Другое объяснение: Горе тому, кто дает своему другу пить. В Седер Олам этот стих распространяется насчет Валтасара, который поил князей из сосудов храма, из-за чего они умирали от гнева Святого (будь Он благословен). В ту же ночь Вал­тасар был лишен жизни. 2.16 Ты пресытился больше стыдом, чем славою. Ты тоже пей и приди в замешательство. Чаша десницы Господней повернется к тебе и посрамление на славу твою. : И приди в замешательство: здесь есть возвратный глагол... Здесь тоже (ге-арел) – ты будешь в замешательстве от изумления сердца. Каждое выражение (арела) означает «закупоривание». . Ионафан толкует : «и стань нагим», выражение как ты была нага и непокрыта 859 . 2.17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя, и за разграбленный скот ты будешь сломлен, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех, живущих в нем. . Злодейство твое на Ливане: храм. . Разграбленный скот: твои орды, грабившие мой народ Израильский, будут сломлены. За пролитие крови человеческой: крови Израильской. За опустошение страны: Израиля. Города: Иерусалима. . ПЯТОЕ ГОРЕ Авв. 2,18–20 . 2.18 Что за польза от истукана, сделанного художником? Литой образ и учитель лжи, которую ваятель вложил в него, чтобы сделать немого идола. . Что за польза от истукана: Вавилон? . Которую ваятель вложил: человек, который сделал его, который сам сде­лал себе бога. . В него: он (человек) верит в свое творение, что оно помогает ему, поэтому и делает немых идолов. 2.19 Горе тому, кто говорит дереву: «Проснись!» и немому камню: «Поднимись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но духа нет в нем. 2.20 А Господь – во святом храме Своем. Да молчит вся земля пред Ним. А Господь – во святом храме Своем: готовый потребовать воздаяние. Да молчит вся земля пред Ним: (хас) – выражение, означающее устра­нение шума и тишину уничтожения. Глава 3. Песнь пророка Аввакума 3.1 молитва пророка Аввакума касательно ошибок . Касательно ошибок: Это можно интерпретировать согласно Таргуму. Однако очевидным представляется то, что Аввакум просит помиловать его, ибо он говорил мятежно: От этого Тора ослабевает (1, 4) и Ты сделал лю­дей, как рыбу морскую (1, 14). Он критиковал божественное отношение к справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо «Дух Святой, – говорит Соломон, – удалится от лукавства» 856 . Ты же, если у тебя есть какая-либо надежда на исправление, не говори против Духа Святого, ибо по речению Божию: «Хулящему Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем» 857 . И тот в ответ: «Бог тот, кто посылает, а не тот, кого посылают». На это я его спросил, верит ли он в учение апостолов Петра и Павла. Когда же он ответил: «Верую», я добавил: «Когда апостол Петр обвинил Анания во лжи относительно доходов с владения, посмотри, что он сказал: «Зачем тебе понадобилось солгать Духу Святому? Ведь ты солгал не человекам, а Богу» 858 . И Павел, когда определял степени духовной благодати, сказал: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» 859 . Кто же делает, что он захочет, тот никому не подвластен. Ибо вы, как я сказал выше, неправильно понимаете Святую Троицу, и сколь недостойно и превратно учение этого вашего вождя, то есть Ария, показывает его гибель» 860 . На это он ответил: «Учения, которого ты не почитаешь, не порицай; мы же не порицаем того, во что вы веруете, хотя мы в это и не веруем; ибо нет вины в том, если почитают и то, и другое. Так именно говорим мы в обыденной жизни: не виновен тот, кто, проходя между алтарями язычников и Божьей Церковью , почитает то и другое». Заметив его глупость, я говорю: «Как я вижу, ты выказываешь себя защитником язычников и спасителем еретиков, потому что ты оскверняешь догматы Церкви и проповедуешь, чтобы почитали нечестивое учение язычников. Для тебя было бы лучше, говорю я, если бы ты вооружился верой, которая Аврааму открылась у дубравы, Исааку – в баране, Иакову – на камне, Моисею – в купине; верой, которую Аарон принес на груди 861 , Давид прославил в звуках тимпана, Соломон предрек разумом; верой, которую воспели все патриархи и пророки и сам закон воспел в молитвах и представил в жертвах; которую и сейчас, в настоящее время наш покровитель Мартин хранит в душе и даже являет в действии, чтобы ты обратился и уверовал в Нераздельную Троицу и чтобы, когда ты получишь от нас благословение и твоя душа очистится от яда дурной веры, твои неправильные суждения исчезли».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Эти места следует рассматривать совместно с Ин.15:26 и с нижеприведенными цитатами: «Все, что имеет Отец есть Мое;» 852 «И все Мое Твое и Твое Мое;» 853 «... да будут все едино, как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе,» 854 «Я и Отец – одно. (Азъ и Отец едино есма)» 855 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». 856 Утверждение на основании наименований Дух Отца, Дух Сына, Дух Христов о превечном исхождении Святого Духа и от Сына не может быть принято, так как противоречит Ин.15:26 ; Ин.14:16 . Эти названия следует понимать, как указания на единство Божеского существа Святой Троицы. Дух Сына, Дух Христов могут быть и указаниями на послание через Сына. 857 Католическое учение об исхождении Святого Духа Формулировка: «Отец (не исходит) ни от кого, Сын – только от Отца, Святой Дух – от обоих одинаково; ни начинает (исходить) ни кончает; (исходит) всегда – Отец раждает, Сын раждается, Св. Дух исходит». 858 Католическая аргументация рассмотрена ниже, причем каждая группа аргументов рассмотрена по отдельности. Католическое утверждение: «Святой Дух не только Дух Отца: Он «Дух Отца вашего будет говорить в вас». 859 Он так же Дух Сына: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» 860 ; «но Дух Иисуса им этого не разрешил» 861 . Так же и в других местах Священного Писания Святой Дух является Духом как Отца так и Сына. Если слово «Дух» указывает на свое начало, происхождение от Отца («spiramen Patris» – «выдыхание Отца»), как это признает православная церковь , тогда оно в отношении к Сыну («Spiritus Filii») является указанием на такое же происхождение так же и от Сына – путем выдыхания. Сравнение Первое, что бросается в глаза – полное отсутствие анализа параллельных мест, не сделано ни малейшей попытки согласовать выводы с буквой и духом Священного Писания. Несмотря на ясное указание об исхождении Св. Духа от Отца 862 , не сделана попытка разрешить противоречие терминов Дух Отца и Дух Сына, связать учение с параллельными местами, как это сделано в православной догматике (см. выше). В результате нарушен основной принцип определения вероучения – отсутствие противоречий в Писании, что само по себе свидетельствует о неправильности вывода, противоречащего Ин.15:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Б) По-видимому, гр. Толстой стоит уже на верном пути, утверждая, что заповедь о непротивлении злым представляет собою совершенную противоположность и прямое отрицание ветхозаветного учения об отношении к ним. В самом деле, это учение гласит: отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. 857 Спаситель же внушает христианину: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую, кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 858 Эти слова нашего Божественного Учителя представляют собою, по-видимому, совершенную противоположность и прямое отрицание того, что внушалось ветхозаветным законодательством. Последнее как будто не только узаконило дух мстительности в людях, но даже поощряло и усиливало его, тогда как Христос требует от нас не только терпеливого перенесения причиняемых нам злым человеком обид и потерь, но и воздаяния ему за зло добром. Это так кажется лишь при поверхностном или предубежденном понимании дела. При ином же отношении к нему представляется безосновательным разделять взгляд Л. Толстого и его единомышленников на отношение заповеди о непротивлении злому к ветхозаветному законодательству касательно обращения с злыми людьми. Разделять этот взгляд значило бы прежде всего идти против следующих слов самого Христа. Не думайте, говорит Он, что Я пришел нарушить (χαταλσαι) закон (του νμον) или пророков, не нарушить пришел Я, но (πληρσαι) исполнить 859 . В этих словах Спаситель прямо и ясно определяет Свое отношение к Ветхому Завету, к содержащимся в нем пророчествам и к изложенному в нем закону Божию. Так как в Нагорной проповеди Христос является нам в качестве полновластного учителя, преподающего человечеству религиозно-нравственные истины, то Он имеет в виду особенно те пророческие о Нем предсказания, которые относятся собственно к Его учительскому служению. Пророческие же предсказания говорят не о том только, что Мессия, Христос, должен быть новым нравственным законодателем. 860 Они указывают и на то, что закон, который имеет Он возвестить, будет специально обращен к внутреннему миру людей, к их душевному настроению, 861 в отличие от Моисеева закона вообще, определявшего собою, вследствие условий тогдашнего времени и по причине особого состояния ветхозаветных людей, и внешнее поведение их, и внешний строй их жизни различными частными предписаниями. Значит, в словах Спасителя: Я пришел не нарушить писанное пророками, но исполнить, нужно видеть собственно указание на то, что в дальнейших частях Своей Нагорной беседы Он осуществляет пророческие предсказания, касающиеся учительского Его служения, т.е. преподает новый закон, отличный от Моисеева закона и превосходящий его своими совершенствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

В хронике последователя Ашшурнасирапала II, ассирийского царя Салманассара III (859–824) можно прочесть: «За моё 31-летнее правление... разрушил я 250 городов... страх и ужас сеял я среди врагов... всю добычу увёл с собою...». На одном из своих исполинских крылатых быков–шеду этот царь оставил следующую надпись: «На моём четырнадцатом году я собрал неисчислимую силу со всех моих обширных земель. С войском из 120000 человек я переправился через Евфрат в самое половодье. В те дни Дадидри, царь дамасский, Ирхулини, царь эмафский, с двенадцатью царями с прибрежья Верхнего и Нижнего морей (Средиземное море и Персидский залив), собрали свою бесчисленную и несметную рать и пошли походом против меня. Я же в большой битве разбил их, уничтожил их конницу, их колесницы, отбил у них поклажу. Ради спасения жизни, они отступили» с.203]. Бедственную картину трагической жизни народов того времени можно было бы выразить словами пророка Иоиля: «... пришёл на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него, как у львицы... Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблён хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина... потому и веселье у сынов человеческих исчезло» (1:6–12). «Логовищем львов» называет другой пророк столицу Ассирии – Ниневию, который похищает для насыщения щенков своих и львиц своих добычу, наполняет ею пещеры свои и логовища свои похищенным ( Наум 2:11–12 ). И ассирийцы, сокрушая царства побеждённых ими народов, награбили несметные богатства, которые, в большинстве своём, были сконцентрированы в её столицах. Лев, конечно, «силач между зверями, не посторонится ни перед кем» ( Прит.30:30 ), поэтому ассирийцы любили украшать изображениями львов свои жилища, стены, сосуды и оружие. Лев был для них своеобразным национальным гербом – символом силы и могущества созданного ими государства. Поэтому самые изощрённые пытки и издевательства над побеждёнными врагами считались в Ассирии нормальным явлением. Многочисленные свидетельства ассирийских царей о их военных походах, оставленные на обелисках и других памятниках, соответствуют библейскому изображению хищничества и жестокости этих представителей семитской расы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Статистик карловицкой православной сербской митрополии Матвей Косовац представил в сентябре 1904 г. комитету сербскаго народно-церковного конгресса обширный доклад с статистическими сведениями о недвижимых и движимых имуществах митрополии. В этом докладе перечислены и все древности и драгоценности, которые принадлежат архидиецезе, епископиям, церквам и монастырям. Из приложенной описи видно, что все монастыри митрополии имеют 323 древних вещи, 1808 драгоценностей и 4810 книг и рукописей. Стоимость этой движимости огромна, – мало того, она неоценима. В описи сказано, что старинные вещи стоят 16 тыс. крон, драгоценности 186 тыс. все 202 тыс. крон. Но это нельзя даже и приблизительно назвать действительною стоимостью. В монастыре Вердниике между драгоценностями есть серебряная модель мо- —161— настыря Раваницы, в Сербии, бывшая и на парижской выставке, где её оценили в 50 тыс. франков, тогда как в описи она оценена в 2 т. крон (=франков). Старые рукописи и книги неоценимы. Между ними имеются рукописи от XIV в., печатные книги от XV в., грамоты сербских королей, привилегии и т. д. К сожалению, много древностей, драгоценностей, книг и рукописей уже бесследно пропало. Назад тому 40 лет они описаны были Π.И. Шафариком в его книге: «Ucmopja српске кньижевности» (1865 г.). И оказывается, что многих драгоценностей, виденных и описанных Шафариком, ныне уже не встречается в монастырских описях. Между такими драгоценностями отметим: золотой покров, вышитый для царя Лазаря царицей Милицей (1392–1406 г.), две митры князя Максима, украшенные бисером, серебряная чаша игумена Дионисия от 1523 г., митра белградского митрополита Иоакима, украшенная драгоценными камнями и бисером от 1607 г., серебряная вызолоченная рипида с драгоценными камнями митрополита Хаджи Илариона от 1664 г. Комитет народно-церковного конгресса постановил взять от монастырей древние вещи и драгоценности, выставить их в народном доме в Карловцах и таким образом образовать народный музей древностей, на что монастыри отозвались очень неохотно, а большинство их и прямо не дали своего согласия на передачу в народный дом своих древностей и драгоценностей 228 . Из доклада того же официального статистика далее видно, что в карловицкой митрополии имеется 666 народно-церковных общин, 715 приходов, 27 монастырей, 7 епархий, 9 средних и высших учебных заведений и 859 основных школ, в которых преподавание совершается на сербском языке. Из основных школ 459 вероисповедных и 400 коммунальных. В 859 школах работают 859 учителей. Что касается недвижимого имущества, то карловицкая митрополия владеет 108.267 гектарами (гектар=2197 квадр. саж.), приносящими чистого дохода 1.145.000 крон. В митрополии числится 813 церквей, 119 домов в городах, 1.511 в сёлах. Имеются рыбные ловли, водяные мельницы, сельскохозяй-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 Leonis ep. 16. Col. 702: Quare illud primitus pro custodia concordissimae unitatis exigimus, ut, quia saluberrime a sanctis Patribus constitutum est, binos in annis singulis episcoporum debere esse conventus, terni semper ex vobis ad diem tertium kalend. Octobr. Romam fraterno concilio sociandi, indissimulanter occurrant... 32 Leonis ep. 19. Col. 709–710: Unde miramur te, quem auctoritatum apostolicae sedis observantissimum esse convenerat... 33 Ibid. Col. 714–715: ut sine dilatione haec quae decernimus tradantur effectui; ne si iterato ad nos imploratio justa confugerit, necesse sit severius commoveri... 35 Leonis ep. 2. Col. 597–598: ad metropolitanum episcopum provinciae Venetiae scripta direximus, quibus ad status sui periculum cognosceret pertinere... 40 Leonis ep. 108. Col. 1011: Sollicitudinis quidem tuae hic ordo esse debuerat, ut cum metropolitano tuo primitus de eo quod quaerendum esse videbatur conferres, ac si id quod ignorabat dilectio tua etiam ipse nesciret, instrui vos pariter posceretis: quia in causis quae ad generalem observantiam pertinent omnium Domini sacerdotum, nihil sine primatibus oportet inquiri. Ср.: Hoskin M. Prolegomena to a Critical Edition... P. 40. N 138. 41 Свой ответ Лев также просит довести до сведения митрополита: in metropolitani tui notitiam facies pervenire (Ibid. Col. 1014). 44 Leonis ep. 44. Col. 825–832; ep. 45. Col. 831–836; ep. 50. Col. 841–844; ep. 51. Col. 843–846. 46 Ibid.: omnes partium nostrarum... sacerdotes. Термином sacerdotes Лев регулярно обозначает епископов. 48 Leonis ep. 55. Col. 857–859: Cum advenissem in urbem Romam ad Divinitatem placandam, sequenti die ad basilicam apostoli Petri processi, et illic post venerabilem noctem diei apostoli, et a Romano episcopo, et ab aliis cum eo ex diversis provinciis congregatis... 49 Leonis ep. 57. Col. 859–861: Leo episcopus... episcoporum multitudine circumseptus, quos ex innumerabilibus civitatibus Italiae pro principatu proprii loci seu dignitate colligit... 52 Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Основной источник сведений о К. м., пострадавших до 859 г.,- сочинения кордовского пресв. св. Евлогия. В «Памятной книге святых» (Memoriale sanctorum; между 851 и 856) св. Евлогий описал гибель более 40 христиан, которых он уподоблял древним мученикам вопреки мнению церковных иерархов и др. влиятельных мосарабов, считавших К. м. самоубийцами и религ. фанатиками. Значительная часть трактата посвящена критике ислама и его последователей, к к-рым св. Евлогий относился крайне негативно: в его представлении ислам - еретическое учение, изобретенное лжепророком, которого обольстили демоны, а мусульмане - жестокие и безнравственные люди, гонители праведников (см.: Wolf. 1988. P. 56-60; Aldana Garc í a. 2000). Соч. «Мученическое свидетельство» (Documentum martyriale) посвящено Флоре и Марии, юным христианкам, заключенным в тюрьму по обвинению в отступничестве от ислама. Св. Евлогий убеждал их не уступать требованиям мусульман и хранить верность Христу до конца, невзирая на притеснения и неизбежную смерть. Основная тема соч. «Оправдание мучеников» (Liber apologeticus martyrum), написанного вскоре после казни мучеников Рудерика и Саломона (13 марта 857),- апология христиан, которые мужественно исповедали истинную веру и обличили нечестие мусульман. В трактат включено краткое полемическое жизнеописание Мухаммада, представленного как ересиарх, обманщик, лжепророк и безнравственный человек. По словам св. Евлогия, он обнаружил это сочинение в монастыре Лейре; возможно, оно было написано в Юж. Испании на рубеже VIII и IX вв. О некоторых К. м. сообщается также в письмах Евлогия, адресованных св. Павлу Альвару († после 859), св. Бальдеготоне, впоследствии принявшей мученическую смерть, и Вилиесинду, еп. Памплоны (см.: P é rez de Urbel. 1942; Christian-Muslim Relations. 2009. P. 679-683; La Hispania. 2010. P. 277-284). Знатный кордовский мосараб Павел Альвар, друг Евлогия, также посвятил неск. сочинений защите К. м. и полемике с мусульманами. Его основной трактат на эту тему - «Путеводное сияние» (Indiculus luminosus; 854), в к-ром он сначала опровергает доводы христиан, критиковавших действия мучеников, а затем излагает христ. т. зр. на ислам в форме толкования ветхозаветных пророчеств об антихристе в Книге Даниила и описания чудовищ Левиафана и Бегемота в Книге Иова. После гибели св. Евлогия Павел Альвар составил Житие с целью оправдать действия друга: по его словам, святой мужественно противостоял мусульм. властям, жестоко притеснявшим христиан (см.: Sage. 1943; Christian-Muslim Relations. 2009. P. 645-648; La Hispania. 2010. P. 269-274).

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Теперь ассирийцам была открыта дорога к Средиземному морю. Туда был совершен Ассурнасирабалом поход в 876 г. из Битадини. Переправившись при помощи надуваемых мехов, войско пошло в Кархемиш, хеттский царь которого, Сандара, покорился без боя. Затем поход этот был подобен триумфальному шествию; цари и князья спешили откупиться от ассирийцев дарами и покорностью, поставляя войско. Так поступил битадинский, Лубарка Натинский. Перейдя Оронт, царь превращает город Арибуа в ассирийскую колонию для защиты пути к морю и ставит у Нахр-эль-Кельба, рядом с рельефами египетских фараонов, свой победный памятник. «Я прошел вдоль Ливана. Я пошел к великому морю страны Амурру. В великом море омыл свое оружие. Принес моим богам жертву. Я принял подать царей морского берега: Тира, Сидона, Библа, Махаллата, Маица, Каица в Амурри, и Арада внутри моря, из серебра, золота, свинца, меди, сосудов бронзовых, пестрых тканей, полотна, большого и малого зверя «пагуту», деревьев кедровых и кипарисовых, зубов морского зверя» – повествует царь в своей летописи. О Дамаске и сфере его влияния (напр., Израиле) Ассурнасирабал не упоминает: он прошел северным путем, не касаясь его владений, и, может быть, умышленно сделал это,– не желая вступать в борьбу с могущественным гегемоном Сирии. Преемником Ассурнасирабала был Салманасар III (860–825). Уже в 859 г. ему пришлось идти походом против возмутившегося Ахуни битадинского, в союзе с которым был царь Самаля и другие цари. Понадобилось 4 похода (859–856) для того, чтобы победить к этого царя; в конце концов он был взят в плен, и царство Битадини перестало существовать. Затем (854) царь переправился через Евфрат, и здесь его встретили с дарами: Сангара кархемишский, Кундаспи коммагенский, Лалли молитенский, цари Самаля, Патина и Гургума. Алеппо тоже подчинился добровольно. Теперь Салманасар нашел благовременным обратиться против наиболее серьезного противника на западе – Дамаска, в котором царствовал известный нам Бенхадад. Под его командой стояли: царь Хамата Ирхулина, царь Израиля Ахав, царь Арада Матинваал, Адониваал, царь Сианы из Северной Финикии; г.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам, полянами, северянами и вятичами — хазарам (859). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века. Иллюстрация: ru.wikipedia.org Под 6370-м годом от сотворения мира (862 от Р. Х.) в «Повести временных лет» помещен рассказ о событии, которое принято называть «призванием варягов», или, что то же, началом княжения Рюрика – родоначальника династии, правившей на Руси до конца XVI века: В «Летописи» зафиксирован конституционный характер княжеского правления «В лето 6370. Изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву”» . Таким образом, в «Летописи» зафиксирован договорный, в наше время сказали бы – конституционный, характер княжеского правления – призываемый на престол князь и, очевидно, его преемники должны были править «по ряду, по праву», а не самовластно. Именно такой статус князей утвердился и продержался в течение нескольких веков в Новгороде, но не в Киеве, не во Владимире-на-Клязьме и не в Москве. И далее говорится, что посланцы «идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами”. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу» . Интерпретация этого текста, содержащего не одну загадку, вызывает затруднения, разрешить которые пытался сонм ученых мужей и – в наше время – также жен, отечественных и зарубежных, посвящавших этой теме статьи, трактаты и монографии в течение по меньшей мере последних трех столетий, но и до сих пор нельзя сказать, что все вопросы и недоумения, возбуждаемые этим кратким летописным рассказом, получили окончательное и доказательное разрешение. Хотя летописное сообщение о призвании Рюрика было записано чрез два столетия после самого этого события, его достоверности можно доверять, хотя и не безоговорочно, потому что устная традиция, равно как и записи, сделанные до окончательной редакции «Повести временных лет», могла воспроизводить реальные события, с одной стороны, с искажениями, а с другой, – в виде некоего резюме, для наглядности представленного при этом в лицах. По остроумному замечанию В. О. Ключевского,

http://pravoslavie.ru/154336.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010