Отчет обер-прокурора Св. синода за 1905 г. сообщал: «Женские училища духовного ведомства приготовляли в лице своих питомиц полезных тружениц для просвещения народа на исконных православнорусских началах в начальных народных школах. Всюду весьма значительная и ценная педагогическая деятельность питомиц женских училищ приобретает особо важное значение на западной нашей окраине. Здесь они являются проводниками православнорусских начал» 43 . Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения. Например, из 22 выпускниц 1870 г. Владимирского епархиального училища 9 человек работали учительницами или воспитательницами, из 13 выпускниц 1872 г. 8 работали учительницами 44 . О том, какое внимание духовное ведомство уделяло деятельности «епархиалок», свидетельствует тот факт, что в отчетах обер-прокурора Св. синода с 1900 г. появляется информация, сколько выпускниц заняты преподаванием в приходских школах, в школах МНП или сколько продолжило свое образование. Из окончивших епархиальные училища в 1913 г. (6030 чел.) отправились преподавать в церковно-приходские школы 949 человек, в школы МНП – 628, продолжили свое образование 162 человека 45 . Двадцать пять выпусков Казанского училища для девиц духовного звания дали «572 образованных женщины, из которых 7 вышло начальниц средних учебных заведений, до 40 воспитательниц женских духовных училищ, до 225 учительниц народных школ и до 300 жен священнослужителей» 46 . По подсчетам О. Д. Поповой, сделанным на основании статьи 1909 г. А. Кузнецова, около 60% воспитанниц епархиальных школ посвятили себя педагогической деятельности 47 . В церковно-приходских школах уже в 1914/15 учебном году среди преподавателей общеобразовательных предметов учительницы составляли большинство 48 . Духовное сословие дало несколько поколений женщин, трудившихся на ниве народного образования. Выпускницы духовных училищ отправлялись в самые глухие места, в которые отказывались ехать мужчины, получали мизерную зарплату от духовного ведомства или Министерства народного просвещения и в буквальном смысле «жизнь свою клали» на образование и оказание необходимой помощи местному населению. Масштабы их деятельности трудно оценить. Нельзя забывать и о «епархиалках», вышедших замуж за священнослужителей и занимавшихся образовательной и врачебной деятельностью в приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Книга Иова серьезно относится к свободе воли человека. Всеобщая «испорченность» из-за греха одного человека (Адама), книгой Иова в расчет не берется. Когда трое друзей выступают в защиту «божественного воздаяния», Иов в одиночку выступает против этой теории. Элигу намекает Иову, что Бог наказывает Иова за грехи, и что Иову не следует подвергать сомнению Его деяния. Но как только Элигу называет Бога «недостижимым» для человека, Всемогущий начинает говорить с Иовом «из бури» (37:23, 38:1). Бог, действительно, иногда воспитывает своих детей ( Втор.8:5 ; Прит.3:11,12 ; Евр.12:411 ), но это не имеет отношения к Иову. Сатана Большинство считает, что «сатана» – это личное имя духовного существа – падшего ангела, воплощения зла. Но «сатана» в еврейских Писаниях – это описательный термин, а не имя. Его характеристика – ивр., (гашатан), «обвинитель». В книге Иова представлен как «слуга Божий» ( Иов.1:612, 2:110 ). В еврейской Библии этот термин используется еще дважды. Во 2Цар.24:1 Яхве кипит гневом на Израиль и Он провоцирует Давида пойти против Израиля и провести перепись (чтобы обложить налогами население и мобилизовать новобранцев). Но эта же история, повторенная после возвращения из плена в книге Паралипоменон, объясняет, что на самом деле перепись Израиля Давид провел с подачи «сатаны»: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» ( 1Пар.21:1 ). «Сатана содействует Божьей воле, принося Его гнев непослушным смертным, и этим исполняет волю Божью». 628 Он был посредником, спровоцировавшим Давида самостоятельно ввести удушающий бюрократический порядок (перепись населения). Все это соответствовало воле Божьей, но воле, исполненной Его гнева ( 2Цар.24:1 ). В книге пророка Захарии (3:1) есть сцена, где первосвященник Иисус стоит перед ангелом Яхве. Сатана стоит по правую сторону, чтобы обвинять его. Но в чем сатана обвиняет Иисуса? На нем были «запятнанные одежды» (ст. 3), которые олицетворяют все грехи Божьего народа, которые, очевидно, довели их до пленения. Бог собирается переодеть Иисуса в чистые одежды (ст. 4, «торжественные одежды» – СП), и когда будет послан Божий слуга, Отрасль, Бог через него «изгладит грех земли сей в один день» (ст. 9). Сатана действует как судебный обвинитель против Израиля и его обвинения требуют суровой справедливости. Без Божьей благодати и способности Бога «изгладить грех в один день», бремя оказалась бы для людей Божьих тяжелым и невыносимым. «По сути, Враг повторяет снова и снова то, что осуждающая человеческая совесть сделала уже давным-давно. Вина осознана и наказание заслужено. И только благодаря Божьей незаслуженной благодати дело закрывают». 629 Вот почему Яхве упрекает врага дважды (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ; Инж., Лк.24:46-47 ). Затем Иисус пообещал помочь Своим последователям, послав им Утешителя. Христиане верят, что это Святой Дух, Который описан во главе 2 книги Деяний Апостолов. После этого Иисус отправился на Небеса и больше не появлялся перед Своими последователями. Заключение В последних пяти главах из тех, что вы прочли, описывались параллельно жизни Иисуса и Мухаммеда. Вы увидели, как они прожили жизнь и чего достигли. Здесь дается схема, которая вам пригодится для того, чтобы понять, чему они учили. Их учения являются предметом исследования второй части этой книги. Вы сможете самостоятельно сопоставить их учения, по следующим ключевым моментам: Перед этими тематическими главами в книге даются биографические списки основных событий в жизни Иисуса и в жизни Мухаммеда. Списки этих дат и событий помогут вам освежить в памяти биографии, которые вы только что прочли. Они так же будут способствовать лучшему пониманию содержания их учений, которое будет дано далее. 9. Хронологии основных событий жизни Жизненный путь Мухаммеда Рождение, 570 г. н.э. 6 лет, 576 г. н.э. 8 лет, 578 г. н.э. 12 лет, 582 г. н.э. 25 лет, 595 г. н.э. 40 лет, 610 г. н.э. 43 года, 613 г. н.э. 45 лет, 615 г. н.э. 50 лет, 620 г. н.э. 53 года, 623 г. н.э., 1 п.х. 54 года, 624 г. н.э., 2 п.х. Это был очень важный для джихада год. Многие иудеи в Медине перешли в ислам. Нападение на Аль-Абува. Битва при Бадре. Мухаммед лично повел в бой мусульман против армии Мекки в долине Бадра. Мусульмане одержали неожиданную победу. 55 лет, 625 г. н.э., 3 п.х. 56 лет, 626 г. н.э., 4 п.х. 57 лет. 627 г. н.э., 5 п.х. 58 лет, 628 г. н.э., 6 п.х. 59 лет, 629 г. н.э., 7 п.х. 60 лет, 630 г. н.э., 8 п.х. 61 год, 631 г. н.э., 9 п.х. Этот год называется годом Повиновения. Люди со всех уголков Аравии, которые еще не подверглись нападению, посылали посланников к Мухаммеду со следующими словами: «Мы повинуемся тебе». В исламской истории упоминается о сорока восьми различных группах, которые присягнули Мухаммеду. Мухаммед начал посылать письма вождям и правителям городов и стран, находящихся вокруг, прося их перейти в ислам.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Достоинство Ветхого Завета в том, что через него открывается Христос, Солнце правды, как привык называть Дидим в таких случаях Христа. Присутствие Христа в Ветхом Завете не совсем явно, т.к. закрыто письменами. Это он объясняет в толковании на книгу Захарии 14, 8–9 в которой он описывает Ветхий Завет как нижний Иерусалим «[Ø]p[Õ tÁj] ski©j toà nÒmou ka tÁj toà [gr]£mmatoj palaiÒtht[oj ¢km¾n to[à ceimî]noj kratoàntoj» 627 Ветхий Завет является прототипом Нового Завета: «mustikîj ka promhqest£twj dialgetai, anittomnh m©llon n polloj À fr£zousa n taÙtù» 628 , но не принимая грамматическое и историческое понимание этого типа, как иудеи и еретики, не могущие подобно слепцам, пребывать перед полнотой истины. Действительное понимание Ветхого Завета возможно при различении буквы от Духа, формы от истины, и тогда, как у Моисея, снимается покрывало буквы от его глаз и перемещается от временного к вечному, от земного к небесному 629 . Ветхий Завет открывает истинную волю Божью, когда понимается духовно. Это возможно только через Христа. Разница между Ветхим и Новым Заветом существенная. Ветхий содержит заповеди обетования, которые носят временный характер, в то время как Новый Завет вводит абсолютно новое понятие: веру в Троицу и эта вера теперь живет вечно и выражает полноту Церкви. Ветхому Завету Дидим дает толковательный смысл. Оба Завета имеют славу в Боге, но первый завет имеет славу в букве, а второй – славу в духе 630 . IV. 2. Священное Писание IV. 2. 1. Отношение к Священному Писанию Дидим весьма обильно использует книги Ветхого и Нового Заветов. Его мысль, движущаяся свободно и непринужденно, очень часто прибегает за помощью к параллельным местам Библии, чтобы в них найти убедительность, яркость, ясность и силу. При чтении сочинений Дидима вызывает изумление прекрасное знание им Священного Писания 631 . Наиболее типичный взгляд Дидима на канон Священного Писания, как на собрание посредством Бога священных книг. Божественное авторство этих книг гарантирует абсолютное единство этих книг между собой. Таким образом, канон это не собрание божественных книг, находящихся во внутреннем противоречии, но объединенное собрание учения Бога. Разнообразие внутри признанного канона является только общепризнанной мерой этого различия авторов, желавших написать различные книги. Но на основе богословских и лингвистических материалов, любой отрывок из Библии (Нового или Ветхого Завета) может быть использован как подтверждение или развитие любого другого отрывка 632 . IV. 2. 2. Канон Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Затем, не принимая ни малейшего участия в известных передрягах эпохи регентства, Густав Бирен испытывал едва ли не одно только неприятное. То, например, узнал он из донесения Измайловского полкового комиссара, что казенные вещи, хранившиеся на полковом Калинкином дворе, «от поядения мышами зело опасны» 623 – и приходил в ужас от такого известия; то получал беспрерывные предписания об усилении караула, наряжаемого в застенки Тайной Канцелярии, куда, наконец, велено было посылать «сколько, по справке, нужным окажется» 624 – и крайне негодовал за такой расход людей, на который Густав вообще был скуп; то, как на зло ему, издавался указ, повелевавший: «от времени представления блаженная и вечнодостойныя памяти Ея Императорскаго Величества, считая впредь четверть года, в С.-Петербурге никаких свадеб не венчать и о том во всех церквах тотчас с запрещением объявить» 625 . Густав, в качестве счастливого жениха, конечно, находил в этом указе некоторые для себя неудобства. Вся польза, которую Густав Бирен успел извлечь из непомерного возвышения своего брата, ограничилась возможностью отвечать Конюшенной Конторе, приступавшей с требованием денег за бревна, что «оных денег, без указа, из полку плачено не будет, о чем в оной конторе благоволят быть известны» 626 ; а все развлечение его состояло в удовольствии обучать унтер-офицеров «порядочному хождению при взводах и приемам алебардами» 627 . И нет ничего мудреного, если, не в духе от всего этого, добряк Густав окончательно сбивался с панталыку и отдавал нелепые приказы, в роде следующего: «понеже поручик Кочетов заболел, то подпоручику Чирикову, хоша он тоже репортуется больным, всеконечно идти за Кочетова в караул» 628 , или странные, как этот: «офицерам заречных рот на сию (Адмиралтейскую) сторону Невы без позволенья отнюдь не отлучаться» 629 . Впрочем, перед исходом эпохи регентства, младшему брату регента наклевывалось было занятие, которое начинало уже примирять Густава с действительностью и, впоследствии, могло бы увлечь его совершенно. Мы говорим о переделке солдатских шляп в картузы, с зеленой верхушкой и красными опускными полями, изобретенные герцогом-регентом, «для лучшей солдатству теплоты и покою» 630 . Но едва Густав, одушевляемый обычным усердием своим и такой же пунктуальностью, успел втянуться в это картузное дело, как стряслась беда над самим изобретателем – и, в ночь на 9 ноября 1740, герцог-регент утратил и власть, и свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

319 Отчет об этой находке см. в Morton Smith, Clement of Alexandria and a Secret Gospel of Mark (Cambridge, Mass., 1973), см. также его более популярную книгу,Тне Secret Gospel; The Discovery and Interpretation of the Secret Gospel According to Mark (New York, 1973). Цитаты в тексте приведены в переводе Smith. Реакция на эти две книги была разной. Широко признали, что автор письма – Климент, но то, что Климент называл Евангелием от Марка, практически отвергали все. Фрагменты из Евангелия истолковывали как: 1 ) апокрифическое евангелие, которых во II веке было достаточно много; 2) компиляцию из канонических Евангелий или 3) произвольное расширение Марка, подражающее его стилю и использующее более ранний материал. Смит (Smith) несколько раз отвечал тем, кто не соглашался с его толкованием. Один раз он написал, что фамилии авторов двух нелестных отзывов о его работе (Р. J. Achtemeier в Journal of Biblical Literature, xciii 1974., pp. 625–628, и J. A. Fitzmeyer в America, 23 June 1973., pp. 570–572) рифмуются со словом «liar» (англ. «лжец»)! Трезвее выглядит его обзор «The Score at the End of the First Dйcade» following the publication of Clement " s letter., in Harvard Theological Review, lxxv (1982), pp. 449461. 321 Следовало ожидать, что цитаты из «тайного Марка», хотя и весьма сжатые, стимулируют появление сложных, изощренных гипотез. Например, Helmut Koester считает возможным, чтобы постулировать такую: 1 а) ПротоМарк (которым пользовался Лука), lb) редакция ПротоМарка (которой пользовался Матфей), 2) новая полная редакция ПротоМарка (известная нам как Евангелие от Матфея), 3) еще одна редакция ПротоМарка (Евангелие от Луки), 4а) дальнейшее развитие ПротоМарка, приведшее к появлению «тайного Евангелия от Марка»,4в) другая редакция «тайного Марка», использовавшаяся карпократианами, 5 а)каноническое Евангелие от Марка, развившееся из «тайного Марка», и 5в)каноническое Евангелие от Марка с добавленным окончанием 16:9–20. («History and Development of Mark " s Gospel», Colloquy on New Testament Studies…, ed. by Bruce Corley Macon, 1983., pp. 3547.) Здесь вспоминается замечание Гарнака об ученом, который чрезмерно углубился в анализ литературных связей: «Ему дано слышать, как растет трава». Ни Кестер (Koester), ни его ученик Кроссан (J. D. Crossan), который принимает эту теорию (Four Other Gospel; Shadows on the Contours of the Canon, 1985), не придают значения тем следствиям из нее, которые касаются датировки. Правдоподобность ее серьезно подрывается предположением о том, что каноническое Евангелие от Марка, позднее использованное и Матфеем и Лукой, – православная редакция «тайного Марка», произведенная в ответ на искажение его гностиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ II католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского . Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке. После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий . Ему, по свидетельству Фомы Маргского , съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И. В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III ), Сахдоны (Мартирия) , еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием , к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

Правда, в последних строках послания императора от 8 апреля 628 г. читается живейшее желание увидеться с константинопольцами 16 . Но 15 мая 628 г. Ираклия несомненно еще не было в столице, и 8 апреля он был так далеко от нее, что курьеру потребовалось до 35 дней на доставку императорского послания в столицу 17 . Между тем из этого же документа видно, что 8 апреля мир не только не был ратификован, пошла речь лишь о месте, «куда должны прибыть персидские уполномоченные для заключения «мира», и об особых требованиях, которые может Ираклий предъявить шахан-шаху 18 . Следовательно, дело находилось еще в стадии прелиминарных переговоров. А что сношения даже и по самым важным делам в Персии невозможно было вести с быстротою, которая не оставляла бы ничего желать, ясно из того, что Шерое вступил на престол 25 Февраля, а известительная грамота его об этом была доставлена Ираклию лишь 3 апреля. Разность в 38 дней. Предполагая, что па доставку ответа Ираклия Каваду, на путешествие уполномоченных лиц и всю процедуру мирных переговоров потребуется не более 70 дней, мы получаем срок заключения мира 17 июня, или 1 фарвардинмах, день нового персидского года. Какую особую и чрезвычайную просьбу имел Ираклий к Каваду, угадать не трудно. Византийский император мог обратить в пыль всю персидскую державу; но все его победы были бы только полупобедою, если бы он не возвратил из персидского плена древа креста Господня. Сами персы прекрасно понимали, что возвращение этой святыни будет непременно поставлено как conditio sine qua nou мuphoro договора. Заключительный пункт обвинительного акта против Хосрау II корит низложенного шаха за то, что он не уважил желания византийского государя на счет обратной выдачи ему креста из дерева, который ни на то не нужен ни самому шаху, ни его подданным 19 . А так как – в общем хорошо осведомленный – армянский епископ (VII в.) Себеос утверждает, что крест Господень Ираклию возвратил только Хорьям, т. е. Шахрбараз, царствовавший с 27 апреля 630 по 9 июня 630 г., и что «Хорьям едва успел отыскать его с большим трудом» 20 , так как – по персидским источникам – древо креста переслала Ираклию чрез католикоса Ишоява лишь царица Боран (с лета 630 по осень 631 г. 21 : то очевидно мы имеем право заключить, что древо креста было возвращено императору не тотчас после 8 апреля 628 г. Шерос на настоятельную просьбу Ираклия ответил обещанием отдать крест Господень, если удастся найти его 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

2 т. е. с отвссением ли воздаваемой им чести в их первообразам, им с прямым обоготворением их самих. 6 Трактат этот подразделяется на две части: в первой приведено в опровержение ученил манихеев 49 силлогизмов, во второй – 16. 7 В 1861 г. Вилль снова вздал этот перевод по обоим текстам Барония в Баснажа в сборнике под вазванием: Acta et scripta quae de controversiis Ecclesiae graccae et latinae saec. XI. composita extant. Lipsiac et Marpurgi. 1861. 8 Противоканоничность видели преимущественно в том обстоятельстве, что Николай добровольно отказался от своей кипрской кафедры и уже 37 лет жил на покои в Космидийском монастыре (в Константинополе). 9 Сочинение это, по видимому, написано Сотирихом в промежуток времени между первым заседанием собора 26 января 1156 г. и двумя последними его заседаниями 12 и 13 мая того же года. 11 Сочииения Евстратия Никейского, Николая Мефонского , Никиты, Стифата и Иоанна Фуриа извлечены из кодекса за (на 485 л.), писанного каким-то Дорофеем и законченного перепискою в 1387 г., как это означено собственною рукою переписчика на последнем листе; сочинения Влеммида и Акрополита – из кодекса за 208 (на 628 л.) (писанного, по мнению Маттэи, около XVII в. (оба кодекса принесены в дар московским царям патриархом Иерусалимским Досифеем); а сочиисние Захирии Митиленского – из кодекса за 66, относимого к XVI в. 13 Несколько небольших отрывков из этого сочинения напечатано потом г. Гергенрстером в Ш т. его Photins Patriarch von Consmanminopel. Regensburg. 1869. 14 Документы под 5, 7–9, как имеющие значение для истории арсенийского движения, переведены нам на русский язык, по тексту, сообщенному о. Андроником в рассматриваемой нами его книге, в напечатаны в нашем исследовании об Арсении, патриархе константинопольском и Арсениатах. См. «Христианское чтение» за 1869 г. ч. 11, стр. 1024; за 1871 г. ч. 1, стр. 628–629, 641–643 и 1086–1087. 15 Это воззвание по указанной рукописи переведено уже на русский язык и напечатано в сочинении под заглавием: Ферраро-флорентийский собор. Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Особенностью Жития М. является его композиционная связь с Житием Ферапонта Белозерского. Житие Мартиниана (в распространенной редакции) содержит сведения о преставлении прп. Ферапонта, о канонизации обоих святых и включает Похвалу этим святым. В ранних списках Житие М. помещено сразу за Житием прп. Ферапонта. К текстам 2-й редакции приписаны Чудеса святого, их количество варьируется в разных списках от 9 (РНБ. Соф. 467) до 15 (РНБ. Погод. 739). В них повествуется об исцелениях больных, чаще всего жителей близлежащих сел. М. посвящены 2 службы, первоначальная существует в 2 вариантах. Первая, вероятно, была составлена одновременно с созданием Жития или вскоре после этого (древнейший список: РНБ. Соф. 467, не позднее 60-х гг. XVI в.). Поскольку автор упоминает о мощах святого, можно сделать вывод, что службу написали в Ферапонтовом мон-ре. По мнению А. Н. Кручининой, образцом для нее, с т. зр. жанровой композиции и в текстуальном отношении, послужили службы прп. Кириллу Белозерскому ( Кручинина. 1998. С. 13). Автором или распевщиком распространенного варианта этой редакции службы М. был клиросный дьячок Иосиф (Оска) Иванович Попов, что следует из записи на единственном известном в наст. время нотированном списке кон. XVII в.: РНБ. Кир.-Бел. 772/1029. Л. 2, 112. Текст распространенной редакции увеличился почти втрое за счет включения в него стихир Великой вечерни. В 30-х гг. XVII в. в Ферапонтовой обители была составлена 2-я служба прп. Мартиниану (автор обращается к собравшимся в соборе Рождества Богоматери для празднования памяти святого, упоминает его раку). Самый ранний список: РГБ. Троиц. I. 628 (Трефологий). Л. 33-67. В орфографии этого списка проявляется такая фонетическая особенность, как цоканье, что позволяет предположить белозерское происхождение автора. Возможно, им был ферапонтовский игум. Матфей, возглавлявший мон-рь в 1624-1625 гг. Поскольку в службе говорится о чудесах святого, вероятно, она связана со 2-й, распространенной редакцией Жития. Обе службы принадлежат Бденной редакции, т. е. состоят из Малой и Великой вечерни, утрени с каноном и литургии. В отличие от ранней службы в новой помещены сразу 2 канона. В рукописи Трефология из собрания ТСЛ находится запись, относящаяся к канону, посвященному М.: «Се творение Матфея инока» (РГБ. Троиц. I. 628. Л. 33). Это позволило В. О. Ключевскому предположить, что автором всего агиографического цикла, посвященного преподобным Ферапонту и М., был ферапонтовский инок Матфей. Однако инок Матфей, сочинивший службу святому, жил в XVII в., а первоначальная служба и Житие созданы в сер. XVI в., поэтому установление личности автора нуждается в дополнительном исследовании.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010