Послушные воле Божией эти два порядка должны быть в полном согласии (consonantia-symplionia) междусобой. Церковь ведает делами божественными, небесными. Государство — человеческими, земными. В то же время государство всемерно печется о хранениицерковных догматов и чести священства. А священство вместе с государством направляет всю общественную жизнь по путям, угодным Богу. (Cor. Jur. Can. Nov. VI, praef.). Идеальная цель двух порядков единая и единственная, христианская, сотериологическая. Земной порядок не имеет особой цели в себе. Он только функция в одном и том же сложном организме «государство-церкви» Это — оцерковленное государство и огосударствленная церковь.    Идеал симфонии часто и грубо нарушался. Падали вместе с василевсами и малодушные иерархи. Но знамя церковной доктрины вновь и вновь подымалось над грешным уровнем. В самом начале союза церкви и государства Афанасием Александрийским, Иларием Пиктавийским, Луцифером Кальярийским, Амвросием Медиоланским от лица церкви бросались смелые обличения императорам — сыновьям Константина за их вмешательства в догматические споры. Классический период вселенских соборов (IV-IX вв.) дает яркую иллюстрацию вторжений императоров в дела веры, насилий над епископатом, созывов еретичествующих соборов 712 и 754 гг. Но все это потом сбрасывалось соборным мнением церкви (аналогичным светскому «общественному мнению») и спадало с нее «ветхой чешуей». Особенно памятна героическая фигура преп. Максима Исповедника, высящаяся над всем VII веком. Он в данном случае для нес интересен тем, что он explicite отвергал,: как ложь, ту цезаро-папистическую теорию, которой придворные льстецы хотели прикрывать еретическую политику Двора. По его пути идут Иоанн Дамаскин (VIII в.) и Феодор Студит (IX в.). Первый пишет: «Василевсам принадлежит управлять государством. А церковное управление находится в ведении пастырей и учителей. Всякое вмешательство есть разбой» (Migne. P. Gr. t. 941 с. 1296). Второй писал иконоборчествовавшему имп. Льву V Армянину: «Церковные вопросы должны передаваться на решение собора иерархов. Василевсу вверено управление внешними делами. Иерархи решают все, что касается догматов и веры. Ты же должен слушаться их и никоим образом не посягать на их сан» (Migne. P. Gr.t 99 с. 184). Одним словом, опыт симфонии, после его соблазнительных провалов иконоборческой эпохи, дал право потерпевшей иерархии выше поднять голову и более подчеркнуто толковать симфонию в духе «диархии», равноправия двух властей. После торжества церковной идеологии над тяжелой эпохой цезаро-папистических грехов царской власти, вплоть до конца Византии (XV в.), продолжалась все время перемежающаяся борьба церкви с грешными посягательствами императоров на свободу церкви, но и с проявлениями высокого мужества иерархов и их фактического, и во всяком случае морального, торжества над самоуправством василевсов. Лев VI (886—912) так и не добился от патриарха Николая Мистика благословения на незаконный 4-ый брак.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Протостат – 1) воин первого ряда боевого построения (см.: лох); 2) военная должность; 3) старшина, первый в профессиональной корпорации. Протостратор – 1) военная должность, главный конюший, глава ведомства страторов; помогал императору садиться на коня и сопровождал его в верховых поездках; 2) в XI-XII вв. – член высшего командования, один из самых влиятельных вельмож при императорском дворе. В военных походах П. чаще всего командовал авангардом или кавалерийскими частями специального назначения. Прототипия – замена протостасии денежным эквивалентом, то есть ее адэрация. Средство комплектования ранневизантийской армии. На собранные от П. денежные средства правительство нанимало профессиональных воинов, обычно из числа юношей-варваров. Протоэкдик – патриарший судья. Професис (професий) – см.: жертвенник. В ранних архаических христианских храмах П. как отдельного помещения не было. Профикарий – изготовитель вывесок. Прохирон – кодекс из 40 глав (титулов) законов, юридическое руководство, составленное, скорее всего, в начале Х в., в 907 г. (а не в 879 г.), при Льве VI Мудром (886–912 гг.). Заключало основные нормы гражданского права и краткие статьи о наказаниях за различные преступления (по Эклоге). П. служил справочником для судей, которые для более глубокого изучения законов должны были обращаться к 60 книгам Василик. Проэстот – глава профессиональной корпорации. Старший над протостатами (3). Пруса – см.: Бруса. Прухорон – представитель социальной прослойки, которая занимала ведущее место в византийском городе X-XI вв. См.: протевон. Псалмодия – пение псалмов; первая часть утреннего богослужения в монастыре. Псалом – дословно с греч. «песнь», религиозная песня, гимн или молитва, прославляющие Бога. См.: Псалтирь. Псалт – певчий, псаломщик. См.: церковная иерарахия. Псалтирь – основной церковный молитвенник, сборник 150 псалмов. См.: Ветхий Завет, литургика. Псиаф – плетельщик циновок и корзин. Пс17;лы – понятие для обозначения всех категорий солдат византийской легкой пехоты без защитного снаряжения (если исходить из этимологии слова) и по этому показателю противопоставляемых категории оплитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКРОПОЛЬ [Греч. νεκρπολις - город мертвых], обширное кладбище; архитектурно-погребальный комплекс. История Н. тесно связана с развитием погребальных обрядов (см. статьи Надгробие , Погребение ). Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) В Европе и Америке средневек. и постсредневек. Н. являются объектом пристального интереса историков, антропологов, искусствоведов. Общепринятым стало положение о том, что включение кладбищ в пространство города, их тесная связь с христ. церквами и общественной жизнью - важнейший момент в разрыве с античной традицией, в самоидентификации города новой, средневек. эпохи. В совр. науке разрабатываются методы определения роли кладбища в древнерус. городской среде, отслеживания изменений в отношении к Н. как к элементу городской структуры, к одному из ключевых звеньев в системе мировоззрения и в повседневной жизни христ. общин, а также формируется методика изучения и восстановления утраченных Н. (городских, монастырских, сельских и др.) и отдельных погребений на них. Христ. город на Руси в контексте сопоставления «город живых» - «город мертвых» практически не рассматривался. Запрет на погребение тел и их сожжение в городской черте известен с глубокой древности (Талмуд, Законы Двенадцати таблиц и др.), в частности, на опасность осквернения святости города захоронениями есть указания в рим. юридических документах. Христиане, следуя закрепленным в рим. законодательстве запретам, первоначально избегали захоронений в черте города. В то же время о существовании практики возведения гробниц в городах, а также о помещении мертвых тел в храмах известно, напр., из Гомилии свт. Иоанна Златоуста, призывавшего позаботиться об иных местах захоронения (Гомилии 74б 8:71). В VI в. фиксируются попытки на законодательном уровне отказаться от погребений в церквах или по крайней мере в городах. Кодекс имп. Юстиниана, составленный между 529 и 534 гг., требовал вынести за черту города все урны и саркофаги, поскольку к этому времени захоронения in urbe, внутри города, уже практиковались. Запрет на погребения в городах был снят только декретом имп. Льва VI Мудрого (886-912) в эпоху, когда они давно преобладали (о запретительных мерах касательно погребений в городе см.: Meneghini R., Santangeli Valenziani R. Sepolture intramurane e paesaggio urbano a Roma tra V e VII sec.//La storia economica di Roma nell " alto medioevo alla luce dei recenti scavi archeologici. Firenze, 1993. P. 89-111; Lambert C. M. Le cepolture in urbe nella norma e nella prassi (tarda anticita - alto medioeovo)//L " Italia centro-settentrionale in età longobarda. Firenze, 1997. P. 285-293).

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Монастырь св. Фоки (102) ( Janin. 1969. P. 498-499), первоначально был построен как дворец с портиками, банями и цистернами братом патриарха Иоанна VII Грамматика (837-843) Арсавиром, который затем продал его буд. имп. Василию I, а тот устроил здесь монастырь. Игуменом обители был назначен Петр Галатийский, подвизавшийся на Олимпе (пам. визант. 9 окт.; SynCp. Col. 121-124); число братии вскоре возросло до 150 чел. В XI в. мон-рь неоднократно переходил из рук в руки, о чем сохранилось документальное свидетельство. Из рус. паломников мон-рь упоминает только Антоний Новгородец. В нач. XIII в. обитель была передана лат. капитулу св. Михаила в Вуколеоне, после ухода латинян возродилась; в последний раз упоминается в связи со свт. Григорием Паламой ( 1357). На месте визант. храма в стамбульском районе Ортакёй существует совр. греч. церковь св. Фоки. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Вид Константинополя с мечети Лалели. Фотография. Кон. XIX в. Церковь св. Фомы в квартале Амантия (103) (ν τος Αμαντου) ( Janin. 1969. P. 248-250), освящена во имя ап. Фомы. Псевдо-Кодин и ряд хронистов указывают, что церковь была основана паракимоменом Амантием при имп. Анастасии I. Однако имеются свидетельства о более раннем ее существовании. Так, в 438 г. здесь были кратковременно положены мощи свт. Иоанна Златоуста при их перенесении в К., а в 461 г. храм пострадал в городском пожаре. В таком случае Амантий может быть отождествлен с консулом 344-345 гг. или с евнухом имп. Евдоксии. Сохранилась посвященная Амантию и построенной им церкви эпиграмма, согласно к-рой храм находился на самом побережье (об этом говорит и название мола в честь св. Фомы). Существовало предание, нашедшее отражение в «Хронике» Иоанна Никиуского (VII в.), что в ц. св. Фомы в 610 г. проходила коронация имп. Ираклия и туда же был приведен для казни сверженный им имп. Фока. Церковь упоминается в связи еще с 2 пожарами - при имп. Льве VI (886-912), который ее впосл. восстановил, и в конце царствования Константина VII Багрянородного (945-959), когда стихия бушевала рядом с храмом. Церковь локализуется вблизи гавани Софианы и, по мнению Жанена, может быть отождествлена с церковью монастыря Августы (см. выше). В храме совершался синаксис в память его освящения (19 сент.) и во имя ап. Фомы (6 окт.). По свидетельству Иоанна Зонары, церковь еще существовала во 2-й пол. XII в. После эпохи лат. господства упоминания о храме отсутствуют; возможно, он стал ошибочно отождествляться с храмом арх. Михаила в местности Адда.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

292-295 295-296 296-298 ЛЕВ VI МУДРЫЙ (866 - 912), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии 298-305 ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41) 305-307 307-309 313-316 316-317 309-310 317-319 319-329 329-333 331-333 333-336 336-337 337-338 338-340 ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря 340-341 ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) 341-343 ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки 343-344 ЛЕВ МЕФОНСКИЙ (X-XI вв.), прп. (пам. греч. 12 мая и в Соборе Мессинийских святых в Неделю Жен-Мироносиц) 344-345 310-311 ЛЕВ, ФЕОДОР И ГРИГОРИЙ († ок. 360), исповедники (пам. греч. в Неделю Всех святых и в Соборе Самосских святых в первые субботу и воскресенье авг.) ЛЕВ ХИРОСФАКТ (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат 311-313 ЛЕГАТ представитель папы Римского в к.-л. гос-ве, области, поместной Церкви или на церковном Соборе 345-348 348-350 350-351 ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени 351-378 379-381 ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой 381-382 ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года 382-384 ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание

http://pravenc.ru/vol/xl.html

Классическая схема может быть представлена по мозаике в люнете перед входом в храм св. Софии в Константинополе, датируемая 886–912 годами. На ней изображен в строго фронтальной позе Христос, восседающий на троне с высокой спинкой. Черты лика соответствуют сиро-палестинской традиции изображения Христа в зрелом возрасте. Вокруг головы – крестчатый нимб. Пальцы правой руки сложены для благословления, левой рукой Иисус поддерживает раскрытое Евангелие, которое стоит у него на колене. Он одет в хитон с клавом и гиматий, у ног его – коленопреклоненный император Лев VI. В подобных изображениях обычно ноги Христа поставлены на подножку, а на листах раскрытого Евангелия начертаны слова: «Аз есм свет всему миру» – из евангелия от Иоанна, где сказано: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин.8:12 ). В некоторых изображениях Евангелие может быть закрыто (мраморный рельеф в Сан-Марко, XIII в., Венеция). В восточнохристианских памятниках встречается вариант с изображением Христа на престоле с крестом в левой руке вместо Евангелия, как на миниатюре Эчмиадзинского евангелия из Армении (989), где Христос представлен в архаичном для этого времени типе Еммануила. В византийском искусстве изображение Христа на престоле получило название «Пантократора», т. е. Вседержителя. Близок ему по значению образ Христа-Оратора, который изображается стоящим в рост с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; он получил в русской иконографии название Спаса Смоленского. 103. Христос Пантократор. Мозаика. Ок. 1180–1194 гг. Монреале, собор Изображение Вседержителя предполагает два варианта: в рост и полуфигуру, т. е. поясное. Образ Пантократора занимает главное место в храме: его помещают в центральном куполе, на алтарной стене или в центре деисусной композиции. Стремление подчеркнуть идею царственности Христа привело к возникновению в сербском искусстве XIV столетия новой иконографической схемы, в которой, несомненно, сказалось влияние придворного византийского церемониала, – композиции, называемой «Предста Царица» или «Царь Царем».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Молитвы читаются в следующем порядке: первая – после великого прокимна; вторая – после сугубой ектении; третья – после «Сподоби, Господи…». Священник читает молитвы, стоя на коленях в царских вратах, лицом к народу. Народ в свою очередь также преклоняет колена. После каждой молитвы – сокращенная малая ектения. После совершения всех молитв – просительная ектения, стиховные стихиры и обычное окончание вечерни. Заканчивается вечерня особым отпустом: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе, и с небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество и обоживый е, по сих же на небеса паки возшедый, и одесную седый Бога и Отца; Божественнаго же, и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Преображение Господне 6 (19) августа Тропарь, глас 7 Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Кондак, глас 7 На горе преобразился еси и, якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение. История праздника Свидетельства о праздновании Преображения Господня в IV веке двоякого рода. Во-первых, существование праздника в то время подтверждает факт построения царицей Еленой храма в честь Преображения на горе Фавор 39 . Во-вторых, это видно из поучений и Праздничных Слов о Преображении Ефрема Сирина , Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского . В V веке подобные произведения были написаны святым Проклом, епископом Цареградским, и святым Львом Великим . В Слове на Преображение Господне святого Андрея Критского (635–680 гг.) праздник рассматривается не только с богословской точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.). Почти сразу после этого Преображение стали праздновать и славяне, христианизируемые святыми Кириллом и Мефодием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Долгое время второй брак не получал церковного благословения. Так, Константинопольский патриарх Никифор назначал двухлетнюю епитимию, то есть покаянный запрет для тех, кто вступал во второй брак. Лишь впоследствии Церковь стала допускать благословение второго и даже третьего брака. Возникло «последование о второбрачных», сперва краткое и без возложения венцов, потом более похожее на обычное венчание. Обручение тоже совершалось, но без вопросов о добровольности вступления в брак. Впрочем, в случае, если один из второбрачных вступал в брак впервые, венчание совершалось по обычному чину. Зато развод стал практически невозможным (по крайней мере, с XI в.), если только оба супруга не оговорили это заранее в брачном контракте или решали постричься в монахи. Второй брак после развода не допускался, за третий брак полагалось церковное наказание, которого, порой, не избегали и всесильные во всем остальном византийские цари. Судьба и закон порой порождали драмы, подобные тем, что пришлось пережить василевсу Льву VI Мудрому (886–912 гг.), чьи жены по роковому стечению обстоятельств умирали одна за другой, не оставляя мужского потомства. Вынужденный из-за этого идти и на третий, и на четвертый брак, император жестоко, до рукоприкладства конфликтовал с Патриархом, а потом валялся у его ног, умоляя о прощении. При всем том в XI-XII вв. семейные нравы стали куда более вольными. Структура ромейской семьи все больше превращалась в совокупность индивидуалистов. Внебрачные связи, аборты, измены воспринимались гораздо снисходительней, а дети, рожденные от подобных союзов, имели почти те же права, что и законные дети. По крайне мере так стало принято в семьях правящей аристократии. Видимо, закономерно, что с упадком Византии приходила в упадок и ее живая опора – семья. Более того, людьми все больше овладевало чувство безразличия, нежелания продолжать свой род. Показательно, что из 150 известных византийских интеллектулов конца XIV – начала XV вв. только 25 обзавелись семьями. Тем не менее материальный расчет, воля родителей, политические соображения не исключали любовь: нередко она предшествовала браку или сопутствовала ему. Супружеской любовью и верностью ромеи гордились, полагали одной из самых великих добродетелей, как и уважение родителей, подчинение им. Взаимопомощь, трезвый разум, добрые советы, взаимные увещевания супругов, заботливая и любящая жена – вот рецепт счастья, предложенный византийцами, и, похоже, человечество до сих пор не изобрело ничего лучшего. Каждый бедняк, получив милостыню от такой семьи, с искренним сердцем желал: «Пусть милосердие не покидает ваш дом!». §2. Свобода гинекея

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мефодий I (843-847). Погребение прп. Иоанникия в Антидийском монастыре в 838 г. возглавлял игум. Иосиф. Между Антидием и селением Катул находился Телайский монастырь. Близ Антидия находилась также Валейская обитель, где в 836 г. состоялась встреча преподобных Петра Атройского и Иоанникия. Над монастырем была расположена келлия Кохлия, где жил противник прп. Иоанникия - Епифаний. Вероятно, игумен Валейского мон-ря исцелил прп. Константина Синадского, к-рый был погребен здесь же (его гробница вскоре стала местом паломничества). Возможно, близ Антидия находилась и лавра св. Илии, где прп. Иоанникий в 842 г. передал посланцам имп. св. Феодоры (вдовы имп. Феофила) посох для свт. Мефодия, который вскоре занял Патриарший престол. В кон. IX в. здесь постригся в монахи Василий, брат прп. Павла Латрского. Известно, что в IX в. в Атроа располагались Флувутийский мон-рь, в к-рый вступил прп. Константин Синадский, а также мон-рь ап. Андрея Первозванного, где преподобный исцелил монаха. С 10-х гг. IX в. в Атроа подвизался прп. Николай Стратиот (PMBZ, N 5579). В Атроа могла находиться обитель св. Афиногена, к-рую посетил на пути из Никеи в Прусу имп. Константин VII Багрянородный. Здесь настоятель показал императору грамоту его отца, Льва VI Мудрого (886-912), данную в 905 г. игумену этой обители Петру, предсказавшему императору рождение сына ( Theoph. Contin. VI 49). В ходе К-польского Собора 1140 г., на к-ром был посмертно осужден Константин Хрисомал , рассматривалось дело Петра - игумена мон-ря св. Афиногена, являвшегося сторонником Константина. Петр был лишен игуменства и переведен в др. мон-рь (RegPatr, N 1007). Пандим и Дагута Расположение этой местности точно не установлено. Судя по приведенному Епифанием Монахом маршруту (Синаос (ныне Симав) - Пандим - фригийская Дагута - О.- Никея), Дагута и Пандим находились к югу от О., на территории Фригии. Летом 807 г. прп. Иоанникий вступил в Эристийский мон-рь (возможно, близ совр. Тахталы) на территории Пандима, в к-ром игуменом был Стефан, а экономом - Анастасий.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Этот латинизм напоминает нам о «западничестве» Хворостинина. 912 ...и вси славяще Святую Троицу. – Этот гимн Троице, очевидно, не случаен. В тексте царского указа 1623 г. подробно перечислены вины Хворостинина. Его обвиняли в том, что он отрицал воскресение мертвых, не постился в Страстную неделю, разговлялся до Пасхи. Это указывает, как отмечает А. М. Панченко, на близость писателя к арианам, антитринитариям – протестантским сектам, отрицающим божественное происхождение Христа, а также догматы Церкви о предопределении и Троице. В XVI–nepboй половине XVII в. арианство было очень широко распространено в Польше и имело много сторонников среди польских дворян и духовенства. (См.: Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С. 28). 914 ...иже вознесеся от магистрьскаго чину... якоже нкогда и Василий Македонский... – Бориса Годунова, бывшего в свое время конюшим, Хворостинин сравнивает с византийским императором Василием Македонянином (867–886), который в молодости был конюхом. 915 ...лихоимцы укроти... – Годунов пытался бороться со спекуляцией хлебом. Скупщиков хлеба приказано было бить кнутом, а наиболее злостных сажать в тюрьму. 916 ...и востави рабы на господей своих, и власти силных отъя... – Автор, по-видимому, имеет в виду выступления «рабов» (холопов) 1602–1603 гг., в ходе которых отряд Хлопка появился в окрестностях Москвы. 917 ...яко не сподобися великого царя дару... – Годунов умер, не успев причаститься перед смертью. 918 ...благородный и светлйший юноша... – Юный Хворостинин был у царевича Федора Годунова стольником. 919 И воста законопреступник... – Лжедмитрий Формула «Лжедмитрий-законопреступник» присутствует уже в грамоте Шуйского (июнь 1606 г.). Это стандартное сравнение встречается почти во всех повестях о Смуте и должно напомнить читателю образ Юлиана Отступника, очень популярный среди древнерусских книжников. 920 ...и изверже на обличение всмъ неправедно мыслящим... – Тело царя Бориса извлекли из гробницы в Архангельском соборе в Кремле, положили в простой гроб и вместе с задушенными женой и сыном погребли в ограде Варсонофьева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010