Превозношение Возношение и неразумие ослепляет тех, которые не хотят в упразднении себя видеть свою немощь и неразумие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 207). ...Превозношение всего чаще производит в нас гнев (свт. Василий Великий , 9, 11). Источник. Если подвижник будет возноситься, то есть у него тяжкий и сильный Смиритель , который может низвести до ада (свт. Василий Великий , 9, 380). Для чего сами себя обманываем, как знатные какие в мире люди, превозносясь друг над другом и уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом ( Лк. 16, 15 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 44). Превозноситься значит то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами (прп. Ефрем Сирин , 30, 48). Источник. ...Если кто даст ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в ближнем (прп. Ефрем Сирин , 30, 48). Источник. Превозношение ослепляет умные очи; а смирение просвещает их любовью, ибо научит кроткия путем Своим ( Пс. 24, 9 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хорошо у тебя сложены члены, то не надмевайся телесной крепостью; но рассуди, какими и сколькими  опасностями окружено тело... и вчера еще бывший цветущим возраст сегодня увядает, обезображенный с трудом излечимыми болезнями (прп. Ефрем Сирин , 30, 514). Не возвеличивай себя прежде искушения; потому что постигшее искушение нередко пристыждает, по-видимому стоявших твердо (прп. Ефрем Сирин , 30, 517). Источник. Не превозносись в славе – и не впадешь в отчаяние (прп. Ефрем Сирин , 31, 628). Источник. ...Никто да не превозносится суетной мудростью, или силой, или богатством, потому что все посохнет, как трава... Что же есть у ... такого, что не Богом дано? Не сам ли Господь сотворил небо, и землю, и все, что на них? ...Кто же сотворил сие, кто размножает живых тварей через чадородие и обилие потребного, которым пользуется? ...Не Сам ли Господь, животворящий все? Кто рудокопам в рудокопнях запасает руды? ...Кто взором приводит в колебание; землю, как лист или прут, плавающий на воде? Не Сам ли Господь? ...Итак, справедливо будет признаться, что никто ничего не имеет у себя, но все принадлежит Создателю (прп. Ефрем Сирин , 32, 121).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

299). Известия об этих рукописях преосв. Евгений мог получить или от Сопикова, с 1811 г. состоявшего помощником библиотекаря Императорской публичной библиотеки, или же от В. Г. Анастасевича. 9 апреля 1817 г. он писал последнему: «Вы теперь свободны и имеете доступ в Публичную библиотеку. Так, пожалуйте, примите от меня коммиссию по прилагаемой записке» (Древняя и Новая Росссия, 1880 г., т. 18, стр. 628). Почему знать, – может быть, преосв. опрашивал, между прочим, что-нибудь и о рукописях. 6, 7 и 9) В известных уже нам, опубликованных, А. Ф. Бычковым, «Материалах к словарю Евгения о русских писателях» (Сборник статей Академии Наук, V, I, стр. 247–278) под 50 сохранился «Реэстр рукописных книг Александро-Невской академической библиотеки», а под 51 – «Книги, выписанныя из реэстра книгам библиотеки Московской академии». Тут же под 49 находится «Опись рукописей, находящихся в Новгородской семинарской библиотеке. 1804 г., ноября 4 дня». Если относительно последней библиотеки нельзя безошибочно утверждать, что наш историка, была, лично знаком с нею, то относительно первой это более о чем несомненно (см. стр. 29 н. с.). 8, 10, 11, 12–17). Сказать что-нибудь определенное относительно способа Евгениевского знакомства с рукописями всех библиотек, под этими номерами нами указанных, решительно затрудняемся. Одно можем заявить, что у Евгения не было печатных каталогов этих библиотек, так как они не появлялись еще на станке Гуттенберга, хотя некоторые из них и имелись уже в рукописях еще в 1818 г. В письмах своих к Малиновскому, от 19 января и 16 марта этого года, Румянцев, извещает его о получении составленных П. M. Строевым каталогов рукописей библиотек Волоколамского монастыря и монастыря Воскресенского («Переписка с московскими учеными», стр. 63, 74). В рукописном сборнике Киево-Софийской библиотеки за 610 и у Евгения, действительно, сохранились: 1) тщательно переписанное, с карандашными пометами Евгения, «Подробное описание словено-российских рукописей, хранящихся в библиотеке Волоколамского Иосифова монастыря, учиненное Павлом Строевым» 530 (в конце подпись: «Декабря 15, 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Но если пастыР. Х. чет делать дело Христово, если он служит не себе, не своему самолюбию или гщеславию, то все свое пастырское делание он должен отдать, как бы передать в руки Божии. И вот та молитва , с которою отец Иоанн заповедал мне начинать всякое дело, всякий разговор со страждущею, грешною душою: «Вопите, взывайте [со Господу, писал мне батюшка о. Иоанн: Господи, Сам действуй во мне, Сам говори, Сам просвещай ум мой, Сам воспламеняй сердце мое во вся дни и буди неотступен от меня» 624 . Протоиерею Михаилу Сибирцеву. Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма Благодарю, маститый мой отец и учитель, за труд освящения подворского храма и здания 625 ; мир вашей святыне протопресвитерской. Сын и ученик ваш Протоиерей Иоанн Сергиев. Игумении Порфирии (Глинко). Не позднее 20 октября 1907. Кронштадт Телеграмма С радостию приветствую тебя и всех сестер с освящением храма и всего здания; радуйтесь и благодарите Бога за такое сокровище; по мне Бога молите 626 . Основатель подворья Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт Телеграмма С вашего благословения пристрастного 627 начался иск с моего монастыря в три тысячи рублей в пользу получившего увечье сурского мальчика Мерзлого 628 . У меня его письмо. Он видит свою глупость и неосторожность и благодарит меня за высланные ему деньги в разное время 629 . Иск несправедливый. Ищет не изувеченный, а его отец – пьяница. Я судиться не хочу и следующие по иску деньги за исключением высланных калеке решаюсь добровольно жертвовать в пользу его и велю положить в банк для выдачи калеке процентов. Секретарю Никитину прикажите возвратить мне семьсот рублей, взятые им с Йгумении 630 . И Вы, Преосвященный, подайте в Окружной Суд заявление, что я без суда деньги плачу, хотя и не должен. Присяжный поверенный, раздувший дело, мой недоброжелатель 631 . Протоиерей Иоанн Сергиев. Епископу Архангельскому и Холмогорскому Иоанникию (Казанскому). 9 ноября 1907. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

251). Многозначность библейских имен — явление известное, и представленная галерея значений, безусловно, интересна, огорчительно только, что соображения комментатора опять никак не соотносятся с текстуальными особенностями Библии. Сообщая имена главных действующих лиц книги Бытия, бытописатель зачастую объясняет их происхождение либо от себя (Быт.3:20, 25:25—26), либо устами того, кто дает имя (Быт.4:1, 4:25, 16:11). Таким именно образом до нас дошло значение имен: Ева, Каин, Сиф, Измаил, Исав, Иаков и др., и там, где такая расшифровка дается самим текстом, незачем, казалось бы, еще что-то придумывать. «Имя тебе... Израиль, ибо ты с Богом боролся», — так Сам Нарекающий объясняет значение имени. Израиль — значит «Богоборец». Так воспринимали значение имени и Святые Отцы. Есть, правда, еще одно толкование, согласно которому Израиль — значит «видевший Бога». Его придерживался, в частности, Иоанн Златоуст (9, с.629). Это второе значение имеет также обоснование в тексте Библии, хотя и не такое прямое: «я видел Бога лицем к лицу», — говорит нарекаемый. Это значение глубоко символично тем, что связывает имя Израиль с другим именем — Измаил, отличающимся от него одной буквой и совершенно сходным в образовании. И-см-Эль и И-ср-Эль образованы соответственно от глаголов «слышать» и «видеть» — Бога. В этой перекличке имен, возможно, заключено откровение о двух родах почитателей Единого Бога — тех, кто только слышал Его, и тех, кто удостоился Его лицезреть. И в этом один из ключей к решению нашего главного вопроса: Зачем Бог боролся с Иаковом? Глава 3. Грех и слава Израиля На поставленный вопрос у Святых Отцов был ясный и очень простой ответ: для того, чтобы поддержать Иакова и придать ему смелости в предстоящей встрече с Исавом. «Сам Бог ободрял Иакова, который страшился своего брата; почему и уступил ему победу, как бы говоря: ты победил Меня, зачем же тебе бояться человека?» — говорит блаж. Феодорит (25). «А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения», — вторит ему Златоуст (9, с.628).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2799...

Соборный причт, по штату 1764 г. получает на свое содержание и на церковь 30 р. 49 к. с. или 110 р. асс.; сельский причт получает, по штату 1842 года: священник 150 р., дьячок – 70 р. По последним штатам положено: протоиерею 674 р. 42 к., священнику –449 р. 60 к·, диакону – 299 р. 74 к. и псаломщикам по 149 р. 88 к. Церковной земли около трех десятин, по берегам реки Мревки. Соборный причт помещается в двух деревянных церковных домах, с отоплением от собора. Кроме того, есть деревянная сторожка и деревянный дом с каменным жилым подвалом, отдаваемым в наймы. Он пожертвован крестьянином Карпом Наумовым Лебедевым. Кроме собственно города, к собору приписано 4 деревни: Естомичи, в 6 вер. от города, при Новгородской большой дороге; Раковичи, в 9 вер., на Динабургском шоссе, при Раковском озере; Стояновшина, в 8 вер. Бывшая прежде в здешнем приходе деревня Вяжищи отчислена, в 1883 г., к Смердовской церкви. Прихожан здешних насчитывается: в Луге м. п. 628 душ, жен. 678, в Естомичах м. п. 98, жен. 101, в Раковичах м. п. 43, жен. 57, в Стояновшине м. п. 34, жен. 41. Всего в приходе дворов 207, душ м. п. 803, жен. 877. Обоего пола 1,680. Кроме уездного училища в городе есть женская прогимназия, учрежденная в 1869 г. Закону Божию в ней учит священник Сперанский. Кроме общих и храмового праздника здесь особенно уважаются следующие дни: Знамения Божией Матери, Прор. Илии, св. Николая, Флора и Лавра. 1-го мая бывает, в память первой холеры, крестный ход из Черменецкого монастыря в город Лугу. После молебна на городской площади совершается крестный ход вокруг города. Потом св. иконы, крест и хоругви провожаются жителями за город и отсюда, после многолетия Царю и царствующему дому, крестный ход возвращается в монастырь. В приходе есть, на кладбище, старая, в 1832 году обновленная, церковь во имя Николая Чудотворца. Об освящении ее 1833 года мая 9 свидетельствует надпись на кресте под престолом. Кладбище и церковь находятся в 3 вер. от города. Антиминс этой церкви освящен еписк. Герасимом 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

лития на великой вечерне, часы, повечерие, полунощница; на паперти указано также совершать литию и чин отпевания. О церковных колоколах и звоне Важную принадлежность православных храмов в настоящее время составляют колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь в особых звонницах, или близ храма в особом здании для них устроенном и называемом колокольней. Древние христиане в период гонений собирались на молитву, конечно, не по звону колокола, как теперь, а по предварительному соглашению, или через особое уведомление, для чего служили особые вестники. С IV века, когда христиане получили право открыто совершать богослужение, у них стали появляться и открытые способы созывать верующих на молитву. В египетских монастырях и некоторых палестинских для этого употреблялись трубы, в других палестинских монастырях молоток, которым ударяли в дверь келии каждого монаха. Колокола впервые распространились на западе. Так в 7-9 веках они имели уже широкое распространение во Франции, Италии, Германии и Испании. Нельзя сказать этого о востоке. Там мы видим только отдельные случаи употребления колоколов: так, например, в договоре Омара с Иерусалимским патриархом Софронием, после осады Иерусалима в 628 г., условлено не звонить в колокола. В 9 в. венецианский герцог Урсус Патрикий, по просьбе греческого императора Василия Македонянина, прислал в Константинополь 12 больших медных колоколов для вновь построенной церкви. Греческие же писатели, говоря о способах созывания верующих на молитву, указывают лишь на «била.» Била эти были троякого рода: било великое, било малое, которые делались из дерева, и «агиосидирон» железное било, устраивавшееся в виде изогнутой, подобно дуге, железной или медной полосы. Колокола распространилась на востоке, вероятно, лишь с приходом крестоносцев, и стали называться (campana) «кампанами,» как думают потому, что они впервые стали изготовляться в 7 веке в итальянской области Кампании. После взятия Константинополя турками, ненавидевшими колокольный звон,

http://pravmir.ru/proisxozhdenie-xristia...

А.В. Репников Авторское резюме: В статье анализируется жизненный путь Иоанна Восторгова , его социально-политические и общественно-ценностные взгляды. Автор пытается проследить динамику развития взглядов священника Восторгова, выделить основные его идеи, определить ценностные ориентиры.     Имя Иоанна Восторгова постепенно возвращается из забвения. Вышло репринтное переиздание дореволюционного собрания его сочинений 1 , публикуются статьи 2 , защищена первая кандидатская диссертация 3 . Цитаты из его работ представлены рядом с цитатами из В.В. Путина на выставке в Манеже «Православная Русь. Моя история. Романовы», проходившей в ноябре 2013 года в Москве и посвященной 400 – летию Дома Романовых. В 2012 году В.А. Орловским (игуменом Дамаскиным) осуществлена публикация документов из судебно следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова , которая позволяет судить о сфабрикованном характере обвинения против о. Иоанна 4 . Однако полной биографии пастыря еще не написано, а в архивах ждут своего часа многочисленные документы (ГАРФ 5 , ОР РГБ 6 , РГИА 7 , ЦИАМ 8 , ГАСК 9 ). Он родился 30 (по другим данным 20) января 1867 года в станице Кавказской Кубанской области в семье священника. Отец – священник Иоанн Александрович, переселившийся на Кубань из Тульской губернии. Мать – Татьяна Ксенофонтовна. В период с 1877 по 1882 (точно неизвестно) Восторгов лишился отца. Многодетная семья испытывала нужду, и мать после смерти мужа трудилась на просфорне при храме. 16 марта 1868 семья переехала в станицу Ново – Александровская Ставропольской губернии (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Посетив станицу в 1908 году, Восторгов вспоминал: «Стою я сейчас перед вами… и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу» 10 . (Восторгов 1995: 628 – 629). Учился в Ставропольском духовном училище, затем в Ставропольской духовной семинарии (1881 – 1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Вожгора. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь в Вожгоре Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воскресенская церковь в Вожгоре Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1867 г. в дальней деревне койнасского прихода и отремонтированная в 1900 г. С 1886 г. создан свой причт. Закрыта в 1930-х гг., венчания сломаны, подведена под двускатную кровлю. Использовалась как дом культуры. Община восстановлена ок. 2003 г., но регулярные богослужения не проводятся. http://vsemmirom.com/hrams/ Приходской храм находился в д. Вожгорской (с. Вожгора), которая располагалась на правом берегу р. Мезени, немного выше устья Пижмы. До 1886 г. селения прихода входили в состав Койнасского прихода. Церковь в честь Воскресения Христова построена на казенные средства, освящена 22 января 1867 г. Строилась с 1855 г.(?), перестроена в 1900 г. и освящена 13 ноября 1900 г. Церковь деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена масляной краской, внутри оштукатурена, покрыта тесовой крышей, окрашенной масляной краской. Длина вместе с колокольней 9 1/3 саж., ширина 4 саж., высота до верха карниза 3 саж. На церкви 1 большая главка. 2 кирпичные печи. Колокольня в 1 ярус, высота до верха карниза 6 саж. Вожгорский приход состоит из пяти деревень и двух выселков. Вожгорская деревня с приходским храмом стоит на правом берегу реки Мезени, немного выше устья реки Пижмы, в 51 версте от Пысскаго (вверх по Мезени) и в 51 от Койнасскаго (вниз) приходов и в 550 от города Архангельска; Лебская деревня с часовнею в 14 верстах и Родомская 6 верстах от приходскаго храма на левом берегу р. Мезени, Шегмасская в 60 верстах на реке Пижме и два выселка в 48 и 80 верстах за реками и болотами. Жителей к 1 января 1895 года состояло 649 м. п. и 628 ж. п. Означенныя селения до 1886 года входили в состав Койнасского прихода, но в этом году отделились в самостоятельный Вожгорский приход. В нем одна церковь с престолом в честь Воскресения Христова, устроенная на казенныя средства и освященная 22 1867 года тогдашним благочинным, Койнасским священником Федором Ануфриевым, совместно с другим священником Койнасскаго прихода Василием Шульгиным и Пысскаго прихода Герасимом Синцовым. Здание церкви имеет вид продолговатаго четвероугольника и нуждается в неотложной ремонтировке. Утварию и ризницею церковь достаточна и располагает капиталом в 200 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=45048

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010