Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь ( 1Ин. 4, 8 ). Св. Иоанн воспринял это откровение как самое дорогое, что открылось ему в общении с Иисусом, и сохранил его как самую суть в познании Бога. Вот почему святого Иоанна называют еще апостолом Любви. Кто примет такого Иисуса, Сына Божия, открывающего Свою любовь к миру (см. Ин. 3, 16 ), и уверует в Него, тот будет иметь жизнь: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 31 ). Искомое знание Бога в том и состоит, чтобы уверовать в Того, Кого Он Послал: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (17, 3 ). В молитве, с которой на Тайной Вечере (см. Ин. 17 ) Христос обратился к Своему Отцу, св. Иоанн услышал отзвук того диалога, той тайны, о которой на языке святоотеческого богословия говорится как о тайне общения лиц Святой Троицы. По образу этой тайны ученики – Церковь – призваны также пребывать в любви: 11 Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... 26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин. 17, 11. 26 ). Одно из самых пронзительных мест во всем Новом Завете – диалог Иисуса с Петром после Воскресения ( Ин. 21, 15–17 ). Отрекшийся Петр получает прощение. Насколько усталым от безнадежности и одновременно исполненным надежды звучит ответ-укор Петра на в третий раз повторенный вопрос Иисуса «любишь ли Меня?»: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю 888 Тебя ( Ин. 21, 17 )! Вновь здесь говорится о знании, но на этот раз Иисусовом знании человека – его хрупкой, неверной природы, через которую что было сил пробивается желание верно любить Бога, преодолевая собственную ненадежность (неверность). Петр уповает лишь на то, что Иисус знает о такой, ненадежной ответной любви Его учеников, – знает и «войдет в положение», снизойдет и согласится вновь полюбить, как полюбил с самого начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Находясь в плену Вавилонском, вдали от родины и святого града Иерусалима, народ еврейский самой горечью своего заброшенного и рабского положения побуждаем был сожалеть о своей народности, дорожить ею и искать возвращения своих национальных прав. Когда же Евреи поселились опять на своей родине, то беспечное и свободное вступление в брачные союзы с иноплеменниками, не ограждаемое и не останавливаемое никаким внешним давлением, могло грозить величайшей опасностью для народности еврейской. Но могло выйти и другое, еще более опасное зло от смешанных браков, вытекавшее, впрочем, как прямое следствие из первого, – это потемнение и искажение истинной веры, а также умножение языческих пороков в среде народа Божия. « Не вступай с ними в родство, – заповедал Господь Израильтянам о ханаанских и других языческих народах, – дочери твоей нс отдавай за сына его, и дочери его нс бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя » 888 . Эта опасность языческой заразы для Евреев нисколько не исчезла и после плена Вавилонского; ибо, по любострастному характеру своему, языческая религия всегда была увлекающей приманкой для сластолюбивого и чувственного народа еврейского. Это-то, главным образом, и привело в ужас благочестивого Ездру. Только что народ еврейский успел оправиться от бедствий плена, бывшего наказанием за уклонение в язычество, как снова он становится на дорогу, ведущую к язычеству. Это могло угрожать конечной гибелью народу еврейскому. „ По малом времени наказания, нам даровано помилование, – восклицает Ездра в своей пламенной молитве к Богу. – Ибо мы остались уцелевшими до этого дня... Но не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших, и не будет спасения » 889 . 10:17. …И окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца… Как производилось исследование о лицах, взявших жен иноплеменных? На основании некоторых указаний, находящихся в самом Писании, можно догадываться, что для предварительного исследования об этом деле, для наведения справок и отобрания показаний, ездили по городам и селениям два нарочитых следователя (Ионафан и Яхзеия), которым дано было два помощника (Мешуллам и Шавфай, левит) 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Сердцем страдал Создатель, взирая на злобу человеческую. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. б, 5-б). Если только видя злодеяния наши, восскорбел Бог в сердце Своем, то какую же, скажите мне, скорбь ощущает Он в Себе теперь, когда не только взирает на злодеяния наши, но и взял их на Себя, все грехи, все беззакония, все преступления целого света воспринял на Себя: «Берет на Себя грех мира» ( Ин. 1, 29 )? Не внутри только, но и вне невыносимую и нестерпимую выносит и терпит боль. Он жалуется у Псалмопевца: «Истощилась в печали жизнь моя» ( Пс. 30, 11 ). Он испытывает боль во всех членах тела Своего, ибо мы все члены наши обратили ко греху: боль в голове – потому что беззакония наши «превысили голову» нашу ( Пс. 37, 5 ); боль в очах – потому что очи наши мы «устремили... на землю» ( Пс. 16, 11 ); боль в устах и языке – потому что уста наши мы «открываем на злословие» и язык наш «сплетает коварство» ( Пс. 49, 19 ), боль в руках – потому что руки наши осмелились сорвать запретный плод; боль в сердце – потому что из сердца нашего исходят помышления злые ( Мф. 15, 19 ); боль во внутренностях – потому что проклятие вошло «как вода, во внутренность» нашу ( Пс. 108, 18 ); боль в ногах – потому что ноги наши уклонились от пути правого; страдает весь, ибо всякий из нас одержим бесчисленными страстями и возлежит на ложе зла. Зло наше возложило Его на болезненное ложе крестное, говорит Иоанн Дамаскин . Это мы все ложе Его обратили в болезнь Его; это мы, зачав болезнь, родили беззаконие. Наши греховные раны нанесли болезненные раны Христу, Спасителю нашему. Ты страдаешь. Господи, говорит святой Амвросий, и мучишься не Твоими, но моими ранами, не Твоею смертью, но моей немощью. В лице каждого грешника Давид жаловался: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь» ( Пс. 114, 3 ). Избавляя нас от этих адских мук и сетей смертных, Христос Спаситель Сам принял на Себя болезни и сети ( 103, 887–888 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры 887 , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву ( Деян. 16:3 ), – не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей 888 , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» ( 2Тим. 3:10, 11 ). Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и, наконец, – епископом 889 , хотя он был и молод годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Указываемая правоспособность каждого члена Церкви на очищение содеянных им грехов, посредством акта сакраментального покаяния, отчетливо устанавливается еще первоисточником церковного права – Священным Писанием, в тех его местах, где мы читаем здесь слова И. Христа: «Сказываю... что на небесах более радости будет об одном грешнике, кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» 887 ; «Приходящего ко мне не изгоню вон» 888 , и в особенности: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» 889 . В канонических правилах, и притом со ссылкою на одно из цитуемых мест Свящ. Писания, то же самоекатегорически проводится в самом древнейшем их кодексе, – разумеем, кодекс Апостольских правил. «Аще кто, епископ или пресвитер, – читаем мы здесь, – обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа, рекшего: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» 890 . Один из знаменитых средневековых византийских канонистов – Зонара, комментируя это правило, прекрасно дополняет его детальный смысл, говоря: «Господь наш, ради согрешивших, преклонил небеса и низшел, ибо Он сказал: « я пришел...; и так, кто не приемлет обращающегося от греха, тот противодействует Христу Богу нашему, а противодействующей и не повинующейся Ему – не есть его ученик; а не будучи Его учеником, – не достоин священствовать. Ибо каким образом может быть принять Христом тот, кто делает себя антихристом, противясь воле Его?» 891 . Что цитуемое Апостольское правило относится, действительно, к сакраментальной исповеди, а не к покаянию, как внутреннему нравственному акту, – это со всею очевидностью утверждается комментарием на оное другого знаменитого византийского канониста – Вальсамона 892 . В виду столь ясного основания на первоисточников церковного права – Священном Писании и столь категорического требования помянутого Апостольского правила, Восточная церковь всегда и относилась к отрицательному учению о праве христиан на покаяние, как к учению еретическому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Я поднялся в верхнюю комнату для молитвы 879 , «тут я увидел небо отверстым 880 и сосуд, привязанный за четыре угла, он висел и спускался на землю. И в нем были всякие четвероногие животные, гады земные и птицы небесные, и был голос 881 ко мне, говорящий: встань, Симон, заколи и ешь. Но я сказал: Да будет удалено это, Господи, ибо я никогда не вкушал ничего нечистого и скверного. Тогда снова во второй раз другой голос S 104/CA VI.12b///сказал мне: что Бог очистил, того ты не делай нечистым. Это произошло трижды, и сосуд опять поднялся на небо. После этого я размыслил и уразумел слово Господа, как Он сказал 882 : «радуйтеся вы, языческие народы, с (избранным) народом»,– уразумел, что Он говорил вообще о призвании язычников, «и я встал и пошел» 883 . И когда я вошел в дом сотника 884 и начал возвещать слово Господне, тогда сошел Святой Дух на него и на всех язычников, бывших тут 885 . «Итак, Бог дал им Святого Духа также, как и нам 886 , и не положил никакого различия в вере между нами и ими, и сделал сердца их чистыми. А потому, зачем искушаете Бога, возлагая на выю Его учеников иго 887 , которое не в состоянии были носить ни отцы наши, ни мы? Напротив, мы веруем, что будем спасены благостью Господа нашего Иисуса Христа, как и они». Ибо к нам пришел Господь наш и освободил нас от этих уз и сказал 888 : «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я дам вам покой./Возьмите иго Мое на себя и научитесь, что Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Итак, если Господь освободил нас и принес нам облегчение,. почему вы сами возлагаете на себя мучения? «Тогда весь народ безмолвствовал 889 , и я, Иаков, начал говорить и сказал 890 : Слушайте меня мужи, возлюбленные братья! Симон сказал о том, как прежде говорил Бог, что Он желал избрать из народов народ во имя Свое, и с этим согласуются слова пророков, как написано: Потом Я воздвигну и устрою распавшуюся скинию Давида, Я устрою и воздвигну ее S 104/L 45//CA VI. 12b///разваляны, дабы остальные народы взыскали Господа, и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, свидетельствующий об этом от века 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Личным составом как танковые, так и моторизованные дивизии укомплектованы полностью. Ввиду слабого поступления от промышленности тяжелых танков KB и средних танков Т-34 танковые дивизии укомплектованы танками БТ и Т-26. На 1 октября 1940 года механизированные корпуса имели в наличии танков БТ и Т-26 следующее количество: а) 1 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 902 б) 3 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 543 в) 4 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 781 г) 8 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 765 д) 6 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 605 е) 2 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 414 ж) 5 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 741 з) 7 механизированный корпус: – Положено по штату – 888 – Налицо – 689 и) 6 танковая дивизия: – Положено по штату – 315 – Налицо – 292 к) 9 танковая дивизия: – Положено по штату – 315 Налицо – 229. На формирование указанных восемнадцати танковых дивизий было обращено: 12 танковых бригад БТ, 4 танковые бригады Т-28, 3 танко-огнеметные бригады, 2 танковых полка Т-25 и танковые батальоны стрелковых дивизий за исключением дивизий Дальнего Востока. Таким образом, создание механизированных корпусов заставило нас пойти на временное сокращение танков, предназначенных для непосредственного сопровождения пехоты. Считаю, что для успешного продвижения пехоты в современном бою нужно иметь на каждый стрелковый корпус одну танковую бригаду. Оставшиеся в Красной Армии после сформирования механизированных корпусов 20 танковых бригад Т-26 не позволяют обеспечить каждый корпус танками сопровождения пехоты. Считаю необходимым увеличить количество танковых бригад сопровождения пехоты из расчета обеспечения каждого стрелкового корпуса одной танковой бригадой. В этих целях для обеспечения имеющихся в настоящее время 50 стрелковых корпусов и двух армий, в которых нет корпусных управлений, нужно иметь 52 танковые бригады Т-26. Имеется же только 20 танковых бригад Т-26. Следовательно, подлежат формированию 32 танковые бригады.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Наконец, имя Иисус является, по учению валентиниан, знаменательным и потому, что выражает таинственное число 888 685 . Я это число, как заявляют они, есть число греческого алфавита, ибо последний имеет восемь единиц, восемь десятков и восемь сотен 686 . Буквы же греческого алфавита, как видели мы выше, «суть, по учению Марка, изобразительные истечения трех сил, содержащих все число горних стихий», т.е. тридцать эонов 687 . Конечно, само по себе учение гностиков о 30-ти Божественных эонах есть нелепость. Такою же нелепостью являются гностические доказательства, что имя: Иисус выражает число Божественной Плиромы, ибо искусственность и натянутость этих доказательств слишком очевидна. Но мнение валентиниан, что имя Иисус, как выражающее число 888, имеет отношение к числу Божественной Плиромы, является верхом гностической нелепости, что явствует из рассуждений Марка о неизреченном происхождении Иисуса. Об этом рассуждении св. Ириней передает такими словами Марка: «Иисус, – говорит последний, – имеет такое неизреченное происхождение. От Матери всего – первой Четверицы в виде дочери произошла вторая Четверица; и образовалась осьмерица, от которой произошла десатерица. Десятерица, присоединившись к осьмерице и увеличивши ее в десять раз, произвела число восемьдесят. Потом, удесятеривши и восемьдесят, породила число восемьсот, так что все число букв, происшедшее из осьмерицы, умноженной на десятерицу, есть восемьсот восемьдесят восемь, а это – Иисус, ибо имя Иисус, по числу заключающемуся в буквах, есть восемьсот восемьдесят восемь…» 688 . Из этого гностического рассуждения видно, что вместо 30-ти эонов получилось в Плироме 888 эонов. Таким образом, Марк в означенном своем рассуждении уничтожает свою собственную мысль о соответствии имени «Иисус» по количеству букв числу Плиромы и вместе с тем говорит абсурд в глазах самого Валентина, ибо, по учению последнего, Плирома состоит из 30-ти эонов, которые по своем появлении не увеличивались до такого колоссального количества. Правда, Марк, говоря все время в вышеуказанном своем рассуждении о четверице, осьмерице и десятерице, т.е. о Божественных эонах, вдруг в конце заговорил о буквах, что именно этих букв стало 888. Но это существа дела не меняет, ибо мы видели выше, что буквы греческого алфавита, по его же мнению, суть истечение эонов, и что двойные буквы даже отождествляются, как нечто реальное, с самими Божественными эонами, по силе подобия. Если даже и предположить, что Марк в своем рассуждении о неизреченном происхождении Иисуса отличает буквы от эонов, то все равно его рассуждение о неизреченном происхождении Иисуса будет абсурдом. Ибо он складывал и умножал эоны, а в итоге получилось целых восемьсот восемьдесят восемь букв. Все время говорил об одном, а закончил совсем о другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

231 Georg., 872 ­­ Man., 251, 257; 873 ­­ 257–258; 874 ­­ 258–259; 875 ­­ 261,266; 876 ­­ 261–262; 877 ­­ 263–264;878 ­­ 265–266;879 ­­ 266–268;880 ­­ 268. 236 Georg., 884 ­­ Man., 272–273; 885 ­­ 273–274; 886 ­­ 274–275; 887 ­­ 276–277; 888 ­­ 277–278; 889 ­­ 279; 890 ­­ 280–281; 891 ­­ 281–282; 892 ­­ 282–283; 893 ­­ 284, 289; 895 ­­ 284; 896 ­­ 285. 237 Georg., 886 ­­ Cedr., II, 659; 888 ­­ 689; 889 ­­ 693, 696–697; 890 ­­ 700–701; 892 ­­ 704–705. 238 Georg., 896 ­­ Zonar., IV, 228; 897 ­­ 229–230; 898 ­­ 230–231; 899 ­­ 231 – 232; 900 ­­ 232–233; 901 ­­ 234–235. 240 He позже, потому что к этому веку относится парижский манускрипт; но и не раньше, потому что встречается турецкое название местности (Скутари) (Georg., 888), и автор не имеет ясного представления о значении византийских стратигов (Georg., 891) – византийские же порядки забыты после утверждения Турецкого владычества. 241 Характер сведений, извлеченных из этого памятника, не свидетельствует в его пользу: обстоятельства, случившиеся при Парапинаке, отнесены ко времени Вотаниата, о болгарском царе говорится, что он был убит, тогда как был взят в плен (Georg., 893–895). 242 Du Fresne Du, Cange. Historia byzantina duplici commentario illustrata. Fami-liae Byzantinae. Par.·, 1682, 174–175. 243 Голубинский. Краткий очерк истории Православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской. М., 1871. С. 38. 245 Annales Barenses. Ed. Muratori. Antiquitates italicae medii aevi. T. 1. Mediol., 1738 (под заглавием: Anonymi Barensis monachi chronicon de rebus in Barensi provincia gestis, additis notis Nicolai Aloisya); Pratillus. Historia principum Lango-bardorum. Т. IV. Neapoli, 1753; Pertz. Monumenta Germ, hist., SS., V. 246 Для определения времени служат: ссылка на свидетельство лиц, участвовавших в сражениях 1041–1042 гг. (Ann. Bar., ed. Pertz, 54–55), и выражение о барийском замке, что в нем sedes est nunc graecorum magnatum (…теперь живут греческие властители) (Ibid., 53), неуместное в устах писателя после 1071 г., когда Бари взят был норманнами и греки вытеснены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010