Киев. Церковь Николая Чудотворца (Николы Набережного). Церковь Николы Набережного Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1772 и 1775. Архитектор:И.Г. Григорович-Барский Адрес: г. Киев, ул. Григория Сковороды, д. 12/8, угол улиц Сковороды и Почайнинской Координаты: 50.467476, 30.522973 Проезд:на автобусе 115 до остановок " улица Почайнинская " , " улица Григория Сковороды " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С древних времен и до наших дней Святой Николай особо любим и почитаем в Киеве. Его всегда считали заступником людей, нуждающихся в помощи. Считается, что Николай Чудотворец от бед верующих спасает, в нелегкий час выручает, и всячески людям помогает. Множество легенд сложено о чудесах Николая в Киеве: о спасении новорожденного младенца от гибели в водах Днепра, о помощи мореплавателям, о защите храмов от преступных рук воров… Недаром в стольном граде испокон веков строили храмы в честь самого любимого и чтимого святого. В них люди обращались к Николаю и Господу с молитвой, просьбой о защите и помощи, а также с благодарностью за чудеса. В начале 19 века здесь была возведена церковь-ротонда во имя Николая по проекту архитектора А.И. Меленского. Она была закрыта в 1930-е годы; кладбище, находившееся рядом, было разрушено, та же участь постигла и колокольню. Затем церковь переоборудовали: сначала – под питейное заведение, затем – под парковый павильон. Только в 90-е годы 20 века вследствие реставрации она приобрела первоначальный вид, и ее передали религиозному обществу Украинской греко-католической церкви. В освященном Николаевском храме проходят службы; в 2001 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел во время своего апостольского визита в Украину. Церковь во имя св. Николая Чудотворца «Набережного» названа так по своему положению на береговой террасе реки Днепр. Каменный храм был построен по чертежам известного архитектора И.Григоровича-Барского в 1772 -1775 гг. на месте одноименной деревянной церкви. Говорят, предшественницу Храма Николы Набережного возвели еще в XI веке на месте чудесного спасения младенца, утонувшего в Почайне. В 1861—1863 гг. с западной стороны храма по проекту архитектора М. С. Иконникова была построена шатровая колокольня с теплой церковью в «епархиальном» стиле. Этот стиль был типичным для культовой архитектуры России второй половины XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=09802

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (не позднее сер. XIV в., Новгород (?) - 9.03.1408, Коломна), еп. Коломенский. И. является 1-м известным по имени игуменом Лисицкого в честь Рождества Богородицы мужского монастыря , расположенного неподалеку от Новгорода (обитель упом. впервые в 1389 в связи со строительством деревянного храма - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 367); возможно, И. был основателем или возобновителем мон-ря. Немногочисленные сохранившиеся сведения об И. позволяют связать его деятельность с началом возрождения монашеского общежительства в Новгороде. Вероятно, в бытность И. настоятелем Лисицкого мон-ря здесь принял постриг прп. Арсений Коневский (сообщение Жития последнего о том, что это произошло в настоятельство Евфимия, буд. архиеп. Новгородского (см. Евфимий I Брадатый), является анахронизмом). В 1-й пол.- сер. 90-х гг. XIV в. И. совершил путешествие на Афон (возможно, под влиянием прп. Арсения, побывавшего там ранее), откуда привез в Новгород рукопись Тактикона Никона Черногорца , списанную со среднеболг. оригинала (или же, что менее вероятно, болг. список - ср.: Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Др. Руси: Избр. работы. М.; СПб., 2001. С. 149-154, 340, 388-389, 14). Сохранился пергаменный список с привезенного И. кодекса (древнейший в восточнослав. традиции), сделанный в 1396/97 (6904) г. для Лисицкого монастыря (и в его стенах) по повелению архиеп. Иоанна (РНБ. F.n.I.47). Возможно, во время поездки И. на Афон обязанности настоятеля монастыря выполнял его ученик Варлаам, названный игуменом в записи на Тактиконе. Дальнейшая судьба И. нетипична для новгородского игумена той эпохи, что заставляет предполагать его промосковскую ориентацию и наличие связей с великокняжеским и/или митрополичьим двором (с митр. св. Киприаном лисицкий игумен мог познакомиться во время пребывания того в Новгороде в 1392 и 1395). Вероятно, между 1396/97 и 1406 гг. И. был поставлен (по инициативе митр. Киприана или вел. кн. Василия I Димитриевича ) архимандритом Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Основание для отождествления лисицкого игумена с симоновским архимандритом дает частично сохранившаяся запись поминания «Лариона, епископа [Коломенско]го» в пергаменном синодике Лисицкого мон-ря рубежа XIV и XV вв. после имени архиеп. Новгородского Алексия (РГАДА. Ф. 381. 141. Л. 3Б; Покровский. 1916. С. 44-45, 77; Кат. слав.-рус. рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР. М., 1988. Ч. 2. С. 308. 156).

http://pravenc.ru/text/389163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Остроглазов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в. Михаил Андреевич (5.02.1873, Бронницы Московской губ.- кон. 10-х - нач. 20-х гг. XX в.), рус. композитор. Род. в семье титулярного советника. В 1892 г. окончил 4-й московский кадетский корпус, в 1894 г.- 3-е военное Александровское уч-ще. С 1895 г. служил в 3-м гренадерском Перновском короля Фридриха Вильгельма IV полку, в 1909 г. вышел в отставку в звании капитана. С 1911 г. периодически жил в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В марте 1916 г. О. был вновь призван в армию, в авг. 1917 г. отправлен на Западный фронт, в конце окт. пострадал во время газовой атаки в районе Барановичей, был комиссован и направлен в Москву для лечения. Неизвестно, когда и где О. получил муз. образование. Есть сведения о том, что он учился игре на скрипке у одного известного профессора, выступал в концертах. Среди муз. сочинений О. преобладают оперы (всего 8, в т. ч. «Склирена» на сюжет из истории Византии XI в. по повести А. А. Смирнова), романсы и хоровые произведения, большинство из которых - духовные. Фрагменты Панихиды - самого раннего из духовных сочинений О.- прозвучали в концерте Синодального хора 25 марта 1908 г. Н. Д. Кашкин в рецензии отметил, что музыка Панихиды является интересной «как целое», представляет «развитие простых основных мотивов, достигающее своего кульминационного пункта в песнопении «Со святыми упокой»», «очень колоритна и полна настроения безнадежной тихой скорби, выдержанного с начала до конца» (Рус. слово. 1908. 27 марта). О «Херувимской песни на 1914-ю годину» (Op. 18) писали, что она «не трудна для исполнения и написана, за исключением разве только музыки на слово «аминь», в духе сочинений авторов старого направления... умелой рукой» (ХРД. 1916. 2. С. 54). Большая часть духовных сочинений О. (Op. 23, 24, 25, 26, 27, 31) написана за 2-3 года до революции, последнее (Op. 33) создано в 1918 г. Все они были куплены изд-вом П. И. Юргенсона, но не все были напечатаны и, будучи малодоступны, остались вне поля зрения регентов и хоровых исполнителей.

http://pravenc.ru/text/2581667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 16.03.1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (с 1043), церковный и политический деятель средневек. Германии. В 1062-1065 гг. опекун малолетнего герм. кор. Генриха IV и фактический правитель гос-ва. Главной задачей А. стала борьба против планов дат. кор. Свена Эстридсена (1047-1075/76) вывести Датскую Церковь из юрисдикции Гамбургско-Бременской архиепископии, создав собственное архиеп-ство, а также за подчинение этой юрисдикции Церкви в Норвегии (к-рая управлялась самостоятельными епископами англ. поставления) и за возвращение Шведской Церкви в подчинение Гамбурга. Все это вылилось в неосуществившийся план А. создать на основе собственной архиепископии «Северный патриархат» из 12 еп-ств, а также привело к чрезвычайной активизации миссионерской деятельности, простиравшейся от Оркнейских о-вов до Финляндии. А. способствовал созданию новых еп-ств на западнослав. землях с центрами в Ратцебурге, Мекленбурге и др. Видеть в проекте «Северного патриархата» отражение конкуренции Германской и Византийской Церквей на севере Европы (H. Ludat) едва ли уместно, но бесспорны определенные греч. симпатии А., к-рый, по не вполне понятному замечанию Адама Бременского , «и церковное богослужение не желал более совершать по латинскому обычаю, а то ли на римский, то ли на греческий манер» (Adam. III 27. P. 170). Ученые-греки присутствовали при дворе А. и даже поставлялись им на епископские кафедры. А. был одним из последних защитников пришедшей в XI в. в упадок системы имперской Церкви . Ист.: Adam Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. III [главный источник об А.]; Regeste der Erzbischöfe von Bremen/Hrsg. O. H. May. Hannover; Bremen, 1937. Bd. 1. N 53-79; Provincia Hammaburgo-Bremensis/Ed. W. Seegrün, Th. Schieffer. Gött., 1981. N 72-90. (Germania pontificia; T. 6). Лит.: Ludat H. Die Patriarchatsidee Adalberts von Bremen und Byzanz//Archiv für Kulturgeschichte. 1952. Bd. 34. S. 221-246; Glaeske G. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen als Reichsfürsten (937-1258). Hildesheim, 1962; Fuhrmann H. Provincia constat duodecim episcopatibus//Studia Gratiana. 1967. T. 11. P. 389-404; Lammers W. Adalbert von Hamburg-Bremen//Geschichte Schleswig-Holsteins. Neumünster, 1981. Bd. 4/1. S. 165-214; Johanek P. Die Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und ihre Kirche im Reich der Salierzeit//Die Salier und das Reich. Sigmaringen, 1991. Bd. 2: Die Reichskirche der Salierzeit. S. 79-112.

http://pravenc.ru/text/63440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VIII патриарх Иерусалимский (1106/07 - ранее 1122). Краткие сведения об И. содержатся в анонимном трактате «О епископских перестановках» в редакции кон. XIII в. (Vat. 1455; Darrouz è s. 1984. P. 183) и в изложении визант. церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). И. был евнухом, греком по происхождению; видимо, владел араб. языком. В 90-х гг. XI в. занимал кафедру архиепископа Тира и Сидона. В 1097/98 г. бежал из Тира в Иерусалим от преследований фатимидского везира. Приблизительно в то же время Иерусалимский патриарх Симеон II († 1099 или 1106) из-за междоусобной борьбы сельджукских эмиров покинул Св. град и переселился на Кипр. Оставшееся в Палестине правосл. духовенство избрало своим главой И. В 1099 г. Иерусалим был захвачен крестоносцами, к-рые учредили лат. Иерусалимский Патриархат (см. в ст. Латинские Патриархаты ). Однако, несмотря на распад иерархических структур правосл. Церкви во владениях крестоносцев, отдельные правосл. епископы вели богослужение по визант. обряду для местных христиан-мелькитов и рукополагали священников, но при этом не имели церковно-адм. власти. Вероятно, именно в таком качестве И. неск. лет оставался в Иерусалиме при лат. архиереях. Статус И. в период его пребывания в Иерусалиме неясен, поскольку остается открытым вопрос о дате кончины патриарха Симеона. В то же время едва ли лат. церковные власти допустили бы существование в Иерусалиме параллельной правосл. иерархии во главе с патриархом. И. мог считаться местоблюстителем Патриаршего престола. В 1107/08 г. И. переехал из Палестины в К-поль, где Свящ. Синодом К-польской Церкви был признан законным Иерусалимским патриархом (RegPatr, N 981). Он проживал в мон-ре св. Диомида в К-поле до кончины. И. приписывается авторство 2 «Слов об опресноках», одно из которых было составлено по материалам диспута И. с неким лат. «философом» в Иерусалиме. Эти сочинения переписывались в правосл. мон-рях Палестины в эпоху крестоносцев, впосл. были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой в составе обширной антологии греч. антикатолич. лит-ры «Томос любви» (Τμος γπης. [Ισιον,] 1698. Σ. 516-538; 3-й трактат на ту же тему, изданный под именем И. (Ibid. Σ. 504-516), в действительности принадлежит митр. Евстратию Никейскому). Спорным является авторство И. в отношении трактата «Синодик» (Συνοδικν) о происхождении схизмы 1054 г. ( Darrouz è s J. Mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins//RÉB. 1963. T. 21. P. 54). Нек-рые исследователи (М. Жюжи, Ф. Деторакис, Р. Обер) атрибутировали И. греч. версию Жития прп. Иоанна Дамаскина (BHG, N 884; PG. 94. Col. 429-490), однако более вероятно, что ее автором является Иоанн VII.

http://pravenc.ru/text/469644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые канонизированные до 1988 г. АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

Спасо–Мирожский монастырь. Снетогорский монастырь Первый основан в половине XII в. (1148–1153 гг.). Главный храм его – Спасо–Преображенский собор, построен в том же XII в. Лучшим украшением его служит древнейшая настенная живопись (XII в.), реставрированная в 90-х годах XIX века. Она покрывает все внутренние поверхности Спасо-Мирожского собора и принадлежит к числу редких явлений ряду древнейших памятников России. Фрески Мирожские замечательны как со стороны стиля, так и иконографической и идейной. По своему общему характеру фрески эти близко подходят к фрескам Спасо-Нередицкой церкви близ Новгорода; но с другой стороны здесь сильно развит Богородичный цикл изображений, чего мы не встречаем ни в одном русском памятнике XI–XII вв. Типы и композиции греческие костюмы традиционные византийские. Даже надписи при некоторых изображениях греческие. Искусство здесь греческое, хотя бы исполнение фресок и принадлежало русским мастерам. Стиль фресок тот же, что и в Нередицких и Староладожских. Самое размещение изображений в храме носит на себе отпечаток византийского обычая, установившегося под влиянием символического воззрения на храм и его составные части. В алтаре помещен цикл изображений, относящихся к евхаристии: раздаяние евхаристии апостолам, уготование престола и два ряда святителей, совершителей евхаристии; в средней части храма: в куполе – Вознесение И. Христа на небо и пророки; в парусах сводов – Евангелисты; на сводах и стенах храма – праздники, чудеса Евангелия и цикл Страстей Христовых. Но наибольший интерес представляют изображения, относящиеся к детству Богоматери, в западной части южного нефа. Художник начинает с возвращения Иоакима и Анны из храма после неудачной попытки принести жертву Богу: оба они идут печальные из храма, потом беседуют в палатах, и Иоаким предпринимает решение отправиться к своим стадам; ангел является Иоакиму с вестью об имеющей родиться от него дщери; явление ангела прав. Анны в палатах; встреча и лобзание Иоакима и Анны у золотых врат Иерусалима; Иоаким и Анна радостные сидят в палатах за столом и беседуют; Рождество Богородицы; пир евреев и др. 28 Этот цикл изображений у нас в России впервые является в стол широком развитии в рассматриваемых фресках XII в.; в фресках Киево-Софийского собора и Нередицких он гораздо короче. Первоисточник его, вероятно, в Сирии, откуда он перешел через Византию к нам 29 . Фрески Спасо-Мирожского монастыря вскоре после реставрации их стали портиться вследствие сырости, объясняемой обилием воды, окружающей храм во время весеннего разлива, и в последнее время сырость эта имеет уже угрожающий характер. Чаша архиепископа Нифонта

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ПСЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Ψελλς] (1018, К-поль - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик, в сер. 40-х - сер. 70-х гг. XI в. был одним из наиболее влиятельных придворных советников; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры. Основные сведения о жизни М. П. содержатся в его «Хронографии» и др. сочинениях. Тем не менее замечания М. П. о себе кратки и не позволяют интерпретировать их уверенно. Т. о., реконструкция ряда эпизодов жизни и политической деятельности М. П. остается спорной. Мирское имя М. П.- Константин или Констант. Он род. в К-поле в квартале близ Нарсийского мон-ря, в семье столичных чиновников. Среди предков М. П. известны люди, занимавшие должность ипата и носившие титулы патрикиев. Однако к XI в. род Пселлов пришел в упадок. Его дед и бабка дожили до 40-х гг. XI в.; имя отца неизвестно, он умер ок. 1038 г. Мать М. П. Феодота, из столичной семьи невысокого происхождения, после смерти мужа приняла монашество, умерла в 1054 г. У М. П. были 2 старшие сестры, их имена также неизвестны; старшая сестра умерла юной в 1032 г. М. П. получал образование, состоявшее из 3 ступеней. С 5 до 8 лет он обучался в начальной школе грамматики. После этого родственники М. П. решили, что на этом его обучение можно закончить. Однако по настоянию матери он продолжил заниматься, изучать древнегреч. язык и классических авторов и вскоре обнаружил блестящие способности. С 16 лет М. П. начал заниматься риторикой, вероятно у знаменитого педагога Иоанна Мавропода , позднее ставшего митрополитом Евхаиты. Учеба М. П. завершилась ок. 1037-1038 гг. Он называл Мавропода своим единственным учителем, вероятно, тем самым особо выделяя его вклад в свое образование. Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) О первых годах самостоятельной карьеры М. П. сведения противоречивы. Уже в юном возрасте он оказался в числе визант. придворных. В конце правления имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041) он находился на гос. службе в столице, был знаком с Иоанном Орфанотрофом и был его «сотрапезником» ( Mich. Psell. Chron. P. 57). В правление имп. Михаила V Калафата (1041-1042) он занимал пост имп. секретаря и участвовал в церемониальных выходах императора ( Mich. Psell. Chron. P. 94-95). В это время было написано наиболее раннее из известных сочинений М. П.- стихотворное послание к императору с просьбой назначить его на пост нотария ( Psell. Scripta minora. P. 49). М. П. упоминал также, что совершил поездку в Месопотамию, скорее всего по делам службы, а также некоторое время исполнял должность фемного судьи в Филадельфии (Фракисий или Фригия?) и в феме Вукеллариев.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Бориспольской и Броварской епархии УПЦ МП), расположен в г. Переяславе-Хмельницком Киевской обл. Украины. Территория обители в XI - нач. XVIII в. Собор во имя арх. Михаила. Освящен в 1089/90 гг. Реконструкция Ю. С. Асеева и В. А. Харламова Собор во имя арх. Михаила. Освящен в 1089/90 гг. Реконструкция Ю. С. Асеева и В. А. Харламова Место, где расположен монастырь, находилось на детинце древнерус. Переяславля (Русского, Южного). Начиная с XI в. и до 1239 г. здесь размещался двор епископов и митрополитов Переяславских. В 1089/90 г. митр. Переяславский свт. Ефрем освятил построенный, по всей видимости, византийскими зодчими каменный собор во имя арх. Михаила (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Остатки собора исследовались в 1840 г. археологом-любителем А. С. Анненковым ( Колибенко. 2011. С. 94), в 1949 и 1952-1954 гг.- М. К. Каргером, в 1975 г.- Ю. С. Асеевым, В. А. Харламовым и М. И. Сикорским ( Фрезе. 2013. С. 216). Изучение осложнялось существованием построенного на том же месте в XVIII в. здания, в связи с чем археологам были доступны лишь фрагменты фундаментов. Предложенные исследователями реконструкции облика собора к наст. времени существуют в 3 основных вариантах (Каргера; М. В. Малевской и П. А. Раппопорта, основанная на реконструкции Каргера; Асеева и Харламова). Вероятнее всего, это был однокупольный 4-столпный 5-нефный храм. Он имел 3 притвора, располагавшиеся напротив центральных прясел сев., юж. и зап. фасадов, к сев.-вост. части основного объема примыкал бесстолпный придел, а в сев.-зап. углу храма, вероятно, размещалась лестничная башня (Там же. С. 217). Размеры храма Раппопорт определил следующим образом: длина - 33 м, ширина - ок. 25,6 м (в вост. части) и 27 м (в зап. части); по мнению Асеева и Харламова, длина (по внешнему контуру стен и фундаментов) составляла ок. 39 м (без зап. притвора - 33 м), ширина в зап. части (без притворов) - ок. 27 м, в восточной - 27,6 м. По мнению Каргера и Раппопорта, основной объем храма имел одну апсиду (Там же), по предположениям Асеева и Харламова,- 3 ( Колибенко. 2011. С. 94). Средние 3 нефа отделялись от боковых стенками, сообщались с ними через тройные аркады в центральных ячейках ( Фрезе. 2013. С. 217).

http://pravenc.ru/text/2580020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Водоча Вóдоча [македон. Водоча, Манастир Свети Лeohmuj], муж. мон-рь во имя св. Леонтия, действующий. Расположен в 4 км к западу от г. Струмица (Республика Македония). Монастырская церковь являлась кафедральным собором Тивериопольских (Струмицких) епископов. Она была построена на развалинах раннехрист. базилики V в., раскопки к-рой ведутся в наст. время (обнаружены 2 комплекса бань, трапезная и др. постройки). Согласно местному преданию, на этом месте после битвы у горы Беласица (1014) по приказу визант. имп. Василия II были ослеплены 14 тыс. воинов болг. царя Самуила. В 1-й пол. XI в. здесь был построен из камня и кирпича крестово-купольный храм типа «вписанного креста», освященный в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В нач. XII в. к нему с вост. стороны пристроили большой храм типа «свободного креста». Т. о., собор состоял как бы из 2 зданий, расположенных одно за другим, причем западное выполняло функцию нартекса. В XIV в. достроили притвор, в XVII в.- открытую галерею. В 80-90-х гг. XX в. в мон-ре возвели небольшую ц. во имя свт. Григория Паламы и прп. старца Иосифа Спилиота, за стенами мон-ря - ц. во имя мч. Трифона. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Сщмч. Исавр. Роспись ц. Введения Пресв. Богородицы в мон-ре Водоча. 1-я пол. XI в. Древнейший слой росписей собора был выполнен в 1-й пол. XI в.: изображения диаконов Исавра и Евпла в алтарной части, вмч. Пантелеимона на юго-зап. столпе (сейчас находятся в Народном музее в Скопье). По мнению В. Джурича, они стилистически близки к фрескам собора Св. Софии Охридской. Судя по сохранившимся фрагментам, в диаконнике располагались сцены протоевангельского цикла («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Возвращение Иоакима и Анны из храма» и «Благовещение Иоакиму»). Возможно, цикл продолжался на юж. стене: один из фрагментов является частью композиции «Введение Богородицы во храм».

http://pravenc.ru/text/155067.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010