Надежда Киценко Скачать epub pdf Именной указатель 941 Абдраимов М. Р. 157 Аввакум, протопоп 16 Августин, блаженный 16, 217 Агафья 135 Адам 40, 53 Акилина133 Аким 135 Аксаков К. С. 9 Аксаков С. Т. 205 Александр 135 Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ 6, 14, 84, 125, 205 Александр, крестьянин 301, 302 Александр II, император 95, 102, 112, 165, 289, 290, 291, 292, 296, 298, 346 Александр III, император 11, 145, 146, 148, 171, 184, 290, 292, 293, 294, 296, 316, 345 Александр Невский, благоверный великий князь 337 Александра Ивановна 284 Александра Иосифовна, великая княгиня 292 Александра Феодоровна, императрица, страстотерпица 145, 148, 326 Александров И. 285 Александрова Мария, мещанка 259, 260 Алексий Николаевич, царевич, страстотерпец 146 Алексий, епископ Таврический 324 Альберт, принц 171 Амвросий Оптинский , преподобный 115, 297 Амиров А. 157 Амфитеатров A. B. 269, 285 Анастасия Николаевна, княжна Черногорская 147 Анатоль, князь 307 Ангелина, игуменья 323 Андрей Первозванный, апостол 105, 116, 194, 195, 310, 312, 322, 325, 331 Андрей, епископ Мамадышский 276 Анна Константиновна, свояченица о. Иоанна 47, 179 Анна Алексеевна 132 Антоний Великий , преподобный 24 Антоний (Храповицкий) , митрополит 6, 68, 84, 298 Апраксины 145 Арий, еретик 221, 222 Арсений Великий , преподобный 52 Арсений, епископ 237 Арсеньева Н. 148 Афанасьевский П. 140, 141 Б-в, корреспондент о. Иоанна 210, 211, 212 Багратионы 145 Байнум К. 86 Баранова М. 184 Барсков П., лавочник 156 Барскова E., лавочница 156 Барятинский, князь 145 Барятинский В., князь 164, 165 Бедекер К. 240 Безбрыжой, полковник 157 Бек, де Ф. 284 Беле О. 239 Бенджамин У. 197 Беппис, переводчик 112 Бернар, святой 223 Боголюбов Дмитрий , миссионер 276 Бойл Л. 12 Большаков Н. Я. 220, 264, 275, 278, 279, 318, 339 Бонч-Бруевич В. Д. 306 Боткин С. П. 141 Брилинский А., лесной надсмотрщик 157 Бряузов А. И. 285 Булгаков М. А. 8, 332 Булгаков С. Н. 122 Буле, фотограф 198 Бурачек С., капитан 220 Буткевич A. C. 317 Вагнер У. 8 Вадим, псевдоним автора неканонического перевода Библии 112, 125

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1 Наиболее полная биография прот. Георгия Флоровского представлена в книге под ред. Э. Блэйна «Georges Flmovsky. Russian Intellectual and Orthodox Churchman». N.Y., 1993. P.n. (под общ. ред. Ю. П. Сенокосова): «Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ». М., 1995. 2 Рукописи MFL-5 и M5-FL. 3 См.: Письмо 5-е (21 февраля 1958 г.). Наст. изд. С. 40. 4 Ответ о. Софронию (10 марта 1958 г.) на 6-е письмо. Наст. изд. С. 46—47. 5 См.: Письмо 9-е (21 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 64. 6 Письмо 8-е (16 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 55. 7 Письмо 7-е (16 марта 1958 г.). Наст. изд. С. 52. 8 Ответ о. Софронию (7 февраля 1959 г.) на 15-е письмо. Наст. изд. С. 127. 9 Письмо 2-е (24 апреля 1963 г.). Наст. изд. Приложение. С. 164—165. 10 Письмо 5-е (21 февраля 1958 г.). Наст. изд. С. 40. 11 Архим. Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Т. 1. Беседа 4-я (10 сентября 1990 г.). Эссекс-М., 2003. С. 54,53. 12 Архим. Софроний (Сахаров). Духовные беседы. Т. 1. Беседа 2-я (4 декабря 1989 г.). Эссекс-М„ 2003. С. 44. 13 Письмо 19-е (Рождество Христово 1960 61 г.). Наст, изд. С. 158. 14 Англ.-франц.: авиаписьмо. 15 Это письмо — ответ на просьбу о. Георгия, изложенную в письме от 26 декабря 1953 г. из Нью-Йорка: «Дорогой отец Софроний, приветствую с праздником. Καλα Χριστογεννα και ετυχς του Νйοv τος [Хорошего Рождества и счастливого Нового года]. О. Василий Кривошеин напомнил мне о Вашем «Вестнике» в связи со своей статьей о преп. Симеоне. У меня нет 12, и последний — 13-й. Если можно, пришлите 12-й и нее последующие. Не послал Вам нашего Quarterly, так как не был уверен, что Вы интересуетесь английским изданием. Поместил в нем заметку владыки Николая Охридского о Вашей книге. Если хотите, могу прислать вышедшие номера. А Вы не откладывайте присылку “Вестника” (у меня имеются номера с 1 по 11 включительно и 13). Мет’ αγατνης Г. Флоровский». 16 От франц. ramolli — (старчески) расслабленный; слабый, ослабевший. 17 Анастасий (Грибановский), митрополит — председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви с 1936 по 1964 г., церковная политика которого отличалась непримиримостью по отношению к Московском Патриархату.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3948...

1 И. Карабинов, Постная Триод, 1910, стр 236—242. 2 «…исправити с греческих, и харатейных, славянских, и сербских, древних книг». 3 «Канона сего в греческой триоди нет». 4 Евгений митроп., Словарь историч. Писател. Духовн., изд.2, 1827, I, 179 5 В.М. Ундольский, Ученые труды Е. Славинецкого (Чтен. В О-ве Истории и Древн. Российск., 1846, смес. стр. 70). Это известие можно относить, правда, и к переводу первой части Скрижали, которая в приходно-расходных книгах печатн. Двора называется: «книги литургия Иоанна Златоустого и о семи тайнах в толку и Афанасия александрийского ответы». Хотя переводчиком Скрижали обычно считается Арсений грек, но некоторые части ее, вероятно, переводил Епифаний: по крайней мере, Евомий в числе его переводов упоминает ответы св. Афанасия (см. цит. стат. Ундольского). Но автор «Оглавления книг [Ундольский, Сильвестр Медведев, отец русской библиографии (Чтения, 1846, смесь, стр. 22)]» опять таки говорить просто о литургии Златоуста без упоминаний, что это не чин, а толкование: последнее свидетельство тем важнее, что, по мнению акад. А. И. Соболевского, «Оглавление» составлено самим Епифанием Славинецким (Переводн. Литература Московск. Руси XIV-XVII вв., 1903, стр. 437). 6 Этому сообщению верит такой осторожный исследователь как П. Ф. Николаевский. См.: «Московский печатн. двор при патр. Никоне», Христ. Чтение 1891, II, 181. 7 Ср. послесловие к изданию Апостола 1655 г. 8 Экземпляр неполный: начинается стр. 11 (отрывком синаксаря на и. мытаря и фарисея) и кончается стр.802 (обрывается началом 2-го седал. среды Ваий). Кроме того, не хватает еще нескольких листов в начале и средине книги — преимущественно с гравюрами (в воскресных службах). 9 Книга типографск. Архива л.154. 10 Цит. ст. П.Ф. Николаевского, 164—165. Существование двух групп черновых справщиков, быть может, подтверждается также разностями в переводе в. канона первой седмицы, с одной стороны, и четверика 5-ой седмицы, с другой, в изданиях 1656 г.: в последующих изданиях эти разности сглажены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

иером. Иаков (Цветков) Святым четыредесяти мученикам Севастийским (Марта 9-го) 163 Кондак.глас 6-й Подоб.: Еже о нас исполнив смотрите... Оставив все воинство мира сего, вы, страстотерпцы Господни четыредесять, соединились на небесах со Владыкою: ибо прошед огнь и воду ( Пс. 65:12 ), блаженные, вы достойно восприяли славу с небес и венцев множество. Икосы: (Τ ν θρνω) 164 Принося моление мое, припадаю, недостойный, к Садящему на престоле неприступном, распростершему свет яко кожу ( Пс. 103:2 ), утвердившему землю, собравшему воды в сонмы их ( Быт. 1:9 ), всякое существо во от нетытия сотворившему, и всем подающему дыхание и жизнь; к приемлющему песнь архангелов, от ангелов покланяемому и от всех хвалимому, ко Христу Вседержителю, Зиждителю и Богу нашему, – прося от Слова благодати слова, да возмогу и я воспеть благочестно святых, которых явил Он победителями, даровав им славу с небес и венцев множество. (Οτοι) Сии подвигоносцы, как звезды небесный, премудро возвышаются пред всеми паче всякого слова похвалы: они поразили сатану, посрамили гордыню идолов, ниспровергли чтилище нечестия; они твердые проповедники благочестия, руководители к истине для колеблющихся; они всегда исцеляют болящих, слепым прозрение подают, очищение – прокажнным; исправляют несчастных и возбуждают ленивых; они – пристань плавающим, благие руководители путешествующим, сильные отмстители мучителям, как вместе восприявшие славу с небес и венцев множество. (πρ λου) Светлость святых сих сияет чрезмерно, паче светозарения солнечнаго; ибо блистание онаго закрывают облака, сияние же их никогда не прерывается (οδ νν διαδχεται). Солнце восходящее испускает от себя лучи, и, во время обращения своего, скоро влечет за собою всякое изобилие и распространяете светлое сияние; – и день наступивший возвещает (о дивных делах Создателя), но в след за сим (υθις) и ночь являет в себе премного чуднаго: – как могла она разсеять (διασχσαι) мрачно-греховную бурю деяний? 165 Предстали преславные мужи пред Господом,прславляющим верных рабов своих, и услышали от Него глас: «Прославляю вас, прославляющих Меня, пред земнородными; а посему Я дарую вам славу на небесах, как восприявшим от Меня знамение славы с небес, и венцев множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.В. Корогодина Глава 3. Исповедь на Руси в XV в. 1. Рукописи XV в. с исповедными текстами От XV в. до нас дошло больше рукописей, содержащих исповедные вопросники и чины исповеди, чем от XIV в. Это связано не только с тем, что от XV в. вообще сохранилось намного больше рукописей, но также с развитием покаянной дисциплины на Руси. В это время завершается формирование требника как отдельной богослужебной книги, в которую входит чин исповеди. До XV в. на Руси не было чёткого разделения между требниками и служебниками, так что чины исповеди, как и другие требы, часто записывались в служебниках или молитвословах (евхологиях). С XVI в. чины исповеди в служебниках практически не встречаются. Немало русских по происхождению рукописей XV в. содержат чины исповеди, в которых вместо вопросника читается Наставление-вопросник с кратким перечнем грехов, обращённое к духовнику. 163 В некоторых русских рукописях, содержащих чин исповеди с Наставлением-вопросником, находятся также небольшие поновления; 164 в других списках поновление записывается отдельно от чина исповеди. 165 В XV в. встречается много рукописей с чинами исповеди, в которых предлагаются только поновления, без вопросников и даже без названного выше поучения. 166 Встречаются также требники, в которых, как в XIV в., записана только разрешительная молитва; 167 в некоторых случаях чин исповеди при этом отсутствует. Отдельно записываются чины исповеди «вскоре», для умирающих (в том числе с поновлениями), 168 главная цель которых – быстро подготовить человека к приобщению святых тайн. Известна рукопись, в которой чин исповеди состоит только из молитв, при отсутствии как Наставления–вопросника, так и вопросников или поновлений. 169 Отдельно необходимо выделить чины, в которых присутствуют только краткие вопросники (их известно несколько редакций). Краткий вопросник в чине не исключает присутствия поновлений или других вопросников, которых может быть несколько. В рукописях XV в. известно три редакции кратких вопросников: Кр-Свир. 91, Кр-Арханг. 9 и КрЖ-КБ 22/1099 170

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

[греч. Αντοχος Επιφανς - блистательный], царь державы Селевкидов (175-164 до Р. Х). Младший сын Антиоха III Великого . После поражения его отца в войне с римлянами А. Е. был отправлен в Рим в качестве заложника (1 Макк 1. 10). После смерти Антиоха III А. Е. возвратился из Рима, оставив вместо себя заложником своего сына Димитрия. Узурпировав престол после убийства своего брата Селевка IV Филопатора, А. Е. пытался восстановить сильную державу своего отца, но отказался от его политики поощрения самостоятельности вассальных стран и стремился объединить многоэтничное население гос-ва вокруг эллинистической культуры. Напр., назначив первосвященником Иудеи Иасона , организовал при его поддержке в Иерусалиме полис по греч. образцу (175 до Р. Х.), затем сместил Иасона и заменил его Менелаем (2 Макк 4. 7-26). В 170-169 гг. до Р. Х. вел войну с царями Египта Птолемеями . Одержав победу над Птолемеем VI, А. Е. вошел в Мемфис и получил на нек-рое время полную власть в Египте, однако не смог занять Александрию и был вынужден оставить Египет. В 169 г. до Р. Х. А. Е., с войском вступив в Иерусалим, разграбил иерусалимский храм, вошел со своими приближенными во Святая святых и, «совершив убийства», возвратился в Сирию (1 Макк 1. 20-28). В 167 г. до Р. Х. А. Е. вновь предпринял поход против Египта, однако, получив дипломатический отпор со стороны Рима (2 Макк 5. 1), вновь разгромил Иерусалим и, опираясь на эллинизированную часть иудеев, запретил соблюдение Закона Моисеева , ввел в храме почитание Зевса Олимпийского, а на горе Гаризим - Зевса Странноприимного. Было учреждено празднование дня рождения царя, когда иудеи должны были приносить ему жертвы как богу. Были также установлены торжества в честь бога Диониса . Не желающие соблюдать языческие обычаи подвергались жестоким гонениям (2 Макк 6. 1-11). Все это вызвало в Иудее восстание Маккавеев (2 Макк 8). В 165-164 гг. до Р. Х. А. Е. совершал походы в Армению и Иран, возвращаясь из к-рых заболел «ужасной и злосмрадной» болезнью, видя в ней Божие наказание за ограбление храма и гонения на иудеев (Иуд. древн. XII 9. 1). Перед смертью он вернул иудеям религ. самостоятельность (2 Макк 9. 1-28). Царство унаследовал его сын Антиох V Евпатор. После смерти А. Е. гос-во Селевкидов окончательно утратило статус великой державы. Свт. Ипполит Римский относил к А. Е. пророчество из Книги пророка Даниила о «презренном» царе, к-рому «не воздадут... царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством» (11. 21-45) (см. в ст. «Антихрист» ).

http://pravenc.ru/text/115756.html

31. Условия, необходимые для усвоения заслуг Христовых а) Вера или глубокое убеждение в божественном значении искупительных заслуг И. Христа и во всем деле совершенного Им искупления, как сказал Сам Спаситель, что «всякий верующий в Него, не погибнет, но будет иметь жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ); и неоднократно повторял: «по вере твоей буди тебе " (т. е. исполняется твое прошение), сказал Он Хананейской жене ( Мф. 15:21–28 ), – «по вере ваю буди вама», говорит слепцам ( Мф. 9:29 ). Это условие так необходимо, что без него никто не может быть членом церкви Христовой 163 . б) участие в установленных Господом св. таинствах, чрез которые, как чрез необходимое орудие, сообщается, верующим благодать Божия, приобретенная нам страданиями и смертию Иисуса Христа, и без участия в которых невозможно, по учению Самого Господа, усвоение этих благодатных даров. Так говорит Сам Спаситель о таинстве Крещения: " аще кто не родится от воды и Духа, не может внити в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). «Аще не снесте плоти Сыне человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» 164 ( Ин. 5:53 ). в) Необходимы добрые дела, или жизнь по вере, сообразная с законом евангельским, так как они служат выражением нашей живой веры в Христа Спасителя: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть не небесах» ( Мф. 7:21 ) 165 . г) Нужно распинать плоть свою со страстьми и похотьми: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» 166 ( Гал. 5:24 ). д) Необходимо принадлежать к церкви Христовой и быть в теснейшем с ней союзе 167 .   163 Вера необходима для спасения человека. „Веруем, что никто не может спастися без веры. Верою же называем правое понятие ваше о Боге и предметах божественных. Будучи споспешествуема любовию или, что все равно, исполнением божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа, и без нее невозможно угодить Богу“ (Посл. вост. патр., чл. 9). 164 На какой конец установлены таинства? Церковь на это дает такой ответ: во 1-х, для того, чтобы они были знаками истинных сынов Божиих, или православной кафолической и апостольской церкви. Ибо всякий, кто приступает к сим таинствам, как должно, есть истинный и природный член в церкви Божией, и по благодати сын Божий; во 2-х, для того, чтобы мы имели очевидный залог упования нашего на Бога в том, что, пребывая твердыни в вере и добрых делах, получим спасение в жизни вечной; в 3-х, чтобы имели действительные лекарства для исцеления греховных наших болезней. – (Из «Правосл. исповедания кафолич. и апостольской церкви восточной». Изд. 16. Спб. 1858 г. стр. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н.А. Маясова Указатель мастерских лицевого шитья Александры (княгини Ульянии), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 34 Бутурлиной Акулины (Акилины) Петровны, жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Москва, конец XVII – начало XVIII В.) – кат. 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 Великокняжеская (Москва, XIV – первая половина XVI в.) – кат. 2,3 (?) великой княгини Софьи Витовтовны, жены вел. кн. Василия I – кат. 4,5,6 великой княгини Марии Ярославны, жены вел. кн. Василия II – кат. ю великой княгини Марии Борисовны, жены вел. кн. Ивана III – кат. 9 великой княгини Соломонии Юрьевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 14,15 великой княгини Елены Васильевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 16, 17 Вознесенского монастыря (Москва, XVII в.) – кат. 83, 90 Волынской Евдокии Яковлевны, жены окольничего Василия Семеновича Волынского (1670-е гг.) – кат. 124 Годунова Дмитрия Ивановича, боярина (Москва, 1570–1600 гг.), его жен: Агриппины – кат. 38, 39 Матрены – кат. 40, 41, 42, 43, 44 Стефаниды – кат. 45, 46, 47, 48, 49, 50 Горицкого монастыря (ок. Вологды, начало XVIII в.) – кат. 151 Гурьева Ивана, московского «гостя» (Москва, вторая половина XVII в.) – кат. 129, 130, 131 Дашковой Матрены Тимофеевны, боярыни (Москва, 1690-е годы) – кат. 166, 167 Евфимия II, архиепископа Новгородского (Новгород, середина XV в.) – кат. 7 Евфросинии, жены князя Андрея Ивановича Старицкого (Москва и Горицкий монастырь, середина XVI в.) – кат. 21 ,22 Княгинина Успенского монастыря (Владимир, начало XVI в.) – кат. 13 Колычевой Марии Борисовны, жены Ивана Дмитриевича Колычева, боярина (Москва, середина XVII в.) – кат. 102 Леониды (княгини Елены), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 35, 36 Милославской Ксении Ивановны, жены боярина Милославского Ильи Даниловича, (Москва, 1660-е гг.) – кат. 126, 127 Мстиславской Домники Михайловны, жены князя Федора Ивановича Мстиславского (Москва, первая половина XVII в.) – кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИДАСКАЛ Дидаскал [дидаскал; греч. διδσκαλος], букв.- учитель. У разных народов и в разные эпохи термин, сохраняя основное значение, приобретал различные смысловые оттенки; менялось и место Д. в обществе. В античности Первоначально (в Греции начиная с гомеровских гимнов; Hymni Homerici. In Mercurium. 556) слово «Д.» обозначало учителя вообще (см., напр.: Aeshyl. Prometheus vinctus. 110; Idem. Eumenid. 279), профессию школьного учителя ( Plat. Apol. Socr. 33ab, cf. 19de; Epict. Diss. I 9, 12), а также театрального деятеля - специалиста по обучению хоров. Хоровой Д. организовывал выступления хоров во время общественных празднеств. В V-IV вв. до Р. Х. Д. этого вида становятся также авторами и постановщиками театральных произведений - дифирамбов, трагедий и комедий (свидетельства античных авторов об этом см.: Reisch E. ιδσκαλος. Sp. 402). Однако уже во 2-й пол. IV в. до Р. Х. греч. драматурги получают название ποιητς. За Д. остаются функции подготовки хора и отчасти театральной режиссуры. В Свящ. Писании и в раннехристианскую эпоху В Септуагинте слово «Д.» используется только 2 раза, обозначая учителя в общем смысле (Есф 6. 1) либо религ. наставника (2 Макк 1. 10). В новозаветных текстах оно выступает аналогом евр.  ,   (равви, почетный титул проповедника религиозно-нравственного учения) и в этом значении употребляется в основном по отношению к Иисусу Христу (Didaskalos//TDNT. Vol. 4. P. 164-165). В отдельных случаях Д. называются Иоанн Креститель (Лк 3. 12), иудейские книжники (Ин 3. 10 - о Никодиме), апостолы (1 Тим 2. 7) и др. Кроме того, в раннехрист. период термин «Д.» применялся для обозначения особого, харизматического служения в церковных общинах. О таких Д. наряду с пророками впервые говорится у ап. Павла (1 Кор 12. 28), а далее - в «Дидахе», у Ерма и др. ( Lampe. Lexicon. P. 364-365; Didaskalos//TDNT. Vol. 4. P. 166). Пророки и Д. в отличие от епископов и диаконов, постоянно путешествовали, переходя из одной христ. общины в другую. Христиане должны были отличать истинных Д. от ложных (проповедников еретических учений, см.: Didache. 11. 1-2; 13. 2). При этом «Дидахе» показывает, что уже к нач. II в. харизматическое служение Д. исчезает и становится одной из функций епископов и диаконов (Ibid. 15. 1-2). Однако у Ерма Д. все еще упоминаются параллельно с епископами и диаконами ( Herma. Pastor. III 5; Sim. IX 15. 16. 25) (см. подробнее о харизматических Д. в I-II вв.: Лебедев. 1904; Zimmermann. 1988; Neymeyr. 1989).

http://pravenc.ru/text/171983.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010