследователей (прав. Евфимий Такаишвили , Н. Аладашвили, В. Беридзе, Д. Хоштария) идентифицируют их со св. Ашотом I Великим (809-826/9), основоположником груз. царской династии Багратиони, и царем-пророком Давидом, от к-рого, согласно легенде, происходили груз. Багратиони ( Такаишвили. 1905. С. 56-59; Хоштария. 2005. С. 89). По мнению Н. Шошиашвили и В. Джобадзе, на рельефе изображены Ашот IV Куропалат († 954) и его брат царь картвелов Давид II (923-937) (КГН. 1980. Т. 1. С. 285-287; Джобадзе. 2007. С. 28-30). Сыновья Ашота I цари Баграт I Куропалат (826-876), Адарнасе I († 867/9) и Гуарам Мампали ( 882; похоронен в О.) вносили щедрые пожертвования в О., особенно Гуарам, восстановивший кафоликон О. и обеспечивший мон-рь обширными землями. Однако из-за того, что дарительная грамота Гуарама не была подтверждена последующими царями и архиереями, владения О. оспаривались, и между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV решал спор о границах между О. и мон-рем Мидзнадзори. Этот документ позволяет определить территории, принадлежавшие О. в то время ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 108; Он же. 1963. С. 275; Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 260; То же//Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 142; ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Груз. док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Так как брак имеет также очень большое значение для гражданского общества, разногласия по вопросам брака очень часто бывали причиной конфликтов между Церковью и государством. Здесь рассматривается только догматическая позиция, и поэтому документы, относящиеся к этому аспекту разногласий, опущены. По той же причине не цитируются документы Церкви, относящиеся прежде всего к проблемам супружеской морали. Учение Католической Церкви о Браке Брак был угоден Богу и возвышен Христом до достоинства Таинства: ХВ 38, 44, 658, 663, 919, 923–924, 936, 940, 950/1. Он хорош: ХВ 31, 238–239, 918; хотя брак сам по себе нельзя ценить более, чем состояние девственности: ХВ 932–933. Таинство Брака заключается в договоре: ХВ 917/5, 919, 938–939, 941; так что для христиан Таинство и договор не могут быть разделены: ХВ 938, 947. Итак, брак подлежит юрисдикции Церкви: ХВ 926–932, 934–935, 937–939. Это ей надлежит определять, какие могут быть для него препятствия: ХВ 926–928; как аннулирующие, делающие брак недействительным: ХВ 926–927, 932; так и запрещающие, делающие брак незаконным: ХВ 926. Предназначение и благо брака – рождение [procuratio] детей, умножение Народа Божия: ХВ 659, 919, 942–43, 950/1, 950/3, 950/5; и взаимная поддержка супругов верностью и любовью: ХВ 919, 944, 950/1, 950/2, 950/3, 950/5. Таинство Брака сообщает благодать, необходимую для этого состояния: ХВ 922, 936, 947. Действителен только моногамный брак: ХВ 40, 921, 925, 944. После смерти одного из супругов второй брак допускается: ХВ 40, 918. Брачный союз нерасторжим: ХВ 918, 919, 920–922, 928, 945–946; даже после прелюбодеяния: ХВ 930. В определенных условиях брак, заключенный, но не осуществленный, может быть расторгнут Церковью: ХВ 929. Если брак был осуществлен, возможно только разлучение, полагающее конец совместной жизни супругов без разрыва супружеской связи: ХВ 931. I Собор в Браге (Португалия) (1 мая 561 г.) Анафема последователям Присциллиана Высказываясь против манихейских тенденций, осуждавших брак и воспроизведение человеческого рода, видевших в этом «дело диавола», Церковь тем самым подтверждает законность и ценность брака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010