В связи с этим надо вновь вернуться к вопросу о государственном статусе раннесредневекового Херсона. Выпуск бронзовых монет с греческой буквой П на аверсе и реверсе, П на аверсе и X на реверсе, ПХ на реверсе и MB на аверсе, буквой В на аверсе и П или ПХ на реверсе действительно расценивается большинством исследователей как показатель «крепкой традиции самоуправления», «духа свободолюбия» той муниципальной организации Херсона, а именно «полисной администрации», что была способна отстоять «полисные свободы» и даже «противопоставить себя присланному из Константинополя стратигу» 2540 . Однако не может не настораживать, что уже после создания фемы в Крыму во второй половине 30-х гг. IX в. на реверсе херсонских литых монет (DN/TH), выпуск которых был начат, вероятно, по приказу василевса Феофила, появилась надпись П/ (polis chersonos); при Михаиле III (842–866) среди монет не менее двух видов (с буквой М и с буквой П на аверсе) встречались такие, которые имели на обороте крест разной формы или букву X либо ПХ, а при Василии I (867–886) – монеты с буквой В и крестом на аверсе и буквой П с крестами или только с крестом на реверсе 2541 . Значит, в правление Михаила III и Василия I монетный двор Херсона выпускал литые монеты и без «древнего символа полисного самоуправления». На это же указывают монеты с аббревиатурой К/ или К/М, с характерной буквой В, похожей на «замочную скважину», и крестом на ступенях и монеты с монограммой имен Василия I и Константина (KBW) и крестом 2542 . Без «полисного девиза» отливались в Херсоне монеты Льва VI Мудрого (886–912) и его брата Александра (/Е или/А на аверсе и крест на реверсе), хотя в короткое, продолжавшееся всего год и 22 дня самостоятельное правление беспутного Александра (912–913) на реверсе херсонских монет в очередной раз появились буквы ПХ, которые воспринимаются как указание на новое возрождение полисных свобод 2543 . Впрочем, это не помешало И. В. Соколовой , противореча себе, заключить: «Этот лозунг исчезает на херсонских монетах Василия I и Константина (869–879 гг.), что поразительным образом совпадает с датой исчезновения печатей архонтов». О курьезе «поразительного совпадения» я уже говорил (оно относится ко всей Империи), а надпись «poleos Chersonou» встречается даже на печати стратига Херсона приблизительно последней трети X в. 2544

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. М. приписывают всемирную Хронику, известную как Хроника Симеона Логофета или Симеона Магистра (см.: историки Византии). В действительности это хронографическое сочинение не является текстом одного автора, а представляет собой продукт редакторской работы VIII-X вв., дошедший до нас в нескольких поздних версиях. Первоначальное ядро этого текста составляла так называемая «Эпитома» рубежа VII-VIII вв., восходящая к хронике некоего Траяна Патрикия и охватывающая период от Адама до Юстиниана II (711 г.), затем она была продолжена до 800 или 842 г. Местами «Эпитома» совпадает с хроникой Георгия Амартола. Собственно Хроника Симеона Логофета, формально продолжающая хронику Амартола и охватывающая период с 842 по 948 г., не была изначально составлена как продолжение Амартола, а сложилась постепенно из разных нарративных источников. Первая редакция Хроники Симеона Логофета была написана между 948 и 963 гг. и состоит из трех частей: Жизнеописания Василия I, составленного в 887–897 гг.; истории Льва VI и Александра (886–912 гг.); истории 913–948 гг., описанной на основании собственного опыта автора и его современников. Известны три редакции Хроники Симеона Логофета, основные различия которых ограничиваются первой частью Хроники (842–886 гг.). Первая редакция возникла из текста первоначальной версии Хроники Симеона Логофета. В рукописях приписывается разным авторам. Так, одна из версий издана именем Льва Грамматика, другая приписана Феодосию Мелитинскому (правильно Мелиссину), есть славянский перевод. Вторая редакция Хроники Симеона Логофета сохранилась в третьей части Продолжателя Феофана и у Продолжателя Георгия Амартола. Третья редакция это Хроника Симеона Магистра, или Псевдо-Симеона; сохранилась в рукописи XII-XIII вв., охватывает период от сотворения мира до 963 г. Представляет самостоятельную переработку «пра-текста» Симеона Логофета. Симеон Сиф – протовестиарий и магистр при василевсе Алексее I Комнине (1081–1118 гг.); врач, ученый и переводчик с арабского; составил словарь о целебных свойствах элементов, растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако торжество Фотия было недолгим. Еще в 866 г. в результате заговора был убит его покровитель, кесарь Варда, а в сентябре 867 г. та же участь постигла императора Михаила III. Их убийца, неграмотный крестьянин из Македонии, сделавший головокружительную карьеру от конюха до императора, взошел на престол как Василий I (867–886). Спеша заручиться поддержкой популярного в народе Игнатия и авторитетного римского престола, новый император организовал низложение Фотия и направил в Рим посольство, торжественно разорвавшее перед папой Адрианом II (867–872) акты «Фотиева собора» (Николай к этому времени уже скончался). Окончательное примирение с Римом состоялось в 869–870 гг. на Константинопольском соборе, который в католической традиции признается как VIII Вселенский. Собор осудил Фотия и дезавуировал все его деяния. Торжество Рима было омрачено неблагоприятным для него решением болгарского вопроса. Болгария была признана областью действия греческой традиции, и туда был направлен архиепископ из Константинополя с правами широкой автономии. Опала Фотия была недолгой. Уже через несколько лет он был возвращен из ссылки и сделан воспитателем царских детей. Фотий примирился с патриархом Игнатием и после его кончины вновь взошел на патриарший престол (877). Папа Иоанн VIII (872–882) согласился признать Фотия на условии предоставления Риму политических уступок (прежде всего, в болгарском вопросе). На новом Константинопольском соборе, заседавшем в храме св. Софии в 879–880 гг. в присутствии папских легатов и представителей восточных патриархов (на основании чего некоторые греческие богословы предлагают считать его Вселенским), Фотий, с которого были сняты все обвинения, был признан законным патриархом Константинопольским. Однако никаких изменений в «болгарском вопросе» не произошло, и папе ничего не оставалось делать, как примириться с этим фактом. В конце IX – начале X в., с распадом державы Каролингов и развитием политической дестабилизации в Италии, Римская церковь погрузилась в один из самых мрачный периодов своей истории. Однако ни скандальный «трупный собор» 897 г., ни чехарда на папском престоле (за 30 лет с 882 по 911 г. сменилось 16 пап), ни даже разгул «порнократии» в первой половине X в. (когда делами Рима заправляли знатные дамы сомнительной репутации) не подточили авторитет Рима настолько, чтобы помешать византийскому императору Льву VI Мудрому (886–912) признать папу верховным арбитром в церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этих периодов каждый имеет свое лицо в сложной и неповторимой связи общественных и литературных явлений, а поэтому каждый из них требует отдельного рассмотрения. ЛИТЕРАТУРА ЭNOXI МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ Предпосылки расцвета византийской культуры при Аморейской и Македонской династиях появились еще в иконоборческую эпоху. Однако переломным моментом в жизни империи оказалось восстановление иконопочитания: во внутриполитическом плане оно означало примирение светской и духовной властей; во внешнеполитическом – укрепление государственной монолитности Византии в ее противопоставлении себя арабско–мусульманскому миру; в сфере идеологии и культуры оно было победой греческого православия над проникавшими в Византию восточными элементами. Очень показательно в этом смысле, что вся вторая половина «Источника знания» – произведения главы иконопочитателей, Иоанна Дамаскина , содержит кроме актуальных вопросов борьбы с еретическими учениями еще и полемику с исламом. Охватившее всю империю и длившееся почти столетие иконоборчество не могло пройти бесследно для византийской культуры последующих веков. Для науки эти последствия заключались в выработке определенных полемических методов, связанных с использованием античного наследия, для искусства – в укреплении спиритуалистических начал на византийской почве и в резком разграничении сфер придворного искусства и народного творчества. Все эти тенденции нашли для себя благоприятную почву в условиях общего экономического и государственного подъема, который начался с приходом к власти Македонской династии. Уже ко времени вступления на престол Василия I (867–886 гг.) было достигнуто объединение двух основных враждующих начал – императорской и духовной власти, хотя и при формальном их разделении, поскольку полномочия патриаршего престола теперь почти сравнялись с властью престола императорского. Мысль о двух высших властях в государстве – светской и духовной, призванных дополнять друг друга, неоднократно встречается в законодательных сборниках, опубликованных при Василии I. Развитие законодательства из–за необходимости официального выражения достигнутых успехов – отличительная черта царствования Василия I и его сына Льва VI Мудрого (886–912 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай Калликл – константинопольский врач, занимавший при императорском дворе во времена первых Комнинов должность магистра медицины. Известен как поэт, автор эпиграмм. В его стихотворениях часто упоминается семья Палеологов, к которым он был, видимо, близок. В большинстве случаев его эпитафии посвящены знатным ромеям. Возможно, он писал эти надгробные стихотворения своим бывшим пациентам. См.: Тимарион. Николай Месарит (1163/1164 – после 1214 гг.) – митрополит Эфесский и экзарх всей Азии. По поручению Никейского императора Феодора I Ласкариса (1208–1222 гг.) в ноябре 1213 г. совершил путешествие в Константинополь из Никеи и обратно. Сохранилось 12 писем Н. М. Николай Мирликийский – святитель IV в. из города Миры в провинции Ликии в Малой Азии. Известен в христианстве как Николай Чудотворец, один из самых почитаемых угодников Божиих. Николай Мистик – один из образованнейших ромеев, ученик и приближенный Патриарха Фотия, царский секретарь, воспитатель и опекун юного Константина Багрянородного, Патриарх Константинополя (901–906/907 гг.), снял с себя сан под угрозой судебного процесса об измене, начатого василевсом Львом VI Мудрым (886–912 гг.). Вторично пребывал на патриаршем престоле с 911/912 по 925 гг. и принимал деятельное участие в управлении Империей. Его многочисленные письма арабскому эмиру Крита, василевсу Роману I Лакапину (920–944 гг.), царю Симеону Болгарскому, Папе римскому, армянским нахарарам, знатным аланам, лангобардам, стратигам, епископам, монахам и прочим являются исключительным историческим источником. Всего известно 163 письма, подчас весьма пространных. Причислен Церковью к числу святых (память отмечается 16 мая). Никомах из Герасы – греческий математик около 100 г. н. э. В трактате Н. «Введение в арифметику» арифметические понятия впервые получили не геометрическую, а цифровую интерпретацию. Предложенное Н. четырехчастное деление математики имело основополагающее значение для ее дальнейшего развития, а теоретические идеи перешли в средневековье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

97 Евфимия – девственница, претерпевшая мученическую смерть во время антихристианских гонений в 307 г.; она была схвачена по приказу проконсула Прокла и после пыток брошена на растерзание диким зверям. Позже над ее гробницей в городе Халкидоне был возведен христианский храм, в котором проходили заседания IV Вселенского собора. По свидетельству современника Евагрия, историка Феофилакта Симокатты, чудо истечения крови из останков мученицы происходило ежегодно в день ее поминовения (16 сентября). 98 Вероятнее всего, Патриарх имеет в виду битву у реки Ахелой (20 августа 917 г), в результате которой византийская армия потерпела сокрушительное поражение. 99 Речь идет о весьма известном нападении на Константинополь персов и племен авар в 626 г. Персидская держвавв вскоре действительно прекратила свое сущестывлвание в результате победоносных ромейских походов василевса Ираклия (610–641 гг) и арабских завоеваний. 101 Автор письма имеет в виду, что Константинополь находился под покровительством Божьей Матери – Девы Марии. 102 Вероятно, в данном случае подразумевается нападение авар на столицу Империи, которое имело место в 617 г. В дальнейшем авары сами стали объектом нападений, были разгромлены франкским королем Карлом Великим в начале IX в. и остатки их бесследно растворились среди других народов. 103 Речь идет о крупнейшем нападении арабов на столицу в 717–718 гг., которое закончилось полным провалом: арабы потеряли три четверти воинов и почти весь флот из более чем 2500 кораблей. 106 Сагарийский, или сангарийский, камень назван так по реке Сангарий на северо-западе Малой Азии, вблизи которой он добывался. 108 Александр (912–913 гг), сын императора Василия I Македонянина, младший брат Льва VI Мудрого (886–912 гг) и соправитель его сына, малолетнего Константина VII Багрянородного, царствовал один год и 22 дня. Вел беспутный образ жизни, наполненый пьяными бесчинствами, бессмысленной жестокостью, кощунством. 110 Ирод (40–4 гг. до н. э.), царь Иудеи, согласно христианской легенде, – тиран, умерший от тяжелой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1979. – 33. – P. 178 if.; Цукерман К. K вопросу o ранней истории фемы Херсона//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 312–313; Науменко В. E. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 690). 772 ...пифоновым духом (греч. pneuma Pythonos) – То есть наделенной языческим даром прорицания. Пифиями называли жриц дельфийского храма Аполлона, которые сообщали предсказания в состоянии экстаза. Тот же традиционный оборот был использован Продолжателем Феофана и в книге о Льве Армянине, когда речь шла о прорицаниях некой девчушки-служанки в отношении будущего василевса (Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. – СПб., 1992. – С. 14; I. 11). 773 Агарянами (потомками библ. Агари) византийцы называли арабов и вообще мусульман, с которыми они, начиная с VII в., вели изнурительную перманентную войну. Египтянка Агарь была служанкой Авраама, ставшей его наложницей. За непочтительное обращение с женой Авраама, Сарой, она была изгнана, но вернулась и родила зачатого ране сына Исмаила, от которого, согласно пророчеству Ангела Господня, произошли многочисленные и воинственные арабы (они же исмаилиты или сарацины) (Быт.: 16. 1–15). 774 В 830-е гг. между арабами и византийцами следовала почти непрерывная череда войн, описанная в предыдущих главах 19–26 (Продолжатель Феофана. Жизнеописания...–С. 51–55). 776 По сообщению поздних источников (Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/Rec. I. Thurn. – Berlin; New York, 1973. – P. 127. 19 sq.), из влиятельного рода Мартинакиев происходила Евдокия Ингерина – жена основателя македонской династии царя Василия I (867–886) (cm.: Adontz N. Lage et l’origine de l’empereur Basile I//Byzantion. – 1934. – Vol. 9. – P. 497). Bo всяком случае, из рода Мартинакиев происходила Феофано, жена Льва VI Мудрого (886–912) и близкая родственница Евдокии (Kurtz Ed. Zwei grie­chische Texte über die Hl. Theopano, die Gemahlin Kaisers Leo VI//Записки имп. AH.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета I. Творение Богом Мира И Человека. II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Допотопный Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960 Потоп. IV. Мир Послепотопный. Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Патриархальный Период (XIX-XVII вв. до н.э.) Патриархи Авраам (примерно в 1850 г. до н.э. переселился в Ханаан) Ревекка Рахиль, Лия Сыновья Иакова 1. Рувин 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 6. Неффалим 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н.э.) III. Период Вождей (1290–1200 гг. до н.э.) Моисей, Иисус Навин a. Выход евреев из Египта 1250 b. Синайское законодательство 1250 c. Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV. Период Судей (1200–1025 гг. до н.э.) Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил. V. Период Царей (до разделения) Саул (1040–1010), Давид (1010–970), Соломон (970–930). История еврейского царства после разделения Иудейское царство (930–586) Израильское царство (930–722) Пророки: Авдий Цари: Ровоам 930–914, Авия 913–911, Аса 911–870, Иосафат 870–848, Иорам 848–841, Охозия 841, Гофолия 841–835. Пророки Цари: Иеровоам I 930–910, Нават 910–909, Ваас 909–886, Ила 886–885, Амврий 885–874, Илия Ахав 74–853, Елисей Охозия 853–852. Иоиль, Иоас 835–796, Иона Иора 852–841, Амасия 796–781, Ииуй 841–814. Озия 781–740, Иоахаз 814–798, Михей, Иоафам 740–736, Иоас 798–783, Исаия, Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743, Езекия 716–687, Осия Менаим 743–738, Падение Самарии, Факия 738–737, Манасия 687–642, Факей 737–732, Амон 642–640, Осия 732–724. Наум, Иосия 640–609, Падение Самарии 721 г. Аввакум, Иоаким 609–597, Софония, Седекия 597–586, Иеремия, Разрушение Иерусалима 586 г. VI. Вавилонский Плен (597–539 гг. до н.э.) Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ ХИРОСФАКТ [Греч. Λων Χοιροσφκτης] (40-е гг. IX в.- после 913 (по др. данным, после 919), К-поль), визант. писатель, дипломат. В царствование Василия I Македонянина (867-886) он был хранителем имп. чернильницы (каниклием). Наибольших успехов добился как посол Льва VI Мудрого (886-912), при к-ром получил титулы магистра, анфипата и патрикия. Л. Х. трижды участвовал в посольствах к болгарам: в 896 г. ему удалось заключить с ними мир и договориться об обмене пленными, несмотря на то что сам он на нек-рое время стал заложником царя Симеона. В результате 2-го посольства 901-902 гг. визант. императору были возвращены 30 крепостей в феме Диррахий. В ходе 3-го посольства Л. Х. убедил болгар отказаться от намерения заселить Фессалонику после захвата арабами в 904 г. Со следующей дипломатической миссией, к-рая длилась с 905 по 907 г., Л. Х. ездил в Арабский халифат. Ему было поручено не только вызволить пленных и договориться о мире, но и пригласить представителей вост. патриархов для участия в К-польском соборе 907 г. по вопросу о 4-м браке Льва VI, новая жена которого, Зоя Карвонопсина, приходилась Л. Х. родственницей. Успешно справившись со всеми задачами, Л. Х. по возвращении в К-поль тем не менее оказался в немилости у императора и был отправлен в ссылку. Наиболее правдоподобное объяснение этого поступка императора состоит в том, что Л. Х. был заподозрен в содействии мятежу Андроника Дуки, с которым он имел возможность встретиться в Багдаде осенью 906 г. ( Jenkins. 1963. С. 174-175). Вероятно, во время опалы Л. Х. Арефа , архиеп. Кесарии Каппадокийской, написал памфлет «Хиросфакт, или Ненавистник чародейства» (Χοιροσφκτης Μισογης), в котором обличал Л. Х. не столько за политическую неблагонадежность, сколько за приверженность эллинизму, чрезмерную увлеченность философией Платона и древнегреч. трагедией ( Westerink. 1968. P. 200-212). Против Л. Х. направлена и одна из поэм Константина Родосского (Anecdota graeca. 1850. P. 624-625).

http://pravenc.ru/text/2463305.html

875 г.). Когда в октябре 877 г. умер святитель Игнатий, примирившийся к тому времени с ним Фотий вновь стал патриархом; в 879 г. он был признан Римом и утвержден в сане Константинопольским собором 879–880 гг. Но сразу после смерти Василия I Фотий по настоянию нового императора Льва VI (886–912), с которым он был не в ладах при жизни Василия, был вынужден отречься от престола, и патриархом стал 18-летний брат Льва, воспитанник и синкелл (клирик, представляющий патриарха при дворе) Фотия Стефан (886–893). Умер Фотий в опале между 893 и 897 г., похоронен в монастыре святого Иеремии. Вскоре могила его прославилась чудесами, и он был причислен к лику святых Православной Церкви (память 6 февраля). Несколько произведений патриарха Фотия служат ценнейшим материалом для русской истории. Открытые владыкой Порфирием Успенским в 1858 г. две гомилии Фотия, посвященные нападению руси на Константинополь, представляют собой уникальные по ценности свидетельства очевидца (Fwt…ou ka€ scTlia ШрХ B. LaoЪrda . Qessalon…kh, 1959. — S.29–52; Две беседы Фотия/Пер. Е. Ловягина //Христианское Чтение. 1882. ¹ 9–10. — С. 430 сл.; The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople/English Transl., Introd. and Commentary by C. Mango . Cambridge (Mass.), 1958. — P. 74–110). Это первое датируемое упоминание “народа рос” (русь) в греческих источниках. Другим произведением Фотия, упоминающим о руси, является “Окружное послание” восточным патриархам (ОП). Послание посвящено в основном вопросу о догматических расхождениях в вероучении Римской и Православной Церкви и является важнейшим церковно-политическим памятником. ОП сохранилось в собрании писем Фотия. Основные манускрипты: A — Barocc. gr. 217 (ок. 875 г.); Q — Paris. gr. 1228 (XI в.); P — Marc. App. gr. III 2 (XII в.); Q — Londiensis, Brit. Lib. Addit. 28822 (XIII в.); R — Bonon. Univ. 2412 (XIII в.); S — Valli­cellianus B 53 (XIII в.); D — Paris. gr. 1335 (XIV в.); Кодексы А, Q, R близки друг другу; среди прочих P ближе к Q, чем к S и D. Издавалось ОП вместе с письмами Фотия.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010