Издание монастыря св. Пантелеймона на Афоне, 1877–1905; переизд.: Jordanville, New York, 1963–1966. 159 Т. Špidlík, La spirituelle de Тнéорнапе le Reclus. Le Coeur ет l’Еsprit//ОСА 172. Roma, 1965: сар. IV: «L’oraison ou la “respiration de l’Esprit», р. 239–291. 162 Итальянский перевод: Carimone Valamo, L’arte della preghiera, перевод G. Dotti. 1980. 163 Т. Špidlik, Solov’ev. La mistica, fenomenologia е riflessione teologica. Roma, 1984, р. 645–668. 164 De libris ecclesiasticis Graecorum dissertationes duae… Paris, 1645; ср.: S. Salaville, Liturgies orientales, notions générales, élements principaux. Libraire Blond & Gay, 1932, p. 178 и сл. 165 Итальянский перевод под редакцией М. В. Armioli: Anmhologhion tutto l’anno. В 4 т. Roma, 1999–2000. 166 Аста ет decreta concilii nationalis Агтепогит Romae habiti, аппо Domini 1911. Roma, 1914, р. 305–314; L. Pemim, I, 2 (1923), col. 1963 и сл.; М. Ormanian, А of тне Снигсн, английское издание под редакцией В. Norehad: New York, 1984; Z. Crmile de slujb ale Ormhodox Românâ 88 (1980), р. 1082–1091; А. Baumsmark, Limurgie сотрагéе... Paris; Chevemogne, 1953, р. 256 и сл. 167 Существуют английские и латинские переводы книги Breviarium Armenium... 1908; Тне Воок of тне Order of Соттот Prayers of тне Armenian Aposmolic Church. Evansmon, ILL, 1964. 168 G. Graf, Geschichme der Chrismlichen arabischen Literatur. Т. 5. Gittà del Vamicano, 1944–1953. Т 1 («Studi e Testi» 118), р. 644–652; Н. Malak, Les livres liturgiques е l’Eglise copte//Мélanges Е. Tisseranm. Т. 7. del Vaticano, 1964. Т. 3 («Studi е 233), р. 1–35. 169 Перевод Часослова: Тне Agpeya, тне Ormhodox Воок of Hours... Los Angeles, 1982; Agpeya, Das koptische Stundengebet. Würzburg, 1984. 170 В. Velat, IV (1961), col. 1456 и сл.; Он же, Études sur le me’eraf//Ргосне Orienm Chrèmien 33 (1983), р. 9 и сл. Об эфиопской духовности см.: О. la voce pamrismico е di antichità cristiane. Casale Monferramo 1983, col. 1251–1261 и Он же, La spiritualità emiopica. Roma, 1996. Ср. также: Habmemichael-Kidane, L’ufficio divino della Chiesaa etiopica//ОСА 257 (1998), в которой содержится обширная библиография на тему эфиопской традиции (р. 20–34) и глоссарий литургических терминов (р. 377–385).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Мессия от младенчества (от груди Матери) следовал доброму – не выбирая; так Младенцем руководило не «познание», а «надежда»: Пс.21:11             На Тебя оставлен от утробы,                         от чрева матери моей – Бог мой Ты. «Оставлен от утробы» - " брошен» (ТМ=LXX). И Давида, и Иисуса заботливо воспитывали. «На Тебя оставлен от утробы» – сказано об уповании, которое было у Иисуса от младенчества. «От утробы» рехем – того же корня, что «жалость», «утробное сострадание» ( Пс.51 /50:3): они не покидали меня, я их ощущал. «От чрева матери моей Бог мой ты» – богообщение не прерывалось. Возможно и совершенно противное: «нечестивые чужими стали от утробы (рехем), заблуждаются» ( Пс.58 /57:4). См. комм. к Пс.58 /57:4. Пс.21:12             Не удаляйся 164 от меня, ибо скорбь 165 близка,                         ибо нет помогающего. «Помогающим» озер – может быть Бог ( Пс.10:14 /9:35). В данном случае речь идет о «помощнике» езер который был дан Адаму ( Быт.2:18,20 ): жена была «помощник» Адаму в созидании Церкви (поначалу из двух человек: Адам и жена). «Нет помогающего» –        в народе Церкви затмилось церковное сознание; Распятый остался одинок среди народа Израиля: Пс.21:13             Окружили меня тельцы многие,                         мощные Васанские обступили меня. " Тельцы» парим – молодые быки, которых использовали для различных жертвоприношений. «Телец» позднее стал символом священнического служения (символ Евангелиста Луки). «Васанские» – откормленные на Васане ( Иез.39:18 ): Васан – за Иорданом, царство Рефаимов, «рослых» людей. «Рефаимы» стали в Писании символом грешников Аваддона (нижней части Шеола) 166 , «Васан» стал символом чрезвычайного плодородия. Если сказано о тельцах, что они «мощные Васанские», то это значит, что они достигли пика своего могущества. «Псалом предызображает восстание архиереев, книжников и фарисеев» (ПсСвОт). «Обступили» савав – одного корня со словом «корона». «Встали вокруг меня, подобно короне, охватывающей голову» (Раши). Поскольку восставшие обступили Распятого «короной» вкруг Его головы, – это ученые Израиля. Иудеи, враждебные Мессии («мощные Васанские»), к моменту казни находились на пике своего могущества и авторитета. Восставшие «окружили Христа, подражая буйству «тельцов» и неистовству «львов«» (блж. Феодорит);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

273 Hormayr, Herzog Luitpold, Anmerkungen, s. 1; Тут приведены известия об Уграх из всех летописцев; Annal. S. Gallens. Maiores, apud Pertz 1.77; Ann. Fuld. a. 892; Liudprandi, Pertz Scr. III. 1, 13: Arnulfus interea... Hungariorum gentem in auxilium convocat... и потом порядочно-таки за это достается Арнульфу; Vidukindi, 1. 19: Imperante autem Arnulfo destructum est opus et via eis (Уграм) nocendi patefacta, eo quod iratus est imperator Centupulcho regi Marorum..; cp. Палацкий, Dêjiny 1, str. 164, прим. 122. Интересно желание Дюммлера – «Ueber d. südostlich: Marken» ss. 58–9 – оправдать Арнульфа и доказать, что нападение Угров было случайное и не имело связи с войной Арнульфа, веденною им против Святополка. 275 Ann. Fuld. a. 892; военные события этого года вообще так перепутаны и известия об них так разноречивы, что трудно рассказывать об них с положительностью; См. Hormayr, Herzog Luitpold, Anmerkungen, s. 2; Palacky, Dêjiny 1. str. 165. 279 Сличи с этим слова тех же летописей под 884 г.: inmaniter ас cruenter more lupi mactat, igne et ferro maximam partem devastat (т. е. Паннонии), и далее... hostiliter in Pannoniam hostilem exercitum infert, ut, si quid antea remaneret, none quasi ore lupi per totum devorasset... 280 Constantin, De administrando imperio, edit. Anselmi Bandurii в Imperium orientale. Paris 1711. T. I. c. XIII; c. XXXVIII; c. XL. 282 Cosmae, Chron. Boemorum. Lib. 1, 14, apud Pertz SS. T. IX; если выделить из этой саги то, что заимствовал Косьма у Регино (неоправдываемые историей отношения Святополка к Арнульфу), то останется чистое народное предание о Святополке – сильном государе и распространителе христианства; последняя черта, может быть, перенесена на него с Ростислава. 286 Житие Меф. стр. 10. «Абие же шедшу ему тамо, прият его царь с великою честью и радостию, и учение его похвали, удръжа от ученик его попа и диакона с книгами. Всю же волю его створи, елико хоте, и не ослушав ни при чесом же; облюбль и, одарив вельми, проводи его паки славно до своего стола, тако же и патриарх».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

IV, s. 131, – сравн. Kasten. Hist. Werth d. zw. Buch. d. Makk. s. 7). 152 Vetus Testamentum graecum, edit. Mölmes et Parsonis Oxonii. 1823. t. III. Мак. A. K. VI, 1 (notit. adv. 1). 153 Полибий говорит, что Антиох, желая овладеть сокровищами „προευετο σωατενειν επι το της Αρτεμιδος ιερον εις την Ελυμαιδα” (Fragm. I, 31 nr. 11. – цитов. y Kasten’a, D. hist. Werth d. zw. uch. d. Makk. s. 6). 158 Polyb. Fragment. 31, 11; „Αντιοχος … εν Ταβαις της Περσιδος εξελιπε τον βιον“ (цит. Kasten, s. 9. Der histor. Werth des zweit. Buch. d. Mak. 163 Рассказ об очищении Иудою Маккавейским Иерусалимского храма поставлен во 2-ой Мак. книге непосредственно за известием о смерти Антиоха Епифана. Выше (стр. 52, 97, 98 ) мы уже говорили о неправильности такой последовательности и указывали, в каких целях писатель это сделал. 164 Annales compendiarii regum et rerum Syriae, num is veteribus illustrati etc. Viennae. 1744. p. 29. 165 Cigoi. Historisch-chronologische Schwierigkeiten im zweiten Makkabäerbuche. K lagenfurt. 1868. s. 17. 167 Welte. Specielle Einleitung in die deuterocanonischen Bücher des A lten Testament. Freiburg im Breisgau. 1844. s 172 Cigoi. Historisch-chronologische Schwierigkeiten im zweiten Makkabäerbuche. Klagenfurt. 1868. s. 17–18. 173 Keil. Commentar. р. 263; Eichhorn. Einl. s. 265; Grimm. Kurzgei. exeg. Handb. IV, s. 8; Bertheau Desecund. lib. Масс, p. 29. Kasten. Hist. Werth d. zw. Buch. d. Makk. s. 15. 183 Лисий один без царя мог предпринимать в Иудею два похода, из которых об одном повествуется в первой книге, а о другом – во второй; войны с соседними народами могли начаться и действительно начались после этих двух походов. 185 Eichhorn (Einleitung, s. 267–269); Bertholdt (Einleit. III, s. 1068); Grimm. (Kurzgef. ex. Handb. IV, s. 8, 183); Ewald (Gesch. d. Volkes Israel. IV, s. 415) и др. Герцфельд признает подлинным только первое письмо и относит его к рассматриваемому нами походу (Geschieht, d. Volk. Israel. I, s. 259, 452. 192 Более обстоятельное изложение смысла третьего письма приводится нами далее – при опровержении взгляда Лякера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

цит. по: Введенский А. Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Prolegomena. Религии Индии. М., 1891, с. 453-454. 269 Там же, с. 453. 270 Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. Ч. 1. Область умозрительных вопросов. М., 1911, с. 278. 271 архиеп. Сильвестр. Историческое развитие новейшего пантеизма как доказательство его несостоятельности//Труды Казанской Духовной Академии. 1865, август, сс. 495 и 506-507. 272 Письма Махатм, с. 215. 273 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2. Рига, 1937, с. 107. 274 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1. Рига, 1937, с. 102. 275 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 357. 276 Лопатин Л. М. Положительные задачи философии, с. 283. 277 Нечаев П. Теизм как проблема разума. Герман Ульрици. К вопросу о методологии научно-философского обоснования теизма. Сергиев Посад, 1916, с. 440-441. 278 См. Eisenberg J., Abecassis A. A Bible ouverte. Paris, Albin-Michel, 1978, р. 8. 279 Указ МП преосв. Митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 7.9.1935//Символ 1998, 39. с. 167. 280 Лосский В. Н. Вера и богословие//Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996, с. 157. 281 См. архиеп. Сильвестр. Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов//Труды Киевской Духовной Академии. 1867, т.3, июль, с. 23. 282 Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, С. 260. 283 Дьяконов И.М. Архаичные мифы Востока и Запада. М., 1990, сс. 26-27. 284 Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991, сс. 25-26. 285 Письма Елены Рерих 1932-1955, с. 165. 286 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 352. 287 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 299. 288 Владимиров А. В поисках православия. Современники. М., 2000, с. 164. 289 Шаров Д. А. Живая этика Н. К. и Е. И. Рерихов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1994, с. 126. 290 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 419. 291 Шридхары. Ньяя-кандали, 44. Цит. по: Шохин В. К. Средневековая философия Индии//История восточной философии. М., 1998, с. 47. 292

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Поучение 10. Иногда человек удерживается от одной страсти по внушению другой. (С. 158–159.) Поучение 10. Кто разумно искореняет страсть. (С. 160.) Поучение 10. Кому подобны действующий по страсти и искореняющий оную. (С. 161.) Поучение 11. Каждая страсть имеет врачевством противоположную ей заповедь. (С. 164.) Поучение 11. Беседа одного старца с учениками своими об искоренении страстей, подтвержденная сравнением. (С. 165–166.) Поучение 11. Если страсти укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их. (С. 166, 175.) Поучение 11. Толкование текста: дщи Вавилоня окаянная и проч. (Пс. 136: 8–9) по отношению к страстям. (С. 166–167.) Поучение 11. Жалкий пример того, как страсть может обратиться человеку в навык. (С. 172–174.) Поучение 11. Авва Нистерой сказал: «Кто увлекается страстью, тот будет рабом страсти». (С. 174.) Поучение 11. Сколь пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык. (С. 174.) Поучение 12. Что сказал Евагрий о том, кто предается страстям и желает скорее умереть. (С. 179.) Поучение 12. Должно подвизаться не только против страстей, но и против причин их. (С. 184.) Поучение 12. Должно очищать душу от страстей и насаждать в ней добродетели. (С. 185.) Поучение 12. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель. (С. 186.) Поучение 12. Страсти не принадлежат нам по естеству, но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетели, водворяет в себе страсти. (С. 187.) Поучение 13. Не должно смущаться и тогда, когда тревожит нас страсть. (С. 194.) Поучение 13. Невозможно, чтобы тот, кто исполняет страсти, не имел от них скорби. (С. 194.) Поучение 13. Изречение аввы Сисоя о страстях. (С. 195.) Поучение 13. Человеку удобнее бороться со страстью, пока он еще не исполнил ее на деле, нежели после того, как он предастся ей. (С. 196.) Поучение 13. Толкование слов: внегда прозябоша грешницы яко трава и проч. (Пс. 91: 8), по отношению к страстям. (С. 198.) Поучение 13. Сравнение исхода израильтян из Египта с освобождением души из плена страстей и греха. (С. 195, 199–201.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

7 . Трапезничий (τpαπεζοποις) обязанностью его было: следить за монастырским столом, наблюдать за порядком в трапезе, подавать по звонку настоятеля пищу, прекращать шум и разговор среди братии. 164 8 . Повар (ψοποις), приготовлявший пищу инокам и в то же время являющийся помощником келларя. 165 9 . Хлебопек ( pτοποιν) обеспечивающий братию хлебом монастырского производства. 10 . Вестиарии (το βεστιαpου) которые заведовали монастырскою одеждою, шили, чинили, отдавали в стирку, хранили и выдавали инокам. 11 . Поставщики (ο φpοντιστα) различных припасов для монастыря. Они же закупщики всего нужного и потребного для братии. 166 12 . Гостиник (ξενοδχος). На нем лежала обязанность принимать странников, монастырских гостей, заботиться обо всем для них потребном. 167 13 . Больничник (νοσοκμος), заведовавший монастырской больницей. В его ведении были также иноки, ухаживавшие за больными. 168 Этот перечень должностных лиц показывает, что преп. Феодором в стенах Студийской обители действительно был образован такой административный строй, при котором самым точным образом были распределены все монастырские обязанности по определенным лицам; и что им была организована при общежитии такая административная организация, которая охватывала собою все стороны студийского братства. Наряду с административными мероприятиями преп. Феодором в обители было проведено ряд мер по устройству порядка, дисциплины среди иноков, а также их морально-культурного воспитания. б) Дисциплинарно-воспитательные меры Дисциплинарно-воспитательная организация, созданная преп. Феодором в Студийской обители, охватывала собою все стороны повседневной монастырской жизни. Специально для дисциплинарного надзора и руководства братией в этой области были также поставлены особые лица. 1 . Эпистимонархи или монастырские судьи, во главе которых был протоэпистимонарх. Они следила за поведением братии, разбирали их дисциплинарные проступки, наставляли, вразумляли и наказывали виновных. 169 2 . Эпитириты, которые будучи как бы очами игумена и эпистимонарха, днем и ночью наблюдали за братией, дабы они не укрывались по тайным местам для бесед, смеха, безделья, не бесчинствовали, не составляли запрещенных содружеств. О виновных доносили эпистимонарху или игумену, которые принимали при этом соответствующие административно-воспитательные меры. 170

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

К терпению лучше всего можно привыкнуть в убеждении, что терпим за совершенные нами грехи. 160. В чем заключается слепая любовь родителей к детям? Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют их наказывать за преступления, но после, как вырастут и неисправны будут, сами узнают погрешность свою. Кроме того, детям накрепко должно возбранять водиться и дружиться со злыми, так как злоба изменит и добрый разум, да и самим родителям беречься должно, чтобы соблазна детям в чем не подать (свт. Тихон Задонский ). 161. Как избавиться от бесчувствия? При бесчувствии души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных отцов, память о смерти и о Страшном суде. 162. Как победить в себе блудную страсть? Вот средства: 1) воздерживайся в пище, питии и сне и спи на жестком; 2) никогда не вспоминай прежде совершенных тобою плотских грехов; 3) избегай обращения с лицами другого пола; 4) обращайся к Богу с молитвой об избавлении от блудных помыслов; 5) удерживай себя от нечистых пожеланий страхом будущих наказаний за гробом; 6) пользуйся крестным знамением, как орудием для отгнания влечений твоего сердца; 7) чаще вспоминай смерть; 8) обращайся к таинству исповеди и к духовному отцу и открывай ему свои мысли; 9) занимайся физическим трудом; 10) читай Святое Евангелие; 11) удерживай, обуздывай зрение и слух от всего того, что возбуждает блудную страсть (картины, грязные книги, фотографии, статуи, разговоры, прикосновения, когда едешь в транспорте и т. п.). 163. Для чего человеку попускаются в жизни скорби, оскорбления и болезни? Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее; все это ради того, дабы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную. 164. Как вести себя с тем, кто не хочет с тобой примириться? Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем (свт. Феофан Затворник ). 165. Как охранить себя во время трапезы от услаждения пищей?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Синкопа — смещение ритмически опорного звука с сильной доли такта на слабую, которая приобретает новый акцент. 164 Орландо Лассо (1532–1594) — композитор эпохи Возрождения, представитель нидерландской школы. мастер хоровой музыки. 165 Далее в рукописи пропуск (в несколько строк) на обрыве текста вставка. 166 Синтез капитализма и социализма вытирал носовым платком — содержательная подоплека эпизода, оставшаяся неясной в повести, восходит к социальным типологиям, проводимым автором в «Дополнении к «Диалектике мифа»» (1928–1929); судя по сохранившемуся его фрагменту (Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М, 2001. С. 432), инженера Кузнецова заставил расхохотаться логический вывод перспективы «анархизма». 167 Далее в рукописи отсутствуют четыре страницы. 168 «Памяти великого художника» («Элегическое трио») — ре минор, ор. 9 (1893) Рахманинова. Посвящено памяти П. И. Чайковского. 169 «Памяти великого художника» — фортепьянное трио ля минор (4–пюИ, ор. 50) Чайковского, посвященное памяти Н. Рубинштейна 170 умеренный (итал.). 171 Традиция приписывает это высказывание то Фалесу, то Сократу. 172 встретит Рыжего — упоминается лагерный пес, неоднократно фигурировал в письмах Лосева из Медвежьей горы. 173 По письмам А. Ф. Лосева видно, что семейным и давно работавшим на канале в должности так называемых ИТР (инженерно–технических работников) разрешалось снимать частное жилье. Так сам Лосев жил на Медвежьей горе в Арнольдовском поселке (ул. Фрунзе, 10). 174 давно прошедшее время (фр.). 175 В центре антропософии — обожествление человеческой сущности, открываемой посвященному в тайную науку, как ее называл немецкий оккультист и основатель антропософской системы Р. Штейнер (1861—1925). Антропософия получила распространение перед первой Мировой войной и в начале 20–х годов не только за рубежом, но и в России. А. Белый был учеником Р. Штейнера. Кружки антропософов были уничтожены в конце 20–х и на–чале 30–х годов. Многим арестованным за неимением доказательств вины часто приписывалась принадлежность к антропософам, на что и намекает иронично Тарханова. О герое повести Николае Владимировиче также, судя по словам Тархановой, ходят слухи, что он черносотенец, который сам в этом отнюдь не повинен. Оба — без вины виноваты. «Союз русского народа» (основан в октябре 1905 г.) и «Союз Михаила Архангела» (выделился из первого в 1908 г.) — реакционные черносотенные организации. 176

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

66 Это вступление несомненно принадлежит Нилу, как видно из завещания инока Иннокентия, в котором, ссылаясь на писание своего старца, он перечисляет все предметы, входящие во вступление к уставу: «о еже како пребывати в пустыни нашей, и о молитве и пении, и како питаются и когда подобает исходити потребы ради во благословенно время, и о рукоделии, и о прочем, сиа вся вчинена суть в писании господина и учителя моего старца Нила… А о созидании и украшении церковном написано в предисловии старца Нила словес. (Сборн. 1519; снес. Ист. Рус. Иерар. ч. 4, стр. 302). Но то обстоятельство, что в большей части списков «Предания» оно не находится и что сам Нил, в сокращении содержания своих творений (стр. 111–112), не обозначает содержания вступления, наводит на мысль, что оно писано не одновременно с уставом, а или раньше или позднее. Мы склонны думать, что «вступление» первоначально писано было для Иннокентия и его монастыря, может быть, по просьбе его, тем более, что в некоторых списках тотчас после него следует Завет Иннокентия. 67 Шевыр. Ист. Рус. Слов. 4, 196. Г. Шевырев Иннокентию приписывает и «пристежение», Ibid. c. 183. 69 Изд. Елагина, стр. 21–23. Послания имеют тесную связь с уставом. Первое послание «о помыслах» есть краткий и сжатый очерк учения об этом предмете, подробно раскрытого Нилом в Уставе (с. 164–165). 2-е послание «о пользе» представляет почти буквальное сходство с Уставом в рассуждении о помыслах блудных и хульных (с. 120–127, 138–139, снес. посл. 8, с. 200–202, с Устав. с. 141–142). А слово его «о победе на злые помыслы» есть сокращение слова «о борьбе и победе над 8-ю страстными помыслами» (Уст. с. 113–120). По изложению своему, последние послания, 7–11, весьма значительно отличаются от 1-х четырех. Изложение в них сжатое и сухое, тогда как в первых живое и убедительное, особенно от множества живых примеров св. угодников и от доводов собственного разума (напр. посл. 4, стр. 186–189 и др.). 8-е посл. похоже на пастырское наставление или проповедь , какая произносится пред собранием слушателей. 9-е, начинающееся словами: «Нил преп. рече», повидимому было устным наставлением, записанным после слышавшими его. 10-е есть краткая заметка или размышление, какие вносятся в дневник. Вообще нужно думать, что эти творения явились позднее первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010