(877, 1324) Пятое Таинство – Елеопомазание, материя которого – оливковое масло, освященное епископом. Это Таинство должно преподаваться только больным, находящимся в серьезной опасности для жизни. Следует совершать помазание в следующих местах: глаза из-за зрения; уши из-за слуха; ноздри из-за обоняния; рот из-за вкуса и речи; руки из-за осязания; ноги из-за ходьбы, поясницу как источник наслаждения. Формулировка Таинства такова: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да простит тебе Господь все грехи, которые ты совершил в жизни зрением и т. д.». То же произносится и над другими членами тела. Податель этого Таинства – священник. (1325) Его последствие – исцеление души, а по мере пользы также и тела. Об этом Таинстве говорит св. Апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» [ Иак 5, 14–15 ]. Учение о таинстве соборования 427 Собор изложил учение о Елеопомазании больных, связав его с Таинством Покаяния и на той же сессии указав во введении место Елеопомазания больных среди других Таинств и в жизни христианина [ХВ 878], Декрет в трех главах и четырех канонах обращает внимание на следующие пункты: 1. Установление этого Таинства Христом и его провозглашение апостолом Иаковом. Многие богословы-схоласты приписывали установление Елеопомазания больных апостолам. В дальнейшем, в Средние века, некоторые ереси уменьшили его значимость, а вслед за ними новаторы зашли настолько далеко, что вообще отказались считать его Таинством. Собор четко указывает, вопреки Лютеру, Кальвину и Меланх-тону, что речь идет об истинном Таинстве, установленном Христом и только провозглашенном Иаковом [ХВ 877]. Затем следует описание основных частей Таинства [ХВ 879], явно вдохновленное Декретом для армян [ХВ 877]. 2. Последствия Таинства суть укрепление, прощение грехов, избавление от их последствий и даже, при некоторых условиях, телесное выздоровление. Но, вопреки Меланхтону и Кальвину, желавшим видеть в Елеопомазании, о котором говорит Иаков, дар исцеления больных, Собор настаивает на духовном последствии Таинства [ХВ 880, 883].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В мае 877 г. император с войском прибыл в Италию. В авг. того же года И. провел Собор в Равенне, на к-ром присутствовали архиепископы Равенны, Милана, патриарх Градо и 48 епископов. Собор принял постановления о защите церковной собственности и привилегий, запретив представителям светской знати получать церковные бенефиции. Особое внимание уделялось Патримонию св. Петра - на его территории запрещалось любое отчуждение церковной земельной собственности. В канонах Собора проводится разделение между собственно Патримонием (области Лаций, Сабина, Сев. Кампания и Юж. Тоскана), где были запрещены любые светские бенефиции, и более обширной т. н. областью св. Петра, в к-рую, кроме Равенны и Пентаполя, входили также Сев. Тоскана, Эмилия и Романия ( Mansi. T. 17. Col. 339-340). Участники Равеннского Собора вновь подтвердили имп. статус Карла Лысого. После Собора И. встретил императора в Верчелли, откуда они направились в Павию. В это время было получено известие о вторжении в Италию Карломана, сына Людовика Немецкого, который по завещанию отца получил Баварию, Каринтию и сюзеренитет над Вел. Моравией. Император укрылся в Тортоне, а затем отступил к Альпам, где близ г. Бриансон скончался (6 окт. 877). Узнав о кончине Карла Лысого, Карломан направил И. послание, надеясь, что папа согласится на его избрание императором. В ответном послании (нояб. 877) И. предложил обеспечить защиту Рима и направить для переговоров офиц. посольство, но затем принял решение лично встретиться с Карломаном, для чего планировал приехать в Баварию. Сторонники Карломана Ламберт Сполетский и Адальберт Тосканский, укрывавший еп. Формоза и бежавшего от суда бывш. главу папской канцелярии Григория, предложили И. помощь в защите Рима и охрану во время поездки в Германию, однако папа отклонил предложения. Пользуясь затянувшимися переговорами, в нач. 878 г. Ламберт Сполетский и Адальберт Тосканский под предлогом паломничества прибыли в Рим, где после приема у И. подвергли его аресту и заключению в замке Льва IV, захватив власть в городе и заставив римлян присягнуть на верность Карломану. После того как Ламберт и Адальберт покинули город, И. бежал в королевство зап. франков, откуда направил послания о бесчинствах в Риме герц. Беренгарию Фриульскому, Равеннскому архиеп. Иоанну VIII, сыну Карла Лысого кор. зап. франков Людовику Заике и 3 сыновьям Людовика Немецкого - Карломану, Карлу Толстому и Людовику Младшему. Папа также высказал намерение созвать в Западнофранкском королевстве Собор для обсуждения церковных и политических проблем. 11 марта И. прибыл в г. Арль к герц. Бозону, к-рого, вероятно, стал рассматривать как кандидата на имп. корону.

http://pravenc.ru/text/469686.html

По мнению Бармина, сочинение Н. В. могло быть использовано свт. Фотием К-польским при составлении «Слова о тайноводстве Духа» ( Бармин. 2006. С. 97). Влияние, оказанное антилатинским трактатом Н. В. на последующую византийскую полемику с Западной Церковью, касалось в основном сферы терминологии. Прямое или опосредованное знакомство с сочинением Н. В. обнаруживается в трудах таких полемистов, как Никита Никомидийский и Евстратий Никейский. Сочинение Н. В. было известно и лат. полемистам. Так, цитаты из него встречаются в труде «О ересях греков» (De haeresibus Graecorum) Гуго Этериана, который называет Н. В. новым философом ( Rigo. 2006. P. 159-160). Антиармянское «Отрицание и опровержение письма, переданного от князя Армении, относительно ложных обвинений против нашей православной веры и святого четвертого Вселенского Собора» (Ελεγχος κα νατροπ τς σταλεσης πιστολς κ το ρχοντος τς Αρμενας π διαβολ τς ρθοδξου μν πστεως κα τς γας κα οκουμενικς τετρτης συνδου; Refutatio et eversio epistolae ab Armeniae principe missae quae invidiose fidem nostram orthodoxam et sanctam et oecumenicam quartam Synodum criminatur//PG. 105. Col. 587-666) известно в 4 манускриптах, самый ранний из которых датируется XIII в. ( Rigo. 2006. P. 151-153). Оно было написано от лица неназванного патриарха К-польского в ответ на послание, составленное арм. вардапетом Сааком Мрутом от имени кн. Ашота I. И. Дорфман-Лазарев предположил, что сочинение Н. В. датируется 882-883 гг. и написано от лица свт. Фотия (858-867, 877-886), который на протяжении нескольких лет вел переписку с представителями Армянской Апостольской Церкви , призывая их одобрить решения Вселенского IV Собора ( Dorfmann-Lazarev. 2004. P. 86). Следовательно, Н. В. мог принадлежать к кругу свт. Фотия ( Hergenr ö ther. 1867. S. 644-649; Rigo. 2006. P. 158-159). При этом сохранился ответ самого свт. Фотия (лат. пер.: Phot. Ep. 10: Ad Asutium principem Armeniorum//PG. 102. Col. 713-718). Др. датировка, встречающаяся в лит-ре,- 875-877 гг. ( Rigo. 2006. P. 158. Not. 15); в таком случае текст составлен от лица свт. Игнатия (847-858, 867-877).

http://pravenc.ru/text/2565400.html

“Канон всем русским святым” соловецкого писателя XVII века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 25 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 (Из археографических разысканий) В 1-м и 2-м номерах журнала “Альфа и Омега” за 2001 г. нами был опубликован текст “Похвального слова русским преподобным” соловецкого писателя XVII в. инока Сергия (Шелони­на) 1 . В данном номере мы публикуем текст еще одного ранее неизвестного сочинения инока Сергия (Шелонина) — “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим”. Единственный список этого произведения был обнаружен нами в одном из сборников Соловецкого собрания Российской Национальной Библиотеки 877/987). Упомянутый сборник Сол., 877/987 представляет собой конволют, состоящий из 8-ми частей, написанных разными почерками на бумаге 20–70-х гг. XVII в. Содержание этого сборника весьма разнообразно: помимо “Канона всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим” (который в дальнейшем мы будем называть сокращенно “Каноном всем русским святым”), в его состав входят так называемый “Соловецкий летописец” второй редакции, “Слово” Амфилохия Иконийского о святителе Василии Великом, “Слово” Иоанна Златоуста о Божественных тайнах, служба святой благоверной Анне Кашинской и ряд других произведений 2 . Владельцем этого сборника был черный диакон Иеремия 3 , чьим почерком сделаны многочисленные исправления в 4-й и 8-й частях сборника, в том числе запись на обороте последнего листа “Канона всем русским святым”: “Творение священноинока Сергия” (л. 256 об.) 4 . Интересующий нас список “Канона всем русским святым” находится в последней части сборника Сол., 877/987, написанной на бумаге с филигранью “лилия на гербовом щите”, сходной с изображением в альбоме: Дианова, Костюхина, 901 (1624–1631 гг.) 5 . Благодаря датировке филиграней указанного списка мы могли бы датировать и создание самого “Канона” рубежом 1620–1630-х гг. Однако сопоставление этой датировки с некоторыми другими реалиями, отраженными в сочинении инока Сергия (Шелонина), вынуждает нас “отодвинуть” дату создания “Канона” к концу 1640-х гг. Во-первых, как нам удалось установить, на создание “Канона всем русским святым” оказал влияние “Канон преподобным отцам киево-печерским и всем святым в Малой России просиявшим”, созданный иеромонахом Мелетием Сиригом в 1643 г. 6 . “Канон” Мелетия Сирига повлиял на концепцию “Канона” Сергия (Шелонина) и отчасти на его заглавие. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Хотя в условиях кризиса в Каролингской империи основное внимание И. уделял решению политических, а не церковных проблем, папа неоднократно подтверждал привилегии мон-рей в Италии и за ее пределами, защищал свободное избрание епископов и аббатов, боролся против вмешательства светских сеньоров в дела церковных учреждений и препятствовал присвоению имущества церквей и мон-рей под видом бенефициев. В 874 г. папа воспрепятствовал попыткам Равеннского архиеп. Иоанна VIII присвоить расположенные в диоцезе владения Римской Церкви. В апр. 877 г. за захват имущества аббатства Нонантола И. отлучил от Церкви Равеннского архиеп. Романа, поведение к-рого противоречило церковным канонам и вызывало жалобы жителей города. Вероятно, в 882 г. архиеп. Роман примирился с папой и добился снятия отлучения. В это же время равеннское духовенство жаловалось на злоупотребления клирика Маимберта из Болоньи, под влиянием к-рого якобы находился архиепископ. Когда для расследования дела в Равенну прибыл папский легат, городские клирики, вероятно из страха, отказались с ним сотрудничать. Тогда И. обратился за помощью к светским властям, потребовав арестовать Маимберта и прислать его в Рим. Исход дела неизвестен; вероятно, из-за скоропостижной смерти папы оно осталось нерешенным. И. был вынужден вмешаться в дела Патриархата Градо. После смерти Сенатора, еп. Торчелло, при поддержке дукса (дожа) Венеции Урса в 875 г. на кафедру был избран Доминик, настоятель мон-ря св. Стефана в Альтино. Однако патриарх Градо Петр отказался рукополагать Доминика, т. к. тот оскопил себя и, т. о., не имел права быть клириком. Из-за давления со стороны дукса патриарх Петр бежал в Рим (876) и представил дело на рассмотрение И. Папа призвал в Рим аббата Доминика и его сторонников, Петра, еп. Эквилио, и Феликса, еп. Маламокко, а также представителей со стороны Урса. Доминик проигнорировал папское повеление, Феликс сообщил, что болен, Петр должен был с посольством отправиться в К-поль. В нояб. 876 г. И. продолжал настаивать на приезде в Рим Феликса и Петра. В последующих посланиях папа обвинил их в непослушании патриарху и под угрозой отлучения велел явиться в Рим или прислать своих представителей к 16 февр. следующего года (в их отсутствие исполнение обязанностей возлагалось на епископов Оливоло и Каорле). В Венеции эти указания не были выполнены. 22 мая 877 г. И. сообщил дуксу о готовящемся Соборе в Равенне, на к-ром планировалось решить дело Доминика, и просил направить туда епископов. К назначенному сроку в Равенну прибыл лишь патриарх Петр, сопровождавший папу, остальные участники дела приехали уже после окончания Собора. И., сочтя их опоздание умышленным, отлучил прелатов от Церкви, однако позднее по просьбе дукса снял отлучение. Вопрос оставался нерешенным. Из-за смерти имп. Карла Лысого папа был занят др. делами, и патриарх Петр пошел на компромисс с дуксом, разрешив аббату Доминику управлять еп-ством Торчелло без рукоположения во епископа.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Его друг и коллега св. Наум остался в северо-восточной Болгарии, где он основал монастырь св. Пантелеимона, ставший вторым по значимости центром славянской христианской учености. Монастырь пользовался особым покровительством Бориса и его сына Симеона, вернувшегося домой после завершения своего образования в Константинополе. Апостольские труды учеников св. Мефодия получили поддержку государственных властей в Константинополе. Это можно проиллюстрировать даже таким эпизодом. Вскоре после кончины св. Мефодия посланник императора Василия I, находясь в Венеции, обратил внимание на группу ученых рабов, выставленных на продажу еврейскими торговцами. Расспросив их, он узнал, что они были учениками свв. Кирилла и Мефодия, которых моравцы продали в рабство как еретиков. Имперский посланник выкупил их и отправил в Константинополь. Многие из них были направлены византийскими властями в Болгарию на помощь своим коллегам, уже работавшим там. 6. Итак, политика Василия неизбежно пришла к продолжению политики Варды и Фотия. С Римом опять начался разлад из-за Болгарии. Вскоре император и сам это понял, тем более что популярность Фотия была огромной, а его унижение в глазах народа и большинства духовенства было равносильно унижению Востока перед Римом. Фотий был возвращен ко двору и приглашен стать учителем детей императора. Через несколько лет произошло торжественное примирение Фотия и Игнатия. Сразу же после смерти Игнатия (877 г.) Фотий вторично вступил на патриарший трон (877-886 гг.). В Риме папой был Иоанн VIII (тот самый, который вызволил Мефодия из темницы). Он осознавал необходимость примирения. После предварительной переписки в 879-880 гг. в столице был созван новый собор: «Великий собор воссоединения», или «Великий собор в Св. Софии». На соборе присутствовали легаты папы Иоанна VIII, которые сделали слабую попытку добиться от Фотия извинений за низложение папы Николая I. Но византийцы сожалений не высказали. Легаты также попытались было уговорить Фотия, чтобы он вернул управление Болгарской Церковью в руки римского престола. Однако им было разъяснено, что вопрос этот не зависит от патриарха: разграничение епархий - дело императора. Им пришлось удовлетвориться такими объяснениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/434793/

Когда жители Бари обратились к Византийскому императору, греческий стратиг Григорий с флотом отплыл из Отранто и взял город под охрану. Обрадованный папа Иоанн VIII тут же написал Македонянину письмо, в котором горячо благодарил того за помощь Римской церкви и просил выделить корабли для охраны морских вод Западной Италии 66 . В эти годы Византийский царь пожинал плоды своей блестящей стратегии. В 876 г. Василий I восстановил византийское влияние на славяно-италийско-франкской границе и назначил Венецианского дожа протоспафарием, вследствие чего Константинополь начал довлеть и над хорватскими славянами. В 877 г. императору удалось захватить часть франкской Далмации. Затем Македонянин утвердил на хорватском троне Здеслава (878–879), приславшего посольство в Константинополь. Даже военные действия с арабами на некоторое время прекратились 67 . В 876 г. Македонянин совершил еще один удачный поход против павликиан и арабов, опустошив все территории, расположенные между Тарсом и Марашем. Предпринятый сарацинами в 878 г. поход закончился их страшным поражением, и лишь в 883 г. им удалось взять некоторый реванш у греков. Война показала, что силы сторон, при очевидном стратегическом превосходстве византийцев, все еще почти равны. А потому оба противника не стремились к большим территориальным приобретениям, поставив перед собой главную задачу истощить вражеские владения. Как следствие, в эти годы пышным цветом расцвел морской разбой, причем здесь перевес наблюдался уже у мусульман – в 880 г. их быстроходные корабли дошли чуть ли не до гавани Константинополя. Перевес арабов на море самым печальным образом сказался в самые ближайшие годы 68 . Но случались и весьма чувствительные поражения, как, например, окончательная потеря Сицилии. В августе 877 г. правитель Африки Ибрахим-ибн-Ахмед, деятельный и энергичный воин, уничтожил посевы вокруг Сиракуз и осадил город с моря и суши. К несчастью, император почему-то не придал большого значения известию об этом – видимо, посчитал этот поход очередной грабительской экспедицией, не способной захватить хорошо укрепленный город; и поплатился за это. Конечно, нужно было действовать более решительно, но следует принять во внимание то, что император был вынужден выделить много судов для охраны острова Кипр, и поэтому оказался не в состоянии защитить сразу два пункта обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

L., 1969; Schlesinger W. Zur Erhebung Karls des Kahlen zum König von Lotharingen 869 in Metz//Landschaft und Geschichte: FS für F. Petri zu seinem 65. Geburtstag. Bonn, 1970. S. 454-475; Jacob A. Une lettre de Charles le Chauve au clergé de Ravenne?//RHE. 1972. Vol. 67. N 2. P. 409-422; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims, 845-882. Gen., 1975-1976. 3 vol.; Wallace-Hadrill J. M. A Carolingian Renaissance Prince: The Emperor Charles the Bald//Proc. of the British Academy. Oxf., 1978. Vol. 64. P. 155-184; idem. The Frankish Church. Oxf.; N. Y., 1983. P. 241-257; McKitterick R. The Frankish Church and the Carolingian Reforms, 789-895. L., 1977; eadem. Charles the Bald (823-877) and His Library: The Patronage of Learning//EHR. 1980. Vol. 95. N 374. P. 28-47; eadem. Manuscripts and Scriptoria in the Reign of Charles the Bald, 840-877//Giovanni Scoto nel suo tempo: L " organizzazione del sapere ina età carolingia: Atti del XXIV Convegno storico internazionale (Todi, 11-14 ottobre 1987). Spoleto, 1989. P. 201-234; Nelson J. L. Kingship, Law and Liturgy in the Political Thought of Hincmar of Reims//EHR. 1977. Vol. 92. N 363. P. 241-279; eadem. «Not Bishops " Bailiffs but Lords of the Earth»: Charles the Bald and the Problem of Sovereignty//The Church and Sovereignty, c. 590-1918: Essays in Honour of M. Wilks/Ed. D. Wood. Oxf.; Camb. (Mass.), 1991. P. 23-34; eadem. Charles the Bald. L., 1992; eadem. La mort de Charles le Chauve//Médiévales. Saint-Denis, 1996. Vol. 31. P. 53-66; Deshman R. The Exalted Servant: The Ruler Theology of the Prayerbook of Charles the Bald//Viator. Turnhout, 1980. Vol. 11. P. 385-432; Charles the Bald: Court and Kingdom: Papers Based on a Colloquium Held in London in April 1979/Ed. M. T. Gibson, J. L. Nelson. Oxf., 1981. Aldershot, 1990 2; Ward E. F. Caesar " s Wife: The Career of the Empress Judith, 819-829//Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious/Ed. P. Godman, R. Collins. Oxf., 1990. P. 205-227; Diebold W. J. Verbal, Visual, and Cultural Literacy in Medieval Art: Word and Image in the Psalter of Charles the Bald//Word and Image: A Journal of Verbal/Visual Enquiry.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

541. Гатри Д. С. 436. 542. Исследователи отмечают в Кол. отзвуки учений пифагорейцев, циников или популярной тогда стоической мысли, а также платонизма. Кроме того, философией тогда называли и мистические религии. Нельзя исключать даже иудейство, так как характеризуя фарисеев, саддукеев и ессеев, Иосиф Флавий называет их философами. К тому же в 2, 8 упоминается и «предание человеческое», что также связано с иудейством (ср. Мк. 7, 8). — cм. Brown R. P. 605, N. 14. 543. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 544. Чаще всего две фразы расцениваются как вставленные Павлом (выделены курсивом): «И Он есть глава тела Церкви» (ст. 18) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (ст. 20). — cм. Brown R. P. 603. N. 9. 545. Взято из: Данн Д.Д. С. 175. Другие варианты разбивки на строфы cм. Brown R. P. 603. 546. См. Сорокин А., прот. С. 257. 547. Brown R. E. The Introduction to the NT... 548. Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Еф. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: a)rxai/(начала, 6 раз), a)rxwn (начальник, 1), qro/noi (престолы, 1), kurio/thtej (господства, 2), e)cousi/ai (власти, 8), dunamij ((силы, 1), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (kosmokra/toroi, Еф. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). 549. Данн Д.Д. С. 176. 550. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 551. В древности строчные и прописные буквы не различались. 552. См. также Еф. 5, 21 — 6, 9; Тит. 2, 1-10; 1 Тим. 2, 1-2. 8-15; 5, 1-2; 6, 1-2 и 1 Петр. 2, 13 — 3, 7. 553. Cм. Brown R. P. 617. 554. Cм. Brown R. P. 620; Dunn J. P. 288. 555. Cм. Kümmel W.G. P. 356. 556. См. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 365.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010