Мит (гр.) – древнонародно предание за произхода и за света, за богове и герои. Митарства – извън речника: Православното учение за митарствата. Митология (гр.) – приказна, баснословна история за произхода на света, за обясняване на природни и исторически събития, за богове и герои; наука за митовете, която разглежда техния произход, значение и развитие. Митраизъм – култ кьм ечическия бог Митра, който имал широко разпространение в Римската империя и съперничел на християнството през първите векове. Митрополит (от гр. митрополия – голям областен град, т.е град майка) – епископ, който е избран или назначен да управлява дадена църковна област, именувана митрополия. Всички митрополитив БПЦ съставят Светия синод в пълен състав, а четирима от тях, избрани за по четири години, образуват постоянно присъствие или намаления състав на Св. Синод. Михаил III – византийски император, управлявал от 842 до 867 година. Син на императора-иконоборец Теофил (царувал 829–842). Встъпил на престола четиригодишен и затова до 855 г. управлявала майка му, св. царица Теодора. С възкачването им на престола в 842 г. бил свикан Константинополския събор: почитането на светите икони било възстановено, те били внесени в Божиите църкви и всички свети мъже, пострадали за иконопочитанието били върнати от заточение с големи почести. В памет на Възстановяването на иконопочитанието Църквата е установила установен особен «Чин на Православието», извършван и днес в първия неделен ден на светата Четиридесетница. Извън речника: Иконоборчество. Многобожие – виж политеизъм. Мойсеев закон – закон, даден от Мойсей на еврейския народ, който регулирал цялостния му живот (личен, семеен, обществен). Виж Старозаветен Закон. Извън речника: Св. пр. Моисей. Синайското законодателство. Мойсеево петокнижие (Тора) – сборно име на първите пет книги от Библията: Битие, Изход, Левит, Числа и Второзаконие. Извън речника: Мойсеевото петокнижие. Молитва – православна практика, в която човекът-творението общува с Бог-Творецът на всичко видимо и невидимо. В молитва християнинът възнася сърцето и ума си към Бог и прославените от Него – светиите Му. Освен със свободни благодарения, прошения и възхвала, православните християни се молят и с думите на светиите, защото четенето на техните молитви свързва човека със създателите им – псалмопевците и подвижниците. То помага молещият се да добие духовна нагласа, близка до техните въжделения и сърдечни пориви. За това, че е нужно да се молим и с чужди думи, ни е дал пример Сам Господ Иисус Христос. Неговите молитвени възгласи по време на Кръстните му страдания са стихове от псалмите ( Пс. 21:2; 30:6 ). Повечето от църковните песни в общото богослужение са по своята същност молитви, виж икос, канон и др. Виж също заамвонна молитва, молитвено правило, молитвослов, Господня молитва, Иисусова молитва, Молитва на св. Ефрем Сирин , умна молитва, молебен, лития, светилен, отпуст, панихида. Извън речника: Православен молитвослов, Нашата надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Окружное послание патриарха Фотия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 От переводчика. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг. — одна из крупнейших фигур в истории Византийской империи. Видный церковный и политический деятель, образованнейший человек, прекрасный знаток классической литературы, он проявил себя как разносторонний ученый, богослов и писатель. Рождение Фотия относят к периоду от 800 до 827 г. (современные ученые склоняются к 810 г.). Семья его отличалась знатностью, благочестием, образованностью и богатством: отец, спафарий (меченосец; придворный офицерский чин) Сергий, приходился племянником знаменитому патриарху Тарасию (784–806), восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе (787), а мать, Ирина, была в родстве с августой Феодорой, при которой состоялось окончательное торжество Православия (843). Во время гонений иконоборца императора Феофила (829–842) родители Фотия как ревностные иконопочитатели были подвергнуты анафеме и отправлены в ссылку (ок. 832/33 гг.), где и умерли. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры Фотий начинает преподавательскую деятельность в Константинополе; среди его учеников были Арефа Патрский и равноапостольный просветитель славян Константин-Кирилл. Вскоре Фотий и его братья удостаиваются высших придворных чинов: Тарасий становится патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занимает важную должность протоасикрита (начальника императорской канцелярии). В 845 (или 855) г. Фотий участвует в посольстве к халифу, отправляясь в которое он составляет знаменитое послание брату Тарасию (известное как “Мириовивлион” или “Библиотека”) —  более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. В 855–856 гг. во главе правительства, оттеснив Феодору, встает ее брат Варда (с апреля 862 г. — кесарь). Выдающийся государственный и военный деятель, покровитель наук и устроитель высшей школы в Магнавре, он не слишком считался с церковными канонами.

http://pravmir.ru/okruzhnoe-poslanie-pat...

4510 Город Едесса (нынешняя Урфа) находился в северной части Месопотамии, на реке Евфрате. – В IV в. здесь была основана святым Ефремом Сирином богословская школа. В 641 г. Едесса была покорена арабами; в 1098 г. ею овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества Едесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции. 4512 Сарацины – жители Аравии. Первоначально этим именем называлось кочующее разбойническое племя, а потом христианские писатели перенесли это название и на всех мусульман вообще. 4513 Вавилон – один из древнейших городов мира, построенный Нимродом, сыном Куша, потомком Хамовым ( Быт.10:6–10 ). Вавилон был расположен по обеим сторонам реки Евфрата, невдалеке от Персидского залива. Вавилон стоял на большом торговом пути между Индией и Финикией и потому производил самую обширную морскую и сухопутную торговлю. 4514 Голгофа – гора, находившаяся невдалеке от Иерусалима (на северо-запад от него). На этой горе был распят Господь наш Иисус Христос. Голгофа – слово еврейское и в переводе на наш язык значит «череп», «лобное место». Такое название было усвоено этой горе или потому, что она имела форму черепа, или потому, что служила у евреев местом казни. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. 4517 Императрица Феодора управляла греческой империей с 842 г. по 855 г.; сын ее Михаил (III) царствовал с 855 г. по 867 г. 4518 Несторианство основано Несторием, епископом константинопольским (епископствовал с 428 г. по 431 г.), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III вселенском соборе бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

698–705 Кирр, патр. Константинопольский. 705–710 Имп. Юстиниан II (вторично). 711–713 Имп. Филиппик. 712–716 Иоанн VI, патр. Константинопольский. 713–715 Имп. Анастасий II. 715–730 Святой Герман I, патр. Константинопольский. 715–717 Имп. Феодосии III. 717–715 Имп. Лев III Исаврянин. Имп. Лев Исаврянин начал борьбу с иконопочитанием. 730–754 Анастасий, патр. Константинопольский. 754–766 Имп. Константин V Копроним. 754–766 Константин II, патр. Константинопольский. 766–780 Никита I, патр. Константинопольский. 775–780 Имп. Лев IV Хазар. 780–797 Святой Павел IV, патр. Константинопольский. 780–806 Имп. Константин VI. 784–806 Святой Тарасий, патр. Константинопольский. Седьмой Вселенский Собор в Никее, восстановивший иконопочитание. ок. 794 Кончина святителя Иоанна, еп. Готского. 797–802 Имп-ца Ирина. 802–811 Имп. Никифор I. 806–815 Святой Никифор I, патр. Константинопольский. 811–813 Имп. Михаил I Рангав. 813–820 Имп. Лев V Армянин. 815–821 Феодот I, патр. Константинопольский. 821–837 Имп. Михаил II. Антоний I, патр. Константинопольский. 829–842 Имп. Феофил. 837–843 Иоанн VII, патр. Константинопольский. 843–847 Святой Мефодий I, патр. Константинопольский. 842–855 Святая Феодора, имп-ца. 847–858 Святой Игнатий, патр. Константинопольский. Святой Константин Философ участвовал в посольстве к Мелитинскому эмиру и имел там прения с мусульманами; по возвращении удалился на гору Олимп к своему брату монаху Мефодию. Имп. Михаил III. 858–867 Фотий, патр. Константинопольский. Хазарская миссия святых Мефодия и Константина Войска Руси под предводительством Аскольда и Дира осадили Константинополь, совершенно разорив его окрестности; после того как патр. Фотий обнес вокруг стен Константинополя Ризу Пресвятой Богородицы, осада была снята. Кн. Рюрик. ок. 863 Начало моравской миссии святых Мефодия и Константина. ок. 865 После заключения мирного договора с руссами имп. Михаил III и патр. Фотий отправили в Киев епископа и священников. Приняли крещение князья и часть народа, для которых была устроена в Киеве первая церковь в честь святого пророка Илии. Это первое известие о христианстве в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все остальное из плана Зерникава удержано в том же виде и в плане Феофанова трактата. Столь же много зависит Феофан от Зерникава и в выполнении плана. Так, история спора составлена под влиянием 1-го, 5-го, 17-го и 18-го трактатов Зерникава: часть истории этого спора, в которой говорится об отношении к вопросу об исхождении Св. Духа св. Максима мученика (рр. 831–832), могла быть написана под влиянием 1-го и 5-го трактатов 576 ; изложение спора о догмате исхождения Св. Духа, ывшего в конце VIII и начале IX веков только между самими латинянами (рр. 833–842), сделано несомненно под влиянием 5-го трактата 577 , стр. 364–365, 369–386]; рассуждение о прибавлении к символу Filioque (Theoph. pp. 842–846) написано под влиянием того же пятого трактата [стр. 390, 398–405 и 409 578 ]; история спора о данном догмате, происходившего между латинянами и греками в IX и начале X века (Theoph. pp. 846–855) изложена под влиянием первого (стр. 138–139, 150–151, 163, 165–166, 173) и пятого (стр. 405 и 412–421) трактатов 579 ; рассказ Феофана о попытке к соединению восточных христиан с западными, бывшей при папе Иннокентии III и в начале царствования императора Михаила Палеолога (Theoph. pp. 858–868), написан в некоторых своих частях по образцу семнадцатого [стр. трактата 919–921, 926, 928, 936–939, 941, 957–958 580 ]; в изложении истории лионской унии (Theoph. pp. 867–876 – написанной вообще независимо от Зерникава) на стр. 874 Феофан заимствовал из 18-го трактата Зерникава (Zoern. p. 998) сведения о булле папы Мартина, которой отлучен был от общения с церковью император Михаил Палеолог. Кроме того, изложение учения об исхождении Св. Духа, как оно раскрываемо было в V-м в. восточными отцами – Феодоритом и Кириллом александрийским (Theoph. pp. 827–831), в некоторых своих частях имеет сходство с соответствующими частями первого трактата Зерникава (стр. 74–75, 79, 89, 92–94, 97); но здесь нет ясных признаков, которые давли бы право решительно утверждать заимствование из последнего. Третья глава исследования Феофана составлена по первому трактату Зерникава: параграфы 40 и 45–59 составлены по страницам: 3, 6, 7–10, 14, 17–18, 23, 27–28, 36–37, 42, 45, 47–53, 57–58, 72–74, 79, 81, 109, 116–117, 122–123, 125–126, 128–132 581 , а параграфы 68-й и 70-й по страницам: 20, 22, 28, 70, 74, 78 и 90–92 582 почти с полным соблюдением порядка мыслей, изложенных на тех и других страницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

    Геннадий, патриарх цареградский, и Киприан, еп. карфагенский, писатели. О Геннадий см. Филарета учение об отцах § 228, о Киприане § 57—60. В Деяния св. (Sepm IV, 191—348) обширное исследование о св. Киприане. Сентябрь     Начало индикта. «Неизвестно, говорит Петавий (de doctrina temporum. lib. XI. с. 41), с какого времени начался индикт с 1 сентября и началось ли прежде счисление с VIII календ октября (т. е. с 24 сентября)... Тройственный обыкновенно различается индикт: константинопольский с 1 сентября, цесарский с VIII календ октября (24 сент.), первосвященнический или римский с 1 января. Второй из них называют Константиновым, но в век ли Константина начался индикт с 24 сентября, для нас нет еще достаточных доказательских. Начало слова: индикт, также не известно; известно только, что индикта суть не что иное, как подати, коих мера (канон) ежегодно показывалась». Установление индикта приписывают Августу.     Миасинская икона Божией Матери. Из жития св. Акакия видно, что в 18 поприщах или стадиях от Мелитины армянской была прекрасная равнина, называемая Миасини (Μιασινοι), по которой протекала река Азур, наполнявшая местность озерами; на одном из таких прекрасных мест св. Акакий, разрушив идольские капища, создал церковь и обитель во Имя Богоматери в 5 веке в здесь совершались многие чудеса силою Богоматери. В царствование первого царя иконоборца Льва Исавра (716—741) св. икона Божией Матери, по страху от иконооборцев, повержена была в озеро, но в царствование благоверного Михаила (842—867) и матери его Феодоры она сама явилась из глубины озера совершенно неврежденною и обретена 1 сентября. Это событие праздновалось даже в Константинополе в халкиритийском храме Богоматери (недалеко от Софии). Время обретения иконы в рукописных и печатных славянских святцах XVII в. означено годом 6364 во дни царя Михаила и Феодоры. Так как в исторической летописи печатных святцев XVII в. от С. М. до X. Р. чаще считается 5500, чем 5508 лет; то здесь должно разуметь 864, а не 856 год от Р. X. Феодора царица в сие время (с 855 по 867 г.) вела частную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Иконопочитание в семье имп. Феофила. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII - XIII вв. (Matrit. gr. 26 - 2. fol. 44v) Усиление гонений против иконопочитателей при имп. Феофиле стало последним всплеском иконоборчества; после катастрофы 838 г. были окончательно развенчаны представления о связи этой доктрины с военными успехами империи, сложившиеся в военных кругах со времен Исаврийской династии. Иконопочитание, несмотря на политику новых императоров-иконоборцев, было широко распространено в обществе и тайно сохранялось в правящей семье. Вскоре после смерти имп. Феофила его вдова св. Феодора возглавила правительство при малолетнем имп. Михаиле III (842-867). Патриарх Иоанн Грамматик, воспитатель Феофила и идеолог иконоборчества, был низложен и сослан; К-польскую кафедру занял свт. Мефодий . 11 марта 843 г. Феодора созвала Поместный Собор в К-поле, на к-ром были подтверждены решения VII Вселенского Собора о восстановлении иконопочитания. Это событие, воспринятое как окончательная победа над последней грозной ересью, празднуется с тех пор в правосл. Церкви как Торжество Православия. V. Правление Македонской династии (867-1056) традиционно считается эпохой «классической» Византии. Политика августы св. Феодоры и ее министра патрикия Феоктиста, несмотря на общее согласие с восстановлением иконопочитания, вызывала недовольство в военных кругах. Это привело к убийству Феоктиста (855) и отстранению св. Феодоры (856); во главе правительства встал юный имп. Михаил III, но реальная власть перешла к его дяде Варде, брату Феодоры. Патриарх свт. Игнатий, сторонник императрицы, в 858 г. был смещен с престола и сослан. На его место был поставлен свт. Фотий . В дальнейшем противостояние Патриархов Игнатия и Фотия вылилось во внутрицерковный конфликт, к-рый растянулся более чем на полвека и был осложнен вмешательством в него Римских пап. Несмотря на достаточно уверенное правление в течение ряда лет, возрождение высшей школы в столице (т.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Идеи и аргументы Никиты проникли на Русь посредством сочинений прп. Максима Грека. Упоминание Табари о Никите показывает, что слава о нём достигла даже арабов, впрочем, не как вполне состоявшегося полемиста, а как несостоявшегося миссионера. Рассмотрение биографии автора «Опровержения Корана», самого сочинения и особенностей перевода коранического текста может быть очень ценно в контексте современного христиано-мусульманского диалога.   Никита Византийский О жизни Никиты, видного византийского полемиста, известно очень мало. Время расцвета деятельности Никиты приходится на правление Михаила III (842-867) . Никита был светским лицом, близким ко двору, имел титул патрикия. Почётные наименования «Философа» и «Дидаскала», а также способ изложения и подачи материала говорят в пользу того, что Никита был преподавателем философии и диалектики в знаменитой Константинопольской школе . Около 856 г. по поручению императора Никита осуществил монументальное опровержение Корана и ислама в целом, которое произвело большое впечатление на современников. Никите также приписываются два письма, написанные в ответ на мусульманское послание Михаилу III с критикой христианства. Эта слава стала причиной довольно неприятного инцидента в жизни константинопольского дидаскала. После побед 855-856 гг. Михаил III предпринял меры по возвращению в христианство жителей отвоёванных земель. Арабский историк Табари упоминает эпизод под 859 г., когда жители города Лулуа обратились к императору с просьбой прислать им миссионера для их перехода в христианство. Выбор остановился на уже известном полемисте, который на то время, безусловно, был первым знатоком ислама в Константинополе. В Лулуа был послан патрикий Никита, которого мусульмане перехватили и тайно переправили в Багдад. Миссионер пробыл в плену недолго: император обменял его на тысячу пленных арабов . Вернувшись в Константинополь, Никита продолжил свои полемические труды, но уже на другом поприще. По случаю конфликта с латинянами, случившегося в Болгарии, между 866 и 870 годами Никита по просьбе уже императора Василия I (867-886) составил «силлогические главы» против учения о filioque. Очевидно, Никита был в близких отношениях со свт. Фотием, аргументы которого он использует в своей работе. Около 877 г. Никита, вероятно, по просьбе свт. Фотия, отвечает на адресованное святителю второе письмо армянского монофизитского богослова Сахака (на первое письмо патриарх ответил лично).

http://bogoslov.ru/article/406936

842. Греч. «о подвизающихся за добродетель». 843. Греч. «и посещает их». 844. Пс.33:16. 845. Или «цель Господня». Греч. «держава Господня» (в соответствии с чтением Септуагинты). 846. Пс.24:14 (Пешитта). 847. На этом кончается цитата из псалма в греч. переводе преп. Исаака. Следующая фраза отсутствует. 848. Пс.90:10–12 (с сокращениями). 849. Здесь кончается фраза в греч. тексте. 850. Греч. «второй способ». 851. Греч. «Ибо насколько возрастает в душе вожделение, настолько же воспламеняется и тот пес, который есть естественная ревность о добродетели». 852. Греч. «Первая же причина охлаждения ее». 853. Букв. «некий помысел уверенности (дерзости)». Греч. «некий помысел превозношения и дерзости». 854. Греч. «надеется, помышляет и воображает человек». 855. Букв. «и отсюда». 856. Или «светозарность», «просветленность». 857. Греч. «помрачается чистота того озарения и святого знания, которое в душе». 858. В рукописи British Library, Add.14633 добавлено на полях: «О чрево, госпожа пороков!» Именно этому чтению следует греч. перевод, в котором данное место читается так: «или слишком часто беседует он с миром и похотями его, или от чрева, госпожи всех пороков». 859. Сир. hawna (anoza. Слово (anoza имеет два значения: 1) кормчий, штурман, капитан; 2) беглец, беглый раб. В греч. переводе — o drapeteuon (беглец). 860. Сир. qubarnita является калькой с греч. kybernetes (капитан, кормчий). 861. Букв. «при мягком дуновении ветра сзади». 862. Греч. «И если следует сказать коротко, подобен ум беглеца, когда бы ни встречался он с миром, кормчему, в тишине двигавшемуся по морю, и вдруг наскочившему на камни и потерпевшему кораблекрушение. Богу же нашему слава, держава, честь и великолепие во веки. Аминь» 863. Букв. «Вопросы о разных вещах». 864. Или «узнавать», «познавать». 865. Сир. (apyuta. См. примеч. 89 к Беседе 1. 866. Или «подвига». 867. Или «испытаниям». 868. Букв. «плодам года». 869. Букв. «полезными для наслаждения». 870. Или «о любви Божией». 871. Букв. «пересказу Писания». Возможно, речь идет о распространенной в раннехристианском монашестве практике заучивания наизусть текстов Священного Писания.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

825 Писательница, урожд. Кубе. Сконч. в 1868 г. Муж ее, известный писатель–археолог и беллетрист, действ. стат. сов. Александр Фомич Вельтман сконч. в 1870 г. 827 Статья и была напечатана в этом журнале за 1862 г. ч. XXI. стр. 165 и дал. под заглавием: «О первоначальном народном обучении». 828 Под заглавием: «О положении духовенства в отношении к народному образованию». См. Прав. Обозр. за 1862 г. т. VII, 1, стр. 1–9. 831 Срав. об этом подробнее в Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета т. V, стран. 182–186 (Москва, 1887), в «Письме митроп. Филарета к Московскому генерал-губернатору П.А. Тучкову». Здесь (стр. 185) можно видеть и ссылку на журнал Светочь. 832 Иаков Кротков с 1855 по 1870 г. архим. Данил. мон. в Москве, потом еписк. Муром. в 1884: г. ув. на покой в Моск. Донск. монаст. Ок. 1 дек. 1885 г. 836 Толкование воскресных чтений из Апостола. На греч. яз., Москва, 1805 г.; в русском переводе. Москва, 1809. 841 «Вашего» в том смысле, что А.В. Горский, по рукоположении в сан священства, причислен был к Московскому Архангельскому собору. 842 Университетов, средних и низших учебных заведений ведомства министерства Народного просвещения Комиссия, делавшая эти «замечания», состояла из архим. Саввы и профессоров И.С. Делицына, А.В. Горского и В.Д. Кудрявцева. 845 Статья А.В. Горского. Напечатана была в Прибавл. к Твор. Св. Отцов за 1862 г. ч. XXI, стр. 133 и дал. 846 Сем. Серг. Владимирскому, после прот. ц. Смолен. Бож. М. († в 1888), заведовавшему изданием академического журнала в Москве. 851 Как видно из одного, выше приведенного письма о. архим. Игнатия, разумеется оставление монастырских и церковных имуществ в ведении Св. Синода согласно мнению митроп. Филарета. 855 А.Н. Муравьев писал крайне неразборчиво, на что жаловался и митрополит Филарет, бывший с ним в переписке. 867 Бухареве, в 1861 году вышедшем из состава Спб. духовно-цензурного Комитета и поселившемся в Никитском монастыре в г. Переяславле, Владимирской губернии, в числе братства. 878 Священнику, духовнику, человеку замечательно высокой жизни и высокочтимому всеми, знавшими его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010