Роман I Лакапин (годы правления 920944) – выходец из Лакапы, друнгарий (командующий) флота, опиравшийся в борьбе против группировки малоазийского феодала Льва Фоки, сына Никифора Фоки Старшего, на константинопольский плебс. По его приказу были сожжены все долговые обязательства горожан и выплачена их квартирная плата. В 919 г. Роман выдал замуж свою дочь Елену за малолетнего императора и стал соправителем (920 г.), а с 921 г. императором. В 921 г. он провозгласил соправителем своего старшего сына Христофора (умер в 931 г.), а в 924 г. соправителями стали его младшие сыновья Стефан и Константин. Роман добился также избрания патриархом своего 16-летнего сына Феофилакта (933 г.). В 944 г. в результате переворота, возглавленного Стефаном и Константином, он был низложен и сослан на остров Прота, где вскоре скончался. Правление Романа I Лакапина – это время господства сановной знати, заинтересованной в сохранении прежней налоговой системы. Новеллы императора (922 г. и 934 г.) были изданы в интересах столичной аристократии и обеспечивали потребности государства в налогах и военной силе. С этой целью было восстановлено преимущественное право общинников на покупку земли и, напротив, было запрещено динатам (представителям феодально-земледельческой знати) приобретать крестьянские участки в тех селах, где у них не было собственного имущества. Роман I расширил земельные владения василевса за счет завоеванной восточной области Мелитины. Ему удалось подавить волнения в провинциях Южной Италии (920921), восстание славянских племён Пелопоннеса (ок. 922 г.) и восстание крестьян в Македонии (ок. 932 г.). В годы правления Романа Лакапина было построено много монастырей, монахам выплачивалась руга. По требованию монашества было запрещено празднование языческих брумалий. Ок. 930 г. Роман I Лакапин построил надгробный двухэтажный храм Мирелайон в Константинополе. Роман Сладкопевец (ок.490ок.560) уроженец сирийского города Эмеса, диакон Берита (совр. Бейрут) и Константинополя, знаменитый гимнограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сб. – 1927. – Вып. 2. – С. 179, рис. 37–38; с .181, К захоронениям IV в. до н.э. по тем или иным основаниям можно отнести около 70 погребений, главным образом, в простых грунтовых ямах (Рогов Е. Я. Херсонес и варвары Юго-Западного Крыма в IV в. до н.э.//Античный мир и археология. – Саратов, 2002. – Вып. 11. – С. 149). Судя по описи вещей, найденных во время раскопок А. С. Уварова, в гробницах около Карантинной бухты были монеты с I в. до н.э. до X в. н.э. (Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.). – СПб., 2002. – С. 528). Вырубные могилы древнегреческой эпохи, перекрытые каменными плитами, продолжали использоваться христианами для погребальных нужд. Наиболее интенсивно это происходило в V–__VI вв. Склепы, сооруженные в массе своей во II–IV вв. и лишь немногие позже, тоже служили весьма долго и, превратившись в места многократных ингумаций, порой были заполнены костями на метр и более, до верха. К. К. Косцюшко-Валюжинич в соответствии с традициями археологии своего времени, называл их все «катакомбами», хотя новые исследования типов могил показывает, что это был неоднозначный термин (ср.: Saint-Rock P. Le cimetiere de Basileus ou coemeterium sanctorum Marri et Marcelliani Damascque. – Citta del Vaticano, 1999 (Roma Sotterranea Cristiana, XII). Применительно к Херсону под этим словом кроется обозначение вырубного однокамерного склепа с нишами-лежанками, локулами. Некоторые из «катакомб» оказались с закладными плитами, прочно замазанными цемянкой, то есть не тронутыми после того, как в них совершили последнее погребение. Именно таким является склеп 2052 традиционной «кубовидной формы» с тремя нишами-лежанками (2,04 X 2,04 X 1,68 м), обнаруженный на месте скотного двора Херсонесского монастыря. Среди четырех монет здесь оказалась одна императора Маврикия (582–602) с шестью просверленными дырочками, литая херсонская монета Романа I (920–944) и «две восточные», а из вещей – пастовые и янтарные пронизи, 4 раннесредневековых медных браслета с заостренными или утолщенными тупыми концами, столько же бронзовых серег-колец, одна из которых с характерной подвеской в виде пирамидки из шариков, 2 бронзовых колокольчика, подвеска (?) в виде бронзового крестика с закругленным концами, образующими кружки с дырочками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современники знали, что Мандилион не платок, а Плащаница. Рис. 2. .Иллюстрация гипотезы Яна Вильсона о том, как сложенную ткань Плаща-ницы укрепили на раме и накрыли окладом с решетчатым орнаментом. (Из книги Вильсона, 1979). Современники знали, что Мандилион не платок, а Плащаница. Так, в тексте древнего гимна сирийских христиан (590) говорится, что в Сирийской Церкви гостило «изображение Христа, созданное без участия рук», и что «изображение возникло из крови, воды и пота Иисуса» и находится «на полотне большой длины». Придворный врач Смыр (VII в.) писал, что Мандилион является полотном, на котором изображено всё тело Христа. А египетский историк Феофилат (VII в.) сообщал, что во время войны против персов (587–590) Мандилион был развернут и показан во всей полноте для воодушевления солдат. В Эдессе Мандилион хранился в кафедральном соборе Святой Софии, и его дважды в году в торжественной процессии выносили из храма. «Никому не позволялось приближаться к святому изображению, смотреть на него и тем более касаться его губами… Только архиепископу дозволялось приближаться к святому Божественному образу», – сказано в византийском документе X века об этом церемониале (отметим для себя эту особенность: то же самое мы позже найдем у ордена тамплиеров). Рис. 3. Иконы, на которых изображен Мандилион все однотипны, что указывает на воспроизведение одного исходного образа (Из книги Вильсона, 1979). В 639 году Эдесса перешла под власть Арабского халифата, однако святыня не пострадала и была сохранена христианами. Мандилион в Константинополе В 943 году армия византийского императора Романа I Лакапина (920–944) осадила Эдессу и предложила эмиру вернуть Мандилион христианам за богатое вознаграждение. После долгих переговоров Мандилион был наконец доставлен в Константинополь 15 (28) августа 944 года на праздник Успения Богородицы . У Золотых ворот города святыню встречали император Роман, его семья, духовенство и массы верующих. Как сообщает Псевдо-Симеон Магистр (X в.) в своей «Хронике», той же ночью во Влахернском храме члены императорской семьи «собрались, чтобы разглядеть на святом полотенце Сына Божиего … Сыновья императора сказали, что они увидели только то, что это лицо. Но зять императора Константин сказал, что он видит глаза и уши». Это не удивительно, потому что изображение на известной нам Плащанице видно только с расстояния 2–9 метров.

http://pravoslavie.ru/69968.html

324–337 Константин I 337–361 Констанций 361–363 Юлиан 363–364 Иовиан 364–378 Валент 378–395 Феодосий I 395–408 Аркадий 408–450 Феодосий II 450–457 Μаркиан 457–474 Лев I 474 Лев II 474–475 Зенон 475–476 Василиск 476–491 Зенон (вторично) 491–518 Анастасий I 518–527 Юстин I 527–565 Юстиниан I 565–578 Юстин II 578–582 Тиверий I Константин 582–602 Маврикий 602–610 Фока 610–641 Ираклий 641 Константин III и Ираклион 641 Ираклион 641–668 Костант II 668–685 Константин IV 685–695 Юстиниан II 695–698 Леонтий 698–705 Тиверий II 705–711 Юстиниан II (вторично) 711–713 Филиппик 713–715 Анастасий II 715–717 Феодосий III 717–741 Лев III 741–775 Константин V 775–780 Лев IV 780–797 Константин VI 797–802 Ирина 802–811 Никифор I 811 Ставракий 811–813 Михаил I Рангаве 813–820 Лев V 820–829 Михаил II 829–842 Феофил 842–867 Михаил III 867–886 Василий I 886–912 Лев VI Мудрый 912–913 Александр 913–959 Константин VII Багрянородный 920–944 Роман I Лакапин 959–963 Роман II 963–969 Никифор I Фока 969–976 Иоанн I Цимисхий 976–1025 Василий II 1025–1028 Константин VIII 1028–1034 Роман III Аргир 1034–1041 Михаил IV 1041–1042 Михаил V 1042 Зоя и Федора 1042–1055 Константин IX Мономах 1055–1056 Феодора (вторично) 1056–1057 Михаил VI 1057–1059 Исаак I Комнин 1059–1067 Константин X Дука 1068–1071 Роман IV Диоген 1071–1078 Михаил VII Дука 1078–1081 Никифор III Вотаниат 1081–1118 Алексей I Комнин 1118 1143 Иоанн II Комнин 1143–1180 Мануил I Комнин 1180–1183 Алексей II Комнин 1183–1185 Андроник I Комнин 1185–1195 Исаак II Ангел 1195–1203 Алексей III Ангел 1203–1204 Исаак II (вторично) и Алексей IV Ангелы 1204 Алексей V Мурчуфл 1204–1205 Константин XI Ласкарь 1204–1222 Феодор I Ласкарь 1222–1254 Иоанн III Дука Ватац 1254–1258 Феодор II Ласкарь 1258–1261 Иоанн IV Ласкарь 1259–1282 Михаил VIII Палеолог 1282–1328 Андроник II Палеолог 1328–1341 Андроник III Палеолог 1341–1391 Иоанн V Палеолог 1347–1354 Иоанн VI Кантакузин 1376–1379 Андроник IV Палеолог 1390 Иоанн VII Палеолог 1391–1425 Мануил II Палеолог 1425–1448 Иоанн VIII Палеолог 1449–1453 Константин XII Палеолог б

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказанное не означает, что теоретически постройке большой базилики не мог предшествовать несколько более ранний христианский храм. Именно ему могла принадлежать пятигранная апсида, остатки которой, если верить Д. В. Айналову, прослеживались под более поздней, полукруглой апсидой 358 . Во всяком случае, простирание ее оси равно около 77°, что на 37° отличается от ориентировки базилики и плана городской застройки 359 . Этому или другому разобранному раннему храму могла принадлежать небрежно вырезанная на плите известняка (0,37 х 0,35 х 0,22 м) однострочная ктиторская надпись V–VI вв., оказавшаяся заложенной в стену базилики, справа от входа. Ясно читаемая фраза euches charin указывает на то, что надпись содержала традиционную посвятительную формулу «в моление за...» 360 . Аналогичная по смыслу мозаичная греческая надпись из черных кубиков (урег euches Malchou kai panton t(o)n diapheronton autou – «B моление за Малха и всех родственников его») была оформлена в продолговатой рамке (17,5 х 69 см) в мозаичном полу базилики, но она, как и сам пол, едва ли может быть раныие начала VII в. 361 . Традиция делать мозаичные надписи, судя по находке в 1889 г. у входа в базилику бытовала у херсонитов в близкое время 362 . К слову, упомянутый Малх, судя по имени, выходец из сирийских кругов, мог быть не только ктитором, но и основателем самого кафоликона, после смерти удостоенный упокоения в нем. В большинстве случаев такие надписи являются посвятительными и связаны именно с ктиторами и основателями церквей, но иногда их использовали и в качестве эпитафий 363 . Рис. 225. Кладка opus mixtum южной галереи Уваровской базилики. Фото 2002 г. О. И Домбровский представлял строительство церковного архитектурного комплекса на Северном берегу в следующей последовательности: сначала в V–VI вв. была возведена малая базилика с триконхиальной апсидой (храм «А»), потом, в VII в. рядом с ней, западнее, была построена большая базилика 23), а затем и аула с галереями. Южная галерееобразная пристройка прямоугольной формы (примерно 30 х 5 м) появилась якобы не ранее конца IX–X в., если исходить из находок монет Василия I, когда был одновременно перестроен южный неф 364 . Однако в этой схеме не принято во внимание наличие явно ранней кладки opus mixtum в стене южной галереи (рис. 225; табл. 1), которая могла подвергнуться позднейшей перестройке вместе с базиликой. На это указывает находка во время раскопок графа A. С. Уварова заклада из 19 предполагаемых монет Романа I (920–944), если не монет с «ро», в обширной яме (1,52 х 0,94 х 1,42 м) недалеко от престола храма 365 . Тогда же в центральной апсиде появился небольшой одноступенчатый синтрон, сложенный на глине и, вероятно, были произведены перестройки во дворе аулы, тоже датируемые находками монет Василия I и Романа I 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

статьи Анакатарсис ; Василики ; Исагога ; Прохирон ). Богоматерь коронует имп. Льва VI. Резьба. 886-912 гг. (Berl. MSBK) Богоматерь коронует имп. Льва VI. Резьба. 886-912 гг. (Berl. MSBK) Правление имп. Льва VI Мудрого (886-912), в целом успешно продолжавшего политику своего отца, было омрачено династическим кризисом, вылившимся в противостояние императора и Патриарха. Ни Лев VI, ни его брат Александр не имели сыновей, что ставило под угрозу династию; лишь 4-я супруга Льва, Зоя Карвонопсина, родила ему сына Константина. Однако 4-й брак был явным нарушением канонических норм, утвержденных ранее самим же Львом VI, что ставило под сомнение легитимность долгожданного наследника. Вопрос о 4-м браке имп. Льва вызвал новый длительный раскол в обществе, к-рый был преодолен К-польским Собором 920, издавшим «Томос единения». Св. Александр благославляет имп. Александра. Номисма Св. Александр благославляет имп. Александра. Номисма После краткого правления имп. Александра (912-913) власть перешла к регентскому совету, правившему от имени юного Константина VII Багрянородного (913-959). Разногласия и интриги среди членов совета привели к политическому кризису, обострившемуся из-за войны с Симеоном Болгарским, к-рый в тот период угрожал захватом К-поля. В результате военного переворота к власти пришел флотоводец Роман I Лакапин (919-944), к-рый выдал свою дочь за Константина VII и был объявлен императором-соправителем. Роману удалось договориться с Симеоном, признав за ним и его наследником имп. (царский) титул. Вскоре Роман Лакапин приобщил к правлению 3 старших сыновей, а младшего Феофилакта сделал К-польским Патриархом (поставление было осуществлено в 933 приглашенными из Рима посланцами папы). В 944 г. сыновья Романа свергли и отправили в ссылку отца, однако сами не смогли удержать власть, к-рая перешла к «багрянородному» (т. е. рожденному в имп. покоях) императору - Константину VII (944/5), до этого долгое время имевшему лишь символическую власть. Новый император большое внимание уделял укреплению престижа гос-ва. При его непосредственном участии проводились исторические разыскания в области придворного этикета, гос. устройства, дипломатии.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. Сарыджа-килисе в Кепезе. Сер. XI в. По мере того как в X в. формировались крупные династии землевладельцев, увеличивалось и количество мон-рей, к-рые визант. знать основывала для поминовения усопших родственников и для собственного погребения. В Гёреме монастырские анклавы развивались в X-XI вв. вокруг кладбищ, относящихся к рим. эпохе. Скиты также стали появляться в это время, как правило, в непосредственной близости от поселений. Между монастырскими анклавами в Гёреме и крупнейшими художественными центрами Византии этого периода прослеживается связь. Определяющими для датировки церквей являются несколько построек с надписями, вокруг к-рых могут быть сгруппированы остальные памятники. Церковь св. Иоанна в Гюллюдере датируется по надписям 913-920 гг. Те же мастера работали над Старой Токалы-килисе в Гёреме. Обе церкви относительно просты по конструкции; имеют продолговатые цилиндрические своды, расписаны лентами сцен в повествовательной последовательности. Хорошо сохранившаяся Хачлы-килисе в Кызылчукуре скорее всего построена в это же время. Мн. церкви в долине Ыхлара датируются тем же периодом и представляют группу памятников, объединенных стилем росписей (по вкладной надписи, упоминающей визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-920; 945-959) и Романа I Лакапина (920-944), напр., Эгриташ-килисеси; по сходным росписям, видимо выполненным теми же мастерами, может быть датирована церковь 6 в Мавруджане (Гюзелёзе) и расположенная рядом с ней Араз-Атлы-килисе). Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. Трехчастный алтарь Старой Токалы-килисе в Гёреме. Ок. 950–960 гг. В X в. в К. получил распространение новый тип церквей с новыми программами росписи. В долине Соганлы ц. св. Варвары датирована по надписям 1006 г. (или 1021). Это еще простой по форме храм с цилиндрическими сводами, однако программа его росписи более соответствует конструкции крестово-купольных храмов (с планом типа вписанного креста). Самый ранний для К. пример нового типа храма - Кылычлар-килисеси в Гёреме (нач.- сер. X в.). Но, как и ц. св. Варвары, Кылычлар-килисеси является памятником переходного периода.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

(рис. 347) 1188 . С внутренней стороны плита со всех сторон, кроме низа, была выбрана глубокой широкой каймой для лучшего прилегания к отверстию входа. Следует обратить внимание, что в Херсоне это единственный пример специальной надписи на закладном камне, да и само имя редкое, с явной «этнической» лексеной. Рис. 345. План-схема куртины 1, башен 1–11 и рва со склепами. 1 – строительный период VI в.; 2 – второй строительный период VII–VIII вв.; 3 – строительный период башни 1а; 4 – третий строительный период IX–X вв.; А, – склепы В – склеп с закладной плитой с именем Гота (по А. И. Айбабину) Никаких вещей, даже простейшей бижутерии, а также досок, гвоздей гробов при костяках найдено не было. Надо полагать, покойных хоронили раздетыми, в саванах. Вероятно, не случайно склеп был устроен недалеко от комплекса построек с Западной базиликой, вероятно, городской киновии св. Леонтия, с наружной стороны куртины 1, и, очевидно, использовался до X в„ пока не попал внутрь оборонительного рва (см.: рис. 190. 46, 49). Ров был устроен одновременно с последними захоронениями верхнего яруса, сделанными через бреши в стенах склепов и обнаруженных в северо-восточной стене рва, на расстоянии 9 м от оборонительной стены (куртины 1) (см.: рис. 345. А, Б) 1189 . Здесь оказались материалы IX–X вв., в частности, монеты Льва V (813–820) и Романа I (920–944). Следовательно, разрушение юго-западной стороны обоих склепов было произведено во время вырубания в скале глубокого, до 6,5 м, рва шириной около 5 м, который через 26 м строители бросили, не закончив. Следует подчеркнуть, что все вышеупомянутые склепы были высечены не во рву, а ров повредил уже существовавшие склепы. Разумеется, сделанные через пробоины подзахоронения в склепах и не могли долго оставаться открытыми. Их засыпали вместе со рвом, в котором обнаружен материал IX–X вв., в частности, характерные обломки кувшинов с плоскими ручками, а не только поздняя краснолаковая керамика со штампами и монеты V–VI вв., на что указывали Г. Д. Белов и некоторые другие исследователи как на дату сооружения рва 1190 . Рис. 346. Размещение погребений в склепе Раскопки И. А. Антоновой, С. Г. Рыжова в 1968 г. Погребенные в склепе вполне могли быть связаны с монастырским носокомионом, существовавшим при упоминаемом в Vita cum Translatione S. Clementi и в Слове на перенесение мощей преславного Климента «домом св. Леонтия» 1191 . Содержание больницы нередко вменялось киновии уже при ее основании и указанный монастырь, скорее всего женский, вполне мог нести такую обязанность 1192 . Для устройства богадельни или носокомиона, в котором монахини предоставляли медицинский уход и куда иногда помещали умирающих, подошел бы ряд дважды перестраивавшихся помещений не одинаковой величины в галерееобразном вытянутом сооружении, вымощенном плинфой. Оно примыкало с южной стороны к большой церкви-кафоликону (базилике 13) (см.: рис. 260. В).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

913. Слово 17. 914. Слово 17. 915. Слово 17. 916. Слово 17. 917.  …В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16. 33). 918.  Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем (Лк. 22. 28–30). 919. Слово 17. 920.  …если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас (2 Тим. 2. 11, 12). 921. Слово 17. 922. Слово 17. 923.  …«Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25. 21). Слово 21. 924. Слово 21. 925. Слово 21. 926. Слово 21. 927. Мф. 9. 17. 928. Ин. 11. 44. 929. Мф. 8. 31, 32. 930. 1 Кор. 15. 49. 931. Быт. 3. 18. Слово 21. 932. Мф. 11. 30 933. Слово 21. 934.  …не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10. 21). 935.  …«кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?» — Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет (Ис. 33. 14–16). Слово 21. 936. Слово 21. 937.  Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48. 10). Слово 21. 938. Слово 21. 939. Слово 21. 940. См.: Песн. 5. 1. Слово 21. 941. Слово 22. 942. Слово 22. 943. Слово 22. 944. Слово 22. 945. Мф. 6. 3. 946.  Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим. 6. 16.) Слово 22. 947. Слово 22. 948. Слово 22. 949. Слово 22. 950. Слово 22. 951. Слово 22. 952.  Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 4, 5). Слово 22.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

916  ep. ad ep. Aeg. n. 12. ατς δ ο τος Κριος κατ’ πνοιαν λγεται Λγος δι τ λογικ, κα κατ’ πνοιαν λγεται Σοφα δι τ σοφιζμενα. Alex, ad cathol. καταχρηστικς δ Λγος κα Σοφα, de syn. n. 15. с. ar. or. 1, 5. ex Thal, σοφς δ στιν Θε ς, τι τς σοφας διδσκαλος ατ ς... Σοφα γρ τ σοφα πρξε σοφο Θεο θελσει... τοτου ( τς δας σοφας) μετχοντα νομσθαι μνον Σοφαν κα Λγον. 917  c. ar. or. 1, 5. πολλα δυνμεις εσ κα μν μα το Θεο στιν δα φσει κα διος δ Χριστς πλιν οκ στιν ληθιν δναμις το Θεο, λλ μα τν λεγομνων δυνμεν στι κα ατ ς, ν μα κα κρς κα κμπη ο δναμις μνον, λλ κα μεγλη προσαγορεεται ( Joel. 2:2 ) α δ’ λλαι πολλα [de syn. n. 18. verba Asteriï α καθ’ καστον π’ ατο ( το Θεο) κτισθεσαι, ν πρωττοκος κα μονογενς Χριστς] κα μοια εσι τ Y, περ ν κα Δαυδ ψλλει ( Ps. 23:10 ). Cfr. ep. ad. ep. Aeg. n. 12. Cfr. Origen. in Joh. t. 1, 42 (сноска Это место в кодексе Барберини имеет следующую заметку: φλυαρες, μταιε αρετικ, Θες γρ κα ν ε, κα ατ ς στιν σοφα, οκ λλη σοφα κα ατς ν ατ ο τε μν σγκρισιν πρς τς λογικς δυνμεις πιδχεται, λλ’ ο τως λλην πρχεις. 918  c. ar. or. 1, 9. ex Thal, οκ στιν ληθινς Θες Χριστς, λλ μετοχ κα ατς θεοποιθη. ib. n. 6. μετοχ χριτος, σπερ κα ο λλοι πντες, ο τω κα ατς λγεται νματι μνον Θε ς. 919  de syn. n. 15. ex Thal, διον οδν χει το Θεο καθ’ πστασιν διτητος ο δ γρ στιν σος, λλ’ οδ μοοσιος ατ. c. ar. or. 1, 6. μτοχον κατ πντα το Πατρς τν Yν. 920  с. ar. ог. 1, 9 ex Thal, οκ στιν τρεπτος ς Πατ ρ, λλ τρεπτς στι φσει ς τ χτσματα, n. 5. κα τ μν φσει, σπερ πντες, ο τω κα ατς Λγος στ τρεπτς, τ δ δ ατεξουσ, ως βολεται, μνει καλς τε μντοι θλει, δναται τρπεσθαι κα ατς σπερ κα μες, τρεπτς ν φσεως. Alex, ad cath. ρτησε γον τις ατος, ε δναται το Θεο Λγος τραπναι ς διβολος τρπη κα οκ φοβθησαν επεν να δναται τρεπτς γρ φσες στι, γεννητς κα τρεπτς πρχων. Есть две попытки согласить это мнение Ария с его собственным учением о неизменяемости Сына: а) Он неизменяем по Своему довременному бытию, но изменяем по Своему временному бытию по воплощении (Kuhn, II, 362. unveränderlich nach seinem vorzeitlichen Sein... und veränderlich nach seinem zeitlichen Sein inwiefern er als Geschöpf (was er als Gott nicht konnte) Mensch geworden ist); б) Он неизменяем в нравственном смысле и изменяем в физическом (Schaff, S. 944. Dieser Widerspruch lasst sich indes allenfalls lösen durch die Unterscheidung zwischen moralischer und physischer Unveränderlichkeit). Буква текста не подтверждает первого объяснения и опровергает второе: Арий (сноска говорил не о том, что Сын стал неизменяемым, но что Бог создал ( ποστσαντα) Его таким.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010