V. Третий порядок обнаружений божественного мироправления Видение жены и дракона (12) С двенадцатой главы начинается новый, третий период обнаружений дел Бож. мироправления; Иоанн и ее начинает с союза «и» (κα), как бы поставляя в тесную и непосредственную связь с последним стихом предшествующей главы. Но постановление связи, с которой начинаются почти все главы Апокалипсиса, вовсе не служит, как этого хотят некоторые толкователи 863 , указанием на отношение к ближайшему предыдущему, но на отношение к всему содержанию Апокалипсиса, как единого целостного откровения, полученного с одного и того же Бож. Духа и притом в одно и то же время. Перед глазами тайнозрителя явилось (φθη) на небе великое знамение. «Явилось» употреблено в смысле: «оказалось перед глазами», «внезапно стало видимым): и предполагает собою то, что Иоанн оставался при прежней же точке зрения; только перед ним изменилось самое поле зрения. Он видит теперь знамение (σημεον). Прежде перед его глазами являлись различные образы и символы (5:1; 6:2, 3:5, 7; 8:2, 13), и здесь только в первый раз он употребляет определение знамения по отношению к наблюдаемому предмету (15:1). Знамение есть такой, символ (ср. σημενειν), такое символическое явление, которое имеет значение не только в отношении к цели, с которою оно употреблено, но и само по себе и в себе ( Ин. 4:48 ; 2Кор. 12:12 ), поэтому при рассмотрении знамения требуется внимательное исследование всех тех признаков, которыми описано это знамение; нужно обратить внимание не только на действие, но и на его обстановку. Сам Иоанн говорит об этом знамении, как о великом, и этим не только отличает его от последующаго знамения ст. 3 864 , но и указывает на его особенное значение 865 и особенно глубокий смысл. Замечанием же, что знамение явилось на небе, тайнозритель говорит не столько, так сказать, о помещении созерцаемого предмета 866 жена, предмет видения, впоследствии созерцается тайнозрителем на земле, – сколько о происхождении и значении этого знамения. Знамение – небесного происхождения, оно является по Бож. воле, как бы с неба, и должно быть понимаемо и принимаемо, как особенный способ откровения Бож. воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Приложение Хронологический перечень 853 земельных приобретений Кириллова монастыря до второй четверти XVII века. Для фактического подтверждения выводов, сделанных нами относительно развития монастырской вотчины, приводим (следуя хронологии кирилловских игуменов) перечень земельных приобретений монастыря со времени его основания до второй четверти XVII века). При жизни преподобного Кирилла (его сын духовный) 854 князь Можайский, Верейский и Белозерский Андрей Дмитриевич дал ему на Волочку Словинском: свое село Великое и «что в нем серебро или что х тому селу потягло» 855 и пустошь Глебцеву 856 . по реке Уломе и Словенке (левом притоке Шексны) – Милобудские починки с лесами и с пожнями (где впоследствии находились деревни: Ивонинское, Великий Дор 857 , Прокунинское 858 и Болванцево) 859 ; на реке Шексне: наволок Скотин (или Шотин) 860 . Супруга великого князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия Дмитриевна пожертвовала («игумену Кирилу») в Белозерском уезде «село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» 861 . Из числа лиц не княжеского рода земельные вклады поступили: от «Василия Олександровича» – «пожня от Шолдовского озерка по Шоксне вниз до кривые березы, от тое березы, прямо к Шохсне на краи тресты и другую пожню»... «потиву (– противу) святого Микиты за озерком» 862 ; от «Евсевия Михайловича» – пожня «на Васильеве наволоце, попова Микифоровская» 863 , от Евсевия (другого?) «поженка остожье в Захарьинском наволоце, на Порозобице на реце» 864 ; от Алексея Горбова 865 – его «земля Березничная» 866 по Шексне и по речкам Мостовой и Березничной; от Никиты Фаустова – «три поженки» на реке Колдоме 867 ; от Андрея Феодорова – «Судонскые пожни да на Шохсне поля» 868 ; от Гриди (т. е. Григория) Митяева сына («по душе» отца его и дяде «по Ермоле») – поженка на Волочке у Ивицкого озера и Шексны 869 ; от Фрола Остафьева – дернвенька Кузминская 870 ; от Ефрема (или Ефема) – поженка на «Пачюсе» 871 ; от Елены Ивановой – «деревня Нарядовская в Каргободе и с ее уделы и с пожнями и куды топор ходить и куда коса ходила и с озерскими участки и с езы и с серебром что на половникы два рубля и с семяны ржаными и с веяными» 872 ; от Марфы Даниловой(по приказу ее мужа) 873 – «землица на реце на Куности, на Усть Куности, и вверх Куности и к тем землицам, что потягло и пожни две Безсужовские и пожни две Кузменем и куды коса ходила и топор ходил» 874 ; от Харлама Мортки – «поженка» и («своя») «земля у езовища», («своя чища», т. е. «розчисть») «противу Св. Богородицы». За этот «вклад» Харлам Мортка «взял у старца у Кирилла посильице полтретьятцать бел» 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 31. Козьма Пражский «Чешская хроника» (около 1119–1125 гг.) «Хроника» Козьмы (ок. 1045–1125) стала первым крупным произведением чешской историографии, над которым автор работал в последние годы жизни. Козьма обучался сначала в Праге, затем во фландрском Люттихе (Льеже), пребывал в окружении пражского епископа Гебхарда-Яромира, младшего брата чешского князя (впоследствии короля) Братислава II – вероятно, в должности секретаря, так как клириком кафедрального капитула в Праге хронист стал только в 1099 г., а позднее – его деканом. Близостью к епископу Гебхарду объясняются как информированность Козьмы в политических делах, так и его церковнополитическая позиция противника славянского богослужения, которому покровительствовал Вратислав II. Издания: Из многочисленных изданий лучшим критическим является издание Б. Бретхольца: Cosm. 1923, заменившее предыдущие критические издания Р. Кёпке (Cosm. 1851. Р. 1–132) и И. Эмлера (Cosm. 1874. Р. 1–370). Переводы: На чешский язык: Cosm. 1972; на немецкий язык: Cosm. 1885; на польский язык: Cosm. 1968; на русский язык: Коз. Пр. Литература: Кроме введения к изданию Б. Бретхольца, см.: Teštík 1968 (здесь обширная библиография); RFHMAe 3. P. 656–657. 1. I, 21. В год от Воплощения Господня 863 967-й. [Смерть чешского князя Болеслава I и похвала вступившему на престол Болеславу II I, 22. Сестра последнего Млада прибывает для молитвы в Рим, там принимает монашество с именем Мария и привозит своему брату посланиие папы 864 , благосклонно отвечающего на просьбу Болеслава II об учреждении в Праге епископии, которое и цитируется хронистом.] Посему апостолической властью и властью святого Петра, главы апостолов, коего, хоть и недостойно, мы являемся наместником, соглашаемся, и одобряем, и утверждаем, чтобы в церкви мучеников святого Вита (Vitus) и святого Вячеслава (Wenceslaus) 865 была епископская кафедра, а в церкви святого мученика Георгия 866 было учреждено сообщество монахинь по уставу святого Бенедикта 867 и под водительством дщери нашей аббатисы Марии. Однако не согласно обрядам, то есть секте, народа Болгарии (Bulgaria) или Руси (Ruzia), то есть на славянском (Sclavonicus) языке 868 , но, более следуя апостолическим 869 установлениям и правилам, выбери для сего дела, на радость всей церкви, наиболее достойного клирика, больше обученного латинской грамоте, который сумел бы словесным плугом вспахать целину языческих сердец и посеять пшеницу доброделания, равно как представить Христу снопы урожая вашей веры. Прощай. [И немедленно было сделано так: в церкви св. Вита решено устроить седалище будущего епископа 870 , а в церкви св. Георгия – аббатство сестры Болеслава II Марии.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа 20. Того же мар Исаака другое рассуждение, 855 в котором ясно различные виды размышления, 856 происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния 857 и мере знания, которых достиг человек. 858 1 . Мы начнем с описания различных видов 859 человеческого знания, а также уровня, который ниже естества души, и восхищений, 860 которые превыше естества. 2 . Когда та разумная сила, которая в нас, становится озаренной, человек совершенно презирает страх смерти и бывает постоянно вдохновлен 861 надеждой на воскресение, как если бы добродетель естества души начала проявляться через указание помыслов ее: усиливается в нем попечение о Суде Божием, и начинает он ночью и днем следить за поведением своим, словами своими и мыслями своими; и если во всем подвижничестве 862 своем совершает он прекрасные и благочестивые труды, это попечение и это воспоминание не отходят от него. Ибо естественным движением разумной души является эта мысль и этот помысел. Те же, в ком, пока они не достигли любви, отсутствует этот помысел, 863 знай, что лишены они знания, ибо полагаются на подвиги свои. 864 Если же не полагаются они на подвиги свои, , ведут они или духовный, или, наоборот, расслабленный образ жизни; 865 на этих двух уровнях не может быть страха Суда. Эти – либо с животными, лишенными разумения и помысла о воскресении, либо с ангелами, которые существуют в другом знания и которые не опускаются до подобных мыслей. 866 Ибо иными переживаниями заняты они 867 и о тайнах, которые выше мысли о Суде, думают они. В прочих же из-за отсутствия трезвения и из-за помрачения души дремлет эта мысль. 3 . В тех, кто пребывает на душевном уровне, 868 эта мысль правильна, ибо естество в них бывает прекрасно движимо естественной прекрасной различения. И в просветлении естественных помыслов живут они, соединенные с сопутствующей им благодатью. 4 . Ибо у того, чье сознание не помрачено воображением, 869 когда добродетельного образа жизни движется он к совершенству, сознание 870 не согласится 871 успокоиться или утихнуть от этого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Блаженный Иперехий. Увещание к подвижникам 859 5. Началом отречения [от мира] для монаха является страх Божий. Монах, не имеющий этого страха, останется вне врат Царства Небесного 860 . 6. Начало жизни монашеской есть благое ведение; неведение же Бога омрачает душу монаха 861 . 7. Благой удел монаха – целомудрие и освящение; без них монах лишается своей доли в наследии отцов. 8. Подвижничество монаха заключается в размышлении над [Священным] Писанием и в творении заповедей Божиих; монах, не посвящающий себя им, не является подвижником 862 . 9. Пища монаха – творить волю Божию 863 , а питие его – осуществление заповедей Христовых; ибо чувственная пища не приближает монаха к Богу 864 , но «проходит в чрево и извергается вон» ( Мф. 15, 17 ). 10. Поступь монаха, шествующего благочестиво, стирает церковные ступени. Благочестива поступь монаха, не переходящего из дома в дом ( Лк. 10, 7 ) 865 . 11. Жизнь монаха должна быть непорочной, чтобы не стать ему посмешищем для «женщин, утопающих во грехах» ( 2Тим. 3, 6 ) 866 . Ибо стрелой искушения, [пронзающей сердце,] является женщина, творящая блуд по домам 867 . 12. Монаху следует [всегда] держать совет с [человеком] разумным, а совет неразумного не должен находить места в сердце его. 13. Монах, бодрствующий в псалмах, славословиях и духовных песнях ( Кол. 3, 16 ; Еф. 5, 19 ), изгоняет прочь ночные призраки 868 . Однако если монах, возгордившись своими свершениями 869 , [начинает] предаваться сну, то он плетет паутину 870 . 14. Добрый монах избавляется от сетей диавольских с помощью крестного знамения 871 . Монах же земной и тяготеющий к земле попадает в западни сатанинские 872 . 15. Дух 873 монаха должен быть постоянно занят деланием благих дел; дух же монаха праздного не может преисполниться благими [дарами Божиими]. 16. Упражнение 874 монаха состоит в непрерывной чреде [добрых] помыслов, следующих друг за другом. Бодрствование же монаха укрощает нечистые помыслы 875 . 17. Пашней монаха является благая душа, плодоносящая по-евангельски [добрые плоды] 876 . Монах, возделывающий ее, вкушает плод, приносимый ею. Сладок сей плод в устах монаха, ибо он – награда за труды его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Позвольте мне на несколько минут занять Ваше благосклонное внимание вопросом, два года уже приковывающим к себе напряженное внимание всей Европы. Я разумею болгарский вопрос. Вопрос этот считается – и совершенно справедливо – политическим. Но есть в нем и церковная сторона. При современных суждениях об этом вопросе и при разных проектах его решения, сторона эта или совершенно игнорируется, или мало принимается в соображение, между тем для правильного понимания вопроса во всей его совокупности и еще более – для правильного решения его не теоретического только, но и практического, церковная его сторона имеет немаловажное значение, по крайней мере для нас, русских. А так как этой своей стороной болгарский вопрос входит в сферу моей специальности, то этим достаточно оправдывается и сделанный мною выбор этого вопроса предметом моего чтения в день университетского праздника. Болгарский вопрос на церковной почве возник за тысячу слишком лет тому назад. Долгое время он считался исключительно церковным вопросом и решался с церковной точки зрения, хотя в действительности с самого начала его возникновения он был столько же церковным, сколько и политическим, – каковой характер удерживает и до настоящего времени. А так как теперешний фазис этого вопроса составляет лишь логический вывод из тех посылок, которые были положены в его основу в самом начале его возникновения, то прошу не посетовать на меня за то, что я войду в некоторые подробности на этом пункте. На церковной почве болгарский вопрос возник на второй же год по обращении болгар в христианство , т. е. в 864–865 годах 1 . Возник он из-за того, что новообращенный болгарский князь Борис-Михаил, принявший крещение от Византии, обратился в Рим с просьбою о присылке епископов и священников для устройства церкви в новообращенной Болгарии. Римский папа Николай I (858–867) поспешил исполнить просьбу князя, прислал ему двух епископов с достаточным количеством священников и других клириков, которые и занялись устройством болгарской церкви по желанию князя 2 . Этот шаг Бориса и это хозяйничанье в Болгарии папских миссионеров произвели крайне неприятное впечатление в Византии. Они самым чувствительным образом затрагивали и ее честь, и ее интересы и потому там решено было принять энергичные меры к тому, чтобы возвратить князя и его народ в недра восточной церкви, из которой они так внезапно вышли 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

354. Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому, Порфирию (Говорена в Чуд. Мон. ноября 21; напечатана в Твор. Св. От., 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год Святый Апостол Павел, святым Тимофею и Титу преподав тайнодейственным епископским рукоположением благодать Всесвятого Духа просвещающую и умудряющую, тем не менее нашел нужным учить их епископскому действованию чрез свои послания. Святая Церковь , всегда верная своим законам, повелела и нам от тайнодейственного рукоположения на поприще епископского действования напутствовать тебя словом назидания. Исполняя сие повеление, указуем тебе на те самые 863 , уже не неизвестные тебе, наставления, которые преподал святый Павел святым Тимофею и Титу. Ты, конечно, не станешь 864 искать против сего возражения в том, что это были мужи апостольские. Епископство тоже и ныне, которое началось от сошествия Святого Духа и апостольского рукоположения. Если мы далеки от мужей апостольских: то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им. Нам должно взирать на их образ, как на путеуказательный светильник, и наипаче 865 , когда день веры усиливаются 866 затмить лжемудрие страсти, преобладающая суета и чувственность. В особенности благовременно теперь вспомнить апостольское правило: «без своего старейшаго ничтоже да творят епископи, но токмо во своем пределе кийждо; и старейший же без онех ничтоже творит, полезнаго ради всем соединения» (Апост. правил. XXXIV). Как прекрасно устроение Церкви, которой единство священноначальственное святые Апостолы оградили сим правилом, и которая, употребляя оное в предостережение некоторых, без сомнения, вообще соблюдала оное! Оно показывает в епископах одну душу; и тем очевиднее являет Церковь единым телом. У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательныя сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению синодального устава (Дух. Регл. о еписк. ст. IV). Но понятно само собою, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которые могла бы принести посредством подаваемых советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

St. Photius the Patriarch of Constantinople Commemorated on February 6 Saint Photius, Patriarch of Constantinople, “the Church’s far-gleaming beacon,” lived during the ninth century, and came from a family of zealous Christians. His father Sergius died as a martyr in defense of holy icons. Saint Photius received an excellent education and, since his family was related to the imperial house, he occupied the position of first state secretary in the Senate. His contemporaries said of him: “He so distinguished himself with knowledge in almost all the secular sciences, that it rightfully might be possible to take into account the glory of his age and compare it with the ancients.” Michael, the young successor to the throne, and Saint Cyril, the future Enlightener of the Slavs, were taught by him. His deep Christian piety protected Saint Photius from being seduced by the charms of court life. With all his soul, he yearned for monasticism. In 857 Bardas, who ruled with Emperor Michael, deposed Patriarch Ignatius (October 23) from the See of Constantinople. The bishops, knowing the piety and extensive knowledge of Photius, informed the emperor that he was a man worthy to occupy the archpastoral throne. Saint Photius accepted the proposal with humility. He passed through all the clerical ranks in six days. On the day of the Nativity of Christ, he was consecrated bishop and elevated to the patriarchal throne. Soon, however, discord arose within the Church, stirred up by the removal of Patriarch Ignatius from office. The Synod of 861 was called to end the unrest, at which the deposition of Ignatius and the installation of Photius as patriarch were confirmed. Pope Nicholas I, whose envoys were present at this council, hoped that by recognizing Photius as patriarch he could subordinate him to his power. When the new patriarch proved unsubmissive, Nicholas anathematized Photius at a Roman council. Until the end of his life Saint Photius was a firm opponent of papal intrigues and designs upon the Orthodox Church of the East. In 864, Bulgaria voluntarily converted to Christianity. The Bulgarian prince Boris was baptized by Patriarch Photius himself. Later, Saint Photius sent an archbishop and priests to baptize the Bulgarian people. In 865, Saints Cyril and Methodius were sent to preach Christ in the Slavonic language. However, the partisans of the Pope incited the Bulgarians against the Orthodox missionaries.

http://pravoslavie.ru/100943.html

Мухина Агриппина Зиновьевна Бывшая послушница Успенского Княгинина монастыря в г. Владимире. Родилась в дер. Вахрамеева Ковровского уезда Владимирской губ. в крестьянской семье 863 примерно в 1879 г. В 1899 г. в возрасте 20 лет поступила в Успенский Княгинин монастырь г. Владимира. После закрытия обители пела в хоре Троицкой церкви во Владимире. Шила и вышивала облачения. Постоянно поддерживала святителя Афанасия в ссылках и заключении. Из Дубравлага он писал своим знакомым: «Скорблю очень об Агриппине Зиновьевне, что слабеет ее зрение. Молюсь о ней и об Анастасии, тоже со слабеющим зрением, – утешавшей чтением м. Аврамию. Молю Бога, да не потеряют они совсем зрения телесного, а паче сохранят целым око духовное, преданность воле Господа, предвкушение светлостей райских» 864 . Проживала в пос. Перловка Московской обл. 1. 17 ноября 1956 г. Дорогой наш Владыко и отец Епископ Афанасий. Прошу Вашего благословения, грешная Агриппина. Вас поздравляю с праздником св[ятого] Архистратига Михаила. В этот я получила дар паралича [?], он меня вразумил, акафист лежит, это все вл[адыки] Питирима 865 [?]. Особенно Рина никак не давала, «а может придет», все и лежало, и не знаем, где он. Когда Рина умерла, много было акафистов. Я все отдала владыке Нектарию 866 , мощи были – все отдала В[ладыке] Нек[тарию], акафист св[ятому] архистратигу Михаилу не отдала, стараюсь каждую неделю в понедельник читать, но не всегда. Мне он нравится, особенно молитва – вот уж этому 13 лет. Я считаю три года плохо говорила, а память все хуже и хуже, и здоровье слабеет. Но я Бога благодарю за Ваши молитвы. Дрова ношу и две печи большие я топлю, по нескольку полен приношу. Раньше я не могла, а сейчас приходится делать за Ваши молитвы. Народ есть, но они все уходят, днем никого нет, уходят рано, приходят поздно. Елене Александровне нельзя ни наклоняться, ни воды и тяжелого ей нельзя. И частенько лежит. В Болшеве была, видела, даже разговаривала, я сначала его не узнала. Русый был, а сейчас белый, волосы длинные, полный, как настоятель 867 . Важно держит[ся], звал к себе. Я говорю: «куда в гости, нет, я не могу». Как Вы себя чувствуете? Как матушка и Зинаида Петровна? Как матушка Маргарита? Все мы на исходе в дальний путь. Глаза мои лучше стали, но не прежние, хоть но все же читаю и много нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский , Фотий родился около 820 года, он был племянником патриарха святогоТарасия, т.е. по рождению принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Отец его скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Современники говорили о нем: " сведениями почти во всех светских науках он столько отличался, что по праву мог считаться славою своего века и даже мог спорить с древними " . У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл . Глубокое христианское благочестие ограждало святого Фотия от прельщения благами придворной жизни - всей душой он стремился к иночеству. В 857 году соправитель царя Михаила, Варда, удалил с Константинопольской кафедры Патриарха Игнатия. Епископы, зная благочестие и обширную ученость Фотия, указали императору на него как на человека достойного занять первосвятительский престол. Святой Фотий со смирением принял предложение. В течение 6 дней проведен он был по иерархическим степеням, а в день Рождества Христова посвящен во епископа с возведением на патриарший престол. Однако вскоре начались волнения в Церкви, разжигаемые удаленным с кафедры патриархом Игнатием. В 861 году был созван Собор для прекращения смут, на котором утверждено было низложение Игнатия и утверждение патриархом Фотия. Папа Николай I, послы которого присутствовали на этом Соборе, надеялся, утверждая Фотия патриархом, подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на Римском Соборе предал Фотия анафеме. С того времени началось для святителя Фотия длившееся до конца его жизни противоборство папскому своеволию и посягательству на Православную Церковь Востока. В 864 году вся Болгарская страна добровольно обратилась к христианству. Болгарский князь Борис крещен был, как полагают, самим Патриархом Фотием, после чего святитель Фотий отправил в Болгарию архиепископа и священников для Крещения болгарского народа, а в 865 году - святых Кирилла и Мефодия для проповеди Христа на славянском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/909101.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010