Устное и письменное Предание не представляют чего-то совершенно особого, друг от друга отличного. Только после смерти апостолов возможно стало разграничение письменного и устного Предания, но, несомненно, авторитет Церкви как хранительницы Предания вообще был ясно определен уже самими апостолами 875 . Важное значение Предания с принципиальной стороны сознается, конечно, тогда, когда бывает налицо искажение этого Предания. Мн видели, что учение о церковном Предании выражено было церковными писателями именно в борьбе с гностицизмом II века, который извращал апостольское Предание. Но разве гностицизм – первое заблуждение, с которым вступила в борьбу Церковь ? Борьбу с ересями начал уже ап. Павел. В прежнее время некоторые ученые не признавали, что уже в апостольский век были гностики. А Ричль, например, заявлял, что гностицизм апостольского времени есть гипотеза, изобретенная для объяснения пастырских посланий, противоречащая всем историческим данным 876 . Гносис не мог, говорят, существовать раньше гностиков, а гностики, как известно, появились во II веке 877 . Но в настоящее время вопрос о гностицизме в апостольское время можно считать решенным в положительном смысле 878 . Те исторические данные, которые приводит А Ричль и которым, по его мнению, противоречит гипотеза о гностицизме в апостольское время 879 , относятся к появлению знаменитых гностических лжеучителей и целых школ II века 880 , но гносис, как и всякое явление, развивался постепенно, и уже то цветущее состояние, которого он достигает во II веке, необходимо предполагает предварительную ступень его развития 881 . Действительно, указания на гностицизм можно находить во многих посланиях апостола Павла: к Коринфянам 882 , к Колоссянам 883 , Ефесянам 884 и особенно в посланиях пастырских 885 . Лжеучители распространяли свое учение, искажали учение Христово (καπηλεοντες τν λγον το Θεο) 886 . А потому в борьбе с тем же гностицизмом уже в апостольское время 887 установлен был принцип Предания и авторитет Церкви .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

865 Охаб – захаб, изогнутой формы каменный коридор за внутренней стороной ворот, с бревенчатыми боевыми настилами наверху, служил для надежной защиты ворот. 871 ...Оботуре Степане... – Автор иронически обыгрывает близкие по звучанию слова Баторий-Обатур. Обатур – в псковских говорах обозначает «гордец», «нахал». 875 ...нахожения ради Темиря-Аксака царя... – Избавление от нашествия Тимура на Русь в 1395 г. (захватив Елецкое княжество, он повернул назад) приписывалось заступничеству Владимирской иконы Богоматери, перенесенной из Владимира в Москву (см. Повесть о Темир-Аксаке в наст. изд., т. 6, с. 230–241). 876 ...яко именитого Колтыри... – Прозвище Тимура – Аксак по-тюркски означает «хромец». Слово «Колтырь» образовано от глагола колтать – колтыхать, имеющего значение «хромать, ковылять». 877 ...зде же по Печерскую икону. – Особо почитаемой в Псково-Печерском монастыре была икона Успения Богородицы. Готовясь к обороне города, икону перенесли из монастыря в Псковский Троицкий собор. Во время осады с нею совершали крестные ходы на места пролома. 878 ...князя Доманта и Микулу, иже Христа ради уродивого... – Дов-монт 33 года княжил в Пскове (1266–1299), под его руководством псковичи неоднократно одерживали победы над Литвой и Ливонским орденом. Почитался псковичами как патрональный святой, защитник города. Николай Салос – псковский юродивый (ум. в 1576 г.). Предание приписывает Николаю спасение города от кровавых расправ Ивана Грозного в 1570 г. 885 ...образ ...великого мученика Дмитрия Селунского... – Икона Дмитрия Со-лунского, воина, спасшего от врагов свой родной город Солунь, особо чтилась псковичами; ее заступничеству приписывались победы и военные удачи псковичей, в частности разгром немецких рыцарей на Чудском озере Александром Невским в 1242 г. 886 ...повелевает на осаду в прибавку... пройти во Псков град голов стрелецкому Федору Мясодову... – Гейденштейн и Пиотровский сообщают о двух больших отрядах, пытавшихся пробраться в Псков 3 и 7 октября. Первый отряд во главе с Никитой Хвостовым был замечен поляками и разбит. Хвостов попал в плен. Относительно второго отряда, который возглавлял Ф. Мясоедов, Пиотровский сообщает, что 150 человек были взяты в плен, несколько десятков убиты, остальные (всего их было 700) спаслись, возможно, проникли в город. По Гейденштейну, из отряда Ф. Мясоедова было убито 150 человек, 60 взято в плен, а 300 проникло в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

874 Отношение духовный отец – духовное чадо свойственно лишь христианству и является всегда прославлением единого божественного сыновства (см. G. Kittel, Theologisches Wœrterbuch , на слово “ Abba ” (“Авва”); С. Смирнов, “Духовный отец, или старец”, в: Богословский Вестник , т. 2, 1904; Н. Суворов, К вопросу об исповеди и духовниках в восточной Церкви , Москва, 1906. 875 Евагрий, Сотницы , VI, 52; также о подсознательном см.: Святой Максим Исповедник, P.G. 90, 997 В; о психологии бесовского: Святой Нил, P.G. 79, 1201. 876 Кассиан, P.L. 49, 162. 877 Дорофей, P.G. 88, 1640 С. 878 P.G. 35, 593 С. 879 См.: Holl, цит. соч., pp. 119, 120. 880 Правило 102; Mansi, t. XI, col. 987 (славянский текст: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых стец, Свято-Троице Сергиева лавра, 1992). 881 P.G. 89, 833; 89, 372. 882 Протестантское пастырское богословие говорит о “душепопечении”, “ Seelsorge ”. Но реакция против индивидуализма меняет эту позицию и провозглашает необходимость руководства совестью и даже о сакраментальной концепции покаяния (см.: J.D. Benoit, Direction Spirituelle et protestantisme , Paris 1940; Max Thurian, La Confession , Paris 1953; W. Staehlin und Ritter, Kirche und Menschenbildung , Kassel 1950; E.G. Leonard, Le protestantisme francais , Paris 1953). 883 P.G. 67, 1460. 884 Что соответствует наблюдениям психологов и педагогов: это возраст “нравственного сознания” у нормального ребенка. 885 Святой Симеон Солунский, P.G. 115, 357. 886 Больная природа излечивается противоядием спасения (Святой Иоанн Дамаскин, P.G. 94, 1332); Ориген первым связывает спасение с притчей о милосердном самарянине (P.G. 13, 1886–88; 14, 656 А). 887 Androutsos, Dogmatique , pp. 383–384. 888 См.: P. Evdokimov, Le Mariage, Sacrement de l’Amour , Lion 1944. 889 Против хулящих монашескую жизнь , III, 14; Беседа на Послание к Евреям , VII, 4. 890 P.G. 39, 44–45. 891 Hefele, Histoire des Conciles , v. I, p. 621. 892 Слова епископа Пафнутия. 893 Правило 13. 894 Замечательная диалектика апостола Павла относительно обрезания (Рим.1:26–29) ставит проблему точно такого же духовного плана и намечает идентичную перспективу для диалектики девственности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

Протоиерей Иоанн Сергиев. На письме помета: «1900 г. Июня 26 дня. В Консисторию на рассмотрение. Е Иоанникий». Е. К. Сергиевой, А. И. Поваляевой, М. К. Песоцкой. 28 июня 1900. По пути из Суры Добрая моя Елисавета Константиновна, Анастасия Ивановна, Мария Константиновна и все кто с вами! Божие благословение да будет на вас! Здравствовать вам, особенно тебе, больная голова 876 , – от всей души желаю. Вот, я возвращаюсь с родины; основал, освятил, открыл женский монастырь с храмом, в котором будут день и ночь молиться за нас, доколе обитель будет существовать 877 . Слава Богу! – Поздравляю тебя, Бог да добрые люди помогли мне это святое дело совершить 878 . Это – вечный капитал. Дай Бог всем вам прибавления здоровья, а главное душевного мира и удовлетворения. Теперь я иду Двиною в обратный путь 879 ; в Леушинском Монастыре – женском Новгород Губернии пробуду дней пять 880 ; потом отправлюсь в г. Рыбинск и Ярославль; затем в Москву 881 . Бог да сохранит вас. Пароход «Св. Николай Чудотворец». 28 Июня 1900. Священнику Александру Косухину. 18 июля 1900. По пути из Суры Досточтимый друг о. Александр Михайлович ! Шлю тебе мой сердечный привет с парохода, на коем путешествовал 882 , – и всей душой желаю тебе восстановления твоих телесных сил 883 – духовные, надеюсь, у тебя нормальны. Кланяюсь твоей жене Вере Александровне и ей желаю благодушествовать. Скоро я возвращаюсь в Кронштадт в конце Июля или в начале Августа 884 . Мое путешествие было вполне благополучно. Часто служил Литургии во всех городах по пути. Главное мое дело было освятить женскую обитель с церковью, – что я и совершил помощию Божией. Остаюсь доволен всеми постройками 885 и сестрами. Как ваше здоровье – улучшилось ли? Веселее ли вы, бодрее ли? Дай Бог вскоре увидеться. До свидания. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 Июля 1900 г. Игумении Таисии (Солоповой). 23 июля 1900. Кронштадт. Дорогая Матушка Таисия! Поздравляю тебя с благополучным прибытием домой. И мы прибыли 23-го Июля в Питер в воскресенье 886 , и я служил у тебя на Леушинском подворье. Сестры твои были очень рады; все они здоровы и тебе кланяются. Всем вам кланяюсь и я.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

874. О лжи. 1831. XLI. 236. 875. О том, чтобы мы старались немедленно искоренять страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души. 1831. XLII. 139. 876. О перенесении искушений с спокойствием и благодарностью. 1831. XLII. 158. II. Наставления: 877. В самоотвержении. 1826. XXIV. 6. 878. В том, что не должно осуждать ближнего. 1826. XXIV. 159. 879. В смирении. 1827. XXV. 58. 880. В страхе Божием. 1829. XXXIII. 131. 881. В том, что не должно располагать собою по собственному разуму. 1830. XXXIX. 33. 882. В том, что мы бодрственно и с известною целью должны идти по пути Божию. 1830. XL. 259. 883. О забвении самих себя. 1829. XXXVI. 22. 884. Наставление монастырскому эконому. 1831. XLIII. 61. 885. Изъяснение некоторых речений Св. Григория, поемых с тропарями во Св. Пасху. 1830. XXVIII. 155. 886. Изъяснение некоторых выражений Св. Григория, которые поются при воспоминании Св. мучеников. 1831. XLIII. 113. 887. Разговор с великим старцем Св. Варсануфием и учеником его Аввою Иоанном прозорливым. 1829. XXXVI. 154. 888. Различные краткие наречения. 1831. XLII. 56. VI. Письма: 889. Разным лицам. 1830. XXXVII. 155. 890. Начальникам в монастырях и подчиненным о том, как должно начальствовать над братиею, и как начальствующим повиноваться. 1830. XXXIX. 275. 891. Некоторым монахам, вопрошавшим его о посещении братии. 1830. XL. 30. Анастасия, Архиепископа Антиохийского †599 892. Слово на Благовещение Пренепорочной Богородицы Марии. 1841. I. 376. Св. Иоанна Постника †595 893. Послание к деве, преданной Богу, о покаянии воздержании и девстве. 1826. XXIV. 246. Св. Варсануфия и Иоанна 895. Душеспасительные наставления. 1834. I. 18. 158. III. 244. 1835. II. 262. 1836. IV. 41. Агапита, Диакона Святейшей великой Церкви Божия 896. Увещательные главы. 1827. XXVII. 248. Преподобного Исаака Сириянина †в к. 6 или н. 7 в. I. Слова: 897. О том, как далеко простираются пределы разума и пределы веры. 1821. II. 242. 898. О трех степенях разума. 1821. II. 248. 61. 268. 899. О иных образах и разумениях различия разума. 1821. II. 275.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Ιω. Ν. Θεοδωρακοπολου. Εισαγωγ εις τον Πλτωνα. Αθναι, 1941. Σ. 195. 874 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 875 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα ες το κατ Λουκαν Ευαγγλιον. θηναι, 1952. Σ. 269. 876 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. 4. Гл. 25: О слепце Дидиме. М.: Росспэн, 1996. С. 193. 877 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопр. 19//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (9–23). 878 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9 С. 930. 879 Он же. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 28. Ст. 3//М., 1993. Т. 2. С. 317–318. 880 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 26. О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей. Ст. 107. 881 Νικοδημου γωρετου. Να Κλμαξ… Κωνστανπνουπλει, 1844. Σ. 300–301. · 882 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 13. Μ., 1992. С. 36–37. 883 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Μ., 1993. Беседа 28. Гл. 3. 884 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. Л. 46. 84 С; сщмч. Иустин Философ. Беседа 5, 3//ΒΕΠΕΣ. 3, 214; свт. Ипполит Римский. Слово к эллинам//ΒΕΠΕΣ. 6, 227. 885 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 383. 886 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 85В. 887 Νικοδημου γιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 400. 888 Π. Ν. Τρεμπελα. πμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 487. 889 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 20//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (24–35). 890 Ευγ. Βολγαρη. Αδολεσχα Φιλθεος (4). Αθναι, 1962. Σ. 176. 891 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 39, 3//PG. 61, 335–336. Он же. На Посл. к Евр. беседа 28, 1//PG. 63, 192. 892 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Лк. 16, 19//PG. 72, 821, 824, 825: «Суд будет после Воскресения мертвых, как записано повсюду в Священном Писании, Воскресение же будет не прежде сошествия к нам с небес Христа в славе Отчей со святыми Ангелами […]. Но поскольку Христос еще не явился, то и Воскресения не произошло и воздаяния по делам не последовало». 893

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

93. 863  Наш древний и старый обычай: после помазания елеем известных частей тела крещаемого помазывать всё последнее, отвергаемый митрополитом Кириллом в деяниях Владимирского собора 1274г., может быть, возник из того недоразумения, что в требниках в заключение речей о помазании известных частей тела говорилось, как говорится в настоящее время: „и егда помажет все тело (т. е. все известные его части), крещает его”... 876  В рукописях и с них в печатном ошибочно: единому. Кроме ясности ошибки самой по себе, cfr греческий подлинник. – Под молитвами должно разуметь молитвы огласительные или запрещения. 881  В Памятниках Павлова col. 254 (Волоколамская рукопись в библиотеке МДА лист 5 и оборот). 886  Ibid. col. 274 fin., 283 fin., 416, 496 и 517. Относительно произнесения слов при погружении младенца в воду Фотий не во всех случаях совершенно единообразен. В трёх случаях он предписывает произносить: на первом погружении „во имя Отца”, на втором „и Сына (во имя Сына)”, на третьем „и Святого Духа”; в одном случае: „во имя Отца..., во имя Сына..., во имя Святого Духа, и ныне и присно и в веки веком, аминь”; ещё в одном случае: „во имя Отца, аминь”..., и Сына, аминь..., и Святого Духа, аминь”. 887  Ibid. col. 275, 284, 517. [Ср. col. 286–288 – митрополита Фотия; col. 920 и 925 – в святительских поучениях XVI в.; col. 867 § 54 и 868 § 60 – в вопросо-ответах XV в.]. 891  Два требника указаны нами в Ι т. 2 половине, стр. 366 начало/423 . Указание многих других служебников и требников см. у Одинцова, – стр. 259 и у Дмитриевского, стр. 292, также у Мансветова в исследовании: „Митрополит Киприан в его литургической деятельности”, стр. 144 fin.. 893  Указывая некоторое свидетельство в пользу мнения о латинском влиянии на наше крещение, г. Одинцов говорит, что отрицания от сатаны произносились у нас раздельно „подобно обыкновению церкви латинской”, – стр. 147; но совершенно так было и у Греков, см. Дмитриевского стр. 279 sqq. 894  [„Обыкновенно на 40 день, если бы ребёнок случайно хворал, его приносить в церковь и крестить, причём, он трижды весь погружается в воду; иначе они не считали бы его окрещённым”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

873 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 2. Письмо 148. С. 333. 874 Преп. авва Исаия. Слово 16, § 10//Добротолюбие. T. I. С. 349. Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 83. 875 Никон Черногорец. Панденты. Тактикон//Пастырское чтение. 1915, март. С. 10. См. также: Пролог, 21 мая; преп. Петр Дамаскин. Творения. Киев, 1905. Кн. 2-я. Слово 5-е. О терпении. С. 245—246. 876 Пастырское чтение. 1915, март. С. 11. 877 Там же. С. 50. 878 В. П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. М., 1913. С. 170. Старец Амвросий здесь кратко передает рассказ св. Амфилохия, еп. Иконийского, приводимый им в слове о покаянии. 879 Извлечение из беседы о покаянии св. Амфилохия, епископа Иконийского. Киев, 1894. Изд. Киево-Печерской Лавры. 880 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265, преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 11. С. 262; § 108. С. 365. 881 Преп. Варсонофий и Иоанн. Отв. 302; преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12-е, гл. 4, 5. 882 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 265. 883 Преп. Петр Дамаскин. Творения. В 2-х книгах. Изд. 3-е Киево-Печерской Лавры. Киев, 1905. Кн. 1. С. 143. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 56 и 97. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 61, С. 151—152. 884 Преп. Петр Дамаскин. Указ. соч. Кн. 1. С. 159. Ср.: Кн. 2. Слово 8. С. 264. См. Добротолюбие. Ч. 3. С. 62. 885 Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы. § 85//Добротолюбие. T. III. С. 99. 886 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 25, § 61. 887 Ср.: Еп. Феофан. Внутренняя жизнь (из слов к Тамбовской и Владимирской паствам). Изд. 2-е. М., 1899. С. 54—55. 888 Утренние молитвы, молитва 8-я ко Господу Иисусу Христу («Многомилостиве и всемилостиве Боже мой..») 889 Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. С. 54—56. 890 Преп. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3-е. Сергиев Посад. 1911. Слово 7. С. 34—35. 891 Преп. Исаак Сирин. Слово 47. С. 204—205. 892 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 5, § 30. 893 Он же. Слово 26, § 89. 894 Он же. Слово 26, § 13. 895 Он же. Слово 6, § 10. 896 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 26, § 146. Надо иметь в виду, что иногда и наше сластолюбивое сердце, связанное навыком греха, прикрывается рассуждением, что Господь милостив, велел семьдесят раз по семь прощать и проч., только бы не принимать решительных мер к исправлению. И когда согрешивший не принимает надлежащих мер к исправлению, не сокрушается всем сердцем о своем падении, не просит Бога о помощи как должно, то страх Божий не зарождается в нем и человек удобно бывает низлагаем врагом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Такого же рода ссылки латинских богословов на древние литургии, в которых Дева Мария называется Пресвятою и Пречистою, а также на древний праздник зачатия Пресв. Девы и по сему случаю говоримые древними пастырями поучения. Потому что в древних литургиях нет ни слова о чистоте и святости Пр. Девы в отношении к первородному греху, и потому что нет и намека на этот предмет в поучениях древних пастырей, например Андрея Критского , на праздник зачатия Пр. Девы, и самый праздник этот называется прямо только зачатием, а не непорочным зачатием Пр. Девы. 869 Confess. augustan. d. XVIII. 1, 2, 4, 9; Apolog. confess, augustan. d. I. 1, 3, 7–12, 15, 17–25, 38–43. VIII. 70, 73. Loci praecip. theolog. p. 109, 120–125. 876 Подобные сказания были и у других народов, например японцев, индийцев, монголов и скандинавов. Смотр. Размышл. о божеств. религ. христ. Огюст. Николя. Перев. Τ. I. книг. 2 стр. 191–218, изд. 1866 г. 2-е. 877 Можно заметить, что учение о жизненных бедствиях и смерти, как следствиях грехопадения прародителей, стояло во внутренней и неразрывной связи с общим учением о первородном грехе, почему оно наравне с последним было принято и утверждено древней Церковью, равно как и наоборот, вместе с отвержением пелагианской ереси, отрицавшей первородный трех, было ею отвергнуто и осуждено и лжеучение о смерти и жизненных бедствиях, как будто бы чисто естественных и необходимых в тварной природе явлениях. 884 О вочеловеч. Господа. Христ. Чт. 1847 г. ч. 3, стр. 171 и 172. Сравн. Григор. Наз. Orat. 38. n. 12. 885 Так понимали и изъясняли эти слова и древние толковники, например Амвросий (De fid. ad Gratian. lib. V. c. 6. n. 83. Comment. in. epist. ad Roman, c. 8. v. 29), Иероним (Comment. in epist. ad Rom. c. 8. v. 29); Кирилл Александрийский (Comment. in Malach. с. 1. v. 2 et 3) и Феодорит (Comment. in epist. ad Rom. c. 8. v. 29 et 30). 886 Подобный смысл заключают в себе слова 1 послания ап. Петра, гл. 2, ст. 8 ( 1Пет.2:8 ): о Нем же (краеугольном камне – Христе) и претыкаются слову противляющиися, на неже и положены быша (на что они определены), где определение к преткновению поставляется в прямую и внутреннюю зависимость от свободы людей, противящихся слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010