Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Мирелейон. 920–922 гг. [Греч. Εκκλησα το Μυρελαου; тур. Бодрум-джами или Месих-паша-джами], визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца в юго-вост. части; единственная постройка, сохранившаяся от комплекса зданий дворца и примыкавшего к нему мон-ря; была посвящена Пресв. Богородице. Церковь М. изначально была задумана как мавзолей для членов имп. семьи в соответствии с распространенной в Македонскую эпоху практикой. В М. были похоронены по крайней мере 6 представителей имп. семьи, среди них сам имп. Роман I (948), останки к-рого были перенесены с о-ва Проти, где император, будучи монахом, провел последние годы жизни; его супруга Феодора (похоронена в 922/3), сыновья Христофор (931) и Константин (946) с супругой Еленой (940), дочь Елена (961), жена имп. Константина VII Багрянородного . Очевидно, желанием имп. Романа I устроить в М. мавзолей объясняется перенесение в новую постройку 3 саркофагов с останками имп. Маврикия († 602) и его сыновей, находившихся в Маманта святого монастыре , недалеко от ворот Ксилокерк. После пожара (1275) и краткого периода запустения церковь была отреставрирована, в палеологовское время вновь использовалась как мавзолей. Известия об основании церкви и прилегающего к ней мон-ря содержатся в визант. источниках X-XI вв., в хрониках Продолжателя Феофана и Иоанна Скилицы , в которых говорится, что церковь находилась в ведении императора Романа (Μον το βασιλως Ρωμανο) и стояла во дворце Мирелейон (ν τος παλατοις το Μυρελαου). Долгая и связанная с императорскими фамилиями жизнь мон-ря отражена в документах последующих веков; известно, что в 960 г. здесь приняла постриг сестра имп. Романа II Агафия, а в 1059 г. после отречения имп. Исаака I Комнина в мон-рь удалились его жена Екатерина и дочь Мария. Последние свидетельства о визант. постройке восходят к нач. XII в. и затем ко времени турецкого завоевания К-поля.

http://pravenc.ru/text/2563310.html

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ МОНАХА ВИДЕНИЕ [Греч. Οπτασα Κοσμ μοναχο], эсхатологическое произведение Х в. Косма был монахом, а затем игуменом мон-ря Пресв. Богородицы «ту Евсевиу» (το Εσεβου), находившегося в феме Оптиматов. Он жил в царствование имп. Романа I Лакапина (920-944), до принятия пострига занимал должность кувикулария (постельничего) в имп. дворце в К-поле. Во время тяжелой болезни Косма увидел загробный мир: разнообразные муки грешников, лоно Авраамово и Рай, в к-рый его привели апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. В Раю Косма встретил нек-рых знакомых из царского дворца и иноков из своего мон-ря, удостоился участия в чудесной трапезе с праведниками в небесных чертогах. Там он услышал, что Царь велел призвать к Нему мон. Афанасия из Траянова мон-ря (το Τραανο). Возвращаясь иным путем, Косма увидел души грешников, мучающихся в огненных озерах. Очнувшись, Косма все рассказал братии и отправился в Траянов мон-рь, где застал погребение мон. Афанасия. После видения, происшедшего «в 13-й год царствования императора Романа», т. е. в 933 г., Косма прожил еще 30 лет, управляя обоими мон-рями. К. м. в. (BHG, N 2084, 2085) является эсхатологическим текстом к-польского происхождения, к-рый был создан после 963 г., предполагаемой даты кончины Космы ( Angelidi. 1983. P. 75-77). Он тесно связан с к-польскими агиографическими произведениями 2-й пол. Х - нач. XI в., характеризующимися наличием апокалиптических элементов (видений); к ним относятся также Житие Василия Нового (BHG, N 263) и Житие Андрея Юродивого (BHG, N 115), Видение мон. Анастасии (BHG, N 1870) и др. Текст К. м. в. особо близок по содержанию к Житию Василия Нового, в К. м. в. кратко повествуется о сюжетах, к-рые в этом Житии обсуждаются подробно: посмертный путь души (ср. мытарства Феодоры), посещение праведников и грешников (ср. т. н. малое и большое Видения Григория) ( Angelidi. 1983. P. 73). Наконец, в обоих текстах имеются сходные мотивы, связанные с дворцовой жизнью К-поля. Причиной усиления интереса к данной тематике послужило напряженное ожидание конца света, который, по различным расчетам, должен был наступить в сер. VII тыс. от сотворения мира, т. е. в кон. Х в.

http://pravenc.ru/text/2458855.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГА Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) Киевская кнг. Ольга на приеме у имп. Константина Багрянородного. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. Сер. XII в. (Matrit. gr. 2. Л. 135) (Елена) [древнерус. Ольга, греч. Ελγα; древнесканд. Helga] (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.). Жена кн. Киевского Игоря , мать кн. Киевского Святослава Игоревича , бабушка кн. Киевского Ярополка Святославича и крестителя Руси равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича . Биография Основные вехи жизни и деятельности О. содержатся в древнерус. предании, отразившемся в летописании и Житии, а также в византийских и немецких источниках. Летописная дата брака О. с кн. Игорем - 6411 (903/4) г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 29) - неправдоподобна; брак следует относить к 30-м гг. X в., скорее всего ближе к концу десятилетия. В упомянутом в том же источнике происхождении О. «от Плескова» («родомь пльсковытыни»: Лосева. 2009. С. 421) сомневаться нет причин: судя по имени, О. принадлежала к одному из скандинавских (по древнерус. терминологии, «варяжских») родов, доминировавших в ранних торговых центрах Руси. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. Равноап. кнг. Ольга. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца (ц. Николы Надеина). 1640 г., под записью 1882 г. После убийства древлянами кн. Игоря (не ранее зимы 944/5) О. возглавила управление гос-вом, проявив себя деятельным, решительным и дальновидным политиком. К главным событиям ее правления относятся усмирение древлян и последовавшие затем адм. преобразования, личное крещение и усилия по христианизации Руси. Пространное летописное повествование о войне с древлянами (о т.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

С.Б. Сорочан Глава 12. На переломе эпох Преодоление оторванности крупнейшего крымского византийского центра – Херсона от сельской периферии и мира кочевников, ясно обозначившееся с конца IX – начала X столетия, ставит вопросы о функционировании здешней византийской фемы и о периодизации истории этого города. Где та грань, что лежала за порогом уходившего тысячелетия и за которой таяло во тьме веков раннее средневековье? Какие события могли бы обозначит этот важный рубеж? Ведь материальная культура херсонитов оставалась неизменной, и, как и социальные отношения, ментальные установки, не претерпела видимых, заметных перемен. Будни и праздники текли, как встарь. Прихожане ходили в те же храмы, а руки привычно делали знакомые хозяйственные и домашние дела. На мой взгляд, единственное, но существенное изменение можно заметить, пожалуй, только в геополитической плоскости, в расстановке влиятельных фигур в большой игре под названием «история», к середине X в. кардинально и надолго определивших новую иерархию сил в Таврике. Рис. 467. Милиарисий с изображением Романа I Лакапина (920–944) (по В. Тредголду) Анонимный еврейский автор Кембриджского документа (так называемого «текста Шехтера» из каирской генизы), для которого Хазария была «наша страна», а «господином» (adoni) хазарский царь Иосиф, отмечал серьезное осложнение отношений Империи ромеев с каганатом, скорее всего, в конце IX в., когда во время правления царя Вениамина «...поднялись все народы на [хазар] и стеснили их [по совету] царя Македона. И пришли воевать царь Асии и тур[ок и черных булгар?] и Пайнила и Македона» (пер. П. О. Коковцова) 1987 . Из того же источника следует, что отчаянное положение спасали аланы, «так как часть их (тоже) соблюдала иудейский закон»: «аланский царь» разгромил всех воевавших против страны хазар, что не помешало ему же «в дни [царя] Аарона», отца царя Иосифа, из-за подстрекательства византийского императора, вновь начать воевать с хазарами 1988 . В «Книге о праздничных временах» (Sefer haittim) каталонца Иехуды бен Барзилая (Иуды Барселонца) (1090–1105) было указано, что автор трактата нашел «список одного письма, которое написал (один) иудей на своем языке в Константинополе от (имени) царей Константинополя» (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.

http://pravenc.ru/rubrics/123102_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР [Болг. Петър] (ок. 900-969 или в 970), блгв. (пам. 30 янв.), болг. царь (с 927). Сын болг. царя Симеона († 27 мая 927) от 2-го брака, к-рый назначил его преемником вместо первородного сына Михаила, насильно постриженного в монахи. Прервав череду войн, к-рые его отец вел против Византийской империи, в 927 г. П. заключил с визант. имп. Романом I Лакапином (920-944) мирный договор, скрепив его браком с внучкой императора Марией, принявшей имя Ирина (в переводе с греч. языка - мир). К-поль признал легитимность титула П. «царь болгар» и статус Патриархии за Болгарской Церковью (Болгарское Патриаршество, возможно, было официально учреждено между 934 и 944 гг., когда К-польским патриархом был сын Романа I Лакапина Феофилакт ). Установив почти на 40 лет мирные отношения с К-полем и подавив восстания во главе с его братьями Михаилом и Иоанном, П. не смог предотвратить отделение от Болгарии серб. земель (931) и переход значительных территорий к северу от Дуная под власть венгров, ставших для болгар главной военной угрозой. Ок. 963 г., после смерти болг. царицы Марии (Ирины), мирный договор с Византией был возобновлен, но на менее выгодных для болг. стороны условиях: сыновья П. Борис и Роман были отправлены в К-поль в качестве заложников, Болгария была обязана охранять визант. владения от венгров. П. не выполнил последнее условие, поэтому визант. имп. Никифор II Фока (963-969) отказался выплатить установленную договором 927 г. дань и попросил киевского кн. Святослава Игоревича выступить против болгар. Первый поход Святослава за Дунай (968) привел к сокрушительному поражению Болгарии. Но Никифор II, желая сохранить равновесие сил, предложил П. возобновить союз, к-рый намеревался скрепить браками дочерей болг. царя со своими соправителями, несовершеннолетними Василием II и Константином VIII. После нового похода Святослава и разгрома болг. войск в 969 г. П. заболел и скончался. Установление Патриаршества и укрепление епархиальной системы, в к-рую при П. входило ок. 20 епископий, сопровождались распространением слав. богослужения, ростом числа мон-рей и монашествующих. Болг. царь поддерживал борьбу против богомилов. Патриарх К-польский Феофилакт в письме призывал П. быть «учителем Православия». В рукописном сборнике XVI в. (РГБ. Унд. 585) цитируется приписываемое П. изречение: «Да не станут ни уста твои вратами для злых слов, ни язык твой да не изречет злых слов, ни горло твое да не станет путем для речей неуместных». Царь писал «любезные и смиренные письма» жившему близ г. Милет прп. Павлу Латрскому и через посредников общался с прп. Иоанном Рильским , мощи которого, согласно анонимному Житию этого святого, впоследствии повелел перенести в Средец (ныне София).

http://pravenc.ru/text/2580098.html

Статистика Константин VII Багрянородный Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет, греч. Κωνσταντνος Ζ " ο Πορφυρογννητος) (17/18 мая 905, Константинополь — 9 ноября 959, Константинополь) — византийский император из Македонской династии, правивший номинально с 913 года, а фактически с 945 года. Первые годы жизни Константин Багрянородный и Зоя Карбонопсина, византийская монета. Константин был сыном Льва VI и Зои Карбонопсина, четвертой жены императора. Четвертый брак не дозволялся церковью и родившийся ребенок считался незаконнорожденным, хотя и был единственным сыном Льва VI. Лишь в январе 906 года Константин был крещен, а в апреле того же года, против воли патриарха Николая Мистика, Лев и Зоя были обвенчаны. Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала в императорском дворце, где и родился Константин. Царствование В 911 году Лев VI короновал Константина и обеспечил ему трон, однако в 912 году император умер и власть принял его брат Александр. Однако и он умер через год, оставив 7-летнего Константина под опекой регентов. В 920 году власть узурпировал Роман I Лакапин, провозглашенный соправителем. Ещё в 919 году он женил на Багрянородном свою дочь Елену. Константин оказался отстранен от реальной власти и посвятил себя самообразованию и наукам. Наконец, в 944 году Романа I свергли его сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь когда императором провозгласили Константина. Через 40 дней их сослали в монастырь. Умер Константин в 959 году, по некоторым сведениям он был отравлен сыном Романом. Политическая деятельность В своей политике Константин выражал интересы столичного чиновничества, выступая против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, в 949 году посланное на завоевание Крита войско было разбито. Византийские армии форсировали Евфрат в 952 году, однако затем были отброшены. Завоевания на востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты в 958 году. Константин назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лекапена (сына свергнутого императора Романа), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах. Литературная деятельность Константин VII также известен, как один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников (энциклопедий), автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран. В «О церемониях», он, в частности, описывает визит княгини Ольги в Константинополь в 957 году. Девятая глава «Об управлении империей» (трактат написан около 950 года) содержит известное (хоть и краткое) описание экономического и политического устройства Руси. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1324

1 Духовная беседа 21, 3. Эта степень названа крайней потому, что при полном смешении понятий относительно смысла и значения жизни человек постепенно теряет самоопределяющее понятие «кто я?», «зачем я живу?», которым удерживает себя в пределах общечеловеческого нравственного закона. Потеря сознательного осмысления достаточно легко выводит за пределы человеческих норм, с самыми крайними последствиями. Этот духовный закон, выраженный с полной ясностью, находим у псалмопевца Давида: «...и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). 2 De char. 7, col.913 C. 3 De char. 5, col.912 BC. 4 De liber. Mem.4, col.937 D. 5 II Epist. Col.416 C. 6 Ib. Col.416 CD. 7 II Epist. Col.417 A. 8 De lib ment. 12 col.944 D. 9 Ib. col.944 С. 10 De chant. 7, col.913 D-916A 11 De chant, 16, col.921 ВС. 12 II Epist. col.417 С. 13 Там же. Col.409 С. 14 II Epist. col.433 A. 15 Ib. Col.436 АВ. 16 De char. 28, col.929 D — 932 A. 17 Ib. Col.932 A. 18 De patient, et discr. 18. Col.880 C. 19 De lib. ment. 12. Col.944 С. 20 De elev. ment. 11. Col.900 А. 21 De elev. ment. 20. Col.905 D. 22 II Epist. Col.421 D — 424A. 23 De char. 11.Col.917B. 24 Там же. Col.920 D. 25 De patien. et discr. 12. Col.873 D. 26 De patien. ei discr. 11. Col.873 C. 27 Deorat II.Col.861 A. 28 De pert. Spir.2. Col.844 A — Мф.5:8. 29 De elev. ment. 20. Col.908 AB. 30 De char. 31. Col.933 D. 31 De elev. ment. 7. col.729 D — 732 A. 32 De cust. cord. 7. Col.825 В. 33 II Epist. Col.416 А. 34 Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С.92,95. 35 Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Т.1.Ч.1.Харьков, 1889. С.735. 36 Барсов Н. Указ.соч. С.735—736. 37 Там же. С.679. 38 Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952—1983 гг. Нижний Новгород, 1996. С.102. 39 Там же. С.110. 40 Там же. С.102. 41 Там же. С.102. 42 Барсов Н. Указ.соч. С.740. 43 Архиепископ Василий (Кривошеин). Указ.соч. С.102. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3461...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН [болг. Дамян], патриарх Болгарский (927-971). Упоминается в реестре, содержащем имена архиепископов Болгарии с древних времен до сер. XII в., сохранившемся в 2 списках: т. н. Дюканжевом XIII в. (Paris. gr. 880) и Московском XV в. (ГИМ. Греч. 286) (см.: Бърлиева С. Московският препис на Дюканжовия списък//Старобългаристика. София, 2000. 3. С. 50-65). Реестр был составлен на основе устных преданий и документов при Охридском архиеп. Иоанне Комнине (1143-1157), чтобы подчеркнуть древность кафедры Охридских (болгарских) архиепископов. В реестре отмечено, что кафедра Д. находилась в Дристре (совр. Силистра) и он был утвержден в патриаршем достоинстве «императорским синклитом» при Романе I Лакапине (920-944), а «низведен» имп. Иоанном I Цимисхием (969-976). Вероятно, в 927 г. по случаю заключения мира между Болгарией и Византией имп. совет признал за болг. архиепископом, провозглашенным патриархом еще при царе Симеоне (по мнению Г. Г. Литаврина и др., в 919), личное патриаршее достоинство, отмененное Иоанном Цимисхием после завоевания Преслава. По свидетельству грамоты имп. Василия II, данной Охридской архиепископии в 1020 г., один из архиепископов Дристра, занимавший кафедру при царе Петре (927-970), затем был архиепископом г. Средец (совр. София). Это сведение дало нек-рым болг. историкам (В. Златарский, И. Снегаров, П. Петров, И. Божилов и др.) основание утверждать, что «низведенный» Иоанном Цимисхием Д. бежал на запад Болгарии, тем самым обеспечив континуитет Болгарской Церкви в Западноболгарском царстве. Эту версию не разделяют Литаврин, В. Тыпкова-Заимова, С. Пириватрич и др. Болг. археолог С. Ангелова и нем. ученый Г. Принцинг выдвинули гипотезу, что обнаруженное в 1993 г. при раскопках т. н. архиепископской церкви в Силистре погребение является могилой Д., оставшегося после низложения в Дристре, но эта идентификация не подтверждается письменными данными. Лит.: Иванов Й. Бълг. старини из Македония. София, 1970р. С. 566; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1995. Т. 1. С. 26; Тъпкова-Заимова В. Дюканжов списък//Старобългаристика. София, 2000. 3. С. 21-49; Литаврин Г. Г. Христианство в Болгарии в 927-1018 гг.//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 141-143; Angelova S. , Prinzing G. Das mutmassliche Grab des Patriarchen Damian: zu einem archäeologishen Fund im Dristra (Silistra)//Средновековна християнска Европа: Изток и Запад. София, 2002. С. 726-735. Д. И. Полывянный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168770.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010