Бегство в Египет. Роспись Агачалты-килисе близ Белисырмы. VII–IX вв. В долине Ыхлара находится Эгриташ-килисеси («Церковь у падающего камня», ц. Пресв. Богородицы), на вост. своде и в алтарной части к-рой сохранились фрески 2-й пол. IX - нач. X в. Церковь украшалась в неск. этапов. Первоначальная декорация могла относиться к доиконоборческому периоду, ее сменила фресковая роспись 2-й пол. IX - нач. X в. На вост. стене по сторонам алтарной арки фрагментарно сохранились фигуры святителей Григория Богослова и Василия Великого. В центре вост. свода изображен большой крест с драгоценными камнями, по сторонам которого в 3 регистрах располагаются евангельские сцены с длинными пояснительными надписями. На юж. склоне сохранились композиции евангельского цикла - от «Благовещения Пресв. Богородицы» до «Бегства в Египет». На сев. склоне в верхнем регистре изображена Богоматерь на престоле с 4 архангелами по сторонам: Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом (?). Ниже - «Благовещение у колодца» и «Поклонение волхвов», представленное в 4 отдельных сценах редкой иконографии. В 1-й наполовину утраченной сцене в зап. части свода изображены 3 волхва с дарами - с высокими цилиндрическими сосудами в руках. Во 2-й сцене справа представлен волхв Мельхиор, подносящий дар благословляющему Христу-средовеку (изображен с бородой), сидящему слева на небольшом престоле. Третья сцена аналогична сцене с Мельхиором - свой дар подносит Каспар. В 4-й сцене также справа изображен юный Валтасар с даром, а слева - спеленатый Младенец Христос, лежащий в кроватке. Эти сцены свидетельствуют об использовании художниками текстов и иконографических образцов вост. происхождения, где особо почитались волхвы. Ниже располагаются сцены из Страстного цикла «Умовение ног» и «Моление о чаше». В своде апсиды находилось изображение Иисуса Христа во славе, позднее замененное образом Богоматери на престоле с архангелами по сторонам. В нижнем регистре - фронтальные фигуры святых. Стиль росписи относится к вост., сирийскому направлению народного монашеского искусства. Пространная вкладная надпись сообщает, что церковь украшали росписями также при визант. императорах Константине VII Багрянородном (913-920, 945-959) и Романе I Лакапине (920-944) и что она посвящена Пресв. Богородице. К X в. могут быть отнесены изображения св. Кириакии и донатриссы (вкладчицы).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В 142 г. до Р. Х. была образована рим. пров. Ахайя, но полис Спарта (к-рому принадлежала Кифера) сохранял в ней автономный статус до 86 г. до Р. Х. После победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором было введено прямое рим. управление (сенатская провинция; с 31 г. до Р. Х. по 44 г. по Р. Х. имп. провинция, затем снова сенатская). Но при этом Октавиан Август провозгласил спартанского магната Гая Юлия Эврикла «игемоном» Лакедемона в знак благодарности за помощь в битве при мысе Акций. Эта должность была встроена в систему рим. администрации, но Эвриклу были предоставлены некоторые дополнительные полномочия в управлении ранее автономной Спартой, а Кифера стала его личным владением. Городская жизнь развивалась и в римский период, о чем свидетельствуют раскопки в Палеополи, Кастри и на горе Палеокастро. Жители Антикиферы оказали вооруженное сопротивление римлянам, к-рые стали использовать остров как место ссылки. В позднерим. период из-за землетрясений Кифера опять пришла в запустение. На острове решила укрыться прмц. Елеса , чтобы избежать брака с язычником и вести отшельническую жизнь, но она была найдена и казнена своим отцом (ок. 375 (?)). Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Впосл. остров был снова заселен, раскопки в Кастри показали, что город на этом месте процветал в VI - нач. VII в., но был оставлен жителями в сер. VII в. К 1-й пол. VI в. относится мозаичный пол в ц. св. Иоанна Предтечи близ Потамоса, к VII в.- напольные мозаики со сценами охоты в ц. вмч. Георгия Победоносца «сто Вуно» близ Авлемонаса, 2 церкви в окрестностях Кастри - св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Пантелеимона (построена на месте раннехрист. базилики) - датируются VII в. Новое запустение Кифиры было вызвано нападениями арабов. Об отсутствии жителей свидетельствует и Житие прп. Феодора Кифирского, уроженца г. Корона на Пелопоннесе, к-рый подвизался на Кифире в заброшенной ц. мучеников Сергия и Вакха при имп. Романе (Романе I Лакапине (920-944) или Романе II (959-963)).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

Село Пятина Языкова (Барская Пятина, Богоявленское тож). Храм Богоявления Господня с теплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери – каменный, построен в 1770 г. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Земли 36 дес. Жалования 539 руб., братского дохода 780 руб. Дома для священника и псаломщика церковно-общественные. Прихожан муж. пола 920 душ, жен. пола 944 души. Приход состоит из села и деревни Рейтар; в селе имеется церковно-приходская школа. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Языкова Пятина – русское село в Республике Мордовия. В 1869 г. это было владельческое село из 118 дворов. В середине 18 в., на самом высоком месте в деревне, была построена церковь Богоявления Господня. Изначально храм существовал в " чистом " виде, звонница стояла отдельно. Её стиль определяется типом " ротонда на четверике " , характерным для провинциального барокко. Позднее, в 19 в., к храму была пристроена трапезная, а звонницу перестроили в колокольню. Храм является памятником архитектуры и символизирует эпоху религиозного зодчества конца 18 в. В 2009-2014 г.г. проводились реставрационные работы креста, главки, шатра, кирпичной кладки наружной и внутренней третьего яруса колокольни, ограждения третьего яруса колокольни, усиление кирпичной кладки, разборка оконных и дверных проемов, изготовление и установка оконных коробок по старому образцу, дверных проемов и дверей, отделочные работы фасадов, внутренних поверхностей - стен, потолков, полов, устройство новой отмостки. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04457

Обычно, говоря о монархии, полагают, что речь идет о единоличной власти. Но куда отнести византийское «многоцарствие», при котором на престоле находилось до семи и более (!) равных по своему статусу и легитимных царей!? Словно целенаправленно игнорируя будущую «теорию монархизма», Византия постоянно допускала в случае необходимости наличие на троне почти неограниченного количества царей. Масштабный прецедент на сей счет создал император Роман I Лакапин (920-944), надеющийся таким способом обеспечить легитимность своей семьи помимо законного в глазах общества наследника Константина VII Порфирородного (945-959). Вначале Роман приказал венчать на царство своего старшего сына Христофора (921-931), затем привел на престол одного за другим сыновей - Стефана (924-945) и Константина (924-945), после них - внука Михаила (931-945), сына Христофора, невесток Анну и Елену. Если присоединить к списку императора Константина Порфирородного и его сына Романа II (945-963), а также императрицу Елену, жену Константина VII, то картина получится чрезвычайно живописной. Интересен и другой пример на ту же тему – краткий период примирения императрицы Анны Савойской (1326-1359) и Иоанна VI Кантакузена, когда на престоле оказалось сразу шесть царей: Анна Савойская, Иоанн VI Кантакузен и его супруга царица Ирина, Иоанн V Палеолог и его жена императрица Елена Кантакузен. Позднее к ним присоединится Матфей (1353-1357), сын Кантакузена. И хотя на практике превалирует обычай, а иногда и писаный закон, закрепляющий наследственную преемственность монаршей власти, очень часто то или иное лицо получало права на корону вследствие избрания на царство. Уже в Древнем Риме власть царей никогда не признавалась наследственной, они всегда избирались. После смерти очередного монарха десять сенаторов как бы облекались властью по управлению Римским государством, им же поручалось подыскать нового царя. Выбор кандидата в цари на куриатском собрании, ауспиции, гадание жрецов на внутренностях жертвенных животных и т.п. совершались в присутствии народа; это и была церемония утверждения сенатом нового царя .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

«А от Царьграда до святой Пятницы, говорит Антоний, день пешему идти (кругом Золотого Рога). Не дошед же Пятницы мало, святая Евфимия в теле лежит, и святая Пятница в теле лежит, и носят на перенос; от нее святая Елена девица лежит». Народное почитание Параскевы началось в Византии в силу легендарной связи самого ее имени с днем крестной смерти Христа. Миниатюра известного кодекса Григория Богослова в Национальной Библиотеке Парижа за 510, исполненного между 880 и 885 годами, представляет нам в иконе Недели Пасхи или Нового Воскресения рядом со св. Еленою и Параскеву, держащую орудия Страстей 133 . Известно, затем, что особая популярность жития Параскевы в русско – славянской области зависела от слияния легенды с славянским олицетворением Пятницы 134 , но основания культу Пятницы, развившемуся особенно в XIII веке были положены, видимо, в Греции и именно в данную эпоху. Ко времени Льва относятся, наконец, монастырь Каллии или Кавлия, церковь великомуч. Варвары у ворот этого имени (на нын. мысу Сераля), уступленная в 991 г. Венецианцам и храм Богородицы, основанный патрицием Константином Липс и потому называвшийся Богородицею Лива (to%u Dibéov), вместе с монастырем и приютом вблизи храма Апостолов; церковь эта существует и доселе. При Романе Лекапене (920 – 943) построен обширный женский монастырь Мирелей, где и погребен он с семьей и где постриглись потом многие императрицы, близ гавани Феодосиевой, и церкви Евангелиста Богослова в Двуконнике и Пантелеймона. При Константине Багрянородном (944 – 959) монастырь имени Ставракия и, быть может, церковь Богородицы Нерукотворного Образа; монастырь Павла во дворце украшен золотыми эмалевыми иконами. При Иоанне Цимисхии (969 – 975), знаем только одну постройку церкви Спаса в Хальке во дворце, по случаю победы над Святославом. От царствования Василия II Болгаробойцы (976 – 1025) не имеем никаких известий кроме как о перестройке купола Софии и землетрясении, разрушившем несколько церквей, но это отсутствие известий вполне понятно и объясняется состоянием Империи и личным характером правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В 924 г. в результате заговора был убит имп. Беренгарий I Фриульский (915-924), пользовавшийся поддержкой папы Римского Иоанна Х. Заговорщики пригласили в Италию кор. Бургундии Рудольфа II; вскоре в стране начались междоусобицы. По инициативе понтифика в Италию был приглашен гр. Гуго Арльский, приближенный кор. Прованса Людовика III Слепого. В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, прибыл в Мантую и заключил с Иоанном Х договор, согласно к-рому брат понтифика Петр должен был получить маркграфства Камерино и Сполето; данный договор нарушал наследственные права потомков М. В 926/7 г. М. вступила во 2-й брак с маркгр. Тосканы Гвидо, братом Гуго Арльского. Возглавив враждебную понтифику партию, Гвидо и М. организовали заговор, в результате которого Петр был убит, а Иоанн Х заключен в темницу, где вскоре скончался (по сообщению Лиутпранда, папа был задушен по приказу М. и ее мужа). В браке с Гвидо М. родила дочь Берту. В 928/9 г. Гвидо скончался. Период с 928 по 931 г. стал временем наибольшей политической активности М., принявшей титулы «сенатриссы» и «патрицианки». Рим. престол поочередно занимали ставленники М.: Лев VI , Стефан VII (VIII) и ее сын Иоанн XI. М. отправила посольство к визант. имп. Роману I Лакапину (920-944) для переговоров о браке его сына с одной из своих дочерей; послы вернулись в Италию в 933 г., уже после того как М. утратила власть. В 932 г. М. примирилась с кор. Гуго Арльским и вступила с ним в брак. Лиутпранд называл этот союз незаконным и кровосмесительным, т. к. М. стала супругой брата своего покойного мужа, от к-рого у нее уже были дети. Гуго прибыл в Рим, привлеченный перспективой имп. коронации. Однако в дек. 932 г. Альберик II поднял бунт против Гуго и М., захватил власть в Риме и добился изгнания отчима из города. Лиутпранд сообщает, что М. бежала вместе с Гуго, однако по другой, более вероятной версии, она осталась в заключении в Риме. О ее дальнейшей судьбе сведений нет. Скорее всего М. скончалась до 936 г., когда Альберик договорился с Гуго о женитьбе на его дочери Альде Провансской. В документе 945 г. о ней говорится как об умершей. Поминовение «сенатриссы» М. указано под 28 июня в некрологе мон-ря святых Кириака и Николая на Виа-Лата, где, возможно, она была похоронена (Necrologi i libri affini della Provincia romana/Ed. P. Egidi. R., 1908. Vol. 1. P. 42).

http://pravenc.ru/text/2562380.html

Три двери ведут из внутренняго притвора во внешний. У северной двери найден вделанный лицевою стороною в стену карниз, из дикого камня, с трехстрочною надписью. В ней говорится о каком-то гражданине, прославленном за издержанные им, во время бытности агораномом, три тысячи динариев на храм Афродиты». «Из этой надписи легко объясняется, откуда в византийском храме взялось столько памятников, явно принадлежащих, по чистоте своего искусства, древнейшему зданию. Не подлежит, сомнению, что церковь эта, как и все почти Херсонитские церкви, выстроена из остатков языческого капища. Но хотя приведенная надпись относится и к языческой эпохе, однако, из ошибочного ее правописания видно, что она возобновлена или вновь сделана, во II или III столетии. Эта привязанность херсонитов к идолопоклонству подтверждается их историею. В продолжение первых двадцати лет IV столетие они убили четырех своих епископов: свв. Василия, Евгения, Елиидия и Агафодора. Поэтому можно допустить, что, усердствуя к идолопоклонству, херсониты до IV столетие продолжали возобновлять старые капища, или строить новые. Из этой надписи видно также, что храм сей вначале быль посвящен Афродите, но в честь какого праздника или святого освящена потом эта церковь – сказать теперь невозможно. – Византийские летописи о Корсунских церквах не говорят ни слова; в летописи Нестора и в рукописи «О перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни» упоминается только о четырех тамошних церквах. Но одна из них, выстроенная между 320–325 г. епископом Еферием I, совершенно не тех размеров, как настоящая. – Другая, во имя св. Василия, в которой крестился Великий Князь Владимир, стояла в средине города, а открытая церковь выстроена на краю его, на северном приморском береге. – Третья церковь выстроена была св. Владимиром, а о четвертой, во имя свв. Апостолов упоминается в житии св. Климента. Очевидно, что, по этим сведением, трудно определить название отрытой церкви». «Что касается до времени основания сего храма, то, судя по данной ему форме базилики, постройку его должно отнести к царствованию Константина Великого . Это подтверждается и найденными при местных разрытьях медными монетами, которые все позднее его времени: Валентиниана I (384–395), Элии Флакциллы, супруги Феодосия, Аркадия (395–408), Феодосия младшего (408–450), Василия (867–886) и Романа I (920–944). Нужно еще заметить, что здесь найдены куски стекляной мозаики, украшавшей свод храма, и что на сохранившихся стенах его видны следы живописи, которую, по-видимому, несколько раз подновляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Или же они запрещали посягать на имущества, которыми уже владела церковь . Император Алексей Комнин хрисовулом запрещает своим преемникам пользоваться церковными имуществами в случае нужд государственных 129 . Тот же император другим указом определял следующее в пользу духовенства: чтобы ни в каком случае, даже в самых тесных обстоятельствах времени, духовные лица церкви восточной не были лишаемы их доходов 130 . Иногда императоры в пользу церкви делали чрезвычайные приношения, свидетельствовавшие об их религиозности. Император Иоанн Цимисхий из своего похода в Сирию и Палестину возвращается в Константинополь со многими реликвиями. Между этими реликвиями особенно замечательны: сандалии Спасителя и волоса Иоанна Крестителя еще мокрые, как бы сейчас окровавленные; первая реликвия пожертвована императором в церковь Богородицы во дворце, вторая -- в храм Спасителя, построенный самим Цимисхием. В числе военной добычи привезен был в Константинополь также и чудотворный образ распятия Спасителя 131 . Но самым знаменитым приношением, какое когда либо получала церковь Константинопольская, благодаря усердию императоров – это было приношение Едесского образа. Император Роман I (920–944) принес его из похода на Арабов. Известно происхождение этого образа 132 . Слава этого образа ничуть не померкла и в то время, о котором мы говорим. Из истори этого образа распространены были дивные рассказы. Напр. рассказывали, что благочестивым царем Авгарем образ этот был поставлен на воротах города для чествования всеми, кто входил и выходил из города. Но сын Авгаря был человеком неблагоче- стивым, т. е. язычником, и потому христиане, чтобы предохранить образ от поругания, замуровали его в стену, поставив пред ним лампадку. Прошли века. Однажды было кому то откровение о том, где скрыт образ. Разломали стену, где указано было, нашли образ и пред ним еще непогасшую лампаду. Чудеса от этого образа были бесчисленны. Отцы одного собора, чтобы доказать императору Феофилу, иконоборцу, законность почитания образов, ссылались на чудеса Едесского образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Круговые греч. надписи содержат традиц. евхаристические тексты. В письменных источниках такие сосуды упоминаются среди имп. даров или возвращенных трофеев. Так, по свидетельству Анны Комниной, имп. Алексей I Комнин отправляет в дар герм. кор. Генриху IV чашу из сардоникса и кубок из горного хрусталя, а историк Никита Хониат описывает «прекраснейший и необыкновенный крест, который был высечен из драгоценного светящегося камня и на котором искусство живо изобразило божественный лик несравненной красоты» (цит. по: Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. М., 1978. С. 116). Вазы из хрусталя постоянно упоминаются среди трофеев крестоносцев. Такой добычей стал в свое время алебастровый дискос XI в. в серебряной позолоченной оправе, хранящийся в соборе Сан-Марко в Венеции, к-рый украшает выполненное в технике перегородчатой эмали на золоте изображение благословляющего Христа. Хранящийся в том же собрании потир имп. Романа, имеющий греч. надпись: «Господи, помоги Роману, православному императору», относится к вотивным образцам. Из надписи не ясно, по заказу какого имп. Романа I Лакапина (920-944) или Романа II (959-963) был выполнен этот сосуд. Чашу из сардоникса античной работы в X в. оправили в серебро, украсили жемчугом и 15 золотыми пластинками с перегородчатой эмалью, представляющими Христа, Богоматерь, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, 4 евангелистов, 2 архангелов, святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. Исполненные в это же время камеи с изображениями святых украшали оклады икон, литургические книги и священные облачения, а также потиры и дискосы. Рус. паломник Добрыня Ядрейкович (буд. архиеп. Антоний Новгородский) в сер. XII в. описал дискос, вклад равноап. кнг. Ольги в храм Св. Софии К-польской, с таким резным камнем: «На блюде же Олжине [Ольги] камень драгий, на том камне написан Христос… у того же блюда все по верхови жемчугом учинено». Потир имп. Романа. 940 г. (сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) Потир имп.

http://pravenc.ru/text/387113.html

446 В монастыре Студийском, по приказанию Льва, был пострижен друнгарий флота Евстафий, по нерадению или измене которого был взят сарацинами город Тавромена в Сицилии; 447 сослуживец Евстафия Карамал за ту же вину был пострижен в монастыре Пикридия. 448 Придворный Константин, которому Лев впоследствии построил монастырь в Носиях, по подозрению в интимности с императрицей Зоей был пострижен в монастыре Тарасия, откуда был потом переведен в монастырь Самоны-Спира. 449 Сам Самона за сочиненный им пасквиль на императора Льва был заключен сначала в монастыре патриарха Евфимия, а потом в монастыре Мартинакия. 450 Монастырь Далмата был местом заключения Феодора Сантаварина, любимца императора Василия и врага его сына Льва, 451 а монастырь Диомида – монаха Евфимия, протестовавшего против второго брака императора Льва с Зоей, дочерью Цауца. 452 Как ни много благоволили к монахам Василий Македонянин и Лев Философ, но, кажется, обоих их превзошел в этом отношении Роман Лакапин, соправитель Константина Порфирогенета (920–944). «Кто может изобразить, – говорит один из византийских писателей, – доверие ( πστις), какое Роман имел ко всем монахам, в особенности же – к знаменитым своей святостью и благочестием? Они никогда не пропускали мимо ни одного славного добродетелью монаха без того, чтобы не рассказать ему с большими слезами о своих делах». 467 «Император, – говорится у того же писателя в другом месте, – имел неограниченное доверие ко всем монахам». 468 Это доверие и уважение царя выразились в широкой благотворительности в пользу монашества. В зиму 931 года, ознаменовавшуюся многими народными бедствиями, Роман дважды в неделю – в среду и пятницу – сажал с собой обедать троих бедных монахов, а по окончании стола давал каждому еще по одной номисме. Во время трапезы, по монастырскому обычаю, царь приказывал читать душеспасительные книги. Сам он обыкновенно слушал чтение с особенным вниманием и, сокрушаясь сердцем, горько плакал. 469 Роман ежегодно рассылал богатые вклады по монастырям, находившимся на Олимпе, Афоне, Латре, Кимине, Варахее 470 и Золотой Скале, 471 неусыпно заботился о подвизавшихся там монахах, приглашал наиболее замечательных из них к себе и просил у них благословения и молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010