Ибо как отец семейства живёт в своём доме, которым и управляет своей властью, так и разум наш обитает в наших речах и управляет нашими словами, и сила его проявляется в речи] (Ambrosius Mediolanensis. De Abraham II, 2, PL 14:456) Πατρς δ οκος λγος, τι πατρ μν μν νος σπερων ες καστον τν μερν τς αυτο δυνμεις κα διανμων ες ατ τς νεργεας πιμλειν τε κα πιτροπν νημμνος πντων, οκος δ, ν διαιτται, τς λης πεξρημνος οκας λγος καϑπερ γρ νδρς στα, κα νο λγος νδιατημα. αυτν γον κα σα ν νϑυμματα τκη σπερ ν οκω τ λγ διαϑες κα διακοσμσας πιδεκνυται [Дом отца – это слово, поскольку наш отец ум, который распространяет на каждую из своих частей свои силы и энергии, принимая на себя заботу и контроль над всеми ими; дом же, в котором обитает ум, есть слово, отделённое от всего остального дома, ибо как очаг является жилищем человека, так и слово является жилищем ума. Какие бы мысли ни родились в уме, он как в доме располагает и устраивает их в слове] (Philo Alexandrinus. De migratione Abrahami, 1, Schwickert. T. 2. P. 292–293) Таковы образцы аллегорического смысла Писания в произведениях Амвросия. До сих пор мы занимались его общей характеристикой. Но спрашивается, каким путём можно дойти до того или иного вида духовного понимания? Как узнать, что данное место Писания следует понимать не буквально, а аллегорически? На это нужно прежде всего заметить, что аллегорический экзегезис при всей своей видимой произвольности и беспочвенности представлял собой искусство, подчинявшееся довольно сложным и разнообразным правилам. Филон в этом смысле говорит о канонах аллегории (καννες τς λληγορας) 939 , законах аллегории (νμοι τς λληγορας) 940 . По примеру классических писателей он указывает довольно обширный ряд относящихся сюда частных приёмов. Очень многие из них перешли и к Амвросию. а) одного из правил, применяемых Филоном, логически связанного с понятием вербальной инспирации, во всех тех случаях, где в Писании встречаются, по-видимому, лишние для буквального понимания выражения, в этих лишних выражениях нужно видеть указание на высший смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Присяга кн. Игоря и его воинов-язычников Перуну, а христиан - в ц. св. Илии. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 26 об.) Согласно ПВЛ, И. вокняжился в Киеве после смерти Олега в 913 г. Эта дата условна, как и большинство др. летописных датировок 1-й пол. X в. (исключая подтверждаемые иными источниками). Несомненно лишь то, что И. занял киевский стол между 911 г., когда рус. князем был Олег, и 941 г., когда И. возглавил поход на К-поль, о чем сообщают греч. и лат. источники. Распространившееся в новейшей историографии мнение, что рус. князья, в т. ч. И., обосновались в Киеве лишь в 30-х гг. X в., маловероятно - княжение здесь Олега подтверждается его договором с Византией, в к-ром упомянут Киев (договор помещен в ПВЛ под 907 г.). В ПВЛ сообщается, что после смерти Олега И. в 914 г. победил восставших древлян, в 915 г. заключил мир с печенегами, в 920 г. воевал с ними. Под 922 г. в НПЛ сообщается о том, что И. подчинил уличей, повторно об этом сказано под 940 г. В 941 г. И. совершил поход на К-поль, о к-ром сообщает ряд визант. источников и Лиутпранд Кремонский. Рус. войска нанесли серьезный урон окрестностям города, но были разбиты в морском сражении византийцами, применившими «греческий огонь». Согласно ПВЛ, в 943 или 944 г. И. готовил новый поход на Византию, остановленный обещанием греков выплатить дань; некоторые исследователи сомневаются в достоверности известия об этом походе. В сент.- сер. дек. 944 г. И. заключил договор с визант. имп. Романом I Лакапином , в к-ром оговаривались союзнические обязательства сторон, условия торговли и способы разрешения конфликтов между русскими и греками. В договоре И. назван «великим князем русским». Из документа известно, что среди рус. послов, подписавших договор, были христиане, клявшиеся «честным крестом». В летописном рассказе об утверждении договора в Киеве, помещенном после самого документа, сообщается о клятве И. и его людей и указывается, что рус. христиане клялись в находившейся на Подоле киевской соборной ц. св. Илии. Впрочем, мн. исследователи сомневаются в достоверности этого сообщения, поскольку оно основано на данных, почерпнутых из договора, в последнем же говорится о клятве в ц. св. Илии, но не в Киеве, а в К-поле - по-видимому, в приделе соборной ц. Богоматери Фаросской, находившейся с сев.-вост. стороны имп. дворца ( Васильев М. А. Степень достоверности известия «Повести временных лет» о процедуре ратификации рус.-визант. договора 944 г. в Киеве//ДГВЕ, 1998 г. М., 2000. С. 64-71). В договоре 944 г. принесение клятвы по христ. обряду сопровождалось языческими санкциями за ее нарушение. Для рус. стороны данный договор был менее выгоден, чем тот, к-рый был заключен в 911 г. (в более раннем документе дружинники-христиане не упом.).

http://pravenc.ru/text/293517.html

1899, 9). – Причт, повенчавший законный брак, без оглашений, но с указанием в обыске вымышленных сроков оглашений, подлежит наказанию за подлог (Ц.В. 1895, 34). – Заявления брачущимися желания возможно скорее повенчаться и их возражения против соблюдения необходимых формальностей всегда должны давать причту повод и возможно большей осторожности при повенчаний их брака (Ц.В. 1898, 32). 938 По Кормчей (см. 50 гл.), в случае основательного подозрения злонамеренных действий с чьей-либо стороны, направленных к воспрепятствованию браку вполне законному, священник, с Архиерейского разрешения, может ограничиться только однократным оглашением или даже повенчать брак вовсе без оглашения (см. подр., 50-я гл. Кормчей А.Павлова , 75–76 стр.). 939 В виду чрезвычайно важного значения брака предбрачные предосторожности являются совершенно необходимыми (см. Ц.Вед. 1905, 6; сн. 1905, 6, 48), а потому причт должен строго соблюдать все эти предосторожности и требовать от брачущихся, чтобы они, для удостоверения в беспрепятственности браков, представили все те документы, о коих сказано (см. Св. Зак., X т., 1 ч. прилож. к 26 ст., примеч., 2 п.) в форме брачного обыска (распоряж. Киев. Д.К. – см. в Киев. Е.В. 1874, 71; см. также Ц.Вед. 1896, 9, 28; сн. Ц.В. 1901, 16). – Самарским епархиальным начальством было разъяснено духовенству епархии, что причты обязаны руководить брачущихся в получении нужных к браку документов, содействуя им своими письменными запросами в подлежащие места или к подлежащим лицам (Сам. Е.В. 1898, 1). – Особая плата за справку по метрикам, делаемую для желающих вступить в брак, ни в каком случае не может быть установлена, так как по закону всё письмоводство по церкви и приходу должно быть безмездно, хотя в то же время добровольные приношения от прихожан при получении ими тех или других документов от причта не воспрещаются (Ц.В. 1898, 8). 940 К бракам, совершаемым по обману, должны быть относимы все те браки, когда для сокрытия бывших к заключению брачного союза препятствий были употреблены ложные заявления и уверения, введшие в заблуждение духовных лиц, совершавших бракосочетание (реш.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Архиеп. Геннадий – Запад прямо называет адом 937 . Новгородские паломники на Востоке видели земной рай, а другие новгородцы, ездившие на Запад, рассказывали, что доходили до ада, видели истекающую из преисподней молнийную реку Морг, и на дышущем море – червь неусыпающий, слышали скрежет зубный грешников 938 . Михалон говорит, что москвитяне, рассердившись на кого-либо из своих, проклинают его, желая ему быть римской или польской веры: так они ее ненавидят, замечает он 939 . Всякое благосклонное отношение к латинам, в глазах строго-православных, уже казалось преступлением. Напр. дьяк Висковатый в деле об иконах обвинялся в доверии к латинам 940 . Артемия обвиняли в том, что он «латын хвалит» 941 . В одном молитвенном обращении говорится: «согрешил я хождением в латинския божницы, и тех пение слушал, и, встречаясь, стоял и беседовал с латинами, с арменами и с жидами, в забвении мир и благословение им посылал и руку давал правую и, по отхождении, прощение им выражал в забытьи, и от них слышал также. Прости меня, отче " 942 . А когда митр. Филипп узнал, что легат, отправленный с царевной Софией в Москву, должен был иметь торжественный вход и «пред ним крыж несут», то сказал вел. князю: «не можно тому быть, чтобы во град сей ему войти, но и не приблизиться; и если так учинишь, желая почтить его, то, когда он во врата граду, а я отец твой другими враты из града, ибо недостойно нам того ни слышать, ни видеть» 943 . И вел. князь запретил легату въезжать «с крыжем». И когда всем иностранцам позволяли всенародно исповедывать свою религию, то исключали из этой привилегии только латин 944 . Отчуждение, притом с религиозным основанием, русские выражали и относительно других иноземцев. Они также каялись за разговоры с ними, но это враждебное чувство не достигало тех размеров, в каких оно представляется в отношении к папистам 945 . И в последние дни свободы Новгорода, главной причиной образования там сильной московской парии было религиозное сомнение, возбуждавшее вопрос: можно ли задаваться за латинского короля? чем искусно пользовались в Москве в интересах политических 946 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Под Коростеном 17 , Древляне встретили Ольгу, разумеется, не смиренными подданными, а вооруженными врагами, и тут произошел первый опыт боевых подвигов 13-летнего Святослава, повествуемый тем же летописцем так: «снемшемся обема полкома (русским и древлянским) на скуп, суну копьем Святослав Деревляны, и копье лете сквозе уши коневи, удари в ноги коневи, бе бо детеск». Непосредственно затем, летописец, однако, продолжает: «И рече Свенельд и Асмолд.· «князь уже почал; потягнете, дружина, по князе». И победиша Деревляны, Деревляне же побегоша» 18 . Тот же рассказ повторяют Карамзин 19 и Арцыбашев 20 , а Елагин даже украшает и преувеличивает его так: «Святослав начальствовал войском в провожании матери его.... брань жестокая начинается брошенным из сильныя храброго Святослава десницы копием, пробившим коня под начальником Древлянским 21 . Но Шлецер, упомянув, что Степенная Книга 22 и кн. Хилков 23 проходят вышеприведенный рассказ совершенным молчанием, а кн. Щербатов 24 , Миллер 25 и Стритер 26 ограничиваются похвалою «великим опытам храбрости» Святослава под Коростеном, замечает Елагину: «можно ли поверить, чтобы наследника престола, хотя бы он был уже и не ребенком, поставили впереди, в первой линии»? О самом же месте летописного сказания говорит, конечно, не без скептицизма: «Места этого не могу я иначе разуметь, как следующим образом. Какой-нибудь монах нашел действительно в времяннике, что наследного князя взяли в этот поход, частию за тем, чтоб ранее приучить его к войне, и частию для ободрения войск. Из ребяческой и, следственно, смешно кончившейся княжеской храбрости, вздумалось монаху выдумать историйку, которая, по его мнению, позабавит читателей: «Молодого князя, – сказывает он в своей сказке, – посадили на лошадь и дали ему в руки копье; когда неприятели приближались (может быть, были они еще за версту), ребенок пустил свое копье, которое полетело, однако же, недалеко, и прошед чрез уши лошади его, упало к ногам оныя; но воеводы, пользуясь этою шуткою, сделали настоящее нападение и т. д.» 27 . Впрочем, об участии Святослава в битве Коростенской мы распространились только для того, чтоб показать разнообразие взглядов на возраст сына и наследника Игорева в 946 г., – возраст, который сам Шлецер разумеет шестилетним, потому что, по его мнению, Святослав родился около 940 г. и «точнее сего, – прибавляет он, – нельзя определить год его рождения 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

За 105 дней военных действий «сталинские соколы» совершили в общем счете 100 940 боевых вылетов (84 307 - сухопутная авиация и 16 633 - морская), советские бомбардировщики сбросили на противника 25 646 тонн бомб. Всего в войне участвовало примерно 4 000 советских самолетов. Из них потеряно 554, то есть около 14%. Финны же лишились почти 40% своей авиации, в том числе свыше 95% от ее первоначального состава. Советская авиация понесла небольшое число потерь при соотношении к числу совершенных вылетов - 0,3 % от числа боевых вылетов . Советскими войсками впервые в истории войн были применены в боевых условиях радиолокационные станции (РУС-1) для обнаружения самолётов противника. СССР также задействовал крупные танковые силы. Впервые в боевых условиях был применен тяжелый танк КВ. Танк прошел успешно испытания боем – финские снаряды отлетали от брони, не причиняя вреда. Единственный танковый бой войны произошел у железнодорожной станции Хонканиеми в конце февраля 1940 года, завершился победой советской стороны. Другое дело, что в силу рельефа местности танки не сыграли той роли, на которую рассчитывало советское военное командование. Но важен был сам факт масштабного применения танков на сложном театре боевых действий в тяжелых климатических условиях. Генералы прибалтийских войск, большинство из которых когда-то были поручиками и прапорщиками российской императорской армии в 1914-17 гг, помнили «снарядный голод» времен Первой мировой войны. Теперь же они видели, что советская артиллерия за час артподготовки выпускала больше снарядов, чем за всю русско-японскую войну. Во время наступления на Карельском перешейке Красной армией было задействовано 6 374 орудия и миномета, из них почти четыре с половиной тысячи - калибром 76 мм и выше. Для разрушения бетонированных укреплений линии Маннергейма применялись гаубицы 203-миллимитрового калибра, прозванные «сталинскими кувалдами». Впрочем, эти «кувалды» прозвали также «карельскими скульпторами», после залпов которых менялся ландшафт местности.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/12/...

140 См. полный текст письма в «Русск. Архиве» за 1868 г. стр. 940–942. В том же письме Серафим ссылается прямо на Шишкова, как посоветовавшего вызвать Евгения; а Шишков в своих «Записках» (стр. 66) откровенно объясняет цель вызова Евгения: «заменить в Синоде архиереев: Казанского (Амвросия Протасова) и Тверского (Иону Навинского), как преданных делу Библейских Обществ». 142 То есть год перемены министерства. Срав. вышеприведенную выдержку из письма Фотия к архимандриту Герасиму от 30 августа того же 1824 года. 144 См. у графа Вл. П. Орлова-Давыдова в биографическом очерке графа Вл. Гр. Орлова, ч. 2, стр. 279. Спб. 1878. 145 См. «Записку о крамолах врагов России», напечатанную в Рус. Архиве за 1868 г. стр. 1388–1389. Автором этой «Записки» издатель ее священник М. Морошкин считает директора канцелярии министерства народного просвещения при Шишкове, князя С. Ширинского-Шихматова, который упоминается в выше цитованных «3аписках» Шишкова (на стр. 67). 150 Сам Государь Император в это время (7 ноября 1825 года) уже был в своем путешествии на юг России, столь печальном для России тем, что оно унесло с собою в могилу великодушнейшего из монархов. 151 См. Прибавл. к Твор. Св. Отц. за 1872 г. ч. 25, стр. 558–559. Срав. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 96 Киев, 1869. 152 Срав. письмо святителя Московского к алтайскому миссионеру архимандриту Макарию Глухареву, писанное в 1845 году и напечатанное в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 104–105 «Материалов для истории русской церкви». 153 См. сообщение о том самого Филарета у И. А. Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 3, стр. 414–415. 154 Припомним слова Фотия о Филарете: «сколь об нем невыгодная молва всегда была и есть, то он сам виною помрачения славы земныя, – он заседал в деле перевода священных Писаний на простое наречие русское». См. Чтения в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. IV, стр. 110 «Материалов для биографии Филарета». Срав. примеч. 2 на стр. 262–264 настоящего издания. 155 25 декабря 1825 года Филарет, за содействие открытию вверенной ему тайны о престолонаследии, при лестном рескрипте нового Императора, получил бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа, следующего 1826 года возведен в сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Евангельская любовь есть любовь верующая, и потому вера, Божия вера, входит также в содержание божественно духовной жизни: вечная жизнь принадлежит верующему 937 . Верующая любовь становится принципом всей широты человеческой деятельности, раскрываясь в новозаветном законе абсолютного действия и в богосыновней независимости от всего внешнего: новозаветная праведность образует также один из элементов духовной вечной жизни 938 .Любовь и вера дают человеку знание истины, которое составляет важнейший признак вечной жизни 939 . Конечно, в этом случае разумеется не теоретическое, рассудочное знание, а опытное переживание божественной жизни, богообщение 940 . Познание христианской истины делает человека свободным в отношении его ко всяким стихиям и внешним силам 941 , а вера дает ему победную силу над миром 942 . Блага любви, веры, богообщения, богопознания, свободы – все эти блага обнимаются в понятии вечной жизни. Вечная жизнь доставляет людям несокрушимое блаженство, неисчерпаемую радость. Это – блаженство от полноты удовлетворения, от бьющей через край содержательности внутренней жизни, от всеобъемлющей осмысленности существования. Вода вечной жизни, принятая верующим, утоляет его жажду навсегда и становится в нем не иссякающим родником творческой производительности 943 . Небесный хлеб духовного блага вполне насыщает душу 944 . Благая весть христианской свободы выводит человека на неувядающую пажить избыточествующей жизни 945 . Эта жизнь с избытком – абсолютная, беспредельная духовная жизнь. Живущий такою жизнью перестает быть простым человеком, он становится человеком с неба, Божиим человеком. Пред ним открывается перспектива безграничного совершенства 946 , не убегающего от него в качестве отдаленного идеала, но реализующегося в окрыляющей его безграничной любви, которая никогда не прекращается, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносите. Вместе с бескорыстною любовью божественная абсолютность вселяется в самое сердце человеческое и наполняет его блаженным ощущением свободы и религиозного антропоцентризма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

http://www.facebook.com/OrthodoxiAlitheia Рейтинг: 9.8 Голосов: 940 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алексей Петров 22 ноября 2017, 18:07 Юрий! " Ложь и лицемерие " ? Вы просто не пробовали значит молиться за врагов. Целиком согласен с Любовью. Это и мой опыт тоже. Любовь 22 ноября 2017, 14:25 Долго не могла простить одного человека. Потом батюшка сказал мне молиться за этого человека вместе с родными и близкими в утреннем правиле в молитве за здравие. Сначало это была формальная, холодная молитва, но день за днем обида становилась все тише, а молитва теплее. Конечно до любви к врагу еще далеко, но обиды и неновисти уже нет. Юрий 20 ноября 2017, 08:52 С большим уважением отношусь к о. Андрею и очень люблю читать его статьи, но на сей раз, мягко говоря, удивлен. Как можно сказать людям, на которых ты сильно обижен, что ты их любишь? Это же ложь и лицемерие! Я понимаю, если ты будешь это твердить самому себе, чтобы постараться хоть как-то их полюбить и то это будет какое-то " кодирование " . На мой взгляд, продвинуться в решении этого вопросе можно, только если регулярно. а особенно при каждой встречи с этими людьми, вспоминать свои тяжкие грехи и осознать, что ты ни чем не лучше их. Тогда может пожалеешь себя, а заодно и их. И с этой жалостью ко всему роду человеческому, возможно и войдет (а может и нет!) в тебя любовь к этим людям. 19 ноября 2017, 14:59 Все сказанное в статье созвучно моим мыслям.Смущает только одно,как эти воистину золотые слова соотносятся с поддержкой церковью закона о защите чувств верующих.Я уверен, религиозные чувства истино верующего человека невозможно оскорбить ни какими словами и действиями.Те кто принимал этот закон люди не верующие,они не верят что Господь сам способен защитить себя и наказать богохульников. Александр Миромиров 18 ноября 2017, 06:43 Золотые мысли. Любовь к врагам есть великая мудрость перерождения мира.Но любовь эта должна исходить из любви к Отцу нашему Небесному. А враги наши есть отражение нашей глубинной проблематики. Понимая это,поймём очищение врагами.

http://pravoslavie.ru/108114.html

До 940 г. Д. оставался при королевском дворе. В Житии В сообщается, что кор. Эадмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Д. в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франк. послов. Через неск. дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эадмунд понял, что обошелся с Д. несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Д. и отправился с ним в Гластонбери. Эадмунд повелел возродить опустевший мон-рь, назначил Д. настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эадмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г. Д. немедленно приступил к восстановлению мон-ря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и др. постройки. За 15 лет настоятельства Д. создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского . Эта община стала примером для монахов-реформаторов др. реформированных мон-рей, созданных единомышленниками Д., среди к-рых были Этельвольд, мон. из Гластонбери, впосл. настоятель мон-ря Абингдон и еп. Уинчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель мон-ря Рамси. Д. принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эадмунда и его преемника кор. Эадреда (946-955), передавшего на хранение Д. большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эадреда, засвидетельствованное Д. Отношения Д. с сыном Эадмунда, кор. Эадви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни. Д. подписал неск. грамот кор. Эадви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны. Д. отправился на континент и провел ок. года в Генте, в мон-ре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из мон-ря Клюни . В 957 г. Д. вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эадви, Эадгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, 2 крупнейших провинций, отвергших власть Эадви. Эадгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и в Лондоне. После смерти Эадви в 959 г. Эадгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Д. и др. церковных реформаторов. В 960 г. Д. занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру. В годы правления Эадгара святитель оставался советником и наставником короля, к-рый за усердное покровительство Церкви и мон-рям был прозван «отцом монахов».

http://pravenc.ru/text/180586.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010