Желаю вам всего хорошего, – и внешне и паче внутренне. Да хранит Господь в вас доброе настроение монашеское. Спасайтесь! Ваш доброхот. 14 янв. 91 г. Письмо 919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи Милость Божия буди с вами! Поздравляю с постом! Даруй вам Господи провесть его постнически и. духовно, в покаянии и сокрушении. Мне не противно получать письма от вас и отвечать вам, только вопросы ваши не всегда мне под силу, потому что я не имел никакой практики, а вопросы ваши все практичные. Вот и в последнем письме спрашиваете о слове чадо при исповеди и о кресте над разрешаемым. – Об этом надо спрашивать духовников старейших и благоговейных, которые много видели и слышали. Скажу однако же что думаю: надо действовать так, как показано в чине исповедания: ибо он написан для всех. Если впрочем слово чадо иной раз смущает, говорите: рабе Божий. Что касается до креста, то его не отложно следует полагать: ибо во имя и в силу его дается и действенно бывает разрешение. Вы пишете: «работаю, как новоначальный с послушниками». – Я не понимаю, в чем эта работа? – Хорошим же или не одобрительным делом она может быть только от духа, с каким делается. На это и смотрите и соответственно с тем себя держите. Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как целительные грязи. Вы добре делаете, что не теряете братского расположения к тем, которые прилагают к вам это врачевство. Моя хворость почти прошла; осталось немножко головокружения, которое, тоже чаятельно, пройдет. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш доброхот. 26 февр. 91 г. Письмо 920. Наставление о духовничестве Милость Божия буди с вами! Благослови Господи ваше духовничество. – Господь возложил на вас сие иго. Он и силу подаст к понесению его, – и мудрость к действованию по нему целесообразно. Если всегда следовало вам в молитве пребывать: то тем паче теперь. Души, которые будут приходить к вам на исповедь, – Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, – как Богом посланных, – и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Крестом призваны язычники «На Кресте Тя Спасе, пригвоздиша иудеи, имже от язык нас призвал еси Христе Боже наш» 917 . Крест, Кровь и вода – за род человеческий «На Кресте пригвождься на лобнем волею Своею, мою древнюю язву греховную исцелил еси Владыко, многия ради благостыни: яко положился еси хотением Человеколюбие Спасе наш, за род человеческий, и от ребр Твоих искапал еси Кровь и воду, верою поющим Тя» 918 . «Пропный небо, распростерл еси Иисусе длани Своя, языки далече сущия от Тебе, яко благ и милосерд, светло к Себе призывая» 919 . Какой образ: «пропнул» небо распятыми руками! Небо было закрыто! Рукописание=долговая расписка на подчинение диаволу «Раздирается рукописание первозданнаго Адама, прободением Божественных ребр Твоих: каплями же Крове Владыко, освящается вся земля» 920 . Иного упования, кроме Креста, не имеем «Стена буди нам Крест ТВОЙ, Иисусе Спасе наш: иного бо упования вернии не имамы, точию Тебе на нем плотию пригвождшагося, и подающа нам велию милость» 921 . Рукописание Адамово растерзается «Растерзается рукописание, еже от века Адама праотца, прободением Твоих ребр Многомилостиве, и отриновеное естество человеческое кроплением Крове Твоея освятися, зовущее: слава благоутробию Твоему, слава Божественному Распятию Твоему, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших» 922 . Долговая расписка разрывается – прободением Нового Адама: прободение разорвало тело (параллель). Агнец Божий избавил от волка «Яко овча на заколение ведяху Тя Христе, людие пребеззаконнии, Агнца Божия суща, и хотяща избавите овцы от волка лютаго, ихже человеколюбие возлюбил еси» 923 . Ударением в ланиту – освобождение от рабства диаволу «Предстал еси судии (Пилату?), судимь неправедно, Судяй праведно всей земли, и претерпел еси ударение в ланиту, свободити мя хотя порабощеннаго Господи, лукавому миродержцу» 924 . По еврейскому закону, когда господин отпускал раба на свободу, ударял его по щеке. А Господь это взял на Себя, чтобы освободить порабощенного лукавому миродержпу человека. Всё – диавол, лукавый, миродержец:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

919 (Ст. 1–2). Комментаторы замечают, что слова, сказанные в I гл. ст. 1, 2, «объяви сынам Израилевым», доселе не повторялись, потому надо разуметь, что первые три главы составляли законченный отдел, и повторение этих слов в IV главе знаменует начало нового отдела. И действительно, мы видели, что жертва всесожжения и жертва мирная были издавна известны народу; ныне устанавливается особый вид жертвоприношения, который не был в употреблении в древнейшие времена. Особенность жертвы греха заключалась еще в том, что она не предоставлялась произволу или желанию приносящего, как предыдущие жертвы («когда кто из вас хочет принести жертву Господу» Лeb. I, 2 ), а она была обязательна для того, кто чувствовал за собою грех . Грех по ошибке (или по неведению, ignorance de Sacy) противопоставляется, по-видимому, весьма правильно всеми комментаторами греху, «сделанному дерзкою (букв, высокою) рукою», т. е. с явным намерением хулы или восстания ( Чucлa XV 30, 31), так что всякий, но-видимому, грех, кроме намеренного нарушения закона, и кроме намеренного убийства и прелюбодеяния, мог быть очищен жертвою за грех, напр., Лebum. XIX, 20–22 (О. Герлах in loco). Важнее всего для воспитания народа была обязанность вопрошать свою совесть и приносить жертву за грех по ошибке, даже тогда, когда никто не видел преступления. Закон хочет дать народу Израильскому сознание того счастия, которое заключается в спокойствии совести и примирении с Богом, которого Правда и есть совесть человеческая. 920 (Ст. 3). Замечательно, что постановления за грех по ошибке не делают различия по богатству и бедности, но различают только ответственность лиц по их общественному положению, причем в этой последовательности имеет место и юродическое коллективное лицо, «общество Израильское». Первым стоит по ответственности «священник помазанный», т. е. первосвященник (сравни чтение LXX, 5 стиха); потом общество, потом начальник, потом из народа земли. Грех первосвященника «делает виновным народ», потому что он его представитель. Впрочем, существует мнение, что здесь разумеются ошибки только против устава Богослужения и в публичной деятельности первосвященника. Грех по ошибке «священников», полагают, очищался как грех начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

6. Сокращение законов в 50 титулах. – В первый год царствование Романа (Ликапена, след. 920 г.) 1613 , как сказано в предисловии к сборнику, неизвестным автором, составлено было «Избрание Законов в Сокращении редактированных и в 50 титулах расположенных» 1614 . Весь сборник представляет выборки из Институций Юстиниана в обработке Феофила, из Дигест в обработке Анонима и Стефана, из Кодекса в обработке Феодора и Фалелея, из новелл в Сокращении Феодора и Афанасия, а также из Прохирона 1615 . Есть места и из других юристов. Есть следы заимствований из Василик (три места) и в схолиях приведены два места из Эпанагоги. Можно подумать, что автор взял свой материал из Василик, но он приводит иногда такие места из указанных авторов, которых нет в Василиках. Цахариэ не допускает также, чтобы автор пользовался прямо сочинениями указанных юристов в подлиннике. Он предполагает, что автор заимствовал свой материал из какого-нибудь готового уже сокращения (Epitome), т. е. из готового сборника, (что в известной степени подтверждается самим заглавием сборника: εκλογη νμων τν ν πιτμ). Впоследствии, вероятно в XI веке, сокращение в 50 титулах вошло в комбинацию с Прохироном в Epitome ad Prochiron mutata, по предположению Цахариэ в Южной Италии во времена владычества норманнов, а также в Epitome Marciana (в библиот. Марка в Венеции), в Epitome Laurentiana (в Медицейской библиотеке во Флоренции) и в Prochiron Vaticanum 1616 . 7. Синопсис Василик. – Этот сборник, также составленный неизвестным лицом, в рукописях оглавляется: «Избрание и синопсис из 60 книг Василик в алфавитом порядке с цитатами параллельных мест» 1617 . Автор все рубрики Василик расположил в 24 отделах, по числу букв в алфавите, соединив под каждой буквой рубрики, начинающиеся с этой буквы, и подставив под каждой рубрикой все места Василик, касающиеся указанного в рубрике предмета. Каждый отдел в свою очередь разделяется на титулы соответственно числу рубрик, так что всех титулов получается 348. Таким образом, важнейшие места большей части титулов Василик оказались расположенными под известными рубриками в весьма удобном алфавитном порядке. На полях παραπομπαι, т. е. указания параллельных мест Василик или самого Синопсиса, а также мест особенно достойных внимания. Только титул «о православной христианской вере» поставлен вне алфавитного порядка в самом начале сборника. Кроме того, автор в виде добавления сделал извлечение из новелл Льва Мудрого, Романа Ликапена, Константина Порфирородного и Никифора Фоки, а также и из других источников. Добавление это впоследствии несколько раз переделывалось и дополнялось. По мнению Цахариэ, Синопсис составлен в конце царствования Константина Порфирородного († 959). Этим Синопсисом пользовались на практике больше, чем самими Василиками 1618 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

3 . Для выполнения программы подготовки летно-технического состава утвердить следующие мероприятия: а) увеличение пропускной способности существующих авиационных училищ и школ на – 7.680 чел. б) формирование десяти новых авиационных училищ общей емкостью переменного состава – 7.920 чел. в) формирование восьми новых авиационных школ стрелков-бомбардиров, общей емкостью переменного состава – 7.500 чел. г) формирование восьми новых авиатехнических школ с общей численностью переменного состава – 7.250 чел. д) увеличение существующих школ воздушных стрелков на 750 курсантов и формирование семи новых школ воздушных стрелков, с общей численностью переменного состава – 3.050 чел. е) увеличение существующих окружных школ младших авиаспециалистов на – 5.250 чел. 4 . Обязать Начальника Главного Управления Гражданского Воздушного Флота передать Наркомату Обороны со всем личным составом, с квартирным, казарменным фондами и имуществом Тамбовское училище летчиков и Московский техникум спецслужб Главного Управления Гражданского Воздушного Флота. 5 . Обязать Центральный Совет Осоавиахима передать Народному Комиссариату Обороны со всем личным составом, с квартирным, казарменным фондами и имуществом Херсонскую, Ульяновскую и Астафьевскую школы подготовки инструкторов летчиков Осоавиахима. 6 . Обязать Совнаркомы союзных республик по представлению НКО СССР выделить жилой и складской фонды для размещения новых авиачастей и авиационных училищ и отвести земельные участки для постройки аэродромов и авиаполигонов. 7 . Обязать НКО в месячный срок разработать и представить в Совнарком СССР развернутый план потребности в жилой и складской площадях и отводе необходимых земельных участков для аэродромов и авиаполигонов. 8 . Для устройства, приспособления и обзаведения новых авиационных училищ и школ Наркомфину СССР отпустить в 1940 г. 17.500 тыс. рублей и на учебные расходы для новых и расширяемых училищ – 15.300 тыс.рублей, всего – 32.800 тыс. рублей. 9 . Для обеспечения подготовки летно-технического состава в новых и расширяющихся военных училищах и школах, отпустить Наркомату Обороны сверх планового отпуска в 1941 году:

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

В начале этого периода твердая кора повсюду была покрыта водяными осадками. Первые острова возникают вследствие сжимания земной оболочки. Атмосфера, грубо очищенная, позволяет достигать до земли свету лишь в рассеянном виде; но этот свет был достаточен для первых развитий земной растительности. 920 Никакая другая эпоха не оставила следов растительности, которую можно бы было сравнить с растительностью этой эпохи. Тогда появилась на свет флора каменноугольная. Она отличается не многочисленностью видов и блеском цветов, ибо она была весьма однообразною, но величиною размеров. Современная флора состоит из 80.000–100.000 видов растений; каменноугольная флора содержала их лишь до 800. Но каковы размеры ее! „Флора каменноугольная была гораздо роскошнее растительности наших тропиков. Большинство исчезнувших видов превосходят по величине сходные с ними современные виды“. 921 – „Некоторые из хвощей, теперешних болотных трав, достигали толщины человеческого тела и высоты 60–70 футов; некоторые из мхов и папоротников отличались также не менее поразительным ростом, по сравнению с ростом соответствующих им теперешних видов растений, но в эту эпоху не было ни одного цветка с блестящими колерами, ни одного фруктового дерева. Эта каменноугольная флора не имеет другого украшения, кроме зелени“. 922 Другою поразительною чертою этой флоры была, по словам Циттеля, 923 „быстрота ее роста. Наши хвощи были годовыми растениями, а ствол росного ладана (род роз, которые имеют с ним столько сходства) должен был, вероятно, достигать в несколько месяцев 30 сантиметров в диаметре и 10–12 метров высоты (рис. 49). Такая растительность возможна лишь в климате влажном и тропическом. Компетентные судьи думают, что температура была тогда в двадцать пять градусов по стоградусному термометру на Шпицбергене, где находят каменноугольную топь“. В настоящее время мы с трудом можем составить себе представление о том, чем была эта растительность без разнообразия и без жителей. Ей недоставало того, что представляет самого восхитительного в наших лесах, – движения и шума одушевленных существ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

920 Вечное блаженство праведников . Окончательный приговор над людьми произнесен будет Самим Христом. Его можно предугадывать уже из разделения всех людей на овец и козлищ. Стоящие по правую сторону от Судии, как благословенные Отца небесного и праведные, получат в награду от Бога жизнь «столь блаженную, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем. Же у явися, что будем ( Ин.3:2 ). Вем человека о Христе, говорит Апостол Павел, который восхищен был в рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не лет есть человеку глаголати ( 2Кор.12:24 ). Такое блаженство произойдет от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Видим убо ныне яко зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, якоже и познан бых (Кор.13:12). Тогда праведницы просветятся, яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Будет Бог всяческая во всех ( 1Кор.15:28 )». «Когда мы видим совершенное произведение ума человеческого, порываемся любопытством видеть творца; когда слышим о достохвальных человеколюбивых деяниях, наши взоры желали бы почить на груди, в коей бьется сердце столь доброе; когда внемлем славе сильных земли, наше воображение устремляется в места их пребывания, и мы почитает себя счастливыми, если можем поставить себя пред ними. Впрочем, видя лице мудреца, еще не видят его мудрости; взирая на добродетельного, не видят добродетели; обозревая великолепие, окружающее сильных, не видят того сильного духа, который проходит и движет огромные члены государственного тела. Телесный взор объемлет только тело, но видеть Бога – конечно, уже не сим бренным оком – есть созерцать (но возможности ограниченной твари) и Его премудрость – и озаряться от нее всегда новым светом познания, и Его благость – и исполнятся от нее любви и радости бессмертные, и Его величие – возвышаться до блаженства чистейших духов. Если не ослепленный страстями, не омраченный предрассудками разум находит удовольствие, рассматривая следы Божества в царстве природы; если верующая душа погружается в восторгах, проходя мысленно чудесные пути благодати в ея таинственном царстве; то что должен чувствовать тот, кто, оставя сии неотдаленныя области Вседержителя, проник бы во внутренность державы Его, вступил бы в Его бессмертный град, ощутил бы всюду – и окрест себя, и в себе, Его славное присутствие? Если мы любим слушать, как сии видимые небеса в безмолвии поведают славу Божию ( Пс.18:2 ), малейшее насекомое возвещает величие Творца; то что, если бы в небесах небес, вместо сияния мертвых тел, мы узрели свет бессмертных духов, – вняли бы немолчному их славословию, соединили бы с хором их наши гласы, научились бы, изливая, так сказать, хвалы в Бога, почерпать из Бога неиссякаемую радость? Богодухновенный царь, который, кажется, научился у Серафимов песням их и старался, сколько можно, совершеннее испытать небесное их упражнение – славословить Царя царей, не ожидает и там другого блаженства, как быть ближе к Нему и вечно хвалить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Мудрецом нашим постигается и это изречение: Если не возненавидите вы отца и мать, а к этому и собственной вашей жизни и не возьмете на себя знамения Моего ( Лк. 14:26, 27 )... Мудрец наш презирает связи плотские, в себе скрывающие сильнейшие соблазны к удовольствиям плотским; великодушно он пренебрегает всеми делами плотскими и питанием плоти. С не меньшей энергией он вооружается и против души телесной 920 . Он в узде держит дух непокорный и неразумный, потому что плоть воюет против духа ( Гал. 5:17 ). Знамение же носить значить заживо быть погребенным, так чтобы, живя в земном сем теле, отрекаться ото всего существующего, ибо любовь неодинакова в том, кто сеет в плоть ( Гал. 6:8 ) и в том, кто воспитывает в себе душу, предназначенную для вмещения познания, до способности к тому. Так мудрец наш добродетель обращает себе в привычку. Вследствие сего благодеяния его многочисленнее чем слова. Он молит Бога, чтобы Он освободил его собратьев от некоторой доли грехов, ответственность за оные принимая на себя, лишь бы способствовать исповеданию ими их веры и их обращению. Всегда готов он с дражайшими своими друзьями поделиться благами, кои ему принадлежат. За то и они воздают ему любовью за любовь. Трудясь над развитием в себе Божественного способа возделывания вложенных в него семян спасения, препорученного нам Господом ( Мк. 4:20 ), он пребывает свободным от всех пятен, оставаясь человеком властвующим над самим собою и воздержным. Ваши взоры видят его здесь на земле; но на ней удерживает его лишь плоть эта; в действительности же он и на земле живет как дух, ибо он пребывает оным в сонме святых, коим подобен. Так как от исполнения Господних заповедей он не отказывается ни днем ни ночью и предан оным и на словах и на деле, то несказанная посему бывает радость, какую испытывает он не только утром, вставая от сна ( Сир. 31:22 ), не только в полдень, когда солнце достигает половины своего дневного пути, но и во время прогулок, во время сна, снимает ли он с себя одежды или облекается в них, наставляет ли когда он сына своего, если есть такой у него; всегда ненарушимо союз поддерживая с заповедями и обетованиями, постоянно с благодарственной молитвой на устах подобно аллегорическим тем животным (серафимам), у пророка прославляющих Бога ( Ис. 6:2, 3 ), всегда он победоносным оказывается в искушениях и среди их повторяет: Бог дал, Бог и взял ( Иов. 1:21 ). Таким был и Иов, который, в пламенной своей любви к Богу, равнодушно относился к потере благ внешних, даже к своему здоровью, ибо он был человеком праведным и святым, воздерживавшимся от всякого зла ( Иов. 1:1 ). Святым... Под этим словом разумеется совокупность обязанностей, соединяющих нас с Господом и все предначертание правил жизни нравственной. Иов, обладавший знанием сих законов, был следовательно мудрецом истинным, гностиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

О Мадрасе Ширдор Абу Тахир Ходжа говорит, что по своей громадности она не вмещается в сосуд воображения и мысли. Высота ее свода вознесена подобно арке небес и, как бы в знак этого, на ее фронтоне изображено солнце в соединены с созвездием льва 239 . С двух сторон входной арки ее возвышаются два купола и подле каждого из них высокий минарет, украшенный цветными изразцами, что вызывает удивление и восторг, как у людей благородных, так и у простых смертных 240 . При этой мадрасе состоит 1 мударрис и до 100 учащихся мулл, размещенных в 60ти кельях. Дарсханы (аудитории) 2. Содержание Мадраса получает из вакуфов (торговая лавки в Самарканде и Бухаре); мударрис получает около 200 руб. в год, а учащиеся муллы около 5 рублей каждый. Мадраса Тиллякори имеет также большие размеры и красивую изразцовую отделку, в которую входит и золото, давшее ей название 241 ). В 1234 г. X. (1820–1821 г.), во время землетрясения, красивый фасад этой мадрасы обвалился, но, по распоряжению бухарского эмира СеидХайдара, был восстановлен в первоначальном виде. При этой мадрасе полагается 2 мударриса, но один выбыл, находя невозможным существовать на скудное содержание, получаемое из вакуфов. Учащихся мулл в мадрасе 80–85; келий для них 54. Дарсханы 2, но одна разваливается. Вакуфные доходы незначительны, так что на долю мударриса достается не более 120 руб. в год. Мадраса ШейбаниХана была начата постройкой в конце жизни этого хана, который был намерен выстроить ее столь обширною, как «площадь надежды» и столь высокою, «как зенит неба», но погиб в сражении с Иранским Шахом Измаилом 27 ша " абана 916 г. Хиджры 245 . Тело его было привезено без головы в Самарканд и похоронено при начатой им мадрасе. Сын его, ТимурМухаммадСултан, вступив на трон отца, продолжал начатую постройку, но также не довел ее до конца, так как в 920 (1514) г. «попугай чистой его души отлетел из земной клетки в высший мир». Тогда приступила к постройке мадрасы вдова умершего – МихрСултанХаным. Возымев в сердце своем мысль «оставить на лице времени доброе имя, которое не могли бы смыть земные наводнения», она пригласила искусных архитекторов, чудесных строителей и опытных мастеров и приказала им выстроить рядом со строящейся мадрасой и другую, столь же великолепную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 920 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константинопольский Собор 920 года , примиривший церковные партии, расколовшиеся из-за четвертого брака имп. Льва VI По возвращении на патриарший престол Николай Мистик принял меры для восстановления церковного единства, в т. ч. общения с Римской Церковью , прерванного из-за утвержденного ею четвертого брака имп. Льва VI . Он отправил папе Анастасию III , а после его смерти (913) папе Иоанну X послания с просьбами прислать легатов в Константинополь для совместного осуждения четвертого брака и запрещения его христианам. В 919 году Зоя Карвонопсина, четвертая жена имп. Льва, была отстранена от власти и пострижена в монастыре св. Евфимии с именем Анна. Управление государством перешло к тестю имп. Константина Багрянородного патрицию и друнгарию Роману Лакапину . При его содействии 15 июля 920 года в Константинополе был созван Собор " николаитов " и " евфимитов " , на котором был составлен " Томос единения " , объявлявший четвертый брак безусловно недозволительным и недействительным, как запрещенный Церковью и недопустимый в христианской стране. В " Томос единения " были включены постановления и о дозволенных браках: Собором было положено примирение " николаитов " и " евфимитов " . В память об этом в Константинополе установили ежегодный крестный ход из церкви Св. Ирины в храм Св. Софии, где патриарх в присутствии царя совершал литургию, а затем с амвона провозглашались постановления Собора 920 года. Патриарх Николай отправил Римскому папе Иоанну X письмо с пресвитером и кубикуларием Евлогием, в котором просил подтвердить соборные постановления, т. е. прежде всего осуждение четвертого брака, и объявить, что четвертый брак имп. Льва был утвержден лишь по его требованию, а не по правилам Церкви. Только при этом условии имя папы могло быть снова внесено в диптихи Константинопольской Церкви (откуда оно было изъято вследствие того, что Римский престол поддержал нарушителей канонов ). В 923 году, после повторного послания патриарха Николая папе Иоанну X, в Константинополь прибыли папские легаты епископы Феофилакт и Кар, которые осудили соблазн, внесенный четвертым браком имп. Льва. Общение между Константинопольской и Римской Церквами было, т. о., восстановлено; в ознаменование этого патриарх и легаты совершили вместе литургию и приобщились Св. Таин.

http://drevo-info.ru/articles/13679365.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010