2–е марта – день моего Ангела. Мало кто знает об этом, и я этого не делаю известным, не желая принимать поздравления. Отслужена была литургия в академическом храме учащимся духовенством и молебен с отцом инспектором 929 во главе. Хор певчих студентов почти в полном составе, несмотря на ранний час. Среда. 8-е марта. Сегодня во время малого входа 930 за Преждеосвященной литургией 931 постригал я в Гефсиманском скиту студента II курса Симеона Зернова; имя дано – Евгений 932 . Мною сказана речь приветственная и дана икона преподобного Сергия. В речи своей завещал избегать теплохладности и человекоугодничества. 10–е марта. Пятница. В Академии идет греко-болгарская распря по поводу того, что мною запрещено служить духовенству болгарскому 933 . А запрещение на основании того, не касаясь существа дела, что митрополит Владимир на вопрос мой еще в прошлом году о совместном служении болгар с русскими советовал не служить, по образцу Петербургской академии. Об этом донесено мною митрополиту. Слышал, что болгарские духовные во главе с архимандритом болгарином Анфимом 934 подали об этом донесение обер-прокурору. Вместе с этим два болгарина – студенты Бунтовников и Атанас – подали мне прошение о пострижении в монашество и рукоположении в сан иеродиакона 935 с удостоверением от Софийского Синода 936 . Все это послано митрополиту. 19–е марта. Сегодня получил письмо от Преосвященного митрополита, в котором он пишет, что по моему предложению он предложил членам Св. Синода об однообразном отношении к болгарам по крайней мере в четырех академиях 937 ; но Св. Синод не нашел удобным делать какое-либо общее распоряжение, но единогласно высказали, что не запрещать им. И Преосвященный митрополит советует «разделить на две чреды: греко-русскую и русско-болгарскую» 938 . Теперь и сам не знаю, что делать: то совет не служить, то служить. Вместе с этим им прислана и жалоба на меня, посланная обер-прокурору, где говорится, что я запретил служить болгарам по наущению студентов – иеромонаха серба Платона 939 и диакона грека Дионисия 940 . Вот болгарская клевета!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Как к человеку ученому, к нему Синод направил, в бытность его еще в Заиконоспасском монастыре, для наставления в вере, татарского мурзу, пожелавшего принять крещение 929 . Мурза этот впоследствии, получив наставление, крестился 930 . В 1723 году Феофилакт просил государя дозволить ему облачаться при богослужении в саккос, как делали его предшественники по Тверской кафедре 931 . Мотивами своей просьбы он выставлял то, что в Тверской ризнице риз мало и ветхи, а саккосов много, и теперь, при переделке саккосов в ризы, произошел бы убыток; кроме того, в саккосах служили и некоторые архиереи низших, чем Тверской, степеней, как Холмогорский и другие. Государь написал: «учинить по прошению», и Синод 7 февраля 1724 года сделал по этой высочайшей резолюции свое постановление 932 . С 16 сентября 1723 года в Синоде появился новый советник, Архимандрит Феофил Кролик, из ассесоров 933 . В декабре 1724 года Синод представил государю доклад о назначении трех Синодальных советников–Архимандритов на Архиерейские кафедры. Доклад остался не утвержденным. В этом докладе, на случай утверждения заключающихся в нем предположений, представлены были и кандидаты в советники Синода, причем против каждого кандидата отмечено, сколькими голосами он предложен 934 . XIV Состав асессоров Синода был наиболее разнообразен. При открытии Синода асессорами были: два протопопа, греческий иерей и русский игумен. Асессор, Троицкий протопоп Иоанн Семенов был вызван в Петербург из Москвы, жил в Петербурге без семьи и только в октябре 1722 года взял отпуск в Москву для взятия семьи и продажи своего Московского двора 935 . Он вскоре был назначен судьею образованной при Синоде тиунской конторы 936 , но продолжал числиться Синодальным асессором, по крайней мере считал себя асессором сам. Когда Синод отбыл в Москву, и в Петербурге осталось «Синодальное правление» только из одного советника и асессоров, Семенова перестали считать участвующим в Синоде; но он сам упорствовал в своем мнении, что он остается Синодальным асессором, и, например, отказывался принимать указ из Петербургского правления Синода, надписанный ему только с титулом судьи тиунской конторы, без упоминания об асессорстве. Вопрос был перенесен на разрешение полного присутствия в Москву и оттуда получился ответ, что именовать Семенова асессором не нужно 937 . Позднее это положение вещей было закреплено и высочайше утвержденным 16 сентября 1723 года докладом Синода, по которому асессором «на место» Семенова определено другое уже лицо 938 . Другой асессор, Петропавловский протопоп Петр Григорьев прочнее держался на своем посту. В Петербурге он служил сначала при сампсоновской церкви на выборгской стороне иереем, и к Петропавловскому собору переведен протопопом после того, как весь причт Петропавловского собора был отрешен по приказанию государя по делу о царевиче Алексее 939 . По-видимому, он был человек доброй души и простой 940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

925 Например, ЗЛАТ в списках Ethnike bibl. 750, 771, 780, 754 (Trempelas. P. 8384); греческая ВАС (Ibid. P. 169); славянская ВАС (Орлов. С. 141) и русская реформа 1666 г. (Деяния. Л. 53r). 927 Ethnike bibl. 749: 2. 3, 7, 1; 757: 2. 5, 1; 779: 1, 2, 5; 751: 1, 5, 6 ; 776: 1, 5, 6; 668: 3, 4, 1 (Trempelas. P. 8384); Iviron 878: 1, 2, 3; Sabas 382 (ВАС): 7, 1. 929 Симеон Солунский объясняет упадок чина Великой Церкви захватом Константинополя латинянами и тем, что данный чин требовал большого количества певцов (De sacra precatione 301, 347//PG 155, 553, 625). Палестинский чин появился в Константинополе вскоре после победы над иконоборчеством и был представлен только службами суточного круга (Mateos J. Typicon. I. P. xii). 930 Papadopoulos-Kerameus. II. P. 161162. В византийских монашеских богослужениях «Благообразный Иосиф» впервые появился как аполитикий повечерия Великой Пятницы и тропарь утрени Великой Субботы до появления чина погребения Тела Христова. (Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur (AD 1131). P. 242. 932 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 87. «Егда снисшел» также находится в утрени Великой субботы по списку Stavrou 43 (1122 г.), у Пападопуло-Керамевса (Papadopoulos-Kerameus. II. P. 162) и в Пасхальной утрени и вечерни (Ibid. P. 190, 205). 933 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 17, 447. Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur. Index hymnographique. P. 348, на месте «С высоты снисшел» в более древней традиции. 937 Например, Esphigmenou 120 (1602 г.) Дмитриевский А. А. II. С. 959. Ср. также Trempelas. P. 83. 938 HE 41/Borgia. P. 32. Находится: Ambros. 276 (XIII в.) ЗЛАТ, ff. 18v и 19v (т. е. дважды на полях f. 18v, когда дары поставляются и снова на f. 19v после диалога) и ПРЕЖД. f. 45r; Ambros. 167 (XIV в., CHR. f. 19v. Обе эти рукописи содержат сходные обряды и формулы на входе («Благословите, святые»; «Благословен грядый»; lavabo после входа и т. д.) Третья рукопись Grottaferrata Γβ XVIII (XIV в.) продолжает пассаж Германа «σφραγσθη λθος» (f. 17r). 939 Ср. диатаксисы Филофея (Trempelas. P. 10), Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311), Vatican 573, Петербург 423Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 8990, 108), Paris Gr. 2509 (Goar. P. 81), Munich Gr. 540 (f. 26r); евхологии British Museum Harl. 5561, Ambros. 84, Sinai 2017, 1919, 2045, 2046; Sabas 382; Vatican 1213 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 134), Sinai Slav. 14 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

922 ... κα ν τ ξ λου ν τ παυγσματι φς... Vid. ed. Opp. Athanasii Heildelbergens. an. 1601, p. 262; Parisiens. 1627, p. 467 et Parisiens. 1698, T. 1, p. 564. 924 σπερ ις, περ ποει ργα, λεγε τν ΙΙατρα ργζεσθαι, οτως, περ ν δυ­ νμει πνεματος ργζετο Παλος, λεγε το Χρστο εναι τ ργα. Epist. ad Serapion. 1, n. 19, in. Opp. Athan. Т. 1, p. 668. Paris, 1698. 925 Petr. Lombardus – Senient. lib. III. distinct. 4; Hugo Etherianus lib. III-c. 17, in Bibl. Patr. Coloniens. T. XII, Part. II, p. 412; Calecas lib. II, p. 288, in eadem Bibl. T. XIV. 926 ... sicut Spiritus S., qui a Patre procedit, de quo dicit Filius: ille me glorificabit... (Ambros. de Spir. S. lib. II, c. 5, n. 42, in Patrolog. curs. compl. T. XVI, p. 751). 929 См., например, in Patrolog. curs. compl. T. XXX, Hieronymi XI. p. 179. Издатели, впрочем, признают это сочинение блаж. Иеронима подложным. 930 Petrus Damiani – tract. de Spir. S. cap. 2 in Opp. T. III, p. 287. Paris. 1642; Petr. Abailardus – Introduct. in Theolog. lib. II, cap. 14. 931 Cur Hieronymus dixerit, Spiritum S. a Patre procedere proprie, поп addito Filio? (Sentent. lib. 1, distinct. 12). 934 Opp. Damasceni edit. Colon. 1546, p. 319 et Basil. 1559, p. 607. Conf. Possevini – Apparatus Sacri T. II. 936 Bellarmin. lib. de Scriptor. eccles.; Leo Allatius de consens. Orient. et occid. eccles. cap. 2, n. 8. 937 Vid. Apud Canisium – Antiqu. lection. T. V, Part. 1, p. 184, Ingolstad. 1604. Повреждение сделано, как свидетельствует Канизий, еще в рукописи, которой он пользовался при издании. Впоследствии издавалось означенное послание Фотия уже без Filioque (ex. gr., in edit. Montacutii Epistolarum Photii, Lond. 1651). 938 Перроне, повторяя это вслед за Лёкеном, указывает на известное уже нам послание святого Максима исповедника к Марину, пресвитеру кипрскому (Perrone Praelect. Theolog. vol. 1, p. 418 et 422 ed. cit.); но святой Максим вовсе не называет здесь Греков монофелитами, а говорит, что вообще жители царствующаю града ( ο τς Βασιλδος) укоряли Латинян за учение об исхождении Святого Духа и от Сына (см. выше примеч. 701. Conf. Labbei Concil. Т. V, p. 1772 et Т. XIII, p. 376). Зачем же прибавлять от себя, что это были еретики монофелиты, что­бы только упрекнуть нас – православных, будто бы мы веруем согласно с ере­тиками? Напрасный труд! Если монофелиты, точно, веровали так и это было верование еретическое, тогда как вся Церковь Христова на востоке и на западе веровала в исхождение Святого Духа и от Сына, почему же, спрашиваем, не обли­чали за это монофелитов ни Собор вселенской (VI-й), рассматривавший и осудивппй все их лжеучение, ни друтие соборы и частные учители, занимавшиеся тем же?... И с чего вздумалось константинопольским монофелитам укорять именно западных христиан за учение об исхождении Святого Духа от Сына, а не своих восточных?... Разве уже здесь все были монофелиты?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Единородный Сыне, и Слове Божий 927 бессмертен сый, 928 и изволивый спасения нашего ради 929 воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы 930 Марии, непреложно вочеловечивыйся, 931 распныйся же, Христе Боже, смертью смерть поправый, 932 един сый Святыя Троицы, 933 спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. 934 Ектения малая, по окончании которой поется третий антифон или блаженны: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Отверзаются царския двери на малый вход. Приняв от иерея святое Евангелие, Диакон выходит из алтаря с иереем чрез северные двери и, ставши на обычном месте, возглашает: «Господу помолимся». Потом, показывая на восток правою рукою, говорит священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Иерей: Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем, став посреди св. дверей пред иереем и подняв св. Евангелие вверх, диакон громко возглашает: «Премудрость, прости», 935 и входит со священником в св. алтарь, в котором полагает Евангелие на св. трапезе. 936 Лик: Приидите поклонимся, и припадем ко Христу. Спаси ны, сыне Божий, во святых дивен сый (или воскресый из мертвых, или молитвами Богородицы), поющия Ти: аллилуия. Потом поют обычные тропари (воскресные или праздничные). После тропарей Диакон говорит в алтаре священнику: «Благослови, владыко, время трисвятого». Иерей: Яко свят еси, Боже наш, и тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Диакон, став близ св. дверей, показывает орарем к иконе Спасителя и говорит: Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны. 937 Лик: Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны. Диакон, обращаясь к стоящим во храме, произносит: И во веки веков. Лик: Аминь. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас 938 (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Святый бессмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Во время трисвятой песни священник и диакон от ходят к горнему месту, а по окончании ея диакон, став пред св. дверьми, возглашает: " Вонмем». 939

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как брак имеет также очень большое значение для гражданского общества, разногласия по вопросам брака очень часто бывали причиной конфликтов между Церковью и государством. Здесь рассматривается только догматическая позиция, и поэтому документы, относящиеся к этому аспекту разногласий, опущены. По той же причине не цитируются документы Церкви, относящиеся прежде всего к проблемам супружеской морали. Учение Католической Церкви о Браке Брак был угоден Богу и возвышен Христом до достоинства Таинства: ХВ 38, 44, 658, 663, 919, 923–924, 936, 940, 950/1. Он хорош: ХВ 31, 238–239, 918; хотя брак сам по себе нельзя ценить более, чем состояние девственности: ХВ 932–933. Таинство Брака заключается в договоре: ХВ 917/5, 919, 938–939, 941; так что для христиан Таинство и договор не могут быть разделены: ХВ 938, 947. Итак, брак подлежит юрисдикции Церкви: ХВ 926–932, 934–935, 937–939. Это ей надлежит определять, какие могут быть для него препятствия: ХВ 926–928; как аннулирующие, делающие брак недействительным: ХВ 926–927, 932; так и запрещающие, делающие брак незаконным: ХВ 926. Предназначение и благо брака – рождение [procuratio] детей, умножение Народа Божия: ХВ 659, 919, 942–43, 950/1, 950/3, 950/5; и взаимная поддержка супругов верностью и любовью: ХВ 919, 944, 950/1, 950/2, 950/3, 950/5. Таинство Брака сообщает благодать, необходимую для этого состояния: ХВ 922, 936, 947. Действителен только моногамный брак: ХВ 40, 921, 925, 944. После смерти одного из супругов второй брак допускается: ХВ 40, 918. Брачный союз нерасторжим: ХВ 918, 919, 920–922, 928, 945–946; даже после прелюбодеяния: ХВ 930. В определенных условиях брак, заключенный, но не осуществленный, может быть расторгнут Церковью: ХВ 929. Если брак был осуществлен, возможно только разлучение, полагающее конец совместной жизни супругов без разрыва супружеской связи: ХВ 931. I Собор в Браге (Португалия) (1 мая 561 г.) Анафема последователям Присциллиана Высказываясь против манихейских тенденций, осуждавших брак и воспроизведение человеческого рода, видевших в этом «дело диавола», Церковь тем самым подтверждает законность и ценность брака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

О службе в с. Покровском в день памяти свт. Игнатия 13 мая. 928. Сальников А. Мы рядом и вместе: Визит в Вологду архиепископа Ярославского и Ростовского Михея//Благовестник. — Вологда, 1996. — С. 1–2. Рассказ протоиерея Владимира Пчелкина об обретении мощей свт. Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре — с. 1. 929. Сальников А. Не быть пусту хорошему месту: В Грязовце заложен первый в области храм в честь святителя Игнатия Брянчанинова//Крас. Север. — Вологда, 1996. — 24 окт. — С. 2. 930. Гедеон (Докукин). Слово на тысячелетие Крещения Руси и Русской Православной Церкви//Гедеон (Докукин). Жизнь, слова, речи, послания, обращения. — Ставрополь, 1997. — С. 209–232. О прославлении девяти новых святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988, в т. ч. о свт. Игнатии — с. 217, 218. 931. Сальников А. В Покровское, к Брянчаниновым//Крас. Север. — Вологда, 1997. — 22 мая. О молебне в день памяти свт. Игнатия, отслуженном в с. Покровском еп. Максимилианом. 932. Весь Петербург, 1998: Телефон, справочник петерб. телефон. сети. — СПб.: ООО Изд. дом «Пресском», 1998. — 855 с. разд. паг. — Из содерж.: Церковь-приход святителя Игнатия Брянчанинова. — С. 256 2-й паг. Указаны адрес и телефон. 933. Игнатий Брянчанинов: [Икона и крат. житие]//Наука и религия. — 1998. — Вкл. после с. 32. — (Святые Земли Русской). 934. Игнатию (Брянчанинову), еп. Кавказскому и Черноморскому: Тропарь, глас 8; Кондак, глас 8//Тропарион. — 2-е изд. — М., 1998. — С. 75. 935. Макарий (Веретенников). Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега: Учен. зап. О-ва для распространения Свящ. Писания в России. — 1998. — С. 201–246: ил. О свт. Игнатии — с. 206, 224, 235–236: ил. Краткое житие и прорись иконы. 936. Паншев Л. Подвижник благочестия//Рус. Север. — Вологда, 1998. — 2 июня. — С. 11. К 10-летию причисления еп. Игнатия к лику святых. 937. Весь Петербург, 1999: Телефон. справочник петерб. телефон. сети. — СПб.: ООО Изд. дом «Пресском», 1999. — 906 с. разд. паг. — Из содерж.: Церковь-приход святителя Игнатия Брянчанинова. — С. 281 2-й паг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

In illud Exiit qui seminat (Luc., VIII, 5), 771–6. In secundum adventum Christi, 775–8. In paralyticum (Joan., V, 51), 777–82 (­ Amphitochii). In parabolam do drachma (Luc, XV, 11), 781–4. De scientia et de presbytero, 783–6. In parabolam villici iniquitalis (Luc, XVI), 785–8. De jejunio, 787–90. In filium Viduæ, 789–94. Contra Judæos (in serpentem æneum), 793–802. 62 (XI). De sacrificiis Caini et de fato, 719–22. In S. Parasceven et in Passionem Domini, 721–4. In Publicanum et nharisæum, 723–8. In ingressum jejuniorum, 727–8. In Assumptionem Christi, 727–30. De jejunio, 731–32. De jejunio, 731–38. De oratione, 73.7–40. In illud Ignem veni (Luc., XII, 49), 739–42. Admonitione? Spirituales, 741–4. In principium jejuniorum, 745–8. In adorationem crucis, 747–54. In resurrectionem Christi, 753–6. In parabolam Samaritani, 755–8. De jejunio, 757–60. De jejunio et de Davide, 759–64. In Annuntiatio tem Deiparæ, 763–70. De eleemosyna, 769–70. De caritate 769–72. In Lazarum 1–3, 771–6, 775–8, 777–80. 63 (XII). In illud In principio erat Verbum (Joan., 1, 1), 543–50. De mansuetudine, 519–56. In novam Dominicam et in apost. Thomam, 927–30, In S. Stephanum, 1–3. 929–32; 931–4, 933–4. In S. Pentecosten, 933–8. De patientia et consummatione sæculi, 937–42. Encomium S. Gregorii Illuminatoris, 943–54. 64 (XIII). De jejunio et prophetis, 15–16. De jejunio et Davide, 17–18. De non contemnenda Dei clementia, 17–18. De hemorrhoissa, 17–20. De mari (Luc., VIII, 22), 19–22. De similitudine sinapis (Matt., XIII, 31), 21–26. In illud Si qua nova creatura (2 Cor., V, 17), 25–34. In illud Hic esi Filius (Matt., XVII, 5), 33–8. De virginitate, 37–44. De cognitione Dei in S. Theophania, 13–46. In Assumptionem D.-N. J.-C.. 45–48. In stagnum Genesaret et in S. Petrum, 47–52. JOANNES CINNAMUS, s. XII, 133. Historiarum libri, 1–7, 309–678. Tollii præfatio, 299–304. Du Cange. Præfatio,299–304; de Cinnamo, 305–8. Du Cange. Appendix ad Cinnamum . Tabulæ seu stemmata, 679–94. Du Cange. Descriptio urbis CP., ex Christophoro de Bondelmontibus, cum notis Du Cange, 695–708.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Его основные идеи и требования являются всеобщими, его идеалы еще нигде полностью не осуществлены. Литургическое движение еще не выполнило всех своих задач. То, к чему оно стремилось, все еще можно совершенствовать 937 . Литургическое движение, или литургическое возрождение, – это существенный и реальный шанс для Церкви сегодня. Эта работа представляет собой скромную попытку, предпринятую с целью инициировать развернутую и организованную дискуссию в нашей среде, что, если Бог даст, приведет и к действию. Потому что, по словам Роберта Тафта, Чтобы христианство воспринималось как современный стиль жизни, оно не должно уподобляться обскурантистской, антиинтеллектуальной культуре фольклора и ритуализма, которая консервируется, отвергая перемены. Выбор существует для тех, кто способен его сделать 938 . 918 Это тем более справедливо по отношению к изменениям в тексте литургии св. Иоанна Златоуста , а также и к перемене места в богослужебном круге, занимаемого литургиями св. Василия и св. Иоанна (Taft. The Byzantine Rite, 54–55). 920 Говоря о «современном человеке», обычно представляют себе образованного представителя среднего или высшего класса, живущего в городской среде. При этом не замечают многих представителей социально более низких слоев общества, которые живут в небольших поселениях весьма традиционным образом и отнюдь не склонны к переменам (Jungmann. Sveto, 10). 926 Интересную точку зрения на взаимные отношения восточной литургической жизни и Западной Церкви имеет униат Георгиадис (Georgiadis, 191), который пишет, что существовавшая некогда близость в обрядовом смысле между западной и восточной литургической жизнью по существу разрушена соборной реформой. Предсоборная римская литургия и ее окружение: картины и статуи, свечи и лампады, множество праздников в честь святых, – были ближе к православию. После реформы римская месса стала гораздо ближе к протестантской модели (Georgiadis, 191). 929 Это явление продолжается и дальше. Так, Кристофер Ирвинг предлагает, чтобы, беря пример с Православных Церквей, заменить практику ежедневной мессы ка- ким-то другим сокращенным чином причастия (например, какой-либо разновидностью литургии Преждеосвященных Даров) и чтобы верный народ ежедневно молился на канонических часах. Таким образом, будет сохраняться осбый характер литургии (воскресенье и праздничные дни) и, в то же время, станет возможным ежедневное причащение (Irving, 21). Читать далее Источник: Христианская Россия. 2005 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

900 См.: Ис. 11:1. 901 См.: Мал. 1:10—11. 902 См.: Втор. 32:39. 903 См.: Ис. 45:7. 904 Т. е. канонического. 905 Перевод согласно пунктуации Кройманна. 906 Apostolici. Не надо путать с термином, принятым в патрологии, относящей к «апостольским мужам» — свв. Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и др. 907 Интерполяция, по мнению Кройманна. 908 Ср:.Мф. 10:24; Лк. 6:40. 909 Ср.: Гал. 2:2. 910 Ср.: Гал. 2:9. 911 Ср.: Гол. 2:11—14. 912 Ср.: Гал. 2:4. «Лжеапостолы» в Новом Завете упомянуты только в 2Кор. 11(см.: SchmollerA. Handkonkordanz zum griechischen Neuen Testament. Stuttgart, 1994. S. 530). 913 Ср.: Гал. 2:9. 914 Personarum respectu. 915 Ср.: 1 Кор. 9:19. 916 Ср.: Гал. 2:3—4. 917 Digesta. 918 Вставка Кройманна. 919 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и каким образом оказывается созвучным с нашим , который считается принадлежащим не апостолам, но Луке?» 920 Funis ergo ducendus est. Ср.: Imperat aut servit collecta pecunia cui-que, tortum digna sequi potius quam ducere funem. «Деньги любому скопившему служат иль им управляют; лучше канат не тянуть им витой, а за ним направляться» (Ног. Ер., 1,10,47—48). 921 Ср.: Деян. 4:34—35. 922 Т. е. из иудаизма. 923 Ср.: Мф. 10:24. 924 См:. 1 Кор. 15:11. 925 См.: 1 Кор. 14:32—33. 926 Т. е. проклятым, отлученным. Ср.: Гал. 1:8. 927 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое и». 928 Ср.: 1 Кор. 3:2. 929 Интерпретация Кройманна. 930 Игра слов: Facilius apostaticum invenias quam apostolicum . 931 Т. e. Евангелий от Матфея, Иоанна и Марка. 932 Тертуллиан имеет в виду тех «лжеапостолов», которые, по учению Маркиона, исказили Евангелия. 933 Кройманн предполагает здесь лакуну и предлагает вставить слова: «или по их образу — свое». 934 Конъектура Кройманна. В рукописи: «они казались совпадающими». 935 Вставка Кройманна. 936 Praescriptio. 937 Ср.: Лк. 3:1. Тиберий Клавдий Нерон — римский император с 14 по 37 гг. после P. X. 938 Descendisse. Ср.: Και κατηλθεν εις Καφαρναομπλιν Γαλιλαος — Et descendit in Caphamaum civitatem Galilaeae — И сннде въ кдпбрндмъ глАмейскУн 4: 31). Задача Тертуллиана здесь — объяснить употребление в Евангелии от Луки глагола, обозначающего движение вниз. Κατηλθεν — аорист от глагола κατρχεσθαι «сходить, спускаться». Отметим, что формы от этого глагола в Новом Завете встречаются, кроме рассматриваемого места, один раз в Послании Иакова (Иак. 3:15) и четырнадцать раз в текстах, принадлежащих Луке (Лк. 9: Ъ7Деян. 8:5; 9:32; 11:27; 12:19; 13:4; 15:1,30; 18:5,22; 19:1; 21:3,10; 27:5); у Луки этот глагол, наряду со значением «спускаться», имеет также значения «приходить», «прибывать».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010