74  См.: Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи. СПб., 2003. С.194–206. 76  Так, например, лидер еврейской общины г.Магона. фигурирующей в послании Севера Меноркского, занимал важный пост дефенсора города (т.е., no существу, главного городского магистрата); из евреев состояла почти вся городская верхушка: видный представитель общины по имени Литорий имел даже ранг римского сенатора и в разное время занимал высшие военные должности в Галлии (военного комита, а позднее – магистра обоих родов войск). См. об этом подробнее: Chernin L. Social conflict in the literature of miracles: Epistle of Severus, bishop of Menorca//Hispania Judaica. 2012. P.1–20. 77 Хрисмон (хризма) – монограмма из переплетенных первых букв греческого написания имени Иисуса Христа: 78  Отсюда наименование «Толедское королевство», которое применяется для обозначения вестготской государственности VI – нач. VIII вв. 79  Подробнее см. об этом: Захаров Г.Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М„ 2010. С. 371–383. 80  На их роль в процессе христианизации полуострова указывает. в частности. наличие епархии Бритонес. 82 82  Его ученик и преемник Пасхазий Думийский перевел на латинский с греческого ряд житий и высказываний египетских отшельников, составившие книгу «Геронтикон» («Книгу старцев о восьми смертных грехах»). 85  За период с конца VI до начала VIII вв. было созвано 13 провинциальных соборов, состоявшихся в Нарбонне, Севилье, Сарагосе, Толедо, Уэске, Мериде и Браге. 86 Речь идет о следующих Толедских соборах: III (589 r.). IV (633 r.). V (636 r.), VI (638 r.), VII (646 r.), VIII (653 r.). X (656 r.), XII (681 r.), XIII (683 r.). XV (688 r.). XVI (693 r.), XVII (694 r.). 87  См.: Orlandis J. Los laicos en los concilios visigodos//Anuario de Historia del Derecho Español. 1980. T.50. P.177–187. 88  Этот канон закрепил ряд других норм. составивших основу того. что нередко именуется вестготской «политической теологией». В их числе: утверждение об особой святости клятвы верности, приносимой королям «народом» (т.е. знатью) при вступлении на престол (ее нарушение квалифицировалось как святотатство – sacrilegium); угроза вечными муками посягнувшему на убийство короля; наложение на узурпатора анафемы; пожизненное отлучение преступника от причастия. Вместе с тем, согласно тому же 75-му канону. анафема и отлучение от причастия могли быть наложены и на самого короля в случае проявления им деспотизма. высокомерия и жадности. Эти нормы составили основу того, что нередко именуется вестгагской «политической теологией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lars Thunberg, Man and the Cosmos. The Vision of St. Maximus the Confessor, N.Y., St. Vladimir " s Seminary Press, 1985, p. 136. 82 В. Philberth, Der Dreieine. Anfang and Sein. Die Struktur der Schopfung, 3 Aufl. Stein am Rhein 1973. 83 Подробнее см.: Н.К. Гаврюшин, " Храм наук " и " Книга природы " , " Природа " , 1986, 9, ее. 82-87. 84 F. Gregory, Nature Lost? Natural Sciece and German Theological Traditions of the Nineteenth Century, Cambridge (Mass.) 1992, p. 264. 85 В.И. Несмелое, Вера и знание с точки зрения гносеологии, Казань 1913, с. 58. 86 Там же, с. 83. 87 Никанор, (архиеп.), Позитивная философия и сверхчувственное бытие, Т. 1. Санкт-Петербург 1875, с. 276. 88 Н.Н. Страхов, Об основных понятиях психологии и физиологии, Санкт-Петербург 1894, ее. 207-208. 89 Н.Н. Страхов, Мир как целое. Черты из науки о природе, Санкт-Петербург 1872, с. 423. 90 Т.И. Райнов, Размышления de rebus scibilis inscibilisgue... (1953-1954). - Цит. по: Н.К. Гаврюшин, К изучению рукописного наследия Т.И. Райнова, Памятники науки и техники 1986, Москва 1987. с. 175. 91 Т.И. Райнов, У истоков экспериментального естествознания: Пьер де Марикур и западноевропейская наука X1I1-XIV вв., " Вопросы истории естествознания и техники " , 1988, 4, с 115. 92 Т.И. Райнов, Odintzoviana-1947 (Публикация Н.К. Гаврюшина), Памятники науки и техники I9H9. Москва 1990, с. 157. 93 Там же, с. 156. 94 Там же, с 170. 95 См.: П.А. Флоренский, Предполагаемое государственное устройство в будущем, " Литературная учеба " , 1991, 3, се. 95-111. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=988...

80. Крывелев И. А. О загробной жизни и погребальных обрядах. — М.: ГАИЗ, 1937. — 48 с. 81. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. — В кн.: Эмоциональный стресс. М., 1970, с.178-209. 82. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1937. — 518 с. 83. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. — Вопросы психологии, 1967, 6, с.118-129. 84. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М.: Учпедгиз, 1931. — 280 с. 85. Леонтьев А. Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии. — Вопросы психологии, 1967, 6, с.7-22. 86. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38 с. 87. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с. 88. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание. — Вопросы философии, 1972, 12, с.129-140. 89. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. 90. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. Психология. — В кн.: БСЭ, 1-е изд., 1940, т. 47, с.511-548. 91. Леонтьев А. Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия. Сообщение V. О механизмах анализа слуховых раздражителей. — Доклады АПН РСФСР, 1958, 3, с.43-48. 92. Леонтьев А. Н., Гиппенрейтер Ю. Б. Влияние родного языка на формирование слуха. — Доклады АПН РСФСР, 1959, 2, с.59-63. 93. Леонтьев А., Ломов Б., Кузьмин В: Актуальные задачи психологической науки. — Коммунист, 1976, 6, с. 73-82. 94. Ломидзе Т. А. Общая теория фундаментальных отношений личности и некоторые особенности художественного творчества. — В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. 2, с.505-511. 95. Ломов Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. — Психологический журнал, 1980, т. 1, с. 8-20. 96. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика).-М.: Высшая школа, 1963.-583 с. 97. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с. 98. Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — В кн.: История и психология. М., 1971, с.36-62.

http://predanie.ru/book/218625-psihologi...

Отдел историко–филологический. Вып. 31).), стр. 380, прим. 1. 77 На русском языке некоторые из этих трактатов в извлечении имеются в книге Аллеш, — Ренессанс в Италии. Перевод Е.Ю.Григоровича. Изд. М. и С.Сабашниковых. М., 1916. 78 Бенуа, id. (Александр Бенуа. История живописи, СПБ, 1912, изд. «Шиповник». Часть I, выпуск I, стр. 41 и др.), I, стр. 381. 79 Обширную литературу по этим вопросам можно найти в книге Н.А.Рынина «Методы изображения» (Н.А.Рынин. Начертательная геометрия. Методы изображения. Петроград, 1916.), стр. 245 — 264. 80 Guido Schreiber, Lechrbuch der Perspective mit einen Anfang über den Gebrauch geometrischer Grundrisse, 2–te Auflage, Lpz., 1874 (Гвидо Шрейбер. Учебник перспективы с началами использования геометрических чертежей (нем.). — Ред.). Издание просмотренное A.F.Viehweger " ом и с предисловием L.Nieper " а. 81 Правильно: «De prospectiva pingendi» — «О живописной перспективе» (лат). См.: Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М., 1966, с. 73 — 80. 82 § 34, S. 56. 83 «И всенародно проповедовать воду» (нем). Из Гейне: «Зимняя сказка» («Тайно попивают вино и всенародно проповедуют воду»). 84 Н.А.Рынин, Начертательная геометрия. Перспектива, М., 1918, § 8, стр. 72 — 73. 85 Рынин, id. (Н.А.Рынин, Начертательная геометрия. Перспектива, М., 1918, § 8, стр. 72 — 73.), § 8, стр. 70 — 82, 89. G.Schreiber, id. (Guido Schreiber, Lechrbuch der Perspective mit einen Anfang über den Gebrauch geometrischer Grundrisse, 2–te Auflage, Lpz., 1874 (Гвидо Шрейбер. Учебник перспективы с началами использования геометрических чертежей (нем.).). Издание просмотренное A.F.Viehweger " ом и с предисловием L.Nieper " а.). 86 Рынин, id. (Н.А.Рынин, Начертательная геометрия. Перспектива, М., 1918, § 8, стр. 72 — 73.), § 8, стр. 75, чертеж 144. 87 Friedrich Schilling. Über die Anwendungen der darstellenden Geometrie insbesondere über die Photogrammetrie, (Фридрих Шиллинг. О применении представлений геометрии, в особенности, о светографии (нем.). — Ред.) Lpz. und Berlin, 1904.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Алтайцы кочевали южнее русских пограничных линий. Уже с начала XVIII в. алтайцы начали переходить в русское подданство. Это было вызвано, с одной стороны, обострением противостояния джунгарских феодалов Цинской империи, а с другой стороны – угрозой порабощения алтайцев Цинской империей. В 1707 г. алтайские «князцы» отправили посольство в Томск с обещанием принять русское подданство со всем народом при условии защиты их от китайцев 80 . Согласно исследованиям ученого из Новосибирска М. Н. Колоткина, наибольший расцвет миссионерской деятельности на Алтае в XVIII в. приходится на 50–70-е гг 81 . В 1754 г. протопоп Симеон Мефодиев сообщил в Тобольск о 47 инородцах, принявших крещение. У всех крестившихся восприемниками были служивые казаки Бикатунской крепости 82 . В доношении протопопа Симеона Шелковникова говорится о крещении в 1757 г. в районе Телецкого озера 82 телесов в возрасте от одного до 74 лет. Все крестившиеся получили русские имена 83 . В том же 1757 г. протопоп Василий Иванов из Барнаульского духовного правления произвел крещение 144 человек из числа алтайцев при Колывано-Воскресенском заводе 84 . Здесь крестились в основном семьями, а среди крестных отцов подавляющий процент составляли служивые казаки Колывано-Кузнецкой линии. Все аборигены при крещении были «обучаемы краткими молитвами», и все они «дабы соблагославительно было оным новокрещеным за принятие святого крещения, были пожалованы трехлетней льготой и вознаграждением» 85 . Но наибольшее число «инородцев» было крещено в 1758 г. Протопоп Василий Русанов и архимандрит Михаил в том году окрестили 775 бывших подданных «Зенгорской землицы», из них алтайцев было около 100 человек. В Бийской крепости тогда было крещено 16 человек (4 семьи). 84 телеута крестились в Усть-Каменогорске. Наличие среди восприемников значительного числа служилых людей дает основание полагать, что не специально призванные миссионеры, а священники крепостей и укрепленных казачьих линий с преданными им служилыми казаками играли ведущую роль в деле распространения христианства среди инородцев Алтая в XVIII в. В подтверждение этому добавим, что в период с 1763 по 1789 гг. во всей Тобольской епархии насчитывалось всего два священника, призванных заниматься миссионерской деятельностью, да и то деятельность их была прекращена в 1789 г. специальным постановлением Синода 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

1989. Vol. 13. P.244–256 (критика Поппэ) (Shepard J. Some Remarks on the Sources for the Conversion of Rus’//Le origini (доп. к прим. 70). P. 59–95; Poppe A. Vladimir, prince chretien//Ibid. P. 43–58.); из множества юбилейных сборников, вышедших по поводу тысячелетия Крещения Руси, назовем: Proceedings of the Intern. Congr. Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine. (HUS. Vol. 12/13). Cambridge (Mass.), 1989 [cp. рец.: Дмитриев М.Ф.//Отечеств, история. 1992. С. 197–200; Назаренко А.В.//Там же. С. 200–206 (The Legacy (прим. 49); Il battesimo delle Terre Russe: Bilancio di un millennio/A cura di S.Graciotti. Firenze, 1991; Tausend Jahre Christentum in Rußland: Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus’/Hg. K.Ch.Felmy, G.Kretschmar, F.von Lilienfeld, C.-J.Roepke. Göttingen, 1988; Le origini (доп. к прим. 70)). – Прим. изд. (А.Н.)]. [Отметим также: Seibt W. Der historische Hintergrund und die Chronologie der Taufe der Rus’ (989)//The Legacy (прим. 49). P.289–303 (критика Поппэ); Poppe A. Two Concepts (прим. 49); из юбилейных сборников: Tausend Jahre Taufe Rußlands (прим. 62); Millenium Russiae Christianae (прим. 82). – Прим. изд. (К.А.)]. 84 Это первый случай военной помощи Византии со стороны независимого славянского государя, которой не предшествовало подчинение силой и за которой не последовало конфедеративного договора: Bitten Н. Slawen im byzantinischen Heer von Justinian I. bis Justinian II.//Studien zum 7. Jh. in Byzanz. (BBA. Bd.47). Berlin, 1976. S.77–91. 85 См. также ниже, в главах об Иларионе, Борисе и Глебе, внелетописных памятниках о Владимире: разделы III, 1–2, 8. 86 ПСРЛ. Т. 1, Стб. 85–87. Упоминание об опресноках у латинян позволяет заключить, что этот текст вставлен в летопись в конце второй половины XI в. (Poppe A. The Political Background [прим. 83]. Р.209) [ср.: idem. Two Concepts (прим. 49). Р.496. – Прим. изд. (К.А.)]. 87 Некоторые западные историки, напротив, исходя из этих связей делали преувеличенные заключения о непосредственных движущих причинах обращения Владимира: de Baumgarten N.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писательский комитет поручил мне подготовить заключительную редакцию материала. Меня это задание привело в уныние. Я был знаком с содержанием предыдущего издания справочника, но теперь мне довелось почувствовать всю силу формального подхода к христианству в организации. По прошествии двух лет я так и не закончил редактирование (и вообще продвинулся очень недалеко). Я предложил перепоручить работу кому–нибудь другому, но Лайман Суингл, в то время работавший координатором Писательского комитета, сказал, что лично он не спешит увидеть законченный материал, и что чем дольше он «пролежит где–нибудь на полке, тем лучше». Посмотрите, каким был предметный указатель предложенного 114–страничного руководства: Предметный указатель Аборт 78 Азартные игры 59, 60 Алкогольные напитки 1 Аннулирование 31, 32 Апелляционный комитет 64, 65 Безнравственное поведение 17, 18 Больницы, церковные 46 Брак 75–77, 113, 114 гражданский 16 Залы Царства 70 лишенных общения 21 отмена 31, 32 промежуточное постановление о разводе 30 с иностранцем 2, 3 с лишенным общения 6, 7 с неверующими 35, 49, 50, 75, 76 Брюки, женщины 15 Вдовы, пенсии 77 Ведение дел о правонарушениях 61–65 Венерические заболевания 28 Вечеря поминания 84, 85 Взятки 13 Вина в пролитии крови 12, 34 Военная служба 86–88 Возмещение убытков 23 Восстановление 23 преимущества 63, 64 Врачи, кровь 10, 11 поиск 78 Встречи собрания 82 лишённые общения 22 Выкуп за невесту 32 Гермафродиты 104 Гимны 54, 55 Гипноз 78, 79 Голосования 94 в профсоюзах 111 Государственные облигации 60а Гражданский брак 16 Гражданство 89 Деловое партнерство 34 Дети 14 правонарушение 50, 64 умственно отсталые 51 Дни рождения 22, 23 Жилье 74 Залы Царства, покупка у церкви 96 лишенные общения 22 присутствие детей 51 продажа церквям 96 свадьбы 70 финансирование 71, 72 Заявления о верности 16, 23, 29, 30, 76 Изнасилование 52 Изучение Библии, с лишёнными общения 22 Импотенция 31 Иностранцы 2, 3 Каратэ 102 Комитет, нужды 61 Контрацепция 52 Крещение 5–8 военная служба 86а умственно отсталые 7 Кровь 9–11 Лишение свободы 69 старейшины 34 работа 110 Лишенные общения 20–23 брак 6, 7 отказ от встреч 62, 63 панихида 57 переезд в дом к члену собрания 74 поминки 85 Медицина, незаконная 79 Медицинское лечение 78–81 Музыка, гимны 54, 55 Награды 60 Налоги 107 Натурализация 89 Незаконнорожденные 52 Нейтралитет 90, 91 Нейтральный комитет 64, 65 Одежда, подобающая 15 Органы, пересадка органов 81 Оружие, работа с ношением оружия 47, 48 Освобождение от военной службы 87 Отдых 95 Отречение от общения 19, 87, 88, 90

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

80. Гаджиева Ф.Г., Сефербеков Р.И.Дал – верховное божество северокавказской этнической общности//Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2011. 2. С. 57-58. 81. Сефербеков Р.И., Сефербеков М.Р. Отражение сюжета мифа об умирающем и воскресающем звере/боге в праздниках и обрядах народов Дагестана//Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала, 2011. 4. С. 88-93.  82. Сефербеков Р.И., Исрапилова З.А.  Боги охоты у народов Северного Кавказа//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2011. 42. С. 77-83. 83. Сефербеков Р.И. Боги-патроны диких животных и охоты у народов Дагестана (этнографическая особенность)//Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси-Гори-Батуми, 27-30 сентября 2010 г. Тбилиси, 2011. С. 512-514. 84. Айтберов Т.М., Сефербеков Р.И. Образ ведьмы в мифологических представлениях аварцев-хунзахцев//Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси-Гори-Батуми, 27-30 сентября 2010 г. Тбилиси, 2011. С. 610. 85. Сефербеков Р.И., Мусаев М.М. Номенклатура божеств охоты народов Кавказа//Материалы III международного симпозиума лингвистов-кавказоведов «Иберийско-кавказские языки: структура, история, функционирование», посвященного 100-летию со дня рождения академика Кетеван Ломтатидзе. Тбилиси, 27-29 октября 2011 г. Тбилиси. 2011. С. 339-341. 86. Сефербеков Р.И., Гаджиева Ф.Г. Мифологические персонажи традиционных верований лезгин Самурской долины//Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2011. Вып. 5. С. 149-153. 87. Сефербеков Р.И. Об одном календарном и аграрном празднике табасаранцев: Эбелцан//Лавровский сборник: Материалы XXXIV и XXXV среднеазиатско-кавказских чтений 2010-2011 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2011. С. 160-164. 88. Сефербеков Р.И., Гаджиева Ф.Г. Об одном мифологическом персонаже народов Южного Дагестана: Кушкафтар //Материалы Всероссийской преподавательско-студенческой научно-методической конференции Юбилейные X Дзагуровские чтения «От Античности к Возрождению», посвященной 85-летию Дагестанского государственного университета. Махачкала, 20 апреля 2011 г. Махачкала, 2011. С. 188-191.

http://bogoslov.ru/person/426785

Поэтому у Августина и выходит 57 сект, вместо 60 епифаниевских. 680 Там же. Ego eas haereses memorare institui, quae post glorificationem Christi se adversus doctrinam christianam etiani sub velamine christiani nominis extulerunt. При изложении христианских ересей Августин делает по местам лишь очень краткие замечания о епифаниевских описаниях, где он не совсем согласен с ними (в ересяхъ 22, 41, 42); подробнее и самостоятельнее описывается у него ересь 46 манихейская, с которою он имел более личных соприкосновений. См. выше примечание 491. 681 В описаниях ересей, составленных по Филастрию, у Августина также лишь в некоторых местах делаются самостоятельные прибавки; напр. в описаниях Донатистов и Прискиллианистов (69 и 70 ереси). Августин несомненно знал эти секты лучше Филастрия, и первый назвал их собственными именами, на место неопределенных Филастриевых abstinentes et circuitores (Филастрия ереси 84 и 85). 682 Напр. ереси 58–64 и некоторые из дальнейших несомннно относятся еще ко второму и третьему веку, и у Филастрия они и помещаются между ересями 3 вка; а Августин помещает их после аполлинаристов, македониан и мессаллиан. 683 Ереси люцифериан и ювинианистов (81 и 82) Августин описывает по какому-то неизвестному источнику (apud quemdam legi, cujus nomen in opusculo ejus non inveni.); последних отчасти и по собственным воспоминаниям (ista haereses aetate nostra orta est, cum adhuc juvenes essemus... quos jam noveram). Описание ереси 83 Августин заимствует у Евсевия (V кн. 37 глав.), и напрасно поставляет здесь в конце своей книги, потому что эта ересь относится еще к началу 3 века. О гелендианах (84 ер.) Августин знал можетъ быть по полемике Иеронима, и смешивает их с антидикомарионитами Епифания. Странную ересь Патернианъ(85 qui inferiores partes humani corporis non a Deo, sed a diabolo factas opinantur) неизвестно откуда он узнал; наконец последние три ереси 86, 87 и 88 – тертуллианистов, абелоитов – и пелагиан описываются у Августина, по ближайшему его личному знакомству с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010