Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной живописи ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция) ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КОНДОГЛУ Фотис (между 1892 и 1897 - 13.07.1965), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛЫХНЫ архитектурный комплекс Сухумо-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) (с. Лыхны, муниципалитет Гудаута, Абхазия) и двором-резиденцией абхазских князей Шервашидзе; памятник культурного наследия Грузии МАЗАЧЧО [наст. имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (1401-1428), живописец флорентийской школы, основоположник Раннего Возрождения в Италии МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии ОСИОС ДАВИД (мон-рь Латому, Латомон, Латомос, мон-рь прп. Давида), церковь в Фессалонике, в верхней части города, в р-не Ано-Поли; бывший кафоликон визант. мон-ря Латому

http://pravenc.ru/rubrics/123148_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕДРЕСЕ [Араб. мадраса], мусульм. учебное заведение. Первые М. появились в Хорасане и Ср. Азии в X в. К XI-XII вв. они стали ведущим типом среди ислам. учебных заведений. М. специализировались на преподавании мусульм. права (фикх), по одному из толков (мазхаб) суннитского ислама, хотя позднее в одном М. могли изучать фикх по неск. мазхабам. В М. поступали после окончания мектеба или домашней коранической школы. Преподавателей (мударрисы) набирали из знатоков этико-правовых норм ислама и методики фикха. Обучение велось в форме лекций и диспутов. Программ в М. не было. В дополнение к праву изучали Коран, хадисы, арабский язык и литературу, богословие (калам), а также светские дисциплины. М. существовали обычно за счет частных пожертвований (вакфов), которые выделялись и на б-ки при М. Среди учредителей М. были известные правители Низам аль-Мульк и Салах-ад-Дин. К числу наиболее знаменитых М. относятся Низамия в Багдаде, Эль-Азхар в Каире, Эз-Зейтун в Тунисе, Бу-Инания в Фесе, Мисбахия в Марокко, Улугбека в Самарканде, Мири-Араб в Бухаре. М. оказали влияние на становление системы колледжей в средневек. Зап. Европе. В Новое время М. на Ближ. и Ср. Востоке пришли в упадок. Традиц. набор изучаемых в них предметов, содержание учебных пособий и методика преподавания стали обновляться лишь в посл. трети XIX-XX в., с распространением движения джадидизма и появлением использующих новые методы обучения М. Во 2-й трети XX в. часть М. сливаются с ун-тами. В СССР все мусульм. школы были закрыты, за исключением бухарского М. Мири-Араб и ташкентского Баракхан (закрыт в 1961; открыт в 1971 как Ташкентский исламский ин-т им. имама Аль-Бухари, ныне Высший исламский ин-т имени имама аль-Бухари), в которых велась подготовка духовенства. Сеть М. была восстановлена в 90-х гг. XX в. В постсоветское время программа обучения в М. секуляризируется за счет включения в нее дисциплин общеобразовательных школ. Выпускники М. продолжают образование в частных и гос. вузах. Лит.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966; Medieval Education in Islam and the West/Ed. G. Makdisi e. a. P., 1977; Islamic Education in the Soviet Union and Its Successor States/Ed. M. Kemper e. a. L.; N. Y., 2010. В. О. Бобровников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Наследие русского монашества Афона обсудят в рамках XX Рождественских чтений Москва, 21 января 2011 г. Международная научная конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России» состоится 24-25 января 2012 года в рамках XX Международных образовательных Рождественских чтений, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на Издательсктй совет. Мероприятие посвящено изучению духовного наследия русского монашества на Святой Горе, его влияния на отечественное образование, науку и культуру на протяжении XI-XXI веков и проводится в рамках программы по празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.). Организаторами конференции являются Издательский Совет Русской Православной Церкви, Институт российской истории РАН, Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Сопредседатели конференции — председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент и директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.А. Петров. В числе приглашенных на конференцию — представители высшей государственной власти, видные общественные и политические деятели, представители современной церковной и светской академической науки. В работе конференции примет участие ряд крупных историков, богословов, филологов, византологов, археографов, искусствоведов: заместитель директора Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук М.В. Бибиков, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисовой, почетный профессор Фессалоникийского университета (Греция) Э.-А. Тахиаос и профессор Фессалоникийского университета К.К. Папулидис, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Г.И. Вздорнов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Л. А. Герд, научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН А.А. Турилов, директор центра «История Афона» Д.В. Зубов. Место проведения конференции: 24 января — Белый зал Храма Христа Спасителя. (10.00-17.00.). 25 января — Институт российской истории РАН. (12.00-19.00). Информация о ходе подготовки конференции будет доступна на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви izdatsovet.ru и Института российской истории iriran.ru . Эл. почта lizunov@pcroc.ru ; тел. (495) 789-90-45, доб. 23-01 и 22-41. 21 января 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51105.html

Роль наследия русского монашества Афона обсудят на конференции в рамках XX Рождественских чтений 20 января 2012 г. 16:30 Международная научная конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России» состоится 24-25 января 2012 года в рамках XX Международных образовательных Рождественских чтений. Мероприятие посвящено изучению духовного наследия русского монашества на Святой Горе, его влияния на отечественное образование, науку и культуру на протяжении XI-XXI веков и проводится в рамках программы по празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.). Организаторами конференции являются   Издательский Совет Русской Православной Церкви , Институт российской истории РАН, Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Сопредседатели конференции  — председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент и директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.А. Петров. В числе приглашенных на конференцию  —  представители высшей государственной власти, видные общественные и политические деятели, представители современной церковной и светской академической науки. В работе конференции примет участие ряд крупных историков, богословов, филологов, византологов, археографов, искусствоведов: заместитель директора Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук М.В. Бибиков, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисовой, почетный профессор Фессалоникийского университета (Греция) Э.-А. Тахиаос и профессор Фессалоникийского университета К.К. Папулидис, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Г.И. Вздорнов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Л. А. Герд, научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН А.А. Турилов, директор центра «История Афона» Д.В. Зубов. Место проведения конференции: 24 января — Белый зал Храма Христа Спасителя. (10.00-17.00.). 25 января — Институт российской истории РАН. (12.00-19.00). Информация о ходе подготовки конференции будет доступна на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви izdatsovet.ru и Института российской истории iriran.ru . Эл. почта  lizunov@pcroc.ru ;  тел. (495) 789-90-45, доб. 23-01 и 22-41. Издательский Совет Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1790464.ht...

Роль спадщини руського чернецтва Афона обговорять на в рамках XX читань 20 2012 р. 16:30 Международная научная конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России» состоится 24-25 января 2012 года в рамках XX Международных образовательных Рождественских чтений. Мероприятие посвящено изучению духовного наследия русского монашества на Святой Горе, его влияния на отечественное образование, науку и культуру на протяжении XI-XXI веков и проводится в рамках программы по празднованию 1000-летия русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.). Организаторами конференции являются   Издательский Совет Русской Православной Церкви , Институт российской истории РАН, Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Сопредседатели конференции  — председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент и директор Института российской истории РАН, доктор исторических наук Ю.А. Петров. В числе приглашенных на конференцию  —  представители высшей государственной власти, видные общественные и политические деятели, представители современной церковной и светской академической науки. В работе конференции примет участие ряд крупных историков, богословов, филологов, византологов, археографов, искусствоведов: заместитель директора Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук М.В. Бибиков, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисовой, почетный профессор Фессалоникийского университета (Греция) Э.-А. Тахиаос и профессор Фессалоникийского университета К.К. Папулидис, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Г.И. Вздорнов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Л. А. Герд, научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН А.А. Турилов, директор центра «История Афона» Д.В. Зубов. Место проведения конференции: 24 января — Белый зал Храма Христа Спасителя. (10.00-17.00.). 25 января  —  Институт российской истории РАН. (12.00-19.00). Информация о ходе подготовки конференции будет доступна на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви izdatsovet.ru и Института российской истории iriran.ru. Эл. почта: lizunov@pcroc.ru . Тел.: 8-495-789-90-45, доб. 23-01 и 22-41. Издательский Совет Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1794678...

Дата смерти М. П. остается предметом напряженных споров среди исследователей. Среди них есть сторонники ранних датировок - между 1076 и 1078 гг., и авторы, указывающие на 90-е гг. XI в. В «Истории» Михаила Атталиата (кон. XI в.) дважды упоминается некий Михаил из Никомидии, к-рый занимал пост ипертима и к-рый умер ок. 1078 г. Ранее нек-рые исследователи были склонны отождествлять его с М. П. Однако в наст. время большинством ученых эта гипотеза отвергнута, но среди зап. специалистов мнение о ранней датировке смерти М. П. преобладает ( Kaldellis. 2011; Jeffreys. 2014; Chronographia. 2014. S. XV-XVI). В российской науке более предпочтительным считается мнение Любарского о смерти М. П. в кон. 90-х гг. XI в. ( Sonny. 1894; Любарский. 2001. С. 214, 227-231; Каждан, Schminck. 2001). Сочинения М. П. писал практически во всех жанрах визант. словесности. Первая попытка научной систематизации его наследия принадлежит греч. эрудиту XVII в. Льву Алляцию (De Psellis et eorum scriptis diatriba. R., 1634). Исчерпывающий обзор сочинений (ок. 1200 позиций) и рукописей, в к-рых они полностью или частично сохранились, представлен в репертории П. Мура ( Moore. 2005). Со времени его публикации были обнаружены новые находки и уточнены датировки некоторых рукописей ( Crostini. 2014). Так, бумажный кодекс Laur. Plut. 57.40, содержащий собрание сочинений М. П., ранее датировавшийся XV в., в 2010 г. был передатирован кон. XI - нач. XII в. ( Bianconi. 2010). Абсолютное большинство сочинений (ок. 1 тыс.) надежно атрибутированы М. П., относительно авторства других идут споры. Авторство ряда сочинений, прежде считавшихся принадлежащими М. П., было пересмотрено. Так, было установлено, что «Речь на обрушение храма св. Софии в 989 г.» (Oratoria minora. 1985. P. 131-134) была написана непосредственно после события ( Mango. 1988). По подсчетам С. Папаиоанну, из 1790 рукописей, учтенных Муром, только 267 датируются XI-XIV вв. и содержат сочинения, авторство которых несомненно принадлежит М. П. ( Papaioannou. 2006. S. 341). Нек-рые произведения, в рукописной традиции приписанные М. П., сохранились во фрагментах в составе философских и естественнонаучных антологий (напр., собрание Bodl. Barocc. 131, составленное в 1250-1270). Рукописи, созданные по заказу М. П. или принадлежавшие ему, неизвестны. Единственная рукопись, восходящая ко времени жизни М. П. (Bodl. Clark. 15), содержит неск. строк из одной его дидактической поэмы без указания авторства ( Papaioannou. 2012. P. 305). Проект научного издания наследия М. П. был инициирован в 1972 г. Л. Г. Вестеринком, в 1985-2014 гг. в нем. серии Bibliotheca Teubneriana вышло 10 томов.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Лит.: Серебрянский Н. [И.] Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908; он же. Древнерус. княжеские жития: Обзоры редакций и тексты. М., 1915. С. 267, 276-277; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 41. Примеч. 68; она же. Псковская агиография XIV-XVI вв.: Исслед. и тексты: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1. Ч. 2; Столярова Л. В. Древнерус. надписи XI-XIV вв. на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 234-250, 316-320; она же. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000 (по указ.); Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси, XI - нач. XVI в. М., 2010. С. 242-247. А. В. Кузьмин Иконография В иконописных подлинниках предписывается изображать М. Д. в одеждах княгини: «На главе плат, в шубе княжеской киноварь, испод голубой, руце молебны» (РНБ. Погод. 1931. Л. 134 об., 20-е гг. XIX в.), ее образ уподобляется образу св. равноап. кнг. Ольги (БАН. Строг. 66. Л. 90, кон. XVIII в.). Другим иконографическим вариантом является изображение М. Д. как преподобной. Образы М. Д. немногочисленны, обычно она представлена в паре с супругом - кн. Довмонтом (Тимофеем) ( Преображенский А. С.//ПЭ. Т. 15. С. 524-527). Изображения М. Д., созданные ранее XVI в., не сохранились. Возможно, из Мирожского мон-ря происходит почитавшаяся там чудотворная Мирожская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в. (1583 г.?), ныне в ПИАМ). Судя по иконографическим признакам, она является списком утраченной вотивной иконы, выполненной при жизни кн. Довмонта и М. Д. в 80-90-х гг. XIII в. и включавшей их образы; с 1567 г. древняя икона находилась в Троицком соборе, затем, по преданию, была увезена в Москву Иоанном Грозным или, согласно одной из гипотез, погибла в 1609 г. во время пожара в Пскове. На сохранившейся иконе из ПИАМ М. Д. и кн. Довмонт (оба с нимбами) изображены в небольшом масштабе по отношению к образу Пресв. Богородицы, Которой они предстоят в молении. Богородица, воздевая руки, осеняет чету и покрывает их краями мафория. М. Д. показана в 3/4-ном развороте влево, голова покрыта полосатым платом, поверх платья - шуба с меховой оторочкой. В киноварной надписи рядом с фигурой М. Д. она названа Домантовой женой и дочерью (а не внучкой) св. Александра Невского («Бл(а)говерная кн(я)гиня Мария Домант... жена дщерь великаго кн(я)зя Александра Н[ев]//скаго»). Большинство, в т. ч. поздних, изображений М. Д. представлено на списках Мирожской иконы XVI в. (напр., с фигурами кн. Довмонта и М. Д. входил в программу росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве, на вост. стене придела во имя св. блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя. М., 1996. С. 80) и был повторен в воссозданной в кон. XX в. росписи).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) . Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников. По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др. Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.). Г. Марсагишвили, Н. Т.-М. Архитектура Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями. Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму. При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Наиболее известные и значимые мон-ри епархии - Гелати (XII в.) и Моцамета (XI в.). Мон-рь Гелати, в честь Рождества Пресв. Богородицы, в нач. XXI в. получивший статус лавры, объединяет 4 обители: св. Архангелов, прп. Саввы Освященного, равноап. Нины и прор. Илии. В монастыре подвизаются 11 монахов, настоятель - митр. Каллистрат, наместник - иером. Иосиф (Бурджанадзе). В монастыре Моцамета, освященном во имя святых Давида и Константина Аргветских, хранятся их мощи; подвизается иеромонах. Также на территории К.-Г. е. расположены мон-ри, основанные в 90-х гг. XX - нач. XXI в., в первую очередь муж. монастырь при храме Баграта, в котором подвизаются иеромонах и монах. В Кутаиси действует жен. мон-рь Огаскури, во имя первомц. Феклы. Он был основан в 1996 г. при кладбищенской ц. во имя св. Феклы, выстроенной в 1908 г. тщанием настоятеля кутаисской ц. во имя св. Архангелов Нестора (Кубанеишвили). Храм был посвящен небесной покровительнице супруги свящ. Нестора Теклы, которая была здесь похоронена. Впосл. при церкви были похоронены дети священника, а сам Нестор принял постриг. В 1996 г. церковь была отреставрирована попечением Ц. Асатиани и Г. Джавахадзе. В 1999-2000 гг. были выстроены кельи для монахинь, в 2002 г. настоятелем мон-ря стал иером. Савва (Нозадзе); в наст. время обителью управляет игум. Тамара (Эбаноидзе), подвизаются 8 монахинь. На территории муниципалитета Цхалтубо открыто 5 мон-рей. Сормони, во имя Св. Троицы (мужской, расположен в одноименном селе), был основан в 1995 г. при Троицкой ц. (1792), восстановленной в 90-х гг. XX в. настоятелем мон-ря иером. Саввой (Нозадзе); подвизаются 2 послушника. Монастырь Квилишори, во имя вмч. Георгия (мужской, расположен в одноименном селе), был основан 6 мая 2002 г. при кладбищенской церкви (1892), выстроенной Г. Лобжанидзе. Церковь была открыта тщанием братьев Дж. и М. Дангадзе, в семье к-рых в советское время хранились предметы церковной утвари, в т. ч. самый крупный в Имерети 400-килограммовый колокол; в 2001-2002 гг. произведены ремонтные работы. Настоятель - иером. Марк (Паниашвили); подвизаются 2 послушника. Жен. мон-рь Зеда-Месхети, во имя св. Нины (находится в одноименном селе), был основан в 2003 г. при кладбищенской церкви (1874), вновь открытой в 2002 г. К.-Г. е. выделила в пользование обители 10 га земли. Духовник обители - свящ. Алексий Синауридзе; подвизаются 2 монахини. В муж. мон-ре Чашлети, в честь Св. Креста (с. Чашлети), подвизается иеромонах, в жен. монастыре Дерчи, во имя св. Иоанна Крестителя (с. Дерчи), основанном в 2005 г.,- монахиня и 3 послушницы. Храмы Кутаиси

http://pravenc.ru/text/2462343.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010