1310 В семействе С.И., кроме его супруги Веры Мих., остались четыре сына и одна дочь, в возрасте от 14 до 6 лет. 1311 Β Православной Богословской Энциклопедии. Петроград, 1904, т. V. Две статьи, подписанные буквой: S., принадлежат, кажется, С.И. Смирнову : Изборники, кол. 804–813, и Иларион, митрополит Киевский кол. 846–849. 1314 В 1836 г. У Аксаковых гостила Мария Григорьевна Карташевская, двоюродная сестра Константина Сергеевича Аксакова (См. предисловие к его письмам). 1315 Христофор Геллер (ум. В 1769 г.) – известный немецкий поют и моралист. Пользовался в свое время известностью и у нас. 1327 Число месяца и год в письме, в виду его спешности, не проставлены. По содержанию его оно должно быть отнесено к двадцатым числам июля 1838 г. Написано письмо во Франкфурте на Майне и отправлено из Базеля. 1328 Может быть, А. В. Сухово-Кобылин, впоследствии известный автор „Свадьбы Кречинского“. В 18.38 г. это был еще очень молодой человек, увлекавшийся философией Гегеля. 1329 Местность под Москвой, где семья Аксаковых жила на даче, и где Конс. Серг. в 1836 г. провел лето в обществе своей двоюродной сестры Марии Григорьевны Карташевской, оставившее в его сердце неизгладимый след. 1331 На суждения К. С. Аксакова о французах и немцах влияли, с одной стороны, мнения строго патриархальной, кристально нравственной, русской семьи старого уклада (главным образом, отца – поклонника Шишкова), и зачинавшегося и формировавшегося тогда в Москве кружка славянофилов, с другой – увлечение немецкой поэзией (Шиллер) и философией (Гегель) кружка Станкевича и Белинского, с которым соприкасался и к которому до некоторой степени примыкал К. С. Аксаков в годы своего студенчества. 1332 Далее следует перевод К. С. Аксаковым стихотворения Шиллера. Перевод этот зачеркнут, и сбоку сделана приписка: „Я написал так скверно, что должен переписать“. На следующей странице находим этот перевод тщательно переписанным. 1333 Не знаем, вполне ли точно разобрана эта фамилия, и кто именно был этот один из знакомых семье Аксаковых московских немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

848 Елма и Ирод во Иерусалиме некогда вся владущая земли погуби. Ирод в библейском повествовании – образ царя-тирана. О нем рассказывается, что перед своей смертью он приказал перебить всех своих вельмож, чтобы они не радовались его смерти. 849 Останки малыми людий воедино собрав, охрабрив и на оны воздвиг. Тимофеев имеет в виду нижегородское земское ополчение, которое во главе с К.Мининым и кн.Д.Пожарским в 1612г. пришло к Москве и разгромило поляков. 850 Отценачальник... нужно почил. Речь идет, видимо, о патриархе Иове, который был сослан в изгнание (см. сноску 833) и умер там в 1607г. 851 Аще они днесь и мирницы о нас являются людем. Тимофеев иронически называет «мирниками», т.е. миротворцами, шведов, которые, пользуясь тяжелым положением Русского государства, распускали о Руси злые слухи и советовались, как бы нанести ей вред. 852 Яко со оного полу Иердана, глаголемого реки Волхова. Иордан – река в Палестине. Привыкший постоянно искать сравнений и сопоставлений в Библии, Тимофеев и здесь не может удержаться, чтобы, говоря о реке Волхове, на которой стоит Новгород, не упомянуть Иордан. Это сравнение должно, по мысли автора, возвысить значение Новгорода в глазах читателя. 853 Речь идет о втором самозванце – Лжедимитрии II, прозванном «вором», а по имени подмосковного села Тушина, где был его укрепленный лагерь, – Тушинским вором. Вор – на языке XVIIb. – нарушитель законов, законопреступник. Кто он был – не известно. Впервые он появился в 1607г. в порубежном литовском городе Пропойске, где сидел в тюрьме; царем он объявил себя в Стародубе; при поддержке польско-литовских авантюристов и казаков самозванец дошел до подмосковного села Тушина, откуда пытался взять Москву. Весной 1610г. под натиском войск, руководимых воеводой Скопиным-Шуйским, тушинский лагерь распался, а «вор» бежал в Калугу. 854 Притча о цареве сыне римском, иже пострижеся и паки иноческий образ попра, разстригся и женитися восхоте. Эта притча, видимо, заимствованная Тимофеевым из книжных источников, не имеет прямого отношения к историческим событиям, описанным выше, но должна обличать Лжедимитрия I, оказавшегося, как и герой притчи, расстригой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

12 . По Исх.21:1–6 и Βтор.25:12–18 еврейский раб должен быть выпущен на свободу в конце шести лет службы; напротив, по кн. Лев.25:39–41 , он обязан служить до юбилейного года. – Эти два законные распоряжения не противоположны; второе приходится в пользу раба: если юбилейный год падает раньше шести лет его службы, то он должен быть отпущен на свободу. 13 . Левит и Числа предписывают праздновать пять праздников, между тем как Исход и Второзаконие дают распоряжения липиь о трех ( Лeb. XXIII , Чucл. XXVIII–XXIX , Исх.23:14–17, 34:18–23 , Βтор.16:1–16). – Исход и Второзаконие говорят только о трех праздниках, в которые евреи были обязаны отправляться для путешествия в скинию или в храм Господа: это – праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; Левит и Числа упоминают о двух других торжествах, которым можно дать название праздников: то были: праздники Труб и Очищения, во время которых народ не обязан был отправляться к месту, где находился ковчег ( Исх.23:17; 34:23 : Втор.16:16 ). 849 14 . Некоторые другие мнимые противоречия, выставляемые неверующими против книг Моисея, разрешаются сами собою и не имеют даже серьезной вероятности. Все аргументы, которые желали извлечь из этого пункта против подлинности Пятокнижия, не имеют, таким образом, основания. Четвертый класс возражений Мнимые повторения Пятокнижия Хотели выставить против Моисеева происхождения пяти первых книг Библии, и против их единства известные аналогические факты, которые много раз повторялись во время патриархов: каковы, например, двоякое похищение Сары в Египте ( Быт.12:10–19 ) и Гераре ( Быт. ХХ ); 850 двоякое похищение Сары в Гераре с одной стороны, и Ревекки с другой, в том же самом месте (XX, 26:1–11); двойное изгнание Агари (16:4–16 и XXI:9–21); 851 двукратный союз сначала Авраама (21:22–34), а затем Исаака (26:26–33) с Авимелехом; двоякое освящение Вефиля (28:18–22 и 35:14–15); двоякое установление Пасхи ( Исх.12:1–28, 43–51; 13:1–2 и 13:3–16); двукратное ниспослание перепелов ( Ucx. XVI и Чucл. XI ) и двукратное чудо истечения воды из камня ( Ucx. XVII и Числ. ХХ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Царь рече: Страшна ваша словеса. He вем, откуду сия принесосте; како сия могу аз разумети 837 ? Кто закон запечатленный разруши? – поведайте ми. Ответ мнихов 838 : Писание засвидетельствует: пременил закон и времена 839 ; вся же сия сотворил зломудренный Никон, прием учение злое безвестного еретика Арсения жидовина, иже обещася ему для богоотступного еретического учения его превратити писания святых пророк я апостол и запечатленные святвни отцы седьми вселенских соборов 840 . Якоже 841 древле грецы от налоги турского царя 842 приступиша к римскому папе Афесу, еретику сущу, и взя 843 от них вся книги законные и огнем сожег 844 , и дал им три заповеди: первое – в крещении обливатися, второе – на себе креста не носити, третие – трема персты креститися. А сей же 845 зломудренный Никон не от налоги какие 846 клятву даде разрушити писание святых отец, но воеже бы ему прияти 847 власть святительскую; ему 848 Бог и попусти; и оттоле изгнан бысть, и еще паки тщится прелестию и мечтанием постигнути престол четвертого Рима, и язва смерти его исцеле. И сего ради и се три заповеди даде оному жидовину, но все ереси 849 древних еретиков яве произвести, якоже Писание глаголет: от жидов приведет человека волхва, еретика, отметника, чародея, злохитрствующего на власть римскую, и прозвется Христом, якоже древний Симон волхв, первый антихрист, прозвася Христом, егоже уби Бог, по молитве Петрове. Тако и сего убиет Господь духом уст своих и родству огненному предаст. Царь рече: Аще ли писанием засвидетельствуете, яко быти тому? Почто 850 стужаете? Отвещаша: Милостив бо есть превечный Владыка и Господь 851 наш Исус Христос, Сын Божий, иже не оставляет создания своего напрасно погибнути от прелести антихриста и учеников его. И сего ради посылает Бог верных своих свидетелей, и иже злая мудрствующим 852 и римская, и носящим 853 предания древних еретиков 854 , к таковым отнюдь не приобщатися верным христианом, да не вредятся от язв их: яко 855 прельстишася, и грехи их до смерти, и помяну 856 Бог неправду их, занеже не исповедаша его Господа истинного и животворящего и Бога в плоть пришедша. А Писание глаголет: аще кто не исповедает Сына Божия в плоть пришедша, антихрист есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordination in Novatiani libro De Trinitate//Bogoslivska Smotra, 21 (1933). P. 193–224. Mohrmann C. Les origines de la latinité chrétienne à Rome//Vigiliae Christianae, 3(1949). Amman E. Novatien et Novatianisme//DTC XI, 816–849. Vogt H.J. Coetus Sanctorum. Der Kirchenbegriff des Novatian und die Geschichteseiner Sonderkirche. Bonn, 1968. DeSimone R.J. Novatian. The Trinity//The Fathers of The Church, 67. Washington, 1974; 1981. Idem. The Treatise of Novatian the Rom an Presbyter on the Trinity: a Study o f the Text and the Doctine//Studia Ephem eridis Augustinianum, 4. Rome, 1970. Idem. Christ the True God and True Man according to Novatian De Trinitate//Ibid. P. 42–117. Idem. The Holy Spirit according to Novatian De Trinitate//Ibid. P. 360–387. Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . СПос., 1908. Он же. Христология Илария Пиктавийского . СПос., 1909. Коммодиан Исследования: Martin J . Commodianus//Traditio 13 (1957)· P. 1–71. Thraede K. Beiträge zur Datierung Com m odians//Antike und Christentum , 2(1959). P. 90–114. Salvatore A. Appunti sulla cronologia di Commodianus//Orph., 7 (1960). P. 161–187. Herrmann L. Commodien et saint Augustin//Latomus, 20 (1961). P. 312–321. Hoppenbrouwers H. Commodien poète chrétien. Nijmegen, 1964. Courcelle P. Histoire littéraire des grandes invasions germ aniques. Paris, 1964. Варкл Л. Характеристика Коммодиана//Вестник Древней Истории, 68(1959). с .165-–167. Свт. Викторин Петавский Исследования: Macholz W. Spuren binitarischer Denkweise im Abendland seit Tertullian. Halle, 1902. Gry L. Le millénarisme dans ses origins et son développem ent. Paris, 1904. Alfo E.-B. Saint Jean. L’Apocalypse. Paris, 1921. Loofs E. Theophilus von Antiochien adversus Marcionem und die anderen theologishen Quellen bei Irenaus. Leipzig, 1930. Bieter L. The «Creeds» of St. Victorinus and of St. Patrick//TS 9 (1948). P. 121–124. Bardy G. Victorin de Pettau//DTC XV, 2882–2887. Dulaey M. Victorin de Poetovio. Prem ier exégète latin. T. I–II. Paris, 1993. Арнобий

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Вполне понятно, что раз речь не идет о «лучшем из возможных миров», то и теодицея должна состоять не в том, чтобы утверждать будто всё, что здесь ни происходит, происходит по воле Бога, но, напротив, в том, чтобы сказать, что Бог производит здесь отнюдь не всё, но только благо. Так и получается у Синезия, говорящего, что боги, перманентно пребывающие в созерцании, действуют в этом мире только тогда, «когда попран весь и всяческий порядок, и низвержено все великое; тогда должно богам поспешить нам на помощь и дать иное начало мироустройства» 849 . Из этого следуют два в высшей степени важных положения. Во-первых, боги никоим образом не виновны в том зле, которое происходит здесь. Во-вторых, человек сам есть часть той божественной силы, которая вершит добро, и потому если он деятельно не противится злу – то изменяет самой своей природе. Человек есть часть Провидения, он носит его в себе, и его любовь к себе есть в строгом и собственном смысле amor fati. «Провидение отнюдь не похоже на мамашу, суетящуюся вокруг своего новорожденного младенца, защищающую его от всего, что может на него попасть и причинить страдание, так как сам он не совершенен и не способен к защите. Нет, Провидение подобно той матери, которая воспитала своего сына, вооружила и приказала ему использовать свое оружие для того, чтобы отразить зло... Понимание этого имеет высшую ценность... [благодаря нему] люди станут почитать Провидение, но заботиться о себе сами, станут одновременно благочестивыми [в делах божественных] и усердными [в делах земных], не станут сталкивать и стравливать действие божества и проявление добродетели» 850 . и еще один момент, который здесь необходимо вычленить и отметить, а именно понимание того, что праведник – насколько он праведен – является сам, так сказать, протуберанцем Провидения и никоим образом не может быть противопоставлен тому божественному, что во вселенной; это позволяет Синезию учить о возможности для праведника достижения на земле полного счастья (О Промысле I, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Анализ того, как Общество Сторожевой Башни толковало этот стих на протяжении своей истории, чрезвычайно поучителен. В 1968 году Общество еще говорило своим последователям, что Свидетели Иеговы, которым в 1914 году было 15 лет, доживут до конца этой системы вещей. Один из номеров журнала «Пробудитесь!» за 1968 год объяснял словосочетание «это поколение» таким образом: Иисус явно говорил о людях достаточно взрослых, чтобы с пониманием засвидетельствовать события, сопровождавшие начало «последних дней»... Даже если предположить, что пятнадцатилетние подростки достаточно понятливы, чтобы осознать смысл произошедшего в 1914 году, самому молодому представителю «этого поколения» сейчас все равно уже почти 70 лет... Иисус сказал, что конец этого развращенного мира наступит раньше, чем это поколение будет унесено смертью (курсив автора) 846 . Примерно десять лет спустя, в 1978 году, журнал «Сторожевая башня» утверждал: «Таким образом, когда мы прилагаем это к нашим временам, слово „поколение» логически невозможно применять к младенцам, рожденным, во время Первой мировой войны« (курсив автора) 847 . В то время Общество Сторожевой Башни, очевидно, все еще полагало, что кульминацию человеческой истории увидят люди, которые в 1914 году были подростками. Дэвид Рид по этому поводу замечает: «Стоит лишь подсчитать, что человеку, которому в 1914 году было 15 лет, в 1924 году будет уже 25, в 1934 году – 35, а в 1984 году – 85, и вы увидите, что к середине 1980-х годов поколение, которое, по мнению Сторожевой Башни, не должно „пройти», уже почти полностью умерло. Пророчество практически провалилось. Однако руководители [Сторожевой Башни] не стали изменять пророчество – они просто растянули границы поколения» 848 . Журнал «Сторожевая башня» за 1980 год объяснял слова «это поколение» так: «Это поколение людей, которые видели катастрофические события, происходившие начиная с 1914 года и далее в связи с Первой мировой войной... Если предположить, что 10 лет – как раз тот возраст, когда событие оставляет неизгладимое впечатление...» (курсив автора) 849 . Руководители Сторожевой Башни снизили возраст с 15 до 10 лет, чтобы добавить быстро умиравшему поколению еще пять лет жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

210 Advers. Магс. lib. IV, 2, (Migne, col. 472)... «siec promissio Spiritus Sancti aliunde probetur exhibita, quam de instrumento Actorum». 211 De pudicitia, cap. XII (Migue, col. 1001): «age mine, vel de apostolico instrumento maculas doceant carnis post baptisma respersae, poenitentia dilui posse». 213 De fuga in persecutione, cap. IX (Migne col. 111): «omnia apostoli secundum Deum utique docuerum... Ubi illos ostendis praeceptum fugiendi de civitate in civitatem restavrasse?» 214 De resurrectione carnis, cap. XXXVIII (Migne, col. 848 et sqq.); cf. cap. XXXIX (Migne, col. 849–850). 216 De resurrectione carnis, cap, 40–62; De pudicitia, cap. 13–18; De fuga in persecutione, cap. IX; Advers. Marc. lib. V, cap. 2–21. 219 De pudicitia, cap. XIX (Migne, col. 1017): «Sed quonam usque de Pavlo, quando etiam Iohanues nescio quid diversse parti suppiaudere videatur». 220 Ibid. (Migne col. 1018): «Denique ea Apocalipsis in posterioribus propudiosos et fornicatores... in stagnum ignis sire illa conditionali damuatione decrevit». 222 Ibid. (Migne col. 1020); «luxta est igitur ut excidisse sibi dicamus Ioannem in prima quidem epistola (I, 8) negantem nos sine delicto esse, nune vero praescribentem non deliqure omnino»... 223 Cf. De fuga in persecutione, cap. IX; De resurrectione carnis, cap. XXXVIII. Advers. Prax. cap. XV, XXV. Advers. Gnosticos Scorp. c. II. 224 Advers. Prax, cap. XV. (Migne, tom. II, col. 172; cf. cap. XX, col. 179; Advers. Marc., lib. IV, c. I. Migne, col. 361). 225 О послании к евреям см. De pudicitia, cap. XX. – Migne, col. 1021; ο 1-м послании ап. Петра. Adver. Gnosticos Scorpiace, cap. XII Migne, col. 146; ο послании Иуды, – De cultu foeminarum, lib. I, cap. 3. Migne, col. 1308; ο книге Эрмы «Пастырь» – De pudicitia, cap. XX. Migne, col. 1021. 226 De pudicitia, c. XX (Migne, col. 1021):«Volo ИашеИИ ex redundantia alicajus etiani comitis apostolorum teatimoninm superduccre, idoneuni coofirmandi de proximo jure disctpUnam magistrorum». В подобном же смысле цитуется у Тертуллиана также послание Иуды. – см. De cultu foeminarum, lib. I, cap. III, Migne, col. 1308.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Любопытно, что из описанных нынешних ворот харама не одни не приходятся на прямой линии ворот Куббет ес-Сахра, лестниц и мавасинов внутренней платформы харама. Вместо законов симметрии, строители ворот руководились только потребностями жителей прилагавших городских кварталов и общественных зданий. Тем не менее от каждых ворот по направлению к ближайшей лестнице внутреннего двора или верхней платформы проведена выложенная камнем дорога. Особенно широкая мостовая идет вдоль всей западной галереи и от ворот Могарибе к мечети ел-Акса, также от ворот Силсиле и Каттанин к верхней платформе. Нет мостовой от ворот золотых, закрытых, и от ворот Азбат, которыми пользуются не городские жители, а бедняки с Елеонской горы и Вифании. Вдоль внутренней платформы обведен выложенный каменными плитами тротуар, поднятый на одну ступень, не везде впрочем правильный и одинаковый. Наконец, по пространству площади харама разбросаны в разных местах так называемые Мастабег, «молитвенные места», поднятые на одну ступень платформы, 10, 20 и 50 футов длины, более или менее изящно выложенные каменными плитами, с неизбежным миграбом на южной стороне, то есть с нишею для статуи, но без статуи, иногда с молитвенным павильоном, киоском или часовнею; на некоторых молитвенных платформах уже успели вырасти вековые маслины. Чаще всего эти платформы устраиваются по близости ворот, чтобы приходящий сюда для молитвы, при случае, мог и не заходить в мечеть, и найти открытое место для коленопреклонения. Но дух молитвы оскудевает между современными мусульманами, и некоторые молитвенные павильоны, за ненужностью, обращены в амбары. Для утоления жажды пилигримов, и для совершения мусульманских законных омовений пред молитвою, между воротами Силсиле и Каттанин, с 849 (1445) года, существует себил Каит-бей, прекрасный фонтан с яйцевидным куполом, украшенным арабесками. Тут же по близости небольшой прудок, в котором в жаркие дни барахтаются дети имамов. Другой фонтан ел-Кас, в виде исполинской чаши, вставленной в круглый бассейн, находится в южной части площади, пред фронтом мечети ел-Акса. Так как он приспособлен к водопроводу прудов Соломона, то в настоящее время, по прекращении действия водопровода, он не исполняет более своего назначения. Есть еще много других себилов (мест омовений) на пути от ворот харама до лестниц верхней платформы. На верхней платформе нет особенного фонтана, но напиться воды можно и здесь, при западном входе в Куббет ес-Сахра; нужно только опустить находящийся здесь всегда медный ковш в устье цистерны. Совершать же молитвенные омовения на верхней платформе непозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

848 . Выдающейся особенностью стиля Иезекииля следует считать постоянную ссылку на «сына человеческого». Это словосочетание стало любимым способом обращения Бога к пророку (см. 2:1,6,8 и т.д.). 849 Очевидно, так Бог подчеркивает человеческую природу Иезекииля в отличие от Бога, источника проповеди пророка. С помощью этого обращения Бог указывает Иезекиилю на его человеческую слабость и на силу Божьего Духа, с помощью которого Иезекииль и совершает предначертанные дела. 850 Богословские темы Богословская мысль Иезекииля довольно сложна, что не удивительно для пророка, который так часто излагал Божью волю Божьему народу в условиях такого исторического хаоса. Надежды на продолжение Давидовой династии и жизни народа были окончательно похоронены, а обещания, данные некогда Аврааму – забыты. Люди требовали новых проповедей, в которых звучала бы мысль о том, что Бог не забыл Своих обещаний, но представление этих посланий должно было приобрести новую форму. Теперь Бог объявлял о Своем верховенстве над царствами и народами и подтверждал Свои планы на возвращение Израиля и всего мира под свое руководство, используя язык, который позднее будет назван языком апокалиптики. В этих проповедях главное внимание отводится двум темам: суд и последующее восстановление. Но представление этих тем приобретает разную окраску. 1 . Первой задачей Иезекииля было объяснение идеи верховного управления Бога жизнью и судьбой Израиля и всех народов мира. Поэтому-то первая глава и начинается с рассказа о видении ослепительной Божьей славы и присутствия его престола в Вавилоне. Херувимы нарисованы в виде человекообразных существ, поддерживающих престол. Хотя многие символы этого видения взяты из месопотамской культуры, Иезекииль дает понять, что все они используются лишь для словесного описания духовной реальности. Все что ему удается увидеть – это «образ славы Господней» (2:1). В каком-то смысле отношения Бога с Израилем прошли полный круг, ибо именно здесь, в Месопотамии, Бог впервые явился Аврааму и призвал его в Ханаан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010