Афинаида (Евдокия), жена имп. Феодосия II – 121, 155, 187 Ахилл , герой «Илиады» – 149 Ашот I Багратид (Асотий Великий Багратуни), армянский царь в 885–890 гг. – 403 Ашот II Железный (Асотий Вагратуни), армянский царь в 913–929 гг. – 414, 416 Ашот III Милостивый (Асотий), армянский царь в 958–977 гг. – 410, 416 Байе Шарль (Bayet), французский искусствовед и византинист – 91 Байи Огюст (Baiiy), французский византинист – 75 Байрон P. (Byron), английский византинист – 75 Барденхевер Отто (Bardenhewer), немецкий византинист – 77 Бартольд Василий Владимирович (1869–1930), востоковед-арабист, исламовед, историк Средней Азии и историограф Востока –319 Бассел Ф. В. (Bussel), английский византинист – 67 Баттифоль П. (Battifol), французский историк – 99 Бейнз Норман X. (Baynes), английский византинист – 62, 91, 162, 186, 187 Белазури (Ал-Балазури, Баладзори, Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ал-Балазури, ум. 892 г.), арабский историк – 287 Белл Харолд Идрис (Bell, 1879–1967), английский филолог-классик и папиролог, хранитель и издатель папирусов Британского музея – 92, 287 Безобразов Павел Владимирович (1859–1918), историк-византинист – 61, 88, 89 Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938), историк церковного права и византинист – 461 Бобчев Стефан Савов (1853–1940), болгарский историк права и политический деятель – 161 Богишич В. (Bogisic), хорватский историк – 161 Болотов Василий Васильевич (18531854–1900), крупнейший русский историк древней Церкви – 98 Боран, персидская царица VII в. – 272 Борис I , болгарский царь в 852–888 гг. – 161, 376, 377, 388, 417 Брайс Дж. (Bryce), английский византинист – 191, 355, 432 Брейе Луи (Brdhier), французский византинист – 34, 72, 92, 291, 340, 444 Бриллиантов Александр Иванович (1867–1933 или 1934), русский византинист и церковный историк – 104 Броссэ Марий Иванович (Marie-Xavier F. Brosset, 1802–1880), востоковед, специалист по грузинской и армянской словесности, ученик Ж .-А. Сен-Мартена и С. де Саси, с 1836 г. жил в С.-Петербурге, сотрудничал в Азиатском музее АН, исполнял должность непременного секретаря и вице-президента АН, служил в Имп. Публичной библиотеке и Эрмитаже – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

12) Мортагон или Муртагон (у западных летописцев Омортаг, у архиепископа Феофилакта в Тивериупольск. мучениках Омбритаг). Держал мир с греками, но воздвиг гонение на христианских пленников, распространявших христианство между его подданными (Memor. рор. II, 563 Шафар. ibid. II, I, 284 fin., Кедрин, вМетог. рор. ibid., неправильно называет Мортагона Критагоном) 8 . 13) Относительно преемника Мортагонова свидетельства византийцев несогласны. По Константину Порфирогениту (Memor. рор. 11, 154 sqq, 575), после Мортагона правил Пресиам, бывший отцом следующего государя Бориса-Михаила. Архиепископ Феофилакт (в Тивериупольск. мучениках, уМиня в Патрол. т. 126, § 31 sqq) говорит, что Мортагон (которого он называет Омбритагом) оставил после себя трех сыновей: Енработу ( νραβτας) или Бонна ( Βο’ ινος), Звеницу ( Ζβη’ νιτζη) и Маломира, что преемником ему был младший сын Маломир и что преемник этого последнего Борис-Михаил был сын не его, а второго брата Звеницы. Неизвестно, которое свидетельство справедливее; мы с своей, стороны склоняемся более в пользу Феофилакта, потому что если он решается противоречить своему предшественнику, то, как мы думаем, не без достаточных оснований. (Можно, и даже должно предполагать, что свой рассказ о тивериупольских мучениках Феофилакт составляет на основании готовых, болгарских или греческих, о них записей; но в этих записях могло быть и о государях болгарских). 14) Борис-Михаил, по Константину Порфирогениту сын Пресиама, по Феофилакту сын Звеницы, – креститель болгар (вступил на престол между 852–856, передал его преемнику между 888–892 годами). О нем подробнее скажем ниже 9 . 15) Владимир, старший сын Бориса, поставленный отцом, пожелавшим под старость принять монашество, при своей жизни, но через четыре года им же лишенный престола, как недостойный. 16) Симеон, младший сын Бориса, поставленный им на место Владимира (между 892–896 гг.), – знаменитейший из всех болгарских государей; через принятие титула царя или императора ( βασιλες – imperator) уравнявший себя с императорами византийскими и мечтавший было совсем заступить их место, нещадно громивший и едва совсем не сокрушивший Греческую империю; возведший свое государство на, высокую, хотя и непрочную, степень блеска и славы; окончательно утвердивший в стране христианство и с величайшим усердием старавшийся о водворении в ней просвещения, († 927) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Имп. Лев VI Мудрый , как считают издатели его новелл, при составлении своих законов пользовался непосредственно И. Ю., «Дигестами» и Кодексом, игнорируя переработанный их текст в «Василиках» (см.: Novell. Leo. P. XVI-XVII). Так, Novell. Leo. 51 (о кладах) опирается на норму Inst. Just. II 1. 39, к-рая к тому времени вышла из употребления и не была включена в «Василики» ( Липшиц. Законодательство. С. 110-111). В новеллах Льва встречаются ссылки на 13 фрагментов И. Ю. (см. указатель источников: Τρωνος Σπ. Ν. Ο Νεαρς Λοντος (?) το Σοφο. Αθνα, 2007. Σ. 326). И. Ю. часто употреблялись юристами-практиками (непосредственно или через Парафразу Феофила) при подготовке неофиц. правовых сводов и справочников вплоть до «Прохирона» Константина Арменопула (см. указатель параллельных мест: Constantini Harmenopuli Manuale legum sive Hexabiblos/Ed. G. E. Heimbach. Lipsiae, 1851. P. 852-976). В частности, Ecloga legum содержит 47 ссылок на И. Ю. (см. указатель источников: Zachariae. JGR. Pars 2. P. 439). В Ecloga privata aucta одна из важнейших глав (III 14), устанавливающая максимальный ссудный процент, вероятно, заимствована из И. Ю. через Парафразу Феофила. Таков же источник ряда норм наследственного и обязательственного права в Ecloga privata aucta ( Липшиц. Законодательство. С. 11-12, 22, 24-29). В «Пире» И. Ю. упоминаются трижды (Peira. XXXVI 3; XXXVIII 8; LI 24). Парафраза Феофила послужила источником сведений для визант. правовых словарей и Synopsis legum Михаила Пселла ( Burgmann. 1984; F ö gen. 1991. P. 1000). Отрывки из И. Ю. через парафразу неизвестного автора, отличающуюся от Collectio tripartita ( Бенешевич. Канонический сборник. С. 215-216), вошли в «Номоканон XIV титулов» (всего 9 фрагментов, см. указатель источников: Нарбеков В. Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Вальсамона. Каз., 1899. Ч. 2. С. III-IV). Рецепция До XI в., когда на Западе были вновь открыты «Дигесты», И. Ю. были главным пособием для изучения рим. права. Они рано начали подвергаться глоссированию; большое количество глосс сохранилось в туринской рукописи ( Kr ü ger. 1868). Кроме того, И. Ю. включались в различные зап. юридические сборники. Так, вместе с Кодексом и Новеллами Юстиниана И. Ю. легли в основу церковно-правового сборника Lex Romana canonice compta (между 825 и 900). В распоряжении составителя этого сборника имелась полная рукопись И. Ю. ( Maassen. 1870. S. 888-896). Составление глосс к И. Ю. продолжалось и в XI-XII вв. В XIII в. Аккурсий создал «Ординарную глоссу», охватывавшую весь Corpus iuris civilis, включая И. Ю. Это фактически завершило процесс глоссирования данного памятника. Ок. 1220-1230 гг. И. Ю. были переведены на старофранц. язык.

http://pravenc.ru/text/468833.html

Государство формируется с VII века в результате смешения пришедших на Балканы тюрок, давших новому народу своё имя, и осевших здесь прежде славян, давших Болгарии свой язык. Христианство принято в 865 году при царе Борисе (852–888 гг.). Это время начала Первого Болгарского царства (8601018 гг.). После периода византийского господства (1018–1185 гг.) в ходе восстания возникло Второе Болгарское царство (1185–1396 гг.). Большая часть памятников церковного зодчества Первого Болгарского царства концентрируется в главных его центрах – Преславе и Плиске, а позднесредневековые памятники – в основных городах Второго Болгарского царства – Велико Тырново и Месемврия (современный Несебар). Территория славянской Македонии с городами Охридом и Скопье некоторое время входила в состав Болгарского государства, но после возникновения Второго Болгарского царства и Патриаршества Охридская Архиепископия осталась подчинённой Константинополю. В более позднее время эта область была уже органичной частью Сербского государства. Особое значение имеет монументальная живопись этого региона, относящаяся к переходному времени от средне- к поздневизантийскому периоду, заполняющая вакуум, образовавшийся из-за латинского господства в Константинополе. В период Первого Болгарского царства известны монументальные дворцы, базилики и крестово-купольные храмы, принятые как итог развития в Византии крестово-купольного строительства. К периоду византийского владычества относятся такие памятники церковного зодчества, как гробничная церковь Бачковского монастыря и храм монастыря Земен. Круг памятников Второго Болгарского царства открывает церковь Петричской Божией Матери – кирпично-белокаменной, вытянутой композиции с колокольней – в Асеновграде (по имени братьев Асеней, поднявших восстание и правивших после освобождения), а наиболее ярко этот период представлен трёхапсидными крестово-купольным храмами с узорчато инкрустированными фасадами с сильно обозначенной продольной осью плана – храмы св.Иоанна Алитургита и Архангелов Михаила и Гавриила.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Важнейшим событием этой эпохи является расцвет болгарского вопроса и в связи с этим разрыв со старым Римом. Оба великие апостолы славян, Мефодий и Константин (позже в монашестве Кирилл) изобретением так называемой глаголицы 19 и переводом Св. Писания на славянский язык оказали славянским народностям столь же бессмертную услугу, как Месроб и св. Сагак подобным же подвигом Армении: все эти святые мужи открывают культурную эру для народов, весьма некультурных до этого времени за отсутствием грамоты. В Великоморавской державе, уже открытой для христианства немецкими миссионерами, а также и в тогдашней славянской Паннонии начали оба брата свою весьма успешную деятельность; они овладели сердцем народа, пользуясь при богослужении не латинским языком, как немецкие епископы-миссионеры, а славянским. Вопреки горячему протесту со стороны немцев, Рим в припадке величественного великодушия вынес решение в пользу национального дела. Однако, против враждебности латинских епископов, поддерживаемых светской рукой и выступивших с насилием, Мефодий по смерти Кирилла удержаться не мог; Рим допустил его падение: Иоанн VIII совсем не был достойным преемником своих великих предшественников, Николая I и Адриана II. Моравская держава распалась, и паннонские славяне пали под ударами пришедших мадьяр. Грубейшее язычество финско-угрской расы, казалось, растоптало обильный надеждами посев. Тем не менее, изгнанный ученик Мефодия, св. Климент, был поставлен болгарским царём Борисом христианским епископом над третью его широко раскинувшегося государства. Борис (852–888 гг.) хорошо понял, что его народ, клином вошедший между великими державами франков и византийцев и моравским государством, не сможет долго противостоять христианскому влиянию. Поэтому при заключении мира после одной из обычных пограничных войн (864 или 865 г.), он торжественно крестился; сам император был его восприемником, и в честь его принял он христианское имя Михаила. В подкрепление договора греки уступили пограничную область, так называемую Загору. Во время этих чреватых последствиями событий патриарх Игнатий уже более не правил: у него хватило мужества отказать всемогущему и гениальному правителю государства Варде, за кровосмесительное сношение с собственной снохой, в церковном общении и причащении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

165–166. При ссылке на некоторые из этих свидетельств Зерникав приводит здесь подлинные выдержки из писателей; у Феофана этого нет, – он вовсе не приводит здесь подлинных выдержек. – Страницы 852–853, на которых он говорит об отношении к данному догмату папы Uoahha VIII , написаны под влиянием V трактата Зерникава (стр. 412–421). Это явление сказывается здесь в следующем. Указание на послание папы Uoahha VIII к Фотию, в котором он говорит о несправедливости возводимого на него обвинения в принятии учения об исхождении Св. Духа от Сына (Theoph. p. 852), делается у Зерникава на стр. 412. Замечательное место, приводимое Феофаном из этого послания Uoahha VIII -го: «Reverentiae itaque tuae iterum significamus… una cum Juda illos collocamus» (Theoph. p. 852) почти буквально сходно приводится у Зерникава на стр. 413–414. Оба богослова указывают на мнение Барония, который по двум приводимым им основаниям признает данное послание Uoahha VIII за вымышленное Фотием или каким-либо другим греком (Theoph. p. 852 и Zoern. p. 417), причем эти основания Зерникав передает не своими словами (как это делает Феофан), но через приведение подлинного текста из Барония. Феофаново опровержение этих оснований Барония (Theoph. pp. 852–853) также находится у Зерникава: все мысли этого опровержения почти в таком же порядке высказываются у Зерникава на стр. 419–421. Наконец, указание на то, что папа Сергий побуждал галльских епископов к защите нового латинского догмата (Theoph. p. 854) делается у Зерникава на стр. 173. 580 В чем обнаружилось влияние XVII-ro трактата на Феофана? Прежде всего в том, что Феофан, подобно Зерникаву, после рассказа о спорах между Фотием и современными ему римскими папами, опускает все споры по данному вопросу, происходившие между восточными и западными в X и XII веках, в течении целых 300 лет, в том числе и знаменитый разрыв париарха Михаила Керуллария с папой Львом IX, и прямо приступает к рассказу о попытке к соединению восточных христиан с западными, бывшей в начале XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

40) Арабские историки говорят об обычаях предков русских сжигать трупы своих покойников, это подтверждается и раскопками курганов, а русская летопись ничего об этом не знает. 41) Первое показание года в 852 г., при начале царствования Михаила, когда летописец впервые встретил название Руси, Шлецер считает неверным. «Ежели считать, говорит он, начало царствования Михаила, с смерти ли его отца 842 г., или с того времени, как он вырвался из-под опеки своей матери Феодоры (а не Ирины) 856 г., то в обоих случаях 852 годом («Нестор», 1816 г. ч. II, стр. 151–152). 42) 6360, Под 852 годом сказано в Повести временных лет:. «начася прозывати Русская земля», забыв сказанное, летописец под 6390 (882) годом повторяет тоже самое: «прозвашася Русью». 43) В Русской летописи употребляются даже для древнейшего периода римские названия месяцев а славянские (Украинские) летописцу неизвестны, хотя начальная летопись, по всеобщему мнению ученых писалась в Киеве. Летопись случайно упоминает лишь одно славянское название месяца. 44) 6360. Летописец под 852 годом как бы извиняется, что раньше писал без даты и обещается впредь вести рассказы по-годично: «Темже, говорит автор летописи, отселе ночнем и числа положим». На Этой же странице (Лавр., стр. 17) для закрепления сказанног в памяти еще раз повторяет свое обещание: «скажем, что ея здея в лета си, якоже преже почали бяхом первое лето Михайлом, a по ряду положим числа». Переворачиваешь листок и воочию убеждает следующая страница, что летописец действительно числа положил, или попросту говоря написал цифры: 6361, 6362, 6363, 6364, 6355. 6366 (о крещении Болгар). Значит в течение шести лет на Руси не произошло ничего замечательного, жизненный нерв перестал биться. 45) 6360 (852), В летописи читаем: «темже (т. е. таким образом) от смерти Святославля (о годе смерти Святослава см. ниже) до смерти Ярославли лет 85» между тем как по самой хронологии летописного списка от смерти Святослава до смерти Ярослава прошло не 85, а всего только 82 года (l054–972=82).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

50. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями Арсения, епископа Уральского. Кишиневский епарх. мисс. Феодосий Воловей. Стр. 806–834. 51. Из миссионерских писем, дневников и летописей. Миссионерская полемика по вопросу о присяге. (Открытое письмо к Д. И. Добролюбову). Свящ. Димитрий Силин. Стр. 835–840. 52. Письмо к старообрядцу-беспоповцу. (По поводу бывших в Нижнем Новгороде собеседований). Проф. Н. Ивановский. Стр. 840–843. 53. Страничка из истории возникновения штундизма в Сквирском уезде, Киевской губернии. Н. Е. Стр. 844–852. 54. Беспоповщинское поставление в “духовные отцы”. (Рассказ из современной жизни беспоповцев поморского толка). Свящ. Е. О–в. Стр. 853–855. 55. Из миссионерской полемики. Собеседование синодального миссионера прот. К. Крючкова с Екатеринбургскими старообрядцами, происходившее 23 июня 1902 года. А. Обтемперанский. Стр. 856–874. 56. Миссионерство, секты и раскол. (Хроника). Годичный епарх. съезд миссионеров Херсонской епархии в г. Одессе.– Занятия съезда.– Кто должен отмечать поведение миссионеров.– Обойденные новым пенсионным уставом иереи-миссионеры. М. Кальнев. Стр. 875–878. О миссионерах-книгоношах. Д. Боголюбов. Стр. 878–880. Московский раскол.Алексий В–ов. Стр. 881–888. 57. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства. В стране факиров.– Армия спасения.– Новая секта на острове Суматра.– Статистика населения Индия по религиям.– Новая секта в Финляндии. Стр. 888–890. 58. Библиография. А. Кычигин. В области церковного устава. Мысли о необходимости и способах возвышения благочиния при богослужении. ч. I и II-я. С.-Петербург. 1901. М. Леонович. Стр. 891–894. Епископ Антоний. Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом? С.-Петербург, 1902 г. ип, 8, 20 стр. П. Козицкий. Стр. 894–896. Еще об изданиях братства св. Петра. Свящ. Петр Злотников. Стр. 896–897. Прот. А. Дернов. Об истинно-христианском воспитании. Чтения по Закону Божию для слушательниц педагогических курсов. (Изд. 2-е. Спб. 1902 г. Стр. 509). Свящ. М. Лисицын. Стр. 897–898.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Летописец говорит: «в лето 6360 (852) наченшу Михаилу императору царствовати, нача ся прозывати Русска земля... Тем же отселе начнем и числа положим». Затем, показав годы княжения Олега и других до Ярослава и сказав, что от смерти Ярослава до кончины Святополка-Михаила прошло 60 лет, в заключении росписи говорит: «но мы на преднее возвратимся и скажем, что ся удея в лета си (852–1113 г.).» Следственно летописец положил обнять описанием события 852–1113 г . Все предшествовавшее тому служит у него введением в его летопись. Личность летописца видна в летописи, в последний раз под 1106, где передает он беседу свою с Яном Вышатичем: о княжении великого князя Мономаха в ней ни слова. В Житии преподобного Феодосия Нестор говорит о посвящении Феоктиста в епископы, что было 12 января 1112 г.: Это показывает, что летопись преподобного Нестора не простирается далее 1112 года. 20. Василий , по повествованию его о князе Васильке, представляется жителем Владимира Волынского, и если не иеромонахом, то священником. Пред ним несчастный Василько открывает совесть свою. «Се поведаю ти по истине, яко на мя Бог наведе за мое взвышенье... не помыслил есмь зла братьи своей ни в чим же, но за мое вознесенье низложи мя Бог», – так говорит страдалец князь Василию. Даже и враг Васильков оказывает Василию доверие, – поручает ему объявить условие свое Васильку, что опять указывает на духовное звание Василия. Повествование Василиево об ослеплении князя Василька и о последствиях того внесено в летопись Нестора (Собр. лет. I, 109–116). 21. Сильвестр , игумен Выдубицкий, с 1119 г. епископ Переяславский († 1123 г. апреля 23). В Лаврентиевом списке древней летописи под 1110 г. читаем: «Игумен Сильвестр св. Михаила написал книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при князе Володимири, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящу у св. Михаила в 6624 (1116) инд. 9 лета; а иже чтет книгы сия, то буди ми в молитвах.» Слово: написал, по употреблению древнему, означало: переписал; но не всегда одно это.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Эмила Кордовский и Иеремия Кордовский (852 г., память 15 сентября). Два юноши, Эмила (Emilas) и Иеремия, первый из которых был диаконом, были посажены в тюрьму и обезглавлены в Кордове во времена эмира Абдеррахмана. – Евлогий Кордовский (859 г., память 11 марта). В те времена Святой Евлогий был выдающимся священником в Кордове. Выделявшийся своими храбростью и ученостью, он вдохновлял добровольных мучеников и составил их помянник. Сам он был казнен за то, что скрывал и защищал святую деву Леокритию (Leocritia), обращенную из ислама. – Фандила Кордовский (853 г., память 13 июня). Святой Фандила (Fandilas) был священником и игуменом монастыря Пеньямелария (Penamelaria) неподалеку от Кордовы. Он был обезглавлен в Кордове по приказу Мухаммеда I. – Флора Кордовская и Мария Кордовская (851г., память 24 ноября). Обе эти женщины происходили из смешанных браков между христианами и мусульманами. Кроме того, Мария была сестрой Валабонса (Walabonsus), который был казнен ранее. Отец Флоры, который умер, когда она была еще совсем юной, был мусульманином, поэтому ее вероисповедание юридически считалось вероотступничеством. Хотя Мария и Флора вместе отрицали ислам перед судом, Мария была казнена за богохульство, а Флора – за вероотступничество. – Георгий Кордовский, Аврелий Кордовский и Наталия Кордовская, Феликс Кордовский и Лилиоза Кордовская (852 г., память 27 июля). Умучены в Кордове при эмире Абд эр-Рахмане II. Аврелий и Феликс, и их жены, Наталия и Лилиоза (Liliosa), были испанцами из смешанных в религиозном отношении семей. От них требовалось юридически исповедовать ислам . После того, как им было дано четыре дня, чтобы отречься от христианства, они были осуждены как вероотступники за раскрытие их ранее скрываемой Христианской веры. Дьякон Георгий был монахом из Палестины. Он был арестована наряду с этими двумя парами. Хотя ему предлагалось прощение как иностранцу, он вновь стал отрицать ислам и отошел ко Господу вместе с другими. – Гуземинд Кордовский и Сервусдей Кордовский (852 г., память 13 января). Святые Гуземинд (Gusemindus), приходской священник, и Сервусдей (Servusdei), монах, были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010