Известны и иные ветхозаветные пророчества о распространении ислама. Таковы, например, слова пророка Аввакума: Бог от Фемана грядет, и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. 919 Феман (др.-евр. Тейман, то есть «южная страна») – это библейское на­звание Йемена и вообще Аравии, а о горе Фаран, месте происхождения по­томства Измаила, мы уже говорили. Таким образом, пророк Аввакум пред­сказывает распространение вести о славе Божьей из Аравии по всему миру (славою Его наполнилась земля). Далее в том же пророчестве следует описание грядущих завоевательных походов ислама на суше и на море: Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы …………………………………………….. Ты с конями Твоими проложил путь по морю. Через пучину великих вод. 920 Таким образом, предсказания о «посланнике, подтверждающем истину» слов прежних пророков 921 мусульманские комментаторы на­ходят в библейских книгах» 922 . Итак, вопрос: действительно ли библейские пророки провозвещали при­ход особого пророка и посланника Божия из рода Исмаила – Мухаммада? Перед нами не стоит задача рассмотрения всех библейских текстов, приво­димых мусульманскими комментаторами, а только пророчества Аввакума и Моисеева благословения. Эти два пророческих текста нельзя отделить друг от друга, так как песнь Аввакума, безусловно, инициирована застав­кой к благословению Моисея двенадцати сынам Израилевым 923 . Песнь Аввакума возникла не независимо от Моисеева благословения, и взяла его в свою основу. Для начала рассмотрим Моисеево благословение. Важно прочитать не только второй стих 924 о явлении Господа от Синая, Сеира и Фа­рана и упражняться в возможных толкованиях его, а услышать эти слова в контексте всего Благословения, в котором они и были произнесены. Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Ягве пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана, и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ(ы)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую за тем ночь. Спустя не много времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп. 920 По летописи, печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.; 921 а Феодор, уже состарившийся построил после того келью в обители и жил уже не долго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г. на стене Владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался». 922 По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнести к 1098 г. и согласно со святцами к 11 августа. 923 Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся. 924 Заложенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келлий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келлии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материей. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами. 925 История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» ( 1Тим.6:9 ). «Как трудно имеющим богатство, войти в царствие Божие» ( Лук.18:24 ). «Любостяжатель есть идолослужитель» ( Ефес.5:5 ). Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное; но на Бога живого, – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Многие исследователи Библии (Альберт Барнс, Адам Кларк, Роберт Джемисон, Эндрю Фоссет и Дэвид Браун) полагают, что в Книге Иов.1:4 есть упоминание о днях рождения 923 : «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (курсив автора). Адам Кларк отмечает: «Похоже, здесь идет речь о празднике дня рождения. Когда у кого-то из сыновей Иова наступал день рождения, он приглашал своих братьев и сестер на пир; и этот обычай соблюдал каждый» 924 . (Обратите внимание, что в Книге Иов.3:1–3 фраза «свой день», похоже, означает «день рождения».) Между тем в тексте нет и намека на то, что дети Иова занимались в этот день чем-то предосудительным. Их празднества не кажутся языческим обычаем. И уж, конечно, Иов не осуждал детей за то, что они отмечали дни рождения. Если бы дни рождения были оскорбительны для Иеговы, то Иов – «непорочный, справедливый и богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов.1:1 ) – запретил бы им устраивать такие праздники. Мф.14:6–10 – Грех ли праздновать дни рождения? Учение Сторожевой башни. Евангелие от Мф.14:6–10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Но когда праздновался день рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала там и угодила Ироду, так что он с клятвой пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. Тогда она, по наущению своей матери, сказала: „Подай мне сюда на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради своих клятв и возлежавших с ним велел дать ей; и послал обезглавить Иоанна в тюрьме». Свидетели Иеговы говорят, что христианам не следует праздновать дни рождения, поскольку язычник Ирод тоже праздновал и в тот день приказал обезглавить Иоанна Крестителя. Принимать участие в праздновании дня рождения значит участвовать в языческом обряде и нарушать святой закон Бога. Поэтому ни один истинный последователь Иеговы не станет праздновать день рождения. Библейское учение. Я вынужден повториться: эта позиция Сторожевой Башни – типичный пример «обвинения по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Сказанное в Мф.14:6–10 доказывает греховность Ирода, а не дней рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Опасения колеблющихся относительно того, смогут ли они, вступив в монашество, достичь совершенства, неразумны, о чём свидетельствуют многочисленные примеры. Так, Августин говорит: «Там, куда я обратил уже взор свой, виделась мне истинная чистота, целомудренная и блаженная. Честен и радостен был её лик, ласков голос, нежны протянутые мне руки, многочисленны добрые примеры. Мне виделось там множество прекраснейших отроков и отроковиц, дивных мужей и жён, чистых вдов и девственных стариц... Я будто бы слышал слова: “Что ж ты боишься? Неужто ты не сможешь того же, что смогли все они? Ведь не своею же силой они здесь, но Божией благодатью. Не ищи опоры в себе, её там нет: возложи все упования свои на Господа и не бойся. Он подхватит тебя и исцелит твои раны”» 924 . Приведённый пример с Давидом не относится к делу, поскольку «броня Саула», по замечанию глоссы на эти слова, «есть обряды Закона, кои обременительны», в то время как монашество – это сладчайшие узы Христовы, поскольку, по словам Григория, «какие бремена налагает на плечи ума Тот, Кто заповедает нам избегать беспокойных желаний, Кто предупреждает нас, что нужно свернуть с ухабистых троп мира сего?» 925 . Тем, кто возложил на себя эти сладкие узы, Он обещает восстановление в божественном наслаждении и вечное упокоение души, к которым приведёт нас давший эти обетования Господь наш, Иисус Христос , по «благоволению, которое Бог прежде положил в Нём, в устроении полноты времён». Аминь. 909 В каноническом переводе: «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?». 919 В каноническом переводе: «Пять покрывал пусть будут соединены одно с другим, и другие пять покрывал будут соединены одно с другим». 923 В каноническом переводе, напротив, сразу сказано: «Не советуйся». Вместо дальнейших цитируемых Фомой слов написано: «С немилосердным – о благотворительности, с ленивым – о всяком деле». Читать далее Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 123-189./Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2014. - 736 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-643-8 978-966-521-475-5 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта. Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии. На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище. В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4). Там, где были Самария и поток Хораф Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Штауденмайер был только на четыре года моложе Мелера; очень многое их сближает; несомненно, Мелеръ оказал на него влияние. 2 Штауденмайер постоянно ссылается на бл. Августина и Фому Аквината, но часто с ними расходится; во всяком случае, он не томист и не августинианец. 4 Помимо того, он дает обзор учения об идеях, о Логосе и о категориях в древней, христианской и новой философии. Обзор этот занимает три четверти всего труда (около 700 стр., на 923 стр. всей книги), но ценность его очень неравномерна: иногда, он слишком краток и тенденциозен; явно недостаточно внимания уделено отцам и средневековым мыслителям, вероятно, потому что автор не мог опереться на необходимую научную литературу, которой не хватает и в наше время. 10 Штауденмайер ссылается на блаж. Августина (In libro L. XXXIII, quaestionum, qu. 46; ту же книгу иногда называют (De diversis quest.). Но он, опять-таки, не замечает, что у блаж. Августина идеи вечны quia ipsae formatae non sunt et divina intelligentia continentur (loc. cit.). 18 Текст этот переводится разно. Штауденмайер, следуя переводу Hasse, читает: «что есть Премудрость и как Она происходит, хочу я вам поведать и не скрыть никакой тайны, но о начале творения и ее творение объяснить…» Однако русский перевод: «что же есть Премудрость и как Она произошла, я возвещу и не скрою от вас тайн, но исследуя от начала рождения и открою, познание ее…» Так же и французский перевод: je dirai ce qu’elle est et comment est elle née…, mais l’étudiant depuis sa genèse première je mettrai sa gnose en lumière (по L. Bigot в статье о кн. Премудрости в Diet. Cath.). Следовательно, этот текст можно понимать и не в смысле творения Премудрости. 22 «Все вообще (κοιν) создал живущий во веки…» По-русски κοιν переведено «вообще»; а Штауд. переводит «вместе». 23 «Начала их – в роды их; они… не прекращают своих действий, ни одно не стесняет близкого ему и до века не воспротивятся они слову Его». 24 Штауд. постоянно подчеркивает различие между «быть идеей» и «иметь идею»: Бог имеет идею мира, но не есть идея мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Я питал вас молоком, а не твердою пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, ссоры и разногласия, то не плотские ли вы, не по человеческому ли обычаю поступаете?» 921 (2) Таков выбор, который делают грешники среди людей, другие же отвергают его, помышляя о божественных вещах и причащении к гностической пище. (3) «По данной мне благодати, – сказано, – как мудрый строитель, я заложил основание, чтобы другой на нем построил из золота, серебра и драгоценных камней». 922 (5) Такова гностическая постройка на основе веры в Иисуса Христа, а «солома, дерево и трава» – это постройки, воздвигнутые на ереси, «но каково произведение, каждое испытано будет огнем». 923 (5) В Послании к Римлянам апостол еще раз указывает на гностическую постройку: «Я весьма желаю видеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» ( Рим.1:11 ). Таким образом, недопустимо, чтобы дар подобного рода был открыто письменно изложен. V. О пифагорейских символах (27,1) Таинственные пифагорейские символы также заимствованы из варварской философии. Например, самосский философ заповедует «не держать в доме ласточек», то есть советует не принимать болтунов, шептунов и несдержанных на язык людей, которые не в силах удержать им доверенное. 924 (2) «И ласточка, и горлица, и журавль наблюдают время, когда им прилетать», – говорит Писание ( Иер. 8:7 ), и не следует жить под одной крышей с подобными пустословами. (3) А воркующая горлица, проявляющая неблагодарное злословие, вполне заслуживает изгнания из дома: Вашим жужжаньем скучать мне, один за другим приступая. 925 (4) Ласточки же подобает чураться, поскольку она напоминает нам историю о Пандионе, за свои гнусные преступления получившем (справедливое) наказание. Его судьбу разделили также Терей и его двоюродная сестра. Кроме того, ласточки преследуют цикад, а цикадам покровительствуют музы. 926 Поэтому вполне справедливо прогонять тех, кто преследует слово. (5) С Олимпа взирающая скипетроносная Гера хранитель верный моего языка,– говорит поэт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВАЛЬТЕРИЙ [Готье, Вальтер; лат. Gualterius, Walterius; франц. Gautier; нем. Walter] († 15.11.923), архиеп. Санса (Франция). Племянник Гвальтерия, еп. Орлеанского (Аврелианского). В первый год епископства (887) Г. пережил осаду Санса норманнами. В 891 г. присутствовал на Соборе в Мён-сюр-Луаре. В след. году на Соборе в Вербери встал на сторону Арремарского мон-ря в споре о владении местностью Афра. Причина скрытого конфликта, существовавшего в 90-х гг. между Г. и архиеп. Реймсским Фульконом, состояла в том, что в борьбе за престол Фулькон поддерживал Карла III Простоватого, представителя рода Каролингов, а Г.- род Робертинов. Совершив в янв. 888 г. в Компьене королевское помазание Одона (Эда), сына Роберта Сильного, Г. нарушил традиц. прерогативу Реймсских архиепископов на помазание короля франков. Не имея возможности открыто выступить против Г., пользовавшегося поддержкой кор. Одона, Фулькон обвинил его в пренебрежении церковной дисциплиной. Фулькон заявил, что Г. не желает обращать внимание на преступление аббатисы Хильдегарды, и затребовал ее дело на свой суд. Насколько необоснованными были эти обвинения, видно из того, что церковная деятельность Г. была направлена именно на борьбу с пороками клириков и монахов. В 895 г. Г. выступил на стороне гр. Гарнерия из Труа в конфликте с Рихардом Заступником, герц. Бургундии. В 895/6 г. Рихард захватил Санс, взял в плен епископа и продержал его в заточении 9 месяцев. Король не смог этому воспрепятствовать и лишь после вмешательства папы Формоза Рихард согласился отпустить Г. и вернуть ему кафедру. Г. вынужден был дать Рихарду гарантии своей лояльности. Впосл. Г. сблизился с его сыном Радульфом Бургундским. Г. поддержал мятеж Роберта, брата Одона, против кор. Карла III Простоватого и 6 июня 922 г. в Реймсе совершил торжественное помазание Роберта королем зап. франков. После скорой гибели Роберта (15 июня 923) Г. поддержал претензии на королевский престол Радульфа Бургундского, родственника Робертинов, и помазал его на королевство 13 июля 923 г. в аббатстве Сен-Медар в Суасоне.

http://pravenc.ru/text/161762.html

Необходимо знать заповеди и исполнять их (5:280, см. СЛОВО БОЖИЕ , 923). Тот исполняет заповеди, кто имеет послушание Богу (3:68, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ , 471). От послушания последует соблюдение заповедей Божиих (3:189, см. ПОСЛУШАНИЕ , 748). Заповеди евангельские исполняет тот, у кого есть вера Евангелию (1:69, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923). Кто исполняет заповеди, у того истинная любовь (1:69, см. ЛЮБОВЬ, 955) (3:162, см. ЛЮБОВЬ , 471). Исполнение заповедей Божиих должно исходить от любви к Нему (4:275, см. ЛЮБОВЬ К БОГУ, 461). Без соблюдения заповедей послушания и благодарности Богу не бывает (3:252, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 34). Молиться Богу, чтобы научил творити заповеди Псалом 118-й весь научает нас, како подобает усердно просить нам Бога, чтобы Сам наставил нас на путь заповедей Своих, и отверзл ум разумети чудеса от закона Своего (3:117). Прародители нарушением заповеди потеряли свободу и стали рабами диавола (3:169, см. СВОБОДА , 824). Человек нарушил заповедь и был изгнан из рая (1:22, см. ЧЕЛОВЕК , 1167). Нарушение заповедей прогневляет Бога Человеку-христианину едино только несчастье, едина беда сия есть, по словеси святаго Златоустаго, Бога прогневать. Ибо христианину как едино только зло есть – душевное зло: так едино только несчастье, которое от гнева Божия последует: гнев же Божий преступление заповедей его святых соделовает. У царя земнаго во гневе находящийся телесное только несчастие претерпевают, то есть, или казнь смертную, или ссылку, или отъятие имений, или лишение чести, или на теле наказание, или иное какое; а несчастие то душе безвредное, паче же и полезное бывает, ибо человек тем может очувствоваться, и так спасение получить вечное (1:34). Нарушающий заповеди есть должник пред Богом Всяк человек, когда заповедь Божию разоряет и согрешает пред Богом, в долг пред Богом впадает, и Ему должником делается; и чем более заповедей Божиих разоряет, и Создателю своему согрешает, тем большее бремя долгов собирает и величеству Божию должнейшим делается. Откуду ГРЕХИ человеческие долги пред Богом называются, а грешники должники, якоже читаем в молитве Господней: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф. 6, 12 ) (4:86).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

917. Фануил ( Φανουλ), башня, разрушенная Гедеоном, Фануил звался и один из сыновей Ора. 917. Фануел (Fanuel), башня, разрушенная Гедеоном; и один из сыновей Ора назывался Фануел. 918. Фануел (Fanuel), город, выстроенный Иеровоамом. 919. Дебрь гроздная ( Φραγξ βτρυος), где соглядатаи взяли плод для указания страны; говорят, что это Гофна ( Γοφν), что переводится: виноград, отстоящая от Элии на 15 милиариев, по пути в Неаполь, но есть вопрос, правильно ли это. 920. Дебрь Заре ( Φραγξ Ζαρ), некая часть пустыни. 921. Фаран ( Φαρν), город по ту сторону Аравии, прилежащий к находящимся в пустыне, Саракинам; через него шли сыны Израилевы, снявшись от Синая; лежит по ту сторону Аравии, к Ю, отстоит от Аилы к В. на три дня пути; тут, как говорит Писание, жил Измаил, откуда и Измаилиты; говорят, что Ходорлогомор поразил сущих в Фаране, что в пустыне. 921. Фаран (Faran), ныне город, по ту сторону Аравии, прилежащий к Саракинам, которые ныне кочуют в пустыне, через него держали путь сыны Израилевы, снявшись станом с горы Синая. Как мы сказали, он находится по ту сторону Аравии к Ю., и отстоит от Аилы к В. на три для пути. Писание говорить, что в пустыне, Фаран жил Измаил, откуда и Измаелиты, нынешние Саракины; мы читаем также, что и царь Ходорлагомор поразил тех, кои были в пустыне Фаран. 922. Фарекс Енном ( Φεξ ννμ), по-еврейски: земля Еннома, почему некоторые говорят, что это геенна; приложить к Иерусалиму и доныне зовется, дебрь Иосафата. 923. Фарфар ( Φαρφρ), река Дамаскова. 923. Фарфар (Farfar), река Дамаска. 924. Фасга ( Φασγ), город Аморреев; есть и гора Фасга, к В. Аквила: иссеченная, и 70 в некоем месте: иссеченного. 924. Фасга (Fasga), город Аморреев; есть и гора Фасга, на В., что Аквила переводит иссеченный, и семьдесят толковников Фасга перевели в одном месте: иссеченный. 925. Фисон ( Φεισν), переводится: множество. Это есть река, которую Еллины зовут Гангес; вытекая из рая и направляясь к Индии, она впадает в море; говорится, что она окружает всю землю Евилатскую, где золото доброе, и анфракс, и камень зеленый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010