Всем этим не свидетельствуется ли их развращенность? Они ни отцов не боятся, ни к матерям не питают уважения, ни братьев не стыдятся, ни слуг и служанок не стесняются, но для всех одинаково служат соблазном. 2) Многие замужние жены являются для своих мужей истинными аспидами... Не позволяя мужу своему иметь мира ни с соседями, ни с знакомыми, она всех оскорбляет, со всеми судится, на всех нападает, всех приводит в смущение, пред властями держит себя дерзко и бесстыдно, в судах является в качестве обиженной, в банях многоречивой, в церквях устраивает неприличные встречи, и везде болтает без меры: «Я поддерживаю наше благосостояние, я доставляю средства для жизни; муж мой только считается главой семьи, а ни о чем не заботится, ничего не знает, не входит ни во что, что делаю я в доме, кроме того, что ест и пьет за столом, не зная, как и откуда добывается это». 3) 1Тим. 5:10 . Невоздержная вдовица – дикий зверь. После смерти мужа своего она озирается туда и сюда, и ищет, где бы найти себе тайного любовника, и под предлогом молитвы или заботы о своем доме она многим причиняет соблазн; совершая же беззаконные дела и во чреве зачиная, она старается это скрыть и тысячи способов употребляет, чтобы произвести у себя выкидыш, прибегая к помощи яда, или к содействию других развращенных жен. В ее сердце нет страха пред Богом, все видящим, и, совершая грех, она не стыдится, но плода этого греха стыдится и избегает. Минь. Т. VI. С. 535 Творения Т. VI. С. 864, 865, 866, 868 На слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое (Быт. 24:2); и о различных мучениках 713. Разумение Писаний, как и искусство, предоставлено воле человека На слова Быт. 24:2 . Испытайте писаний ( Ин. 5:39 ). Испытайте, – не просто прочитывая, но исследуя глубины его мыслей. Бог дал Писания, однако их внутреннего смысла не обнажил, но предоставил это твоим усилиям, чтобы испытать твою добросовестность и увидеть твое усердие, чтобы увидеть, будешь ли ты служить Писаниям, или будешь их насиловать. Ведь, как природу вещей Бог предуставил, а искусства скрыл, и все вещи получили свое бытие от Бога, а искусства имеют своим источником человеческую мысль, так и относительно Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Филоновские тенденции находятся и в оригеновском учении о природе человека. И он прежде всего различает высшего, внутреннего, невидимого и бестелесного человека, с одной стороны, и видимого и телесного, который был plasmatus, но не factus, 851 – с другой. Говоря о том, что человек создан по образу и по подобию Божию, 852 Ориген под образом Божиим разумеет изначально данную человеческому духу способность духовно-нравственного совершенства, способность реального проявления той «суммы добродетелей, которые Богу присущи субстанциально, а в человеке могут существовать чрез труд и подражание Богу» 853 : с именем же подобия он связывает то совершенство человеческого духа, которое является результатом его нравственной деятельности по образу Божию. 854 Образ Божий не может быть изглажен или уничтожен совершенно. 855 Вот почему люди, рождаясь под грехом, приносят в этот мир, хотя и не каждый в равной степени, те спасительные и святые семена, которые при внимании и труде могут возрасти в прекрасный плод нравственного совершенства. 856 «Подобие же, – рассуждает Ориген , – нельзя приписать людям, живущим на земле, оно обещается нам только в будущей жизни». 857 Иногда Ориген смешивает образ и подобие Божие. 858 Далее, как и Филон, Ориген считает человека образом не Бога, а только Образа Божия, т. е., Сына Божия, 859 откуда Сын Божий является посредником для людей в деле Богопознания. 860 Что касается частей души, то Ориген высказывается по этому вопросу различно, предоставляя каждому выбирать то мнение, какое ему покажется более основательным. 861 Чаще всего Ориген утверждает, что человек состоит из тела и духа. 862 Последнему Ориген усвояет общее название γεμονικον. 863 Дух, он же mens и ratio, имеет своё начало от Слова Божия, 864 он есть высшая разумная душа: низшая же (телесная) душа есть жизненный дух, который свойственен и животным; 865 эта душа есть субстанция φανταστικ и ρμητικ, 866 её седалищем является кровь, так как кровь всех животных есть душа их. 867 Впрочем, (телесная) душа человека представляется у Оригена несколько отличной от души животных, именно: она более интеллектуальна и более духовна. Мало того: душа и  νος не мыслятся Оригеном различными: душа – это νος, посланный в наказание в тело, а νος – это душа, очистившаяся от греха или неподпавшая греху. 868 Отсюда выясняется, что Ориген не был трихотомистом: 869 он говорит собственно о двух частях в человеке: душе и теле. Последнее имеет пять чувств: как низшая часть человека, тело должно подчиняться душе. 870 На тела Ориген смотрит, как на нечто отрицательное, и потому облечение души телом почитает наказанием Божиим, – душа, по его мнению, никогда не получила бы тела, если бы раньше не согрешила. 871

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Заговорщики надеялись устроить прения 25 июня во время коронации царей Ивана и Петра, но Хованский отговорил их, боясь спровоцировать силы противников во время такого торжественного дня. Число сторонников старой веры росло все больше и больше. Девять стрелецких полков и московская артиллерия высказались в их пользу. Остальные десять стрелецких полков еще колебались и пока что еще не решались подписаться под челобитной о восстановлении старой веры 862 . Так как в каждом из полков было около 700–1000 человек, то силы, на которые могли опираться заговорщики, оказались очень значительными 863 . Хованский и сам спешил действовать. Порывистый, но не упорный, он успел уже несколько отойти от первых ролей после передачи регенства Софье. Сама Софья, жаждавшая власти, не собиралась делить ее с честолюбивым князем. Силы, соединившиеся в мае для свержения Нарышкиных, теперь сами входили в конфликт, споря между собой о разделе управления государством 864 . Положение самого Хованского усложнялось отсутствием средств. В руках его и его семьи были только Стрелецкий и Судный приказы, которые не располагали средствами и не могли финансировать его дальнейшей политической деятельности. В своих письмах он жаловался на безденежье и писал сыну»а ныне я Бога свидетеля поставлю на душу свою. Если у меня была одна копеечка, и я бы тое на две рассек, половину бы к вам прислал... я [до сих пор] над собой такой нужи и бед не видал« 865 . Опасения за свою власть и погоня за деньгами толкали прослывшего под насмешливым прозвищем Тараруя князя на опрометчивые поступки и, не подготовив достаточно свои силы, он назначил выступление раскольников и диспут на начало июля. Собрав стрелецких выборных и представителей слобод, Хованский, прежде всего, запросил их:»Все ли вы полки за едино хощете стоять за старую христианскую веру?« Ответ был единогласен:»Мы, государь, царский боярин, все полки и чернослободцы за едино рады стоять, за старую христианскую веру» 866 . Тогда Хованский повел их к патриарху Иоакиму. Первый спор раскольников с патриархом, состоявшийся без народа в палатах Кремля, не дал никаких других результатов, кроме того, что церковные власти сменили греческие жезлы на старые русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

862 Ср. гл. 4–5 фундаментального труда: Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from Eleventh Through the Fifteenth Century. Berkeley, 1971. 863 Неплохой обзор источников: Nicol D.M. Byzantine requests for an Oecumenical Council in the Fourteenth Century//Annuarium Historiae Conciliorum. 1969. Vol. 1. P. 69–95; более обобщенно: Vries W., de. Die Papaste von Avignon und der christliche Osten//OCP 30 (1964). P. 85–128; Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirchen im byzantinischen Reich. Gottingen, 1980. S. 226–230; Un Temps d’Epreuves (1274–1449)/Mollat du Jurdin M., ed. Vol. 6: Histoire du Christianisme des origines a nos jours. Paris, 1990. P. 304–309. 864 Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirchen… S. 206–207; Nicol D.M. Byzantine requests for an Oecumenical Council in the Fourteenth Century. P. 76–81; Vries W., de. Die Papste von Avignon und der christliche Osten. S. 106–107. 865 PG, 151, col. 1331–1342 (col. 1332)·, Geanakoplos D.J. The Council of Florence (1438–1439) and the Problem of union between the Byzantine and the Latin Churches//Byzantine East and Latin West. New York, 1966. P. 90–92. [см. в: Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности; История крестовых походов. М., 2001. С. 236, 237]. 866 См. тексты, изданные С. Giannelli: Un progetto di Barlaam Calabro per Punione delle chiese//Studi e Testi. 1946. Vol. 123. P. 157–208; обсуждение вопроса: Meyendorff J. Un mauvais theologien de 1’unite: Barlaam le Calabrais//L’Eglise et les iglises: Etudes et travaux offerts a Dom Lambert de Beaduin. Chevetogne, 1955. Vol. 2. P. 47–64 [переизд.: Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems]. 869 Ibid. P. 53–62; Loenertz R.J. Ambassadeurs grecs aupres du pape Clement VI (1348)//OCP 19 (1953) P. 178–196; Gay J. Le pape Cldment VI et les affaires d’Orient. Paris, 1904. P. 4–118; Dolger F. 2942, 2957. 871 Meyendorff J. Projets de concile oecumeriique en 1367. P. 174:ναγκαστη πστκ οκ στιν. Предложение сделать собор действительно репрезентативным было сделано в 1273 г. патриархом Иосифом I и повторено его тезкой Иосифом II в 1422 г. См.: Laurent V. Les priliminaires du concile de Florence: Les Neuf Articles du Pape Martin V et la reponse inedite du patriarche de Constantinople Joseph II (Octobre 1422)//REB 20 (1962). P. 54. Об идее считать Вселенским такой собор, на котором присутствуют все пятеро патриархов, см.: Darrouzis J. Une conference sur la primaute du pape a Constantinople en 1357//REB 19 (1961). P. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Разве это не есть пересказ в физических терминах признаков идей, по Платону – бестелесных, непротяженных, неизменяемых, вечных сущностей. Разве это не аристотелевские частные формы, или, наконец, разве это не воинство небесное созерцаемое с Земли как звезды, но земным свойствам чуждое?» (с. 52). Теперь, кажется, ясно, какой «опыт», какую интуицию имеет в виду Флоренский, какое мировоззрение он защищает. Конечно, в 1922 г. он проповедовал взгляды Птолемея открыто, и делал это при помощи частного издательства. Теперь же, в 1932 г., он изворачивается, проповедует те же взгляды в «невинной», тонко замаскированной форме, и делает это на страницах советского журнала, который широко афиширует себя так: «СОРЕНА издается по специальному постановлению ЦК ВКП(б), и является самым большим и серьезным журналом по вопросам науки и техники», как это можно прочесть на любой обложке журнала начиная с 1931 г. и поныне. Выходит, что кое-какие авторы за эти годы « поумнели», а кое-какие редакторы наших журналов не проявляют ни на грош бдительности. Вместо нужного привлечения по специальности, дается трибуна для пропаганды идеализма. В этом отношении случай с Флоренским не является единственным. Проповедью идеализма занимаются и такие ученые, как Вернадский, Френкель, 864 Гамов 865 и др. Выходит, что наши редакторы не сумели раскусить П. А. Флоренского. Зато его прекрасно понял небезызвестный вождь истинно русского идеализма А. Ф. Лосев . В своей книге «Античный космос в современной науке» (М., 1927, изд. автора) этот мистик, ссылаясь на «Мнимость в геометрии» Флоренского, пишет: «Таким образом, платоновские идеи, вернее, тела, как абсолютные носители идеи, или абсолютные воплощенности идеи, оказываются вполне мыслимыми математически. Это есть тело, движущееся со скоростью света, массивное в бесконечной степени, и свое время собравшее во всей его бесконечности. Весь платонизм в этой формуле: при условии v > с. С другой стороны, мысля себе v большим с, мы получаем мнимую длину тела, обратно текущее время и мнимую массу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Неправильно переводит и толкует грузинские слова: ciskideni края неба в, смысле края Мира 843 , damyna привитие, привитие, привязывает в значении защиты, ограды 844 , gancxadebulad открыто, явно переводит через признав 845  и др. Книга Бытия, по мнению проф. Марра, имеет на грузинском языке два названия: Sobani (?) и dabadeba; очевидно, ему неизвестно, что существует на нашем языке еще два названия указанной khuru-igni Sesaqmisa, igni SeqmnaTa-khura творения 846 Подчас конъектурно восстановляет и не везде правильно читает проф. Марр разборчивые в тексте слова: cremli 847 , ityvs 848 , miemadla 849 , eklestiaste 850 , scuan viTa 851 , mun Tques 852 , sulibnis 853 , Tanamdebarian 854 , var daSavebul 855 , Svenier var 856 , Sav vari me 857 , umwyni 858 , dalpis 859 , viTar 860 , Sinao 861 , aRsrulebuli 862  и др. Есть и пропуски слов: var 863 , vas 864 , и др. Оставлено без перевода: „ese yi misTana“ 865 . Относительно слова проф. Марр рассуждает так: «судя по славянскому переводу, должно означать кротость; этого требует также обычное представление о голубе, качеством которого и выставлено dasaxlebuloba. Между тем слово это может означать по- грузинские лишь (?) построение дома, обзаведение семьею (и домовитость добавим мы с своей стороны):чтобы понять его в значении кротости, надо знать что оно представляет материальный перевод армянского (арм.), -что, происходя от (арм).домашний, однако значит и кротость» 866 . Когда хочет проф. Мирр, то грузинские, переводчики превращаются в буквалистов, как в данном месте, а в других случаях он освобождает их от подобного раболепия перед буквою, утверждая, что «точность составляет основное условие у авторов (раз. грузин) этих переводов» 867 . Даже там, где грузинский текст ясно говорит, что он переведен не с армянского, Марр силится Оправдать свою предвзятую мысль: «толкование богословения Иакова, говорит проф. Марр, в Шатбердском списке помещено на втором месте по какому то недоразумению (?!) на грузинской почве, так как в армянском в этом отношении соблюдается правильный порядок. По всей видимости виновники этого недоразумения-переписчики грузинского перевода» 868 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Перевод Г. В. Глазыриной по Fas. III. 167–170) Х.6.3 Глава 3 [Конунг Эйрек решил жениться на Ингигерд, дочери Хреггвида. Не желая выходить за него замуж, но понимая сложность своего положения, девушка ставит конунгу свои условия. Она пожелала, чтобы ее отец был похоронен в кургане со своими доспехами, а его конь был выпущен на свободу. Сама Ингигерд в течение трех лет согласилась править лишь четвертью той страны, что принадлежала ее отцу, а на остальной территории будут поставлены ее доверенные люди. Все эти три года будут проводиться состязания, на которых против Эйрека и его людей Ингигерд будет выставлять своих сильнейших воинов. В единоборстве должно решиться, кто сильнее, и, если победит воин, выставленный Ингигерд, то конунг Эйрек должен будет навсегда покинуть Гардарики. Эйрек решает с помощью магии, которой обладала сестра Эйрека, выкрасть доспехи из кургана конунга Хреггвида, чтобы одержать победу.] Грим Эгир стал правителем Эрмланда 860 . Это – одна из королевских резиденций в Гардарики, и это мало нравилось тем, кто должен был служить ему. Они с Тордом вели бесконечные походы против обитателей 861 из Алуборга 862 ; мог бы получиться хороший рассказ о том, как они применили магию и колдовство, и шли в тяжелые сражения, и ни один из них не был хуже, а другой лучше. Сёрквир и Блюнъюльф 863 летом были в грабительском походе и охраняли земли конунга Эйрека. Ингигерд, дочь конунга, находилась в одном из своих замков со своими ближайшими людьми и была очень обеспокоена своей судьбой. (Перевод Г. В. Глазыриной по Fas. III. 171–173) Х.6.4 Глава 6 [Хрольв Стурлаугссон 864 дал своим родичам обет не возвращаться домой, не добившись славы и не обретя богатства и своего государства. Его мать дала ему волшебный плащ Вефреянаут 865 . По пути, один человек ему сообщает, что некий викинг Йольгейр находится «в викингском походе на Аустрвеге 866 », Хрольв поступает к нему в отряд.] Они грабили все лето. Менял Хрольв серебро из денежного мешка двумя руками 867 , и все хорошо к нему относились, кроме Йольгейра, потому что был Хрольв ленив и сонлив, и ничего не умел делать на судне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Равным образом был обойден молчанием и вопрос о «32 артикулах». Судьба «32 артикулов» Как отнеслись к «артикулам» в Ватикане? Это один из загадочных вопросов в предыстории Брестской унии. Известно, что в августе «артикулы» были переданы в Конгрегацию инквизиции. В ватиканской рукописи, содержавшей копию ответа нунция на «артикулы» (от 1 августа 1595 г.) имеется запись, что «артикулы» переданы 30 августа кардиналом Альдобрандини в консисторию. В конце того же тома помещен латинский меморандум о важности унии и ее исторических корнях. Халецкий предполагает, что этот меморандум был прислан Маласпиной вместе с «артикулами» и копией его ответа на них 863 . Уже 16 сентября из Рима сообщалось нунцию, что «артикулы» рассмотрены, но члены конгрегации не выработали пока решения 864 . Позднее, вплоть до приезда Потея и Терлецкого в Рим, нет никаких следов дальнейшего обсуждения «артикулов» в Риме. В конце ноября 1595 г. рассмотрение «артикулов» начинается как бы по второму кругу, после того как они были еще раз представлены Потеем и Терлецким вниманию курии. Известно, что конгрегация по греческим делам во главе с кардиналом Ю.А. Санторио дважды, в конце ноября и в начале декабря 1595 г., рассматривала «артикулы», что к экспертизе были привлечены некоторые теологи других конгрегаций (а это было делом необычным, «cosa insolita а farsi»), но довести работу до конца не удалось, и окончательный ответ должен был подготовить кардинал Сфондрато 865 . Каков был этот ответ, осталось неизвестным. Правда, известны два других мнения, но и они дошли до нас не в оригинальном изложении, а в пересказе третьих лиц. О первом из них мы узнаем из письма, отправленного 16 декабря 1595 г. одним из сотрудников кардинала-секретаря Альдобрандини падуанскому епископу В. Пинелли, живо интересовавшемуся унией. В этом письме передано содержание отзыва доминиканского теолога X. Сарагосы на представленные в Рим «артикулы». Второй отзыв анонимен, принадлежит перу «некоего» теолога и был опубликован уже в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Трудно поверить, чтобы все это было ложно. 864 Достоверно, что Дамас сопровождал Либерия только до Милана, и что, по возвращении своем в Рим, был в общении с Феликсом, избранным в епископы римские вместо Либерия. Достоверно также, что Дамас удержался на престоле только силой, поддержкой императора и префекта римского. Также достоверно, что в продолжение трех месяцев длились кровавые схватки между обеими партиями в базиликах. Приверженцы Урсина обвиняют в том Дамаса, а его приверженцы делают подобные же упреки Урсину. Один из историков языческих обвиняет как того так и другого, говоря, что честолюбие подстрекало обоих соперников оспаривать престол римский. «Рассматривая, говорит он, 865 пышность Рима, я не стану оспаривать, что ищущие этого престола не стали бы употреблять всех усилий для получения оного; он доставляет положение обеспеченное и они обогащаются приношениями матрон. Одежда у них великолепная, иначе не выезжают, как в колеснице, едят столь сладко, что стол их превосходит царский. Они могли быть вполне счастливы, если бы, презирая величие Рима, подражали жизни некоторых епископов провинций, которые по воздержности своей, бедности своего одеяния и скромности поведения, действительно достойны Бога вечного и его истинных поклонников». Сказанное Аммиеном – Марселлином о роскоши и богатстве епископов римских не преувеличено. Префект Рима, Претекстат, отвечал Дамасу, убеждавшему его принять Христианство: «Сделай меня епископом Рима и я немедленно приму Христианство». 866 В епископах римских было менее духа христианского, нежели в историке языческом, считавшем воздержание, смирение и нищету более угодными Богу, нежели роскошь и сладкоядение. В Риме было множество богатых и семейства эти, особенно дамы, были чрезвычайно щедры к духовенству, а более всего к епископам, так что не удивительно, если епископы эти жили столь пышно. Впрочем все духовенство римское подражало главе своей. Пресвитеры одевались в великолепные ткани, отличались щегольскою обувью и благоухали драгоценными ароматами. В истории не видно, чтобы они отличались добродетелями и ученостью. Напротив того, невежество их обратилось в пословицу; к тому присоединяли они фарисейское лицемерие и разврат, худо соглашавшиеся с их претензиями на безбрачие. 867 Должно заметить, что в Церкви самой развращенной говорили за безбрачие громче, чем где-либо. 868

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

857 . По вопросу о посмертной участи человека воззрения Епископа Игнатия вполне определенны, ясны и глубоко назидательны. Ад и рай – для Епископа Игнатия не отвлеченные понятия о различной посмертной участи или состоянии людей, а вполне определенные и качественно различные, как и духовные настроения людей, в зависимости от характера и направления их земной жизни. И в раскрытии этого вопроса Преосвященный Игнатий идет своим обычным методом, обосновывая свои понятия о рае и аде и о посмертном состоянии душ не на самочинных измышлениях рассудка, а на свидетельствах Слова Божия, 859 Священного Предания и подвижников Православной Церкви 860 и немолчной живой проповеди в Богослужении Православной Церкви. 861 В то же время воззрения Епископа Игнатия по вопросу о посмертной участи людей находятся в соответствии с пониманием им природы духовного мира. Будущие жилища душ, говорит он, соответствуют естеству их, т. е. их эфирной природе. Соответствует этой природе Эдем или рай, соответствует ей и ад. Кроме духовного наслаждения и внутреннего царства святой души, раскрывающегося в ней уже отсюда, по мере её очищения, она помещается в страну и обитель, каковым подобает быть местопребыванию души, удостоенной милостью Божией вечного блаженства. Душа грешная, отвергнутая Богом, не только мучится своею совестью и своим состоянием отвержения, но и заключается в страшную подземную темницу, именуемую адом, тартаром, геенной, где подвергается лютым мукам, способным терзать её эфирную природу. Все это сказано в Священном Писании, и открывается Святым Духом по Его избранию и усмотрению человекам, достойным такого откровения, откровения душеполезнейшего. 862 Он приходит к мысли, что земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собой падшему человеку. Когда видим великолепие нашего изгнания земли, невольно восклицаем: это рай! Боговидец Моисей изображает рай изящнейшим и обширнейшим садом ( Быm. II, 9 ). Точно таким видели рай многие угодники Божии Новозаветной Церкви. Таков он и на самом деле, но вещество его и природа тонки, соответствуют естеству его жителей-духов, и потому недоступны для наших чувств, огрубевших и притупившихся от падения. 863 Природа рая, благолепие небес, изобилие там благодатного блаженства – превышают всё изящное и приятное земное. Падение человека так глубоко, что он в состоянии падения уже не может сам собою получить никакого понятия о потерянном своем блаженстве. Водворив царство Божие в человеке, Дух Святой нередко возводит достойных служителей Своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника. 864 Место рая определяется Священным Писанием – на востоце. В таком направлении находится рай по отношению к земле. 865

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010