279-280 280-285 МИНИН Кузьма (Козьма Минич; † 1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского 285-286 289-288 288-289 289-323 320-323 323-321 324-326 329-330 326-327 327-329 КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда в Белоруссии 330-334 334-336 336-342 МИНЫ СВЯТОГО ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ Мины святого храм в Константинополе, греч. правосл. церковь в древнем квартале Псамафия (тур. Саматья), на юго-вост. склоне холма Ксиролоф, близ района Еленианы 342-343 343-345 МИРАДЖ ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса к престолу Аллаха; праздник, посвященный этому событию, отмечаемый в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб 345-346 МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца 346-348 МИРИАН (Михран), равноап. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругой, царицей св. Наной)) , царь Картли, креститель Грузии 348-352 МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии 352-353 МИРКОВИЧ Лазарь (1885-1968) прот., сербский историк церковного искусства, литургист, археограф, переводчик 353-355 МИРНИНСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мирнинский во имя апостола Андрея Первозванного мужской монастырь (Якутской и Ленской епархии) МИРО в христ. богослужении - смешанный или сваренный с добавлением благоуханий, а затем особым образом освященный елей, используемый при Миропомазании 355-358 МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.) 358-365 365-366 366-367 МИРОН Иванович Ржепик (1885 - 1937), прот. , сщмч. (пам. 31 авг., в Соборе Волынских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

В «Повести временных лет» брак Ольги и Игоря отнесен к 903 г. Очевидно, исходя из этих данных В. Н. Татищев датировал рождение Святослава 920 г., сославшись, как всегда, на Иоакимовскую летопись. В Гл. 1. 1 уже говорилось, как возникла датировка замужества Ольги. НС упоминает об этом в недатированной части непосредственно перед сообщением о походе Игоря на Царьград. В этом месте в текст были вставлены неправильная дата 920 г. и выписка из «Хронографа по великому изложению» о походе Руси. В «Повести временных лет» ошибка была исправлена: поход Игоря помещен под 941 г., а поход Олега – перед ним под 907 г. В результате известие о браке Ольги отодвинулось еще дальше назад и было датировано 903 г. Все источники, кроме Проложного жития св. Ольги, подтверждают, что именно она правила сразу после смерти Игоря. Следовательно, Святослав был совсем ребенком, когда в 944/945 г. его отец был убит. Предположение О. М. Рапова, что Ольга оттеснила взрослого сына и захватила власть благодаря тому, что стала христианкой, 239 противоречит реальной обстановке на Руси, которая тогда была почти сплошь языческой. Дружина жила за счет военной добычи и нуждалась в князе-предводителе. Она никогда бы не оставила во главе государства женщину при наличии взрослого мужчины. Единственным аргументом в пользу Ольги было то, что она сохраняла власть для своего малолетнего сына. В какой-то мере это было выгодно и воеводам покойного Игоря, упомянутым в летописи Свенельду и Асмуду, которые могли свободно влиять на положение дел. 961 г., когда был изгнан призванный св. Ольгой епископ Адальберт, можно считать началом самостоятельного правления Святослава. Если Святослав родился около 940 г., то первые дети у него могли появиться в 955–960 гг. В 970 г. он посадил всех своих трех сыновей на княжение, а в 976–978 гг. они все уже участвовали лично в битвах. Как мы знаем из летописей XI-XII вв., первое посажение на княжение могло быть в возрасте 8–10 лет. Летописец не сообщает нам, кто была княгиня Святослава. Вероятно, его старшие сыновья, Ярополк и Олег, родились от одной матери. Тот же неутомимый В. Н. Татищев предположил, что она была венгеркой. В статье 6478 (970) г. летописец рассказывает о распределении Святославом княжений перед вторым болгарским походом. О матери Владимира летописец пишет достаточно подробно: «Володимеръ бо б отъ Малуш , ключьниц Ольжины. Сестра же б Добрын , отьць же б има Малъкъ Любьчанинъ». Вместе со своим дядей по матери Добрыней Владимир был отправлен княжить в Новгород. В дальнейшем, в статье 980 г., рассказывая о сватовстве Владимира к полоцкой княжне Рогнед, летописец сообщит, что князя презрительно называли «робичичь», т. е. сын рабы. Так как Добрыня был явно свободным человеком, да и летописец называет имя его отца, то логично предположить, что и Малуша была изначально свободной, и только потом стала рабой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Три двери ведут из внутренняго притвора во внешний. У северной двери найден вделанный лицевою стороною в стену карниз, из дикого камня, с трехстрочною надписью. В ней говорится о каком-то гражданине, прославленном за издержанные им, во время бытности агораномом, три тысячи динариев на храм Афродиты». «Из этой надписи легко объясняется, откуда в византийском храме взялось столько памятников, явно принадлежащих, по чистоте своего искусства, древнейшему зданию. Не подлежит, сомнению, что церковь эта, как и все почти Херсонитские церкви, выстроена из остатков языческого капища. Но хотя приведенная надпись относится и к языческой эпохе, однако, из ошибочного ее правописания видно, что она возобновлена или вновь сделана, во II или III столетии. Эта привязанность херсонитов к идолопоклонству подтверждается их историею. В продолжение первых двадцати лет IV столетие они убили четырех своих епископов: свв. Василия, Евгения, Елиидия и Агафодора. Поэтому можно допустить, что, усердствуя к идолопоклонству, херсониты до IV столетие продолжали возобновлять старые капища, или строить новые. Из этой надписи видно также, что храм сей вначале быль посвящен Афродите, но в честь какого праздника или святого освящена потом эта церковь – сказать теперь невозможно. – Византийские летописи о Корсунских церквах не говорят ни слова; в летописи Нестора и в рукописи «О перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни» упоминается только о четырех тамошних церквах. Но одна из них, выстроенная между 320–325 г. епископом Еферием I, совершенно не тех размеров, как настоящая. – Другая, во имя св. Василия, в которой крестился Великий Князь Владимир, стояла в средине города, а открытая церковь выстроена на краю его, на северном приморском береге. – Третья церковь выстроена была св. Владимиром, а о четвертой, во имя свв. Апостолов упоминается в житии св. Климента. Очевидно, что, по этим сведением, трудно определить название отрытой церкви». «Что касается до времени основания сего храма, то, судя по данной ему форме базилики, постройку его должно отнести к царствованию Константина Великого . Это подтверждается и найденными при местных разрытьях медными монетами, которые все позднее его времени: Валентиниана I (384–395), Элии Флакциллы, супруги Феодосия, Аркадия (395–408), Феодосия младшего (408–450), Василия (867–886) и Романа I (920–944). Нужно еще заметить, что здесь найдены куски стекляной мозаики, украшавшей свод храма, и что на сохранившихся стенах его видны следы живописи, которую, по-видимому, несколько раз подновляли».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если повествование аль-Масуди сомнению не подвергается, то походы, упомянутые ибн Исфандийаром, по-разному оцениваются историками. Новосельцев отказывал его сообщениям в достоверности ( Новосельцев. 1990. С. 243. Примеч. 491). М. И. Артамонов и др. полагали, что рассказы ибн Исфандийара и аль-Масуди относятся к разным событиям и на протяжении 909-914 гг. состоялось неск. независимых походов русов на Каспийское м. (см. также: Голб, Прицак. 1997. С. 165-167). В. Ф. Минорский считал, что речь во всех сообщениях идет об одном и том же крупномасштабном походе, описанном аль-Масуди, отдельные эпизоды к-рого были отмечены ибн Исфандийаром ( Минорский. 1963. С. 150; см. также: Пчелов. 2018. С. 104-115). Единственный вост. источник, который знает имя Олег (H.l.g.w),- письмо (точнее, копия письма) некоего анонима, подданного хазар. царя Иосифа, к кордовскому ученому и политическому деятелю Хасдаю ибн Шапруту (915-970), написанное в 60-х гг. X в. (по мнению Новосельцева, уже после разгрома Хазарского каганата, см.: Новосельцев. 1990. С. 217) и получившее название «документ Шехтера» (по имени его первооткрывателя в Каирской генизе) или «Кембриджский документ» (по месту хранения; см.: Голб, Прицак. 1997. С. 101-193). В письме сообщается о хазаро-русско-визант. конфликте, имевшем место в правление царя Иосифа и визант. имп. Романа I Лакапина (правил в 920-944). Привлеченный визант. дарами, царь (мэлэх) Руси Х-л-г-у разорил г. Самкерц (предположительно Тмутаракань), затем хазар. войско военачальника Песаха напало на визант. владения, включая Херсон, Х-л-г-у потерпел поражение и был вынужден дать согласие начать войну с Византией, завершившуюся разгромом флота русов. Остатки войска во главе с Х-л-г-у бежали в FRS (интерпретируется исследователями как Фракия - Коковцов. 1932. С. 120) или на юж. побережье Каспийского м. ( Голб, Прицак. 1997. С. 164) и погибли, а Русь была подчинена власти хазар. По мнению П. К. Коковцова и Новосельцева, письмо является «литературным произведением, в котором реальные исторические факты довольно свободно перемещаются автором» ( Коковцов. 1932. С. 31; Новосельцев. 1990. С. 217).

http://pravenc.ru/text/2578285.html

В 142 г. до Р. Х. была образована рим. пров. Ахайя, но полис Спарта (к-рому принадлежала Кифера) сохранял в ней автономный статус до 86 г. до Р. Х. После победы над понтийским царем Митридатом VI Евпатором было введено прямое рим. управление (сенатская провинция; с 31 г. до Р. Х. по 44 г. по Р. Х. имп. провинция, затем снова сенатская). Но при этом Октавиан Август провозгласил спартанского магната Гая Юлия Эврикла «игемоном» Лакедемона в знак благодарности за помощь в битве при мысе Акций. Эта должность была встроена в систему рим. администрации, но Эвриклу были предоставлены некоторые дополнительные полномочия в управлении ранее автономной Спартой, а Кифера стала его личным владением. Городская жизнь развивалась и в римский период, о чем свидетельствуют раскопки в Палеополи, Кастри и на горе Палеокастро. Жители Антикиферы оказали вооруженное сопротивление римлянам, к-рые стали использовать остров как место ссылки. В позднерим. период из-за землетрясений Кифера опять пришла в запустение. На острове решила укрыться прмц. Елеса , чтобы избежать брака с язычником и вести отшельническую жизнь, но она была найдена и казнена своим отцом (ок. 375 (?)). Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Церковь Космы и Дамиана в Палеокастро. VII в. Впосл. остров был снова заселен, раскопки в Кастри показали, что город на этом месте процветал в VI - нач. VII в., но был оставлен жителями в сер. VII в. К 1-й пол. VI в. относится мозаичный пол в ц. св. Иоанна Предтечи близ Потамоса, к VII в.- напольные мозаики со сценами охоты в ц. вмч. Георгия Победоносца «сто Вуно» близ Авлемонаса, 2 церкви в окрестностях Кастри - св. бессребреников Космы и Дамиана и вмч. Пантелеимона (построена на месте раннехрист. базилики) - датируются VII в. Новое запустение Кифиры было вызвано нападениями арабов. Об отсутствии жителей свидетельствует и Житие прп. Феодора Кифирского, уроженца г. Корона на Пелопоннесе, к-рый подвизался на Кифире в заброшенной ц. мучеников Сергия и Вакха при имп. Романе (Романе I Лакапине (920-944) или Романе II (959-963)).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

В 924 г. в результате заговора был убит имп. Беренгарий I Фриульский (915-924), пользовавшийся поддержкой папы Римского Иоанна Х. Заговорщики пригласили в Италию кор. Бургундии Рудольфа II; вскоре в стране начались междоусобицы. По инициативе понтифика в Италию был приглашен гр. Гуго Арльский, приближенный кор. Прованса Людовика III Слепого. В 926 г. Гуго изгнал Рудольфа из Италии, прибыл в Мантую и заключил с Иоанном Х договор, согласно к-рому брат понтифика Петр должен был получить маркграфства Камерино и Сполето; данный договор нарушал наследственные права потомков М. В 926/7 г. М. вступила во 2-й брак с маркгр. Тосканы Гвидо, братом Гуго Арльского. Возглавив враждебную понтифику партию, Гвидо и М. организовали заговор, в результате которого Петр был убит, а Иоанн Х заключен в темницу, где вскоре скончался (по сообщению Лиутпранда, папа был задушен по приказу М. и ее мужа). В браке с Гвидо М. родила дочь Берту. В 928/9 г. Гвидо скончался. Период с 928 по 931 г. стал временем наибольшей политической активности М., принявшей титулы «сенатриссы» и «патрицианки». Рим. престол поочередно занимали ставленники М.: Лев VI , Стефан VII (VIII) и ее сын Иоанн XI. М. отправила посольство к визант. имп. Роману I Лакапину (920-944) для переговоров о браке его сына с одной из своих дочерей; послы вернулись в Италию в 933 г., уже после того как М. утратила власть. В 932 г. М. примирилась с кор. Гуго Арльским и вступила с ним в брак. Лиутпранд называл этот союз незаконным и кровосмесительным, т. к. М. стала супругой брата своего покойного мужа, от к-рого у нее уже были дети. Гуго прибыл в Рим, привлеченный перспективой имп. коронации. Однако в дек. 932 г. Альберик II поднял бунт против Гуго и М., захватил власть в Риме и добился изгнания отчима из города. Лиутпранд сообщает, что М. бежала вместе с Гуго, однако по другой, более вероятной версии, она осталась в заключении в Риме. О ее дальнейшей судьбе сведений нет. Скорее всего М. скончалась до 936 г., когда Альберик договорился с Гуго о женитьбе на его дочери Альде Провансской. В документе 945 г. о ней говорится как об умершей. Поминовение «сенатриссы» М. указано под 28 июня в некрологе мон-ря святых Кириака и Николая на Виа-Лата, где, возможно, она была похоронена (Necrologi i libri affini della Provincia romana/Ed. P. Egidi. R., 1908. Vol. 1. P. 42).

http://pravenc.ru/text/2562380.html

Скоро слава о подвижнице разошлась по всему городу, и к ней стали приходить люди. Ее жилище посетил имп. Лев VI Мудрый (886-912). Он был так впечатлен ее аскезой и умом, что просил у нее советов по управлению гос-вом. В конце долгой беседы император рассказал святой, что, несмотря на то что он был женат уже в 4-й раз (на Зое Карвонопсине), у него не было детей. После ухода императора Е. М. днем и ночью молилась о рождении наследника престола, и вскоре ей было видение, в к-ром ангел сказал, что у императора родится сын. Е. М. известила о видении императора. После рождения сына (буд. имп. Константин VII Багрянородный род. в мае 905) император прибыл поблагодарить святую, а через неск. дней ее посетила и императрица с младенцем. Е. М. стала крестной матерью Константина (крещен 6 янв. 906 патриархом К-польским Николаем I Мистиком). Е. М., всю жизнь избегавшая общения с людьми и участия в мирских делах, очень тяготилась славой. Однажды она попросила своего келейника евнуха мон. Николая найти для нее место, где бы она могла тайно поселиться. Он обошел весь город и нашел место недалеко от ворот Калагрос, где стояла часовня Св. Троицы, уже долгое время находившаяся в запустении. Там Е. М. вновь вырыла себе подземное жилище еще меньше прежнего, размером с могилу, и провела в нем 2 года, общаясь только с 12 монахинями, к-рые поселились вместе с ней. Император отправил на поиски Е. М. людей и, узнав, где находится святая, приехал к пещере и стал просить ее вернуться. Е. М. рассказала императору историю своей жизни и надеялась, что ее не будут тревожить в уединении. Император предлагал ей деньги на содержание монахинь и на восстановление часовни и мон-ря. Однажды за благословением к святой пришел друнгарий Роман (впосл. имп. Роман I Лакапин (920-944)), и Е. М. предсказала ему, что вскоре он станет императором. Предсказание сбылось: через нек-рое время скончался Лев Мудрый, взошедший на престол его брат Александр правил с 11 мая 912 по 6 июня 913 г. и тоже скончался. Роман стал регентом при малолетнем Константине, сыне Льва, а позже выдал замуж за Константина свою дочь (919). Новый император не забыл Е. М. и всегда обращался к ней за помощью, а отправляясь на войну, надевал под доспехи ее хитон из грубой ткани, к-рый берег его от вражеских мечей.

http://pravenc.ru/text/187894.html

Присяга кн. Игоря и его воинов-язычников Перуну, а христиан - в ц. св. Илии. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 26 об.) Согласно ПВЛ, И. вокняжился в Киеве после смерти Олега в 913 г. Эта дата условна, как и большинство др. летописных датировок 1-й пол. X в. (исключая подтверждаемые иными источниками). Несомненно лишь то, что И. занял киевский стол между 911 г., когда рус. князем был Олег, и 941 г., когда И. возглавил поход на К-поль, о чем сообщают греч. и лат. источники. Распространившееся в новейшей историографии мнение, что рус. князья, в т. ч. И., обосновались в Киеве лишь в 30-х гг. X в., маловероятно - княжение здесь Олега подтверждается его договором с Византией, в к-ром упомянут Киев (договор помещен в ПВЛ под 907 г.). В ПВЛ сообщается, что после смерти Олега И. в 914 г. победил восставших древлян, в 915 г. заключил мир с печенегами, в 920 г. воевал с ними. Под 922 г. в НПЛ сообщается о том, что И. подчинил уличей, повторно об этом сказано под 940 г. В 941 г. И. совершил поход на К-поль, о к-ром сообщает ряд визант. источников и Лиутпранд Кремонский. Рус. войска нанесли серьезный урон окрестностям города, но были разбиты в морском сражении византийцами, применившими «греческий огонь». Согласно ПВЛ, в 943 или 944 г. И. готовил новый поход на Византию, остановленный обещанием греков выплатить дань; некоторые исследователи сомневаются в достоверности известия об этом походе. В сент.- сер. дек. 944 г. И. заключил договор с визант. имп. Романом I Лакапином , в к-ром оговаривались союзнические обязательства сторон, условия торговли и способы разрешения конфликтов между русскими и греками. В договоре И. назван «великим князем русским». Из документа известно, что среди рус. послов, подписавших договор, были христиане, клявшиеся «честным крестом». В летописном рассказе об утверждении договора в Киеве, помещенном после самого документа, сообщается о клятве И. и его людей и указывается, что рус. христиане клялись в находившейся на Подоле киевской соборной ц. св. Илии. Впрочем, мн. исследователи сомневаются в достоверности этого сообщения, поскольку оно основано на данных, почерпнутых из договора, в последнем же говорится о клятве в ц. св. Илии, но не в Киеве, а в К-поле - по-видимому, в приделе соборной ц. Богоматери Фаросской, находившейся с сев.-вост. стороны имп. дворца ( Васильев М. А. Степень достоверности известия «Повести временных лет» о процедуре ратификации рус.-визант. договора 944 г. в Киеве//ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 64-71). В договоре 944 г. принесение клятвы по христ. обряду сопровождалось языческими санкциями за ее нарушение. Для рус. стороны данный договор был менее выгоден, чем тот, к-рый был заключен в 911 г. (в более раннем документе дружинники-христиане не упом.).

http://pravenc.ru/text/293517.html

МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения МЕТАВОЛИ [метабола], термин визант. музыкальной традиции, обозначающий изменение интервального рода, системы или гласа - см. в ст. Модуляция МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_47.html

«Все, базы колонн сделаны по одному рисунку: в капителях, же находится большое разнообразие, но такт, удачно соглашенное, что при общем взгляде на храм разнообразие это наверно не бросалось в глаза. Некоторые капители, по правильности рисунка и верности ордена, относятся к эпохе, когда еще процветало искусство чисто греческое (рис. 4). Другие же, сделанные в виде опрокинутых трапеций с крестами или с монограммой Христа (рис. 5 и 6) ясно принадлежать архитектуре византейской. Под византейской трапецией сохранены еще остатки прежней греческой архитектуры. Капители колонн иконостасных (рис. 7) размерами своими меньше капителей других колонн. Рис. 7 «Алтарная часть храма (е) оканчивалась полукруглым выступом (ψς). Каменная скамья (f) позднейшего устройства служила горним местом. Стены здесь сохранились лучше и выше, чем в прочих частях храма (рис. 8). Алтарный помост и красивая в одну ступень солея у амвона, сделаны из беломраморных плит. Четырехугольная плита обозначала место престола. Под нею оказалась небольшая яма, в которой найдены 22 медные монеты: 19 византийских, царствования Романа 1 (920–944), одна восточная и две совершенно стертые. Мраморный амвон (g) обнесен шестью колоннами, между которыми помещены мраморные, на ребро поставленные, плиты с византийским крестом (рис. 9). Ряд таких же колонн и с такими же плитами служил иконостасом. Плиты эти вышиною в два аршина; над ними промежутки между колонн закрывались занавесками. Посредине иконостаса устроены царские врата. Подобные иконостасы доселе еще видны в некоторых церквях Греции и до царствования императора Юстиниана были в общем употреблении на востоке. Рис. 9 Южные и северные двери находились по бокам алтаря (h – f. I – f); кроме того, на южной стороне помещался еще клирос». «Средняя часть церкви, или собственно храм, вымощена плитами из белого мрамора. Средние колонны по обеим сторонам нефа заделаны от самых баз кирпичами почти до трех аршин высоты. Тут найдены гробницы (k, k, k, k), и скелеты, в них лежавшие, оказались истлевшими и не носили никаких признаков для определения времени их погребение. Подобные склепы нередко устраивались в церквах, большею частию под церковным помостом. Многочисленные примеры тому доселе существуют в Греции, где таковые склепы носят название «кимитрий».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010