15). Во главе монастыря стоит предстоятель. Но это не иерархическое звание, каковое для предстоятеля не требовалось. Предстоятель располагает полной дисциплинарной властью (Reg. brev. tract. 82 и 126). Жизнь монахов состоит в труде, особенно земледельческом (ibid., 85 и 96; fus. tr. 38), и в молитве. Для каждого монаха предписывается, в течение суток, 6 обязательных часов молитвы — утром, в 3-ий час, 6-ой и 9-ый, вечером и в полунощь. О пище лишь определено, что она должна быть умеренной и не должна служить чревоугодию (Reg. brev. tract. 18). Вкушение вина было безусловно воспрещено (tract. 9)/. О монашестве в древнее время, на Балканском полуострове , в греческой части, нет сведений. Палладий (Historia Lausiaca С. 142-146) говорит о нескольких женщинах аскетического образа жизни — об Олимпиаде, Кандиде, Геласии из Константинополя; но о них упоминает и св. Иоанн Златоуст, значит, это относится к довольно позднему времени. Но есть известия и о более древних временах. По свидетельству двух Никифоров, в древней Византии, на круглом холме Петрион, возвышался монастырь. Его будто бы основал еще епископ Кастин около 240 г., в первый год своего епископства (Du Cange. Constantinopolis christiana. ib. IV, n. 14, p. 101. см. у аббата Marin. Les moines de Constantinople. 1897. p. 2) и передал его св. Епифанию, «великому и весьма знаменитому мученику» Халкидона, культ которого вскоре сделался самым популярным между византийцами. Шестью веками позже в этом именно монастыре окончил свою жизнь монах по принуждению, 4-ый сын императора Василия Македонянина (Так говорит Du Cange. Y. Marin, p. 3). После того, как Египет и Палестина перестали быть главными центрами монашеской жизни на Востоке, становятся такими Константинополь , а немного позже, Афон . От Константина Великого до Василия, основателя Македонской династии, от епископа Кастина до Фотия, религиозные дома и монастыри умножились в Византии до бесконечности. Многие мужи, даже из высшего правительственного класса, находили в монастырях единственное убежище… В 430 г. пришел в Константинополь авва Александр и привил здесь акиматенство . Акиматены поставили себе задачею непрерывное служение Богу — молитву день и ночь. Три сменяющие друг друга хора возносили Богу хвалу днем и ночью. Римским консуларием Студием основанный около 460 г. монастырь акиматенов «Студион», во время иконоборческих волнений, благодаря своему настоятелю Преподобному Феодору († 826 г.), сыграл громадную роль. Золотым веком для основания монастырей было царствование Юстиниана (527-565 г.). (Marin. р. 38. 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В молитвах своих евреи благодарили и прославляли Господа за все Его милости и просили Его продлить милости и на будущее время. В праздники содержание молитв и песпопений изменялось; в них вспоминались события, в честь которых был установлен праздник. При Моисее были установлены для израильтян следующие праздники: 1) Пасха, и в этот праздник евреи вспоминали выход из Египта и молились о всегдашнем мире с Богом и об избавлении от рабства людям и диаволу. 2) Праздник Пятидесятницы был установлен в память Синайского законодательства. 3) Праздник кущей; он совершался в конце сентября и в начале октября, в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне и продолжался целую неделю. Во время этого праздника все здоровые иудеи должны были переселяться за города, и жить в кущах или шалашах из древесных ветвей. 4) День очищения; его праздновали около начала сентября и в этот праздник совершалось торжественное жертвоприношение: к скинии приводили двух козлов, первосвященник исповедывал грехи всего народа над одним козлом и повелевал выгнать его в пустыню, другого же заколал в жертву, с кровью его входил во Святое-Святых и кропил ею на очистилище, очищая этим грехи народа. (Здесь обращу внимание детей на то, когда первосвященник входил во Святое-Святых). Кроме этих праздников, евреи праздновали: каждую субботу, начало каждого месяца и года, седьмой или субботний год, и наконец, 50-ый или юбилейный год. В 7-ой год евреи должны были отпускать на волю рабов, прощать долги друг другу и оставлять урожай бедным, а в 50-ый год они должны были возвращать прежним владельцам заложенные и проданные ими имения. Спрашивая детей эту историю, буду задавать им следующие вопросы: 1) Как назывался первый храм у евреев? 2) Кто участвовал в постройке скинии? 3) Какой был внешний вид скинии? 4) Что было на дворе её? 5) Как разделялась скиния? 6) Что находилось в святилище? 7) Что стояло во Святое-Святых? 8) Кто и как освятил скинию? 9) Как явил Бог Свое присутствие в скинии? 10) Кто должен был совершать Богослужение?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

После вечерни, вечером, совершается Малое Повечерие, а ночью – Полунощница. Утром в свое время совершается Утреня, носящая название Полиелейной утрени. Полиелейная утреня начинается не с Шестопсалмия, как на бдении, а с чтения двух так называемых «царских псалмов» (19-й и 20-й), тропарей и особой ектении (эти псалмы и тропари опускаются только в период времени от Пасхи до Вознесения), таким образом: Иерей, начертывая крест кадилом, возглашает перед престолом: «Благословен Бог наш…» Чтец читает полностью обычные предначинательные молитвы, а, если утреня следует сразу же за Полунощницей, то только «Приидите поклонимся» трижды, и псалмы: 19-ый «Услышит тя Господь, в день печали…» и 20-ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь….» Во время чтения этих псалмов иерей совершает полное каждение алтаря и всего храма, выходя северными дверьми. Далее следует чтение Трисвятаго по Отче наш, тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…», кондака «Вознесыйся на крест волею…», и ныне, богородична «Предстательство страшное….» Иерей входит в алтарь и с кадилом в руках произносит перед престолом особую краткую сугубую ектению. После возгласа ее «Яко милостив и человеколюбец Бог еси…», лик поет: «Именем Господним благослови отче!» иерей, начертывая крест кадилом, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: " Аминь« и начинается чтение шестопсалмия. Далее следует такой же порядок, как на утрени, входящей в состав всенощного бдения, но канон только на 8, причем в дни празднования святым этому канону предшествует канон Богородице со ирмосом на 6 или, в дни предпразднства или попразднства канон праздника, также с ирмосом на 6. Этот устав полиелейной службы изложен в 7-ой главе Типикона. Полиелейная служба указана в Типиконе всем Апостолам из числа 12-ти, исключая свят. Иоанна Богослова, которому положено бдение. Бдение же положено и свв. первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Кроме того, полиелейная служба полагается по Уставу Святителям Московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу, Ермогену и Тихону 5 октября, Св. Великомученику Димитрию Солунскому 26 октября, Собору Архистратига Михаила 8 ноября, Св. пророку Илии 20 июля, а также в праздники явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятой Богородицы, как, например, явление Тихвинской иконы 26 июня, Казанской иконы 8 июля и 22 октября, Смоленской Одигитрии 28 июля, Знамения Новгородской и Знамения Курской Коренной 27 ноября, Владимирской 26 августа, 23 июня и 21 мая, свв. равноапостольным Константину и Елене 21 мая, а также в два празднества, случающиеся всегда великим постом (первое иногда в субботу мясопустную, неделю мясопустную и сырную седмицу), почему служба им совершается несколько особым образом, в соединении с великопостной службой, согласно указанию Марковых глав Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 24 февраля и 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, 9 марта. 5. Служба славословная

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Час 3-й : Воспоминание о мучениях, претерпенных Спасителем в претории Пилата. Час 6-ый : Распятие Господа Иисуса на Голгофе посреди двух разбойников, крестные страдания Его и искупление Адамова греха. Час 9-ый : Смерть Спасителя, чудесные события, ее сопровождавшие, и поражение смерти. Подобно тому, как Литургия Великаго Четвертка есть глава всех литургий церковного года, ибо на ней воспоминается ее учреждение, – так и Царские Часы Великаго Пятка – основа и глава всех часов Богослужебного года, ибо они совершаются в день, давший им начало и освятивший их. Чин настоящей службы принадлежит авторству св. Кирилла Иерусалимского (315–386) и в своей основе отличается глубокой древностью. Он реформирован св. Софронием патриархом Иерусалимским (ум. около 641 г.). Но уже Ерм , муж апостольский, живший во II-м веке, упоминает о пятнице, как дне поста в память смерти Спасителя (см. его «Пастырь» кн. 3.). Страстной Пяток в древности назывался «Пасхой Распятия» (см. выше), название многозначительное, полное глубокого смысла, особенно если принять во внимание слова ап. Павла: «Наша Пасха за нас принесенный в жертву Христос» ( 1Кор.5:7 ). Глава X. Святой и великий Пяток. Вечерня и вынос Плащаницы Вечерня Страстного Пятка совершается ко времени распятия Спасителя – в 3-м часу дня. Она прославляет и ублажает крестную агонию Господа, Его смерть и погребение. То, к чему шло в ночь последования Страстей, ныне исполняется. Чаша, об отклонении которой молил изнемогавший по человечеству Богочеловек, не пронесена мимо. И Он пьет, разделяя ее горчайшее содержимое со Своей Матерью. Пьет до дна – до оставления Богом, до смерти, до сошествия во ад и погребения. И оставляет Богоневесту с сердцем, пронзенным орудиями, низведшими и Его к персти смертной. Чаша сладкого питья жизни вечной на Вечери Господней, ныне для самого Господа и Матери Его сказывается, как чаша смертной горести. Чтобы наполнить ее, Богочеловеку подобало быть пронзенным. Чтобы оживотворить ее, подобало Ему умереть. Чтобы провести человечество от смерти к жизни и от земли к небу, к самому Богу, подобало Богочеловеку быть оставлену Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примеч. Имеют ещё обыкновение во время ужина ставить на стол зажаренную баранью голову (а в случае нужды – большую щучью), не столько в воспоминание того овна, который принесён Авраамом в жертву, сколько потому, что они надеются быть некогда главою и господами прочих народов, чего ежедневно испрашивают у Бога в своих молитвах. VII. Праздник очищения Касательно сего праздника в Книге Левит говорится следующее: десятый день седьмого месяца, день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша, и принесите всесожжение Господу. Всякого дела не сотворите в самый день сей: есть бо день очищения сей вам, умолити о вас пред Господом Богом вашим, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем…. И смирите души ваши, от девятого дня месяца от вечера, даже до десятого дня месяца до вечера субботствуйте субботы ваша ( Лев.16:30 , Лев.23:27,28,32 ). На основании этой древней заповеди, и нынешние евреи совершают Праздник Очищения тоже в 10-ый день седьмого месяца, т.е. в сентябре. При обзоре этого праздника изложим: а) приготовление евреев к нему, б) обряды и с) богослужение. а) Приготовление евреев к празднику очищения Время, продолжающееся с начала нового их года до 10-го дня, обыкновенно называют евреи десятью днями покаяния (асерет иоми тшуве); ибо думают, что в течении этих дней Бог производит над ними суд, испытывает дела их, все вообще и каждое в частности; приговор же об них произносится в день очищения. Посему, в эти дни они строго изнуряют себя постом 110 ; много молятся, ведут жизнь сколь возможно благочестивую для того, что если уже Бог написал кого в книгу мертвых, или определил неблагополучный год: то по крайней мере теперь воззрел бы на его покаяние и добрые дела, т.е. в день очищения внес в книгу живых, и тогда уже произвел над ним суд. Кроме многих других молитв, каждый день утром трижды произносил исповедь в своих грехах, исключая день 9-й, в который исповедь произносится только однажды 111 . b) Обряды В девятый день, вставши рано пред рассветом, идут в синагогу; поют и молятся там очень долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Накануне дня храмового праздника непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет храмовой праздник Святому, случившийся в день Святого Духа. Накануне этого праздника, то есть в день Пятидесятницы, совершаются тогда, как обычно 9–ый час и Великая вечерня, а затем в свое время повечерие, полунощница и утреня (см. Типикон гл. 56 — о храмах). Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных совершается одинаково во всех церквах, как там, где есть храмовой праздник, так и там, где нет его. Особенности бывают лишь в храме Благовещения или Архангела Гавриила, если этот храмовой праздник случится в понедельник Страстной седмицы (см. храмовую главу Типикона 47). В храмовой праздник святого, хотя бы святый не принадлежал к числу Великих святых, служба храмовая отправляется с большей торжественностью, чем обычно, и не прелагается на другой день, причем непременно совершается Всенощное бдение. Исключение составляет только совпадение храмового праздника с первой седмицей Великого поста, Страстной седмицей и днем Пасхи, о чем есть особые главы в Типиконе храмовые, 30, 45 и 46, тогда служба престольного праздника переносится на Неделю Сыропустную, или на Неделю Ваий или на второй день Пасхи. Отдание храмового праздника совершается в тот же день на вечерне (см. Тип. храм. гл. 1–ая), на которой поются стихиры и храму. Вообще необходимо всегда справляться в этих случаях с особыми так называемыми храмовыми главами, помещенными в конце Типикона, где предусмотрены все возможные случаи. 5. Богослужение подвижных дней года Эти богослужебные дни года зависят от праздника Пасхи, который совершается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, приходящегося в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после онаго. Самая ранняя Пасха может быть 22 марта, самая поздняя — 25 апреля. В связи с празднованием дня Пасхи находятся два богослужебных периода: 1. Приготовительные недели к Великому посту, самый Великий пост, или св. Четыредесятница и Страстная седмица это период, в который богослужение совершается по Постной Триоди, и 2. Святая Пятидесятница — от первого дня Пасхи до Недели Всех Святых, следующей за неделей Пятидесятницы, — это период, в который богослужение совершается по Цветной Триоди. 6. Богослужения Постной Триоди 1. Приготовительные Недели к Великому Посту

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Правдин. Из надписи на каменной гробнице можно заключить, что патр. Адриан родился в 1637 году, если текст надписи брать из сочинения Забелина «История города Москвы»: «от рождения своего имяше (патр. Адриан) шестьдесят третье лето с октября 2 дня», или в 1627 г., если следовать чтению надписи другого биографа п. Адриана в «Чтениях в обществе истории и древностей Российских» за 1848, 8. – Н. А. А.: «от рождения своего имяше семьдесят третье лето с октября 2 дня», хотя слово «семьдесят» нужно считать у Н. А. А. опечаткой, так как сам Н. А. А. в начале биографии год рождения Адриана указывает 1636–й. В Бог . Энцикл. год рож. Адриана указ. 1627–й 2 окт. 4 Забелин. История гор. Москвы. Ч. I. 288–9 стр.: Чтения в Обществе Истор. и др. Р. за 1848 г. 8, стр. 34. 6 Н. А. А. Патр. Адриан. Чтения в Общ. Ист. 1848 г. 8, стр. 34. Такой устав в Чудовом мон. Адриан поддерживал и в то время, когда был патриархом (Там же); Православная Богословская Энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. 7 В рукописном «Помяннике» или Синодике архиерейского Казанского дома, хранящемся в библиотеке Казанской духовной академии под 1967 сообщается так: «Лета #3£уд (7194) марта в 21 день в неделю 5–ую святого и великого поста. – Изволением великих Государей наших Царей и великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев. И благословением великого Господина Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея России возведен в царствующий град Казань на митрополию из Чудова монастыря архимандрит Адриан. Приехал в царственный град Казань он Преосвященный Адриан Митрополит тогож руд (7194) г. месяца июля в 28 день. Бысть же сей в Казани 9–ый митрополит». История Российской иерархии, Амвросия. Ч. I, 100 стр. 9 Ркп. «Помянник» Казан. Арх. дома. «Всего же бысть на Казанском архиерействе д (4) лета 12 стр E (5) месяцев и к (2) дня. Потом же бысть всероссийский патриарх. История Российской иерархии иер. Амвросия. Ч. I, стр. 44, 100; ср. П. C. 3. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело в том, что Олег «выбеже изъ Чернигова месяца мая въ 3 день» по направлению к Стародубу, который лежит в 176 верстах от Чернигова. В 1111 году князья, судя по тону летописи да и сравнительно с современными маршами, очень быстро шли до Ворсклы (от Киева и Переяслава) 9 дней пространство в 264 версты (от Переяслава до Полтавы), то-есть, 30 вёрст в день средним числом. Предположим, 30 вёрст был нормальный марш для того времени, тогда от Чернигова до Стародуба нужно идти 6 дней, стало быть князья в Стародуб могли придти 9–10 мая не ранее, здесь стояли 33 дня, стало быть до 11–12 июня, наименьшее, отсюда шли до Чернигова опять 6 дней=17–18 июня. От Чернигова до Козельца, 63 версты,=2 дня – 19–20 июня, от Козельца до Киева, 69 вёрст,=2 дня – 21–22 июня. Стало быть в Киев князья могли придти только на другой, третий день, – самое раннее, – после Боняка, а до Заруба оставалось ещё вёрст 90, то-есть, добрых 3 дня пути. Стало быть, двигаясь сневероятною скоростию, князья могли придти к Переяславлю только 25 июня, а между тем шли князья на Киев и, судя по рассказу летописи, имели здесь остановку, очевидно, для того, чтобы пополнить убыль в войсках, иначе они бы пошли, вероятно, левым берегом Днепра. Поэтому вероятнее думать, что в летописи иулия не описка. Кстати, «въжгоша Стефановъ монастырь и деревне и Герьманы» вставка в рассказъпечерского монаха из другого источника, – по-нашему, из описания половецких войн, где о нападениях на монастыри говорилось коротко, сообразно с самым характером повествования. 5 Эта ошибка, думаю, понятна под пером сводчика 6624 года, когда неделя святых отец была 14 апреля, и может указывать на то, что Сильвестр занимался своим трудом уже после годовщины вступления на престол Мономаха (20 апреля). 6 " В неделю вечера« обычное выражение Триоди, так что всё выражение взято из заглавия в «Триоди цветной». 7 Это место, впрочем, наводит на размышление, не следует ли тут видеть два похода: 1-ый со Святополком на Буг на Давида Игоревича к Владимиру Волынскому в феврале 1098 года, поход, о котором говорит Давид, передавая слова Василька: «се слышю, оже идетъ Володимеръ и Святополкъ на Давыда»; 2-ой: на Боняка за Рось до 30-го августа, даже 7 марта, 1100 года, о котором летопись умалчивает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

«Бабушки» не дочитали кормчую до последнего слова, и стали учить –//нельзя уходить до конца службы//. Вот и получилось искажение с точностью ровно до наоборот. Весь смысл литургии верных, все молитвы а потом и благодарение – только о причастии. «ПрОсти приимше божественных, святых … и животворящих страшных Христовых тайн достойно благодарим Господа» - это в переводе: «В БЛАГОГОВЕНИИ (букв. выпрямившись), приняв Божественные, Святые … и животворящие ЧУДНЫЕ Тайны Христовы, будем, как подобает, благодарить Господа». Вот хорошая статья о причастии прот. Андрей Дудченко: Владимир Снежин 27 августа 2013г. 18:30 Не знаю насчёт сказок... Зато знаю о русской традиции о порядке причащения, зафиксированной в Оке Церковном 1641 года.  В Оке предписано, в 32-ой главе , перед Причастием говеть седмицу , а если нужда какая есть и надо причаститься скоро, по причине, например, болезни, то: «сохрани поне четыре дни, или три дни, сухо ядя, в 9-ый час, такоже причаститися, но нужды ради (прим. меня - то есть 3 или 4 дня только если нужда, а так - седмицу неизменно). Сице рекохом, понеже не лепо есть без страху Телу и Крови Христове причаститися, но токмо со страхом и трепетом и со всяцем воздержанием, в посте и молитве, и бдении и слезах, а поклонов по 300 на день (прим. меня - поклоны земные, то есть 300 коленоприклонений в день) на 7-ии день себе приуготовати, а молитв Исусовых по шести сот на день, а седмое сто - молитв Пречистой». Вы можете обвинить дораскольную традицию в неправоте? Это невозможно, так как её правота и непротиворечивость  признана и Поместым Собором  1971-го года. Око 1641 года, как итог и венец уставности Русской Церкви к моменту раскола, писалось в Троице-Сергиевой Лавре, и в нём зафиксирована, без сомнения, и практика этой обители и образец для всей Церкви. И практика была такой, и такой же и остаётся сегодня у старообрядных христиан-поповцев, - т.е. редкое причащение, в основном в посты. В указанном Вами месте Кормчей говорится о непричащающихся, уходящих до отпустной молитвы. Уходить до отпуста , то есть без благословения, действительно вещь очень неверная, мягко скажу.

http://bogoslov.ru/article/3431779

Следующий за праздником Пятидесятницы понедельник носит название « Духов день», так как он является праздником в честь Всесвятаго Животворящаго и Всесильнаго Духа, Единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника. С вечера совершается Малое повечерие (так как вечерня уже была) с каноном Святому Духу. Утреня без полиелея, но с Великим славословием. На ней не поется «Честнейшую», а ирмос 9–ой песни канона. На литургии антифонов уже нет, а поются Изобразительные и «Блаженны», но особенность та, что бывает Входной стих. Праздник Пятидесятницы совершается затем всю неделю, на коей разрешается поэтому пост в среду и пяток (сплошная неделя) и отдается праздник в субботу. Неделя всех Святых Неделя 1–ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как «жатвы Духа Божия», как «плодов Божественной благодати», ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее. С понедельника после Недели Всех Святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Вследствие того, что Неделя Всех святых зависит от дня празднования Пасхи и является поэтому праздником передвижным, Апостольский или Петровский пост бывает разной продолжительности от 8 дней до шести недель. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского. После Пятидесятницы, начиная с первой недели Всех Святых, все недели, то есть воскресные дни, обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. До недели Мытаря и Фарисея означено всего 32 недели. Соответственно этому счету следуют столпы воскресных утренних Евангелий и столпы гласов Октоиха. Столп Евангелий начинается с Недели Всех Святых, когда на утрени читается 1–ое утреннее воскресное Евангелие. Но столп гласов Октоиха начинается со следующей 2–ой недели. В эту неделю указан 1–ый глас, а Евангелие 2–ое. Дальше все идет по порядку. Начиная с Недели Всех Святых, катавасия всего лета: « Отверзу уста моя…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010