Учение Католической Церкви об индульгенциях: Ради изобилия заслуг Христа Церковь получила власть давать индульгенции верным при определенных условиях, то есть освобождать их от временной кары за грехи: ХВ 49, 859–861, 862–863, 864, 871. Эти индульгенции могут быть также применены к умершим: ХВ Использование индульгенций служит спасению христианского народа: ХВ 49, 871; но нужно остерегаться каких бы то ни было злоупотреблений: ХВ 872. Булла «Unigenitus Dei Filius» папы Климента VI (27 января 1343 г.) В 1300 г. папа Бонифаций VIII по просьбе римских христиан провозгласил Всемирный Юбилей – первый из римских юбилеев, – чтобы праздновать его всем христианским миром каждые сто лет. Полная индульгенция была дана всем тем, кто совершил паломничество в Рим и там выполнил определенные условия. В 1343 г. папа Климент VI решил, что юбилей будет праздноваться каждые пятьдесят лет. По этому поводу он изложил принципы учения об индульгенциях. Оно включает три пункта: заслуги Христа сверхизобильны; Христос доверил Своей Церкви сокровище Своих заслуг; к этому сокровищу заслуг Христа присоединяются заслуги святых [ХВ 861]. (859, 1025) Единородный Сын Божий... «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» [ 1Кор 1, 30 ], «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» [ Евр 9, 12 ]. ...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» [ 1Пет 1, 18–19 ]. На алтарь Креста Он, невинная жертва, пролил не малейшую каплю Своей Крови, которой одной было бы достаточно благодаря единению со Словом для искупления всего человеческого рода, но поток Крови, столь изобильный, что «от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места...» [ Ис 1, 6 ]. Какое великое сокровище принес Он воинствующей Церкви для того, чтобы это столь милосердное Кровопролитие не было бесполезным! Как милосердный Отец, Он желал собрать богатство для Своих сынов, для того, чтобы люди обладали «неистощимым сокровищем», пользуясь которым, «они входят в содружество с Богом» [ср. Прем 7, 14 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Свет жизни! Какое великое и торжественное слово, вмещающее в себе и внутреннее просветление человека «яко же егда светильник блистанием просвещает тя» 847 , и озарение сим просвещенным человеком других людей, ибо Господь сказал ученикам Своим: «Вы есте свет мира» 848 . Мы видели в ст. 37 главы седьмой, что Господь возглашая: «жаждущий иди ко Мне и пей», воспоминал Израилю о живой воде, данной ему в пустыне, которая преобразовала жизненный источник, текущий из «камня» «камень же бе Христос» 849 . И здесь Господь, глаголя: «Аз есмь свет миру», напоминает Израилю и нам, что Он тот же, который в столпе огненном освещал чадам Своим путь в пустыне, а для врагов народа Божия был мраком 850 ; Он тот же, который являлся Израилю в пустыне в сиянии и славе 851 ; и в грозном величии Синая 852 . Ныне тот же Свет просвещает людей, но это «свет тихий святыя славы», уже предвещанный и Моисею в таинственном явлении ему Господа Бога на горе: «и прошел Господь... и возгласил: Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» 853 . И другой святой муж, также как Моисей, сопровождавший Голода в славном Преображении Его на г. Фаворе 854 , удостоился также видения, еще более разъясняющего образ будущего появления Бога Слова на земле в образе кротком и милостивом: «и вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом: но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, по не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь» 855 . Посему, имея в памяти все сии образы и видения, предпосланные как приуготовление к величайшему событию в мире – воплощению Бога Слова в смиренном образе «Отрока, на нем же Дух Господень», «иже не возопиет и не возвысит гласа Своего, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» 856 , – «Пришедшаго в презрении» 857 ; «Изъязвленного и истязуемого за нас и безгласного как Агнец» 858 , – да памятуем непрестанно, что Он тот же Иегова, Бог – Слово который обещал спасти человечество любовию Своею при самом создании человека, положив на нем образ и подобие Свое и взяв на Себя смиренный образ наш. Но, повторяем мы, – Свет, просвещающий человека и дарующий ему жизнь, требует от человека акта воли, той воли, которая дарована человеку Богом как драгоценный дар, отличающий его от животных. Таким образом суд над человеком начинает совершаться им же самим над собою. Идущий ко Христу верою и любовию восхищает царствие Божие 859 ; отвергнувшийся же Христа, сам себя осуждает на тьму и к числу сих несчастных принадлежали книжники и фарисеи, «ибо они возлюбили более тьму, нежели свет» 860 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Описывая во введении обращение фессалоникийцев, Павел говорит о том, как они уверовали в истинного и живого Бога, отвратившись от идолов (1:9). Затем, как бы предвосхищая тему, развернутую в конце Послания, он кратко суммирует то, что в его Доброй вести говорится об Иисусе: …И ожидать сына Его с небес, которого Он воздвиг из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева 859 , 860 . Воскресение Иисуса; его нынешнее пребывание на небесах; его возвращение в будущем, когда Он избавит свой народ от гнева, – все это обычные вещи в богословии Павла. Как видим, они занимают центральное место уже в первом из известных нам Посланий и поддаются краткому резюмированию. Подобным образом и в следующей главе он говорит о христианских чаяниях, используя одно слово, которое мы уже видели в Послании к Галатам, и другое, которое станет важной темой и получит свое развитие в других местах: вы должны, говорит он, ходить достойно Бога, призывающего вас «в Свое Царство и славу» 861 . Тут, как и в Гал 5:21 , «Царство Божье» – это будущее состояние. Но как это будущее наступит? Об этом Павел говорит в отрывке, представляющем для нас большой интерес (4:13 – 5:11): 13 Но мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении, братья, об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведёт чрез Иисуса с ним. 15 Ибо это мы вам говорим словом Владыки, что мы живые, остающиеся до пришествия Владыки, отнюдь не опередим усопших, 16 потому что сам Владыка при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мёртвые в Мессии воскреснут прежде; 17 затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Владыкой в воздухе, и так всегда с Владыкой будем: 18 поэтому утешайте друг друга словами этими. 51 Что же касается времён и сроков, братья, нет нужды писать к вам; 2 ибо вы сами точно знаете, что День Владыки так грядет, как вор ночью, 3 когда будут говорить: мир и безопасность, – тогда внезапно настигнет их гибель, как мука родами постигает имеющую во чреве, и никак не избегнут.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Пророчество о храме Иерусалимском. Когда Ему показали храм, с восхищением говоря: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» – полагая, что и Он придет в восхищение, сказал им Иисус: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» 856 . Это сбылось буквально. Все паломники могут в Иерусалиме увидеть тяжелые плиты, оставшиеся от бывшего храма, называемые Стеной плача 857 . Лежат они одна на другой и служат сейчас оградой для мечети арабской 858 . Каждую субботу собираются евреи к этой Стене, бьются головой о камни и плачут. А когда прозорливый Господь это провидел и прорекал это, кто тогда мог в это поверить? Судьбу города Иерусалима провидел Иисус и потому заплакал. Ужасы, которые должны обрушиться на этот святой город, видел Он наперед так ясно, что не удержался и заплакал. Обычный человек, если бы увидел это, обезумел бы. «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк. 19, 41–44 ), то есть из-за неприятия и отвержения Мессии. И это страшное пророчество осуществилось, причем не однажды, а многократно. Сначала его разорил царь Тит 859 , а затем царь Адриан, халиф Омар, турки-сельджуки и другие завоеватели. Иисус говорит об окопах и осаде города со всех сторон. К чему эта подробность? Нужно прочесть Иосифа Флавия, чтобы понять важность этой детали в пророчестве 860 . Когда римляне осадили город, евреи претерпели невиданные несчастья. Матери варили и ели своих детей! Все это Ясновидец видел отчетливо, потому и заплакал. Пророчество о евреях просто поражает своей точностью. Это пророчество гласит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» 861 . Когда были произнесены эти слова, евреи жили на своей родине, в Палестине, и вся Палестина от края до края была населена и даже перенаселена евреями. Сегодня же весь еврейский народ живет в чужих странах и чужих отчизнах. Дом их остался пуст, причем не со вчерашнего дня, а уже много веков назад. Почему это произошло? Потому, что они хотели иметь лжемессию, а истинного Мессию распяли на Кресте и таким образом приняли невинную Кровь на себя и на детей своих 862 . А невинная кровь сильнее всякой силы на свете. Эту мистическую, страшную реальность евреи никогда не могли понять . Тысячи лет они проливали человеческую кровь в войнах и кровь агнцев на жертвеннике и все же не задумались о таинстве невинной крови. И их эта невинная Кровь, причем самая невиннейшая Кровь Сына Божия, гонит непрестанно и не дает им нигде покоя, как кровь праведного Авеля нигде не давала покоя кровавому братоубийце Каину 863 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп, и не за дары, говорит Господь Саваоф 854 … Эта величественная проповедь Господня обнаруживает, что, отделивши Себе особенный народ для соблюдения и сосредоточения в нем церкви Своей, Господь однако же, не исключил внутренним образом из сей церкви и из области промыслительных путей Своих и остальные народы. Напротив, народ Иудейский со своей религией, со своим учением и со своими пророчествами, должен был гореть, как просветительный светоч во тьме языческих народов. Известно, что не только Кир, но и многие другие цари языческие (Навуходоносор Вавилонский, Фараон Египетский, Александр Македонский, Птоломей Филадельф и многие римские императоры) признавали силу и верховное владычество Иеговы. Ст. 4. …А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил (т. е. Иудей, собиравшийся возвратиться на родину), пусть помогут ему жители места того... всяким доброхотным даянием. Очевидно, что Кир приглашает к пожертвованиям и ко всякому вспомоществованию путникам тех, в особенности, Иудеев, которые по разным соображениям рассудили бы остаться в Вавилонских пределах, которых, напр., могли бы задержать от путешествия семейные узы, заключенные на чужбине, также, приобретенные поля, и заведенное и устроенное хозяйство, и т. д. Но и своих собственных подданных (не еврейского происхождения) Кир приглашает вышеозначенными словами к пожертвованиям в пользу возвращавшихся Евреев и в пользу храма Иерусалимского. Из дальнейших слов видно 858 , что путники получили богатые вспомоществования не от единоплеменников только, но, вообще, от всех соседей по месту жительства, как, некогда, предки их при выходе из плена египетского; сам же царь Кир выдал громадное количество священных сосудов 859 . Все это показывает, с какой честью возвращались пленники Иудейские на родину, с какой искренностью благородный Кир делал относительно их свои распоряжения, и каким свободным и глубоким благоговением преисполнена была душа его к Богу Еврейскому. Еще яснее отсюда усматриваются те великие и премудрые цели Божии, которые достигались в плену Вавилонском, – как относительно народа еврейского, так и относительно царств языческих. Если для народа Божия плен Вавилонский был горнилом нравственного очищения, то и по отношению к язычникам это время не бесследно пропало для их религиозного просвещения. Царь Кир служит тому торжественным примером. « Народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, – возвещал, некогда, Господь устами пророка Исаии, – и Ассур теснил его ни за что,... но обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего... Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите (т. е. как, некогда, из Египта): потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас! » 860

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

859 Исх.3:12 . Предуказываемое здесь служение Богу на Хориве должно служить для Моисея знамением или удостоверением высшего его посланничества, как событие, следующее за изведением народа из Египта и, следовательно, показывающее несомненный успех посланничества Моисея. Но это знамение, как принадлежащее будущему, если и произвело должное действие на Моисея, мысль которого после этого обращается к самому способу исполнения высшей воли ( Исх.3:13 ), могло быть недостаточным для народа, удостоверить который в том же могли более разительные проявления Божественного всемогущества, почему, не смотря на это знамение и предуказание послушания народа ( Исх.3:18 ), следуют со стороны Моисея слова: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего ( Исх.4:1 ). На основании противоречия, заключающегося в словах: и они послушают голоса твоею... и: не послушают голоса моего... заключать к различию писателей (Dillmann. [Exod.u. Lev. 39 ] Исх.3:18, приписывает 2-му элогисту, Исх.4:1 , – пророческому писателю; иначе – De Wette- Schrader. Einleit. § 188) несправедливо потому же, почему не делается подобного вывода из Исх.3:10, 11 , где говорится: выведи из Египта народ Мой... и: кто я, чтобы... мне вывести из Ешпта сынов израилевых 860 Избрание жезла и руки для проявления сообщаемой Моисею силы чудотворения не есть «случайное» (Dillmann. Exod. u. Lev. 39 ). Чудесные знамения совершаются здесь над тем, что производимыми при этом необычайными переменами явно для всех и несомненно обнаруживает производящую последние высшую силу и что в будущем должно послужить орудием для совершения других знамений ( Исх.4:17, 7:15 и дал. Исх.9:8 и др.). По Филону (Περ βιου Μωσ. Mangey. II, 93) рука и жезл суть «органы чудес», которые дает учитель своему ученику при отправлении последнего в путь. По Ефрему Сирину (Творения его в пер. Москов. дух. Акад. ч. VIII, 415). данные Моисею знамения должны были показать, что сообщенная ему «сила превозможет силу фараонову». Принимая в общем это объяснение, некоторые из новейших комментаторов указывают еще на особенное значение у древних египтян змея, как символа (так называемый «урэус») власти фараонов, победа над которой предуказывалась превращениями жезла Моисея, причем указывают и на то, что появление и исцеление проказы всегда рассматривалось, как особенное проявление Божественного воздействия (Speaker Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» ( Мф.24:41 ); и «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:36 ). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!” 859 Стих 1–3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа ( Откр.14:14, 19:11–16 ) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии ( Откр.10:1–2 ), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11 ). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4 ) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66 ; Дан.6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. 860 Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира ( Ин.12:31 ) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15 ; Евр.2:14 ; 1Ин.3:8 ). Связав сильного ( Мф.12:29 ), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа ( 1Пет.5:9 ; Еф.6:16 ), Его святейшее имя (Μр.16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15 ), пост и молитва ( Мф.17:21 ), слово Божие ( Еф.6:17 ) и благодать Христова ( 2Кор.12:9 ), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют ( 1Пет.5:8 ); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Иное – тогда. Тогда «… будет Бог всяческая во всех» 853 . В том новом небе и новой земле, где вместо солнца и луны слава Божия будет освещать небесный Иерусалим, и Агнец будет светильником его, и Сам Господь Бог Вседержитель и Агнец будут храмом его 854 , – общение людей с Богом будет уже полным и по существу, и отношение к Нему – не из-за покрывала и оболочки, как теперь, не от «устранения» и заслонов – и физического (делом) и нравственного (грехами) – но прямое и непосредственное – «… лицом к лицу» 855 . Когда молился Небесный Ходатай наш о полном и реальном единении верующих в Него Он, как мы знаем, говорил: «… да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут », – ясное указание на подобное единение верующих и между собою, и с Самим Богом, и в Боге. И дальше Он молил: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною ; да видят славу Мою, юже дал еси Мне», и открывая нам имя Отца – Бога любви, Он о том благоволил, «… да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них» 856 . И апостолам Своим Он прямо обещал: «… поиму вы к Себе, – да идеже есмь Аз, и вы будете» 857 . Оттого-то и возвещает в откровении голос с неба и о Церкви славы – новом Иерусалиме: «… се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» 858 . И уже поэтому будущее состояние удостоившихся стать избранными должно быть идеальным и блаженным. Мы уже знаем, что все высшие идеальные блага, ценимые человеческим духом – и добро, и истина, и красота, и единство, в абсолютной, идеальной степени и форме, выражение и реальное осуществление свое имеют в Боге, ибо Он и есть Бесконечная Истина и Совершенство, и Добро в Себе. Отсюда, выработанные и развитые жизнью все высшие запросы и потребности духа человеческого тогда и найдут себе полное и неизмеримо превышающее их удовлетворение. «И сказал мне Сидящий на престоле: совершилось. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» 859 . – И Дух и невеста ( Церковь ) говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» 860 . – «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»… – «Блаженны те, которые соблюдают Заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни , листья коего для исцеления народов» 861 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

И еще не было примера, чтобы кто-либо из протестантов удержался от греха из страха ада: смерть и блаженство для протестанта совершенно равнозначащие понятия. Слова Писания: «Входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» 859 , или: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» 860 , если и заучивались наизусть в школе, то все же, во внутреннем их значении, остались совершенно чужды и непонятны протестантскому народу: никто не верит, что они сказаны в столь серьезном значении. Отсюда, само собой понятно, что такие воззрения проистекают из полного отсутствия сознания греховности. И если уже в протестантстве прежде раздавались постоянные жалобы, что у протестантов слишком сильно развито учение о самооправдании и слишком принижено сознание греховности, то в настоящее время эти жалобы имеют свое полное основание, так как почти все члены протестантства прямо считают, что беспорочность по отношению к гражданским законам – вполне достаточна и для удовлетворения Бога. Кто не наказан начальством, пользуется добрым мнением у людей, тот будет признан таковым и пред судом Бога. Кто не вор, не обманщик, не убийца, тот прямо считает себя праведником. Если вы спросите: почему протестант питает столь твердую надежду на блаженство, вы получите в ответ указание на его дела, что он не сделал ника- кой несправедливости, а иногда, хотя и крайне редко, что он весьма усердно посещал церковь . Даже у таких лиц, которые наружно не разорвали связь со Христом – Искупителем греха, можно ясно видеть, что их сознание своей греховности – есть лишь заученная в школе истина, а не живое чувство веры и проистекающего из нее сокрушения о грехах. Равным образом, если вы слышите фразы: «все мы грешники», «все мы разнообразно и многократно грешим», и заключите о живости сознания греховности у таких лиц, то вы впадете в грубую ошибку: подобные лица этими словами лишь извиняют, освобождают себя от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То есть, по словам святого Златоуста, «чем был Единородный по естеству ( φσει), тем они стали по благодати» ( κατ χριν – Гал. 2:20 , Фил. 1:21 ) 857 . Христос стал «Богом плотоносцем» 858 , а христиане, живя жизнью Христовой в Церкви, становятся «христоносцами, богоносцами и духоносцами», согласно богоданным и опытным словам святого священномученика Христова Игнатия Богоносца , Епископа Антиохийского 859 . Жизнь во Христе в Церкви даётся христианам, как мы уже упоминали, в Духе Святом, то есть Духом Святым, Которого (Бог) излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5–7 ; Фил. 1:19 ). Такое дарование этой «Духовной» жизни нам есть тайна неизреченная и необъяснимая, но несомненно одно: чтобы мы получили Духа Святого, прежде всего мы должны быть членами (удами) Христовыми, и, одновременно, удами (членами) Христовыми мы в Церкви становимся Духом Святым 860 . Отсюда, христианская жизнь удов (членов) Церкви по своему характеру и содержанию – одновременно и христоцентричная, и пневматологичная жизнь ( 1Кор. 12:12–13 ; Рим. 8:1–6 ; 1Кор. 6:11 ) 861 . Это воистину жизнь во Христе через Духа Святого, великий апостол в Послании к Римлянам выражает это так: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:1–2 ). А также далее: Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности ( Рим. 8:9–10 ). Толкуя эти слова, святой Златоуст говорит, что апостол здесь под «законом духа» подразумевает самого Духа Святого, Которого верные получили богато и изобильно 862 . Выражение же: Но вы не по плоти живете, а по духу не означает, что христиане стали бесплотными, но значит, что они отвратились от плотской жизни греха. Ибо Христос «не только погасил тиранию греха, но и плоть соделал более лёгкой и духовной... Потому что, – говорит далее святитель, – так же как огонь, соединившись с железом, делает его огнём, сохраняя свою природу, так же и тело верных, которые имеют Духа (Святого), переходит к той энергии (Духа), становясь духовным, распинаемым отовсюду (греху), и воскресаемым, и вместе с душою окрыляемым, – так же, как было с телом того, который это говорит (то есть апостола)» 863 . А то что апостол Павел называет Духа «Христовым», не значит, что Дух – Христос, но «показывает, что тот, который имеет Духа, не только Христов, но имеет Самого Христа (в себе). Ибо невозможно, что, когда присутствует Дух, не присутствует Христос» 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010