Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВТИХИЙ [греч. Ετχιος; араб.  ; араб. имя - Саид ибн Битрик (      )] (8.09.877, Фустат (ныне Каир) - 11.05.940, Александрия), патриарх Александрийский (с 7 февр. 933). Жизнь Краткая биография Е. содержится в соч. «Жизнеописания врачей» Ибн Аби Усайбии (XIII в.). Саид получил медицинское образование, стал известным практикующим врачом. Был избран мелькитской (правосл.) общиной патриархом и принял имя Евтихий - греч. эквивалент его араб. имени (счастливый). По неизвестным причинам против Е. выступили многочисленные представители мелькитской общины г. Фустат, среди которых было много врачей; особой враждебностью отличались Михаил ибн ан-Нахили, еп. Тинниса, и Ибн Балиха, еп. Фарамы. По их наущению имя Е. перестало поминаться на службах во мн. церквах Египта. Когда в месяце сафаре (21 янв.- 18 февр.) 934 г. еп. Михаил умер, Е. удалось восстановить свою юрисдикцию над Тиннисом, рукоположив во епископа некоего Феофила. После этого клирики и миряне Фустата и Тинниса окончательно разделились на лояльную к Е. и враждебную ему партии и проводили богослужение в разных церквах. Усилия еп. Феофила, направленные на примирение партий, не привели к желаемому результату: партии обвиняли друг друга перед мусульм. властями Египта. По доносам противной стороны Е. и Феофил были арестованы в Тиннисе и заключены под стражу; мусульм. чиновники обыскали церкви Тинниса и конфисковали всю ценную утварь. Е. было приказано выдать оставшиеся ценности, но он отвечал, что ничего не знает о них. Тогда по приказу властей был избит еп. Феофил. Та же участь ожидала и патриарха, но это вызвало народное возмущение, и Е. с епископом были отпущены. Е. отправился в Фустат и благодаря действиям чиновников-христиан вернул конфискованные церковные ценности, уплатив 5 тыс. динариев. Распродажа церковных имений с целью выплаты этой суммы вновь настроила христиан Тинниса против Е. и еп. Феофила. В 938 г. К-польский патриарх Феофилакт направил Е. синодику, в к-рой просил поминать его имя за богослужением. Чувствуя приближение кончины, Е. отбыл в Александрию, где вскоре умер в последний день месяца раджаба 328 г. хиджры (11 мая 940). После смерти Е. кафедра правосл. Александрийского патриарха в течение года оставалась вакантной. Сочинения

http://pravenc.ru/text/187574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕОДАТ (VI-VII вв.), св. (пам. зап. 24 апр.), отшельник в Блезском округе (историческая обл. Блезуа). Сохранились 3 редакции Жития Д., самая поздняя из к-рых (сокращенная) относится к XI в. В Житии заметно влияние соч. Григория Турского. Согласно Житию, Д. происходил из знатной семьи, проживавшей в г. Битуриги (совр. Бурж). Желая посвятить себя Богу, он еще в юности ушел к св. Филетру в мон-рь Икций близ г. Карнут (совр. Шартр). Однако братия завидовала подвижнической жизни Д., и святой решил покинуть мон-рь, чтобы стать отшельником. Очевидно, Д. ушел из монастыря без благословения св. Филетра. В Икций прибыл Бадемир, пресвитер из Карнута, к-рый поведал Д., что в Блезском окр. есть пустынные места, в одном из к-рых живет большой змий (дракон). Святой попросил Бадемира проводить его к этому месту, и по молитве Д. дракон бежал. Святой поселился на этом месте. Через некоторое время молва о монашеских подвигах Д. распространилась по округе, и к нему стали приходить те, кто хотели жить как он, возник небольшой монастырь. Король франков Хлодвиг, узнав о Д., посетил его и получил благословение, а впоследствии сделал крупные пожертвования монастырю. Согласно Житию, это был Хлодвиг I (481-511), который направлялся в поход против вестготов (507) и впоследствии якобы приписывал победу над ними молитвам Д., но речь может идти о Хлодвиге II (638-657). День кончины святого неизвестен. Согласно Житию, он впоследствии был открыт в видении мон. Блодесинду. После смерти Д. к монастырю собрался народ, желавший почтить память святого. Монахи раздавали всем частицы одежд Д. При короле западных франков, затем имп. Карле Лысом (843-877) аббат Аврелиан возвел над могилой святого базилику, к-рая была перестроена в XV-XVI вв. В XVIII в. монастырь был обращен в приходскую церковь; возникшее в этом месте поселение названо в честь Д. (Сен-Дье-сюр-Луар). Ист.: BHL, N 2128-2129; Acta SS. Apr. T. 3. P. 273-276. Лит.: Martonne A. , de. Nouvelles recherches sur la vie de St. Dié//Revue des sciences ecclésiastiques. Arras etc., 1863. Vol. 8. P. 332; Bataille G. Deodato di Blois//BiblSS. T. 4. Col. 570-571. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/171719.html

В этой связи очень интересен вариант, который приводит в своей «Польской истории» Ян Длугош. Он вообще не упоминает об Олеге, ни в качестве воеводы, ни в качестве князя. Сразу за сообщением о призвании трех братьев – Рюрика, Сениуса и Трувора – следует рассказ о захвате Игорем Киева и убийстве Аскольда и Дира. Как кара за это расценивается убийство его самого древлянами. Я. Длугош, как и НС и «Повесть временных лет», рассказывает о сватовстве древлянского князя к вдове убитого и о мести княгини Ольги, в том числе о ее походе в Древлянскую землю. Этот текст, судя по всему, сокращен. Далее сообщается, что Святослав, возмужав, снова отомстил древлянам. В русских летописях этого известия нет, если, конечно, не интерпретировать так статью 946 г. о втором, совместном походе Ольги и Святослава на древлян. При всех отличиях источника Длугоша, он, как и другие русские летописи, утверждал, что за смерть Игоря сначала мстила его вдова. Эти данные свидетельствуют, что Святослав родился около 940 г. В Ипатьевской редакции «Повести временных лет» указан 6450 (942) г., но похоже, что это – тоже результат вычисления. Такому расчету противоречат два русских источника, что и смущает исследователей. В Проложном житии св. Ольги сказано, что ей было 75 лет, когда она умерла (см.: Гл. 3. 2). В НС и «Повести временных лет», как и во вставной Похвале св. Ольге из «Памяти и похвалы Владимиру» Иакова Мниха, смерть княгини датирована 969 г. Следовательно, она родилась в 894/895 г. Выше агиограф утверждает, что Святослав стал править сразу после смерти своего отца. Эти уточнения понадобились агиографу, чтобы объяснить, почему княгиня-христианка, известная своим сильным характером, не смогла крестить Русь, и даже ее собственный сын остался язычником. В Проложном житии есть и другие ошибки. Император, при котором Ольга ездила в Константинополь, назван Иоанном Цимисхием (так и в НС), а патриарх – Фотием. На самом деле русскую княгиню принимал Константин VII Багрянородный (903–959). Цимисхий правил в 969–976 гг. и был противником Святослава в войнах за Болгарию. Так как имя императора, с которым сражался Святослав, в НС в отличие от «Повести временных лет» не названо, то эта ошибка возникла еще в устном предании о крещении св. Ольги. Св. Фотий был патриархом в 858–867 и 877–886 гг. При нем действительно крестилась Русь, но это было в 867 г. (подробнее см.: Гл. 4. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На рубеже VIII и IX вв. в результате масштабного кризиса в сиро-палестинской правосл. общине на Ближ. Востоке фактически исчезли носители греч. языка, ослабли связи с визант. культурой, шла постепенная арабизация местных христиан. В IX-X вв. сложилась арабоязычная правосл. культура, в к-рой самоназвание «мелькиты» получило широкое распространение. Возможно, одними из первых этот термин использовали арабо-мусульм. богословы-полемисты IX в.: Абдаллах ибн Исмаил аль-Хашими (вероятно, псевдоним), Мухаммад ибн Харун Абу Иса аль-Варрак и аль-Джахиз ( Селезнев. 2011. С. 27-28; Rasa   " il al-Dja   h iz/Ed. ‘A. S. Ha  ru  n. Misr [=Al-Qa  hira], 1979. T. 3. P. 310). Из контекста богословских рассуждений Абдаллаха аль-Хашими можно заключить, что слово «мелькиты» в его время было общепринятым; вместе с тем араб. рукописи, содержащие этот текст, достаточно поздние, что требует осторожности в выводах. Этот же термин и его производные многократно встречаются у ранних арабо-правосл. хронистов Евтихия Александрийского (877-940) и Агапия Манбиджского в сугубо религ. значении - «мелькитское исповедание», «мелькитский патриарх» ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 6, 7, 12). Термин «ромеи» у Евтихия и Агапия обозначает греков-византийцев и, как правило, не распространяется на сиро-егип. правосл. население, хотя встречается гибридное наименование «ромеи-мелькиты» (    ), которое в последующие века оставалось самоназванием правосл. арабов. Обозначение православных термином «мелькиты» присутствует также в восточносирийских (несторианских) арабоязычных средневек. источниках - «Книге башни» ( Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria/Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 69) и т. н. Хронике Сеерта (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 84). В арабо-мусульм. лит-ре наименование «мелькиты» употреблялось столь же широко - в трудах аль- Масуди (ум. в 956) ( Ma ç oudi. Le Livre de l " avertissement et de la revision/Trad. B. Carra de Vaux. P., 1896. P. 196, 198, 202, 205, 207-212, 218), аль-Бируни (ум. в 1048), Ибн Хазма (ум. в 1064), аш-Шахрастани (ум. в 1153), аль-Калькашанди (ум. в 1418) и др. Мусульманские авторы возводили этимологию этого слова (в форме  ) к имени некоего Малькана, или Маркана, считавшегося императором ромеев (очевидно, искаженное имя имп. Маркиана , инициатора созыва Вселенского IV Собора ). У аль-Калькашанди слово «мелькиты» имело не этноконфессиональное, а вероисповедное значение, причем он относил к этой религиозной группе и «ромеев» и «франков» (католиков), очевидно не принимая во внимание Великую схизму 1054 г. (см.: Христиане в сводном труде служащего мамлюкской канцелярии: ал-Калкашанди   о христианстве и его основных конфессиях/Пер.: Н. Н. Селезнев//Символ. П.; М., 2010. 58. С. 395-397).

http://pravenc.ru/text/2562946.html

Eutychius, patriarcha Alexandrinus. R., 1660-1661. 2 pt.; Contextio Gemmarum sive Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales/Ed. E. Pococke. Oxf., 1658-1659. 2 vol.; Idem//PG. 111. Col. 889-1232; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. Ч. 1. С. 255-294 [рус. пер.]; Ч. 3. С. 1-42 [араб. текст]; Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902. Прил. С. 19-22; Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Pars prior/Ed. L. Cheikho. Beryti, 1906. Louvain, 1954r. (CSCO; 50. Arab.; 6); Pars posterior: Accedunt Annales Yahia Ibn Sad Antiochensis/Ed. L. Cheikho, B. Carra de Vaux, H. Zayyat. Beryti, 1909. Louvain, 1954r. (CSCO; 51. Arab.; 7); Das Annalenwerk des Eutychios von Alexandrien/Hrsg., übers. M. Breydy. Louvain, 1985. 2 Bde. (CSCO; 471-472. Arab.; 44-45); Gli annali di Eutichio, patriarca di Alessandria (877-940)/Introd., trad. e note B. Pirone. Cairo, 1987 [История]; The Book of the Demonstration (Kita  b al-Burha  n)/Ed. P. Cachia, transl. W. Montgomery Watt. Louvain, 1960-1961. 2 vol. in 4. (CSCO; 192-193, 209-210. Arab.; 20-23) [Книга доказательства...]. Ист.: Eutych. Annales. Pars posterior. P. 69-70, 86-88; Ibn Ab U   eibi‘ a. ‘Uy  n al-Anb   " f Tabaq  t a-  ibb   "/Hrsg. A. Müller. Königsberg, 1884. Bd. 2. S. 86-87; S é v è re ibn al-Moqaffa(?)lsquo; , é v ê que d " Aschmounain. Réfutation de Sa‘d ibn-Batriq (Eutychius): Le livre des Conciles/Texte arabe publ. et trad. par P. Chébli. P., 1909. Turnhout, 1983r. (PO; T. 3. Fasc. 2. [N 12]); Ya   ya ibn Sa‘ d d " Antioche. Histoire/Éd., trad. I. Kratchkowsky, A. Vasiliev. P., 1924, 1957r. P. 705-711, 713-715. (PO; T. 18. Fasc. 5. [N 90]). Лит.: EI. Vol. 8. P. 853-855; Neale J. M. The Patriarchate of Alexandria// Idem. A History of the Holy Eastern Church. L., 1847. Vol. 2. P. 181-183; Gutschmid A., von. Verzeichnis der Patriarchen von Alexandrien// Idem. Kleine Schriften/Hrsg. F. Ruehl.

http://pravenc.ru/text/187574.html

1. С. 54; Пархоменко. Очерк истории. С. 3 и след. Митрополит Варлаам Ванатович (1722–1730) пытался в 1727 г. уговорить Петра II восстановить привилегии Киевских архиереев (Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 2. С. 441 и след.). 874 ПСПиР. Е. П. 1. 386; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 1. С. 147. 875 Покровский. Ук. соч. С. 147–150; Титов. 2. 1. С. 1 и след., 69 и след., 79 и след. 876 Шпачинский. С. 115–136; Граевский. Митрополит Тимофей Щербацкий, в: ТКДА. 1910. 3. С. 940 (о периоде до 1757 г.); Знаменский. Приходское духовенство, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 299 и след., 338 и след., 381. 877 Сборник. 43. С. 433–597; ср.: Шпачинский. С. 481 и след. Еще в 1764 г., т. е. до созыва комиссии, украинское шляхетство подало Екатерине прошение о восстановлении прежних привилегий, которые, начиная с петровских времен, были постепенно ликвидированы. В прошении высказывалось пожелание получить право самим избирать кандидатов на Киевскую митрополию и настоятелей крупнейших монастырей на Украине. Испрашивалось также восстановление прежних прав духовенства, за исключением права приобретать земельные владения — последний пункт напоминает аналогичные требования московских служилых людей XVII в. (Шпачинский. С. 288). 878 ПСЗ. 21. 15835; 26. 19721, 20007; 31. 24696, 25709; 35. 26858, 26859, 27605; 2 ПСЗ. 40. 42599; 44. 47286; 48. 52276; Чистович. Руководящие деятели. С. 84–112; Обзор… Александра III. С. 27 и след. В Грузии с давних пор существовало духовенство, вышедшее из крепостных крестьян и сохранявшее свой правовой статус и после принятия сана, указом от 7 июля 1808 г. такие священнослужители были объявлены свободными (ПСЗ. 30. 23146). Об истории отношений между Грузией и Россией при Екатерине II см.: Грамоты и другие исторические документы, относящиеся к Грузии/Изд. Цагерели. СПб., 1898. Т. 2. Ч. 1; Nolde B. La formation (см. библиогр. к Введению А). Т. 2. С. 364–387. О подчинении Грузинской Церкви Святейшему Синоду см.: еп. Кирион; ПБЭ. 4. Стб. 717–750; О. Лотоцкий. Автокефалия (Варшава, 1938).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Во 2-й пол. IX в. А. Ц. приняла участие в деле К-польского Патриарха Фотия . Низложивший его визант. имп. Василий I созвал Собор для подтверждения этого решения (869/70). Александрийский Патриарх Михаил I отправил в К-поль своего посланника архидиак. Иосифа, к-рый опоздал на первые заседания Собора (на Западе считающийся «VIII Вселенским»), но письменно поддержал его решения. По возвращении Фотия на престол (877) был созван др. Собор для его реабилитации. Новый Александрийский первосвятитель Михаил II отменил решение своего предшественника и признал свт. Фотия законным Патриархом. Александрийские Патриархи из-за своей отдаленности от К-поля и ограниченности связей с Византией слабо разбирались в событиях, происходивших в столице империи, и склонны были пассивно соглашаться с победившей стороной. Главным проявлением ослабления связей с греко-визант. миром стала постепенная арабизация ближневост., в т. ч. егип., мелькитов, выход из употребления в их среде греч. языка. Одним из очагов христ. лит. творчества на араб. языке был мон-рь вмц. Екатерины на Синае, хотя и не входивший в состав Александрийского Патриархата, но связанный с ним теснейшими узами. Самые ранние найденные на Синае арабо-христ. тексты восходят к сер. VIII в.; однако в целом переход егип. православных на араб. язык в быту, лит-ре и богослужении произошел к кон. IX в. Классиком арабо-христ. культуры средневековья был Александрийский Патриарх Евтихий (933-940), автор ряда трудов по истории, медицине и богословию. Самое знаменитое его произведение - всемирная история от сотворения мира до 938 г., содержащая уникальные сведения о прошлом народов Ближ. Востока,- едва ли не первое на араб. языке изложение библейской и визант. истории, а также описание с правосл. позиций эпохи Всел. Соборов. Этим сочинением Евтихий восстановил преемство арабоязычных христиан с визант. культурно-исторической традицией, способствовав полноценному приспособлению мелькитов к реалиям арабо-мусульм. мира. В кон. IX - 1-й пол. Х в. халифат Аббасидов вступил в полосу упадка и дезинтеграции. В числе проч. провинций Египет вышел из повиновения халифу и превратился в самостоятельное гос-во. Во главе его стояли династии, выдвинувшиеся из среды тюрк. наемников,- Тулуниды (869-905) и Ихшидиды (935-969). В целом они терпимо относились к христианам, доверяли им гос. посты, однако иногда облагали Церковь тяжелыми поборами. Кроме того, на положении христиан негативно сказывались успехи визант. наступления на араб. мир, провоцировавшие вспышки мусульм. фанатизма. При известии о победах ромейских войск в Сирии и на Крите в 960 и 961 гг. в Фустате произошли погромы христиан, подверглись разграблению церкви разных конфессий.

http://pravenc.ru/text/82070.html

1981. С. 153–181; см. также литературу, приведенную Б.Μ.Клоссом (прим. 939). – Прим. изд. (А.Н.)]. 972 В основу перевода положен текст, отличный от академического издания: см.: ibid. S.213–234; предыдущие попытки перевода ограничивались фрагментами: Schlözer A.L. Nestor: Russische Annalen in ihrer slavonischen Grundsprache. Göttingen, 1802–1809. Bd.2–5 (до 980 г.); Kuttler G. Olga und Wladimir: Skizzen aus der Urgeschichte Rußlands: Nach Nestors Annalen. Stuttgart, 1857. 973 Borst A. Der Turmbau von Babel: Geschichte der Meinungen über Ursprung und Vielfalt der Sprachen und Völker. Stuttgart, 1957–1963. Bd.1–4. 974 ПСРЛ. T.l. Стб.4; ср. следующую ниже картину, в которой Русь отделяется от народов, платящих ей дань: стб. 11. Первым нерусским автором, включившим Русь в каталог библейских народов, кажется, был патриарх Евфимий Александрийский (877–940) (PG. Т.111. Col. 920 А). 975 Приоритет Евфимия Александрийского может быть подвергнут сомнению в пользу еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии не позднее середины X в. и в данном отношении, видимо, опиравшегося на источник IX в. (см.: Петрухин В.Я. Славяне и Русь в “Иосиппоне” и “Повести временных лет”: К вопросу об источниках начального русского летописания//Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5. С.44–56). (К.А.) 976 ПСРЛ. Т.1. Стб.3–6, 28 (под 898 г.); Толковая Палея также причисляет нориков и славян к потомкам Яфета: Толковая Палея (прим. 468). Л.67 об.; Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в l806 г./Труд учеников Н.С. Тихонравова. Μ., 1892. С. 119 (кол. 238) (крайне редкое изд.!). См.: Borst А. (прим. 973). Bd.l. S. 291–325, особ. 319 f.; Minissi L. La cosmografia della “Poves vremennych let”//Annali di Istituto orientale di Napoli. Sez. slava. 1959. T. 2. P. 1–28. 978 ПСРЛ. Т.1. Стб.25–29 (под 898 г.). См. прим. 327, а также: Podskalsky G. (прим. 225). S. 38–40. Первоначально самостоятельный характер этого Сказания виден также из того, что учителями славян здесь названы апостол Павел и его ученик Андроник, а не апостол Андрей (об этой поздней вставке см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евагрий Понтийский. " Деятельные главы к Анатолию " , 2, 43 (Migne P. G. 1244. C). 5 Isaak N. " Mystic Treatises " , гл. 65. С. 311. 6 Кирилл Иерусалимский. " Огласительное Слово " , 16. 16 (P. G. 33. 940). 7 Евагрий Понтийский. " 153 главы о молитве " , 112 (P. G. 79. 1192 C.). Православный читатель более привык встречать этот трактат под именем пр. Нила Синайского. Так он издан в греческой Филокалии и русском Добротолюбии, а также и в патрологии Миня (P. G. 79. 1165–1200). Принадлежность его Евагрию Понтийскому представляется в настоящее время несомненной и никем не оспаривается (Евагрий сам цитирует эти " Главы " как свое сочинение, под его именем они известны во всех сирийских древних переводах и т. д.). Исчезновение имени Евагрия в греческих рукописях (и замена его пр. Нилом Синайским) объясняется тем, что некоторые сочинения Евагрия (не " Главы о молитве " ) были, как известно, осуждены на пятом Вселенском Соборе (553 г.) за оригенистические тенденции, и потому имя Евагрия стало, естественно, подозрительным среди православных; но под именем пр. Нила его " Главы о молитве " продолжали оставаться одним из основных творений Восточной патристики по учению об умной молитве. Принадлежность их Евагрию только повышает древность этого замечательного памятника. 8 Греческий текст P. G. 26. 835–976. Из новейшей Литературы о " Житии пр. Антония " отметим Louis Bouyer, " La vie de Saint Antoine " . Abbaye S. Wandrille. 1950. 9 " Житие пр. Антония " , Гл. 21 (P. G. 26. 873 C). 10 Там же, 21 (P. G. 26. 876 A). 11 Там же, 5 (848 A). 12 Там же, 5 (848 B). 13 Там же, 5 (848 B); 23 (877 A). 14 Там же, 6 (849 А). 15 Там же, 6 (849 А). 16 Там же, 9 (857 А); 13 (861 С). 17 Там же, 8 (856 А). 18 Там же, 8 (856 А). 19 Там же, 25 (881 А). 20 Там же, 28 (884 B — 885 A). 21 Там же, 24 (881 А). 22 Там же, 35 (893 C); 30 (888 C — 889 A). 23 Там же, 10 (860 А). 24 Там же, 42 (905 B). 25 Там же, 35–37. 26 Там же, 35 (893 B). 27 Там же, 35 (893 C — 896 А). 28 Там же, 35 (896 АВ). 29 Там же, 36 (896 BC). 30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

До 940 г. Д. оставался при королевском дворе. В Житии В сообщается, что кор. Эадмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Д. в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франк. послов. Через неск. дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эадмунд понял, что обошелся с Д. несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Д. и отправился с ним в Гластонбери. Эадмунд повелел возродить опустевший мон-рь, назначил Д. настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эадмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г. Д. немедленно приступил к восстановлению мон-ря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и др. постройки. За 15 лет настоятельства Д. создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского . Эта община стала примером для монахов-реформаторов др. реформированных мон-рей, созданных единомышленниками Д., среди к-рых были Этельвольд, мон. из Гластонбери, впосл. настоятель мон-ря Абингдон и еп. Уинчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель мон-ря Рамси. Д. принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эадмунда и его преемника кор. Эадреда (946-955), передавшего на хранение Д. большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эадреда, засвидетельствованное Д. Отношения Д. с сыном Эадмунда, кор. Эадви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни. Д. подписал неск. грамот кор. Эадви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны. Д. отправился на континент и провел ок. года в Генте, в мон-ре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из мон-ря Клюни . В 957 г. Д. вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эадви, Эадгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, 2 крупнейших провинций, отвергших власть Эадви. Эадгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и в Лондоне. После смерти Эадви в 959 г. Эадгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Д. и др. церковных реформаторов. В 960 г. Д. занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру. В годы правления Эадгара святитель оставался советником и наставником короля, к-рый за усердное покровительство Церкви и мон-рям был прозван «отцом монахов».

http://pravenc.ru/text/180586.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010