Они же всё, чего не знают, то хулят, а всем, что знают по естеству, как бессловесные животные, тем растлеваются. Иуд 1:1–10 Вторник сырной седмицы. Послание Иуды, зачало 78 Горе им, потому что они пошли путем Каина, и за мзду совершенно предались заблуждению, как Валаам; и в восстании, как Корей, погибли. Это они – пятно на ваших вечерях любви, когда пиршествуют с вами без страха, самих себя упитывая; они – безводные облака, ветром носимые; они – деревья осенние, бесплодные, дважды умершие, вырванные с корнем; они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звезды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек. И Енох, седьмой от Адама, изрек пророчество и о них, говоря: “Вот пришел Господь со святыми ратями Своими сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые они нечестиво совершили, и во всех дерзких словах, которые сказали против Него нечестивые грешники. Это – ропщущие, недовольные судьбой; они ходят по своим похотям, уста их изрекают надутые слова, они льстят ради выгоды”. Вы же, возлюбленные, вспомните слова, прежде сказанные Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время будут насмешники, поступающие по своим нечестивым похотям. Это они производят разделения; они – душевные, Духа не имеющие. Вы же, возлюбленные, устрояя самих себя на святейшей вашей вере, молясь в Духе Святом, сохраните себя в любви Божией, ожидая милость Господа нашего Иисуса Христа к жизни вечной. И к одним будьте милостивы, когда они сомневаются; спасайте их, исторгая из огня; к иным же будьте милостивы со страхом, гнушаясь даже одеждой, оскверненной плотью. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред лицом славы Своей непорочными в ликовании, единому Богу Спасителю нашему, чрез Иисуса Христа, Господа нашего, слава, величие, держава и власть прежде всех веков и теперь и во все веки, аминь. Иуд 1:11–25 Четверг сырной седмицы. ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ Зачало 79А 79Б 80 81А 81Б 82 83 84 85 86 87 88А 88Б 89 90 91 92 93 94 95 96А 96Б 96В 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121А 121Б Послание к Римлянам, зачало 79А Павел, раб Христа Иисуса, призванный Апостол, избранный для Евангелия Божия, которое Он прежде обещал чрез Своих пророков в Святых Писаниях: о Сыне Своём, родившемся от семени Давидова по плоти, поставленном Сыном Божиим в силе, по духу святости, чрез воскресение из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем, чрез Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры ради имени Его во всех языческих народах, к которым принадлежите и вы, званые Иисуса Христа, всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, – благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Опять же изрекает: «Да возвратятся грешницы во ад» ( Пс. 9:18 ). Слово «возвратятся» означает, что ныне души этих [грешников] находятся там, а затем они восходят и вновь обретают собственные тела, так что над ними [в этом состоянии] и произносится Судьей приговор: «Да возвратятся грешницы во ад». 82 А ясно, что возвращение идет обратно туда, откуда он вышел. Что же касается ада, то он есть самое нижнее место, которое находится ниже самых нижних преисподних; 83 он есть место скорбных рыданий по природе, в которое спустился Своей чистой и божественной душой и Христос, посетив «сидящих во тьме и сени смертней» ( Лк. 1:79 ; Пс. 106:10 ; 1Пет. 3:19 ). 84 Вопрос 21. Если отшедшие из этого мира в мир иной 85 не узнают друг друга, то каким образом богач не только узнал Авраама и Лазаря и докучал [им своими] просьбами, но даже вспомнил и своих пятерых братьев, [оставшихся] в дому его (Лк. 16:23)? Ответ 1. Из всего того, что [произошло] с богачом и Лазарем, мы узнаём, что Христос привел это повествование как притчу и образ, а не как случившееся на самом деле. 86 2. Ведь о том, что это притча, [мы можем] обнаружить из следующего: во-первых, потому что до времени воскресения тел еще никто не пошел ни в геенну, ни в Царство [Небесное]. 87 Ибо когда тело богача находилось во гробе, какой сожигаемый огнем язык мог иметь он и какая капля воды могла погасить [хоть на время охвативший] его пламень? 3. Во-вторых, потому что те, которые были посланы во ад, не видят праведников, восхищенных на небеса и пребывающих в Царстве Божием, [находящемся] превыше небес. Кроме того, еще не состоялось, как было сказано, окончательное [решение о] наказании и воздаянии ни относительно грешников, ни относительно праведников. Ведь разве может существовать сама правда [Божия], если [одна только] душа без тела наказывается или увенчивается, когда [в земной жизни] душа вместе с телом либо грешат, либо преуспевают [в добродетели]. 88 И внемлем [апостолу] Павлу, научающему тебя о праведниках: «Свидетельствованные в вере не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Суть Любви 81 Ревность хочет только владеть. А Любовь хочет только отдавать, ибо в любви нет и не может быть ревности. 82 Божественная Любовь ищет самоотдачи и смирения. А плотская любовь – самопочитания и обладания другим человеком. 83 Совершенная Любовь постоянно пребывает внимательной, без всякого внутреннего перерыва: «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4: 12). 84 Плотская любовь держится на самоудовлетворении, она всегда только берет. Божественная Любовь является полной самоотдачей, она всегда только отдает. 85 Суть Любви В Чистоте Любви всегда, до последнего дыхания, стремись к еще большей Чистоте Любви: «чтобы вы, укоренен ные и утвержденные в любви, могли… уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею » (Еф. 3: 18-19). 86 Помыслы и страсти – это смерть. А Жизнь и Любовь – это Христос. 87 Оставь помыслы и страсти – выбери Жизнь и Любовь, Христа. 88 Мир помыслов страшится Любви – Христа: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия » (2 Тим. 1: 7). 89 С одной стороны, каждого человека ждет Христос и Его Любовь. А с другой стороны, ужасающая бездна, готовая всегда принять всех людей, до одного. 90 Постоянство – признак истинной Любви. 91 Самое страшное – иметь привязанности и совсем не уметь любить. 92 Привязанность к человеку – это отвержение Богочеловека Христа, но Любовь к Богочеловеку Христу – это полное приятие всех людей. 93 Твоя Родина – Вечная Любовь. 94 Любить блудом – значит убивать и растлевать саму Любовь, ибо «любовь не делает ближнему зла» (Рим. 13: 10). 95 В мирской суете не найти Любви, а в Любви – мирской суеты. 96 Суть Любви: Бог привлекает к Себе душу кротостью и любовью, а диавол притягивает к себе душу острыми крючьями сладострастных мыслей, которые растлевают, расслабляют ее и умерщвляют. 97 Начало спасения человека – ненависть к своей душе ради Любви к Богу: «ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную » (Ин. 12: 25).

http://isihazm.ru/1/?id=216

Плч. 3 :39. Зачем ропщет всякий 77 человек, живущий во грехе своем? 78 Плч. 3 :40. Нун. Изследуем и испытаем 79 путь наш, и обратимся ко Господу. Плч. 3 :41. Вознесем сердца наши с руками к Богу 80 Вышнему на небе. Плч. 3 :42. Мы согрешили и нечестиво поступали, поэтому Ты не помиловал. Плч. 3 :43. Самех. Ты покрыл (Себя) яростью и преследовал нас, умерщвлял и не щадил. Плч. 3 :44. Ты покрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва к Тебе 81 . Плч. 3 :45. Чтобы сомкнуть глаза мои 82 и отвергнуть, Ты поместил нас среди народов. Плч. 3 :46. Аин. 83 Раскрыли на нас рот свой все враги наши. Плч. 3 :47. Страх и ужас 84 напали на нас, надменность 85 и раззорение. Плч. 3 :48. Источники водные изливает око мое о гибели дщери народа моего. Плч. 3 :49. Фи. Око мое изливается 86 , и не перестанет 87 , так как нет облегчения, Плч. 3 :50. Пока не приклонится и не увидит Господь с неба. Плч. 3 :51. Глаз мой закрывается 88 (в плаче) о душе моей, более всех дочерей города. Плч. 3 :52. Цади. Враги мои уловили меня легко, без причины, как воробья. Плч. 3 :53. Прекратили жизнь мою во рву, наложили на меня камень. Плч. 3 :54. Вода поднялась выше головы моей, я сказал: «я отвержен». Плч. 3 :55. Коф. Я призвал имя Твое, Господи, изо рва глубочайшого. Плч. 3 :56. Ты голос мой услышал, не закрой уха Твоего от молитвы моей. Плч. 3 :57. Ты приблизился на помощь мне в день, в который я призывал Тебя; Ты сказал мне: «не бойся»! Плч. 3 :58. Реш. Господи! Ты разбирал дело души моей, избавил жизнь мою. Плч. 3 :59. Господи! Ты видел смущение мое, разсудил дело мое. Плч. 3 :60. Ты знаешь всю мстительность их и все их замыслы против меня. Плч. 3 :61. Шин. Ты слышал все ругательства их, все замыслы их против меня, Плч. 3 :62. Речи 89 возстающих против меня и зоговоры их против меня всякий день, Плч. 3 :63. Сидят ли они, встают ли они 90 . Посмотри на глаза их 91 . Плч. 3 :64. Фав. Воздай им, Господи, воздаяние по делам рук их. Плч. 3 :65. Воздай им, Господи, защиту 92 , страдание сердца моего. Плч. 3 :66. Господи! Ты будешь преследовать их во гневе и истребишь их из поднебесной 93 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

пойте и превозносите Его во веки! 71 Благословите Господа, ночи и дни, пойте и превозносите Его во веки! 72 Благословите Господа, свет и тьма, пойте и превозносите Его во веки! 73 Благословите Господа, молнии и облака, пойте и превозносите Его во веки! 74 Да благословит Господа земля, поёт и превозносит Его во веки! 75 Благословите Господа, горы и холмы, пойте и превозносите Его во веки! 76 Благословите Господа, все растения земные, пойте и превозносите Его во веки! 77 Благословите Господа, источники, пойте и превозносите Его во веки! 78 Благословите Господа, моря и реки, пойте и превозносите Его во веки! 79 Благословите Господа, киты и всё, что движется в водах, пойте и превозносите Его во веки! 80 Благословите Господа, все птицы небесные, пойте и превозносите Его во веки! 81 Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки! 82 Благословите Господа, сыны Адама, пойте и превозносите Его во веки! 83 Да благословит Господа Израиль, поёт и превозносит Его во веки!  84 Благословите Господа, священники Господни, пойте и превозносите Его во веки! 85 Благословите Господа, рабы Господни, пойте и превозносите Его во веки! 86 Благословите Господа, духи и души праведных, пойте и превозносите Его во веки! 87 Благословите Господа, верные и смиренные сердцем, пойте и превозносите Его во веки! 88 Благословите Господа, Анания, Азария и Мисаил, пойте и превозносите Его во веки! 176 Песнь 9 ( Лк.1:4655, 6879 ) Молитва Марии Богородицы. 46 Величит душа моя Господа 47 и радуется дух мой о Боге, спасителе моём! 48 Ибо призрел Он на смирение рабы Своей, и отныне все поколения будут меня ублажать! 49 Сотворил со мной великое Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его – в род и род к боящимся Его. 51 Явил Он силу руки Своей, рассыпал имеющих гордые мысли в сердце своём; 52 Сильных низложил с престолов, а смиренных вознёс; 53 Голодных насытил благами, а богатых отпустил ни с чем. 54 Вступился за Израиля, раба Своего, вспомнив о милости, 55 Как говорил отцам нашим, к Аврааму и потомству его до века! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Понятно, что, если пришествие в мир Иеговы было великой, благочестия, тайной ( 1Тим. 3:16 ) даже и для тех, кто переживал эту тайну, был ее свидетелем; то для пророка, даже и при озарении его Духом Божиим, эта тайна была еще глубже и непроницаемее, так, что требовала с его стороны величайшего самоуглубления, чтобы он мог созерцать ее. И, чтобы дать, в этом случае, пророку полную возможность самососредоточиться, Ангел-толкователь его, после четвертого видения, удалился от него 81 ; а пророк действительно погрузился в созерцание тайны пришествия Иеговы на землю, как бы, в сон 82 . Но вот он, как видно, вполне понял смысл четвертого видения и сделался, таким образом, настолько способным к восприятию созерцаемой им тайны, что ему можно было уже открыть и подробности ее. И возвратился, говорит пророк, Ангел, говоривший во мне 83 , и, пробудил меня, как пробуждают человека от сна его, и сказал мне: что ты видишь? ( Зах. 4:1–2 ) Так как вопросом Ангела и открывается пятое видение пророку, то понятно, что он не выражает собою ничего более, кроме требования внимания со стороны тайнозрителя. И пророк, устремив глаза свои вперед, сказал: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад 84 , которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. (ст. 2–3). Если б светильник, виденный теперь пророком, был совершенно сходен со светильником скинии 85 , то для пророка было бы вполне понятно его символическое значение. Устроенный наподобие процветшего жезла Ааронова, светильник скинии в ближайшем своем значении и выражал собою, символически, священство народа Божия. Но священники, принося елей во святилище, представляли собой самый народ Божий, а возжигая елей, представляли лицо Божественное. Таким образом, священный огонь, возжигавшийся, как бы, Самим Богом на светильнике скинии, означал собою очищающее и освящающее действие Духа Божия на жизнь человека 86 ; сожжение же, пред лицом Иеговы, приносимого священниками, масла означало, что народ Божий, очистившись от грехов, приносит Господу Богу лучший плод своей жизни для того, чтобы освятить его и оживить, и через то, обратить его в пламень хвалы и благодарности пред Богом 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

После смерти его, по словам святого Луки, произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии 80 . Почему гонения не коснулись апостолов, Дееписатель не сообщает: возможно, они просто скрылись, чтобы не возбуждать еще большего ожесточения иудеев. В связи с этими гонениями впервые упоминается в истории будущий апостол Павел: Савл терзал церковь , входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу 81 . Несомненно, что все события, последовавшие за смертью святого Стефана имели глубокий промыслительный смысл: «Гонение это послужило причиной того, что христианство , сосредоточенное до тех пор только в Иерусалиме, теперь начинает распространяться по окрестным городам и странам» 82 . Дееписатель довольно подробно описывает деятельность святого Филиппа в Самарии. И действительно, миссия этого одного из семи диаконов имеет величайшее историческое значение, ибо «Самария была первой неиудейской областью, огласившейся проповедью Евангелия, и самаряне образовали первое зерно Церкви Христовой из неиудеев» 83 . Проповедь святого Филиппа имела здесь большой успех: многие самаряне поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, а потому крестились и мужчины и женщины 84 , вследствие чего «обращение ко Христу самарян было весьма важным событием в жизни юной Церкви. Оно обозначало, что к древу Церкви прививается новая ветвь и что наступило время перенесения проповеди Евангелия за пределы иудейской национальности. Нужна была апостольская санкция совершившемуся факту, нужно было подтверждение правильности образа действий диакона Филиппа. Поэтому окончательное приобщение новообращенных самарян к Церкви совершено было самими апостолами. Когда до иерусалимской общины дошло известие об обращении самарян, к ним были посланы верховные апостолы Петр и Иоанн. Возложением рук они низвели Святого Духа на новокрещеных. Через обличение Симона Волхва, желавшего купить за деньги благодатный дар низведения Святого Духа, апостолы приняли меры к ограждению насаждавшегося в Самарии христианства от примеси языческих суеверий. После этого, на обратном пути в Иерусалим, апостолы, продолжая дело Филиппа, огласили проповедью Евангелия многие самарянские селения 85 " 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Праведный Ной являет собой образ Христа, Который говорит в Евангелии: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, – многими грехопадениями – и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ) в ковчеге Церкви, избавив от неправедных дел. Потому что, когда родился праведный Ной, было пророчески сказано: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял, Господь [Бог] ( Быт. 5:29 ). 82. Ему же Хам представляет собой неуверовавших иудеев – они посмеялись над обнажённым Христом, били и бесчестили Его перед Пилатом. А Сим и Иафет прообразуют собой Иосифа Аримафейского, который обвил плащаницей тело Спасителя и положил Его в новом своём гробе ( Мф. 29:59 ). Также они прообразуют и Никодима – учителя израильского, и всех прочих, старавшихся почтить и сохранить тело Христово. 83. Акакию, мемориалию Ведающий Божественные таинства Моисей, держа в двух руках лежащий жезл, в подобие Христа, распростершего руки на кресте, обратил в бегство амаликитян. Поэтому и мы, воздевая руки в молитве, побеждаем сатану. Ведь если бы Моисей просто стоял, опершись на жезл, то зачем нужно было бы Аарону и Ору с обеих сторон поддерживать руки его? 84. Ему же Весьма полезно было бы как можно чаще молиться, крестообразно распростерши руки, потому что таким образом мы благословляемся Богом и сами благословляем других 27 . Так и умудренный Богом Моисей, обновляя скинию и брата своего поставляя первосвященником, крестообразно воздел руки к небу, благословляя народ. Впрочем, сказав это, не отменяю я благочестивого обычая коленопреклоненной молитвы, ибо и пророк Даниил, в третий, шестой и девятый часы преклоняя колени, молился Богу. 85. Ему же Даниил, как истинный служитель Божий, молитвой во рве заградил уста львов. Владыка же его Христос Своей властью заключил пасти привратников адских и угрюмых стражей тамошней мрачной темницы 28 . Ибо как пророчески сказано в книге Иова: Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел, ли ты врата тени смертной? ( Иов. 38:17 ). Уверовавшие во Христа называются живыми, а не уверовавшие – мертвыми, как написано о первосвященнике Аароне: И стал он между мертвыми и живыми ( Чис. 16:48 ). Также и Владыка Христос между принявшими Его и не восхотевшими принять. Как свидетельствует об этом, обращаясь к народу при Иордане: но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете ( Ин. 1:26 ). 86. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Священные библейские писатели основой надежды человека считают его уверенность в ожидаемом. «Надежда лицемера, – читаем в Библии, – погибнет!... Уверенность его – дом паука» 74 ; и еще: «Желаем, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал... ревность до конца» 75 . Человек не перестает надеяться с полною уверенностью, что получит заступление от Господа 76 . Авраам, сверх надежды, поверил с надеждою... во многочисленность семени его... будучи вполне уверен, что Бог силен... исполнить обещанное 77 о потомстве. Правда, что за сила у (человека), чтобы надеяться 78 и держаться исповедания упования неуклонно? Но – верен Обещавший 79 . По смыслу приведенных изречений, глубиной, или как бы фундаментом переживания надежды, является более или менее твердая уверенность в исполнении обещанного, желаемого и ожидаемого. Между словами «надеяться» и «быть уверенным» в несомненности будущего Библия ставит знак равенства. Поэтому нередко в библейском тексте слово «надеюсь» означает «я уверен», как, например, в изречениях апостола: «Я много надеюсь на вас»; «надежда наша о вас тверда»; »и мы, надеюсь, то, чем быть должны« 80 ; »надеюсь... послать Тимофея тотчас же« 81 . Сознательность и прочувственность уверенности в осуществлении чего-либо в будущем показывает, что сама по себе уверенность – не единственный признак надежды. В надежде совершенно отчетливо проступают элементы ума и чувства. Без ясного представления о предмете упования не может возникнуть и держаться никакое переживание надежды. »Внимающий (премудрости) будет жить надежно» 82 , – говорит Писание. Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность будущего 83 . Когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем (его сознательно), в терпении. Имея начаток Духа, мы ...ожидаем усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться 84 . Но мы духом ожидаем также нового неба и новой земли 85 , воскресения праведных и неправедных и ...наследства на небесах. К живому упованию возродил нас Бог Отец воскресением Иисуса Христа из мертвых 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Те же, которые, подражая Его жизни, проводили свою жизнь в нищете, освящении и терпении вплоть до смерти, подобно Его распятию, сами просветятся, как солнце 76 , узрев Его, незаходящее Солнце правды 77 , и от Него восприняв сияние. И блаженные подражатели, приявшие Его Самого и Его Крест, то есть возлюбившие презрение к мирским деяниям и желаниям и последовавшие за Владыкой, вплоть до смерти проводя в терпении жизнь за Его веру и благочестивое отечество ( τς εσεβος πολιτεας), примут венец жизни, который приготовил Бог любящим Его 78 . Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, который жаждут многие безумцы; тесны же врата и узок путь, ведущие в жизнь 79 , и немногие ревнуют о них. Таковым да подражаем и мы 80 . Ибо кто из древних пророков и праведников возлюбил наслаждение или богатство? Кто из апостолов, или мучеников, или подвижников? Не о противоположном ли каждый из них возревновал и проводил свою жизнь в уповании на Бога, будучи преследуем, притесняем, умерщвляем? 8 . Что же волнует твои помыслы, человек? Богатство и слава нечестивого? Послушай псалмопевца, говорящего: Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры Ливанские: И прошел я ( προλθον) 81 , и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его 82 . Не то же ли [происходит] и с богатством его? Не от земли ли оно и в землю уходит 83 ? Кто взял его с собой и умер? Не все ли его здесь оставляют – зачастую и врагам, как говорит Златоуст 84 ? Что же удручает твою душу? То ли, что над тобой властвует нечестивый, что он теснит и вредит тебе, держит тебя подчиненным и рабом? В чем же дело? Ты не имеешь преграды на пути к Царству Божию, он же имеет бесовский чин. Ибо и диавол попущением Божиим имеет власть ради временного испытания праведников 85 , власть же сия тираническая, как и намерение его. Однако, он не достоин зависти из-за этого, более того, провозглашается лукавым и потому понесет бесконечное наказание с его лукавыми бесами и людьми. Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут 86 , как поет Давид.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010