Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому писал: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть всё будет во славу Божию». Браки, не объявленные церковной общине, по свидетельству Тертулиана, приравнивались в Церкви к блуду и прелюбодеянию. Христиане не мыслят своей жизни без Евхаристии, вне евхаристической общины, в центре которой стоит Вечеря Господня. Тертулиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Вступающие в брак, получив благословение епископа, приходили в евхаристическое собрание, и вместе причащались Святых Христовых Тайн. Все присутствующие знали, что эти люди начинают совместную жизнь у чаши Христовой, принимая ее как благодатный дар единства и любви, который соединит их в вечности. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в Римском государстве юридический договор (в том случае, если он был предписан для того сословия, из которого были брачующиеся). Но именно благословение епископа на брак было в Древней Церкви формой совершения Таинства брака. С началом христианизации Римской империи, гражданам предписывалось заключать брак и в Церкви и по гражданскому договору. Причем имела место прямая зависимость положения в обществе будущих супругов. Так, в 5 веке браки, не сопровождаемые никакими формальностями, были дозволительны только низшим классам. Лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак. Лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В 8 веке представители среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. В 895 году византийский император Лев Мудрый (886912 гг.) в своей 89й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения.

http://azbyka.ru/semya/brak-i-sozhitelst...

Именно с этими мозаичными композициями я бы связал медальоны, украшающие алтарную преграду в Соборе Святой Софии. Было бы, на мой взгляд, неверно видеть в этом Деисус. Деисус – одна из наиболее распространенных тем поздневизантийского искусства – представляет собой Божью Матерь и Иоанна Крестителя, ходатайствующих за человечество перед грозным Судьей – Христом. Существует также и его расширенная форма, известная как Большой Деисус, в которую включены и некоторые святые. Но до иконоборчества Богоматерь и Иоанн Креститель не изображаются как заступники человечества; они – свидетели Божественности Христа. Так же их продолжают изображать и после Торжества православия, например, в Соборе Святой Софии, где они изображены вместе с такими «провидцами», как Константин, патриархи-иконопочитатели, которые признали, что икона Иисуса Христа есть, как выразился Феодор Студит, образ ипостаси воплотившегося Слова [xxxvii] . Император-иконоборец Константин V Копроним ставил под сомнение посредническую роль святых. Она была ясно выражена как часть учения Церкви на Втором Никейском Соборе. Пишущие монахи всячески поддерживали поклонение святым, подчеркивая особую посредническую роль Девы Марии. Ее стали называть «Параклесис» – Заступницей и изображать на иконах без Младенца с поднятыми в жесте прошения руками [xxxviii] . Самым древним дошедшим до нас таким изображением Девы Марии, возможно, является мозаика над главной дверью, ведущей из притвора в Собор Святой Софии. Ее датируют временем правления императора Льва VI (886-912 гг.), который на этой же мозаике изображен распростертым у ног Христа. С другой стороны мы видим не Иоанна Крестителя, а придворного в виде ангела. Сам Христос явлен как Царь и Вседержитель. Образ Христа как Правителя вселенной также был очень популярен в первые десятилетия после Торжества Православия [xxxix] . Иконы Христа Вседержителя были очень распространены. Часто рядом с ними располагались иконы Божией Матери Заступницы, хотя очень немногие из них сохранились. Однако две иконы, которые, по всей видимости, всегда были вместе, до сих пор находятся в монастыре Святого Неофита Затворника на Кипре ( фото 3 и 4 ). Можно привести и другие свидетельства в пользу того, что эти иконы, символизирующие основные темы православного учения, были предметом всеобщего почитания. Святого Стефана Нового, одного из иконопочитателей-мучеников, часто изображают с двойной иконой в руках – Христа Вседержителя и Божьей Матери Заступницы; одно из таких изображений содержится в Феодоровской Псалтири, иллюстрированной в 1066 году и в настоящее время хранящейся в Британском музее [xl] . Далее на изображении, отражающем события Второго Никейского Собора и сохранившемся в монастыре Митрополия в Мистре (Греция), император, императрица и отцы собора представлены поклоняющимися той же двойной иконе [xli] .

http://bogoslov.ru/article/5350584

Согласно этой легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», в 453 г. имп. Львом I перенесена из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, а во времена имп. Ираклия ее поместили в храме Богородицы во Влахернах, где хранилась почитаемая реликвия - риза (мафорий) Богоматери. Там икона пребывала до времени правления имп. Льва VI Мудрого (886-912), а в 898 г. «ради нахождения Российских людей, принесена в Херсонь», где крестился киевский кн. Владимир Святославич и откуда он перенес ее в Новгород. Г. и. находилась в новгородском Софийском соборе до 2-й пол. XVI в. В Москву ее перенесли по воле царя Иоанна Грозного, по-видимому в 1572 г. Для Софийского собора выполнили с нее список (НГОМЗ), на к-рый, как это нередко делали с особо чтимыми иконами, был переложен древний басменный оклад (30-50-е гг. XII в., НГОМЗ), «а по полем… на окладе выбиваны святые». В московском Успенском соборе Г. и. была помещена, так же как и в Софийском, в крайней юж. части местного ряда иконостаса, справа от входа в придел вмч. Димитрия Солунского. В 1652 г., при устройстве раки митр. Филиппа II (Колычева), икону переместили на зап. сторону юго-зап. столпа, а после ее поновления в 1701 г. и устройства для нее в 1702 г. нового, драгоценного оклада с апостолами, мучениками и архангелами на полях (стб. 869-871) - на зап. сторону юго-вост. столпа. В 1812 г. икона вместе с драгоценным окладом была похищена. На место древней иконы (с 1813 по 1815) поместили список с нее, выполненный, вероятно также Кириллом Улановым, во время поновления древнего образа в 1701 г. и находившийся прежде в дворцовой ц. Рождества Богородицы на Сенях. Этот список, созданный, «ровно как в Успенском соборе», в серебряном окладе ( Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 48), в 1733 г. был завещан имп. Анне Иоанновне бывшим подьячим приказа Большой казны Осипом Титовым Бортниковым. В 1854 г., после разборки пристолпных иконостасов, эту икону поместили у юж.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей. Как возник праздник Святой Троицы? иеромонах Иов (Гумеров) Начало церковному году еще в апостольские время было положено празднованием Воскресения Спасителя. Вторым по древности христианским праздником был день Пятидесятницы, в который сошел на апостолов Святой Дух. По преданию на месте Сионской горницы, в которой пребывали апостолы в день Пятидесятницы, был построен первый христианский храм, уцелевший даже во время разрушения в 70 году Иерусалима римскими легионерами. В одном фрагменте из творений священномученика Иринея Лионского содержится упоминание о празднике новозаветной Пятидесятницы (конец 2-го века). В древности его называли также праздником сошествия Святого Духа. В этот день родилась Церковь . С этого времени Святой Дух благодатно присутствует в жизни Церкви и совершает все ее таинства. Богослужение праздника формировалось и обогащалось постепенно трудами святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (886–912 гг.). Стихира имп. Льва Придите Триипостасному Божеству поклонимся знаменует начало празднование Пятидесятницы как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы. На особый богословский смысл этого великого новозаветного события указал Своим ученикам Сам Господь: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский и праздник Покрова Богоматери 12.10.2018 2491 Время на чтение 7 минут Покров - русский новый праздник национального торжества, великой радости принятия Богородицей под Свой омофор Святой Руси. И хотя он был основан на событии, имевшем место в Византии, он устанавливался он как знак именно русского Православия для прославления Заступницы нового Ее удела - Руси Залесской. Покров Богоматери. Икона из Зверина монастыря, В.Новгород. 1399 г. Согласно преданию, Пресвятая Богородица была покровительницей Ее земных уделов - Иверии и горы Афон. Под Ее покровительством находился также и Константинополь, который неоднократно спасался от нашествия различных племен и народов, благодаря заступничеству Божией Матери. К VIII - IX векам в храмах Константинополя были собраны все главные святыни, связанные с Пресвятой Богородицей: первописанные иконы, Ее пояс, риза и мафорий (омофор), хранящиеся во Влахернском Успенском храме, Ее посох. Эти святыни, согласно преданию, несущие на себе благодатную силу, неоднократно спасали столицу Византийской империи от нападений иноземцев. Влахернский храм XIX в. На месте сгоревшего Успенского храма, где произошло чудо явления Богоматери 1 октября 910 года В одном из исторических документов тех времен Константинополь именуется «градом Богородицы». В основу праздника Покрова, установленного на Руси князем Андреем Боголюбским, легло так называемое «Влахернское чудо» - легендарное событие в Константинополе, относимое ко времени правления императора Льва VI Мудрого (886 - 912 гг.). Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Предание гласит, что столице империи тогда угрожала опасность со стороны вражеского войска, осадившего город. В один из дней осады (1 октября) по Константинополю разнеслась весть о чудесном видении, ниспосланном почитаемому горожанами юродивому Андрею, славянину по рождению, и его ученику Епифанию. Находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, они увидели Божью Матерь, стоявшую на «воздухе» (облаке) в окружении сонма святых и распростершую свой омофор над христианами. Ободренные этим знамением греки отогнали врагов от города. (Иконография праздника, установленного на Руси,

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Византия. Персоналии ЕВСТАФИЙ РОМЕЙ [Евстафий Магистр] (70-е гг. X в.- сер. XI в.), визант. юрист, судья, председатель имп. суда на ипподроме в К-поле ИЕРОКЛ (VI в.), автор географического трактата «Синекдим», описывающего адм. устройство Византийской империи ИОАНН ЕВГЕНИК (ок. 1400 - после 1456), визант. писатель и церковный деятель, младший брат и сподвижник свт. Марка Евгеника, митр. Эфесского ИОАНН КАНТАКУЗИН (ок. 1295 - 1383), в монашестве Иоасаф (с 4 или 10 дек. 1354), византийский император (Иоанн VI Кантакузин; 1341-1354), гос. деятель, богослов, писатель ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) ЛЕВ III ИСАВР (до 685 - 18.06.741), визант. имп. (25 марта 717 - 18 июня 741), основатель Исаврийской династии (717-802) ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии

http://pravenc.ru/rubrics/122998_2.html

Любимый всеми, святой Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится его акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты. Скончался преподобный Роман в 556-ом году. Кондак: Божественными добродетельми Духа, измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя, подаждь желающим божественного дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото церковная. Блаженный Андрей Христа ради юродивый 15 окт. (2 окт. по церк.кал.) В Константинополе при императоре Льве Великом (886–912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава. Феогност любил Андрея и дал ему образование. Андрей часто ходил в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу, и по особому повелению свыше Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. стал притворяться безумным. Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма. После этого святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой и голодный. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Даже нищие, которым святой Андрей отдавал свои последние монетки, гнушались им. Но святой Андрей кротко переносил свои страдания и молился за обижающих его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ЛАБАРУМ имп. военный штандарт с христ. символикой, изготовленный по приказу имп. равноап. Константина Великого ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛАТИНСКАЯ РОМАНИЯ совокупность гос-в и владений кон. XII-XVIII в., возникших в регионах Греции, Эгейского м., Черноморских проливов и в Причерноморье, от Ионических о-вов до устья Дона, на части территории Византийской империи в основном в результате 4-го крестового похода (1202-1204) ЛЕВ III ИСАВР (до 685 - 18.06.741), визант. имп. (25 марта 717 - 18 июня 741), основатель Исаврийской династии (717-802) ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов МАКРОБИЙ Макробий Амвросий Феодосий (ок. 390 - сер. V в.), рим. ученый и писатель, представитель традиционалистского направления позднеантичной культуры, сторонник язычества МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018 - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры

http://pravenc.ru/rubrics/122990_8.html

После Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес и здесь помогала в проповеди апостолу Иоанну Богослову. Обстоятельства ее смерти – неизвестны. При императоре Льве (886–912) ее нетленные мощи были перенесены в Константинополь. Во время крестовых походов они были увезены в Рим. Папа Гонорий II-oй (1216–1227 гг.) упокоил их под алтарем святого Иоанна в Латеране (это один из самых древних храмов в Риме). Тропарь: Христу нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалина Мария последовала еси, Того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем. Мученица Христина 6 авг. (24 июля по церк.кал.) Святая Христина была дочерью правителя города Тира в Лебаноне. Родители ее были язычниками, но по Божиему предусмотрению дали ей имя, которое предуказывало ее призвание стать христианкой. Не было среди отроковиц подобной ей по красоте. Желая сохранить ее девственницей, отец устроил особое помещение, поставил в нем идолов и приказал ей служить им. Живя в уединении, Христина часто любовалась звездным небом и, подобно великомученице Варваре, пришла к убеждению, что должен существовать единый Творец. Бог устроил так, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о христианской вере, и она уверовала во Христа. После этого святая Христина с негодованием сокрушила идолов в своем доме, за что ее по отцовскому повелению предали различным мучениям. Ее нещадно избивали, строгали ее тело острым железом, жгли огнем, бросали в ров с ядовитыми змеями и проч. Наконец, воины закололи святую Христину мечами и пиками. Так эта святая мученица пострадала в 300-ом году. Память ее особенно чтится на Востоке. Кондак: Световидная голубица позналася еси, крыле имуще злате и к высоте небесней возлетела еси, Христино честная: тем же твой славный праздник совершаем, верою поклоняющихся твоих мощей раце: из нея же истекает всем обильно исцеление божественное, душам же и телом. Стратотерпцы князья Борис и Глеб

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010