Шел Великий пост. Служба каждый день, усталость, масса дел. В 9-ый день помянули Андрея в трапезной и разошлись. У меня еще мелькнула мысль рассчитать сороковой день, но понадеялась на прихожан — столько их было на отпевании. И вот как-то в воскресенье я собираю детей в церковь, а Арсений вдруг говорит: — Вари коливу (так он называл кутью). — Зачем? — Андрей говорит: «Ешьте коливу — меня вспоминайте». — Какой Андрей? У него кто-то умер? (У нас в приходе несколько Андреев) — Да нет, наш Андрей. Он сам умер. Я с недоверием посмотрела на Сеню. Но все же рассказала батюшке. Тот сказал, чтобы сварила кутью и отнесла в церковь. — Помянуть никогда не лишне. Я сварила и в церковь пришла с мисочкой поминальной кутьи. Там подошла к нашей требнице бабе Шуре и спросила, когда сороковой день со смерти Андрея. Баба Шура всплеснула руками: — Да вчера было! — А кто-нибудь сороковины отмечал? — Какое там! Три службы, замотались. — Ну хоть кутью-то сварили? — Нет… Я протянула мисочку: — Вот Андрей просил кутью кушать и его поминать. Придя домой, я долго тормошила Арсения, спрашивая: — Как Андрей тебе про кутью сказал? — Пришёу и сказау! Я опять: — Но как? А он непонимающе смотрел на меня своими зелеными глазами и все повторял: — Ну сказау, и сказау. Лепесток 3-ий. Господи, Ты знаешь! Арсений всегда удивлял нас. Он не особый фантазер, довольно замкнутый и молчаливый мальчик, хотя и сорванец. Но в свои 3–4 года он иногда говорит такое, что мы понимали: для него открыт такой мир, который для нас (да и для всех) является закрытым. Случай с Андреем был далеко не единственным. Как-то Сенечка приболел и лежал в кроватке. Вообще, он болел всегда без каких-либо капризов, слез. Тихо лежал, сложив руки на груди, держа любимую икону Св. Целителя Пантелеймона, приговаривая: — Грешиу, грешиу. Теперь лежи, Сеня, не греши. Но тут я услышала громкий плач, и подойдя к его кровати, увидела, что он просто заливается слезами. — Что ты, Сеня? Тебе так плохо? И вдруг Сеня начинает взахлеб просить: — Мама, молись за бабушек!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2295...

субботу или самую Пасху, то она переносится на понедельник Светлой седмицы. День памяти св. великомуч. Георгия случается от Вел. пятка до четверга 5 недели по Пасхе. На все случаи совпадения его праздника с разными другими праздничными днями имеются в Типиконе и Цветной Триоди Марковы главы (также и в Минеи под 23 апреля). Особые Марковы главы имеются и для праздника св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая, который может случится в дни от субботу второй недели по Пасхе до пятка 7–ой недели по Пасхе. Праздники великие со знаком креста в круге Об этих праздниках в Типиконе сказано: «Им же бдение и вся служба праздника совершается по уставу». Эти праздники разделяются на три отдела: 1. Господские, 2. Богородичные и 3. Святых великих. Господские и Богородичные великие праздники иногда обедняются под общим названием «Двунадесятых праздников», потому что их числом всего двенадцать. Двунадесятые праздники суть следующие: 1. Рождество Пресвятыя Богородицы — 8 сентября, 2. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября, 3. Вход во храм Пресвятыя Богородицы — 21 ноября, 4. Рождество Христово — 25 декабря, 5. Крещение Господне, или Богоявление — 6 января, 6. Сретение Господне — 2 февраля 7. Благовещение Пресвятыя Богородицы — 25 марта, 8. Преображение Господне — 6 августа, 9. Успение Пресвятыя Богородицы — 15 августа. Все эти праздники неподвижные. Кроме них есть еще три двунадесятых праздника подвижных: 10. Вход Господень во Иерусалим, празднуемый за неделю до Пасхи, 11. Вознесение Господне — в 40–ой день после Пасхи (четверг 6–ыя седмицы) и 12. Пятидесятница, или Сошествие Св. Духа (Троицын–день) в 50–ый день по Пасхе. Службы неподвижным двунадесятым праздникам находятся в Месячной Минее; служба Входу Господню во Иерусалим — в Триоди Постной, службы Вознесению и Пятидесятнице — в Триоди Цветной. Праздник Пасхи, как «праздников праздник и торжество торжеств», высочайший из всех, не находится в числе двенадцати. Из этих двенадцати праздников 7 Господских, 4 Богородичных, а один — Сретение Господне занимает особое положение: он и Господский и Богородичный в одно и тоже время, но по основным уставным особенностям он принадлежит к числу Богородичных праздников. К числу великих бденных праздников принадлежат еще праздники в честь святых. Таковы: 1. Рождество св. Иоанна Крестителя — 24 июня, 2. Усекновение главы св. Иоанна Крестителя — 29 августа, 3. Святых первоверховных апостол Петра и Павла — 29 июня. Кроме того, в Российской Церкви к разряду великих бденных праздников отнесен еще праздник 4. Покров Пресвятыя Богородицы — 1 октября, не принадлежащий к числу двунадесятых. К числу великих бденных праздников принадлежит также,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   Следующий за праздником Пятидесятницы понедельник носит название «Духов день», так как он является праздником в честь Всесвятаго Животворящаго и Всесильнаго Духа, Единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника. С вечера совершается Малое повечерие (так как вечерня уже была) с каноном Святому Духу. Утреня без полиелея, но с Великим славословием. На ней не поется «Честнейшую», а ирмос 9-ой песни канона. На литургии антифонов уже нет, а поются Изобразительные и «Блаженны», но особенность та, что бывает Входной стих. Праздник Пятидесятницы совершается затем всю неделю, на коей разрешается поэтому пост в среду и пяток (сплошная неделя) и отдается праздник в субботу. Неделя всех Святых     Неделя 1-ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как «жатвы Духа Божия», как «плодов Божественной благодати», ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее. С понедельника после Недели Всех Святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Вследствие того, что Неделя Всех святых зависит от дня празднования Пасхи и является поэтому праздником передвижным, Апостольский или Петровский пост бывает разной продолжительности от 8 дней до шести недель. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского.    После Пятидесятницы, начиная с первой недели Всех Святых, все недели, то есть воскресные дни, обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. До недели Мытаря и Фарисея означено всего 32 недели. Соответственно этому счету следуют столпы воскресных утренних Евангелий и столпы гласов Октоиха. Столп Евангелий начинается с Недели Всех Святых, когда на утрени читается 1-ое утреннее воскресное Евангелие. Но столп гласов Октоиха начинается со следующей 2-ой недели. В эту неделю указан 1-ый глас, а Евангелие 2-ое. Дальше все идет по порядку. Начиная с Недели Всех Святых, катавасия всего лета: «Отверзу уста моя…»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9–ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1–ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи. 5. Богослужение подвижных дней года Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди. 6. Богослужения Постной Триоди 1. Приготовительные Недели к Великому Посту

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

4. Храмовые праздники    Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9-ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1-ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи. 5. Богослужение подвижных дней года    Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Правдин. Из надписи на каменной гробнице можно заключить, что патр. Адриан родился в 1637 году, если текст надписи брать из сочинения Забелина «История города Москвы»: «от рождения своего имяше (патр. Адриан) шестьдесят третье лето с октября 2 дня», или в 1627 г., если следовать чтению надписи другого биографа п. Адриана в «Чтениях в обществе истории и древностей Российских» за 1848, 8. – Н. А. А.: «от рождения своего имяше семьдесят третье лето с октября 2 дня», хотя слово «семьдесят» нужно считать у Н. А. А. опечаткой, так как сам Н. А. А. в начале биографии год рождения Адриана указывает 1636–й. В Бог . Энцикл. год рож. Адриана указ. 1627–й 2 окт. 4 Забелин. История гор. Москвы. Ч. I. 288–9 стр.: Чтения в Обществе Истор. и др. Р. за 1848 г. 8, стр. 34. 6 Н. А. А. Патр. Адриан. Чтения в Общ. Ист. 1848 г. 8, стр. 34. Такой устав в Чудовом мон. Адриан поддерживал и в то время, когда был патриархом (Там же); Православная Богословская Энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. 7 В рукописном «Помяннике» или Синодике архиерейского Казанского дома, хранящемся в библиотеке Казанской духовной академии под 1967 сообщается так: «Лета #3£уд (7194) марта в 21 день в неделю 5–ую святого и великого поста. – Изволением великих Государей наших Царей и великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев. И благословением великого Господина Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России возведен в царствующий град Казань на митрополию из Чудова монастыря архимандрит Адриан. Приехал в царственный град Казань он Преосвященный Адриан Митрополит тогож руд (7194) г. месяца июля в 28 день. Бысть же сей в Казани 9–ый митрополит». История Российской иерархии, Амвросия. Ч. I, 100 стр. 9 Ркп. «Помянник» Казан. Арх. дома. «Всего же бысть на Казанском архиерействе д (4) лета 12 стр E (5) месяцев и к (2) дня. Потом же бысть всероссийский патриарх. История Российской иерархии иер. Амвросия. Ч. I, стр. 44, 100; ср. П. C. 3. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В область мистики Достоевский премудро вступает с луковкой любви, то есть оставаясь совершенно верным себе и в то же время утверждая свою любовь к человечеству, свою мечту о Единстве человечества – в ином мире, в Вечности. Это мистическое завершение идеи всей его жизни замечают и неверующие: «У Достоевского гармоничная соборность есть только нормативный идеал или нечто осуществляющееся в вечности, в бесконечности, в метафизической плоскости» 437 , – говорит Луначарский. «Тем-то и сильна великая нравственная мысль, – писал Достоевский, – тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной» (26: 164). Несмотря на не оставлявшую его мечту о «земном рае», к которой он иногда возвращается, Достоевский начинает понимать, что преодоление разъединенности людей совершается и совершится только сверхрациональным путем, то есть уже за пределами и за нормами этой истории, но что важнее всего – совершится той самой любовью, начало которой здесь, на земле, в обыденности этой любви. И для человека, собственно, достаточно знать это блаженное начало спасения мира, эту великую обыденность любви 438 . В Евангелии есть притча о человеке, нанявшем с утра работников в виноградник свой по динарию в день 439 . Потом он еще вышел «на торжище» в 3-м часу, и в 6-м, и в 9-м часу, и еще нанимал рабочих. Наконец, вышел он и в 11-м часу и нанял последних «стоящих праздно». А когда стал всех их рассчитывать, то по динарию получили и эти последние, как и первые, «перенесшие тяготу дня и зной» духовного труда. Можно ли уложить это божественное уравнение первых с последними кающимися грешниками в нормы человеческих понятий? Оно укладывается только в безмерном милосердии Божием, ожидающем нашего малейшего воздыхания покаяния и любви. Эта притча – наше пасхальное упование: «Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости». И вот у Достоевского в одной из Записных тетрадей 1870 года мы читаем такое как бы добавление ее, очевидно ставшее необходимым в наше страшное время: «Тихон: «Иже в 12-ый час. Песня ангелов». Безмерно великодушно слово» (11:288). Можно было бы сказать, что именно здесь, в этом полунощном ощущении безмерного великодушия Христова к пришедшим хотя бы в «12-м часу», и лежит главное богатство наследства Достоевского. Эта «песня ангелов», им подслушанная, для нас, изнемогающих от грехов и болезней, нужнее всего, как настоящий хлеб среди только муляжей его на богословской витрине. С этим хлебом и мы бестрепетно вступаем в область мистики, в ее «глубину и высоту», зная, что «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе» 440 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

В наших II и III главах мы пытаемся найти некоторые аналогии между некоторыми из молитв нашего Евхология (именно молитвы отпуста и главопреклонения) и молитвами Вечерни и Утрени VIII-oй книги Апостольских Постановлений (гл. 37–39) 44 ; было бы очень заманчивым еще сравнить наши службы с теми, которые совершались, по Егерии, в IV веке в Иерусалиме. Однако нам приходится заканчивать эту работу и дать некоторые общие выводы. Заключение Ежедневная последовательность соборного богослужения по древнему Евхологию была составлена из шести служб: две главных в начале дня и ночи ( ρθρος и λυχνικν) и четыре, более кратких: служба Полунощная, III, VI и IX Час. Двойная молитва первого часа дня не составляла настоящей службы. Служба бдения, называемая «Паннухис», для ночной молитвы в праздники и дни Поста; и служба, заменяющая III и VI Час, а также Литургию, во время Поста, дополняли чин, предусмотренный древним Евхологисм. Если мы разделим день на периоды по четыре часа, мы заметим, что каждая из шести служб соответствует приблизительно одному из этих отрезков дня. К двум молитвам «законным» начала дня и ночи, унаследованным от иудейского (и иудейско-христианского) предания, три Часа (III, VI и IX) присоединяли тему молитвы Апостолов в те же моменты дня: во время схождения Святого Духа на учеников, собравшихся в 3-ий час, молитву Петра на террасе в Иоппе в 6-ой час и молитву Петра и Иоанна в Храме в 9-ый час. Служба Полунощная оправдывалась Пс. 118,62 , тогда как мы ожидали бы указания на молитву Павла и Силы в тюрьме ( Деян. 16,25 ). Троичную систему Дан. 6,6 и Пс. 54,18 , а также Дидахи (гл. 8) (и которая является системой, примененной Синагогой после разрушения Храма) заменяет более полная система шести служб, о которой свидетельствует уже «подвижническое Слово» 45 . Число «Семь» (вызываемое в памяти Пс. 118,164 ), которое этот самый памятник желал бы утвердить, удваивая молитву VI ч., будет достигнуто при помощи I Часа в нашем Евхологии. Другие предания найдут иные решения, превышая даже символическое число семи служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из " Пензенских епархиальных ведомостей " 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). " ... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь " . На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/ Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

http://sobory.ru/article/?object=02766

Филипп Новиков – Какая поездка этого года Вам особенно запомнилась? – В июле ездили в деревню Сяндеба Олонецкого района, где 4-ый год восстанавливают единственный в Карелии женский монастырь. Во время войны в Сяндемском Успенском монастыре был разрушен собор. Сейчас там живут всего 4-е монахини. Из Финляндии туда приезжает много трудников. Мы хотели следующим летом построить в этом святом месте звонницу, но не ожидали, что инвесторы уже без нас ее построили. Удалось найти человека, который дает деньги на строительство собора, и он восстанавливается достаточно быстрыми темпами. Наверное, в следующем году поеду туда звонить в колокола. Думаю, к тому времени уже чему-нибудь научусь. А вообще я рад, что после поездки в Домнино, где родилась идея с купелью, я почувствовал, что это и есть то, чем бы я занимался с радостью. И хотя у меня сначала не получалось плотничество, но и силы появились, и желание в этом направлении двигаться. Работа очень нравится. Такое дело благое – храмы строить! Рейтинг: 8.7 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фото Ирины Ахундовой и из архива Андрея Агафонова скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Irina Visintainer 12 февраля 2015, 21:32 Максим 13 февраля 2014, 01:55 Андрей, набивай руку, учись!А храмы строить, это хорошее дело, спасительное. Ирина Ахундова 2 февраля 2014, 20:10 См. интервью с Дмитрием Тузовым: http://ricolor.org/rus/vr/iniciativ/6_6_13/ Этот человек болеет душой и за судьбу нашего молодого поколения, и за погибающие храмы, и за Россию. Побольше бы таких педагогов! многогрешная Ксения 2 февраля 2014, 13:51 Зравствуйте, Андрей! Простите, но хочется Вас пригласить в наш Храм и хотя живем мы на краю земли, Хабаровский край (север), но назван он в честь св. Ап. Андрея Первозванного. И нам очень нужно передеать кровлю, но есть проблемы с финансированием. Если вас это заинтересует смотрите наш сайт www hramhurmuli ru Ирина Ахундова 2 февраля 2014, 03:59 Благодарю портал за эту публикацию. Ребята классные! Интересны также мои интервью с Володей Губарем, Филиппом Новиковым и Дмитрием Тузовым. Особенно меня поразил рассказ Володи о его поездке на о-в Беринга, о том, как он там боролся с темными силами в себе. А Андрея хотела бы видеть своим зятем. Но это не от меня зависит. Ребята - большие молодцы. Когда мы пили в конце рабочего дня чай у моей подруги Норы Артинян, ребята сказали, что не так уж и хотели ехать ко мне в свой выходной день с раннего утра, а потом что-то случилось и они даже благодарили Дмитрия Тузова за то, что отправил их в Дедовск. Видно было, что работали с душой и полной отдачей. Низкий поклон и им, и Дмитрию Валерьевичу! Весной опять понадобятся добровольцы. Буду благодарна всем, кто откликнется. Надо будет помочь разобрать завалы на пожарище, да и вообще очень нужна помощь. Если Вы готовы помочь, пишите мне по адресу akhund@yandex.ru

http://pravoslavie.ru/67813.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010