Судя по ходу речи, пророк говорит здесь о тех, которые получили свободу от рабства и пленения, и, возвращаясь в свое отечество, блуждали в пустыне безводной, как те израильтяне, которые сорок лет странствовали из Египта для вступления в землю Ханаанскую и не находили города для обитания, как и те евреи, которые, получив такое же освобождение от плена вавилонского, возвращаясь в землю Иудейскую, которая была опустошена и разрушена, и потому не имела для пристанища града обителнаго. Во всем они крайне нуждались: терпели голод и жажду, душа их истаевала в них, и они могли говорить о себе: «Ныне душа наша изнывает» ( Числ.11:6 ). Все это видели на себе, все это претерпели избавленные Господом. Но все это, по изъяснению св. отцев Церкви, нужно понимать в духовном смысле, не о египетских и не о вавилонских пленниках, избавленных, а о тех народах, которых Господь Иисус Христос избавил кровию Своею от руки врага человекоубийцы. «Не сказал просто, – говорит св. Иоанн Златоуст , – спасенные, но искупленные (греч., redempti), показывая сим, что он положил цену за них, ибо Он пролил за нас кровь» с. 849]. «Как иудеи некогда, – говорит блж. Феодорит, – блуждали в Вавилоне – этой безводной пустыне, – и пути града обителнаго не обретоша – не могли спастись в свое отечество, в свои населенные грады, так и язычники, до обращения их, жили в духовной пустыне и не обретали пути в божественный град» с. 517–518]. Так же объясняет это место и св. Афанасий Александрийский . «Как евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных» ( Ам.8:11–12 ; Ин.4:13 ). Все бедствовавшие, как некогда в Египте, так впоследствии и в Вавилоне, «воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. И повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу» (по переводу с еврейского). «Иудеям, – говорит блж. Феодорит, – даровал это чрез персидского царя Кира, а язычников поставил чрез св. апостолов» с. 518]. А св. Афанасий под градом обителъным разумеет « Церковь , или небесный Иерусалим» с. 342].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Тем самым здесь вновь подчеркивается особая чистота Иова, который не имел абсолютно никакой нравственной вины в очах Божиих. Иов продолжает: Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник ( Иов. 27:5–7 ). По мысли Святых Отцов древности, произнося доколе не умру, не уступлю непорочности моей ( Иов. 27:5 ), Иов тем самым настаивает не только на том, что он не совершил никакого греха и что ему не в чем каяться пред Богом, но и на том, что он и дальше готов терпеливо переносить свои несчастья (об этом говорит преподобный Ефрем Сирин ) 849 , что он не поддастся искушению восстать против Бога, не совершит греха и впредь (это отмечает святитель Григорий Великий ) 850 . Затем ( Иов. 27:8–10 ) Иов, перед этим решительно не признавший себя грешником, настаивает на том, что он хорошо понимает – лицемерие противно Богу и губительно для человека. Отказавшись только что сознаться в каком-либо лицемерии, во лжи, Иов утверждает: если бы он сам оказался лжецом, то духовно бы погиб. В связи с этим страдалец подчеркивает: лицемерить, лишь прикидываясь праведником перед своими друзьями, для него, Иова, было бы не только бесполезно (Бога не обманешь), но и духовно смертоносно. Всякому человеку предстоит ответить перед Богом в миг своей кончины: а что сказать пред Господом в свое оправдание лицемеру? Иов говорит: Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его? Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда? Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? ( Иов. 27:8–10 ). Используя чтение 8-го стиха по версии Септуаинты – Ибо какая надежда есть у нечестивого, что он устремляется к ней; надеясь на Господа, спасется ли? ( Иов. 27:8 ; Септуагинта), – Олимпиодор говорит о плачевной судьбе души всякого нечестивого, всякого лицемера, к числу которых решительно отказывается отнести себя Иов: «Или Господь внемлет его молитве? Или, когда настанет нужда, он будет иметь дерзновение пред Ним? Или Он внемлет ему, когда тот призывает Его?» 851

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

«Удел мой, – читаем у Псалмопевца, – соблюдать слова Твои... Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню» ( Пс.118:57, 67 ). Ибо «по вечной любви Своей» ( 3Цар.10:9 ), Ты, Господи, «вечною милостью» милуешь меня ( Ис.54:8 ) и простираешь ко мне Свое благоволение (ср. Иер.31:3 ). Послушание – не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, который содержится еще в тайне, но уже предлагается вере словом... Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако не способен быть послушным Богу. Послушание Иисуса Христа Своему Отцу, есть наше спасение, и, благодаря ему, мы обретаем вновь послушание Богу (93, кол. 849–851). Спаситель говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Любовь к Богу выражается в том, «чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» для человека, любящего Бога (ср. 1Ин.5:3 ): ибо любовь к Богу делает для него «подвиг нетрудным и любезным» (6, 277). Человек предназначается жить в послушании Богу – в воздержании от греха, от грехопадения. Истинный пост, в широком смысле, и есть именно послушание Богу, – то есть соблюдение заповедей Бога, то есть препровождение праведной жизни, к которой человек и призывается Богом. Когда же человек выявляет свое непослушание Богу, тогда он нарушает пост – нарушает заповеданное Богом: совершает грех. «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи, – говорит свт. Василий Великий . – Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить». 1 «Пища не приближает нас к Богу, – читаем у ап. Павла, – ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор.8:8 ). Итак, пища – не приближает нас к Богу, а значит и не удаляет от Него. Но воздержание в пище несомненно способствует воздержанию человека от греха; ибо необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство. «Если вас спросят; для чего вы поститесь и мучите себя? Отвечайте: бешенную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою» (блж. Августин). 2

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Это был первый мученик христианский; это была первая кровь, пролитая за учение Христово, и обагрившая искупленную землю. День смерти первомученика Стефана был началом первого великого гонения, воздвигнутого Иудеями на первохристиан. Предание рассказывает, что в этот самый день был убит другой диакон Никанор и с ним 2000 христиан 847 . Фарисей Савл, „дыша угрозами и убийством на учеников Господа“, ходил из дома в дом со служителями Синедриона и, находя христиан, с бесчестьем и позором влача их, отдавал мужчин и женщин в темницу. „Всех попадавшихся ему он подвергал бесчисленным бедствиям“ 848 . Вот как сам Савл рассказывает об этом: „получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса и в чрезвычайной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах“ 849 . Жестокое это было гонение. Большая часть христиан бежала из Иерусалима и селилась в различных городах и селениях Палестины, где могли найти безопасное пристанище. Но не смутили эти гонения Ап. Иоанна. Несмотря на все мучения, каким подвергались христиане, несмотря на опасность быть постоянно схваченным, он оставался в Иерусалиме в продолжение всего этого тяжелого времени. Наемник, видя приходящего волка, оставляет овец. Не так поступает добрый пастырь: он жизнь свою полагает за овец. Неизвестно, что делал Апостол в эти тяжелые дни жизни первохристиан. Несомненно одно: Апостол любви не мог спокойно смотреть на эти страдания своих невинных собратьев. Словом, и делом, и примером мужества и смелости непрестанно он ободрял всех. И сильно было слово его, не одну душу он спас от погибели 850 . Великое гонение, воздвигнутое Иудеями на первохристиан, сопровождалось благими последствиями. Христиане бежавшие от преследования из Иерусалима, распространили учение о Распятом во многих городах Палестины. „Рассеевшиеся ходили и благовествовали слово“. Число верующих заметно увеличивалось. До Апостолов дошли слухи, что многие из Самарян, находившихся в непримиримой вражде с Иудеями, приняли слово Божие с радостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

– По указанию некоторых, положение Агнца на дискосе совершается во время первого антифона, каждение – во время второго антифона; перенесение же Агнца на жертвенник – во время третьего антифона (о. Хойнацкий, 114 стр.). – Диакон может переносить св. Агнец с престола на антиминс, но это излишне, так как ничто не мешает священнику самому сделать это (Рук. д.с.п. 1864, 47). – На юго-западе принято перед и после перенесения св. Даров на жертвенник (а равно и в некоторые другие моменты литургии преждеосвященных Даров) ударять в колокольчик; это обычай католический, не оправдываемый Служебником и духом православного богослужения (см. Ц.В. 1896, 35). 241 Когда полагается чтение Евангелия, то вход бывает с Евангелием (Уст., среда 1-й седм. Вел. поста). 242 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 243 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи). 244 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 245 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 246 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Троицкого «Изложение веры Армянской» (Петербург, 1875). А об отношениях Мануила к латинянам можно составить понятие по диспуту его с кардиналами (Hergenrother Op cit В III S. 811–814). 332 Novella de mstrumentis omnium, quae ubique sunt, ecclesiarum, ob possessionem «ttniobilium. Migne PG. T. 133, pp. 717–724; Правила с толковая., с. 849–852.» Aurea bulla de possessiombus magnae ecclesiae. Migne. PG. T. 133, pp. 724–728, Равила с толкованиями, с 846–849 333 Aurea bulla de possessiombus magnae ecclesiae. Migne. PG. T. 133, pp. 724–728, Равила с толкованиями, с 846–849 335 Aurea bulla de possessiombus monastenorum. Migne. Ibidem, pp. 728–733 Правила с толкованиями, с. 839–844. 336 Имеется в виду новелла 964 г. о монастырском имуществе. Она была отменена новеллой Василия II Болгаробойцы от 988 г. 338 Лебедев А П. Царствование Никифора Фоки в церковно–историческом отношении. См. Очерки Визант воет церкви в IX-XI вв., с. 270–271. 339 «Какой-либо новеллы Мануила с точно таким содержанием до нас не дошло. Но такая новелла в свое время несомненно существовала. Вальсамон, канонист конца XII в., свидетельствует, что Мануил (в 1176 г.) «выдал повеление, которым почти отменялся благодетельнейший хрисовул (разумеется хрисовул 1158 г. о монастырских имениях), отчего все монастырские недвижимые имущества подверглись расхищению со стороны составителей переписей» (Правила с толков., с. 844).«вт ли здесь указания на издание новеллы, сходной с указом Никифора Фоки? Притом же, в самой новелле 1158 года нельзя не открыть намерения Мануила следовать вышеприведенному закону Никифора Фоки, ибо здесь говорилось: «Монастыри нынешние свои владения – состоят ли эти последние из поселенцев или участков земли и угодий – не будут иметь права умножать и увеличивать» Правила с толков., с. 843). Migne. PG. Т. 133, р. 733. 347 Впрочем, и об Андронике нельзя сказать, чтобы он решительно не заботился о благе Церкви. До нас сохранилось на латинском языке его сочинение под заглавием «Dialogue contra Iudaeos» (Migne.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

После же Асы царствовал Иосафат, сын его, и сделал правое перед Богом, и умер, процарствовав 25 лет (873–849). Из-за его любви и близости к сказал ему пророк Ииуй Ананиич: П- Царь Иосафат, зачем ты грешнику помогаешь и, ненавидимый Господом, За И154 это был бы на тебя гнев Господень, если бы благие слова не нашлись в тебе; за то, что ты взял от земли Иудиной и направил сердце свое Б214 взыскать Господа ( 2Пар. 19:2–3 ), и оказалось сердце твое совершенным перед Господом,/99г за это пощадил тебя Господь, однако «пресечены были дела твои и разбились корабли твои» ( 2Пар. 20:37 ). -П Итак, Ф- отсюда мы научаемся, что предшествующие добрые дела уменьшают наказание за грехи. Ибо праведный Судия высчитывает это и так воздает по И зная это, следует избегать любви и богоненавистных. -Ф Ведь нет никакого общения «у света с тьмой и у добродетели со злом» ( 2Кор. 6:14 ), и П- «не подобает ни с вором сходиться, ни с прелюбодеем общаться» ( Пс. 49:18 ). Поэтому (Давид) говорит: «Разве я не возненавидел ненавидящих Тебя, Господи, и перед врагами твоими Совершенной ненавистью возненавидел я , и врагами стали мне» ( Пс. 138:21–22 ), и «беззаконных возненавидел я, и не прилепилось ко мне сердце лукавое» ( Пс. 100:3 ). -П Впрочем, прегрешающие, как люди, Божии рабы, часто удостаиваются/100а человеколюбия из-за прежних добродетелей. А за прегрешения их Божий суд воздает , имущество и богатство их; кроме того, – так как другие грешники пребывают с праведниками – ради праведности праведного и благости это обычно делает человеколюбивый Господь. Это Он ясно показал на Иосафате и Павле через крушение и гибель Б215 Потому-то застигнутым бурей на корабле Павел сказал: «Надлежало, о мужи, послушаться меня и не отходить от Крита, чтобы не принять поношения и убытка. Теперь же Молю вас, дерзайте, ведь не будет беды ни одной душе из вас, только Кораблю» ( Деян. 27:21–22 ). Глава 49 А после Иосафата царствовал Иорам, сын его, и сделал злое перед Богом. Убив к тому же и своих, умер из-за того, что (из) чрева у него отходом не шло, процарствовав восемь лет (849–843)./100б И155 Глава 50

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отныне он обладает собственным достоинством и юридическим лицом, «общим всем верующим, сколько бы их ни было» (LG 32, 3). Это юридическое лицо выражается в совокупности прав и обязанностей, согласно тому фундаменталь ному принципу, что «в Церкви имеется различие служений, но единство миссии» (AA, 2); 4) Таинство крещения – необходимый конститутивный элемент «сакраментальных уз единства», и одновременно лишь их «начало и первый шаг. Ибо оно внутренне устремлено к стяжанию полноты жизни во Христе», и потому «подчинено целостному исповеданию веры» и «всецелому вхождению в церковное общение " (UR 22, 2); 5) Наконец, таинство крещения сообщает верующим «неизгладимый сакраментальный характер, который побуждает к совершению христианского богослужения» (LG 11, 1) и к осуществлению общего священства, – того «святого священства, которое позволяет приносить в духовную жертву все человеческие поступки христианина и возвещать чудеса Того, Кто из темноты призвал нас к чудесному свету» (LG 10, 1). Этот новый синтез католического учения о таинстве крещения оказал формирующее воздействие как на составление нового Ordo baptismi parvulorum (Порядка крещения младенцев), обнародованного 15 мая 1969 г., так и на совокупность кодексных норм, объединенных в титуле De baptismo (О крещении, каноны 849_878). б) Основные канонические нормы Попытка синтезировать в единственном вводном каноне все основные элементы соборного учения о крещении, одновременно согласуя их с необходимыми условиями действительности его совершения (единственным предметом канона 737 прежнего Кодекса), не могла не привести к неоднозначному и неполному результату. В самом деле, канон 849 гласит: «Крещение, будучи вратами таинств и необходимым условием спасения либо как факт, либо, по крайней мере, как обет, в силу которого люди освобождаются от грехов, получают второе рождение в качестве детей Божьих и, принимая неизгладимый образ Христа, сочетаются Церкви, сообщается действительным образом только через омовение истинной водой крещения и надлежащее произнесение слов».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Начнем с Иудейск. царя Иоаса (886–849 до Р.Х.). Хотя царь Иоас, сын Охозии, при помощи Первосвященника Иодая, возстановил благочестие в своем царстве и привел Богослужение в прежний законный порядок; но по смерти сего Первосвященника вельможи Иудейские упросили Иоаса дозволить им служить „деревам посвященным“, т.е. Астарте и другим языческим божествам. Своим примером они увлекли к нечестию и народ. Храм истинного Бога оставлен был в пренебрежении. Пророков не только не слушали, но даже убивали за обличения, как например Захарию ( 4Цар. 12, 1–16 ). При следующем царе Иудейском Амасии, сыне Иоаса (849–820 до Р.Х.), хотя не было такого нечестия, зато сам царь покланялся идумейским идолам ( 2Пар. 25, 14–24 ), и высоты не были отменены: „народ совершал еще жертвы (т.е. языческие) и курения на высотах“ ( 4Цар. 14, 4 ), – говорит Свящ. писатель. Тоже было и при Азарии (или иначе: Озии 809–757) сыне Амасиином ( 4Цар.15, 4 ), несмотря на то, что этот царь был многих благочестивее. Не менее благочестив был и сын Озии Иоафам (757–742); но пристрастие к языческим суевериям было и при нём сильно в народе: на высотах возносились языческие жертвы и курения, пороки не уменьшались ( 4Цар. 15:3, 4 ). Преемник Озии- сын его Ахаз (742–731 до Р.Х.), довершил развращение народа. Известно, что этот царь ревностно подражал языческим суевериям и нечестию царей Израильских: ввёл почитание Ваала среди своих подданных, делал литые изображения идолов; совершал языческие жертвы и курения на высотах, на холмах и под всяким тенистым деревом, т.е. служил Астарте (Венере), даже сына своего проводил или очищал через огонь, подражая мерзостям языческих народов ( 4Цар. 16:3, 4 ); значит, служил и Молоху, так как очищение огнём было принадлежностью служения сему идолу. Всё это было в то время, в которое, или около которого жил и пророчествовал Св. прор. Иоиль. Мог ли он оставаться равнодушным при виде такого нечестия? Мог ли Сам Господь Бог оставить без наказания такие беззакония, какие были в царстве Иудейском при св. Иоиле? Хотя пророк сей не говорит раздельно о сих беззакониях, но их должно подразумевать здесь. Тогда сделается понятным, почему и за что Бог угрожает Своему народу казнями чрез раба своего Иоиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Невельская Екатерина Ивановна (р. 1835), жена Невельского Г. И. – 48, 385, 804, 805, 891 Невельской Геннадий Иванович (1813–1876), исследователь Дальнего Востока, адмирал, начальник Амурской экспедиции 1849-55 гг., автор известных Чехову работ – 41, 46, 47–48, 108, 143, 168, 173, 177, 185, 222, 225, 375, 383, 385, 502, 507, 519, 783, 792, 801, 803, 804, 805, 839, 840, 841, 844, 856, 889, 891 Негелев Иоирд (р. 1837), крестьянин из ссыльных, содержатель «семейных бань» в Александровске – 106, 157, 327, 488, 822 «Неделя», ежедневн. лит. политич. газета. Петербург, 1866–1901, ред. изд. с 1874 г. П. А. Гайдебуров. с 1893 – В. П. Гайдебуров – 188, 757, 799, 827, 846 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878) – 35, 77, 134, 198, 532, 772, 829, 849 «Железная дорога» – 77 «Маша» – 128, 532, 849 «Размышление у парадного подъезда» – 35, 772 «Русские женщины» – 134, 829 Непомнящая Лукерья, «вавилонская блудница» – 74, 407, 810, 811 Непомнящая Наталья (р. 1864), поселка Александровского, бродяга – 70, 403, 810 Непомнящий Андрей (Заруба) (р. 1852), поселенец Рыковского – 402 Непомнящий Иван (р. 1845), поселенец Александровского, портной – 69, 401 Непомнящий Иван Петрович 35 лет (число лет входит в имя), поселенец Рыковского, женат на поселке Березниковой Марии – 69, 266, 402, 602, 862 Непомнящий Иван 20 л. (р. 1834), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Непомнящий Мустафа (р. 1835), поселенец Андрее-Ивановского, бродяга – 69 Непомнящий Франц Осипович (р. 1843), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Нерчинский старожил, псевдоним корреспондента «Московских ведомостей» – 353, 731–732, 884, 889 Нессельроде Карл Васильевич (1780–1862), граф, министр иностранных дел (1816–1856) – 383, 804 «Нива», еженедельн. петерб. иллюстрированный литерат. и политич. журнал, изд. А. Ф. Маркса (1870–1918) – 645, 782 Никитин, лавочник в Александровске – 90, 340, 468, 818, 834, 882 Никитин И. А., ученик Иркутского технического училища, один из спутников Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751 Николаев, майор («легендарный майор»), начальник Дуйского поста, первый начальник Сахалина в 1860-е гг. – 178, 179, 316–317, 321, 322, 512, 513, 525, 654, 655, 656–657, 664, 828, 842

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010