Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН архиеп. г. Ника (Фракия) (упом. между 861 и 866), визант. богослов, писатель. Ок. 862 г. был отправлен свт. Фотием , К-польским патриархом (858-867, 877-886) в Армению, где в качестве представителя К-польской Церкви участвовал в Ширакаванском Соборе Армянской Апостольской Церкви (862/3), встречался с арм. католикосом Закарией Дзагеци (855-876). На Соборе И. выступил с речью, в которой осудил противников вероучения Халкидонского Собора, а также ряд ересей. Вероятно, И. был радушно принят в Армении, вел переговоры с католикосом Закарией и др. представителями Армянской Церкви и знати по вопросу признания Халкидонского Собора. И. оценивал свою миссию как успешную, о чем сообщил патриарху Фотию. После возвращения в Византию И. в течение некоторого времени поддерживал связь с католикосом Закарией. Фотий в окружном послании 867 г. говорил о присоединении Армянской Церкви к семье правосл. Церквей, что могло не только быть пропагандистским заявлением, но и отражать реальную (ошибочную или верную) оценку К-полем успехов и перспектив развития отношений с Арменией в тот период. Патриарх Фотий упомянул И. в послании к арм. кн. Ашоту I Багратуни, написанном ок. 875-877 гг., однако из текста послания исследователи сделали вывод о том, что в этот период И. уже не занимал кафедру. На К-польском Соборе 879-880 гг. присутствовал архиеп. Феодор Никский, возможно преемник И. Время смерти И. или ухода на покой неизвестно. Сохранился трактат И. «О Рождестве Христовом» (Περ τς Γεννσεως το Χριστο), адресованный католикосу Закарии и написанный скорее всего также в 60-х гг. IX в., либо во время подготовки к поездке в Армению, либо вскоре после нее. В сочинении И. обсуждает традиции празднования Рождества в христианстве и доказывает правомерность раздельного празднования Рождества и Крещения Христова (25 дек. и 6 янв. по юлианскому календарю). И. не касается проблемы происхождения дат праздников, в основном в этом вопросе он опирается на авторитет церковного Предания, на проповедь апостолов, на сочинения отцов Церкви.

http://pravenc.ru/text/469426.html

869 Переворот в тихоновщине//Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. 8–9 (3–4). С. 9. 873 Григорий (Яцковский), архиеп. Документы, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета в Москве. С. 11. 876 К положению Православной Церкви в советской России//Церковные ведомости. 1926. 11–12. С. 4–5. 877 Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 68. 878 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране. Т. 3. Ч. 1. С. 371, 419; Ч. 2. С. 589, 724. 880 См.: Обращения Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного Митрополита Антония//Церковные ведомости. 1926. 5–6. С. 1–2. 884 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране. Т. 4: 1926 г. М., 2001. Ч. 1. С. 189. 886 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368–369. 891 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369. 892 Распоряжение Патриарха Московского и всея Руси об именующем себя «митрополитом» Феофиле Булдовском//Журнал Московской Патриархии. 1943. 4. С. 9. 894 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 65–66; Мазырин А., свящ. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.)//Вестник ПСТГУ. II. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–39. 895 См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 372–373. 898 Церковная жизнь эпохи гонений глазами тайного курьера украинских епископов//Вестник ПСТГУ. И. 2011. Вып. 2 (39). С. 96–97. 900 Православный церковный календарь на 1927 год/Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Изд. Е. Н. Львова. С. 24. 906 Васильева Н. Ю., Шкаровский М. В. Гавриил (Красновский)//Православная Энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 222. 911 См.: Мазырин А., свящ., Хелемендик М. «Борисовщина» – григорианский раскол в Москве//Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. М., 2008. С. 58–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др. Иконография (греч.) - в средневековом искусстве устойчивая традиция изображения различных лиц и событий, складывающаяся на основе разнообразных источников (Св. Писание, апокрифы, агиография, предания и легенды, литургические песнопения) и организующая их в соответствии с принятыми догматическими, символическими и литургическими толкованиями. Иконописный подлинник - особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). Иконостас (греч.) - установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма; складывается в церковном искусстве Древней Руси на рубеже XIV-XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный - с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный (в центре " Спас в силах " ); праздничный; пророческий (в центре - Богоматерь с Младенцем) и праотеческий (в центре образ Троицы); венчает иконостас Распятие. В редких случаях дополняется шестым рядом, где могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии алтарь отгораживала невысокая преграда, на которую, начиная с VII века, ставился Крест (свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола), а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) - икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске - т.н. темплон, из которых, уже на русской почве, сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям. Именословное перстосложение - благословение, которое священники дают правой рукой, складывая пальцы так, чтобы образовались фигуры начальных букв имени Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Сохранились и его многочисленные письма к разным людям, записанные по порядку изящным и ясным стилем; кто бы их ни читал, ясно понимает, что было в нем прямое стремление к Богу и что был он бдителен и заботлив о душевном рвении. Так, собрав письма в один том, он распределил их на двенадцать книг и предписал называть их регистром. Считается, что он написал и другие выдающиеся сочинения, но до нас ничего не дошло. Счастливей всех и даже более чем счастлив тот, кому дал Бог тщательно исследовать все сказанное в его трудах. Муж этот величественный и праведный, учитель и предстоятель процветал в царствование Маврикия Августа. 876 «Житие св. Фруктуоза» Житие св. Фруктуоза» написано предположительно в 670–680 гг. Лингвистический анализ текста указывает на существование более раннего ядра (главы 1–7+17–20), которое легло в основу «Жития». 877 В «Житии» также можно найти аллюзии на «Житие Мартина Турского» Сульпиция Севера, писания Григория Великого , деяния из «Испанского пассионария», «Житие Меридских отцов», а также писания Исидора Севильского . 878 Начиная с XVI b., его автором считался Валерий Бергиденский; в настоящий момент практически никто не придерживается этой атрибуции. Тем не менее в писаниях самого Валерия нетрудно найти фразы и обороты, заимствованные из «Жития». 879 По мнению К.Кодоньер, ключ к авторству и месту написания жития – в упоминании Тевдискла, единственного из учеников Фруктуоза, о котором «Житие» сообщает хотя бы какие-то детали. Возможно, это тот же Тевдискл, что и епископ Ламеценский, участник I Меридского собора. 880 По мнению Кодоньер, автор «Жития» принадлежал к его кругу, а Кастро Леонис, где, возможно, было написано «Житие», ныне город Кастелоеш недалеко от Браги. 881 Сам Фруктуоз является автором монашеского устава, с которым русский читатель пока может ознакомиться лишь в английском 882 или испанском 883 переводах. Кроме того, сохранились также два стихотворения 884 Фруктуоза и два письма, адресованные Браулиону Сарагосскому 885 и королю Рецесвинту. 886

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231 Georg., 872 ­­ Man., 251, 257; 873 ­­ 257–258; 874 ­­ 258–259; 875 ­­ 261,266; 876 ­­ 261–262; 877 ­­ 263–264;878 ­­ 265–266;879 ­­ 266–268;880 ­­ 268. 236 Georg., 884 ­­ Man., 272–273; 885 ­­ 273–274; 886 ­­ 274–275; 887 ­­ 276–277; 888 ­­ 277–278; 889 ­­ 279; 890 ­­ 280–281; 891 ­­ 281–282; 892 ­­ 282–283; 893 ­­ 284, 289; 895 ­­ 284; 896 ­­ 285. 237 Georg., 886 ­­ Cedr., II, 659; 888 ­­ 689; 889 ­­ 693, 696–697; 890 ­­ 700–701; 892 ­­ 704–705. 238 Georg., 896 ­­ Zonar., IV, 228; 897 ­­ 229–230; 898 ­­ 230–231; 899 ­­ 231 – 232; 900 ­­ 232–233; 901 ­­ 234–235. 240 He позже, потому что к этому веку относится парижский манускрипт; но и не раньше, потому что встречается турецкое название местности (Скутари) (Georg., 888), и автор не имеет ясного представления о значении византийских стратигов (Georg., 891) – византийские же порядки забыты после утверждения Турецкого владычества. 241 Характер сведений, извлеченных из этого памятника, не свидетельствует в его пользу: обстоятельства, случившиеся при Парапинаке, отнесены ко времени Вотаниата, о болгарском царе говорится, что он был убит, тогда как был взят в плен (Georg., 893–895). 242 Du Fresne Du, Cange. Historia byzantina duplici commentario illustrata. Fami-liae Byzantinae. Par.·, 1682, 174–175. 243 Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С. 38. 245 Annales Barenses. Ed. Muratori. Antiquitates italicae medii aevi. T. 1. Mediol., 1738 (под заглавием: Anonymi Barensis monachi chronicon de rebus in Barensi provincia gestis, additis notis Nicolai Aloisya); Pratillus. Historia principum Lango-bardorum. Т. IV. Neapoli, 1753; Pertz. Monumenta Germ, hist., SS., V. 246 Для определения времени служат: ссылка на свидетельство лиц, участвовавших в сражениях 1041–1042 гг. (Ann. Bar., ed. Pertz, 54–55), и выражение о барийском замке, что в нем sedes est nunc graecorum magnatum (…теперь живут греческие властители) (Ibid., 53), неуместное в устах писателя после 1071 г., когда Бари взят был норманнами и греки вытеснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Лев VI подает кинжал имп. Василию I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 105) [Греч. Λων ο Σοφς; Философ] (19.09.866, К-поль - 11.05.912, там же), визант. имп. (с 29 авг. 886), ученый, юрист, писатель; представитель Македонской династии Л. М.- старший сын Василия I Македонянина , патрикия и придворного паракимомена (император в 867-886), и его 2-й жены Евдокии Ингерины. Л. М. был крещен свт. Фотием I , патриархом К-польским. Поскольку Евдокия состояла в незаконной связи с имп. Михаилом III, Василий подозревал, что Л. М. мог быть сыном Михаила, и относился к ребенку холодно. Слухи о незаконном происхождении Л. М. сопровождали его всю жизнь и отразились в нек-рых визант. исторических сочинениях, а также существенно повлияли на политику в период его правления. Спустя неск. лет после того, как 23 сент. 867 г. Василий I был провозглашен императором, его соправителями стали оба его старших сына: Константин (род. от 1-го брака с Марией ок. 859) был коронован ок. 868 г., Л. М.- 6 янв. 870 г. Кроме них у имп. Василия и Евдокии Ингерины родились также Стефан I (в 867; патриарх К-польский в 886-893) и Александр (ок. 870; император в 912-913). После смерти царевича Константина 3 сент. 879 г. Л. М. стал единственным офиц. наследником престола. Тем не менее отношения Л. М. с имп. Василием оставались натянутыми. При дворе сформировались партии сторонников Л. М. и Василия, к-рые стремились оказать услуги и тому и другому и участвовали в заговорах. Так, в 885 г. был раскрыт заговор доместика Иоанна Куркуаса и 66 др. знатных лиц, намеревавшихся свергнуть Василия и передать власть Л. М. Последовали казни. Вероятно, в нач. 886 г. придворный Феодор Сантаварин донес имп. Василию, что Л. М. якобы собирается убить отца и для этого прячет нож за голенищем сапога. На охоте имп. Василий попросил у Л. М. нож, и Л. М. действительно достал нож из сапога. Разгневанный император посчитал это доказательством вины Л. М., взял сына под стражу, заточил во дворец и собирался ослепить его, но придворные отговорили Василия от этого. 20 июля 886 г. Л. М. был освобожден, а 29 авг. имп. Василий получил травму на охоте и умер; вся полнота власти василевса перешла к 20-летнему Л. М. При этом на протяжении всего правления он разделял титул василевса со своим братом Александром, к-рый официально считался его соправителем, хотя влияния на ход дел не имел.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

873/4 г. Папа Иоанн VIII посылает Епископа Павла Анконского для расследования процесса над Мефодием и освободить его (ЛИБИ, т. II, с. 138–144.) Перед угрозой расширения византийского влияния в Моравии, папа поторопился освободить св. Мефодия. Май 873 г. Освобождение св. Мефодия из заключения вмешательством папы Uoahha VIII . Мефодий возвращается в Паннонию к князю Коцелю, однако был вынужден перебраться в Моравию по приглашению моравского князя Святополка, так как немецкие Епископы угрожали расправой Коцелю за его покровительство Мефодию. В Моравии князь Святополк вверяет Мефодию управление Моравской Церкви. 874 г. Второе письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису, объявляющее об отлучении от Церкви греческого духовенства, находящегося в Болгарии, и с угрозами самому Царю Борису. Св. Царь Борис успокоил его подарками (ЛИБИ, т. II, с. 144–145). 874 г. Письмо папы Uoahha VIII Патриарху Игнатию с требованием явиться в Рим к нему для суда над ним. (ЛИБИ, т. II, с. 145–146.) 877 г. Св. Мефодий крестил чешского князя Боривоя (Кристиановая легенда). После 874 г. Немцы свергают Блатненского князя Коцеля с власти. Блатненское княжество было захвачено Моравией и Германией. 876 г. Епископ Формоза Портуенский попросил папу Uoahha VIII послать его в Болгарию в качестве болгарского Архиепископа, чтобы исполнить свое обязательство перед св. Царем Борисом. За это папа Иоанн VIII лишил его епископского сана (низверг его) и отлучил от Церкви. (Из страха, что Формоза стремится стать папой. Позднее Формоза успел все-таки стать папой римским – 891–896 гг.). 876 г. Арабы нападают на Аненнинский полуостров. С 876 г. Моравский князь Святополк начинает сближаться с немецким католическим духовенством и чинить препятствия св. Мефодию (Первое житие св. Наума Охридского). 877 г. В правление хорватского князя Седеслава хорваты перешли под юрисдикцию Вселенской Патриархии (при Патриархе Игнатии), но в 879 г. проримская партия убила князя, воздвигла своего ставленника на престол, который объявил, что переходит к Римской Церкви. Папа рукоположил первого хорватского Епископа Феодосия (D. Obolensky, The Byzantine commonwealt. Eastern Europe 500–1453, New-York, 1982, p. 136–137).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дукс Неаполя нередко прибегали к помощи арабов. Заключение союзов с мусульманами вызывало протест Римских пап Николая I и особенно Иоанна VIII (872-882), который стремился объединить франков, владетелей Юж. Италии и византийцев в борьбе против сарацин. Он предпринял попытку создать собственный флот (Classis Pontificalis) на основе неск. хеландиев (тяжелых военных кораблей), посланных визант. имп. Василием I Македонянином, и др. судов, построенных в Риме. После победы в морском сражении близ Неаполя (880) визант. флот появился в Римском Порте и взял город под защиту. В 883 г. арабы разорили монастырь Монте-Кассино (оставался в упадке до сер. XI в.), в 897/8 г. они вновь появились близ Рима и разграбили мон-рь Фарфа. При имп. Людовике II в И. впервые высадились норманны, которые напали на Пизу (860). В 873 г. папа Иоанн VIII при одобрении итал. знати стал поддерживать кор. зап. франков Карла Лысого (843-877; император с 875, король И. с 876), к-рого рассматривал как преемника Людовика II, и отверг претензии на имп. корону кор. вост. франков Людовика Немецкого (843-876). Став императором и королем И., Карл Лысый не оправдал надежд Папского престола и жителей И., полагавших, что он защитит их от сарацин. После его смерти на имп. корону и на власть в И. стал претендовать сын Людовика Немецкого Карломан, кор. Баварии (876-880; король И. с 877), к-рого поддерживали маркграфы Тосканы и герцоги Сполето, основные противники папы, неоднократно нападавшие на папские владения (в 878 маркгр. Адальберт Тосканский и герц. Ламберт Сполетский захватили папу в плен). После долгих колебаний Иоанн VIII сделал выбор в пользу короля Алеманнии, младшего брата Карломана, Карла Толстого, к-рый в 879 г. в Равенне в присутствии папы был провозглашен королем И. (имп. коронация состоялась в 881). Однако больше внимания он уделял делам в Восточнофранкском королевстве, где в 882 г. стал единственным правителем, а также в королевстве зап. франков, которое он подчинил в 884 г. С отстранением имп. Карла III Толстого от власти (887) И.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010