ATHANASIUS ALEX, Ad Amunem, 545–60, 26, 1169–76. Ex tricesima nona festali, 559–66, 26, 1175–80. Ad Rufinianum, 565–72, 26, 1179–82. BASILIUS CæS. Ad Amphilochium 1, 571–644, 32, epist. 188; 2, 843–738, 32, epist. 199; 3, 737–808, 32 epist. 217. De ciborum differentia 807–10; 32 epist. 236. Ad Diodorum Tars, de matrimonio, 809–22, 32, epist. 160. Ad Gregorium presbyterum, 821–28, 32, epist. 55. Chorepiscopis, 827–32, 32, epist. 54. Ad episcopos sibi subjectos, 831–38, 32, epist. 53. Ad Amphilochum de Sp. S., 839–52, 32, ex cap, 27 et 29. GREGORIUS NYSSENUS ad Letoium, 851–888, 45, 221–36. TIMOTHEUS ALEX. Responsa, 889–902, 33, 1295–1308. THEOPHILUS ALEX. Edictum, 901–2, 65, 33–4. Commonitorium, 903–12, 65, 35–44. Narratio de Catharis, 911–2, 65, 43–44. Agathoni, 911–14, 65, 43–6. Menæ , 913–4; 65, 45–6. CYR1LLUS ALEX. Epistola in hymnis, 915–22, 77, epist. 78. Epistola ad episcopos Lybiæ, 921–24, 77, epist. 79. GREGORIUS THEOLOGUS. De libris canonicis V. T. et N. Т., , 923–26, 37, 472–74. AMPH1LOCHIUS. Iambi ad Seleucum, , 925–28, 37. 1593–98. GENNADIUS. Epistola encyclica, 929–34, 85, 1613–22. BASILIUS CÆS. Ad Nicopolitanos,933–36, 32, epist., 240. TARASIUS. Epistola ad Adrianum, papam, 935–38, 98, 1441–55. NICOLAUS CP. Interrogationes et Responsiones ad monachos synodicæ, 937–50. B) SYNTAGMATA PHOTIUS. Syntagma canonum, 104, 441–976. Nomocanon, 975–1218. SYMEON METAPHRASTES. Epitome canonum, 114, 235–92. MICHAEL PSELLUS. Oblatio nomocanonis, , 122, 919–24. ALEXIUS ARISTENUS. Synopsis canonum, 133, 63–114. ARSENIUS. Epitome canonum, 188, 9–62. MATTHÆUS BLASTARES. Syntagma alphabeticum canonum, 144, 959–1400 et 145, 9–212. CONSTANTINUS HARMENOPULUS. Epitome canonum, 150, 45–168. Narratiuncula de tribus tomis synodicis, 41–44. C) JUS ECCLES1AST1CUM GRÆGO ROMANUM i. imperatorum novellæ constitutiones de rebus ecclesiasticis: Justinianus, PL., 72, 921–1100. Leo VI imperator, 107, 419–66. Constantinus VII, 113, 549–604. Delectus legum, 113, 453–550. Romanus senior, Bulla аигеа, 113, 1059–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Альбериха Сполетского. В 915 г. состоялась имп. коронация Беренгара I. Маркгр. Адальберт Тосканский и герц. Альберих Сполетский признали его титул законным. Вскоре из-за конфликтов нового императора с мелкими итал. правителями начался мятеж во главе с маркгр. Адальбертом Иврейским; восставшие провозгласили королем И. кор. Рудольфа II Бургундского (912-937). Беренгар I подавил мятеж при помощи венгров. В И. вторгся Рудольф II. Его власть признали Павия, Иврея и Милан, войска Беренгара I были разбиты. Правители заключили соглашение: Беренгар сохранил за собой Сев.-Вост. и Центр. Италию, Рудольф получил Сев.-Зап. Италию. В 924 г. Беренгар I снова при помощи венгров начал военные действия против Рудольфа, но был убит в Вероне в результате заговора городской знати (7 апр. 924). Титул короля И. перешел к Рудольфу II и был признан Венецией и Византией. Однако правители Тосканы и Сполето не признали его королем, обратившись в начавшихся междоусобицах за помощью к гр. Гуго Арльскому. Гуго при поддержке маркгр. Гвидо Тосканского и Эрменгарды, правительницы маркграфства Иврея, изгнал Рудольфа II (926) и в том же году получил корону И. в Павии из рук Миланского архиеп. Ламберта. Став королем И., Гуго реорганизовал королевскую канцелярию, назначил на все значительные гос. посты своих сторонников, улучшил дипломатические отношения с восточнофранк. кор. Генрихом I Птицеловом (919-936) и визант. имп. Романом I Лакапином (919-944). Но избежать усобиц ему не удалось: передача Петру, брату папы Иоанна X, герц-ства Сполето (926) вызвала недовольство вдовы герц. Альбериха I Сполетского, рим. «сенатриссы» Марозии, желавшей видеть правителем Сполето своего сына. При поддержке 2-го супруга, маркгр. Гвидо Тосканского, ей удалось изгнать Петра из Рима, затем он был убит (июнь 928); папу Иоанна X заключили в тюрьму, где он вскоре умер. Новым папой стал Лев VI (928-929), находившийся под влиянием Марозии и Гвидо Тосканского. Кор. Гуго не вмешивался в конфликт в Риме. Об усилении власти кор. Гуго в И. свидетельствуют передача брату короля Тосканы (Ламберт, брат и наследник маркгр. Гвидо Тосканского, был арестован и ослеплен), а племяннику - герц-ства Сполето. В 931 г. с согласия крупнейших сеньоров Сев. Италии сын Гуго Арльского Лотарь был коронован как соправитель отца. Но в Риме, где Льва VI на Папском престоле сменил сын рим. «сенатриссы» Марозии папа Иоанн XI (931-936), из-за недовольства браком кор. Гуго и Марозии (932) начался мятеж, к-рый возглавил сын Марозии от 1-го брака Альберих II. Мятежники захватили замок Св. ангела, где находились королевская чета и папа Иоанн XI. Королю удалось бежать, Марозию и папу заключили в темницу (папа вскоре был освобожден и провел последние годы понтификата под домашним арестом). Утвердившись в Риме, Альберих II единолично правил городом до своей смерти (954).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

924 . Анасян А. С. Армянские источники о падении Византии. – Ереван, 1957. 925 . Ангелов Д. А. О некоторых характерных чертах развития византийского общества на путях феодализма//ВВ. – 1976. – Т 37. – С. 3–7. 926 . Андреева М. Очерки по культуре византийского двора в XIII в. – Прага, 1927. 927 . Андреева И. Д. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. – Сергиев Посад, 1907. 928 . Андреев И. Константинопольские патриархи от Халкидонского собора до Фотия. – 1895. – Вып. 1. 929 . Антониадис-Бибику Э., Гийу А. Византийская и поствизантийская сельская община//ВВ. – 1988. – Т 49. – С. 24–39. 930 . Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги//ВВ. – 1980. – Т 41. 931 . Арранз М. Как молились к Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. – Л.: Изд-во Дух. Академии, 1979. – 303 с. 932 . Арранц М. Избранные труды по литургике. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2003. – Т. 1: Таинства византийского Евхология. – 616 с. 933 . Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси//Символ. – Париж, 1988. – Т 19. – С. 69–101. 934 . Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 года. – СПб.: Славянская печатня, 1880. – III, 853, XIX с. 935 . Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962. 936 . Арутюнова-Фиданян В. А. Административные перемены на востоке Византии в X-XI вв. (К вопросу о «кризисе» фемного строя)//ВВ. – 1983. – Т. 44. – С. 68–80. 937 . Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (IX-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. – М., 1994. 938 . Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии Х в.//ВВ. – 1991. – Т 52. 939 . Археология Украинской ССР. – К.: Наук. думка, 1986. – Т 3. – 575 с., илл. 940 . Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведьева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – 463 с. 941 . Архиепископ Киприан (Керн) . Евхаристия. – К.: Изд. им. Свт. Льва, папы римского , 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

906 Отдел. 10–11 об.; О чинах. 18–18 об. Публикация: Из материалов Отдела. 333. Черновые материалы к докладу см.: Письма и доклады. 75–80, 82–82 об. 911 О чинах. 3–4. Запись дискуссии: Отдел, Протоколы. 337–341. Здесь же помещен состав древнего чина. 912 Доклад Прилуцкого см.: О чинах. 6–7; Доклады. 229–230. Публикация (с некоторыми мелкими неточностями): Из материалов Отдела. 335. 918 «О применении нового календаря в церковной жизни» (Письма и док лады. 138–143); публикация: Дeяhuя. VI . 186–188; ср.: Из материалов Отдела. 286–288. В последнем издании публикатор на с. 286 смешивает два доклада: первоначальный доклад Глаголева на заседании Собора 30 января, воспроизводимый ниже, и совместный доклад Соколова и Глаголева, подготовленный двумя месяцами позже по итогам работы отдела. Этот второй доклад на Соборе заслушан не был. 929 В действительности новый стиль был введен в Константинопольской Церкви лишь в марте 1924 г. См.: Послание Вселенского Патриарха. 6. 930 См.: Дело патриарха Тихона. 360–363; Акты. 284, 286, 299–300, 332–338. Впоследствии вопрос о календарной реформе рассматривался на Московском совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей (1948). О последующем обсуждении см.: Воронов (1971); Огицкий, а также приведенную в этих работах библиографию. 932 О чинах. 13–13 об. Впоследствии, в 1983 году, «Доследование благодарственное и молебное пение певаемое в день Рождества в воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» было все же включено в «Настольную книгу священнослужителя» (Т. 4). Для этого издания последование пришлось отредактировать, вычищая все упоминания об императоре. 937 См.: Дело патриарха Тихона. 359; Акты. 521, 678. Любопытное свидетельство о том, как «не прививалось» поминовение властей: 20 сентября 1923 года протодиакон Румянцев при служении в храме Нечаянной Радости в Марьиной Роще отказался провозгласить многолетие правительству РСФСР, за что был вскоре вызван для объяснений на заседание Московского епархиального совета. (О новых чинах. 146).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Среди его старших современников, которые по своему образованию и положению могли быть его учителями, можно назвать три крупных имени: это Лев Математик, сицилийский монах Мефодий, впоследствии константинопольский патриарх, и другой сицилиец Григорий Асбеста. Лев пользовался репутацией выдающегося ученого, знатока философии и математических наук. 927 Ученик Пселла Старшего 928 и родственник 929 просвещенного иконоборца патр. Иоанна Грамматика, он начал свою преподавательскую деятельность в последние годы правления Михаила II Травла (820–329) в скромной хижине в предместьях —209— Константинополя. Вскоре ученики разнесли молву о своем учителе, а один из них, попав в плен к арабам, сделал известным имя Льва халифу ал-Мамуну (813–833). 930 Интересовавшийся математическими науками халиф отправил Льву через учеников приглашение поступить к нему на службу. По поводу этого приглашения было доложено о выдающемся преподавателе императору Феофилу, и император, не позволив Льву уехать к арабам, поручил ему открыть школу при храме 40 мучеников. 931 Впоследствии Лев был рукоположен патриархом Иоанном в епископы Фессалоник, заслужил общее уважение паствы, но занимал кафедру лишь до торжества православия при Феодоре. Лишившись епископства одновременно с прочими епископами-иконоборцами, он возвратился в Константинополь и отдался всецело научной и учебной деятельности, которой не оставлял до конца жизни. 932 Можно предполагать, —210— что Лев, никогда не бывший крайним иконоборцем, примирился впоследствии с православной партией. 933 Он был жив еще в 869 г. 934 Не смотря на симпатии Льва к иконоборчеству, его уроками пользовались и лица строго православного образа мысли, как напр. Константин, будущий просветитель славян. 935 Мог и Фотий слушать Льва до его —211— отъезда в Фессалоники; 936 но слушал-ли, это остается недоказанным. Сохранившееся письмо Фотия ко Льву 937 написано в наставительном тоне учителя или критика, 938 и по нему не видно, чтобы это писал ученик бывшему учителю. Возможно, конечно, что талантливый ученик стал, действительно, критиком своего учителя; 939 но всё же ученические отношения Фотия ко Льву остаются только предположением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сир. 4:35. 916 Притч. 4:26. Так в Септуагинте, в Синодальном переводе эта строка звучит следующим образом: “Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды”. В Вульгате: “Направь ноги свои [узкой] тропой и все пути твои укрепятся”. 917 Притч. 4:23. 918 Источник цитирования не установлен. 919 Мф. 5:8. 920 1 Ин. 3:21-22. 921 Мф. 5:28. 922 1 Петр 1:22. Полностью этот стих звучит следующим образом: “Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ... “. 923 Откр. 14:4. 924 Там же. 14:4-5. 925  Еф. 5:27. 926 Поскольку ничего этого у нее нет и быть не может. 927 1 Петр 3:1-4. 928 1 Тим. 2:9-10. 929 Кол. 3:12. 930 Пс. 45:11. 931 Там же. 97:10. 932 Ин. 5:44. 933 Ис. 26:15. Эта строка есть только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе она отсутствует. 934 Иер. 12:13. И эта строка тоже присутствует только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе ее нет. 935 В Венском кодексе после слова “ибо” предложение заканчивается следующим образом: “величие не украшает тех, кто предпочитает земное небесному” 936 2 Тим. 2:24. 937 После этих слов в Венском кодексе добавлено: “[не должно] участвовать”. 938 Еф. 4:29. 939 Далее в Венском кодексе следует: “чтобы боль желудка и слабость тела и души изгнать”. 940 Ис. 66:2. 941 Пс. 2:11. 942 Иер. 48:10. 943 Так в Вульгате и таково первое значение глагола u p o m e n w в соответствующем месте Септугинты. В Синодальном же переводе мы читаем “претерпевший”, что тоже возможно. 944 Мф. 10:22. 945 Далее в тексте Луки Холстения и в Венском кодексе следует фрагмент, отсутствущий в других списках: “То есть, прекрасна Римская церковь, без сомнения исполненная апостольского духа, престол которой занимает тот, кто недавно вынес столь суровый приговор, считая вряд ли достойной снисхождения ту, которая запятнала мерзостью похоти святое тело Бога”. 946 В Венском кодексе письмо оканчивается словом: “Аминь”, в Codex Reginensis Romanus: “Окончено [послание] к девам”. 947

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

I. Беседы: 926. На Пятьдесятницу. 1839. II. 199. 927. На слова Еванг. Иоанна: 10:1114. 1839. II. 374. 928. Об Ангелах, из беседы в третью неделю по Пятидесятнице, на Еванг. от Лyk. 15:110. 1840. IV. 186 . 929. Беседа на день Вознесения Господня. 1846. II. 332. 930. О пастырском служении. 1847. I. 3. 189. 333. 931. Разговоры. 1834. II. 153. 258. 1835. I. 36. 1836. II. 239. 932. Послание к Иоанну, Патриарху Константинопольскому и прочим Патриархам. 1835. III. 146. 933. Послание к гражданам римским. 1843. IV. 346. III. Письма: 934. Феоктисте, сестре Императора. 1835. IV. 286. 1843 IV. 346. 935. Леандру, Епископу Испанскому. 1836. II. 52. 936. Григорию Пресвитеру и Феодору, Диакону Константинопольскому; о том, кого Господь извел с собою из ада, когда сходил в оный. 1841. II. 93. 937. Письма 150-е и 151-е. 1841. II. 383. 938. Феодору, врачу Константинопольскому. 1838. I. 299. 939. Григорие, Цесарьской Постельничей. 1838. I. 300. 940. Доминику, Карфагенскому Епископу. 1838. III. 296. 941. Анастасию, Патриарху Антиохийскому. 1838. III. 300. 942. Палладию, Пресвитеру горы Синайской. 1838. III. 306. Евагрия схоластика †594 943. Церковная История в шести книгах. 18531854. Т. 1. (В писаниях церковных историков). Феодора Чтеца 944. Извлечения из церковной Истории, по изложению Никифора Каллиста. 1854. Т. 1. 945. Отрывки из церковной Истории. 1854. Св. Софрония, Патриарха Иерусалимского †638 948. Соборное послание Сергию, Патриарху Константинопольскому. 1840. IV. 204. 322. 949. Отрывок из слова о Божественном священнодействии. 1855. (В писаниях святых отцов и учителей Церкви, относ к ист. пр. Бог . I. 265) Преподобного Фалассия Ливийского и Африканского †660 950. Мысли о любви, воздержании и жизни по правилам ума. 1822. VI. 253. Св. Никифора Константинопольского †818 951. О шести вселенских Соборах. 1841. III. 69. Св. Феодора, Епископа Едесского 9 в. 952. Сто весьма душеполезных глав. 1825. XVII. 123. 953. Умозрительное слово. 1825. VI. 128. Блаженного Андрея, Архиепископа Иерусалимского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он же. Слово 18, в похвалу отцу… в присутствии св. Василия//Там же. С. 287. 920 Свт. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию Великому//Творения. T. 1. С. 653. 921 Свт. Иоанн Златоуст. На мчч. Ювеналия и Максимиана. 3//PG. 50, 576. 922 Свт. Григорий Нисский. На 40 мучеников//PG. 46, 788 В. 923 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος " Εκκλησωλογα. θηναι, 1973. Σ. 783. 924 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα, 17. Δοσιθευ Ιεροσολμων. " Ομολογα, 8//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της ρθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 549, 925 Г. Φλωροφσκυ. Ανατομα προβλημτων της πστεως, θεσσαλ., 1977. Σ. 125. 926 Ι. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Σ. 395. 927 Ориген. О молитве. Гл. 31. Ст. 5//ΒΕΠΕΣ. 10, 305 (3–5). 928 Петр Могила, митр. Киевский. Православное исповедание. М., 1996. Ч. 3, вопр. 52. С. 148. 929 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα, 17. Δοσιθευ " Ιεροσολμων. " Ομολογα, 8//Ι. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 549, 751. 930 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 44. Ст. 1. Μ., 1993. Т. 2. С. 490. 931 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Филиппийцам беседа 3, 4//PG. 62, 204. 932 Преп. Иоанн Дамаскин. О в вере усопших. 3//PG. 95, 249 ВС. Тот же отец приводит и соответствующее мнение святителя Григория Нисского, который говорит: «Ничего безосновательного и бесполезного не передается Христовыми учениками и проповедниками и не поддерживается повсеместно в Церкви Божией. Делом во всяком случае полезным и угодным Богу является, конечно же, поминовение во время богослужений усопших в правой вере» (Там же, 253 А). 933 Свт. Климент Римский. Постановления апостольские. Кн. 8. Гл. 41//ΒΕΠΕΣ. Т. 2. 168 (15–35). 934 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Поучение 5. Ст. 9. Μ., 1991. С. 336. 935 Литургия Иоанна Златоустого. Молитва после эпиклезы. 936 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 164. 937

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

921 Свящ. Тихон Андриевский. Слово о значении страданий//Странник. 1897, март. С. 387—390. 922 Иеросхм. Макарий Оптинский. Собрание писем к монахам. М., 1862. С. 132—133. 923 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами. § 102. 924 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. 33. С. 151. 925 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 111. 926 Он же. Творения. T. I. С. 102. 927 Жизнеописание настоятеля Оптинской пустыни архимандрита Моисея. М., 1882. С. 151. 928 Скорбь — горестные чувства, происходящие от настоящих или угрожающих зол. Скорбь — лат. afflictio — давление, тягость, угнетение, притеснение; несчастье; досаждение, оскорбление, обида, бесчестие, мучение, гонение; забота, расстройство, огорчение; сокрушение, сердечная боль, терзание, горе, несчастье, жалость, туга, кручина, печаль, тоска, уныние. Греч. слово ??????? происходит от глагола — ?????? давить, теснить, угнетать, мучить. Лат. слово afflictio — расстраивать, огорчать, терзать, мучить, угнетать, притеснять; печалиться, огорчаться, тревожиться, повреждать. Русское слово «скорбь» происходит от глагола скорбнуть — вянуть, сохнуть, крушиться, сжиматься, коробиться, недомогать, болеть, хворать. См. А. Г. Преображенский. Этимологический словарь. М., 1910—1914. Т. II. С. 306—307. 929 Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. I. М., 1892. Слово 7. С. 71; преп. авва Дорофей. Поучение 1. С. 25—26. 930 Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. 1—5. М., 1873—1885. T. III. С. 280. 931 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 7. С. 72—73. Ср.: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. T. V. С. 127. 932 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V, гл. XXIX. С. 124, 127. 933 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. М., 1859. С. 139—140. 934 Еп. Феофан. Письма//Душеполезное чтение. 1894. Т. 2. С. 413. 935 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 67//Добротолюбие. T. I. С. 544. 936 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 399—400. 937 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 71; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам С. 591.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

929 На конце – после стихир: «приидите последнее целование»..., пелись, согласно с древнею практикою церкви греческой, еще другие стихиры, начинающиеся стихирою: «Безсмертне щедре, Владыко живых и мертвых». 930 По отпусте читалась молитва разрешительная – не та, которая читается в настоящее время, – а начинающаяся так: «Во имя Отца, и Сына, и св. Духа. Господи Иисусе Христе, Спасе наш, пролиявый кровь свою на кресте своем пречистем»... 931 Из чина погребения священнического мы находим в служебниках и требниках, рассматриваемого нами времени только одну молитву разрешительную: «Во имя Отца, и Сына и Св. Духа. Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, великия ради милости Его и многого ради милосердия»... 932 Этой молитвы мы не находим как в нынешнем последовании чина погребения священнического, так и в известных нам древних греческих списках его. В чине погребения мирских человек после обычного начала читался псалом 90, ектения великая и тропари: «Глубиною мудрости», и друг. Потом стихословие псалма 118. 933 По одному из требников положено петь канон не тот, который поется в настоящее время, а другой, в котором после первой песни: «Яко по суху пешешествова Израиль», тропари заимствуются из канона Андрея Критского : «Помощник и покровитель»; 934 а по другим требникам вместо канона полагаются стихиры, по гласам, с степенными антифонами. Стихир первого гласа 8; начинаются следующею: «Кая жития пищи...». Второго гласа восемь – начинаются: «Все суетие человеческое»... Четвертого – семь – начинаются: «Господи, есть мира сего всклонение»... Пятого гласа – четыре, начинаются: «Зарею лица твоего, Христе»... Шестого – четырнадцать, начинаются: «Начало мое и состав»... Седьмого – четыре, начинаются: «Плачу се и рыдаю». 935 По первому из требников, в котором есть канон, пение этих стихир положено после канона. 936 Из них в нынешнем чине погребения мирских человек поются только начальные. После указанных стихир пелись стихиры на Блаженны, – но не на шесть, а на десять 937 или на двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010